Неписаные нормы международного права. Неписанные законы тверже писанных

Называют «Домом Аллаха », и присутствующий в этом доме человек является гостем Всевышнего, а потому в гостях надо вести себя подобающим образом. Обратимся к некоторым правилам, неписаным нормам, следовать которым должны все находящиеся в мечети люди. Человек, входящий в храм, должен совершить ритуальное омовение и быть в чистой, опрятной одежде. Прежде всего необходимо помнить, что входят в храм правой ногой, а покидают его – левой. По прибытии в мечеть произносят «Бисмиллах! » и читают ду’а, прося у Всевышнего милости и милосердия.

Достойно вознаграждения и то обстоятельство, что вступающий в мечеть мысленно провозглашает ният-намерение участвовать в коллективном намазе или прочитать намаз в одиночестве ради довольствия Аллаха Та’аля, почитать Коран, поразмышлять о своей жизни, подать милостыню. Вступающий в мечеть обретает душевное спокойствие, безмятежность, чувство уважения и умиротворенности охватывают его душу, так как он является гостем Всевышнего. Чтение намаза в мечети считается сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Данный намаз, состоящий из двух рака’атов, называется «Тахийят аль-масджид» (букв. «Приветствие, поклонение мечети »).

После чего следует обратиться с приветствием к людям, находящимся в мечети. А в том случае, когда в помещении нет никого, необходимо приветствовать себя и всех в Аллаха Та’аля, которые находятся вне храма. Затем следует присесть в свободном месте и произнести зикры Всевышнему. Существует мнение, что в мечети нельзя говорить о мирском, обсуждать бытовые проблемы. Высказываются суждения о том, что это даже греховно.

На наш взгляд, особого греха в таких речах нет, но они здесь явно неуместны. Не к месту здесь также вести переговоры о торговых делах, заключать сделки. В Доме Аллаха не принято повышать голос, являться сюда с вооружением, а также заниматься посторонними делами. Помимо чтения намаза-поклонения Всевышнему здесь разрешено лишь обучение основ Ислама. Категорически не допускается являться в храм в грязной обуви и одежде, плеваться и сорить. Не дозволяется заходить в мечеть душевнобольным, больным, страдающим заразными болезнями, лицам, которые источают неприятные запахи, а также тем, кто накануне употреблял в пищу лук или чеснок.

Нельзя становиться на намаз в задних рядах, когда не заполнены передние ряды и это считается макрухом-порицаемым. Ряды молящихся должны быть плотными, плечо в плечо. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) его сподвижники становились столь тесно, что их одеяния изнашивалась в области предплечья. Чтение намаза-сунны когда имам поднялся на минбар во время пятничного намаза считается макрухом. Также порицаются посторонние разговоры между сунной и фардом. Не принято приводить с собой в мечеть маленьких детей, особенно младенцев и это считается харамом. Достойно порицания и пробежка в мечеть, с целью чтобы успеть на намаз.

В храме не принято просить подаяние. Покидая Дом Аллаха, принято читать ду’а и просить Всевышнего помощи в ваших делах.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

Полезная информация? Сделайте репост!

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

21. Нормы социального поведения

Социальными нормами принято называть руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы имеют различия по основанию – содержанию, сферам действия, форме санкционирования, механизмам распространения, социально-психологическим механизмам действия. Нормы выработаны в результате развития общества и закреплены в словесных конструкциях, сводах законов, кодексах, уставах, нормативных актах. Они распадаются на две большие группы – устные (неписаные) и писаные. Социальные нормы могут различаться в социуме в целом и в отдельной социальной группе. Существуют писаные и неписаные нормы, характерные для всего человечества, существуют нормы, употребимые только в каком-то сообществе и неприемлемые для других сообществ или всего человечества. Такие нормы называются групповыми (например, нормы воровского мира, нормы студенческих братств и т. п.).

Главными являются этические и моральные нормы. Этические нормы включают в себя абсолютные принципы, т. е. добро и зло, и идеалы справедливости, моральные нормы представляют собой неписаные правила человеческого общежития.

К религиозным нормам относятся установления и правила поведения в разных конфессиях, по распространенности и значимости они близки морально-этическим нормам.

Социальное поведение регулируют также не обязательные для исполнения, но веками выполняемые ритуалы – конвенциональные нормы поведения, которые, согласно С. И. Королеву, опираются на три принципа: общепринятую условность действия; общественную значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; особую цель ритуала. «Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления».

Необязательный характер носят для социума нормы ограниченных социальных групп, они обязательны только для членов этих групп. Это могут быть как формальные, так и неформальные группы. Такие нормы согласно М. И. Бобневой отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условий и целей.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Pеальные формы социального поведения. Л. С. Выготский В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характером и всегда нуждается в

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

13. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное, отклоняющееся или девиантное поведение. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности, неблагоприятной ситуации и

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Изменение поведения в результате социального научения Теоретики научения, в том числе покойный Б. Ф. Скиннер, долгое время отстаивали идею о том, что ситуационные стимулы - окружающие нас события - напрямую влияют на наше поведение одним из двух способов. Будучи

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Особенности социального поведения импульсивность; слабый поведенческий контроль; потребность в психическом возбуждении; безответственность; проблемное поведение в детстве; антисоциальное поведение во взрослой

Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения Психопатическая личность выделяется на фоне обычных преступников. Поведение психопата отличается большей агрессивностью и импульсивностью, а эмоциональные реакции - поверхностностью. Но основным

Из книги Застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения 1. William McCord & Joan McCord (1964). The Psychopath: An Essay on the Criminal Mind. Princeton, NJ: Van Nostrand, p. 51.2. Playboy, May 1977, p. 80.3. McCord & McCord (1964), p. 9.4. Diabolical Minds. NBC, November 3,1991. Это был специальный выпуск телепередачи Unsolved Mysteries.5. Ann Rule (1988). Small Sacrifices.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Из книги Все тупые, кроме нас! Психология мирового бизнеса автора Шевченко Сергей

10. Развивайте в себе навыки социального поведения Пытаясь проникнуть во внутренний мир застенчивого, мы выяснили, что такой человек стремится избежать ответственности, во-первых, за вступление в социальный контакт и, во-вторых, за поддержание в рабочем состоянии

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

3.1. Нормы и правила поведения Если говорить о поведении людей, то «нормальное» и «правильное» совсем не означает «оптимальное» или «верное». Скорее «принятое». Так вести себя просто договорились!3.1.1. Истоки этикета Выдерживай и воздерживайся. Эпиктет Пусть первым

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Из книги автора

Определение нормы Основная функция Системы 1 - отслеживание и обновление вашей личной модели окружающего мира, описывающей, что в нем нормально. Модель строится на ассоциациях, связывающих идеи обстоятельств, событий, действий и последствий, с некоторой регулярностью

Из книги автора

Глава 17. Нормы поведения, позволяющие избежать нервного напряжения Некоторые привычки способствуют нервному напряжению, в то время как другие, наоборот, помогают его избежать. Необходимо ясно понимать, какие привычки требуется исключить, а какие развивать. К примеру,

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

НЕПИСАНЫЙ, ая, ое. Существующий по обычаю, закреплённый традицией. Действовать по неписаным правилам. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. Существующий по обычаю, по традиции, но не зафиксированный письменно, не утвержденный законодательно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неписаный, неписаная, неписаное, неписаные, неписаного, неписаной, неписаного, неписаных, неписаному, неписаной, неписаному, неписаным, неписаный, неписаную, неписаное, неписаные, неписаного, неписаную, неписаное, неписаных, неписаным, неписаной … Формы слов

неписаный - неп исаный (неп исаный зак он, неп исаное пр авило); но: зак он не п исан (кому) … Русский орфографический словарь

неписаный - прил … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Н. закон, обычай … Энциклопедический словарь

неписаный - ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Непи/саный закон, обычай … Словарь многих выражений

неписаный - не/пис/а/н/ый (неписаный закон) … Морфемно-орфографический словарь

Из текста одного из законов афинского правителя (архонта), законодателя и поэта Солона (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.). Античные предания причисляют Солона к се ми великим греческим мудрецам. Провел важные реформы: отмену поземельной… … Словарь крылатых слов и выражений

Неписаный закон - Разг. Естественные нормы, правила жизни, поведения и т. п. людей, не установленные государственной властью. С какой стороны ни глянь кругом виноват. Ведь честный человек, по неписаным законам, уж коли с кем разговаривает, то искренне и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Неписаный закон. Антропология права , В. В. Бочаров. В книге рассматриваются вопросы, связанные с феноменом "правового нигилизма" . Его суть в том, что повседневная жизнь граждан во многом, на самом деле, регулируется не государственным…
  • Кто такой Лу Шортино? , Оттавио Каппеллани. В мелочной лавочке дяди Миммо совершено вооруженное ограбление. При этом грабитель застрелил полицейского бригадира, а в Катании полицейских убивать никак нельзя- не то придется отвечать…


 

Возможно, будет полезно почитать: