Правовые системы их виды и особенности. Правовая система общества - понятие, основные виды правовых систем современности

В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.

Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.

Понятие правовой системы

Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.

Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.

В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.

Проблема понимания термина

Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:

  1. Понятие и структура правовой системы основывается исключительно на позитивном праве – нормативных актах государства. Никаких других элементов больше не существует.
  2. Приверженцы второго подхода утверждают, что такая система включает в себя не только позитивное право, но ещё и некоторые элементы юридической действительности, например судебную практику или идеологию права.
  3. Некоторые учёные утверждают, что правовая система – это совокупность всех явлений юридической практики во всех её формах проявления.

Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.

Признаки правовой системы

Выделяют следующие признаки правовой системы:

  1. По своей природе любая правовая система неоднородна. Что не позволяет выделить две идентичных структуры на сегодняшний день.
  2. Различие таких систем проявляется в функциональной направленности и степени авторитета права в государстве.
  3. Правовая система призвана удовлетворять основные общественные потребности или регулировать их надлежащим образом.
  4. Она координирует юридическую деятельность внутри государства.
  5. Юридические явления реализуются путём тесной взаимосвязи с правовой системой и на её основе.
  6. Правовая система – это единая, функциональная и структурированная совокупность элементов.

Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.

Элементы правовой системы

Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:


Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.

Понятие правовой семьи

Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина ("правовая семья" и "правовая система") объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения.
Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.

Классификация правовых семей

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:

  1. Романо-германская.
  2. Англосаксонская.
  3. Религиозная правовая семья.
  4. Социалистическая.
  5. Семья обычного права.

Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.

Правовая система общества

Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений.
Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология.
Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.

Правовая система и её роль в государстве

Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.

Вывод

Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.

Дата написания: 2014-04-29


Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья. Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.

Необходимо отметить, и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).

Правовая система общего права

Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: "судебная защита предшествует праву". Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах. Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.

В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние - направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.

Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.

Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии. При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности. Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более "свободен" что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.

Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем. Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы. Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.

Правовая система континентального права

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. (Рене Давид)

Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е. восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.

Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности. Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.

В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.

Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:

  • Пандектная система
  • Институционная система

В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е. применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д. Последние образовывают так называемую "Особенная часть", включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов. Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части - первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается. Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.

Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.

Религиозные и традиционные правовые системы

Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла. Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной. И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.

Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового. Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке). Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.


Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции. Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как "работающие", стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений. К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.


Подведем итоги.

В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.

Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи

  • Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
  • Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
  • Религиозные и традиционные правовые системы

В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской - закон, а в религиозных и традиционных правовых системах - доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более "обтекаемы" и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).



 

Возможно, будет полезно почитать: