Разбор несклоняемых существительных как часть речи. Имя существительное

Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

  • характеристика как части речи;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • взаимосвязь с другими членами предложения.

Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

Поэтому перед анализом следует:

  1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
  2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
  3. Отдельно разобрать каждый признак.

И лишь потом можно переходить к плану.

Последовательность разбора существительных

План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

  1. Выявляем начальную форму;
  2. Определяем постоянные признаки:
  • собственное или нарицательное;
  • неодушевлённое или одушевлённое;
  • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).

      Постоянные признаки:

    а) собственное или нарицательное;

    б) одушевлённое или неодушевлённое;

    г) склонение.

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя существительное так:

    Река протекает с севера на юг.

    I. С севера –сущ.

    II.1. Н. ф. –север,

    2.а)нариц.;

    б)неодуш.;

    г) 2-е скл.

    3. а) в Р.п.;

    б) в ед.ч..

    III. Протекает (откуда?) с севера .

    35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

    I. Часть речи. Общее значение.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).

      Постоянные признаки: (пока не знаешь)

    3. Непостоянные признаки:

    в) род (в ед.ч.)

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя прилагательное так:

    На тонких ветках берёзки сверкал иней.

    I.Тонких –прилаг.

    II.1. Н. ф. – тонкий,

    3. а) в П.п.;

    б) во мн.ч..

    III. На ветках (каких?) тонких .

    36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).

    I. Часть речи.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (неопределённая форма).

      Постоянные признаки:

    б) спряжение.

    3. Непостоянные признаки:

    в) лицо (если есть),

    г) род (если есть).

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай глагол так:

    Сгущаются сумерки.

    I. Сгущаются – глаг.

    II.1. Н. ф. – сгущаться,

    2.а) несов. вид,

    3. а) во мн.ч..;

    б) в наст.вр.,

    в) в 3-м лице.

    III. Сумерки (что делают?) сгущаются .

    37. Разбор предложения по частям речи.

    Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

    пр. прил. сущ. гл. прил.

    Делай так : С высоких гор побежали звонкие

    Запомни:

    Часть речи

    Обозначает

    Отвечает на вопросы

    Имя существительное

    Самостоятельные части речи

    Конкретные предметы (дверь, окно),

    Живые существа (человек, птица, зверь),

    Явления природы (слякоть, снег, ветер),

    События (праздник, поход),

    Процесс действия (бег, рост),

    Абстрактные понятия (доброта, дружба)

    кто? что?

    Имя прилагательное

    признак предмета

    какой? какая? какое? какие? чей?

    Глагол

    действие предмета

    что делает?

    что сделает?

    Наречие

    признак действия, другого признака

    когда?

    почему?

    Местоимение

    какой?

    сколько?

    Числительное

    количество,

    порядок при счете

    сколько?

    какой?

    какая?

    какое?

    какие?

    Союз

    Служебные части речи

    связывает слова и предложения

    Предлог

    связь с другими словами

    Частица

    дополнитель-ный смысл в предложении

    Междодометие

    выражает различные чувства

    План разбора имени существительного

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлённое или неодушевлённое;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам);
    2 падеж.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

    Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

    Образцы разбора имён существительных

    В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

    (В) поезде

    1. в чём?
    2. Н. ф. - поезд .
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    (шедшем) (из) Петербурга

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. - Петербург .
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (шедшем) (в) Москву

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. - Москва .
      А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (ехал) в отделении

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. - отделение .
      А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
    3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

    (в отделении) (для) курящих

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. - курящий .
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
    3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

    (ехал) поручик

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. - поручик .
      А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    3. В предложении выполняет роль приложения.

    (ехал) Климов

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. - Климов .
      А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
      Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
    3. В предложении выполняет роль подлежащего.

    Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

    • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
    • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

    Порядок разбора слова как части речи

    Разбор имени существительного

    1. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
    2. Род. Склонение.
    3. Падеж. Число.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Охотник увидел белку.

    1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .

    Образец записи

    Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

    Разбор имени прилагательного

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
    3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Расцвела душистая черёмуха.

    1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .

    Образец записи

    Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

    Разбор глагола

    1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
    2. Начальная форма (неопределённая форма).
    3. Спряжение.
    4. Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Летят перелётные птицы.

    1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.

    Образец записи

    Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

    Разбор местоимения

    1. Часть речи. На что указывает.
    2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    3. Лицо, число, падеж.
    4. Роль в предложении.

    Устный разбор

    Я рисую море.

    1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.

    Образец записи

    Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.

    Разбор предложения по частям речи

    Образец письменного разбора:

    Памятка 2

    Звуко-буквенный разбор слова

    1. Произнеси слово.
    2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
    3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
      • если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
      • если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
    4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
    5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

    Устный разбор слова шляпа

    В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.

    Произношу каждый звук и называю его признаки:

    [ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;

    [л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;

    [а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;

    [п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;

    [а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».

    В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.

    Письменный разбор слова «ёлка»

    В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].

    Памятка 3

    Как подготовиться к изложению

    1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
    7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.

    После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

    Памятка 4

    Как подготовиться к составлению повествовательного текста

    1. Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
    2. Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
    3. Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
    4. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
    5. Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
    6. Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
    7. Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).

    Памятка 5

    Как подготовиться к составлению описательного текста

    1. Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
    2. Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
    3. Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
    4. Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

    Памятка 6

    Как подготовиться к составлению текста-рассуждения

    1. Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
    2. Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
    3. Подведите итог рассуждению.

    1. Назови часть речи.

    2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)

    3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.

    4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)

    Пример: На поляну выбежал заяц.

    (На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,

    ед.ч., П.п., обстоят.

    Морфологический разбор имени прилагательного

    1. Назови часть речи.

    2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).

    3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

    4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

    род (не по нач. форме)

    5. Укажи, каким членом предложения является.

    Пример: За высоким забором стоял дом.

    (За) высоким (забором) – прил., высокий,

    качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.

    Обращение.

    Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

    На письме обращение выделяется запятыми.

    Например:

    Колобок , спой свою песенку еще разок.

    Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.

    Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!

    В добрый путь вам , господа.

    Обращение не является членом предложения .

    Слова с удвоенными согласными.

    ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.

    КК – хоккей, аккуратный, аккорд.

    ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.

    ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.

    ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма

    НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.

    СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.

    РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.

    ББ – суббота.

    Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце

      существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь

      наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж

      глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь

      глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте

      глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь

    Не пишете ь

      в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить

      у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ

      у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ

      прилагательных в краткой форме: могуч

    Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота

    Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу

    Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать

    Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой

    Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных

    В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.

    Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);

    В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы

    Сложные слова

    Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.



     

    Возможно, будет полезно почитать: