Увольнение по ошм - консультации юристов. Увольнение по ошм Все про увольнение офицера по ошм

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Увольнение по ОШМ: что мне будет положено?

Здравствуйте. Звание ст.прапорщик, продолжительность службы 14,5 лет (из них 2 года срочной службы), служба в районе крайнего севера, стою в очереди на жильё на СПб. В часть пришли ОШМ, моя должность станет сержантской, планирую увольняться по ОШМ. Подскажите, пожалуйста: что мне будет положено при увольнении, положена ли будет квартира? Слышал что выведут за штат до . На какой срок это осуществляется?

Ответы юристов

Лучший ответ

Агибалов Иван Иванович (22.12.2015 в 11:48:39)

Здравствуйте. Здравствуйте. В соответствии со статьями 15 и 23 "О статусе военнослужащих": Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. Согласно Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) «Вопросы прохождения военной службы»: 17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если Вашем случае увольнение происходит по такому основанию, как организационно-штатные мероприятия, то Вы не подлежите увольнению и исключению из списков, до тех пор, пока Вам не будет предоставлено жилое помещение или жилищная субсидия. Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!

Аноним (23.12.2015 в 11:52:48)

Лучший ответ

Алексей Владимирович (22.12.2015 в 11:52:09)

4) обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

5) предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими и физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года).

Аноним (23.12.2015 в 11:53:06)

Спасибо за ответ.Подскажите пожалуйста. ОШМ ещё не провели,меня на 4 месяца отправляют в командировку,могут ли меня без моего согласия поставить на ниже стоящую должность(есть ли какие-то временные рамки когда ты можешь согласиться или отказаться от предлагаемой должности или в моё отсутствие в/ч не имеет права на действия связанные с моей должностью)

Выполнить досрочное увольнение военнослужащих из рядов ВС РФ просто так нельзя. Обычно действие осуществляется в результате проведения организационно-штатных мероприятий, которые сокращенно называются ОШМ, или в результате состояния здоровья человека. Порядок проведения процедуры зафиксирован ФЗ № 117 «О воинской обязанности и военной службе». О том, как происходит увольнение военнослужащего по состоянию здоровьяиз рядов ВС РФ, об особенностях прекращения контракта в результате организационно-штатных мероприятий поговорим далее.

Увольнение военнослужащего по болезни предполагает в первую очередь прохождение военно-врачебной комиссии. Обращение к ней осуществляется, если присутствуют хронические заболевания или во время службы были получены травмы и ранения. Обследование проводится в рамках стационара. Во внимание принимается история болезни военнослужащего. На основании изученных данных выносится решение, которое оформляется в виде заключения ВВК. Если комиссия решила, что военнослужащий не может продолжать службу, информация отражается в протоколе.

Заключение выдается на руки гражданину. На основании документа можно написать рапорт об увольнении. Когда решение будет вынесено, лицо освободят от занимаемой должности. Процедура выполняется в течение месяца.

Происходит прекращение контракта. Действие осуществляется с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Гражданин имеет право на единовременные выплаты и социальные льготы. Если лицу была присвоена группа инвалидности в результате утраты здоровья, возможно назначение пенсии по инвалидности.

Размер выплатыпри увольнении зависит от выслуги лет. Если выслуга 20 и более лет, пособие исчисляется семью окладами. Дополнительно предоставляется обязательное денежное содержание при замещении должности. Размер выплаты- 1 месячный оклад. Если выслуга при увольнении составляет 20 и более лет, предоставляется дополнительная компенсация. Размер выплаты равен вещевому материальному обеспечению за последний год. Если группа инвалидности была присвоена лицу, получившему травму во время выполнения служебных обязанностей, предоставляется медицинская страховая компенсация. Величина ее варьируется от 500 тыс. до 2 млн руб. (зависит от степени нанесения вреда здоровью). Если травма была получена во время прохождения военных сборов, страховые выплаты составят от 250 тыс. до 1 млн руб.

Компенсация предоставляется только военнослужащим, которые получили военную травму и были занесены в категорию Д. Это означает полную непригодность к последующему несению службы. Если была присвоена категория В, компенсации не предоставляются.

Если присвоена группа инвалидности, компенсация будет назначена вне зависимости от других выплат. Если ограничение по здоровью отсутствует, при увольнении размер премии составит 50000 руб.

При увольнении в результате болезни и присвоении группы инвалидности назначается ежемесячное пособие в размере:

  • 2800 руб.-3-я группа;
  • 7000 руб.-2-я группа;
  • 14000 руб.-1-я группа.

Комиссовать по болезни могут сразу после постановления комиссии том, что продолжение военной службы невозможно по состоянию здоровья. Чтобы получить страховую выплату, нужно подать заявление в военкомат. Действие осуществляется в течение месяца с момента увольнения. Дата проставляется в военном билете военнослужащего.

Если военнослужащего увольняют в результате ОШМ

Закон позволяет осуществить увольнение военнослужащего по ОШМ.

Процедура должна выполняться с соблюдением следующих условий:

  • закон позволяет осуществлять службу и оставаться в распоряжении командира, не имея занимаемой должности, в течение 6 месяцев;
  • увольнение военнослужащего по ОШМ может осуществляться в результате сокращения или отсутствия должности в штатном расписании;
  • уволить могут в случае, если военнослужащий отказался переводиться на высшие или низшие должности или его статус изменился.

Также должен соблюдаться порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям. Когда установленный законом срок завершится, гражданину направляется приказ о досрочном увольнении.

Если лицо прекращает службу в результате проведения организационно-штатных мероприятий, можно претендовать на получение ряда единовременных выплат и компенсаций, зависящих от величины оклада. Если лицо до увольнения прослужило больше 10 лет, оно может получить жилплощадь или денежную выплату на покупку помещения.

Право присутствует только у лиц, которые в течение службы не получали от МО РФ недвижимость в собственность.

Если офицеру или солдату выплачивается компенсация стоимости жилья, во внимание принимается районный коэффициент в цене 1 кв. м.Разбираясь, как уволиться из армии по ОШМ или по состоянию здоровья в 2019 году, нужно помнить о возможности получения ежемесячных соцпособий, единовременных выплат или оклада. В первую очередь предоставляется единовременная компенсация. Размер исчисляется в зависимости от занимаемого звания на момент увольнения, величины оклада и количества времени, которое лицо прослужило в вооруженных силах РФ. Если воинский стаж больше 15 лет, размер соцпособия составляет 40% отразмера оклада на момент увольнения.

Дополнительно предоставляется прибавка. Она начисляется каждый последующий год. Размер прибавки к пособию военного составляет 3%. Получать выплаты можно в течение 5 лет, если лицо попало под сокращение. Если выслуга лет до увольнения меньше 15 лет, выплаты предоставляются в размере последнего оклада, но в течение года с момента увольнения. Пособие индексируется единовременно. Процедура выполняется в зависимости от действующих нормативов, установленных Пенсионным фондом РФ. Если лицо вновь устраивается на военную службу до истечения указанных сроков, предоставление социальных пособий прекращается с момента трудоустройства.

Аналогичное правило действует, если лицо начинает работать с сохранением воинского звания в следующих организациях:

  • таможенной службе;
  • МВД РФ;
  • налоговой службе.

Когда подписан приказ об увольнении военнослужащего, кадровый отдел в подразделении предоставляет данные в пенсионное отделение. Информация об окладе и иные данныепоступают по месту регистрации гражданина. Чтобы получать ежемесячное перечисление по увольнению, военнослужащему потребуется обратиться в ПФ РФ и представить документы установленного образца. Денежные средства перечисляются на расчетный счет.

Жизнь всегда готовит нам сюрпризы, которые не всегда можно предусмотреть и/или реально оценить. Не редко такие ситуации могут и заставляют задуматься о том, чтобы воспользоваться такой возможностью, как проведение организационно-штатного мероприятия для молодых людей, которые служат в армии. Стоит отметить, что такая возможность дает шанс такому срочнику решить форс-мажорные ситуации и проблемы личного характера. А о том, каким образом получить такую возможность и какие есть особенности данного процесса поговорим детальнее в данной статье нашего официального ресурса.

Что же такое ОШМ?

Организационно штатное мероприятие (ОШМ ) является комплексом мер, которые могут предусмотреть оправданное в законе про реорганизацию и ликвидацию относительно структур, которые являются основополагающими относительно срочной и контрактной службы относительно вооруженных сил Российской Федерации. Именно они ставят за свою цель усовершенствование структур организации, а также приятие комплекса мер, которые помогут упростить и значительно облегчить процедуру увольнения служащего относительно той или иной соответствующей причины. Стоит отметить, что данный метод не только получил свое широкое распространение в современных военных структурах нашей страны. При этом служебно должностные статусы различных работников кардинально меняются.

В результате ОШМ в армии происходит полное изменение численности, как персонала, так и различных должностей, относительно указанной выше проблематики. Так, что в порядке увольнения в трудовой книжке и личном деле будут записи об увольнении в следствии ОШМ, что вполне закономерно и логично относительно указанного выше в данной статье процесса.

Возможно ли практика увольнения в порядке прохождения военной службы?

В принципе такое практикуется в реальной жизни, при этом данная практика полностью соответствует закону. Ведь ее определяет ТК и разнообразные отрасли закона, которые касаются армии, а именно положения о порядке прохождения военных служб, что достаточно закономерно объясняется положениями, которые уже указаны выше в данной статье нашего официального ресурса.

Стоит отметить тот факт, что порядок увольнения военнослужащего по ОШМ полностью соответствует общим правилам, к основным положениям которых, можно отнести следующие особенности, которые перечислены далее:

  1. Издание указа от руководств;
  2. Сотрудников ознакамливают с документацией;
  3. Оформление необходимых документов и осуществление нужных выплат.

Расторжение контрактов с военнослужащими с армии по причинам ОШМ является серьезным основанием для досрочного увольнения без очереди. Это является вполне законным и подтверждается статьей 51 №53-ФЗ закона страны. Кроме этого военнослужащие с армии, а именно: офицер или же солдат, могут получить поддержку со стороны получения особых льгот или выплат, все это детально указывается в законе, а точнее, в статье 23 №306-ФЗ закона страны.

Каковы причины увольнений по ОШМ?

Можно привести несколько реальных причин увольнения военнослужащих в армии с их должностей по причине, предусмотренной процессом ОШМ. К таким причинам можно отнести следующие основные положения (на деле их несколько больше и точный перечень в соответствующих положениях законодательства):

  1. Сокращения занимаемых должностей, при отсутствии альтернативы, которая равна занимаемой должности, или же отказы от получения должности менее оплачиваемой.
  2. Окончания периодов работы под руководством конкретных руководителей, при этом, не имея альтернативной должности или не согласие работников на менее оплачиваемые должности.

Так, же может возникнуть и такие ситуации, в которых для служащих в армии организовывается порядок перевода на гражданские должности, такое возможно при проведении ОШМ. Но стоит заметить, что пребывание на такой должности может длиться не больше полгода. Для получения полной информации можно обратиться к статье 23 №53-ФЗ закона страны.

В том случаи если военнослужащим в армии не были предоставлены жилые квадраты до того момента, как был проведен ОШМ, то в случаи порядкового увольнения работников обязаны предоставить квартиру, как обозначено в статье 23 №53-ФЗ закона страны.
Порядок увольнения при проведении ОШМ касается лишь тех военнослужащих в армии, которые работаю при помощи контракта. Очень часто сами служащие в армии дают ходатайство об увольнениях по причинам ОШМ.

Какой же порядок увольнений по причинам ОШМ?

Стоит напомнить, что порядок увольнения по причинам ОШМ военнослужащих должна происходить лишь в случаях, при которых существует реальный контракт. В таком случаи существует несколько условий увольнений. Если хотя бы несколько условий полностью соблюдены и соответствуют закону, то служащему могут выдать письменные уведомления о увольнениях по причинам ОШМ.

Для чего необходимы льготы и компенсации военнослужащим в армии в случаи порядкового увольнения?

Это связанно с тем фактом, что ОШМ пересекает нормативные течения службы в армии , начислениях выслуги лет, выплат зарплат, именно благодаря всему этому служащие оказываются социально незащищенными.

Важно! По всем вопросам связанными с прохождением военной службы, ОШМ, выплат, звания, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните по номеру горячей юридической линии 8-800-777-32-63 , который работает на всей территории России.
Юристы по военным вопросам и адвокаты по военным вопросам , постараются проконсультировать Вас с практической точки зрения и ответят на все заданные вопросы.

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

, подполковник юстиции, заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук

Как утверждали древние, труднее всего жить в эпоху перемен. Именно такой период более десяти лет переживают военнослужащие Российской армии и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. История реформирования Вооруженных Сил России – яркий пример непродуманных, часто скоропалительных решений, преследующих интересы, далекие от интересов военнослужащих. Это путь серьезных просчетов в организации и деятельности военной организации общества. Иногда оптимальное решение удается принять не сразу. Необоснованные кадровые, организационно-штатные мероприятия (далее – ОШМ) чреваты серьезными нарушениями прав и интересов военнослужащих и членов их семей. Пример реорганизации органов безопасности России, военно-промышленного комплекса, дорожно-строительных частей и ряда других военизированных ведомств требует более вдумчивого, научно обоснованного подхода к изменениям структуры и функций важнейших государственных институтов.

Пятилетняя практика применения федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», а также Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) оставляет дискуссионными вопросы увольнения военнослужащих в связи с ОШМ.

Спорные вопросы увольнения в связи с ОШМ многократно обсуждались специалистами . Единая судебная практика по этой проблеме до настоящего времени не выработана.

Так, Кировский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление военнослужащего К. при следующих обстоятельствах. Воинская часть, где проходил службу заявитель, подлежала расформированию, в связи с чем он обратился с рапортом к командованию о досрочном увольнении с военной службы в связи с ОШМ. Однако рапорт удовлетворен не был, а заявителя вопреки его желанию назначили на равнозначную должность в другую часть, мотивировав это служебной необходимостью.

Считая свои права нарушенными, заявитель потребовал признать незаконными приказы о переводе его в другую часть и обязать ответчика представить его к увольнению с военной службы в связи с ОШМ. По мнению заявителя, в части проводились ОШМ, в связи с которыми он и был переведен в другую часть. Перевод в приказе должен был мотивироваться наличием именно ОШМ, которые являются частным случаем служебной необходимости. Мотивировка в приказе о переводе в связи со служебной необходимостью выбрана командованием для того, чтобы лишить К. возможности уволиться на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что командование действовало правомерно, поскольку инициатива на увольнение по ОШМ должна исходить от командования части. Мнение военнослужащего не имеет значения, если перевод осуществлен на равнозначную должность. Кроме того, фактически заявитель переведен в связи со служебной необходимостью, что не равнозначно переводу в связи с ОШМ.

Удовлетворяя заявление военнослужащего, суд первой инстанции указал следующее.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на труд согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализуется ими посредством прохождения военной службы.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются его условия, которые включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять обязанности военнослужащих, а также право гражданина на соблюдение его прав, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством России, определяющим статус военнослужащих.

Гарантией права на свободное распоряжение способностями к труду является право военнослужащего на увольнение по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и на соблюдение процедуры увольнения.

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения увольнение военнослужащего в связи с ОШМ может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Иных условий увольнения при указанных обстоятельствах в законе не содержится.

Судом исследована директива Министра обороны Российской Федерации, согласно которой войсковая часть, где служил заявитель, подлежала ликвидации.

Таким образом, в войсковой части заявителя действительно проходили ОШМ, а должность, занимаемая К., подлежала сокращению. Согласия на назначение на другую воинскую должность заявитель не давал. Следовательно, налицо все условия, в соответствии с которыми заявитель подлежал увольнению с военной службы. Обязанность представить его к увольнению лежала на ответчике.

По указанным основаниям суд посчитал незаконными отказ ответчика в удовлетворении требований К. о представлении документов на его увольнение с военной службы в связи с ОШМ, а также приказы о переводе заявителя на равнозначную должность в другую часть.

Заявление ответчика о том, что перевод К. на равную должность произведен не в связи с ОШМ, а в связи со служебной необходимостью, суд признал несостоятельным, указав, что войсковая часть подлежала ликвидации и соответственно должность К. сокращалась. Дата служебного перемещения заявителя совпадает с периодом ОШМ.

При таких условиях суд посчитал, что служебная необходимость перемещения заявителя на равную должность вызвана именно проведением ОШМ.

Суд признал необоснованным заявление представителя ответчика и о том, что увольнение военнослужащих в связи с ОШМ производится вне зависимости от их желания продолжать службу или уволиться. Данная позиция основана на пп. 1 и 2 ст. 15 Положения, согласно которым военнослужащий без его согласия может быть переведен по служебной необходимости на равную должность. Вместе с тем, как видно из разд. VII Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разд. VIII Положения, вопросы увольнения всецело урегулированы нормами соответствующих разделов и прямо предусматривают отсутствие согласия военнослужащего с назначением на любую другую должность, т. е. высшую, равную или низшую. Законодатель установил отсылки к нормам иных разделов (например, п. 1 ст. 50, пп. 4 и 5 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако в данном случае никаких отсылок не сделано, в том числе и к нормам ст. 15 Положения. Суд сделал вывод о том, что норма, на которую ссылался ответчик, не применима в данном случае, в связи с чем обязал ответчика представить в установленном порядке документы на увольнение К. с военной службы в связи с ОШМ . Аналогичное решение принято тем же судом по гражданскому делу по заявлению Г.

Оба судебных решения оставлены в силе судом второй инстанции. При этом кассационная инстанция подтвердила в определении, что при проведении ОШМ назначение военнослужащего на другую должность, в том числе и равную, возможно только при его согласии .

Подобные решения принимались судами и ранее .

Между тем в последнее время получила распространение иная позиция. В частности, решением Кировского гарнизонного военного суда от 12 марта 2004 г. военнослужащему Л. отказано в удовлетворении заявления об увольнении в связи с ОШМ.

При этом суд первой инстанции указал, что согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. Увольнение по этому основанию может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Анализируя положения пп. 1 – 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд пришел к выводу, что основания увольнения, указанные в п. 2 ст. 51 Закона, сгруппированы законодателем таким образом, что объединяют причины увольнения с военной службы, которые не зависят от желания и воли военнослужащего. По данным основаниям военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования при невозможности дальнейшего использования военнослужащих, высвободившихся в результате ОШМ, в целом в Вооруженных Силах. Вместе с тем соответствующий командир при проведении ОШМ, действуя согласно подп. «б» п. 15 ст. 11 и подп. «а» п. 17 ст. 11 Положения, вправе назначить военнослужащего на равную или низшую должность. Как следует из пп. 11 – 17 ст. 11, пп. 1 и 2 ст. 15, подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения волеизъявление военнослужащего должно учитываться лишь в случае, если при проведении ОШМ ему предлагается занять низшую должность, а также если есть семейные обстоятельства или заболевания, препятствующие прохождению службы на новом месте. Согласия для назначения на равную должность не требуется.

По собственному желанию в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии.

По мнению суда, заключение заявителем контракта с Министерством обороны Российской Федерации обусловливает его обязательства до окончания срока контракта служить в Вооруженных Силах России, что, в свою очередь, позволяет командованию определять место службы для военнослужащего по своему усмотрению.

Суд указал, что перевод на равную должность никак не повлиял на права и законные интересы Л. и признал правомерным приказ о переводе заявителя на равную должность без его согласия.

Суд посчитал, что ОШМ в данном случае вполне могут расцениваться как частный случай служебной необходимости. К тому же объем прав военнослужащего при переводе к новому месту службы по служебной необходимости, в связи с ОШМ или по личной просьбе одинаков.

Такая же точка зрения положена в основу ряда других решений судов .

Ничего нового в подобной трактовке закона нет. Наоборот, это лишь повторение давно устаревшей и недействующей нормы, содержавшейся в законодательстве, регулировавшем военно-служебные отношения советского периода .

Таким образом, за довольно непродолжительный промежуток времени судами принимались противоположные решения, причем как в том, так и в другом случае достаточно мотивированные. В последнее время доминирует точка зрения, более удобная командованию, обосновывающая приоритет интересов последнего перед интересами военнослужащего.

Представляется, что при таком подходе декларированное в Конституции Российской Федерации и прямо предусмотренное подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения право военнослужащего на увольнение в связи с ОШМ превращается в фикцию. На практике суды, отказывая военнослужащим в этом праве, исходят не из закона, а из целесообразности, учитывая, например, такие обстоятельства:

– предоставление возможности военнослужащему уволиться в связи с ОШМ ставит его в более выгодное положение по сравнению с другими военнослужащими, которых ОШМ не коснулись;

– учет интересов военнослужащего при проведении ОШМ «развалит» Вооруженные Силы.

Однако такой подход в XXI в. уже неприемлем. Интересы человека в погонах должны ставиться превыше всего. Забота об укреплении боеспособности армии – задача многогранная, требующая усилий всего общества. И решена она должна быть с учетом прав военнослужащих. Представляется недопустимым поддерживать боеспособность армии и создавать искусственные препятствия для реализации законных прав граждан при увольнении с военной службы.

В наше время нередко говорят о пробелах в праве, не обеспеченных экономически законах, недостаточно просчитанных решениях законодателя. Однако в данном случае никаких изменений вносить в действующее законодательство не требуется. Достаточно лишь правильно истолковать имеющиеся правовые нормы и применить их.

По нашему мнению, увольнение в связи с ОШМ – специальная норма по отношению к общему положению, содержащемуся в п. 2 ст. 15 Положения, позволяющему переводить военнослужащего на равную должность без его согласия. Поэтому применение в подобных случаях специальной нормы исключит споры и обеспечит правильное толкование и применение закона.

Все больше жизнь и деятельность российского военнослужащего подвергается правовой регламентации, препятствующей принятию незаконных, ущемляющих его интересы решений. Назначение военных судов – на практике правильно применять законодательство о военной службе, рассматривая эту область правоотношений как неотъемлемую часть всей правовой системы общества. Правильное разрешение судами коллизионных вопросов будет способствовать дальнейшему движению к правовому государству, подъему престижа военной службы, укреплению обороноспособности страны.

См., напр.: Пызиков Д. Об увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями // Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 2 (168). С. 41 – 44; Увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего: основания, порядок, оформление, последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. № 10. С. 39; О духе и букве закона // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10. С. 5 – 8 и др.

14 января 2004 г. по заявлению К.

Решение Кировского гарнизонного военного суда от 16 января 2004 г. по заявлению Г.

Кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 13 февраля 2004 г. по делу К.; кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 01.01.01 г. по делу Г.

См., напр.: Архив Кировского гарнизонного военного суда, решение по гражданскому делу по заявлению П., 2001 г. Такое же решение по конкретному делу выносилось и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Отменяя ранее состоявшиеся судебные решения по аналогичному делу по надзорной жалобе Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, надзорная инстанция указала в определении, что при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности либо при изменении военно-учетной специальности и нежелании военнослужащего продолжать службу по занимаемой должности либо на другой воинской должности, он вправе уволиться с военной службы в связи с ОШМ (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 6н-86/03).

Решения Кировского гарнизонного военного суда по заявлениям Б. от 20 февраля 2004 г., С. от 4 марта 2004 г. и др.

Согласно п. «в» ст. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (приказ Министра обороны СССР 1985 г. № 000) увольнение данной категории военнослужащих по сокращению штатов допускалось только при невозможности использования их на военной службе.

Согласно статистике, военный чаще всего уходят со службы досрочно в связи с резким ухудшением здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий. Именно о том, как проходит увольнение по ОШМ, будет рассказано в нижеизложенном материале. Сразу стоит отметить, что нормативной базой для такого рода прекращения трудовых отношений выступает Федеральный закон №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Образец рапорта на увольнение по ОШМ

Для правильного написания акта рапорта на увольнение по ОШМ солдат должен ознакомиться с требованиями к составлению данного документа, что являются актуальными в 2018 году. При оформлении рапорта стандартного образца нужно взять во внимание следующие правила:
1. В правом углу сверху нужно указать полное имя заявителя и руководителя, которому адресован рапорт. Также необходимо указать должность и название подразделения.
2. По центру бланка заявления необходимо написать слово «РАПОРТ».
3. Текст рапорта должен содержать просьбу о расторжении контракта, причину увольнения, а также нормативную базу для отставки.
4. Также нужно указать адрес отдела военного комиссариата, куда должно направляться дело военнослужащего для ведения учета.
5. В нижнем правом углу указывается дата составления рапорта, а также подпись его автора.
В том случае, когда причиной увольнения стало ухудшение здоровья военнослужащего, в рапорте нужно указать о его волеизъявлении пройти медицинскую комиссию. Если военный не желает это делать, то он должен указать уважительную причину.

Важно! Когда к самому рапорту прилагается еще дополнительная документация (к примеру, справка о прохождении медосмотра, номер участника НИС и т.д.), то об этом также нужно обязательно указать в его содержании.

Порядок увольнения по ОШМ

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ выглядит следующим образом:

  1. Для начала в военную часть поступают служебный документ, в котором сообщается о проведении организационно-штатных мероприятий.
  2. Далее определяется дата сокращения военного, которому также предъявляют Лист беседы (при увольнении по ОШМ лист беседы заполняется командиром военной части).
  3. Пока не наступила дата расторжения контракта, кадровики готовят всю необходимую документацию, а командир в/ч занимается подготовкой нового приказа об увольнении.
  4. Если военнослужащий не настаивает на увольнении из рядов Военных Сил Российской Федерации, то ему могут предложить другую должность (главным условием является совпадение ВУС). Когда в другой воинской части есть такая же должность, то военного могут перевести без его согласия на основе соответствующего приказа (примечательно, что подавать рапорт в таком случае самому военнослужащему не требуется).
  5. Если военному не нашли альтернативную должность и не перевели в другую воинскую часть в течение шести месяцев, то его увольняют.

Выплаты в случае увольнения по ОШМ

Чтобы понять, что положено и сколько положено военнослужащему при увольнении по ОШМ, необходимо ознакомиться с Федеральным законом «О статусе российских военнослужащих». В частности, увольняемый имеет право на следующие выплаты:

  1. Одноразовое пособие. То, какие выплаты получает солдат, зависит от длительности его воинской службы. Если срок службы превышает двадцать лет, то тогда военному выплачивается семь окладов. В противном случае размер пособия составляет 2 оклада.
  2. Жилье и субсидирование. Согласно действующему законодательству, военный, который пребывал на службе более десяти лет, не может увольняться в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, если государство не обеспечит его жильем или не предоставит финансовую помощью для его покупки.
  3. Оплата аренды. Если государство не предоставило военнослужащему жилье, то после увольнения по ОШМ ему положены ежемесячные выплаты для аренды квартиры (в Москве и СПБ она составляет 15 тысяч рублей, тогда как в остальных городах России она составляет 3,6 тысячи рублей).
  4. Дополнительные начисления. Если время службы в ВС РФ увольняемого превышает 20 лет, но он еще не достиг пенсионного возраста, то он может также рассчитывать на положенные выплаты в размере одного оклада по званию в течение 12 месяцев с момента расторжения контракта. То, сколько положено окладов, опять-таки зависит от стажа и должности.

Что касается дополнительных льгот, то гражданам, которые были уволены с военной службы в 2018 году после 25 лет службы, а также члены их семьи получают дополнительные права на трудоустройство и социальные льготы.

Ипотека при увольнении по ОШМ

При решении «ипотечного» вопроса участнику НИС учесть такие факторы как уважительность причины увольнения военнослужащего и срок его службы. Когда речь идет о расторжении контракта с военнослужащим, то уважительными причинами принято считать:

  • ухудшение состояние здоровья, в связи с чем лицо не может справляться со своими воинскими обязанностями;
  • организационно-штатные мероприятия;
  • выход на пенсию по выслуге лет;
  • существенные личные обстоятельства, который вынудили военнослужащего без жилья уволиться из армии.

Таким образом, увольнение по ОШМ входит в перечень уважительных причин для увольнения из МВД, поэтому теперь стоит обратить внимание на длительность срока службы. Если увольняемый пребывал на воинской службе более 10 лет, то у него сохраняется право на выплату военной ипотеки. Более того, если ипотека уже была погашена, то оставшиеся средства он может использоваться в своих собственных целях. Военные, стаж которых при увольнении по ОШМ составляет менее 10 лет, не имеют права воспользоваться своими накоплениями.



 

Возможно, будет полезно почитать: