Хв на содержание ои мкд. Без установленного заранее порядка

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Вскоре жители российских городов получат очередные квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Те, кто проживает в многоквартирных домах, в платежках за январь должны увидеть изменения. К чему готовиться? Региональное издание «Пензенская правда» обратилась за разъяснениями в местную жилищную инспекцию.

Изменения в оплате общедомового потребления

Мы привыкли, что платим за воду и свет, использованные не только в квартирах, но и на общедомовые нужды (ОДН ). Эта плата включалась в состав коммунальных услуг и складывалась из разницы между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков вместе с нормативными объемами тех, у кого приборов нет.

Те самые ОДН распределялись пропорционально площади помещений. Правда, не полностью, а в пределах нормативов.

Теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы не за коммунальные, а за жилищные услуги, т. е. перекочует из одной строки платежки в другую. В плату за содержание жилья войдут расходы холодной и горячей воды, электроэнергии, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Роста платежей быть не должно, ведь с собственника за жилищные услуги больше норматива брать не могут, а он пока не изменился.

А как насчет снижения платы? Такое возможно при условии ответственности и старания управляющих компаний, правлений ТСЖ и ЖСК.

В чем суть изменений в оплате общедомовых нужд?

Аббревиатура «ОДН » отныне в Жилищном кодексе не фигурирует. Появилась новая — «СОИ » — содержание общего имущества.

То есть в графе «Жилищные услуги» мы должны будем увидеть четыре новые строки — виды ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества: две строки — это «ГВС » (компонент «ХВС » и компонент «Тепловая энергия»), «ХВС » и «Электроэнергия ».

А в строке «Коммунальные услуги» останутся только платежи за индивидуальное потребление ресурсов.

Эти изменения вступили в силу 1 января 2017 года согласно Постановлению Правительства РФ № 1498 в рамках реализации Федерального закона № 176, внесшего поправки в ЖК еще в середине 2015 года.

По водоотведению нормативов пока нет, и в платежках таких расходов на СОИ быть не должно. То же самое с отоплением — за тепло вне квартир собственник не платит.

Кого касаются изменения в оплате общих нужд?

Всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых действует способ управления — УК, ТСЖ и ЖСК.

Нужно ли расшифровывать плату за СОИ?

Такой вопрос, в частности, задают руководители ТСЖ, ведь к ним первым люди придут за разъяснениями.

И он абсолютно резонный, ведь плата за жилищные услуги в квитанциях не расписывается: значится одна цифра (например , 18,11 руб.), и в нее входит все. Но если приплюсовать СОИ к тарифу за жилищные услуги, плата вырастет, а это незаконно без решения собрания собственников. Как быть?

Жилинспекция разъясняет правлениям товариществ, кооперативов и управляющим организациям, что выделять СОИ необходимо отдельными строками.

Кстати, жилинспекция подсчитала, что для стандартной двушки, расположенной в девятиэтажке, плата за ХВС, ГВС и электричество, идущих на содержание общего имущества, составит 1,65 руб. с квадратного метра.

Куда обращаться с вопросами и жалобами

1. В ту организацию, которая выставила вам счет: УК, правление ТСЖ или ЖСК. Их адреса и телефоны указаны в платежке.

2. В контролирующие органы: жилинспекцию, а также в органы прокуратуры по месту жительства.

Если дом потребил ресурс сверх норматива?

Это проблема управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК: «небаланс » они оплатят ресурсникам за свой счет. Причем, по задумке законодателей, переписавших Жилищный кодекс, такое положение дел стимулирует УК, ТСЖ и ЖСК заниматься энергосбережением, тщательнее следить за утечками в сетях, всерьез бороться с воровством ресурсов, выявлять тех, кто «рисует » нули в показаниях квартирных счетчиков…

Если дом потребил ресурс меньше норматива?

Формулировка «плата , не превышающая норматив» позволяет начислять за содержание общего имущества по факту. Пусть и на рубль меньше, а человеку приятно.

Не исключено, что правления ТСЖ и ЖСК так и будут делать, они к своим жильцам максимально близки.

А вот что касается УК, у них-то какой стимул беречь народные деньги? Ведь в один месяц дом «недолил » воды и «недожог » света до норматива, а в другой будет перебор и за него придется раскошелиться управляйке…

Пока прецедентов нет, вопрос открыт. Что будет на практике — увидим. В конфликтных ситуациях предстоит разбираться надзорным органам.

Статья 15. Объекты жилищных прав

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение,
которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания
граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
иным требованиям законодательства (далее - требования)).
3. Порядок признания помещения жилым помещением и
требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными
законами.
4. Жилое помещение может быть признано непригодным для
проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Дополнительно:-важно
Постановление РФ №47 от 28.01.2006г о порядке признании жилья
оварийным и подлежашим сносу или
реконструкции

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади
всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного
использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных
нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов,
лоджий, веранд и террас.

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого
помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных
нужд

10). Признание в установленном Правительством Российской
Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о
признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к
собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или
реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в
установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома,
земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для
муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в
указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве
собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1
- 3, 5 - 9 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Статья 16. Виды жилых помещений

1. К жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание,
которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования,
предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с
их проживанием в таком здании.
3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в
многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям
общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а
также помещений вспомогательного использования, предназначенных для
удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в
таком обособленном помещении.
4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры,
предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания
граждан в жилом доме или квартире.

Статья 19. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений,
находящихся на территории Российской Федерации.
2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд
подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений,
находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный
фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве
собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов
Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений,
принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям

С 30 июля есть пять вариантов для расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Так вышло потому, что в этот день вступил в силу .

Подробности в сегодняшней статье.

Пять вариантов расчёта

Новый Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ внёс изменения в порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД. Чтобы держать вас в курсе событий, 14 августа совместно с Еленой Шерешовец мы провели вебинар, на котором рассказали, хорошо или плохо скажутся перемены на работе управляющих компаний.

Выбор варианта рассчёта платы за коммунальный ресурс зависит от ситуации:

  • В МКД установлен ОДПУ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
  • В МКД установлена автоматизированная информационная измерительная система.
  • ОСС приняло решение об ином порядке начисления.
  • В МКД не установлен ОДПУ (п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).
  • В субъекте РФ не принят норматив.

Если дом оснащён общедомовым прибором учёта, рассчитывать нужно по нормативу, а потом раз в год делать перерасчёт с учётом показаний ОДПУ. Формулы перерасчёта будут приняты в конце августа этого года.

По-другому рассчитывать плату нужно, если в доме помимо ОДПУ есть автоматизированная информационная измерительная система. Или если в доме установлен ОДПУ, но ОСС приняло решение об ином порядке начисления.

Остановимся на каждом варианте подробнее и расскажем в конце, что делать, если в субъекте РФ до сих пор не установлен норматив.

В МКД установлен ОДПУ

Если в многоквартирном доме установлен ОДПУ, расчёт делается исходя из норматива с проведением перерасчёта. Объём потреблённого коммунального ресурса будет рассчитываться как произведение норматива, установленного субъектом РФ, на общую площадь помещений из общего имущества МКД, на частное общей площади помещения МКД и общей площади всех помещений МКД.

Зачем тогда прибор учёта, если считаем по нормативу? Прибор учёта понадобится один раз в год. Весь год, начиная с августа и до 1 июля следующего года, вы в домах с ОДПУ выставляете плату за коммунальный ресурс по нормативу. 30 июня следующего года в платёжном документе за июнь нужно будет сделать перерачёт.

Перересчёт делает лицо, управляющее МКД: управляющая организация, ТСЖ, ТСН или ЖК. Чтобы сделать перерасчёт, нужно взять все показания ОДПУ за год, отнять от них норматив и эту разницу умножить на долю помещения потребителя в общем имуществе МКД.

Если получившийся результат нулевой или положительный, то корректировка будет нулевой. Это значит, что если по ОДПУ жильцы целый год потребляли коммунальный ресурс больше, а по нормативу вы выставляли им меньшие суммы, корректировка будет равна нулю, доначислять вы не имеете права.

Перерасчёт можно сделать только в том случае, если по факту жильцы дома в течение года потребляли меньше коммунальных ресурсов, чем по нормативу. Перерасчёт всегда делается в меньшую сторону: жильцы в любом случае заплатят меньше.

Есть ещё три основания для перерасчёта:

  • управляющая компания прекратила управлять домом,
  • у жильца прекратилось право собственности на жилое помещение,
  • расторгнут договор найма.

Автоматизированная информационная измерительная система

В многоквартирном доме установлены ОДПУ, но также стоит автоматизированная информационная измерительная система. Рассчёт платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества будет производиться по показаниям этой системы при условии, что в ней есть возможность одномоментного снятия показаний.

Понятие «одномоментное снятие показаний» законом не закреплено. Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.

Объём коммунального ресурса для такого дома - то, что показала автоматизированная система, умноженное на частное общей площади конкретного помещения и общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников приняло иное решение

Это единственный вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на ОИ в МКД на сегодняшний день, на который может повлиять управляющая организация. В этой ситуации в доме тоже стоят общедомовые приборы учёта, но ОСС 50+% голосов принимает одно из двух решений об определении размера расходов на приобретение коммунального ресурса:

  • по показаниям ОДПУ,
  • по среднемесячному объёму.

Чтобы принять решение начислять плату за коммунальный ресурс по показаниям ОДПУ, должны соблюдаться два условия: в доме должен быть установлен ОДПУ и должно выполняться работы сверх минимального перечня.

Важно помнить: если в субъекте РФ не принят норматив, проводить такое собрание нельзя.

Если в доме есть ОДПУ, перечень работ и услуг превышает минимальный и на ОСС принято решение об определении расходов исходя из показаний ОДПУ, объём коммунального ресурса определяется следующим образом: разница объёма КР и суммы объёмов КР умножается на частное общей доли помещения МКД и общей доли всех помещений в МКД.

Если получившийся объём имеет отрицательную величину, то в следующем месяце он уменьшается на данную величину (пп. «а» п. 21 ПП РФ N 124). Перерасчёт в этом случае не делается.

Второй вариант решения ОСС - собственники будут платить в размере среднемесячного потребления коммунального ресурса. Обязательные условия для такого решения:

  • в доме установлен ОДПУ,
  • ОСС принимает размер среднемесячного потребления,
  • перерасчёт делается в июле.

Пререрасчёт делается также, как в случае, когда общее собрание собственников не проводилось. Единственная разница: из суммы всех показаний ОДПУ за год вычитается не норматив, а размер среднемесячного потребления коммунального ресурса.

То есть перерасчёт делается, когда по факту в течение года жильцы дома потратили меньше коммунальных ресурсов, чем по среднемесячному потреблению. Перерасчёт делается в меньшую сторону, жильцы в любом случае заплатят меньше.

В МКД нет ОДПУ

Четвёртый вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание ОИ применяется для домов, в которых не установлен ОДПУ или для домов, в которых:

  • прошло три календарных месяца с даты выхода из строя ОДПУ,
  • утратился ранее введённый в эксплуатацию ОДПУ,
  • истёк срок эксплуатации ОДПУ.

В этих случаях объём потреблённого ресурса определяется по нормативу. Норматив умножается на площадь мест общего пользования, а затем умножается на долю конкретного собственника. Перерерасчёт не делается.

Но что делать, если субъект РФ не принял норматив?

Субъект РФ не принял норматив

Для начала нужно определиться, какой норматив не принял субъект РФ:

Если не принят норматив на коммунальный ресурс, делать ничего не нужно. Ещё не закончился период, который начался с 1 января и который закончится с принятие новых нормативов. Нужно продолжать считать по нормативам на ОДН, которые утвердили на 1 ноября 2016 года. Выставлять больше норматива нельзя, проводить ОСС нельзя.

Если же не принят норматив на ОДН, жильцам МКД выставляется плата за коммунальный ресурс на содержание ОИ в МКД по фактическому потреблению.

Большинство жителей Пскова в новом 2017 году уже получили квитанции от своих управляющих компаний и с удивлением обнаружили в них три новые строки по оплате «КР на СОИ» - коммунальных ресурсов [горячей и холодной воды, а также электричества] на содержание общего имущества многоквартирного дома. С ещё большим удивлением многие обнаружили, что платить теперь будут заметно больше. Самый распространённый вопрос мне от знакомых за последние несколько дней примерно таков: «Алексей, привет! За январь 2017 года нашему дому выставили 930 кВт электроэнергии ОДН. За предыдущие месяцы значения колебались от 125 кВт до 718 кВт. Куда обратиться, чтобы определили правильность начислений ОДН за электроэнергию?» Или проще: «Скажите, пожалуйста, а у всех квартплата на 1000 рублей выросла?» Вот . Что это за.... и откуда это взялось? А главное, что будет дальше? Давайте попытаемся разобраться…

Все эти изменения связаны с постановлением правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое было на излёте 2016-го – 26 декабря. Согласно этом документу, с января 2017 года расходы на воду (холодную и горячую) и электричество для содержания общедомового имущества (СОИ) были переквалифицированы с коммунальной на жилищную услугу. В связи с этим они стали включаться в общую плату за содержание жилого помещения. Она указывается в квитанциях управляющих, а не ресурсоснабжающих организаций. Отсюда и 3 новых строчки в квитанциях «управляек»: ХВ на СОИ, ГВ на СОИ и ЭЛ. на СОИ.

Но это, конечно, не основное в данном нововведении. Сумма, которую жильцы отныне должны платить на разные общедомовые нужды (те самые ОДН), теперь рассчитывается по-новому.

Раньше многие жильцы жаловались на непомерно большие цифры в квитанциях за на ОДН. Эти цифры рассчитывались на основе 354-го постановления правительства исходя из фактических показаний общедомовых приборов учёта (счётчиков). Суть данной схемы, если говорить упрощённо, заключалась в простом принципе: из показателей общедомового счётчика, на основании которых управляющая организация рассчитывается с ресурсоснабжающими за воду и электричество, вычиталась показатели счётчиков в квартирах (где они есть), а для квартир без счётчиков применялись утверждённые нормативы – так и получалась сумма расходов на общедомовые нужды. Но, поскольку в некоторых помещениях проживает куда больше жильцов, чем прописано, а некоторые квартиранты за услуги ЖКХ платят, мягко говоря, несвоевременно или не платят подолгу вовсе, добросовестным жильцам приходилось нередко платить «за себя и за того парня» (и за ненормативные потери, вызванные нарушением требований эксплуатации внутридомовых инженерных систем, и за неплатежи соседей). Вот чтобы решить данную проблему, в декабрьском постановлении правительства было сказано о применении только расчётного метода.

Таким образом, начиная с этого года в документы на оплату за жилое помещение включается плата за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из утвержденных нормативов и тарифов. То есть плата за данные услуги будет фиксированной и постоянной вплоть до изменения либо нормативов, либо тарифов.

Результаты применения расчётного метода жильцы увидят в полной мере в квитанциях, которые они получат в феврале.

Так, по холодному и горячему водоснабжению в домах до 5 этажей месячный норматив снизится с 0,223 кубометра и 0,124 кубометра на 1 квадратный метр общей площади соответственно до 0,034 кубометра (и по холодной, и по горячей воде), в домах от 5 и до 9 этажей - с 0,106 и 0,126 кубометра до 0,024 кубометра. Согласитесь, это очень значительно – тут нормативы снизились сразу в несколько раз.

Что касается остальных нормативов на содержание (по водоотведению и электроснабжению), то они (пока) остались неизменны относительно тех, что были утверждены постановлением №123 псковского госкомитета по тарифам в ноябре 2016 года, то есть ещё до декабрьского постановления правительства. И если по воде у собственников вопросов, почему-то, почти нет (с чего это на холодную и горячую воду они одинаковые?), то водоотведение и электроэнергия заставляют многих вспоминать матанализ.

Начнём с воды: сама логика определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме как сумма нормативов на холодную и горячую воду кажется верной. Но только если не учитывать тот факт, что содержание общего имущества заключается не простом выливании воды на пол лестничной клетки или прямиком в канализацию. Однако, это вопросы федерального регулирования.

Нам же интереснее норматив на электроэнергию, ведь именно эта статья расходов увеличилась в январских платёжках больше всего. Раньше, напомню, плата за электроэнергию для ОДН рассчитывалась путём вычитания из общего потребления дома потребления всех квартир. Теперь же действует рассчётный норматив. Для Псковской области приняты следующие параметры: 2,6 кВт/ч на квадратный метр площади для домов без лифта, 5 кВт/ч – для домов с лифтом и 6,1 кВт/ч для многоквартирных домов коридорного и секционного типа (общежитий), оборудованных лифтами. Надо сразу сказать, что эти нормативы вполне соответствуют тем цифрам, которые утверждены ещё несколько лет назад в других регионах.

Складывается норматив из потребления электрической энергии на освещение, работу запирающих устройств и усилителей телеантенн для домов без лифта. В домах с лифтом сюда добавляются расходы электричества на работу лифтов, а также системы противопожарной автоматики и дымоудаления.

При этом (внимание!) суммарное годовое потребление электрической энергии каждой группой оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, определено в соответствии с нормативным документом, определённым ещё приказом Минжилкомхоза РСФСР аж 1989 года. Получается, что при расчете норматива не учтены современные меры по энергосбережению: ни датчики движения, ни энергосберегающие светильники, ни современное лифтовое оборудование. Поэтому выходит, что свет в наших подъездах (а также подвалах и чердаках) должен гореть по 4300 часов (или 179 дней) в году, а удельная мощности систем освещения мест общего пользования в многоквартирных домах в расчете на 1 квадратный метр равна 7,8 Вт. Та же история и с лифтами, которые, по мнению разработчиков нормативов – одного московского института, - потребляют электричество в режиме 24/7. По-русски говоря, для наших дней это моноговато.

Второй составляющей платы за коммунальные ресурсы (в том числе за электроэнергию) на содержание общего имущества являются сами тарифы на эти ресурсы. Их утверждает госкомитет Псковской области по тарифам и энергетике, они многократно проверяются и контролируются - и лично у меня оснований сомневаться в верности расчётов нет.

С третьей составляющей платы - тоже засада. До сих пор идут споры, какую площадь учитывать при расчете платы. Сейчас учитывается вся площадь, по которой проходит та или иная коммуникация. Например, для электричества это и чердаки, и подвалы, даже если в подвале только маленькое помещение, в котором находится узел учета ресурса.

Да и к исходным данным есть вопросы. Не всегда информация на сайте Реформа ЖКХ и данные применяемые УО совпадают. Техническая документация на многоквартирные дома часто бывает утеряна. Так что проверить достоверность учитываемой площади мест общего пользования бывает проблематично.

Между тем, пока непонятно, почему фактическое потребление электроэнергии на общедомовые нужды, которое рассчитывалось раньше на основе вычитания показателей общедомового счётчика и счётчиков в квартирах, оказалось меньше того, что рассчитали по нормативу, к методике которого, на первый взгляд, нет серьёзных претензий кроме вышеперечисленных.

Что будет дальше? А дальше нам предстоит найти ответы на вопросы - могут ли собственники принять решение оплачивать коммунальные ресурса на содержание общего имущества (то самое КР на СОИ) по прибору учета ограничиваясь нормативом? Кто будет контролировать начисление платы за это? Будет ли налажена практика штрафования управляющих организаций за завышенные суммы в квитанциях? И ещё есть много вопросов. В ближайшее время мы будем искать на них ответы совместно со всеми заинтересованными сторонами. Завтра, например, у нас намечено совещание совместно с представителями прокуратуры.



 

Возможно, будет полезно почитать: