История определения понятия безопасность. Понятие «Безопасность
![](https://i2.wp.com/ohrana-bgd.ru/images/ml_04.png)
![](https://i0.wp.com/ohrana-bgd.ru/images/ml_05.png)
![](https://i1.wp.com/ohrana-bgd.ru/images/ml_07.png)
![](https://i2.wp.com/ohrana-bgd.ru/images/ml_06.png)
![](https://i0.wp.com/ohrana-bgd.ru/images/ml_08.png)
Безопасность
Понятие «безопасность»
Центральным понятием науки безопасность жизнедеятельности является понятие «безопасность». Согласно словарю Робера термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении он не вошел прочно в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII в. мало.
Сравнительно редкое употребление на протяжении почти шести веков термина «безопасность» объясняется, в частности тем, что с середины XIII в. все более широкое распространение получало иное понятие - «полиция». Содержание его было чрезвычайно широким, оно трактовалось как государственное устройство, государственное управление, целью которого вообще благо и безопасность.
Практически во всех странах в XVII-XVIII вв. утверждается точка зрения о том, что государство имеет своей главной целью обеспечение общего благосостояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает в это время новую трактовку - состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.
Весьма длительный промежуток времени в России термин «безопасность» употреблялся редко. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с «общественной безопасностью». Уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранения общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска.
В Большой советской энциклопедии раскрывалось лишь понятие «Безопасность международная», которое фактически сводилось к противодействию внешним военным опасностям и угрозам.
В современных толковых словарях безопасность трактуется как отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо». Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно, В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз.
Поскольку полное отсутствие угроз невозможно, целесообразно обозначить безопасность как такой уровень опасности, с которым на данном уровне научного и экономического развития можно смириться. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться.
Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка: безопасность - это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, общества, государства. Жизненно важными интересами называют совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства.
Наиболее часто безопасность рассматривается как понятие, характеризующее определенное состояние какой-либо системы (биологической, природной, социальной и др.). В этом случае безопасность становится явлением, тождественным гомеостазу системы. Под гомеостазом при этом понимается тип динамичного равновесия, состоящий в поддержании важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.
В таблице представлены определения термина «безопасность» в различных словарях, а также текстах действующих Законов и государственных стандартов РФ.
Анализ различных определений термина «безопасность» позволяет выделить несколько элементов данного понятия. Во-первых, безопасность как состояние потенциальной жертвы, объекта опасности. Причем не любое состояние, а состояние защищенности от опасностей и угроз. Во-вторых, безопасность как способность объекта (человека, общества) сохранить свою сущность и основные характеристики в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или возникающих в самом объекте. В-третьих, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности. Безопасность призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из этих свойств приведет к гибели системы в целом.
Понятие «безопасность» в словарях и текстах законов РФ
Источник информации |
Определение понятия «безопасность» |
---|---|
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка |
БЕЗОПАСНОСТЬ - отсутствие опасности, сохранность, надежность. Безопасный - неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный. |
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка |
БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. |
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка |
БЕЗОПАСНЫЙ. Не грозящий опасностью, не причиняющий вреда; безвредный. 2. Находящийся вне опасности, не подвергающийся ей. |
ФЗ РФ «О безопасности» (1992) |
БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. |
ФЗ РФ «О пожарной безопасности» (1994) |
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. |
ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) |
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий. |
ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997) |
БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИИ - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. |
ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002) |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. |
ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002) |
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ (процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. |
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий |
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях |
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения |
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах чрезвычайной ситуации. |
ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля |
БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах. |
В соответствии с обозначенными выше элементами понятия безопасности можно выделить два типа безопасности:
- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
- реальная защищенность системы от опасностей, способность надежно противостоять им.
Природа безопасности. Понятие "безопасность", согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности.
Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVH-XVHI вв. термин "безопасность" практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин "государственная безопасность" был применен в "Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" от 14 августа 1881 г.
В современных условиях понятие "безопасность" приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что индустриализация, проникшая во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой - технический прогресс таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, техникотехнологических катастроф, различного рода аварий.
Все это сопровождается не только материальными потерями, исчисляемыми миллиардами долларов, но и огромными человеческими жертвами. Об этом свидетельствует статистика крупных мировых катастроф за 1994 г. (табл. 31.1.1).
Таблица 31.1.1
Статистика крупных мировых катастроф, 1994 г.
Наименование катастроф | Количество катастроф | Число человеческих жертв | Объем ущерба, в млн. дол. |
Стихийные бедствия | 136 | 1166 | 14427 |
Пожары и взрывы | 39 | 895 | 1604 |
Авиакатастро фы | 35 | 1456 | 2236 |
Кораблекрушения | 40 | 2993 | 362 |
Транспортные аварии | 58 | 1638 | нет данных |
Аварии в шахтах | 9 | 444 | 553 |
Обвалы зданий и мостов | 14 | 373 | 120 |
Прочие катастрофы | 16 | 1152 | 45 |
В России за первое полугодие 2002 г. зарегистрировано 547 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадали 335,05 тыс. человек, 810 погибли. Количество чрезвычайных ситуаций в первом полугодии по сравнению с тем же периодом 2001 г. возросло на 25%, при этом техногенных аварий и катастроф стало больше на 28%, а природных катаклизмов - на 30%.
В результате промышленных аварий и катастроф, по данным МЧС, с начала 2002 г. пострадали 2097 человек и 533 погибли. В результате террористических актов, совершенных на территории Южного Федерального округа, погибли 69 человек и 299 получили ранения.
За первое полугодие 2002 г. произошло 128860 техногенных пожаров, материальный ущерб от которых составил 1 млрд.
Безопасность - это сложное многоаспектное явление, проявляющееся в качестве уровня защищенности жизненно важных интересов всех хозяйствующих структур общества от внутренних и внешних угроз и создание условий для их существования и развития.
Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и разумными потребностями индивидов, социальных групп и общностей, стремящихся предотвратить эти угрозы, локализовать их и устранить негативные последствия, создаваемые ими. Таким образом, объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз - природные, социальные, общественные процессы.
Виды безопасности. Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.
В России негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.
В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.
В сфере территориальной организации производства сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами, с другой - между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства России, нарушению ее федеративного устройства.
В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.
На международном уровне интересы государства в различных сферах пересекаются с интересами других стран и на этой основе возникают конфликтные ситуации. Преодоление их вызывает необходимость создания системы международной безопасности.
Международная безопасность - это такое состояние системы международных и военно-политических отношений, которое гарантирует безопасность каждой стране, ее функционированию как целостной системы, исключает угрозу возникновения военных конфликтов и обеспечивает разрешение возникающих противоречий путем принятия определенных соглашений, не нарушая суверенитета и целостности. Внешняя и внутриполитическая деятельность каждой страны строится с учетом объективно существующих национальных интересов, возникновения потенциально возможных угроз этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.
Под системой безопасности предприятия в настоящее время понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия и государства от внутренних и внешних угроз. Удовлетворить современные требования по обеспечению безопасности предприятия и защиты его конфиденциальной информации может только система безопасности.
Опасности
– это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести моральный или материальный ущерб предприятию и предпринимательской деятельности.
Опасность способна приобретать различные формы. Она может быть в виде намерений, планирования действий и их реализация с целью уничтожения, ограбления, изменения, ослабления и т. д.
Понятие «угроза» родственно понятию «опасность». Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.
Угроза – потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способных нанести моральный, материальный или физический ущерб персоналу. Различают внутренние и внешние угрозы, которые могут быть направлены на персонал, материальные, финансовые и информационные ресурсы.
Как и любая система, система безопасности предприятия имеет свои цели, задачи, методы и средства деятельности, которые формируются в зависимости от конкретных условий.
Целями системы безопасности являются:
Защита прав предприятия, его структурных подразделений и сотрудников;
Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов;
Повышение имиджа и роста прибылей за счет обеспечения качества услуг и безопасности клиентов.
В качестве основных задач системы безопасности рассматриваются:
Своевременное выявление и устранение угроз персоналу и ресурсам; причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба интересам предприятия, нарушению его нормального функционирования и развития;
Создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании предприятия;
Пресечение посягательств на ресурсы и угроз персоналу на основе комплексного подхода к безопасности;
Создание условий для максимально возможного возмещения и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, для ослабления негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей.
Для достижения указанных целей и задач используются различные средства обеспечения безопасности предприятия, среди которых можно выделить следующие:
Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства обнаружения взрывных устройств, бронежилеты, заграждения и т.д.
Организационные средства. Создание специализированных оргструктурных формирований, обеспечивающих безопасность предприятия.
Информационные средства. Прежде всего это печатная и видеопродукция по вопросам сохранения конфиденциальной информации. Кроме этого, важнейшая информация для принятия решений по вопросам безопасности сохраняется в компьютерах.
Финансовые средства. Совершенно очевидно, что без достаточных финансовых средств невозможно функционирование системы безопасности, вопрос лишь в том, чтобы использовать их целенаправленно и с высокой отдачей.
Правовые средства. Здесь имеется в виду использование не только изданных вышестоящими органами власти законов и подзаконных актов, но также разработка собственных, так называемых локальных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности.
Кадровые средства. Имеется в виду прежде всего достаточность кадров, занимающихся вопросами обеспечения безопасности. Одновременно с этим решают задачи повышения их профессионального мастерства в этой сфере деятельности.
Интеллектуальные средства. Привлечение к работе высококлассных специалистов, научных работников (иногда целесообразно привлекать их со стороны) позволяет внедрять новые системы безопасности.
Следует заметить, что применение каждого из указанных средств в отдельности не дает необходимого эффекта, он возможен только на комплексной основе, который может быть реализован в виде определенной последовательности следующих этапов:
I этап. Выделение финансовых средств.
II этап. Формирование кадровых и организационных средств.
III этап. Разработка системы правовых средств.
IV этап. Привлечение технических, информационных и интеллектуальных средств.
При реализации этих средств используются соответствующие им методы. Соответственно можно говорить о технических, организационных, информационных, финансовых, правовых, кадровых и интеллектуальных методах. Приведем краткий конкретный перечень этих методов: технические – наблюдение, контроль, идентификация и т.д.; организационные – создание зон безопасности, режим, расследование, посты, патрули и т.д.; информационные – сбор сведений о сотрудниках, аналитические материалы и учеты конфиденциального характера и т.д.; финансовые – материальное стимулирование сотрудников, имеющих достижения в обеспечении безопасности, денежное поощрение информаторов и т.д.; правовые – судебная защита законных прав и интересов, содействие правоохранительным органам и т.д.; кадровые – подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечивающих безопасность предприятия, их воспитание и т.д.; интеллектуальные – патентование, ноу-хау и т.д
ТЕСТ 1
3.
а. не менее 5 %
б. не менее 10 %
в. не менее 15 %
г. не менее 20 %
в. круглосуточно
б. Правительством РФ;
Назовите критерии категорирования ОТИ и ТС ж.д. транспорта
В течение, какого периода компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта ОТИ или ТС о присвоенной категории?
б. 15 дней;
в. 10 дней;
Какой Федеральный закон определяет состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ
ТЕСТ 2
3. Угроза это:
4. Потенциальная угроза это:
а. совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
б. совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность
совершения АНВ;
в. совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
Критический элемент – это
ТЕСТ 3
1. Дайте определение понятию «транспортная безопасность»:
а. состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и террористических актов;
б. состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
в. состояние защищенности инфраструктуры железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства.
2. Перечислите задачи обеспечения транспортной безопасности:
а. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
б. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
в. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
г. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
д. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
и. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
к. подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
к. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
л. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
3. Назовите степени угроз:
а. прямая;
б. умышленная;
в. непосредственная
г. вынужденная;
д. потенциальная.
а. возможные последствия совершения АНВ;
б. количество потенциальных угроз;
в. степень угрозы совершения АНВ.
ТЕСТ 4
1. Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
а. законность;
б. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
в. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
д. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
е. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
ж. непрерывность;
з. интеграция в международные системы безопасности;
и. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Непосредственная угроза это:
а. совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
б. совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность
совершения АНВ;
в. совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
ТЕСТ 5
Террористический акт – это
ТЕСТ 6
1. Дайте определение понятию «акт незаконного вмешательства»:
а. противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
б. противоправное действие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
в. противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб и вред окружающей среде либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2. Дайте определение понятию «уровень безопасности»:
а. степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;
б. степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая угрозам совершения акта незаконного вмешательства;
в. уровень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
3. Какой процент от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов подлежит дополнительному досмотру в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ
а. не менее 5 %
б. не менее 10 %
в. не менее 15 %
г. не менее 20 %
4. С какой периодичностью проводится патрульный объезд (обход) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ при втором уровне безопасности
а. не реже одного раза в шесть часов
б. не реже одного раза в двенадцать часов
в. круглосуточно
г. не реже одного раза за восемь часов
ТЕСТ 7
1. Дайте определение понятию «категорирование ОТИ и ТС»:
2. Цель обеспечения транспортной безопасности это:
а. устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства;
б. устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
в. устойчивое функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
3. Угроза это:
а. совокупность вероятных условий и факторов, создающих или создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса;
б. намерение совершить АНВ на ОТИ и ТС;
в. совокупность вероятных условий и факторов, создающих или создавших прямую опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
4. Потенциальная угроза это:
а. совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
б. совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность
совершения АНВ;
в. совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
Критический элемент – это
а. определение наиболее вероятных сценариев реализации каждого из видов угроз в отношении оцениваемого ОТИ и ТС с учетом характерных особенностей нарушителя, приведенных в частных разделах модели по видам транспорта, категориям ОТИ и ТС;
б. совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства;
в. строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к частичному или полному прекращению его функционирования или возникновению чрезвычайных ситуаций.
ТЕСТ 8
1. Дайте определение понятию «обеспечение транспортной безопасности»:
а. реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих потенциальным угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
б. реализация определяемой министерством транспорта системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих потенциальным угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
в. реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Террористический акт – это
А. идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий
Б. совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
В. организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта
ТЕСТ 1
1. Дайте определение понятию «акт незаконного вмешательства»:
а. противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
б. противоправное действие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
в. противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб и вред окружающей среде либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2. Дайте определение понятию «уровень безопасности»:
а. степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;
б. степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая угрозам совершения акта незаконного вмешательства;
в. уровень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
3. Какой процент от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов подлежит дополнительному досмотру в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ
а. не менее 5 %
б. не менее 10 %
в. не менее 15 %
г. не менее 20 %
4. С какой периодичностью проводится патрульный объезд (обход) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ при втором уровне безопасности
а. не реже одного раза в шесть часов
б. не реже одного раза в двенадцать часов
в. круглосуточно
г. не реже одного раза за восемь часов
Кем устанавливается перечень уровней безопасности?
а. Федеральный орган исполнительной власти;
б. Правительством РФ;
в. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
а. совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
б. совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность
совершения АНВ;
в. совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 Отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба ГОСТ 30390-95
Отличное определение
Неполное определение ↓
БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности РФ определяются Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Граждане, общественные объединения и иные организации также являются субъектами безопасности, обладают соответствующими правами и обязанностями. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии с Конституцией РФ безопасность находится в ведении Российской Федерации (ст. 71). Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по вопросам обеспечения безопасности. Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;