Кто является субъектом права хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(ст.296 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

способ осуществления хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями с вверенным им имуществом. при котором предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с условиями, предметом и целям\"и деятельности. установленными собственником при передаче имущества предприятию. В лице собственника выступает государство или муниципалитет, который сохраняет за собой правомочия собственности и после передачи имущества предприятию. Субъектами П.х.в. не могут быть казенные предприятия, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Объект П.х.в. - любое имущество, переданное собственником и зачисленное на баланс предприятия. Это имущество неделимо и не может быть распределено как вклады между работниками при приватизации. Уставный 4юнд создаваемого предприятия на П.х.в. должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В соответствии со ст. 295 ГК

РФ ограниченные вещные права на переданное предприятию имущество (П.х.в.) возникают по воле учредителя-собственника, который принимает решение о создании предприятия, его реогра-низации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Дополнительное основание для установления режима П.х.в. - соглашение собственника с субъектами П.х.в. В таком соглашении существенны следующие условия: о размере части прибыли, которые получает собственник за использование его имущества; о формах и порядке контроля за сохранностью и использованием объекта П.х.в. В настоящее время ГК РФ не содержит требований об обязательности заключения таких договоров, но практика развивается в этом направлении. П.х.в. возникает у предприятия с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом. П.х.в. предполагает два режима распоряжения имуществом в зависимости от его назначения. Недвижимое имущество не может быть отчуждено предприятием без согласия собственника. Движимостью предприятие распоряжается под контролем учредителя, в частности, может внести ее в уставный фонд при создании Дочернего предприятия.

При создании унитарным предприятием своего дочернего предприятия с передачей части имущества в его хозяйственное ведение собственник решает вопрос о соответствии размеров частей разделенного имущества минимально допустимым размерам, определенным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Вновь созданное предприятие также становится унитарным.

Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на П.х.в., поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. И только при приватизации предприятия П.х.в. прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности,.

Несмотря на то что законодатель отнес П.х.в. (вместе с правом оперативного управления) к вещным правам наряду с правом собственности (ст. 206 ГК РФ), т.е. включил в их состав те же правомочия владения, пользования и распоряжения. такая юридическая конструкция является противоречивой по следующим причинам. Право собственности может быть тождественно только само себе. Поэтому признавать, что в том случае, когда собственник по своей воле передал другому лицу имущество, все три правомочия, входящие в состав собственности, возникли у этого лица. и называть эту совокупность правомочий иначе, чем право собственности, - значит грешить против правил формальной логики.

Вещные права делятся на две категории: а) право собственности; б) право на чужую вещь. Поскольку на условиях П.х.в. предприятие использует имущество только в известном направлении и для определенных учредителем целей, то. по определению, это право является правом на чужую вещь.

П.х.в. является сравнительно новой правовой конструкцией. Ее возникновение обусловлено переходом от государственно-монополистической к капиталистической модели управления обществом.

Реструктуризация системы управления постсоциалистическим обществом В РФ выразилась в стремлении государства дистанцироваться от непосредственно предпринимательской деятельности, сохранив за собой свойственные капиталистическому государству властные формы управления. Необходима была переходная форма хозяйствования от государственной монополии к частной форме предпринимательства. Известная в советское время форма оперативного управления имуществом для решения поставленной задачи была непригодна по той причине, что, во-первых, предусматривала передачу государственного имущества только государственному предприятию, во-вторых, не предоставляла предприятию возможности распоряжаться закрепленным за ним имуществом и. в-третьих, доходы от деятельности предприятия распределялись государством как собственником имущества по своему усмотрению. Понятно, что в условиях, когда характер деятельности такого предприятия, состав имущества и величина отчислений от его доходов выведены из сферы компетенции предприятия. это не создает стимулов для повышения эффективности производства.

П.х.в. является юридическим инструментом для ограничения ответственности собственника в лице государственного или муниципального образования за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, подобно тому, как гражданин может зарегистрировать юридическое лицо на свое имя с тем, чтобы ограничить имущественную ответственность за результаты предпринимательской деятельности только внесенным в уставный фонд капиталом. Однако законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя при недостаточности имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов, если будет доказано, что несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ)., .

Таким образом, П.х.в. в ее нынешнем варианте является правовой формой, при помощи которой в рамках государственной собственности на имущество предприятий предпринята попытка повышения эффективности их деятельности путем экономического стимулирования, основанного на договорном характере распределения полученной прибыли между предприятием и государством.

Необходимо отметить, что такое существенное ограничение прав предприятий по распоряжению государственным или муниципальным имуществом, находящимся у них на П.х.в., не сняло всех недостатков этой переходной формы предпринимательской деятельности. В частности.установленная в п. 5 ст.113 ГК РФ ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам всем наличным имуществом создает каналы для злоупотребления экономической свободой путем взятия на себя предприятием заведомо невыполнимых обязательств с последующей передачей государственного имущества в частный сектор в счет погашения долгов.

Иностранное законодательство не знает аналога П.х.в. Например, страны общего права пошли по пути договорного регулирования отношений по управлению имуществом собственника (договор траста), при котором в качестве доверительного управляющего приглашается профессионал в соответствующей сфере предпринимательской деятельности.

Лист,; Иванов А.А. Вещное право// Правоведение. 1992, № 1; Хохл о в С.А. Право собственности и другие вещные права//Вестник ВАС РФ, 1995. № 8.

: Павлов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Консультации юриста по ст. 294 ГК РФ

Задать вопрос:


    Денис Ольгов

    Может ли администрация (учредитель) МУП передать земельный участок (кладбище) в хозяйственное ведение

    Юрий Чеглоков

    если часть дома находится в хозяйственном ведении и выполняет все функции по уборке помещений и лестничных клеток, то на каком основании управляющая компания пытается взыскивать плату за уборку лестниц, как части общего имущества, хотя и не имеет допуска в наши помещения (это предприятие)

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Людмила Васильева

    Здравствуйте, я инженер ПТО МУП "Водоканал" г. Старый Оскол, Жанна. Подскажите пожалуйста какие нужны документы для регистрации права Хоз.ведения на объекты имущества Юридического лица?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Юлия Баранова

    Момент возникновения права хозяйственного ведения?. Унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения. Каков момент возникновения данного права на недвижимое имущество?

    • Ответ юриста:

      Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 299. 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.Статья 131. Государственная регистрация недвижимости 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    Кристина Романова

    Какие отличия права хозяйственного ведения от права собственности?

    • ГК Статья 294. Право хозяйственного ведения 1-е отличие СУБЪЕКТ - Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в...

    Ярослав Чеченков

    Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

    • Ответ юриста:

      Вот, что нам говорит гражданское законодательство РФ: Статья 294. Право хозяйственного ведения Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Так что, думайте сами, какие нужны документы. Может Вы что то не так понимаете?

    Надежда Максимова

    подлежит ли государственной регистрации право хозяйственного ведения.. Применима ли аналогия права: договор аренды заключенный на срок до одного года., государственной регимстрации не подлежит.

    • Никакой аналогии тут не требуется, т. к. в законе, а именно в ст. 131 Гражданского кодекса указано, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.Право хоз. ведения на движимое имущество регистрации не подлежит.

    • Ответ юриста:

      Право оперативного управления - предоставленное казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, распоряжение и пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Право хозяйственного ведения - предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество.

  • Даниил Селитренников

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления

    Леонид Ямпольский

    Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления?

    • не нужно, не будем

    Антон Яппаров

    Ответьте, пожалуйста!!! Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

    • Ответ юриста:

      1. Заявление о государственной регистрации. 2. Документ об уплате государственной пошлины. Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию права оперативного управления не предусмотрена. 3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя – также документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность) , который представляется в подлинном экземпляре и копии, заверенная надлежащим образом (например, нотариальное удостоверение) . 4. Правоустанавливающий документ (выписка о внесении в реестр федерального имущества, либо документы, свидетельствующие о нахождении имущества в собственности субъекта Российской Федерации или муниципалитета, с перечнем закрепленных объектов недвижимости, либо распоряжение уполномоченного органа государственной власти о закреплении объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) , решение собственника – учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления за негосударственным учреждением) – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Акты органов государственной власти предоставляются в копиях, заверенных органом, выдавшим документ. Если возведение объекта недвижимости датировано после 31.01.1998 г. , также предоставляются документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости. 5. Распорядительный акт о передаче государственного имущества (объекта недвижимости) на баланс государственного предприятия или государственного учреждения или акт приема-передачи, в случае передачи его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю до вступления в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (до 01.01.1995 г.) . 6. Кадастровый паспорт объекта недвижимости – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. В соответствии со ст. ст. 13, 17 Закона о регистрации и требованиями действующего законодательства для осуществления правовой экспертизы документов, помимо вышеуказанных документов, у заявителя, в случае необходимости, дополнительно могут быть истребованы иные документы. Выдача документов осуществляется правообладателю или представителю правообладателя при наличии у представителя нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.

    Елена Морозова

    правовой режим имущества частного предприятия - право собственности или полного хозяйственного ведения? Спасибо.

    • Ответ юриста:

      Давайте начнем с того, что определимся с терминами. В Российском гражданском законодательстве термин "предприятие" используется в очень ограниченных случаях, это: - применительно к государственным и муниципальным комерческим организациям, не наделенным правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (статьи 113-115 ГК РФ) - Предпритятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ) - частных охранные и детективные предприятия. Поэтому предприятие частным может быть только "частным" только в двух последних случаях. Применительно к предприятию как имущественному комплексу, говорить о праве хозяйственного ведения можно только в том случае, когда государственный орган или орган местного самоуправления передает имущественный комплекс (предприятие) создаваемому им унитарному предприятию. Следовательно частным предприятие в этом случае быть не может. Частным, то есть не принадлежащим государству или ОМС предприятие может быть во всех остальных случаях, а следовательно "правовой режим" - право собственности реален и применим во всех остальных случаях. Удачи

    Георгий Хусид

    Можно ли право хозяйственного ведения имуществом оформить в собственность на предприятие? (если собственник государств)

    Вадим Олуповский

    как выкупить помещение у росимущества?если право хозяйственного ведения находится у организации,а выкупить хочет арендат

    • спросить у них продают ли они вообще что никак?

    Николай Случак

    Кто может быть учредителем в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения?

    • В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ "О государственных и мниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

    Виктор Резвецов

    Какие органы управления в унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения?

    • Директор -- от собственника. Остальные -- от компромисса, потому и не спросишь с них как следует...Да уж!

    • Ответ юриста:

      проще говоря, ППХВ - право госпредприятий (гос коммерческих юр лиц) на гос имущество, которое государство дало им для осуществления предпринимательской деятельности, а ПОУ - право гос учреждений (гос некоммерческих юр лиц) на гос имущество. Соответственно, ПХВ шире по объему, чем ПОУ, например, госпредприятие (ПХВ) может продать госимущество, а гос школа, госбольница и т. п. (ПОУ) - нет. Это в общем, очень условно.

  • Валерий Пусторослев

    в чем отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения?

    • Откройте учебник. Хотя бы раз в жизни.

    Ольга Боброва

    Приведите пример унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

    • Оксана Михайлова

      в чем отличие принадлежнсти имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения от на праве оперативного у. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.В чем разница, смысл, как понять?Кть является собствен-м?Кто вправе какие сделки производиьь с имуществом?какие различия, особенности, нюансы?

      Богдан Пилипчук

      В чем различия права хозяйственного ведения и права оперативного управления?Желательно более полный ответ)

      • в субъекте права и в объеме прав!

    • Артем Московцев

      В чем различия права собственности от права хозяйственного ведения?

      • Ответ юриста:

        Право собственности первично, а право хозяйственного ведения предоставляется собственником имущества учрежденному им государственному унитарному предприятию. Владелец имущества на праве хозяйственного ведения во-первых, обязан использовать его по назначению, определенному собственником, во-вторых, распоряжаться им может только с согласия собственника и/или с ограничениями, установленными собственником.

      Денис Островский

      К какому виду жилищ. фондов относятся жилые помещения, находящ. на праве хозяйствен. ведения муницип. унитарного предп. К какому виду жилищных фондов относятся жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия?

      Александр Фомин

      При оценке объекта недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения ФГУП. кто имеет право быть заказчиком оценки

      • ФГУП, арендатор, иное заинтересованное лицо - какая ситуация

      Алла Кузнецова

      Назовите отличия права хозяйственного ведения от права собственности и раскройте его содержание.

      • Могу ответить на весь тест полностью

      Яков Шабалин

      В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ может. В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ можетоформить договора аренды, либо частного сервитута и каким образом, будет происходить возмещение убытков организации, которая владеет ЗУ на праве хоз.ведения?

      • Ответ юриста:

        На праве хо. ведения ЗУ может владеть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 294 ГК РФ) . Собственник вправе распоряжаться своим имуществом, в т. ч. и землей, по своему усмотрению. О возмещении убытков речи быть не может, поскольку собственник предприятия и собственник имущества выступают в одном лице.

      Никита Фиошкин

      Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог. Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог малому бизнес (сельхоз производителю) без проведени аукциона (конкурса)

      • Посмотрите новейшую практику ВАС РФ...одно из февральских дел 2011г. Президиум крайне негативно к этому отнесся.

      Валентина Виноградова

      Вещные права лиц. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

      • Владение, пользование, распоряжение. Это три параметра, отличающие первое и второе от права собственности. А точно не могу сказать. Гражданский кодекс.

      Борис Мелещенко

      Чем отличаются друг от друга понятия "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления"?

      • дипломную работу по специальности гражданско-правовой не нужно? ;)есть))

      Вадим Дианин

      отличия между право хозяйственного ведения и оперативного управления

      • Понятия близкие. Право опертаивного управления имущество у казенных предприятий и учреждений Хозяйственное ведение - у федеральных и муниципальных предпряитий

      • Всё просто. Право хозяйственного ведения ближе к традиционному праву собственности, оперативное управление имеет меньше полномочий. В обоих случаях собственник государство или муниципалитет. вот такая юридическая фикция.

    • Антон Данилин

      Вопрос для ФИНАНСИСТОВ и ЮРИСТОВ. ЧТО ТАКОЕ функциональное решение предприятия и его организационно-правовая форма Спасибо за ответ

      • Ответ юриста:

        ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями Товарищества Полные товарищества Товарищества на вере Общества Общества с ограниченной ответственностью Общества с дополнительной ответственностью Акционерные общества Открытые акционерные общества Закрытые акционерные общества Унитарные предприятия Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления Прочие Производственные кооперативы ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями Потребительские кооперативы Общественные объединения (в том числе религиозные объединения) Общественные организации Общественные движения Органы общественной самодеятельности Политические партии Фонды (в том числе общественные фонды) Учреждения (в том числе общественные учреждения) Государственные корпорации Некоммерческие партнерства Автономные некоммерческие организации Общины коренных малочисленных народов Казачьи общества Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Территориальные общественные самоуправления Товарищества собственников жилья Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица Паевые инвестиционные фонды Простые товарищества Представительства и филиалы Индивидуальные предприниматели Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.) Примеры ОПФ государственных и муниципальных учреждений

      Татьяна Цветкова

      Почему право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными, производными, ограниченными права. вещными, производными, ограниченными правами?

      • Ответ юриста:

        Ограниченное потому что пользователь чаще не может определять юридическую судьбу вещи, т. е. распоряжаться ею, ибо ему принадлежит не весь комплекс правомочий собственника, а лишь его часть. Производное - два эти права вытекают из права собственности. Вещное - имущественное право, объектом которого является вещь=)

      Петр Квашенкин

      почему нельзя обладать зем.участком на праве опретивного управления или хозяйственного ведения?

      • Право хозяйственного ведения , подразумевает что предприяти(госмун), не может продавать свое имущество, при праве оперативного управления полномочия организации шире. Это касается только юрид. лиц. (таких как учреждение, МУП, ФГУП)

      Кирилл Бещев

      ЕСЛИ пешеход перебигал дорогу на зелёный свет который для машин и его сбила машина на смерть. Водитель будет виноват

      • Ответ юриста:

        Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п. ; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) , обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным "пунктами 2" и "3 статьи 1083" настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.) . 2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. 3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным "пунктом 1" настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях "(статья 1064)."

      Георгий Гаркавый

      на каком праве фгу владеет имуществом?. хозяйственного ведения или оперативного управления?

      • Ответ юриста:

        Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ , учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со Организации, подлежащие обязательному аудиту

        • Ответ юриста:

          1) Открытые акционерные общества (если организационно-правовая форма вашего предприятия ОАО, оно подлежит обязательному аудиту вне зависимости от любых других факторов). 2) Организации, годовой объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. Или если сумма активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. 3) Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные компании, общества взаимного страхования, товарные биржи, государственные внебюджетные фонды, источник образования средств которых – обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ, инвестиционные фонды, а также фонды, основанные на добровольных отчислениях граждан или компаний. 4) Государственные и муниципальные унитарные предприятия, организованные на праве хозяйственного ведения, при соблюдении второго пункта. 5) Организации, обязательный аудит которых предусмотрен иными законами.

      • Евгения Кузнецова

        кто может выступать страхователем по полису ОСАГО

        • Ответ юриста:

          страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства; 1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. страхователем должен быть собственник или лицо, законно использующее автомобиль.

        Юрий Каверин

        Вопрос по служебному найму: может ли служебный найм перейти в собственность, я прожила в нем 15 лет?

        • Ответ юриста:

          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН В статье 4 Закона РФ О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ говорится, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Но собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в ч. 2 данной статьи определено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а не обязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. На практике решения о приватизации принимаются в случае, когда граждане проработали на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет или прожили на данной жилой площади не менее 10 лет. Для принятия такого решения администрацией предприятия (учреждения) , на балансе которого находится служебное жилое помещение, установлен 2-месячный срок со дня подачи работником заявления. При удовлетворении заявления оформляется договор передачи жилья в собственность, заключаемый между работником и руководителем предприятия (учреждения).

          • Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление; б) паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина...

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о порядке закрепления имущества на праве хозяйственного ведения. При этом распространено мнение о необходимости заключения договора хозяйственного ведения между органом, выступающим от лица собственника имущества, и унитарным предприятием.

С позиций действующего ГК РФ практику заключения договоров хозяйственного ведения, а равно и договоров оперативного управления нельзя признать правильной.

Из анализа соответствующих положений ГК РФ, в частности приведенной нормы ст. 299, следует, что закрепление государственного имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления осуществляется путем принятия собственником соответствующего решения, т.е. издания органом, уполномоченным собственником, распорядительного акта, а не в результате заключения договора с предприятием или учреждением Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий // Журнал российского права, N 5-6, 2000.

Такое различие в порядке оформления закрепления имущества распорядительным актом или договором не является формальным, так как оно не сводится к разнице в наименованиях документов, а вытекает из правовой природы соответствующих отношений. Договор предполагает согласование позиций сторон, которое является необходимым условием его вступления в силу. Издание распорядительного акта - это результат волеизъявления соответствующего органа, наделенного властными полномочиями, и оно не требует чьего-либо согласия с его предписаниями.

Отношения по закреплению государственного имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении согласно ГК РФ не относятся к договорным. Принятие решения о закреплении имущества - право собственника, которое он реализует путем издания распорядительного акта вне зависимости от волеизъявления соответствующего унитарного предприятия или учреждения.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» Собрание законодательства РФ, 11.09.2000, N 37, ст. 3718. заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления подается организацией, за которой данное имущество закреплено на основании акта соответствующего федерального органа государственной власти. Эта формулировка еще раз подтверждает, что право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает на основании акта органа государственной власти, а не договора.

Существование договоров на право хозяйственного ведения связано с практикой регистрационных палат, которые иногда требуют предъявления такого договора в качестве необходимого условия регистрации прав на имущество.

Федеральным органом, к компетенции которого относится закрепление федерального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96, от 4 декабря 1995 г. N 1190 и от 5 января 1998 г. N 3 Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, N 2, ст. 264. является Минимущество России, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Исключения из общего порядка единичны. Например, согласно ст. 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» полномочиями по принятию решений о закреплении федерального имущества за предприятиями железнодорожного транспорта наделен федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В статье 6 Федерального закона «О науке и государственной научно - технической политике» установлено, что аналогичными правами наделены перечисленные в указанной статье академии по отношению к унитарным предприятиям, входящим в их состав.

Таким образом, при отсутствии прямого указания в федеральном законе либо указе Президента Российской Федерации о полномочиях того или иного органа по закреплению федерального имущества в хозяйственном ведении унитарных предприятий данные полномочия реализуются в общем порядке Федеральныме агентством по управлению федеральным имуществом, которое вправе поручить их осуществление своим территориальным органам.

Необходимо отметить, что в случае если передача государственного имущества предприятию относится к более раннему периоду (до создания Госкомимущества России) и осуществлена на основании акта органа государственной власти, в компетенцию которого входило принятие соответствующих решений, например СНК СССР, то распорядительный акт этого органа является надлежащим основанием возникновения у предприятия прав владения и пользования таким имуществом и дополнительное оформление его закрепления не требуется Любимова Р.В. Нужно ли заключать договоры о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления // Хозяйство и право No. 7, 1995..

Право хозяйственного ведения в отношении указанного имущества федеральное государственное унитарное предприятие имеет в соответствии с его организационно - правовой формой в силу прямого действия положений ГК РФ. Кроме того, в отношении такого имущества п. 1 Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР» Ведомости СНД и ВС РСФСР, 05.12.91, N 49, ст. 1737. дано указание о его закреплении в хозяйственном ведении соответствующих унитарных предприятий.

Исключение составляют довольно редкие случаи, когда имущество передавалось с формулировкой, исключающей возникновение вещных прав, например: «в пользование», «в управление».

На практике нередко можно столкнуться с тем, что изданный значительное время назад акт о передаче объекта государственному предприятию не удается обнаружить ни на самом предприятии, ни в архивах. В подобных случаях регистрационные палаты при обращении по поводу регистрации права хозяйственного ведения на такие объекты, как правило, требуют представления справки из соответствующих архивов о том, что указанный правоустанавливающий документ в архиве отсутствует.

В связи с упомянутым Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 255, закрепившим имущество, находящееся на балансах государственных предприятий на момент вступления в силу данного Указа, в их хозяйственном ведении, вполне достаточным в таких случаях представляется документальное подтверждение того обстоятельства, что соответствующее имущество находилось в указанный момент на балансе предприятия.

Помимо передачи имущества собственником существуют другие источники формирования имущества унитарного предприятия. Так, согласно ст. 136 и п. 2 ст. 299 ГК РФ в хозяйственное ведение унитарного предприятия поступают плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (если иное не предусмотрено законом), а также имущество, приобретенное им по договорным и иным основаниям. Данная норма предусмотрена и ст. 11 Закона 161-ФЗ.

Как видно из формулировки приведенной нормы, перечень оснований приобретения унитарным предприятием имущества является открытым. К иным основаниям приобретения имущества может быть отнесено, в частности, наследование по завещанию.

В силу ст. 299 ГК РФ поступление в хозяйственное ведение унитарного предприятия имущества, приобретенного им по сделке, не нуждается в оформлении распорядительным актом соответствующего государственного или муниципального органа. Такое имущество поступает в хозяйственное ведение унитарного предприятия в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными правовыми актами для приобретения прав собственности. Поэтому момент и условия возникновения у предприятия права хозяйственного ведения в этих случаях должны определяться исходя из правил, установленных ст. 223 ГК РФ.

Действующим законодательством предусмотрена регистрация прав на недвижимое имущество. Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 Собрание законодательства РФ, 11.09.2000, N 37, ст. 3718. заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подает унитарное предприятие, за которым оно закреплено на основании акта собственника.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения - это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Отличительной чертой хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Гражданском кодексе определение унитарного предприятия указаны два основных признака:

Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация, т. е. основной целью данного юридического лица закладывается извлечение прибыли. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 152 ГК), являющегося объектом права. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Юридическая грань, отделяющая государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект, от предприятия как объекта гражданского права, весьма трудно определима. Это обусловлено тем, что предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, само является действующим "организмом", самостоятельно участвующим в экономических отношениях, несущим собственные права и обязанности, предполагающим наличие коллектива работников.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от иных хозяйствующих субъектов. Так, муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется муниципалитетом полномочиями собственника в отношении переданного имущества.

Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения. Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков. ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение которых без согласия собственника имущества прямо запрещено законодательством, может быть расширен посредством включения дополнительных условий в устав государственного или муниципального предприятия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практике это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффективной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересованности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности.

Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности. В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для учреждений и унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.

Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собственник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.



 

Возможно, будет полезно почитать: