Куда можно устроиться на работу без регистрации. Обязательна ли при устройстве на работу местная прописка? Документы для предъявления при трудоустройстве

Вопрос о том, можно ли устроиться на работу без прописки, затрагивает интересы не только иностранных граждан, но и россиян. По современным требованиям даже гражданину России проблематично трудоустроиться в регионе без официального адреса места жительства.

Прописка (регистрация) по месту проживания – официальный документ, подтверждающий постоянное место нахождения или проживания. Он необходим как иностранцам, приехавшим на заработки, так и россиянам, которые трудоустраиваются.

Прописка бывает постоянной и временной. Оформление по адресу постоянного проживания без ограничения срока действия проходит в отделении УФМС местного МВД. Временное жилье ограничивается определенным периодом: один месяц, три месяца, полгода или год. Устраиваясь в организацию на вакантную должность желательно с постоянной пропиской, однако возможно и с временной. Эти вопросы регулируют трудовые нормы российского законодательства.

Трудовой Кодекс РФ содержит основные нормы, регулирующие трудоустройство сотрудника:

  • обязательный для предъявления список документов;
  • порядок и правила оформления;
  • применение и условия испытательного срока;
  • процедуру увольнения;
  • права и обязанности обеих сторон.

Для граждан России трудовое право не устанавливает отсутствие официального жилья в регионе по месту нахождения организации, как основание для отказа в оформлении на должность.

Однако руководитель может отказать в приеме по другим причинам. Например, если лицо не подходит по профессиональным качествам или имеющемуся опыту. На должность, связанную с материальной ответственностью, в основном нанимают местных жителей – к ним более доверительное отношение.

Когда работодатель отказывает в принятии сотрудника из-за отсутствия прописки, можно оспорить такое решение согласно ст. 64 ТК РФ, где четко указывается, что отказ заключить трудовой договор на этом основании – это прямое нарушение Конституции. Даже при отсутствии официального места жительства гражданин может подавать документы на подходящую ему вакансию. Не имея прописки, найти работу для гражданина России не составляет проблем. Большинство руководителей пренебрегают этой нормой закона, пользуясь незнанием статей ТК со стороны соискателей.

Для иностранных граждан ситуация следующая: ни одна организация не может без юридических последствий принять в качестве сотрудника иностранное лицо, не имеющее официальное временное или постоянное жилье на территории России.

Процесс трудоустройства: список документов

Иностранец, желающий работать, должен пройти процедуру оформления документов. Она включает:

  • постановку на учет в УФМС по прибытии в страну (в срок, не превышающий трех дней);
  • регистрацию по конкретному адресу, где гражданин временно пребывает (проживает);
  • получение официального разрешения работать (патент) при наличии соответствующих сертификатов;
  • сдачу медицинских анализов;
  • прохождение экзамена по русскому языку.

Перечень документов, который соискатель обязан представить работодателю, строго определен ст. 65 ТК РФ. Паспорт – основной документ. При отсутствии остальных можно договориться с руководством организации оформить их позднее.

Для россиян и резидентов иных государств списки разнятся:

Перечень документов для россиян Перечень документов для иностранных лиц
Личный паспорт гражданина Паспорт
Трудовая книжка (даже при работе по совместительству) Миграционная карточка
Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) Регистрация по адресу места пребывания
Документы об окончании образовательных учреждений: аттестаты, дипломы, сертификаты о прохождении курсов Патент
Идентификационный номер налогоплательщика – ИНН

Трудоустройство иностранца с наличием даже временного жилья – не только гарант для работодателя, но и преимущество работника перед другими соискателями. Привилегии официального трудоустройства заключаются в пенсионных отчислениях, фиксации трудовой деятельности (стажа), начислении страховых выплат, гарантированной оплате больничного листа и оформление отпуска по нормам законодательства.

Когда наличие регистрации обязательно

Согласно действующим юридическим нормам гражданин РФ обязан встать на миграционный учет, если он сменил место жительства или планирует находиться на территории другого региона больше 90 дней.

Трудовое законодательство не запрещает россиянину устраиваться в организацию любого другого региона в отсутствие документа о прописке. Можно постоянно жить в одной области, а официально работать в другой. Однако беспрерывное пребывание на территории области больше 90 дней без уведомления УФМС и постановки на соответствующий учет, считается нарушением норм миграционного законодательства и влечет санкции и штрафы. Для некоторых должностей требуется постоянное место проживания: в государственных учреждениях, правоохранительных органах, судебных учреждениях, таможенных структурах.

Иностранным лицам запрещено длительное пребывание на территории другой страны без прописки, особенно если они собираются трудоустраиваться.

Трудоустройство без регистрации: последствия для работодателя и работника

Пренебрежение законодательным положением об обязанности каждого человека встать на миграционный учет по адресу своего постоянного жилья грозит административным наказанием в рамках статьи 19.15 КоАП РФ в виде штрафа размером до 5 000 рублей. Отсутствие документа о прописке лишает возможности получать положенные от работодателя пенсионные начисления в связи с отсутствием СНИЛСа.

Для иностранного лица трудоустройство при отсутствии прописки – не только нарушение административного законодательства, но и миграционного. Суммы штрафов в этом случае гораздо выше, а скорее всего дело обернется депортацией на родину и запретом въезда в Россию на срок от 1 года до 5 лет. Иностранным лицам, прежде чем прописаться фиктивно следует знать, что сейчас миграционный контроль очень жесткий. Прописывать к себе иностранца может любой собственник жилья, но о том, что это фиктивный документ госорганы узнают при проверке, которые часто проводит полиция совместно с сотрудниками миграционной службы.

Можно ли принять на вакантную должность гражданина, не имеющего прописку? Работодателю это грозит проблемами с налоговыми структурами. При выплате НДФЛ (а его выплачивает организация) именно в налоговую фирма предоставляет полную информацию о работнике, за которого уплачивается налог. При отсутствии сведений о месте жительстве (прописке) работника могут возникнуть дополнительные вопросы со стороны регулирующего органа относительно правомерности действий работодателя. При устройстве на должность иностранного лица без необходимого пакета документов штраф на организацию накладывается в размере до 800 000 рублей за одного нелегального сотрудника (иностранца). Прежде чем размышлять, можно ли принять на работу человека без регистрации, работодатель должен помнить, что юридическое лицо несет перед государством наказание в большем объеме, чем физическое. Единственно правильным решением для руководства компании является прием на работу нового сотрудника и незамедлительное извещение органов УФМС о нарушении законодательства со стороны гражданина.

Процедура регистрации: права работодателя и куда обращаться в случае отказа

У работодателя отсутствует право требования документа, подтверждающего наличие временного или постоянного жилья. Согласно ТК РФ обязаны трудоустраивать даже при отсутствии регистрации по постоянному адресу на территории России. Однако руководитель имеет полное право нанимать сотрудников, у которых нет прописки, сообщив одновременно в органы УФМС о том, что гражданин нарушает установленные законом правила.

Если работодатель отказал в приеме, указав как причину отсутствие прописки, гражданин имеет полное право подать на него жалобу. Она составляется в письменном виде со ссылкой на следующие нормы:

Закон не ограничивает работодателя обязательным списком документов по ст. 65 ТК РФ, однако предъявление бумаг, не входящих в этот перечень, не является обязательным со стороны устраивающегося гражданина.

Любые жалобы по трудовым спорам подаются исключительно в судебную инстанцию. Жалоба должна быть составлена в письменной форме и к ней требуется приложить пакет документов, который указан в статьях 131, 132 Гражданско-процессуального кодекса России. Подается весь пакет в территориальное отделение Федерального суда по месту нахождения ответчика, то есть работодателя.

Другие тонкости и нюансы

При перемещении из города в город в пределах одной области (Федерального округа) не требуется дополнительная регистрация по месту нахождения.

К примеру, если лицо зарегистрировано в Московской области, а устраивается на фирму в Москве, делать временную прописку в Москве ему не требуется. Данное правило не касается иностранцев. Они имеют право работать только в пределах той области, в которой им выдано разрешение (патент).

Для граждан иных государств подготовка к устройству на работу сводится к оформлению документов для получения регистрации и обязательного разрешения, дающего право работать. Требуется также встать на временный учет в контролирующий орган. Сделать это нужно сразу после начала трудовой деятельности (оформления на работу), но не позднее чем через семь дней.

Для резидентов Республики Беларусь, Казахстана действуют расширенные сроки получения регистрации. Законодательство разрешает им встать на миграционный учет в 30-тидневный срок со дня приезда в Россию. Занимать какую-либо должность в этот период не допускается.

По вопросу занятости населения в специализированный центр может обратиться гражданин любой страны. Необходимо встать на учет, чтобы иметь возможность временно получать пособие. В дальнейшем следует прописаться по конкретному адресу. Зачем прописываться, если уже приняли в штат? Имея на руках регистрацию, можно пользоваться государственной поддержкой, получать компенсации и пособия. Прием на работу без прописки – нарушение закона со стороны работодателя и соискателя, а также прав и обязанностей обеих сторон.

Сейчас многие люди задаются вопросом о характере взаимосвязи между возможным на приличную должность в какой-либо компании и наличием регистрации гражданина (ранее именуемой пропиской). Осуществление регистрации граждан в РФ происходит в органах ФМС.

Происходит этот процесс по установленным основаниям и правилам регистрационного процесса и противоположного ему - снятия с учета лиц, проживающих на территории РФ. За последние годы в этой сфере произошли некоторые изменения, и теперь российские законодательные органы выделяют два вида регистрации граждан, чего нет :

  1. Постоянная регистрация . Она осуществляется по личному заявлению гражданина, и что важно - не должна быть позднее семи календарных дней с момента смены гражданским лицом постоянного места жительства;
  2. Временная регистрация по месту пребывания. Гражданин производит ее оформление при следующем раскладе: происходит смена места пребывания в границах РФ на срок более 90 дней.

Существует еще одна различительная особенность двух видов регистрации. При постоянной уполномоченным органом ФМС ставится отметка на соответствующей странице паспорта. А вот в случае временной гражданину предоставляется только свидетельство о регистрации по месту временного пребывания.

Полезно знать! По существующему законодательству РФ обязательной процедурой для гражданина является регистрация. По этой причине следует внимательно относиться к ней в случае смены постоянного места проживания более чем на 90 дней, а также при переезде на новое место жительства, которое для вас станет постоянным. В обоих случаях обязан совершить регистрацию в территориальном управлении или отделе ФМС - органах, которые занимаются непосредственно оформлением постоянной либо временной прописки.

Трудовое законодательство Российской Федерации: правила и нормы приема на работу

Вопрос прописки часто поднимается при трудоустройстве

Главным документом, регулирующим процесс приема на работу и дальнейшие права/обязанности каждой из сторон, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Для тех, у кого нет постоянного места регистрации, к самой важной в этом документе относится третья статья.

Она гласит, что ни один работодатель не имеет законных прав отказать гражданину РФ в приеме на работу по причине отсутствия у соискателя постоянной регистрации в этом населенном пункте страны. Тем не менее, для иностранных граждан не все так просто.

Положения, регламентированные в третьей статье Трудового кодекса, на них не действуют. Путь выхода из этой ситуации состоит из двух этапов. Первый - получение разрешения на работу. Второй - прохождение обязательной процедуры получения временной регистрации на территории России.

В итоге, можно констатировать, что для граждан нашей страны не может быть никаких препятствий при возможном трудоустройстве на работу, так как они имеют законодательно закрепленное право на это. При этом важно наличие постоянной регистрации только на территории страны вне зависимости от субъекта РФ. И у работодателя нет никаких оснований и прав осуществлять отказ потенциальному соискателю.

Важно! Ссылаться в спорных ситуациях необходимо на статью 64 Трудового кодекса РФ, которая четко определяет случаи нарушения при приеме на работу. В частности, нарушением конституционных прав устраивающегося на работу является отказ в подписании трудового договора между работодателем и соискателем по причине того, что у последнего нет постоянной прописки или временной прописки по месту жительства.

Процесс трудоустройства: необходимые документы

Отсутствие прописки может стать причиной отказа при трудоустройстве

Это закреплено статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушений России. Кроме того, соискатель должен знать свои права и в случае возникновения спорных ситуаций на этой почве может смело ссылаться на Трудовой кодекс РФ, ст. 64.

Как получить прописку при помощи портала госуслуг и как быть если заявление о регистрации снимают с рассмотрения, узнаете из видео:

Регистрация граждан по месту их жительства и пребывания — особая процедура, которая призвана осуществлять контроль за передвижением граждан по стране. Кто хоть раз устраивался на работу в крупном городе России, хорошо знает, что при трудоустройстве часто просят предъявить и прописку, и временную регистрацию в данном населенном пункте. Но правомерны ли эти требования и можно ли устроиться на работу без прописки.

Сегодня термин «прописка» уже давно не используется, а вместо него применяется термин «регистрация по месту жительства или проживания». Она бывает:

  • Временная.
  • Постоянная.

То, что ранее именовалось «пропиской», и есть постоянная регистрация. Ее осуществляют по заявлению самого гражданина, которое он должен подать в течение семи дней после снятия с учета по иному адресу. четом граждан в данной сфере занимается Главное управление по вопросам миграции МВД РФ. Нарушение законодательных норм грозит административной ответственностью и штрафом.

При постоянной прописке в паспорт гражданина ставится штамп с адресом, если же он зарегистрирован временно, на руки выдается специальное свидетельство. Если человек вынужден проживать не по месту прописки длительное время, по закону это более 90 дней, он обязан встать на учет, не снимаясь с постоянной регистрации. Но одно дело — нормы миграционного законодательства, а совсем другое — Трудовой Кодекс.

Правила приема на работу согласно ТК РФ

Прием на работу и отношения сторон при этом регулируются нормами Трудового Кодекса. В нем все рассказано о нормах на работу лиц с российскими и иностранными паспортами.

Вопрос о том, можно ли устроиться на работу без прописки, беспокоит не только самих соискателей, но и работников отдела кадров. Чаще всего они стараются отказать таким гражданам в должности, однако, такой отказ по закону считается неправомерным.

Обратимся к третьей статье кодекса в современной редакции. В ней освещен вопрос дискриминаций в сфере труда, где четко указано, что гражданину России не имеют право отказать в трудоустройстве по причине отсутствия временной регистрации.

Приведем реальный пример. Человек прописанный в провинции, приезжает в столицу с целью найти высокооплачиваемую работу. Уже на этапе предварительных требований работодатель просит его предъявить временную регистрацию в Москве. Это и есть нарушение законодательства со стороны работодателя.

Также стоит обратить внимание на статью 64 Трудового Кодекса, согласно которой отказ в заключении трудового договора на основании отсутствия как регистрации постоянной, так и временной, трактуется как ограничение прав граждан . На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: работодатель не имеет право отказывать в трудоустройстве человеку по причине отсутствия штампа в паспорте с адресом или же свидетельства с временной «пропиской».

Список документов при приеме на работу

Человек, которому нужна работа, должен быть знаком с законом не хуже, чем его потенциальный работодатель. Помимо вышеперечисленных норм, трудовое законодательство содержит и информацию о порядке трудоустройства. Здесь же прописан и список необходимых документов. Чтобы с будущего работника не требовали того, что нет в списке, перечислим их:

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС).
  • Трудовая книжка (если это не первое место работы).
  • Диплом или аттестат.
  • Военный билет или же приписное свидетельство.

Самым важным документом в этом списке является гражданский паспорт. Без него трудоустройство в принципе не возможно.

Варианты развития сценария при трудоустройстве без регистрации

Несмотря на то, что потенциальный работник не может быть ограничен в праве на труд даже при отсутствии у него прописки, маловероятно, что работник отдела кадров предоставит ему на подпись трудовой договор без лишних вопросов .

Тем, кто хочет получить высокооплачиваемую должность с хорошим окладом стоит серьезно задуматься, ведь если человек нигде не прописан и нарушает закон, это говорит о его недисциплинированности. Вот почему сценарии развития событий для такого соискателя скорее всего будут негативными.

Во-первых, работодатель может пожаловаться в МВД, в связи с чем человека привлекут к ответственности и наложат штраф. Он может достигать 5000 рублей, если нарушение зафиксировано в Москве или Санкт-Петербурге, и 3000 рублей, если это произошло в любом другом городе страны.

Во-вторых, отказать могут и по иным причинам, тем более что на одно место сегодня претендует как минимум два кандидата.

Отсутствие регистрации само по себе говорит о наличии проблем у человека, который пришел устраиваться на работу. Также возникнет проблема с перечислением налоговых платежей в бюджет. Отсутствие прописки ни одному из соискателей, даже с великолепными рекомендациями и хорошим опытом работы, не добавит плюсов.

Вывод

Ранее мы выяснили, что ни один работодатель не вправе отказать в подписании трудового договора только на основании отсутствия прописки у потенциального работника. Однако, на практике этот закон фактически не работает.

Работодателя можно понять: кто поверит в ответственность человека, если он сам закону не подчиняется. Именно поэтому всем, кто желает найти хорошую работу, нужно посоветовать одно: сделать либо постоянную, либо временную прописку. В столице внимание обращают также на то, имеет ли соискатель свидетельство о постановке на налоговый учет по адресу в Москве или в Московской временно.

Конечно, можно трудоустроиться и не официально, не имея в паспорте соответствующего штампа, но такие случаи не стоит рассматривать. Работодатель за такого работника не несет ответственности, не платит налоги в бюджет, не делает пенсионных отчислений.

Вопрос того, как оформить и принять на работу человека без прописки и можно ли это сделать, волнует многих кадровых специалистов и работодателей. Российское законодательство дает достаточно правовых механизмов, регулирующих порядок трудоустройства без временной или постоянной регистрации, следовать которым должны как работодатели, так и сотрудники. Во избежание нарушения существующих нормативов и привлечения к ответственности как самого соискателя, так и работодателя, следует знать, чем грозит организации и сотруднику прием на работу без прописки.

Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование

В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
  • Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
  • Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
  • Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.

Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.

Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.

Когда нельзя принимать на работу без прописки

Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.

Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:

  • При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное или его расторжении.
  • В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.

Работодателю следует помнить, что при трудоустройстве иностранцев, он также обязан проверять не только наличие у них регистрации, если таковая проверка требуется. Кроме этого работодатель, принимая на работу лиц по по приглашению, обязан проверять наличие у них полиса ДМС или договора о медицинском обслуживании.

Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника

Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.

Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.

Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.

Прием на работу без прописки, но с регистрацией, не отличается от общего порядка действий.

А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.

Несмотря на столь жесткие требования законодательства, оно также запрещает трудовую дискриминацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства просто по причине их статуса. Однако несоблюдение ими законных нормативов по подаче документации и недостаточная правовая база делает отказ в трудоустройстве в данном случае законным и обоснованным, а не дискриминационным.

Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.

В данной статье мы затронем следующие темы: Имеет ли работодатель право принять на работу гражданина РФ без прописки? Чем грозит организации прием на работу без прописки?

Довольно часто поиском работы занимаются люди, не имеющие прописки по месту предполагаемой работы и не собирающиеся прописываться либо оформлять временную регистрацию.

Можно ли принять на работу без прописки?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно обратиться к Трудовому кодексу РФ. По сути, ответ дается уж в самом начале этого объемного документа. В статье 3 ТК РФ говорится, что каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Там же утверждается, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от каких-либо факторов, не связанных с деловыми качествами работника. В списке таких факторов, приведенных в статье, присутствует и место жительства работника. Следовательно, при приеме на работу место жительства не может рассматриваться как критерий для отбора кандидатов.

Это не единственная статья Трудового кодекса, в которой прямо упоминается место жительства сотрудника. Например, в статье 64 ТК РФ утверждается, что необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен, и далее идет расшифровка этого запрета. Расшифровка практически повторяет статью 3 ТК РФ. В ней говорится, что при заключении трудового договора не допускается любое ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от ряда обстоятельств, например, в зависимости от места жительства. При этом в тексте статьи прямо указано, что наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания также не может использоваться для ограничения прав или установления преимуществ работника.

Идем далее. Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, которые человек должен предъявить работодателю при устройстве на работу. В этом перечне отсутствует документ, подтверждающий регистрацию работника по месту жительства или по месту пребывания. Зато в статье устанавливается запрет на требование от лица, поступающего на работу, документов, которые не предусмотрены Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Чем грозит организации прием на работу без прописки?

Часто встречаемое заблуждение о незаконности приема на работу иногородних граждан (граждан без прописки) основывается на еще не полностью забытом законодательстве СССР, когда такие ограничения действительно применялись. В настоящее время нормативные правовые акты, действовавшие во времена СССР, отменены.

Как было сказано выше, действующее законодательство запрещает какое бы то ни было ограничение трудовых прав и свобод в зависимости от места жительства. По закону, работодатель не только имеет право, но и обязан заключить трудовой договор с любым соискателем, деловые качества которого удовлетворяют работодателя, не принимая во внимание его место жительства или наличие прописки. Естественно, что действующее законодательство не предусматривает никаких штрафных санкций для организаций, которые принимают на работу граждан без прописки.

Более того, отказ в приеме на работу по причине отсутствия регистрации нарушает права гражданина, гарантированные Конституцией РФ, Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Трудовым кодексом РФ. В связи с этим при отказе в заключении трудового договора по причине отсутствия у работника прописки работодатель может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда (статья 5.27 КоАП РФ).

Справедливости ради упомянем, что нарушение правил регистрации может послужить основанием для привлечения самого работника к ответственности по статье 19.15 КоАП РФ, ведь обязанность по оформлению регистрации возложена на самих граждан.

Прием на работу без прописки: выводы

Исходя из вышеизложенных фактов, вывод можно сделать только один: отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания (отсутствие прописки) не может являться препятствием для трудоустройства граждан. Более того, отказ в трудоустройстве по причине отсутствия прописки является нарушением законодательства и может повлечь за собой административную ответственность работодателя. В то же время административную ответственность может нести и гражданин, нарушающий правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

Вложенные файлы

  • Заявление сотрудника о приеме на работу (образец).doc
  • Приказ (распоряжение) о приеме сотрудника на основную работу (образец).doc

Доступно только подписчикам

  • Заявление сотрудника о приеме на работу (бланк).doc
  • Приказ (распоряжение) о приеме сотрудника на основную работу (бланк).doc


 

Возможно, будет полезно почитать: