Положение закупочной деятельности 223 фз. Некоторые вопросы формирования Положения о закупке​​

Положение о закупках - документ, который регламентирует закупочную деятельность учреждения заказчика. Наличие правильно составленного положения о закупке позволяет заказчику проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) и этим положением.

Необходимость разработать и утвердить Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при разработке положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

Информационная открытость закупки;

Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).

Эксперты Московского института государственных закупок могут за Вас разработать Положение о закупках товаров, работ, услуг с удобными способами закупок и с учетом всех последних изменений.

Преимущества:

  • Вы получаете внутренне согласованный и сбалансированный документ.
  • Вы застрахованы от нарушений законодательства.
  • Вы значительно экономите время.

Для крупных организаций рекомендуем разработать оригинальное Положение о закупке, учитывающее организационную и функциональную специфику заказчика. Рекомендуем услугу по разработке комплекта типовых документаций для способов закупки, предусмотренных Положением о закупке. Полный комплект локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность, обеспечит прозрачность и эффективность торгов.

Так же возможно правовое исследование действующего у заказчика Положения о закупке. Обращаем на это внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст. Правовое исследование данного Положения о закупке позволит понять все его слабые стороны и учитывать при применении.

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны разработать и опубликовать в ЕИС положение о закупках. Это основной документ, определяющий закупочную деятельность. Что касается дочерних предприятий, они обязаны присоединиться к существующему типовому положению о закупках, если оно разработано головной организацией.

Из статьи вы узнаете:

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год

Типовые положения стали обязательными после вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Их разрабатывают учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов, а они в свою очередь должны использовать эти положения в своей закупочной деятельности. То же самое касается дочерних предприятий. Они присоединяются к положениям материнских компаний.

Перечень типовых положений о закупках .

Оно должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  1. порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  2. срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Форма положения о закупках по 223-ФЗ с изменениями 2019 года

До 2019 года заказчики должны были привести свои положения в соответствие с новыми требованиями. Те, кто не успел, считаются не разместившими положение о закупках по 223-ФЗ.

По новым правилам, в нем должны быть указаны способы закупок двух видов - конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, но только если о них говорится в документе.

Кроме того, нужно было прописать, когда используются электронные процедуры, иначе заказчик обязан проводить все конкурентные закупки на электронных площадках. Также следовало дополнить экземпляр списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Образец положения для бюджетных учреждений 2019 года

Для примера возьмем типовое положение Министерства здравоохранения Калужской области. Оно обязательно к применению для бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, для которых министерство здравоохранения Калужской области является учредителем или собственником. Изменение типового положения о закупках по 223-ФЗ запрещено.

Минздрав установил следующие разделы документа:

  • основные положения;
  • основные понятия и термины;
  • предмет, цели, принципы регулирования;
  • нормативно-правовое регулирование, область применения положения;
  • информационное обеспечение закупок;
  • планирование закупок;
  • комиссия по осуществлению конкурентной закупки;
  • порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • способы закупок и условия их применения;
  • аккредитация (регистрация) участников закупки на ЭП;
  • особенности документооборота при проведении закупок в электронной форме;
  • участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
  • извещение о проведении закупки;
  • документация о закупке;
  • особенности предоставления разъяснений документации о закупке при осуществлении конкурентной закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • обеспечение заявки на участие в закупке;
  • обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях, чтобы закупать без ошибок в новом году

Если вы актуализировали Положение о закупке и учли в нем все изменения 2018 года, этим подготовка в закупкам - 2019 не ограничится. Не забудьте внести правки во все шаблоны закупочной документации - если она не будет соответствовать требованиям закона, поставщики легко смогут оспорить ее пункты. Хорошие новости: изменений в документации немного, они простые: в тексте должны появиться новые сроки и термины. Еще - правки универсальные. Ваша обновленная документация подойдет для всех конкурентных закупок вне зависимости от способа закупки.

По каждой процедуре в документе можно посмотреть:

  • порядок подачи заявок;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, определения результатов закупки;
  • порядок проведения закупки;
  • последствия признания закупки несостоявшейся;
  • порядок заключения договора.

Также в бумаге отдельно говорится об исполнении и расторжении договора, антидемпинговых мерах и отсутствии конфликта интересов при осуществлении закупочной деятельности.

Что будет, если не разработать положение о закупках по 223-ФЗ

Если заказчик не разработает и/или не разместит положение в ЕИС, ему придется работать по закону о контрактной системе. Такая же участь ждет заказчиков, которые не привели свои положения о закупках в соответствие с новыми требованиями 223-ФЗ.

В частности, придется:

  • обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком;
  • выбирать способ закупки только из числа утвержденных на федеральном уровне;
  • проводить закупки у СМП и СОНО в установленных лимитах;
  • устанавливать обязательные требования к участникам, оценивать их заявки по утвержденным критериям;
  • направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП.

Как разместить положение о закупках по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Разместите Положение о закупке по 223-ФЗ на 2019 год в ЕИС в электронном виде. Документ сформируйте с помощью функционала единой информационной системы и включите в него:

  • наименование Положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика (возьмите из учредительных документов);
  • ИНН и ОГРН заказчика;
  • дату, когда заказчик утвердил бумагу;
  • дату, когда документ вступил в силу;
  • наименование органа, который утвердил.

Следуйте двум шагам, которые описал эксперт системы Госзаказ:

Шаг 1. Авторизуйтесь в ЕИС в статусе пользователя «Уполномоченный специалист». Действовать нужно только от лица организации со статусом «Заказчик», «Обособленное подразделение заказчика», «Организация, являющаяся представителем заказчика». Учтите, чтобы опубликовать документ, администратор организации должен дать права на эти действия. Также необходима актуальная электронная подпись с корректной настройкой.

Шаг 2. В реестре положений вызовите меню для проекта, который выбрали, и нажмите «Разместить». Всплывет окно с информацией о заказчике и положении. Чтобы завершить процесс публикации, нажмите «Подписать и разместить». После публикации положение станет доступным для просмотра на официальном сайте ЕИС.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2015 года N 62/5 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 19.02.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 16.05.2016);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.01.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.05.2018).

____________________________________________________________________


В целях обеспечения гласности и прозрачности закупок, осуществляемых в соответствии с , Правительство Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

постановляет:

1. Установить, что Комитет по конкурентной политике Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление методологической поддержки при проведении государственными унитарными предприятиями Московской области, государственными бюджетными учреждениями Московской области, субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность на территории Московской области, государственными автономными учреждениями Московской области, юридическими лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Московской области, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов (далее - Заказчики), закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , а также уполномоченным на утверждение типового положения о закупке товаров, работ, услуг и определение государственных бюджетных учреждений Московской области, государственных автономных учреждений Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области, для которых применение такого типового положения о закупке товаров, работ, услуг является обязательным при утверждении ими положения о закупке товаров, работ, услуг или внесении в него изменений
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2018 года постановлением Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 .

2. Пункт утратил силу с 11 мая 2018 года - ..

3. Рекомендовать Заказчикам:

абзац утратил силу с 11 мая 2018 года - постановление Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 ;

осуществлять планирование и закупки посредством Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области;

при принятии решения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой от 5 млн. рублей предусмотреть возможность включения в состав комиссии по осуществлению закупок (за исключением хозяйственных обществ) представителя центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, в ведомственном подчинении которого находится Заказчик (по согласованию).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

3_1. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики, обеспечить:

1) согласование разработанных Заказчиками проектов планов закупки товаров, работ и услуг в течение 7 рабочих дней со дня получения такого проекта, проектов изменений, предполагаемых к внесению в планы закупки товаров, работ и услуг, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого проекта;

2) согласование закупок, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта в течение 3 рабочих дней со дня получения от Заказчика документов о закупке;

3) согласование Заказчиками с Комитетом по конкурентной политике Московской области в срок, не превышающий 10 рабочих дней после согласования с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, государственным органом Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики:

3.1) закупок, предметом которых являются:

автотранспортные средства, автотранспортные услуги и специализированная техника;

мебель;

услуги по организации праздничных, культурно-массовых и иных досуговых мероприятий;

услуги специализированной организации;

3.2) осуществления закупок посредством закрытого конкурса, закрытого аукциона, иных закрытых способов закупки;

3.3) дополнительной закупки поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг более чем на десять процентов;

4) согласование Заказчиками с Главным управлением региональной безопасности Московской области закупок:

услуг по охране объектов, находящихся в государственной собственности Московской области;

работ по установке технических средств охраны и видеонаблюдения на объектах, находящихся в государственной собственности Московской области;

5) принятие и размещение в единой информационной системе в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года Заказчиками в случаях, установленных законодательством:

перечней товаров, работ, услуг в структурированном виде, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

перечней товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) принятие Заказчиками в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

7) осуществление Заказчиками по утвержденному перечню закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) контроль за размещением Заказчиками информации о закупках в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и положениями о закупке.
(Пункт 3_1 дополнительно включен с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2017 года постановлением Правительства Московской области от 10 января 2017 года N 3/1 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области И.Н.Габдрахманова.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области от 19 августа 2014 года N 666/31

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 мая 2018 года -
постановление Правительства Московской области
от 24 апреля 2018 года N 275/16 .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщикадо дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара :

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Ответственность

За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).



 

Возможно, будет полезно почитать: