Правоотношения права соц обеспечения. Характеристика правоотношений по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения, закрепленные в соответствующих нормативных актах, действуют лишь в

правоотношениях сферы данной отрасли. Понятие «правоотношения» является одним из фундаментальных в правовой науке.

Общественные отношения приобретают форму правоотношений только потому, что связи их участников регламентируются нормами права. Как известно из общей теории права, правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. правомерное поведение субъектов права.

Следовательно, правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право.

Другими словами, это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социальной защиты - обязан обеспечить эту реализацию.

Отношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и проявляются в форме правовых

отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли. В зависимости от того, результатом какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на три большие группы (схема 7).

1. Основные (материальные) правоотношения - правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, пребывающим в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной.

Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат, перечисленных выше, которые будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего пособия.

Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др.

Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить.

Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и

законодательством. Это означает, что по общему правилу в одностороннем порядке или по соглашению сторон мера обязанности изменена быть не может. Именно в этом заключается одно из главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты по собственному усмотрению возлагают на себя обязанности в допускаемых законом пределах.

Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку

они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.

2. Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с момента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжительности трудового стажа, установления инвалидности). Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение гражданина или его представителей для удостоверения конкретного факта. В пенсионном обеспечении

важным юридическим фактом является дата обращения за пенсией. С ее учетом определяется срок, с которого производятся назначение и выплата пенсии.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Важнейшую роль при этом играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке.

Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры рассмотрения споров, судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданского процессуального права. Но если спор рассматривается вышестоящим органом в порядке подчиненности, то возникают процессуальные отношения, которые регламентируются административным правом.

3. Процессуальные правоотношения. Они возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и

других социальных выплат.

Однако в праве социального обеспечении отсутствуют нормы, регулирующие процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное разбирательство осуществляется по нормам гражданско-процессуального законодательства.

Классификация по срокам действия правоотношений предусматривает:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транспортных средств и др.);

Правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери

кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся - 23 лет, по поводу назначения

пособий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до полутора лет и др.);

Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.).

Для полного раскрытия понятия любого правоотношения, в том числе и перечисленных выше, необходимо выяснить вопросы о юридических фактах, элементах данных правоотношений и их содержании.

В правоотношениях по социальному обеспечению одним из субъектов всегда выступает физическое лицо (гражданин) (схема 8). Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их).

К их числу относятся граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане, но только при наличии межгосударственных соглашений с РФ.

Другим субъектом правоотношений является государственный или иной орган. К числу таких органов относятся: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы здравоохранения, образования, исполнительной власти, министерств и ведомств, профессиональные союзы, предприятия, учреждения, организации и др.

Лишь в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья, а не гражданин.

Для рассматриваемой нами совокупности правовых норм объектом правоотношений служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социальных гарантий.

Следует выделять объекты материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

Объектами материальных правоотношений в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотношений является либо само юридически значимое обстоятельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Важнейшее значение для раскрытия понятия «правоотношения» имеет характеристика его содержания, т.е. прав

и обязанностей субъектов правоотношения. Для правоотношений по социальному обеспечению характерно то, что

один субъект - гражданин - обладает правами на получение определенных видов обеспечения, а другой обязан

предоставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Для полного раскрытия понятия «правоотношения по социальному обеспечению» необходимо рассмотреть юридические факты. Они представляют собой обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений либо наступление иных правовых последствий. В ряде случаев (а в правоотношениях по социальному обеспечению - в большинстве) право связывает такие последствия одновременно с несколькими обстоятельствами или фактами, т.е. с наличием сложного юридического состава.

В сложном юридическом составе принято выделять собственно юридический факт (например, рождение ребенка),

а также юридически значимые обстоятельства и предпосылки (достижение определенного возраста является предпосылкой для получения пенсии). Основанием возникновения правоотношения служит юридический состав в целом.

Отсутствие в нем хотя бы одного из перечисленных элементов не порождает юридически значимых последствий.

Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:

Совокупность юридических фактов - юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности

устанавливаются личность инвалида (или профессиональная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);

Единичные юридические факты. 13.

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО :

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения , ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета , т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения . Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния . При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.


2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ потеря кормильца;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение . Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся - 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект - гражданин - обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

Существует мнение, что субъект права -- это потенциальный участник правоотношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им право-субъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Следовательно, субъект права может быть участником правоотношения, но может и не быть им.

Субъект же правоотношений -- это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного участника самого процесса действия норм, реализации правосубъектности. Субъекты правоотношений -- это лица, которые находятся в динамическом состоянии, в стадии реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей (полномочий).

Приведенные аргументы позволяют констатировать, что понятие «субъект социально-обеспечительного правоотношения» уже понятия «субъект права социального обеспечения», ибо, для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо уже быть субъектом права.

Следовательно, субъект права социального обеспечения -- это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

  • 1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;
  • 2) лица - предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений). Например, субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

  • 1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
  • 2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;
  • 3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
  • 4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  • 5) работодатели и др.

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико - экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на, что направлена деятельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект -- парные категории. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом правоотношений.

Субъективное право на, какой-то вид социального обеспечения открывает перед его обладателем возможность что-то получить, чем-то пользоваться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного. Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого - либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений -- разные объекты, при этом вид социально-обеспечительного правоотношения определяет его объект. Итак, в зависимости от характера и видов социально-обеспечительных правоотношений можно выделить следующие виды объектов:

  • 1) материальные блага (деньги, предметы, услуги);
  • 2) нематериальные личные блага (здоровье, достоинство);
  • 3) поведение, действия субъектов на основе процедурных норм права;
  • 4) официальные документы (справки, удостоверения, счета в банке и т. п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их выдаче, утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

В процедурных социально-обеспечительных правоотношениях по социальному страхованию, социальной поддержке, предоставлению помощи и услуг объектом является:

  • 1) установление права человека на тот или иной вид обеспечения;
  • 2) назначение конкретного вида обеспечения;
  • 3) заключение договора;
  • 4) установление необходимого юридического факта.

Объектом материальных социально-обеспечительных правоотношении будет социальное благо -- денежная выплата в виде пенсии, пособия, компенсации, ежемесячной денежной выплаты; социальная услуга в виде медицинской помощи и лечения, социально-бытовой помощи на дому, в стационарах, различных центрах, консультационные услуги и др., а также материальная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды и другой помощи.

Объекты социально-обеспечительных правоотношении служат одновременно и целью лица при установлении этих правоотношении, они же определяют и порядок действий человека в данном правоотношении.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия - это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца. Пособие - это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки. Услуга - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде. В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении. Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

2. Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению.

3. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

1. Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых наделены правами и обязанностями предусмотренные ПСО.

По своей сути правоотношения по социальному обеспечению являются распределительными, так как возникают в связи с объективной необходимостью удовлетворения потребностей определенной части общества путем материального обеспечения.

В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их делят на 3 группы:

· Основные материальные правоотношения - они возникают по поводу отдельных видов социального обеспечения, например: пенсионные правоотношения, правоотношения по предоставлению социальных услуг, по предоставлению пособий и т.д.

· Процедурные правоотношения – они возникают в связи с реализацией основных, различают:

Процедурные правоотношения по установлению фактов (например, факта инвалидности, нахождения на иждивении);

Процедурные правоотношения по правоприменительной деятельности;

· Процессуальные правоотношения, возникают в связи с разрешением споров по вопросам социального обеспечения.

По срокам действия, правоотношения можно классифицировать следующим образом:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей, например, по выплате пособия на рождение;

Правоотношения с абсолютно определенным сроком действия во времени, например, по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком;



Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени, например, пенсионные правоотношения по старости.

2. Элементы правоотношений по социальному обеспечению:

· Субъекты;

· Объекты;

· Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений, с одной стороны, являются граждане, с другой –государство в лице своих органов. К гражданам, как субъектам правоотношений относятся:

· Граждане РФ;

· Иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории РФ.

В качестве субъектов отдельных видов правоотношений можно назвать: лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; безработных; ветеранов и т.д..

С другой стороны, в качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать такие государственные органы как:

· Территориальные органы Пенсионного фонда;

· Органы социальной защиты населения;

· Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;

· Пенсионные органы кадровых служб МВД, ФСБ и т.д.

Чтобы быть субъектами правоотношений, их участники должны обладать такими качествами, как правоспособность и дееспособность. В социальном обеспечении правоспособность делится на:

· Специальную.

Общая правоспособность возникает у всех граждан с момента рождения. Это связано с тем, что Конституция РФ относит права граждан в области социального обеспечения к основным правам, поэтому любого гражданина можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

Однако, способность иметь права и обязанности в конкретном правоотношении по социальному обеспечению возникает в разное время в зависимости от наступления соответствующего страхового случая. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности, правоспособность у гражданина наступает с момента установления инвалидности; в правоотношении по обеспечению пособием по безработице - с момента регистрации в качестве безработного, и т.д. Такая правоспособность называется специальной .

Дееспособность , как возможность своими действиями реализовать имеющиеся права и обязанности возникает, как правило, одновременно со специальной правоспособностью, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих возникновение права на тот или иной вид социального обеспечения. Однако, для того чтоб гражданин мог самостоятельно реализовать имеющиеся права и обязанности, он должен достичь определенного возраста. В ПСО такой возраст однозначно не определен и не закреплен, исключение составляет пенсионные правоотношения, в которых дееспособность наступает с 14 лет, что закреплено в соответствующем нормативном акте. В остальных случаях дееспособность наступает, как и гражданская, с 18-ти лет.

Если в силу возраста, или какого - либо заболевания гражданин не может самостоятельно реализовать имеющиеся у него права и обязанности в сфере соц. обеспечения, то их реализация осуществляется законными представителями – родителями, опекунами, попечителями.

Правосубъектность государственных органов, как субъектов правоотношений по соц. обеспечению возникает с момента их государственной регистрации.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению – это различные материальные блага, услуги, по поводу которых данные правоотношения возникают. Следовательно, объектом пенсионных правоотношений будут являться денежные выплаты в виде пенсий; объектом правоотношений по социальному обслуживанию будут являться социальные услуги; объектом процедурных правоотношений являются определенные юридические действия или устанавливаемый юридический факт.

Содержание правоотношений – совокупность прав и обязанностей его субъектов. Особенность материальных правоотношений является то, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки. Ему соответствует обязанность государственного органа предоставить это обеспечение.

Вместе с тем, при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные него обязанности и не злоупотреблять правом. В частности оно обязано предъявить содержащие достоверные сведения, документы, которые будут служить основанием для предоставления выплат и услуг, сообщать в государственные органы о всех изменениях, влияющих на условия обеспечения и размеры выплат.

В свою очередь, государственные органы несут не только обязанности, но и обладают значительным объемом права. Например, требовать от физического лица предоставление документов, необходимых для назначения или перерасчета выплаты, производить удержание из выплат, приостанавливать выплаты.

3. Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются юридические факты . В теории права под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных юридических последствий. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События – это факты, независящие от воли и сознания людей (наступление инвалидности, достижение совершеннолетия)

Действия – это факты, зависящие от воли и сознания людей (обращение в органы социального обеспечения).

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникает при наличии не одного юридического факта, а нескольких юридических фактов одновременно. Такая совокупность юридических фактов называется сложным юридическим составом. Отсутствие хотя бы одного из юридических фактов в составе делает невозможным возникновение всего правоотношения. Например, для возникновения правоотношения по поводу пенсионного обеспечения по старости, необходимо одновременное наличие следующих юридических фактов:

Достижение возраста;

Наличие страхового стажа определенной продолжительности;

Обращение гражданина в пенсионные органы;

Вынесение пенсионным органом решения о назначении пенсии.

По своему значению все эти юридические факты равны, но они играют разную роль. Среди них выделяют главный юридический факт (стаж и возраст) и юридически значимые предпосылки.

Основанием изменения правоотношений может служить как один юридический факт, так и сложный юридический состав. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности один факт – изменение группы инвалидности служит основанием для изменения размера пенсии.

Пример сложного юридического состава: для изменения размера пенсии в связи с наличием иждивенца, необходимо: обращение в пенсионные органы с документами, подтверждающими факт иждивения и вынесение решения об изменении размера пенсии.

Основанием для прекращения отношений по социальному обеспечению служит, как правило, единичный юридический факт (смерть, выплата единовременного пособия и т.д.).

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

  • - периодичность выплаты;
  • - выплата из ПФР или федерального бюджета;
  • - учет трудового вклада граждан и социального фактора;
  • - назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;
  • - государственно-правовой характер;
  • - выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;
  • - соизмеримость ее размера с размером заработка;
  • - главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

  • а) совершать определенные действия;
  • б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;
  • в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

  • а) совершения определенных обязательных действий;
  • б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;
  • в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.



 

Возможно, будет полезно почитать: