Системы миграционных органов в зарубежных странах. Отечественный и зарубежный опыт реализации миграционной политики

<*> Brus V.A. Contemporary features of migration processes and migration policy in the countries of Western Europe.

Брус Валерия Александровна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье рассматриваются современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы, к которым можно отнести выборочный подход к приему мигрантов из третьих стран, желающих получить работу, при котором предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам, введение национальных преференций на рынке труда и особое внимание к процессу интеграции иностранных граждан.

Ключевые слова: миграция, иностранцы, гражданство, миграционная политика, "синяя карта", национальные преференции, интеграция.

The article deals with the modern trends of migration process and policy in Western Europe. They are selective approach to permit for third-country nationals to reside and work (principle of preferences for highly qualified immigrants), national preferences in labour market and special attention to integration of refugees.

Key words: migration, refugees, citizenship, migration policy, "Blue Card", national preferences, integration.

Одной из характерных черт развития человечества на современном этапе является активное перемещение людей через государственные границы. Процессы миграции оказывают серьезное экономическое, социальное, политическое и культурное влияние на государства. Следствием этого является стремление поставить под контроль процессы миграции, с тем чтобы их последствия носили позитивный характер и обеспечивали прогрессивное развитие стран, принимающих и поставляющих людские ресурсы. Важным моментом в регулировании миграционных процессов является и защита прав и интересов личности, поскольку чаще всего мигранты представляют собой наименее защищенную категорию лиц.

В связи с этим показательным является тот факт, что в национальном законодательстве некоторых государств миграционное право или право иностранцев выделяется в отдельные отрасли <1>.

<1> См.: Welte, Hans-Peter. Auslanderrecht. Notnos Verlagsgesellschaft. Baden-Baden. 2005; Мiграцiйне право Украiни: пiдруч. / С.Б. Чехович. К.: Школа, 2003. В Российской Федерации вопрос о выделении миграционного права в отдельную отрасль находится в стадии научной дискуссии. См.: Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 3 - 16; Брик А.Д. Проблемы становления и развития миграционного права // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 8: В 3 т. Том 2. М.: Издательская группа "Юрист", 2008. С. 26 - 29; Чеботарев Г.Н., Мишунина А.А. Основные направления развития комплексного межотраслевого института миграционного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 14. С. 7 - 10.

Как отмечает Т.Я. Хабриева <2>, современная миграционная ситуация в мире развивается крайне противоречиво и во многом иррационально. В условиях глобализации национальные государства теряют контроль над перемещениями не только капитала, товаров, информации, но и людей. Этот кризис национального управления - универсальная характеристика современного общества. При общем доминировании концепции сотрудничества в международной политике взаимодействие стран в сфере миграции скорее приобретает форму противостояния. Неэффективность господствующей сегодня модели международной миграции выражается в огромном количестве нелегальной миграции, что характерно практически для всех принимающих стран. Предотвращение незаконной миграции и попытки поставить миграцию на пользу государству и обществу - одна из задач, стоящих сегодня перед большинством государств.

<2> Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения // Миграционное право. 2006. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Современная миграционная система, сложившаяся в Европе, отличается тесными экономическими, культурными, политическими, географическими связями между "центральными" странами, что и позволяет определить ее как единую миграционную систему.

Направление миграционных потоков, плотность распространения мигрантов по регионам и странам Европейского союза испытывают значительную зависимость от исторических традиций, колониального прошлого и уровня экономического благосостояния принимающих государств. Так, например, значительная доля в миграционных потоках, направляющихся в Испанию и Португалию, приходится на выходцев из стран Латинской Америки. В Великобританию приезжают большое количество выходцев из Азии, особенно из бывших колоний Индии и Пакистана, в то время как во Франции более важную роль играют иммигранты из Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Вьетнам, Лаос), а также из Ливана, Турции, африканских стран. В Италии около 20 процентов от всех иммигрантов приходится на выходцев с африканского континента, а также еще около 20 - на иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы <3>. В целом миграционная система характеризуется многообразием миграционных потоков, их разнонаправленностью, а также появлением новых стран иммиграции и подключением новых стран - поставщиков мигрантов, формированием нового вектора миграции "восток - запад", который пришел на смену доминировавшему еще недавно вектору "юг - север" <4>.

<3> См.: Другая жизнь и берег дальний // Европа. 2005. N 8(53). С. 8.
<4> Трыканова С.А. Миграционное право и политика в Европе в контексте глобализации // Миграционное право. 2007. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

Самой популярной среди членов ЕС целью остается Германия <5>, за которой следуют Великобритания, Испания, Италия, Франция, Швейцария. Иммиграция в другие страны - члены ЕС заметно ниже. Однако если посмотреть на процентное соотношение иностранцев и граждан в конкретной стране Западной Европы, то на первом месте будет Люксембург (37,4% иностранцев), затем Швейцария (22,9%), а Германия займет лишь третье место (12,3%). Здесь, безусловно, значение имеют численность населения и территория государства. В целом же на четыре основных "адресата" иммиграционных потоков приходится три четверти объема поступающих иммиграционных ресурсов <6>.

<5> В Германии проживают 15 млн. человек из около 200 государств мира. Это почти каждый пятый житель этой страны. Тем самым Германия имеет самую высокую в мире (вслед за США) долю мигрантов среди населения. Каждый третий ребенок моложе шести лет принадлежит к семье иммигрантов, в некоторых крупных городах Германии к 2010 г. больше половины населения моложе 40 лет будут выходцами из среды мигрантов // По данным, размещенным на сайте Совета Европы. URL: http://www.coe.int.
<6> См.: World Population Policies 2005. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, March 2006. URL: http://books.google.com.

Привлекательность Европейского союза для мигрантов обусловливает постоянное увеличение числа иностранных граждан, что чаще всего вызывает недовольство местного населения. Однако эту проблему необходимо рассматривать на фоне значительного снижения темпов естественного прироста населения и усугубляющегося старения населения.

За последние 50 лет продолжительность жизни европейских граждан резко увеличилась (на 10 лет) и будет расти дальше, а средний пенсионный возраст в ЕС 60 - 65 лет. Проблема осложняется тем, что в ближайшее время в пенсионный возраст вступит многочисленное поколение, появившееся на свет после Второй мировой войны, что может оказаться непосильным бременем для социальной системы государства. Система социального обеспечения стран - членов ЕС складывалась в 1950 - 1960-е годы, когда получателей помощи было намного меньше, поэтому предусмотренные в то время льготы на настоящем этапе развития ЕС представляют собой очередную проблему для правительств при формировании бюджета.

Одновременно эти негативные эффекты сопровождаются и столь же значительными социальными изменениями. Молодые европейцы в настоящее время в первую очередь ориентируются на профессиональный успех и социальное благополучие, откладывая создание семьи на неопределенное будущее. Уменьшается число браков, а женщины все чаще пренебрегают семьей ради карьеры. Увеличивается срок обучения молодых людей в институтах; так, сейчас достаточно большой процент составляют 27 - 30-летние студенты.

Однако исследователи все чаще стремятся подчеркнуть, что, если Европа хочет поддерживать общую численность своего населения или численность населения в трудоспособных возрастах, ей придется обеспечивать демографический прирост самостоятельно. Это связано с тем, что в противном случае при существующих показателях рождаемости, не обеспечивающих и простое воспроизводство, демографическая теория доказывает, что миграция, необходимая для поддержания постоянной численности населения, приведет со временем к полному замещению коренного населения мигрантами <7>.

<7> Коулман Д. Европа на перекрестке дорог: должны ли население Европы и ее рабочая сила зависеть от новой иммиграции? // Международная миграция: Каир + 10: Сб. статей / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 23.

Именно поэтому миграционная политика должна быть взвешенной, учитывающей как насущные потребности государства, так и возможные последствия такого регулирования.

Характеризуя основные тенденции миграционной политики европейских стран, можно выделить следующие общие черты.

Законодательство стран Европы разграничивает статус граждан ЕС и граждан третьих стран: наряду с открытыми границами внутри Европейского союза создаются барьеры для иммиграции граждан из развивающихся стран. Таким образом, наиболее заметной тенденцией в регулировании миграционных процессов в Европейском союзе является выборочный подход к приему мигрантов из третьих стран . В последнее время можно отметить ужесточение требований для мигрантов из третьих стран, желающих въехать на территорию Европейского союза с целью получения работы. По примеру Швейцарии, не входящей в Европейский союз, особое внимание уделяется мигрантам, имеющим высокую профессиональную квалификацию. В Швейцарии подобный подход закреплен в Законе об иностранцах от 16 декабря 2005 г. (Bundesgesetz uber die Auslanderinnen und Auslander <8>). Там, кроме общих условий осуществления иностранцами трудовой деятельности, таких, как законное пребывание на территории государства, наличие жилья, знание языка, соблюдение принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, существует и требование (ст. 23), касающееся иностранных граждан не из стран Евросоюза: осуществление ими трудовой деятельности возможно при условии, что они являются высококвалифицированными специалистами.

<8> Bundesgesetz uber die Auslanderinnen und Auslander, Sweiz. 2005. URL: http://www.bfm.admin.ch.

Документ, содержащий схожие положения, под названием "Директива Совета ЕС об условиях въезда и проживания граждан третьих стран в целях осуществления высококвалифицированной деятельности 2009/50/EC" <9>, был принят Советом Европейского союза 25 мая 2009 г. Предложение о принятии подобного документа было высказано еще 23 октября 2007 г. Президентом Европейской комиссии Мануэлем Баррозу на пресс-конференции совместно с Комиссаром по делам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини. Баррозу мотивировал свое предложение предполагаемой нехваткой в ЕС квалифицированных рабочих кадров, сложностью для лиц - представителей стран так называемого третьего мира в передвижении между странами ЕС, проблематикой конфликтующих между собой законодательств стран ЕС в области въезда иммигрантов и расхождением в правах между гражданами ЕС и легальными иммигрантами <10>.

<9> Council Directive 2009/50/EC of 25 May 2009 on the conditions of entry and residence of third-country nationals for the purposes of highly qualified employment // OJL 155 of 18.6.2009.
<10> Attractive conditions for the admission and residence of highly qualified immigrants. MEMO/07/423. Brussels, 23 October 2007 // AWRBulletin. 2007. N 7. S. 315 - 317.

Основным итогом принятия данной директивы является введение такого понятия, как "синяя карта" (по аналогии с "зеленой картой", используемой в США) - по цвету флага Европейского союза. Целью принятия Директивы является привлечение высококвалифицированных работников.

По сути, "синяя карта" - это разрешение на работу для специалистов в различных областях из третьих стран, дающее им дополнительные преимущества. Для получения "синей карты" заявитель должен представить трудовой договор или приглашение на работу в стране - члене Европейского союза с оговоренными в них уровнем заработной платы и четкими условиями увольнения, а также действующий документ, удостоверяющий личность, медицинскую страховку и подтверждение должного уровня образования (квалификации). Обязательным условием также является отсутствие уголовного преследования в отношении заявителя. Страны ЕС могут специально оговорить перечень государств, от граждан которых они будут рассматривать ходатайства о получении "синей карты".

Лицо, получившее "синюю карту", имеет следующие преимущества: въезжать и выезжать из Европейского союза, свободно перемещаться по его территории, осуществлять те же права, что и граждане ЕС. Кроме того, такому работнику по истечении 18 месяцев законного пребывания в стране предоставляется возможность перевезти к себе свою семью и изменить место (страну) работы, а впоследствии даже претендовать на получение статуса постоянно проживающего лица. Сама "синяя карта" действует от одного года до четырех лет с возможностью продления.

В Директиве указывается, что страны - члены Европейского союза в течение двух лет со дня официального опубликования документа должны инкорпорировать положения Директивы в национальное законодательство. Таким образом, с июня 2011 г. все государства - участники ЕС смогут выдавать "синие карты" заинтересованным лицам.

В отношении трудовых мигрантов, не обладающих высокой квалификацией, в странах Европы действуют более строгие правила. Так, согласно швейцарскому Закону об иностранцах прием иностранцев с целью осуществления трудовой деятельности должен служить интересам швейцарской экономики, надлежащим образом учитываются также научные и культурные потребности страны. В ряде стран (Австрия, Италия, Португалия, Швейцария) введено квотирование иностранной рабочей силы . Особые миграционные схемы могут действовать с государствами, подписавшими специальные соглашения о трудовой миграции. В частности, Испания с 2002 г. осуществляет наем рабочей силы из-за рубежа в государствах происхождения иммигрантов в рамках двусторонних соглашений, заключенных с Доминиканской Республикой, Колумбией, Марокко, Нигерией, Польшей, Румынией, Эквадором <11>.

<11> Васильева Т.А. Нужны полезные и удобные: основные приоритеты миграционной политики стран западной демократии // Политический журнал. 2008. N 11. URL: http:// www.politjournal.ru/ index.php?action= Articles&dirid= 67&tek= 8305&issue= 222.

Характерной чертой миграционной политики является введение национальных преференций на рынке труда . В настоящее время иностранец может получить рабочее место в западноевропейских странах только в том случае, если на него не претендуют граждане этой страны, других государств - членов ЕС или государств, входящих в Европейскую экономическую зону <12>.

<12> Васильева Т.А. Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах западной демократии. М.: Институт права и публичной политики, 2010. С. 52.

Принимая во внимание объективную потребность европейских стран в рабочей силе и стремление контролировать миграционные потоки, в настоящее время дискутируется вопрос о реализации концепции "циркулярной миграции" - введение временного разрешения на миграцию. С предложением о циркулярной миграции 26 октября 2006 г. впервые выступил министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле совместно с тогда еще своим коллегой Николя Саркози. В соответствии с данной концепцией иностранные работники из развивающихся стран могут получить право въезда в страны Европейского союза сроком от трех до пяти лет с последующим обязательным возвращением обратно. При этом у таких работников не будет возможности перевезти к себе свою семью. Таким образом, вопрос о необходимости интеграции и дальнейших социальных выплат таким рабочим снимается, а Европейский союз получает возможность удовлетворить свои потребности в рабочей силе. Однако у концепции есть и недостатки. Так, исследователи <13> отмечают возможные сложности с соблюдением права мигрантов на уважение частной и семейной жизни, предусмотренного статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <14>. Кроме того, в числе недостатков отмечается возможность экономии на образовании и повышении квалификации местных специалистов.

<13> Greciano Philippe. Auslanderrecht in Europa: neue Entwicklungen // MRM - MenschenRechtMagazin. 2008. Heft 1. S. 70.
<14> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Важной особенностью миграционной политики является уделение особого внимания вопросам интеграции иностранных граждан , постоянно или длительное время проживающих на территории Европейского союза. Государства Западной Европы придают особое значение тому, чтобы иммигранты в процессе интеграции усвоили основные ценности и нормы принимающего общества и выучили язык.

Так, например, в Федеративной Республике Германия 12 июля 2007 г. был принят Национальный план интеграции, который содержит 400 мероприятий и обязательств сторон - 150 со стороны Федерации и 250 со стороны неправительственных организаций, в том числе от 50 объединений мигрантов. Главными сферами деятельности являются содействие в изучении языка и равенство возможностей в области образования, обучения и трудоустройства <15>. Первым из важнейших мероприятий Федерального правительства в рамках Национального плана интеграции является качественное и количественное улучшение интеграционных курсов. Подробную информацию об интеграционных курсах мигранты могут получить на сайте интеграционного портала Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge) <16>. Интеграционный курс состоит из двух частей: языкового и ориентировочного курса. На языковом курсе обсуждаются важные темы повседневной жизни, например здоровье, покупки, жилье, работа. На ориентировочном курсе изучаются немецкая правовая система, история и культура, права и обязанности в Германии, особенности региона проживания, ценности, важные для немецкого общества, такие, как свобода вероисповедания, толерантность, равноправие. Посещение интеграционного курса является обязательным, если лицо не говорит/очень плохо говорит по-немецки или получает пособие по безработице. При этом если у мигранта есть разрешение на пребывание в Германии согласно § 38a Закона о пребывании и он уже принимал участие в интеграционных мероприятиях на территории других стран - членов ЕС, то обязательным является только посещение языкового курса. Целью интеграционного курса является успешная сдача заключительного теста, которая является одним из требований для оформления постоянного места жительства в Германии.

<15> Бемер М. Национальный план интеграции - вклад Германии в формирование европейской политики интеграции. URL: http:// www.coe.int/ t/ dg4/ youth/ Source/ Resources/ Forum21/ Issue_No10/ N10_ National_ integration_ plan_ ru.pdf.
<16> URL: http:// www.integration-in-deutschland. de.

В Нидерландах Закон о гражданской интеграции иностранцев, вступивший в силу в январе 2007 г., предусматривает обязательную сдачу иностранцами интеграционного экзамена, непрохождение которого в течение установленного срока (три с половиной года после вступления Закона в силу для мигрантов, которые успешно прошли интеграционный экзамен в государстве своего происхождения, и пять лет для остальных) предполагает административный штраф в размере от 250 до 1000 евро, налагаемый муниципальными органами по месту жительства лица, или сокращение размера социальных выплат, а также является препятствием для получения разрешения на проживание в стране на долгосрочной основе <17>. В Австрии подобное регулирование установлено Национальным планом действий по вопросам интеграции (Nationaler Aktionsplan fur Integration), согласно которому иммигранты, которые хотят приехать в Австрию в целях воссоединения семьи, должны сначала сдать языковой тест <18>.

<17> См.: Васильева Т.А. Иммиграционное законодательство и миграционная политика Нидерландов // История государства и права. 2009. N 21 // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Pop Valentina Austria eyes language tests for migrants. URL: http:// euobserver.com/ ?aid= 29165.

Таким образом, интеграционные программы, по сути, превращаются в средство внутреннего миграционного контроля, позволяющего ограничить въезд или дальнейшее пребывание лиц, не соответствующих установленным требованиям.

Стоит особо подчеркнуть важность интеграции мигрантов для поддержания социальной стабильности принимающего государства. Общество готово принимать лояльно настроенных иностранцев. Требовать же толерантности по отношению к нелегально находящимся мигрантам, претендующим на социальное обеспечение и не желающим разделять или как минимум уважать ценности принимающего общества, бессмысленно. Любой пример, напоминающий о негативных последствиях пребывания мигрантов в европейских странах, вызывает широкий общественный резонанс и новые дискуссии. Так, в Германии Тило Саррацин - член правления Бундесбанка, влиятельное лицо в социал-демократической партии, 13 сентября 2010 г. презентовал в Берлине свою книгу "Германия - самоликвидация" ("Deutschland schafft sich ab") <19>. В книге автор приводит и конкретизирует с привлечением статистических данных свои неоднократно озвученные идеи о губительности демографической, социальной, миграционной и образовательной политики, на протяжении многих лет проводимой либеральными властями Германии. Общий вывод таков, что при сохранении динамики существующих процессов население ФРГ не только сократится до минимума, но станет качественно хуже. Одновременно во Франции продолжается громкий процесс выдворения цыган-нелегалов, осуждаемый Еврокомиссией. При этом, по опросам журнала "Штерн", 46% немцев разделяют опасения Саррацина оказаться "чужими в собственной стране", а 70% французов поддержали решение правительства Саркози о высылке из Франции цыган-нелегалов <20>.

<19> Варкентин А. Как один Саррацин всю Германию "самоликвидировал". URL: http:// www.dw-world.de/ dw/ article/ 0,5962517,00.html.
<20> URL: http:// rus.ruvr.ru/ 2010/ 09/ 07/ 19253326.html.

Таким образом, перед европейскими государствами стоит непростая задача сочетать привлечение необходимой рабочей силы, поддерживая при этом социальную стабильность.

Подводя итог, следует отметить, что на фоне общемировых тенденций международной миграции, таких, как рост нелегальной и вынужденной миграции, увеличение демографической значимости международной миграции, страны Западной Европы уделяют особое внимание качественным характеристикам миграционных потоков, ориентируясь на поощрение высококвалифицированных специалистов, а также интеграции прибывающих лиц в устоявшееся общество, защищая интересы граждан при соблюдении прав и свобод мигрантов, закрепленных в международном законодательстве.

Иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

В современной Европе осознают политику миграции как политику будущего и дальнейшее ужесточение законов касается только нелегальной миграции.

Германия, принявшая в конце 90-х годов более половины всех миграционных потоков ЕС, подписала ряд соглашений со странами Центральной и Восточной Европы о привлечении сезонной и временной иностранной рабочей силы. С 1 января 2003 года в силу вступил новый закон об иммиграции, ужесточающий меры к нелегальным мигрантам и к просителям политического убежища, но значительно упрощающий иммиграционное право и стимулирующий приток квалифицированной рабочей силы и «умов», в том числе и из числа иностранных студентов, получающих образование в Германии. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000 год) и закона о миграции (2005 год) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала лейтмотивом германской миграционной политики.

Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.

В Англии в 2002 г. принимается официальный документ о гражданстве, иммиграции и убежище. Упрощается прием высококвалифицированных специалистов и иностранных выпускников вузов, облегчается найм иностранцев на временные и сезонные работы. При этом ужесточаются наказания за нарушение иммиграционных порядков, за принуждение к нелегальному труду и ввоз нелегальной рабочей силы.

С сентября 2002 года начал функционировать Европейский фонд по приему беженцев, созданный по настоянию государств, которые вынуждены были принимать гораздо большее число беженцев, чем другие. Гармонизация основ правового статуса беженцев и принципов их приема странами Евросоюза произведена была на основе Женевской конвенции ООН 1951 года; директивы Совета от 27 января 2003 года «О минимальных нормах для приема в государствах-членах лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища»; Дублинской конвенции, преобразованной в регламент Совета 15 февраля 2003 года. В соответствии с новым регламентом, ответственность за предоставление политического убежища была возложена на государство, где легально проживал родственник претендента на статус. Для того чтобы облегчить государствам-членам процесс предоставления убежища и исключить повторные претензии претендентов, в 2003 году на основе Регламента от 11 декабря 2000 г. была введена в действие система Евродак (Eurodac), дактилоскопическая база данных, содержащая отпечатки пальцев претендентов на политическое убежище.

В новой «Гаагской программе», принятой в 2004 году, были поставлены следующие задачи в сфере иммиграционной политики:

развивать общеевропейскую систему политического убежища, включая общую процедуру предоставления убежища;

определить возможности иностранцев работать в Евросоюзе в соответствии с потребностями рынков труда;

установить общеевропейские стандарты интеграции мигрантов в принимающих странах;

усилить партнерство с третьими странами для регулирования нелегальной иммиграции;

разработать политику возвращения нелегальных иммигрантов на родину;

эффективнее использовать биометрические и информационные системы.

В рамках Гаагской программы в декабре 2005 г. в развитие Дублинской конвенции Совет принял Директиву о статусе беженцев, что явилось важным шагом на пути к созданию общеевропейского режима политического убежища. В документе содержатся положения о минимально возможной гармонизации соответствующих режимов государств-членов. В феврале 2006 года Комиссия выступила с Сообщением об укреплении практического взаимодействия по приему претендентов на политическое убежище. В документе Комиссия обнародовала свои взгляды на принципы сотрудничества государств-членов с целью установления полностью гармонизированной системы предоставления убежища. Комиссия представила также рабочую программу оперативного взаимодействия между государствами для достижения большей эффективности сотрудничествах.

В феврале 2002 года Совет ЕС принял План глобальных действий против нелегальной иммиграции и торговли людьми. Основные пункты плана - усовершенствование визовой политики, обмен информацией и ее анализ, меры, регулирующие порядок пересечения границ и репатриацию - были учтены при разработке стратегии Евросоюза по борьбе с нелегальной иммиграцией.

В декабре 2005 года Комиссия ЕС представила “Стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы”. Задачей плана является установление гармоничного, предсказуемого и эффективного управления процессами легальной иммиграции в ЕС. Предложения содержат проект общей директивы, прописывающей основополагающие права всех легально работающих в ЕС иммигрантов, а также четырех директив по критериям принятия иностранных рабочих и получения ими права на проживание и работу в ЕС. Стратегический план действий включает ряд положений, позволяющих иностранным рабочим (в первую очередь, высококвалифицированным специалистам) избежать обычных бюрократических проволочек при получении разрешения на въезд, работу и проживание на территории Евросоюза.

Важным шагом в сфере защиты прав нелегальных иммигрантов на территории ЕС и противодействия нелегальной иммиграции стало принятое 16 мая 2007 году рамочное решение о введении единых на территории всего Евросоюза уголовных санкций в отношении работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов.

России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны. В глобализирующемся мире многие важные для поддержания нормального существования общества проблемы переходят если не полностью, то в существенной своей части, из области национальной компетенции в сферу межнациональную, международную. Это осознали в Европейском Союзе, становящимся особенно благодаря принятой с 1 января 2002 г. 12-ю его странами единой валюте, все более сплоченным наднациональным образованием, в которое с мая 2004 г. вошли 25 государств Европы. Там ищут пути решения проблемы растущей миграции с помощью совместных действий из единого центра, пытаясь управлять процессом под руководством евросоюзовского правительства - Комиссии ЕС в Брюсселе. Идет подгонка национальных законодательств, унификация законов, регулирующих правила легальной миграции в ЕС, уточняются выдвинутые еще основателями ЕЭС общие положения по поводу свободы передвижения людей в рамках Евросоюза. Этот опыт полезен и для России, которой следовало бы настаивать на скорейшей разработке и главное соблюдении общих правил миграции на постсоветском пространстве.

Но и в странах ЕС выполнение положений, зафиксированных в документах, принятых на общеевропейских саммитах, достигается не так гладко. Учитывая разницу в уровне развития "старых" членов и новичков, вступающих в ЕС в 2004 г., и то, что эти разные уровни могут сравняться лишь через много десятилетий, многие страны уже сейчас ставят барьеры, требуя отсрочить применение правила свободного перемещения рабочей силы. И центральные органы ЕС вынуждены с этим соглашаться. Лишь 6 стран ЕС не имеют возражений против перемещения рабочей силы после вступления в 2004 г. новых членов. А такие страны, как ФРГ и Австрия, не собираются в течение семи ближайших лет открывать границы для свободного перемещения людей из вновь приходящих в ЕС стран на свои внутренние рынки труда. России будет интересен и этот опыт.

Таким образом, иммиграционная политика стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами: проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы; борьба с нелегальной иммиграцией; проведение политики реэмиграции.

России необходимо обратить внимание на жесткое регулирование нелегальной миграции, которое осуществляется странами ЕС.

Однако объединяться с другими государствами для совместного решения проблем миграции, как это сделали государства ЕС, России не следует. Так как существует значительная разница в уровне развития стран и будут возникать проблемы в согласованности регулирования вопросов миграции.

Но, тем не менее, сотрудничать с другими странами более усиленно откуда прибывают и выезжают мигранты, России не помешало бы для лучшего понимания причин миграции и эффективного регулирования миграционных процессов.

Опыт зарубежных стран поможет воспользоваться уже наработанными и проверенными механизмами управления миграцией. На данный момент в России очень сложная демографическая ситуация. Численность населения сокращается. Одним из возможных решений является активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие» страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: наш основной иммиграционный ресурс - те, кто был нашим соотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык и привыкать к нашим обычаям. В России нет осознанной и целенаправленной миграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в том случае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране. И регулировать это не так сложно - например, Великобритания, постоянно ужесточающая законодательство в области иммиграции, выдает визы и гражданство тем, кто нужен английскому бизнесу. Так, помимо технических специалистов, учителей и медицинских работников, Соединенное Королевство активно привлекает бизнес-инвесторов.

Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Например, в Европе после второй мировой войны в условиях разрухи и экономического кризиса были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны.

миграция социальный регулирование политика

Современный мир переживает небывалый рост международной миграции населения. По данным ООН, в 2000 г. общее число международных мигрантов достигло 175 млн., более чем удвоившись по сравнению с 1970 г., и равнялось примерно 3% населения планеты. Около 60% их проживают в Европе (включая страны Восточной Европы и Россию), Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии". Высокая миграционная мобильность населения связана с усилением интернационализации хозяйственных связей. В последнее время к пере мещениям людей все чаще вынуждают экономическая и социальная нестабильность, войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия и экологические катастрофы. В конце XX в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны мира. За пределами стран происхождения, по разным оценкам, проживает от 80 до 130 млн. человек.См.: Цапенко В. Н. Роль иммиграции в экономике развитых стран // МЭМО. Журнал. 2004. №5. С. 27.

Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом, структурой, соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы и т.д. Современную миграционную ситуацию в мире определяют страны ярко выраженной иммиграции -- США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, Бразилия в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот-д"Ивуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии. Присутствие больших групп иностранцев существенно изменило ландшафт европейской и американской политики. Изменения, привносимые иммиграцией в жизнь принимающих обществ, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Практически во всех странах массовый приток мигрантов инициирует накопление конфликтного потенциала. В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией. См.: Зайончковская Ж.А. Иммиграция - альтернативы нет // Демоскоп. 2008. № 1. С.31.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников- не граждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах выделяют три типа:

1. Германская модель характеризуется сочетанием политики приема и интеграции переселяющихся этнических немцев с политикой приема и временного обустройства беженцев. Германский опыт решения миграционных проблем особенно интересен для России, поскольку миграционные процессы в ФРГ схожи с российскими. С 1988 по 1995 гг. в ФРГ прибыло около 4 млн. вынужденных мигрантов. Подавляющая их часть была обустроена или временно принята в стране.

В иммиграционном законодательстве и статистике Германии выделяется 11 категорий иммигрантов, в том числе: вынужденных переселенцев из числа этнических немцев; лиц, ищущих убежище (т.е. лиц, ожидающих получения официального статуса); беженцев де-юре (получивших официальный статус беженца); конвенционных беженцев; беженцев де-факто (иммигрантов, которым разрешено остаться в стране по гуманитарным соображениям), в отношении которых подходы иммиграционной и социальной политики государства существенно различаются. Особенность Германии состоит в том, что правовое положение основных категорий вынужденных мигрантов основывается на нормах конституции страны.

В основе государственной политики в отношении переселяющихся в ФРГ немцев из других стран лежат конституционное положение об уравнивании их во всех правах с немецкими гражданами и законодательное закрепление для них широкого набора льгот, способствующих их скорейшей интеграции.

2. Модель стран Центральной и Северной Европы -- характеризуется наличием разветвленной системы по приему, обустройству и интеграции иммигрантов и системы регулирования размещения населения на территории этих стран.

До начала 90-х годов Франция относилась к странам с относительно либеральным иммиграционным законодательством и высокой численностью официально признанных беженцев. После ужесточения иммиграционного законодательства заметно активизировалось использование нелегальных каналов иммиграции, что потребовало принятия специальных мер. В 1994 г. была введена выездная виза, суть которой в том, что иностранцы, легально проживающие во Франции (включая беженцев и апатридов), могут выехать из страны только при наличии в их документах соответствующей отметки. Ужесточая иммиграционный контроль, правительство сосредоточивает средства на обустройстве и интеграции лиц, действительно нуждающихся в защите и приюте со стороны французских властей. Правительственные мероприятия в отношении беженцев, получивших официальный статус и возобновляемый вид на жительство (на 10 лет), включают их обучение французскому языку, профессиональную подготовку, трудоустройство, предоставление жилья, защиту гражданских и социальных прав.

3 Американская модель отличается нацеленностью на переселение беженцев из стран первого временного убежища на территорию Соединенных Штатов Америки и содействие их интеграции в американское общество.

Для США иммиграция является сильной стороной национального сознания. Несмотря на то, что пропорция иммигрантов по отношению к общей численности населения США в конце XIX века (около 11 иммигрантов на 1000 человек) значительно превышала нынешнюю (около 5 иммигрантов на 1000 человек), фактическое число их очень велико. Если сравнить 1900-1910 гг. и 1990-2000 гг., можно увидеть, что в первое десятилетие в Америку приехало 8,7 миллионов иммигрантов, в последнее десятилетие эта цифра составила на миллион больше. С конца 1990-х годов более 900 тысяч человек ежегодно получают в США право на законное проживание - так называемую «грин кард».

Необходимо отметить существенное отличие Европы от США в отношении к проблемам миграции. США сформировались как союз свободных людей, объединенных определенной целью; напротив, европейские нации-государства сложились на базе исторической традиции, общности происхождения и территории. Американская культура открыта для интеграции в нее новых элементов; европейцы же стремятся к сохранению ее оригинальности. Радикальное ограничение иммиграции, как бы рационально ни выглядело его обоснование, противоречит универсалистской американской идеологии; европейцы же никогда не считали себя принадлежащими к иммигрантским странам, как это свойственно американцам.

По типу государственного регулирования история американской иммиграции подразделяется на четыре периода: 1) свободное заселение страны, завершившееся образованием США в 1781 г.; 2) 1781-1830 гг. - иммиграция не ограничивается и не регулируется; 3) 1830-1875 гг. - иммиграционный въезд регулируется правовыми актами отдельных штатов; 4) с 1875 г. иммиграция становится предметом строгого контроля со стороны федеральных властей, регулирования ее количественного и качественного состава.

В настоящее время выделяют четыре важнейших направления легальной иммиграции в США: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, иммиграция с целью повышения этнокультурного разнообразия.

В США защита и помощь иммигрантам и беженцам традиционно декларировались в числе гуманитарных приоритетов внешней и внутренней политики. Функции оказания помощи беженцам выполняет сложная и разветвленная структура органов, входящих в состав различных министерств и ведомств (Госдепартамента, министерства юстиции, министерства здравоохранения и социальных услуг и др.). Говоря о соотношении федерального иммиграционного законодательства США и его реализации на локальном уровне, особый интерес представляет тот факт, что штаты пользуются большой самостоятельностью в разработке и реализации миграционных программ. В штатах и непосредственно на местах важную роль в обустройстве и интеграции беженцев играют негосударственные организации, работа которых согласовывается государственными координаторами по делам беженцев, которые координируют деятельность по переселению и интеграции беженцев частных организаций, таких как местные общественные группы, организации взаимопомощи и частные добровольные агентства. См.: Рубцова Л.Н. Иммиграционная система США // Миграция. Журнал. 1998. №3. С. 57

Европейский и американский опыт решения миграционных проблем представляют огромный интерес для России. Многочисленные аналогии в миграционных процессах и миграционной ситуации подтверждают необходимость изучения опыта миграционной политики принимающих стран мира.

Вместе с тем, анализируя зарубежный опыт миграционной политики на предмет его использования в нашей стране, нельзя не отметить негативные стороны этого опыт, ошибки, которые нельзя повторять при формировании миграционной политики в нашей стране.

Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство мер, осуществлявшихся в 90-е годы ХХ века, были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 г. были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как в документе о «миграционной стратегии», подготовленном в 1998 г. под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.

Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только страны-члены Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 г. Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.

В конце 90-х годов прошлого столетия Европа оказалась на перепутье. В предстоящие годы меняющиеся демографические тенденции могут заставить правительства более позитивно относиться к иммиграции. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие полвека потребуется значительное число иммигрантов, чтобы соотношение пенсионеров и работающих осталось хотя бы на нынешнем уровне. По оценкам доклада Отдела народонаселения ООН, при нынешних уровнях рождаемости и смертности Европейскому союзу в период до 2050 года потребуется в среднем 1,4 миллиона иммигрантов в год, чтобы соотношение работающего и неработающего населения сохранилось на уровне 1995г.

Впрочем, уже сейчас многие страны Европы начинают пересматривать свою иммиграционную политику в сторону ее смягчения. Так, в ФРГ, где суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4, большинство родителей все же проявляют желание иметь в семье не больше одного ребенка. Это объясняется их стремлением заработать, сделать карьеру, жить более удобно. Но, тем не менее, ФРГ является одним из самых населенных государств, так как давно проводит продуманную и дальновидную миграционную политику. За счет иммиграции, помимо простого увеличения численности населения, увеличивается и рождаемость в стране, поскольку уровень рождаемости среди мигрантов значительно выше, чем у коренных жителей. Миграционная политика ФРГ дает еще одно преимущество - омоложение населения, так как среди рабочих эмигрантов преобладает молодежь.

Скорее всего, в будущем подобный пересмотр взглядов на иммиграцию ожидает большинство наиболее развитых стран Европы, поскольку именно их поражает бич старения нации. Эту точку зрения поддерживают большинство демографов и специалистов в области миграции.

Уже сейчас наметились необходимость и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов:

  • - необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  • - серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  • - единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.

  • Антипова Валентина Геннадьевна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский Филиал Башкирского Государственного Университета
  • Зубайдуллина Динара Винеровна , старший преподаватель
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • БЕЖЕНЦЫ
  • МИГРАЦИЯ

В данной статье рассматриваются миграционные процессы в мире.

  • Анализ инвестиций и исполнения проектов в региональных адресных программах и основные экономические показатели предприятий в составе объединения «Узбекчармпойабзали» (УзбекКожаОбувь)
  • Применение технологических и бизнес-инноваций в сфере HR
  • Организация бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики

Понятие « миграция» следует охарактеризовать как « территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты.

Международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Миграция стала одним из ведущих общественно-политических процессов современности. В истории формирования и развития общества она неоднократно предопределяла политику и правовую систему государства, а часто и непосредственно влияла на процессы их создания, трансформации или разрушения. Массовые перемещения людей сопутствовали и продолжают сопутствовать процессам расширения, или сокращения, переустройства политических пространств, сфер национальных интересов, областей национальной безопасности.

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы.

Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами.

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов:

  1. риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании. В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза;
  2. рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. человек, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам.
  3. дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
  4. усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами.
  5. изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.+

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Список литературы

  1. Ю.И. Дук Международное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией в рамках региональных программ.//М.: Инновации и инвестиции.-2015. №4.
  2. М.Г. Ахмедов Международное законодательство в области противодействия нелегальной миграции.//М.: К-Пресс.-2016. №6-1.
  3. Э.Д. Рубинская Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.//М.: Государственное и муниципальное управление.-2016. №1.


 

Возможно, будет полезно почитать: