Виды принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарий к Ст. 90 УК РФ

1. Принудительные меры не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступления несовершеннолетними. Комментируемая статья предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). Пленум ВС РФ ориентирует суды не допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения ПМВВ (см. п. 17 Постановления Пленума от 01.02.2011 N 1).

2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

3. Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — к условным (т.е. освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний, соответственно, привлечен к уголовной ответственности). Субъектом освобождения от уголовной ответственности в данном случае может выступить только суд (ст. ст. 427, 431 УПК).

4. Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с применением ПМВВ является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), а условием — вывод суда о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения ПМВВ без применения уголовного наказания.

5. Закон (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает возможность назначения четырех видов ПМВВ, специально оговаривая при этом, что несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько ПМВВ.

6. Основанием отмены меры воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения. Под систематическим неисполнением следует понимать неоднократное несоблюдение несовершеннолетним в течение года требований, предъявляемых к нему в связи с применением данной меры, если его поведение явно указывает на пренебрежение этими требованиями.

7. В случае отмены решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности он может быть привлечен к уголовной ответственности при условии, что не истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК (с учетом положений ст. 94 УК).

Нет, в определённых случаях оно может не назначаться. Про то, что является принудительной мерой воспитательного воздействия и про их применение расскажем сегодня.

Основная информация

Об этом говорят 90-я и 91-я статьи УК. Желательно также прочесть статью 89, чтобы получить более полное представление о вопросе. Комментарии к статье 90 помогут окончательно вникнуть в суть.

Итак, что же относится к понятию принудительных мер воспитательного воздействия (характера)?

Более подробно о принудительных мерах воспитательного воздействия рассказывает следующее видео:

Понятие и характеристика

Когда судят несовершеннолетнего, приходится учитывать многое:

  • в каких условиях недавний ребёнок вырос, был воспитан;
  • нервно-психическое состояние;
  • возможное влияние взрослого (для этого есть понятие );
  • другие важные факторы, их может быть немало.

Порой выясняется, что злодеяние совершено почти неосознанно, а то и под принуждением. В подобных ситуациях предусмотренное законами наказание может стать уж слишком суровой мерой. Для таких случаев предусмотрена возможность заменить любое уголовное наказание тем, что называется принудительными мерами воспитательного воздействия.

Самый важный момент: такие меры могут заменить уголовное наказание, только если речь идёт о преступлении нетяжком либо средней тяжести. Подобные решения принимаются судами.

О том, какие возможны принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, читайте далее.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

В 91-й статье Уголовного кодекса перечислены следующие ПМВВ:

  1. Предупреждение. Это разъяснение о том, какими были последствия злодеяния. Также несовершеннолетний должен узнать, что будет при повторных действиях такого рода.
  2. Передача под надзор. Поведение несовершеннолетнего должно особо, специально контролироваться родителями (опекунами) или представителями специализированного госоргана, это всем известная комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Если несовершеннолетний может, он должен загладить вред, который причинил своим злодеянием. Здесь важны трудовые навыки, а также имущественное положение подростка.
  4. Может быть ограничен досуг, установлены некие требования к поведению. Обычно это запрет где-либо бывать, куда-то выезжать без спецразрешения, очерчивание временных рамок для различных действий.

Отдельно, в 92-й статье УК, рассматривается ещё одна мера. Это помещение в закрытое учебно-воспитательное учреждение. Подобная мера применяется максимум на три года. Пятой частью 92-й статье оговариваются статьи, которые исключают перевоспитание в закрытом учреждении. Их очень много, так что даже просто перечисление невозможно.

Про порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, читайте ниже.

О том, что говорит УК РФ в отношении применения принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает видеосюжет ниже:

Порядок применения

Наиболее подробно этот вопрос освещается Верховным судом РФ. Есть постановление №1, утверждённое 1 февраля 2011. Вопросу применения ПМВВ посвящено довольно много пунктов.

Одно из разъяснений касается прекращения принудительно-воспитательных мер по вине подростка (из-за неисполнения). Нарушений должно быть более двух. Если применяются несколько мер, то двукратное нарушение допускается по каждой из них.

При передаче «на перевоспитание» родителям/опекунам суды должны изучить условия их жизни, получить характеристики. Помещение в воспитательное спецучреждение должно быть разрешено врачами.

Про проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия расскажем далее.

Проблемы применения

Юристы-практики указывают: пока что преступникам-подросткам принудительно-воспитательные меры назначаются относительно редко. В зависимости от региона цифры держатся обычно в пределах трёх – десяти процентов.

Чем руководствуются судьи, когда решают, что перевоспитать подростка невозможно, нужно обязательно осудить? В большинстве случаев это неясно в принципе. Порой даже защитники несовершеннолетних преступников не выдвигают подобных предложений.

Ещё одна проблема – отсутствие сотрудников, которые по-настоящему могли бы заниматься перевоспитанием оступившихся подростков. Ведь под этим термином кроется многое: формирование положительных качеств, социальных тормозов, законопослушания.

Часто отмечается также слабо развитая основа психологической работы с подростками-преступниками. А ведь определение восприимчивости несовершеннолетнего к воспитательным воздействиям очень помогло бы при выборе между уголовным наказанием и альтернативными мерами.

В целом систему замены реального осуждения несовершеннолетних преступников принудительно-воспитательными мерами ещё предстоит совершенствовать.

О том, что сказано в Уголовном кодексе России в отношении содержания принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает это видео:

меры, применяемые ".несовершеннолетним. впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если установлено, что с помощью этих мер может быть достигнуто его исправление. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ). Применение П.м.в.в. возможно и при освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания (но с привлечением его к уголовной ответственности), если суд считает, что его исправление возможно без изоляции от общества (ст. 92 УК). Решая вопрос о возможности применения П.м.в.в., суд учитывает не только характер преступления, но и личность несовершеннолетнего. его поведение, возмещен ли ущерб, содействовало ли лицо правоохранительным органам в раскрытии преступления и другие обстоятельства, свидетельствующие о небольшой общественной опасности виновного и его раскаянии. К П.м.в.в. относятся: а) предупреждение: б) передача под надзор родителей или лиц. их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Одновременно может быть назначено несколько П.м.в.в. Продолжительность срока применения П.м.в.в., связанных с ограничением досуга несовершеннолетнего или с передачей его под надзор, устанавливается судом.

Предупреждение состоит в разъяснении вредности и противоправности совершенного деяния и последствий,которые могут наступить в случае совершения новых преступлений или неисполнения П.м.в.в. Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц. их заменяющих, либо на специализированные государственные органы обязанности осуществлять воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контроль за его поведением. К специализированным органам относятся подразделения (отделы) по предупреждению правонарушений и преступности среди несовершеннолетних (ОПППН) органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних. Обязанность загладить причиненный вред заключается в денежном возмещении материального ущерба, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или иной доход. При отсутствии такового ему необходимо своим трудом устранить причиненный вред, если для этого у него имеются соответствующие трудовые навыки. Обязанность загладить причиненный вред(при причинении морального вреда) может выражаться в виде публичного извинения. Ограничение досуга включает запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе управление механическим транспортным средством. Может быть запрещен выезд в другую местность без разрешения специализированного органа, ограничено время пребывания вне дома. Несовершеннолетнего могут обязать окончить начатое образование либо трудоустроиться, а также предъявить к нему другие необходимые требования.

Устинова Т.Д.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" в других словарях:

    Меры уголовно правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания. Данные меры направлены прежде всего на… … Википедия

    Принудительные меры воспитательного воздействия Энциклопедия права

    Принудительные меры воспитательного воздействия - предусмотренные в ст. 90 УК меры государственного принуждения, назначаемые несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, и влекущие его освобождение от уголовной ответственности и наказания. Основанием… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

    В уголовном законодательстве Российской Федерации, меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности, если по обстоятельствам дела исправление… … Энциклопедический словарь

    Принудительные меры воспитательного воздействия - (англ. compulsory /forced measures of educative influence) в уголовном праве РФ меры, которые могут быть применены в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести. Такой несовершеннолетний может… … Большой юридический словарь

    Принудительные меры воспитательного воздействия - в уголовном праве меры, применяемые взамен наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К П.м.в.в. относятся: предупреждение (разъяснение вреда, причинённого действиями несовершеннолетнего, и … Педагогический терминологический словарь

    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - см. Несовершеннолетние … Словарь-справочник уголовного права

    В уголовном законодательстве Российской Федерации: 1) меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности, если по обстоятельствам дела исправление… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, в уголовном законодательстве Российской Федерации: 1) меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной… … Энциклопедический словарь

    В СССР меры, применяемые к несовершеннолетним вместо уголовного наказания за преступления, не представляющие большой общественной опасности; за общественно опасные действия, совершенные в возрасте, исключающем уголовную ответственность;… … Большая советская энциклопедия

Канокова Ляна Юрьевна

преподаватель кафедры специально-технической подготовки

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Kanokova Liana Yuryevna

Lecturer, Special Technical Training Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES APPLICABLE TO JUVENILES

Аннотация:

В статье рассмотрены понятия и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия; изложены особенности применения предупреждения, передачи под надзор родителей, возложения обязанности возместить вред, причиненный преступлением, ограничение досуга несовершеннолетнего и установление особых требований к его поведению. Автором рассмотрены функции специализированного государственного органа по подготовке материалов, связанных с изменением принудительных мер воспитательного характера.

Ключевые слова:

несовершеннолетний, принудительные меры воспитательного воздействия, предупреждение, передача под надзор родителей, ограничение досуга несовершеннолетнего.

The article discusses the concept and conditions of application of compulsory educational measures. The author describes the specific features of warning, getting under supervision of parents, imposing the obligation to compensate the harm caused by a crime, abridgment of leisure, and setting of special requirements to minor"s behavior. The paper considers the specialized state body"s functions concerned with the preparation of materials related to the amendment of compulsory educational measures.

juvenile, compulsory educational measures, warning, getting under supervision of parents, abridgment of leisure.

Преступная деятельность несовершеннолетних - это необычная категория преступных деяний. Это показатель будущего нашего общества. Уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних длительный период времени находятся в центре внимания различных общественных организаций, правоохранителей, специальных контролирующих служб, российских ученых и законодателей. Появление в Уголовном кодексе РФ норм, которые закрепляют постулаты, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста, однако являющихся субъектами преступлений, можно счесть свидетельством поэтапного введения в отечественную систему правовых норм требований, предусмотренных международными соглашениями по обращению с несовершеннолетними преступниками на досудебных стадиях и после принятия окончательного решения по делу в виде обвинительного приговора. В качестве ключевых требований выступает активность применения к несовершеннолетним, виновность которых в совершении преступления доказана, альтернативных уголовной ответственности мер и неприменение мер по лишению несовершеннолетнего свободы с содержанием в специальных исправительных учреждениях.

Нормативно-правовой акт, который обособленно и целенаправленно раскрывал бы вопросы регламентации условий и порядка исполнения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников, в настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует, хотя с каждым годом вопрос его разработки становится все более актуальным. Обсуждаемым можно считать и вопрос о необходимости выделения в рамках судебной системы судов, которые бы рассматривали дела, связанные исключительно с преступлениями самих несовершеннолетних или в отношении таких лиц, а также связанные с нарушением их прав и законных интересов. Однако вопрос о ювенальной юстиции мы оставим для иного исследования.

В нормах закона нашли отражение отдельные положения, которые устанавливают особое отношение к несовершеннолетним, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом. Предметом нашего обсуждения не является отношение к этому факту, однако он является основой для изучения процессуального института применения подобных мер.

Относительно сути рассматриваемой дефиниции в источниках научного характера встречаются различные мнения. Например, С.А. Корягина пишет, что они представляют собой «систему мер уголовно-правового характера, применяемых судом к несовершеннолетним правонарушителям, направленным на достижение целей уголовного наказания путем оптимального сочетания государственного принуждения и методов педагогического воздействия» . Содержательная характеристика педагогических и воспитательных мер в этом контексте не будет идентичной, но и существенных различий иметь также не будет.

Необходимо указать на то, что, вне сомнений, положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в контексте рассматриваемой категории мер тесно переплетены между собой, не позволяют говорить о наличии сугубо отраслевого принципа регламентации этого института права. Здесь имеет место случай, когда «однородные общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права» и нормы эти дополняют друг друга в целях достижения полноценного результата, а не конкурируют.

С учетом сказанного при установлении правовой природы характера производства по применению принудительных мер воспитательного воздействия определяющим является комплексный и системный подход . Системность подхода подчеркивается двояким характером мер.

С точки зрения содержательного подхода, принудительные меры воспитательного воздействия необходимо назвать воспитательными во-первых, так как существо их составляет скорее предупредительная деятельность с мерами контроля, поскольку на лицо, в отношении которого такие меры применяются, оказывается непосредственное влияние лицами, обладающими признаками власти и авторитета, и лишь во-вторых - принудительными, поскольку меры могут быть назначены как альтернатива наказанию по решению суда, помимо воли и желания как самого несовершеннолетнего и лиц, осуществляющих над ним опеку, берущих на себя ответственность за его подобающее поведение.

Среди авторов и авторских коллективов, занимающихся исследованием уголовной политики России в отношении несовершеннолетних граждан, существуют различные мнения применительно к указанному понятию, и они преимущественно распределяются между двумя подходами к решению этой проблемы - карательным и некарательным . Карательный подход характеризуется тем, что предлагается применять меры, в том числе связанные с изоляцией от общества, в отношении всех лиц, совершивших преступления. Некарательный подход характеризуется тем, что к несовершеннолетним предлагается применять меры, не связанные с лишением свободы. Нам представляется, что эти крайности не являются средством решения имеющихся в этой области проблем и наиболее правильное решение располагается где-то посередине. Несовершеннолетние, совершившие преступление под воздействием обстоятельств, должны исправляться под должным контролем, не покидая свою социальную среду, возвращение в которую после отбывания наказания крайне затруднительно и выходит из правового поля.

Принудительные меры воспитательного воздействия в современной судебно-следствен-ной практике применяются крайне редко и признаются малоэффективными. Это обусловлено не только недостаточной правовой регламентацией, но и зачастую сугубо формальным отношением к применению данных мер и контролю за результатами их использования специально уполномоченными органами. Суды формально определяют к исполнению самую простую и не требующую контроля исполнения меру, а контролирующие органы осуществляют проверки несовершеннолетних на дому нерегулярно, образом их жизни не интересуются. И если в этот период несовершеннолетний не попадет в более контролируемую сферу, то есть не совершит еще одно преступление или административное правонарушение, то мера будет считаться исполненной.

Ст. 90 и 91 УК РФ предусматривает перечень рассматриваемых мер:

а) предупреждение; нам представляется, что предупреждение, вынесенное в письменной форме, должно сопровождаться дачей необходимых объяснений на доступном несовершеннолетнему языке, в том числе об источниках возмещения причиненного им вреда и в особенностях последствиях нарушений мер, которые ему назначены;

б) передача под надзор родителей или лиц, которые выполняют их функции, на которых государство в силу специфики решаемых ими задач возлагает обязанность по контролю за поведением несовершеннолетнего;

в) возложение обязанности возместить вред устанавливается при условии оценки имущественного положения и достатка несовершеннолетнего, степени сформированности у него элементарных трудовых навыков, умений выполнять определенную работу и возможности их использования для сбора средств на возмещение;

г) ограничение досуга несовершеннолетнего с указанием на запрет посещения определенных мест, например ресторанов, дискотек и т. д., использования определенных форм проведения досуга. С замещением по возможности этих форм времяпрепровождения на иные, полезные для здоровья лица, его интеллектуального развития. В качестве примера ограничительных мер могут выступать запрещение управления механическим транспортным средством либо нахождение по месту проживания после определенного времени, обычно 22.00 или 23.00, выезда в другие регионы или населенные пункты в отсутствие разрешительных документов, выданных специализированным государственным органом. Каждый раз вопрос рассматривается в индивидуальном порядке, с учетом всех обстоятельств. Возможно обеспечить несовершеннолетнего на период выезда сопровождением.

Несовершеннолетнему одновременно может быть предписано соблюдение нескольких мер, который с установлением срока варьируется в зависимости от характера и степени тяжести совершенного во временном промежутке от одного месяца до двух лет (преступления небольшой тяжести) и от шести месяцев до трех лет (преступления средней тяжести). Альтернативность срока позволяет сосредоточиться на индивидуальности подхода к каждой конкретной ситуации.

Не достигшему совершеннолетия лицу, совершившему преступление, может быть предписано возвратиться в образовательную организацию, если он ранее обучался , где он проходил учебу, либо заняться трудовой деятельностью, как самостоятельно трудоустроившись, так и воспользовавшись помощью специализированного государственного органа. Анализируемый перечень может дополняться необходимыми для достижения результата мерами, способствующими возвращению в общество полноценного его члена.

К числу обязательных условий отнесено следующее:

Преступление должно быть отнесено к категориям преступлений небольшой или средней тяжести, если опираться на категории, перечисленные в уголовном законе; теория выделяет и иные категории преступлений, однако для рассматриваемой нами ситуации они не принципиальны;

Наличие реальной возможности исправления черт личности, смены приоритетов и системы ценностей несовершеннолетнего путем применения мер воспитательного воздействия, смены его направленности на социально-полезную;

Во временной промежуток принятия окончательного решения о применении обозначенных мер лицо должно быть несовершеннолетним, то есть не достигнуть 18-летнего возраста.

Из ч. 1 ст. 427 УПК РФ мы вправе сделать аргументированный вывод о том, что явившиеся предметом исследования меры могут применяться лишь к несовершеннолетнему, в отношении которых решен вопрос о привлечении в качестве обвиняемого, то есть сконцентрированы доказательства, подтверждающие на этой стадии факт и степень его виновности. В последней части этой статьи указывается, что такие меры могут быть применены и к подозреваемому . Очевидно, что при схожести процессуального положения этих участников, в нем имеют место существенные различия. Комплекс доказательственной информации, собранный в отношении обвиняемого, представляется более законченной конструкцией, чем подозрение, пусть и обоснованное, когда, по сути, решается вопрос о привлечении лица к ответственности. Нам представляется, что определение должно быть более конкретно и не вызывать разночтения от некорректных формулировок.

Законодатель отдает суду преимущественное право принимать окончательное решение по уголовному делу, руководствуясь выводами следователя и прокурора , изложенными в постановлении о прекращении уголовного дела, либо не принимая их во внимание. Решение органов, осуществлявших расследование уголовного дела в досудебных стадиях, не имеет для суда значения, предопределяющего его решения, и судебный орган может признать сделанные предварительные выводы необоснованными, не отвечающими обстоятельствам дела, и тогда дело должно быть направлено для производства дополнительного расследования .

После оценки материалов дела, оно по этому основанию подлежит прекращению в рамках подготовки к судебному заседанию либо по результатам предварительного слушания. Аналогичное решение может быть принято в результате полноценного судебного разбирательства с вынесением решения . Мы считаем, что решение вопроса необходимо смещать в сторону начала расследования, с тем чтобы освободить и органы расследования, и суд от дополнительной нагрузки в случаях, когда факты, требующие установления, находят подтверждение на этих стадиях процесса. Это не избавляет каждого из перечисленных субъектов принимать все меры к установлению обстоятельств происшествия в рамках своей компетенции и полномочий.

Когда несовершеннолетний умышленно и систематически уклоняется от исполнения меры, она по соответствующему представлению может быть отменена, а материал направлен для привлечения к уголовной ответственности с сопровождающим представлением для принятия к

нему перечня мер, предусмотренных законом . Умысел несовершеннолетнего должен быть направлен на несоблюдение установленных ограничений, либо должно просматриваться безразличное отношение несовершеннолетнего к своему действию. Систематичность просматривается в случаях, когда нарушения носят неединичный характер, а выявляются более трех раз после разъяснения несовершеннолетнему характера и сути мер.

При аккумулировании доказательной базы нецелесообразно ограничиваться рапортом или справкой инспектора отдела по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних и объяснением виновного в нарушении назначенной судом меры. В качестве доказательств могут выступать объяснения свидетелей происшедших событий (например, официантов, администраторов, охранников); в случае, когда несовершеннолетний уличен в приобретении спиртосодержащих напитков, важно приобщить к материалам, направляемым в суд, копии чеков. Медицинское освидетельствование, устанавливающее наличие либо отсутствие соответствующей степени и разновидности опьянения, с привлечением медицинских работников в качестве свидетелей и оформлением необходимых документов может выступать доказательством этой формы нарушения. При ведении видеонаблюдения в местах, которые посетил несовершеннолетний, инспекторам, готовящим материалы для передачи в суд, рекомендуется сделать копию с магнитного носителя, где будут четко видны его лицо либо приметы, способствующие установлению личности наблюдаемых на съемке лиц .

Изучение содержания нормативно-правовых источников показало, что в них не нашел отражение механизм реализации рассматриваемых мер. Между тем для обеспечения эффективности применения изучаемых мер представляется целесообразным закрепить порядок их исполнения в УИК РФ или, что даже предпочтительней, в отдельном акте нормативно-правового характера с определением органа, контролирующего их исполнение . Развитие этой области нормативно-правового регулирования находится на стадии активного формирования и требует пристального внимания теоретиков и практиков, иначе результативность их применения никогда не выйдет за рамки статистической отчетности.

1. Корягина С.А. Современные тенденции практики применения принудительных мер воспитательного воздействия // Академический юридический журнал. 2007. № 1 (27). С. 35-41.

2. Колосович С.А., Парий А.В. Правовой статус подозреваемого и проблемы его совершенствования. Волгоград, 1997. С. 10.

3. Анферова О.А., Анферов А.А. Производство по применению принудительных мер воспитательного воздействия как предпосылка для нового уровня развития молодого поколения // Гуманитарные исследования. 2006. № 2. С. 68-72.

4. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). М., 2000. 148 с.

5. Ткачев В.Н. Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 44 с.

6. Скрипченко Н.Ю. Правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия: реалии и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11. Ч. 1. С. 165-168.

7. Симанчева Л.В. Некоторые процессуальные проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. 2009. № 1. С. 102-109.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федер. закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 08.07.2013. № 27. Ст. 3477.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Российская газета. 2001. № 249. 22 дек.

10. Харзинова В.М. Прокурор в уголовном процессе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 165-167.

11. Анферова О.А., Анферов А.А. Основание прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Гуманитарные исследования. 2006. № 4. С. 63-70.

12. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 02.04.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. апрель. 2011.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.

14. Боровиков С.А. Правовое обеспечение назначения и исполнения принудительных мер воспитательного воздействия // Российский юридический журнал. 2010. № 1 (70). С. 116-121.

15. Беженцев А.А. Методика работы подразделений ОВД по применению законодательства в случаях систематического неисполнения несовершеннолетними принудительных мер воспитательного воздействия // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 2. С. 17-20.

16. Тюшнякова О.В. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правовой регламентации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Юридические науки. 2011. № 4. С. 128-131.

1. Koriagina, SA 2007, "Modern trends in the practice of compulsory educational measures", Academic legal journal, no. 1 (27), pp. 35-41.

2. Kolosovich, SA & Pariy, AV 1997, The legal status of the suspect and the problems of its improvement, Volgograd, p. 10.

3. Anferova, OA & Anferov, AA 2006, "Production on the application of compulsory educational measures as a prerequisite for a new level of development of the young generation", Humanitarian research, no. 2, pp. 68-72.

4. Zabryansky, GI 2000, The punishment of minors and regional characteristics (statistical and criminological research), Moscow, 148 p.

5. Tkachev, VN 2007, Problems of realization of the criminal policy of minors: D.Phil. thesis abstract, Rostov n / d., 44 p.

6. Skripchenko, NY 2012, "Legal regulation of compulsory educational measures: realities and prospects", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, no. 11, part. 1, pp. 165-168.

7. Simancheva, LV 2009, "Some procedural problems of application of compulsory educational measures to minors", Judicial Reform: law, economics, management, no. 1, pp. 102-109.

8. "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of legislative acts (certain provisions of legislative acts) of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" Feder. Law of 02.07.2013 № 185-FZ (ed. by 12.22.2014) (rev. and ext., joined. in force from 01.03.2015)", Meeting of the legislator of the RF. 07/08/2013. № 27. Art. 3477.

9. "Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ (ed. By 05.23.2015)" 2001, The Russian newspaper, no. 249, 22 December.

10. Harzinova, VM 2014, "The prosecutor in the criminal process", The theory and practice of social development, no. 10, p. 165-167.

11. Anferova, OA & Anferov, AA 2006, "Grounds for termination of criminal proceedings against a minor in connection with the application of compulsory educational measures", Studies of humanities, no. 4, pp. 63-70.

12. "On judicial practice of application of legislation regulating features of criminal responsibility and punishment of minors: Resolution of the Plenum of the Supreme Court from 01.02.2011 №1 (Ed. By 02.04.2013)", 2011, Bulletin of the Supreme Court, no. 4, April.

13. "The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. By 05.23.2015)" 1996, Meeting of the legislator of the RF, 17 June, no. 25, Art. 2954.

14. Borovikov, SA 2010, "Legal support of the appointment and performance of compulsory educational measures", Russian Law Journal, no. 1 (70), pp. 116-121.

15. Bezhentcev, AA 2011, "Methods of work units ATS application of the legislation in cases of systematic non-execution of minors of compulsory educational measures", Scientific Herald of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia, no. 2, pp. 17-20.

16. Tyushnyakova, OV 2011, "Compulsory education measures: problems of legal regulation", Vector Science Togliatti State University. Ser. Jurisprudence, no. 4, pp. 128-131.



 

Возможно, будет полезно почитать: