Храм воскресения христова и вечной славы новомучеников. Путин открыл новый храм на лубянке

Пятница, 26.05.2017

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископ Берлинский и Германский Марк; архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил; архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Евтихий (Курочкин); епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн; епископ Сиэтлийский Феодосий; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Также Святейшему Владыке сослужили: протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Виктор Потапов, настоятель храма святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Си-Клиффе (Нью-Йорк); протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; духовенство Русской Зарубежной Церкви и г. Москвы.

Богослужение в Сретенском монастыре посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

В храме также присутствовали министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, мэр Москвы С.С. Собянин, строители и благоукрасители новоосвященного храма.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Сретенского ставропигиального монастыря под управлением Н.С. Жилы и хора Сретенской духовной семинарии под управлением диакона Александра Амерханова.

Прямая телетрансляция богослужения была организована Информационным агентством Русской Православной Церкви. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

Во время великого освящения мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского, - духовного покровителя Сретенского монастыря, бывшего его настоятелем в двадцатые годы прошлого века, - были перенесены из собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм обители и установлены справа от алтаря. Крестный ход и перенесение мощей возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря.

По окончании Литургии епископ Егорьевский Тихон приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству панагию.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина за помощь в строительстве нового собора в Сретенском монастыре и вручил столичному градоначальнику орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

Принимая высокую церковную награду, С.С. Собянин сказал: «Ваше Святейшество! Дорогие друзья! Для меня это высокая честь, высокая награда. Я считаю, что это оценка совместных трудов и взаимодействия между городом, Правительством Москвы и Московской Патриархией. Вместе с Вами, Ваше Святейшество, мы строим в Москве десятки новых храмов, десятки старинных зданий и храмов восстанавливаются из руин. Мы вместе с Вами возвращаем духовное и культурное наследие Москвы. И этот замечательный храм является примером того, как вместе мы, сотрудничая, создаем великие храмы, великое наследие, которое будет служить людям сотни лет. Помимо возведения храма был реконструирован, реставрирован целый квартал старинной исторической Москвы. Это жемчужина, которая будет служить москвичам многие годы. Спасибо Вам, Ваше Святейшество!».

Во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Сретенского монастыря епископу Егорьевскому Тихону орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал старинный образ Спасителя.

К собравшимся в храме обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин.

«Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке», ― сказал глава государства.

«Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое, ― продолжил В.В. Путин. ― Мы знаем, как хрупок гражданский мир, ― теперь мы это знаем, ― мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов».

«Именно поэтому наша общая обязанность ― делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», ― заявил Президент России. По его словам, осознание общности целей, «главная из которых ― благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом, и есть тот ключ, который помогает преодолевать разногласия». «Ярчайшим подтверждением тому служит и восстановление единства Русской Православной Церкви, десятилетие которого мы отмечаем в эти дни», ― отметил В.В. Путин.

Акт о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей был подписан в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.

«Русская Православная Церковь здесь, в России, страдая, неся огромные потери, всегда была рядом с народом. А Русская Православная Церковь Заграницей всегда помогала нашим соотечественникам, оказавшимся вдали от Родины, не только сохранять веру, но и ощущать свою тесную связь с Родиной, с Россией, с ее традициями, языком, с нашей культурой, ― сказал Президент. ― И восстановление единства укрепило эту связь. Оно стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

В дар храму Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской глава государства передал икону святого Иоанна Предтечи XIX века.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Со своей стороны также хотел бы сердечно поздравить всех нас с десятой годовщиной воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата в надежде на то, что результаты этого соединения станут еще более явственными и значительными для всей нашей Церкви. У нас есть время для того, чтобы углублять это единство, делать его еще более прочным, и чтобы оно во всей полноте служило восстановлению благочестия и веры в нашем народе. Еще раз всех вас поздравляю с праздником!».

Верующим были розданы иконки священномученика Илариона с Патриаршим благословением.

Затем Президент Российской Федерации и Предстоятель Русской Церкви посетили нижний храм нового собора, посвященный святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам.

Далее В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл осмотрели здание Сретенской духовной семинарии, где состоялось краткое общение главы государства с иерархами Русской Зарубежной Церкви, прибывшими на освящение храма.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси




Строительство нового собора стало насущной потребностью Сретенского монастыря. Сюда на богослужения со всех концов Москвы съезжаются тысячи прихожан, и часто, когда храм уже переполнен, множество людей в любую погоду вынуждены всю службу молиться под открытым небом.

Новый собор построен, конечно же, не только для того, чтобы увеличить пространство для богослужений. Он освящается в годовщину трагических революционных событий, происшедших в нашей стране столетие назад. Собор призван прославить память православных христиан - мучеников, исповедников ХХ века, известных нам и неведомых, но известных Богу и прославленных у Него в Царствии Небесном. Это наши соотечественники, нашедшие в себе силы подвигом духовного служения правде Христовой, Его истине противостать разрушительной смуте, сохранить и передать Православие поколениям, призванным сохранять и возрождать Россию.

Несмотря на трагизм сравнительно недавних еще исторических событий, храм не выглядит мрачным. Напротив, все в нем - и архитектура, и убранство - несет радость Воскресения Христова, свет торжества подвига новомучеников, победы Церкви Божией над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Высота храма - 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве - элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м 3 . Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м 3 .

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм - в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе - Господь Вседержитель, вокруг - сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий - купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона - духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы - будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм - в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м 2 . Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых - в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.

November 26th, 2017 , 10:05 pm

За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей - Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.

Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор. По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.

После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов - храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.

В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.

При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.

Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.

В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.

Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.

6. В духовной семинарии

Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах - лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.

7. В духовной семинарии


8.


9.


10.


11.


12.


13.

14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.

Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.

Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний - в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.

Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» [Мф. 22, 1-14]
23.


24.

Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» [Лк. 10, 25-37]
25.

Притча о сеятеле :
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 13, 1-9]
<...> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. [Мф. 13, 19-32]»
26.

О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18, 10-14]
27.


28.

Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга - такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.


30.


31.


32.


33.

34.


35.


36.

27. Святой благоверный князь Александр Невский

Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.

28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.

В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 - 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.

В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.

В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.

30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».

В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.

Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.

Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению - обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.

В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.

Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.

Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными, несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо - глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами - ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», - говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места - отслужить в лагере Пасхальное богослужение.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.

Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)



 

Возможно, будет полезно почитать: