Как изображают богиню афину в древней греции. Богиня афина, дочь зевса и метиды

September 22nd, 2016

Цитата сообщения Galyshenka Многоликая АФИНА

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у жены его, богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы.
Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина.
Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада.


Густав Климт, «Афина Паллада», 1898, Вена

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.



Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с чернофигурной древнегреческой вазы

Афина (Άθηνά)(у римлян Минерва) - одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу.
Её называ.n «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза, у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая)..
В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её сопровождают священные животные:

Шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)

Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова змеевласой Горгоны Медузы


- появляется в сопровождении крылатой богини Ники

Атрибуты сова и змея (также символ мудрости), в храме А. в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождём, она хранит молнии Зевса


Афина Паллада. Подготовительный картон работы И. Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.


Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.


Статуя Афина Джустиниана


Athena Algardi, it was found in 1627 in fragments at the Campus Martius, restored by Alessandro Algardi.
Palazzo Altemps, Rome, Italy.


Спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Итальянская камея, XIII век


Сцена спора Афины с Посейдоном за власть над Аттикой была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.


Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э. Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона.


Битва Афины с гигантом Алкионеем. Пергамский алтарь
Афина направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.


Глиняная статуэтка Афины 7 в. до н. э.


«Афина Варвакион» (копия знаменитой «Афины Парфенос»)


Статуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в Пушкинском музее


«Битва Афины с Энкеладом». Фрагмент росписи краснофигурного килика. 6 в. до н. э., Лувр


«Паллада и кентавр», картина Сандро Боттичелли, 1482, Уффицци

Афина - хранительница городов, её главные эпитеты Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»), защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.) и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и там: в гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум



И. Г. Траутманн. «Пожар Трои»

Афинский Парфенон

Афинский Парфенон реконструкция 3D


Описания Парфенона всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм,с его 2500-летней историей посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э.



Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является и трагедия Эсхила «Евмениды».

Афины пользовались особым покровительством нося ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием.

Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью.



Якоб Йорданс. Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Афина отождествлялась с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»)

Изображение совы, атрибута Афины, чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.



Серебряная афинская тетрадрахма с изображением совы, символом богини Афины. 5 или 4 в. до н.э


«Афина». Рельефное изображение на серебряном блюде, 1 в. н. э., Берлин, Государственные музеи

Ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без вмешательства Афины.
Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Одного её прикосновения достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью;). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой



Gustav Klimt
Kunsthistorisches Museum in Vienna, Austria, 1890-91

Афина покровительствовала героям -воинам и ремесленникам-гончарам, ткачихам, рукодельницам и Она ведь и сама называлась Эрганой («работницей») - её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона.



Афина Паллада. 1898, Franz von Stuck.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи).


Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира!»

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Афина – одна из 12 главных богов греческого пантеона. Легендарная дочь Зевса, родившаяся из ег оголовы. Афина – богиня мудрости, военного искусства, покровительница города-государства, эпонимом которого она является (Афины), а также многих наук и ремесел. С именем Афины связано множество мифических событий и литературных сюжетов, ее образ многогранно отражен в философии и искусстве.

О деве, облаченной в латы, имеется множество интересных фактов.

Афина – единоличная дочь Зевса

По легенде, Афина появилась на свет в полном облачении и с боевым кличем прямо из рассеченной головы Зевса. Царь богов узнал, что его будущий сын от Метиды убьет отца, поэтому проглотил беременную жену и самостоятельно породил дочь.

Афина – богиня-дева

Наравне с Артемидой и Гестией Артемида является целомудренной богиней, не имеющей супруга и детей. Она покровительница целомудрия и незамужних девушек, но и женщины молятся ей о беременности.
Афина требует к себе священной почтительности, поэтому никто из смертных не может ее увидеть.Увидевшего ее омовения Тиресия она лишила зрения.

Атрибуты Афины

Обязательный атрибут светловолосой и сероглазой богини – эгида . Это щит из козьей шкуры со змееголовой медузой, устрашающей людей и богов. По одной из версий именно Афина убила чудовище.Также в руках дева-воительница держит копье.

На голове у Афины шлем с гребнем. В руке дочь Зевса держит Нику – богиню победы.

Образ Афины имеет архаические корни

В греческой мифологии Афина равна Зевсу и даже иногда превосходит его в мудрости и силе. Известно,что вместе с Герой и


Другими богами Афина участвовала в попытке свержения Кронида. Существовал храм Зевса и Афины в Афинах. Богиню почитали не меньше верховного божества. Значимость Афины коренится в матриархальном периоде.

На греческом столица Греции носит название не «Афины», а «Афина»

Афина – эпоним столицы Греции. Этот статус город официально получил в 1834 г. после освобождения от турецкого владычества. Но по легенде наименование древнегреческого полиса восходит к противоборству Посейдона и Афины за право покровительства городу. Посейдон открыл жителям источник морской воды, а Афина посадила оливковое дерево. Последний подарок посчитали более ценным, поэтому первенство передали дочери Громовержца. По другой версии за Афину проголосовала женская половина населения с преимуществом в один голос, после чего женщинам было отказано вправе голосовать.

Афина и суд Париса

По известной легенде Афина была одной из 3-х претенденток на победу в античном «конкурсе красоты». Но пастух Парис предпочел ей и Гере Афродиту, посулившую ему в награду прекраснейшую из женщин –Елену. Приз, яблоко раздора, достался богине любви, которая помогла юноше добыть Елену Прекрасную, из-за похищения которой началась Троянская война.

Как связаны Афина-ткачиха и арахнология?

Афина являлась покровительницей ремесел, в частности она была превосходной ткачихой. Но смертная женщина Арахна достигла не меньшего искусства и начала похваляться им. Тогда Афина вызвала ее на состязание и хотя полотно, сотканное Арахной, оказалось ничем не хуже изделия богини, последняя превратила дерзкую женщину в паука. От имени Арахны происходит название науки арахнологии.

Вокруг афинского Парфенона специально разбрасывают камни для туристов


Парфенон, храм дев, – афинский памятник архитектуры, который был посвящен покровительнице города и всей Аттики. В нем находилась 11-метровая статуя Афины из дерева, золота и слоновой кости.Чтобы туристы не разрушали достопримечательность, специальные рабочие каждую ночь разбрасывают вокруг храма камни, которые путешественники увозят с собой на память.

  • В римской мифологической традиции Афину называют Минервой.
  • Афина – покровительница государственной мудрости и принцип неделимости космического разума.
  • Священные животные и растения Афины: сова, змея, олива.
  • Афина, в отличие от Ареса, покровительствует только справедливым войнам. Она активная участница Троянской войны на стороне ахейцев, борьбы с титанами и гигантомахии.
  • Знаменитые эпитеты Афины: Тритонида (Тритогенея) – рожденная близ гидронима Тритон в Ливии; Паллада – победоносная воительница; совоокая – указание на зооморфическое прошлое образа;Промахос – передовой боец; Пеония – целительница; Фратрия – братская; Сотейра – спасительница;Пронойя – провидящая; Горгофона – Горгоноубийца и многие другие.
  • Афины – родина демократии и Олимпийских игр, а также трагедии, комедии, философии,историографии, политических наук и математических принципов.

Афина Паллада (миф древней Греции)

Не только своей мудростью отличается Афина Паллада от всех других бессмертных богов, которые живут на Олимпе. Не только тем, что с самого своего рождения больше всего на свете любит она воинские утехи. Но и тем, что, в отличие от других бессмертных, у нее не было матери. Мать у нее, конечно, была, но в то же время как бы и не было. Афину Палладу родил отец, сам громовержец Зевс. А произошло это вот как.
Уже давно царствует над миром великий Зевс, и нет никого, кто бы мог поспорить с ним в могуществе. Но все это время неспокойно было на сердце у великого громовержца. Богиня Гея предсказала ему, что ждет его участь отца, великого Крона.
– Как и отец, он тоже потеряет власть над миром, – так сказала мудрая богиня, и нельзя было не верить ей.
Постоянно твердит об этом и могучий титан Прометей.
– Вы думаете, новые цари, что вечно вам блаженствовать в мире. Но разве я не видел, как с Олимпа упали два тирана? И увижу, как скоро третий упадет!
Напрасно добивался Зевс, чтобы Прометей открыл ему роковую тайну, кто из его сыновей свергнет его с престола и когда он родится. Но Прометей упорствовал:
– Пусть он сколько угодно мечет молнии, гремит ужасными громами. Пусть все небо смешает в белокрылую метель и все до основания уничтожит, меня не сломит он, и не скажу я, от чьей руки он потеряет власть!
Что же оставалось делать Зевсу? Решил он защищаться, как умеет. Богини судьбы Мойры, которые никогда не ошибаются, сказали Зевсу, что у богини разума Метис будет от него двое детей: сначала родится дочь Афина, а потом и сын, необычайного ума и силы. И вот он-то, когда вырастет, отнимет у Зевса власть над миром. Обеспокоился Зевс: ведь богиня Метис уже должна вот-вот родить. Усыпил он ее ласковыми словами и проглотил вместе с нерожденным ребенком.
И все пошло по-прежнему. Пировал он и развлекался в своем золотом дворце на Олимпе, как вдруг через некоторое время почувствовал странную головную боль, да такую, что разрывала его буквально на части. Зовет он своего сына, славного кузнеца Гефеста, и приказывает ему:
– Ударь мне твоим остро наточенным топором по голове и разруби ее пополам.
Услышав такую удивительную просьбу, Гефест спрашивает своего отца:
– Ты, кажется, хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, что тебе нужно.
– Мне нужно именно то, о чем я прошу тебя, – отвечает ему рассерженный Зевс, – если ты сейчас же этого не выполнишь, то тебе придется испытать немало огорчений.
Выполнил Гефест странное требование своего царственного отца, взмахнул он топором и опустил его на голову Зевса.
– Что это такое, – воскликнул пораженный Гефест мгновение спустя. – Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа. Носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении – это не шутка. Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? О, да ты посмотри, она в одно мгновение уже и взрослой стала, да какая красавица! Зевс, в награду за то, что я помог тебе родить такую дочь, позволь мне на ней жениться!
– Это невозможно, мой славный Гефест, – отвечал ему отец, – она никогда не выйдет замуж и пожелает остаться вечной девой.
– Жалко, – сказал Гефест, – но если ты не возражаешь, я все-таки попробую с ней справиться.
Пока они обсуждали дальнейшую судьбу новорожденной богини, она уже выскочила из головы Зевса и от радости, что родилась и видит свет, начала скакать и отплясывать военный танец, потрясая щитом и взмахивая копьем. Взглянув на свою воинственную дочь, Зевс ответил кузнецу:
– Я-то не против, но, думаю, тебе будет нелегко.
Вот так и родилась Афина Паллада. Но не только воинской отвагой славилась она, защищая всех несправедливо обиженных. Она покровительствовала греческим героям, хранила крепости и города, а по уму и мудрости вскоре сравнялась она с самим Зевсом. Ее так и называли – богиней мудрости и справедливой войны. И еще у нее было одно любимое дело, в котором не было ей равных. Она очень любила ткать полотно, и никто не мог превзойти ее в этом искусстве. Да и состязаться с ней было опасно. Все знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, которая захотела стать выше Афины в этом деле.



 

Возможно, будет полезно почитать: