Как закрыть аптеку с долгами.

Прошли перестроечные времена, когда вокруг 1-й московской аптеки стояли рядами старушки, торговавшие вместо семечек психотропными таблетками. Бог весть, куда они делись, но подростковая наркомания не делась никуда. Недавно волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» обнаружили, что их подопечные беспризорники покупают свой кайф в обычных московских аптеках. И теперь аптекам-наркоточкам объявлена война, к которой присоединился и наш журнал.


Зло из аптек

Популярностью у наркоманов пользуются препараты от кашля, содержащие кодеин, некоторые виды антидепрессантов, определенные успокаивающие средства, некоторые обезболивающие. Самый опасный из них -- буторфанол -- синтетический опиоидный анальгетик, раствор для инъекций. Все эти медикаменты не входят в списки наркотических веществ, торговля которыми не по правилам чревата уголовным преследованием, поэтому аптеки (речь идет в основном о частниках; государственные и крупные сетевые аптеки ни в чем подобном не замечены) практически в открытую торгуют рецептурными препаратами безо всяких рецептов, не глядя на покупателя. Наш корреспондент в ночной аптеке безо всяких проблем накупил полный карман таблеток и ампул, к продавшице стояла целая очередь из наркоманов. Смотреть на них страшно -- качаются, глаза мутные, а аптекарша им наркотики штучно продает, ампулы насыпает, как семечки. Продавать лекарства «вразвес» -- потаблеточно, поампульно -- запрещено, но грозит это, в крайнем случае, лишением лицензии, а скорее -- штрафом.



Между тем отсутствие многих из этих препаратов в перечне наркотических средств ничем не оправдано. «Тот же буторфанол, -- говорит нарколог, врач-психиатр высшей категории, сотрудник отделения психических расстройств, осложненных патологическими формами зависимости, московского НИИ психиатрии Виктор Ханыков, -- по обезболивающему действию сильнее морфия. При бесконтрольном применении он вызывает привыкание, развивается зависимость. Наступает настоящая наркомания. Любые наркотические препараты действуют на организм тем страшнее, чем моложе человек, а в силу дешевизны буторфанол стал наркотиком именно молодых людей (три ампулы (три порции) буторфанола стоят 150-180 рублей, один грамм (три порции) героина в Москве -- 1000-1500 руб. -- Ред .). Буторфанол давно пора перевести на номерной рецепт, как другие опийные анальгетики».

Явным провалом в законодательстве активно пользуются как наркобарыги за прилавками, так и их клиенты. Для большего эффекта наркоманы употребляют препараты в сложных комбинациях, толкут таблетки, смешивают с раствором из ампулы и в таком виде вводят в вену. Результат -- не только наркотический эффект, но и флегмоны, гнойные язвы в местах инъекций, сепсис и гангрена. «Мы делаем с “бутором” такую смесь, которая сжигает вены, они становятся хрупкими, забиваются, руки и ноги пухнут и болят, внутри гной скапливается», -- рассказывают подростки-наркоманы, подопечные движения «Курский вокзал. Бездомные дети». Происходит все обычно в ближайшем подъезде, вокруг такой аптеки -- очаг криминала, воровство, драки.

Беззаконие
С юридической точки зрения у проблемы несколько уровней. Во-первых, многие медикаменты, которые стоило бы продавать по рецептам, не включены в соответствующие списки и совершенно законно продаются любому желающему в любых количествах. Во-вторых, некоторые препараты, содержащие наркотические вещества, хотя и должны продаваться только по рецепту, на самом деле находятся в свободной продаже. Из-за того что буторфанол не включен в список наркотических препаратов, его свободная продажа -- не уголовное преступление, а всего лишь нарушение правил торговли. «Ситуацию могло бы изменить внесение этого препарата наряду с другими сильнодействующими лекарствами в список лекарств, за безрецептурный отпуск которых предусмотрена уголовная ответственность, -- сообщил РБК-daily заместитель начальника Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ по Москве Михаил Ермаков. -- Это развязало бы нам руки. А аптеки моментально перестали бы торговать им, опасаясь серьезных проблем. Срок, предусмотренный за такого рода действия, -- до восьми лет лишения свободы».

Отсутствие законодательной базы для борьбы с этим видом наркомании дезориентирует и расхолаживает те госструктуры, которые теоретически могли бы повлиять на ситуацию. В московском управлении ФСКН утверждают, что предложение внести опасные препараты в более строгие списки было направлено ими совместно с мэром Москвы в правительство России уже давно. Разговоры же про введение уголовной ответственности за продажу данных лекарств без рецепта и усиление контроля за их оборотом идут с 2005 года. Однако решения на правительственном уровне до сих пор нет.

«Вы что думаете, мы этих аптек не знаем? -- сказал нам участковый одного из московских ОВД, на чьей территории идет бойкая торговля. -- Мы их больше вашего знаем! Просто это гиблый номер. Полтора года назад мы с одной такой лавочкой судились-судились -- так они даже не закрывались, уплатили сорок тысяч штрафа и дальше торгуют дрянью. Им сорок “штук” -- ерунда, а мы сколько сил впустую потратили! Заберите лучше свое заявление, и нам и вам проще будет». Заявления мы, однако, забирать не стали. Капля камень точит.

Судя по ажиотажному спросу в аптеках, дорог каждый день. Количество «лекарственных» наркоманов в столице растет, по словам самих «торчков»-беспризорников, все чаще в очередях за «бутором» стоят не маргиналы и не бомжи, а «домашние» молодые люди и даже девушки. И чем дольше будет затягиваться решение вопроса, тем серьезнее будут последствия. Решить проблему должны законодатели, но и обычные люди, такие, как мы с вами, кое-что могут. Так, волонтеры движения «Курский вокзал. Бездомные дети» пишут заявления в разные инстанции, собирают подписи протеста у жителей домов, находящихся рядом с аптеками (и из тех, кого удалось застать дома, еще никто не отказался подписать заявление, ведь никому не хочется, чтоб у него в подъезде кололись наркоманы!).


Что делать, если вы знаете аптеку, которая нарушает правила торговли сильнодействующими веществами?
Необходимо подать заявление в ОВД, на территории которого находится аптека. После приема заявления вас направят к участковому, отвечающему за участок с «точкой», который вас опросит и составит протокол. Как бы сотрудники милиции ни отговаривали вас «поднимать бучу», оформленное по правилам заявление они принять обязаны, а потом можно время от времени беспокоить их и узнавать, какие меры приняты; в случае недостаточной активности -- жаловаться в вышестоящие организации, для начала -- в прокуратуру.

Можно также обратиться в Росздравнадзор (именно эта организация должна контролировать аптеки) письмом по адресу: 109074 Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1 или через интернет: [email protected]. Обращение помимо сути вопроса должно содержать фамилию, имя, отчество автора, адрес места жительства или работы.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков официально не должна контролировать продажу подобных препаратов, ведь они не числятся в списках наркотических средств. Но когда речь идет о таких «пограничных» ситуациях, стоит стучать во все двери. Телефон управления ФСКН по Москве -- 316-86-55, по Московской области -- 152-53-52.

"Фармацевтические ведомости", 2007, N 7/8

Как известно, многие аптечные учреждения продают лекарственные средства через аптечные киоски и аптечные пункты. Зачастую такие пункты и киоски располагаются в районах (муниципальных образованиях), обслуживаемых разными налоговыми инспекциями. Нужно ли вставать на налоговый учет по местонахождению каждого аптечного пункта (киоска)? Что будет, если этого не сделать? Давайте разберемся.

Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

А согласно трудовому законодательству рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из всего этого следует, что стационарные аптечные пункты и киоски, функционирующие более 30 дней, подпадают под определение обособленного подразделения, данное Налоговым кодексом РФ, и в этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по их местонахождению.

Однако многих руководителей и собственников аптечных учреждений регистрация обособленного подразделения пугает: они опасаются, что на бухгалтерскую службу ляжет дополнительная нагрузка по расчету налогов и контролю за работой обособленного подразделения. Но давайте разберемся, так ли уж это страшно на самом деле.

Что такое обособленное подразделение

Рассмотрим этот вопрос более подробно - как с точки зрения гражданского, так и с точки зрения налогового законодательства.

В гражданском законодательстве обособленными подразделениями организации признаются филиалы и представительства. Факт их создания организация должна зафиксировать в своих учредительных документах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Как правило, решение о внесении изменений в учредительные документы принимают собственники организации (акционеры, участники). Кроме того, собственникам организации необходимо утвердить положение о филиале или представительстве. Также необходимо определить, будет ли такое обособленное подразделение выделено на отдельный баланс или нет, будет ли у него свой расчетный счет. То есть без участия учредителей в данной ситуации не обойтись.

Однако в налоговом законодательстве это понятие шире. Как уже было отмечено выше, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Важно отметить, что обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Следовательно, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение (например, аптечный пункт или стационарный аптечный киоск), вносить изменения в учредительные документы не потребуется.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, если организация создает хотя бы одно стационарное рабочее место вне ее местонахождения более чем на один месяц, у нее возникает обязанность встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Эта обязанность закреплена в статье 23 Налогового кодекса РФ. Встать на налоговый учет необходимо в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Правда, из любого правила есть исключения. Если аптека осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, а ранее не состояла на налоговом учете в регионе, где действует этот специальный налоговый режим, встать на учет ей придется в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.28. Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: организации, находящиеся на "упрощенке", при регистрации филиалов или представительств утрачивают право на применение этого специального налогового режима. Если вы не хотите, чтобы ваша аптека потеряла право на применение упрощенной системы налогообложения, не указывайте факт создания обособленных подразделений в уставе. Просто встаньте на налоговый учет по местонахождению аптечного пункта или киоска.

Отметим также, что если у аптеки уже имеются зарегистрированные обособленные подразделения по местонахождению рабочих мест, это не может служить основанием для отказа при переходе с традиционной системы налогообложения на упрощенную.

Какая ответственность предусмотрена, если аптека не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения

Налоговый кодекс в этом случае предусматривает достаточно серьезные санкции.

Так, пункт 1 статьи 117 Налогового кодекса РФ определяет, что "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.".

А в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней".

Аптека "Ваше здоровье" в период с 31 января 2006 года по 1 апреля 2007 года продавала лекарственные средства через обособленное подразделение (стационарный аптечный киоск, открытый в другом муниципальном образовании). По месту осуществления деятельности через обособленное подразделение аптека не встала на учет в налоговой инспекции. Данный факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки на основании договора аренды помещения и других документов. Доход аптечного киоска за данный период составил 400 тыс. руб. Штраф должен быть исчислен по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ и составит 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 20%).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе аптека в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса РФ может быть оштрафована на 5000 руб. (а если просрочка составит более 90 дней - на 10000 руб.). А руководитель аптеки может быть привлечен к административной ответственности.

Необходимо помнить и о том, что при наличии обособленного подразделения некоторые налоги аптека должна уплачивать в особом порядке (подробно об этом мы рассказали ниже). Если же это не учитывать, у аптеки может возникнуть недоимка по уплате налогов и, как следствие, будут начислены штрафы и пени.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать обособленное подразделение по местонахождению стационарных рабочих мест, достаточно издать приказ по организации.

В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения необходимо представить заявление по форме N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по местонахождению ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации". Бланк такого заявления утвержден приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.

Кроме того, потребуются документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (приказ или положение, учредительные документы юридического лица, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет по местонахождению организации и государственную регистрацию). Иногда вместе с вышеперечисленными документами налоговики требуют договор аренды по указанному адресу или свидетельство о праве собственности.

В течение пяти дней с момента подачи заявления налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения должен выдать Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории Российской Федерации, где будет указан код причины постановки (КПП), соответствующий правовому статусу обособленного подразделения. Отметим сразу, что пятая и шестая цифры КПП обособленного подразделения без внесения записи в ЕГРЮЛ будет 31 или 32.

Получив свидетельство, аптека обязана уведомить налоговую инспекцию по своему местонахождению о создании обособленного подразделения.

Регистрация во внебюджетных фондах

Вставать на учет в филиале Фонда социального страхования, отделениях Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования по местонахождению обособленного подразделения или нет, зависит от тех полномочий, которыми это обособленное подразделение наделено.

Так, в пункте 2 постановления Правления ПРФ от 19 марта 2003 г. N 33п записано: "...организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в качестве страхователей по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам". Таким образом, если обособленное подразделение не отвечает хотя бы одному приведенному критерию, регистрироваться в ПФР не нужно.

Зарегистрироваться в ФОМС нужно тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный (самостоятельный) баланс и счета в банках или иных кредитных учреждениях (п. 4 постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018).

Таким образом, если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест (по местонахождению аптечного пункта или аптечного киоска), вставать на учет в фондах по местонахождению этого подразделения необходимости нет.

Уплата налогов аптекой, имеющей обособленные подразделения

Еще одна проблема, которую придется решать, как и куда платить налоги и куда представлять налоговую отчетность. Сразу скажем: если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест, то уплачивать через налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения придется следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (если в обособленном подразделении есть недвижимое имущество);
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход (если организация осуществляет деятельность, облагаемую этим налогом).

Налог на прибыль

Если в организации создано хотя бы одно обособленное подразделение, она должна исчислять и уплачивать налог на прибыль в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса РФ. Принцип, заложенный в статье 288 Налогового кодекса РФ, предельно прост: суммы налога и авансовых платежей уплачиваются в федеральный бюджет по местонахождению организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям, а распределению подлежат только суммы налога (авансовых платежей), зачисляемые в бюджет субъектов РФ.

При этом организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территорию одного субъекта РФ, предоставлено право уплачивать налог (авансовые платежи) по местонахождению одного из них. Кстати, эта обязанность может быть возложена и на головное подразделение организации, если оно расположено в том же регионе, что и ее обособленные подразделения. В этом случае необходимо уведомить ИФНС по местонахождению каждого обособленного подразделения о том, что налог будет уплачивать головное отделение. При этом рекомендуется использовать форму, приведенную в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@.

Налог на имущество организаций

База по налогу на имущество определяется отдельно по следующим видам имущества (ст. 376 Налогового кодекса РФ):

  • имущество, подлежащее налогообложению по местонахождению головного отделения организации;
  • имущество каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения головного отделения организации;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Таким образом, по местонахождению обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, в налоговую базу включается только стоимость основных средств, относящихся к недвижимости. При этом в налоговую инспекцию по местонахождению недвижимого имущества необходимо представить декларацию по форме N 1152001 (приложение N 1 к приказу МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224), содержащую титульный лист, разделы 1, 2 (4, 5), или по форме, утвержденной в субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество. Движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, включается в налоговую базу по местонахождению головного отделения организации.

Иными словами, если аптечный пункт или киоск оборудованы в арендованном помещении, уплачивать налог на имущество аптека должна в общем порядке (то есть без распределения налога между имуществом головного отделения организации и ее обособленных подразделений). Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о налоге на имущество организаций вообще не идет.

Налог на доходы физических лиц

Российская организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации нужно подать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ:

  • по всем работникам головного отделения;
  • по тем физическим лицам, которым обособленным подразделением были выплачены доходы, облагаемые НДФЛ.

Единый социальный налог

Организации, в составе которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют налоговую отчетность по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению головного отделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты в пользу работников и физических лиц, производят уплату ЕСН централизованно и представляют налоговую отчетность по местонахождению головного отделения.

Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о ЕСН вообще не идет.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производит уплату страховых взносов централизованно по местонахождению головного отделения. Такая организация представляет декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование также по местонахождению головного отделения.

Единый налог на вмененный доход

Уплата ЕНВД для определенных видов деятельности регламентируется главой 26.3. Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п. 1 ст. 346.28. НК РФ).

Следовательно, если обособленное подразделение аптеки (аптечный киоск или аптечный пункт) расположено и осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД, то организация обязана уплачивать ЕНВД и представлять налоговую отчетность в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами этого субъекта РФ.

Директор аудиторской фирмы

"Академия аудита"

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

По разным прогнозам в ближайший год в России закроется от 10 до 50% аптек. Притом что в регионах уже сейчас отмечен дефицит, а в столице на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. В Германии, например — 1,8 тыс. человек

К концу года России грозит потеря около половины аптек из-за низкой рентабельности. Среди причин — повышение налогов, рост коммунальных платежей и госрегулирование цен. Для жителей небольших населенных пунктов лекарства могут стать труднодоступными.

Как закрыть аптеку

Даже самые крупные аптечные сети России в этом году работают себе в убыток, заявляют представители аптечных ассоциаций. По экспертным оценкам, к середине лета, когда в аптечных учреждениях начнется мертвый сезон, разорение грозит уже каждому третьему из них. А к концу года такая судьба может постичь половину точек по продаже лекарств. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по охране общественного здоровья академика РАМН Сергея Колесникова, в прошлом году страна уже потеряла 10 тыс. аптек.

Достоверной статистики, отражающей, сколько аптек закрылось за последний год, нет. Ведь в России не существует процедуры отзыва лицензий, говорят эксперты. Чиновники апеллируют к неким данным Росстата, согласно которым, наоборот, аптек стало больше. Эксперты с такой статистикой незнакомы.

Почему страна теряет аптеки? Во-первых, из-за резко возросшего (до двух с половиной раз) налогового бремени. Теперь аптеки, штат которых превышает 100 человек (а таких 80%), не могут использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 2011 года он заменен прямыми страховыми взносами (ЕСН) из фонда оплаты труда. То есть вместо 14-процентного налога приходится отчислять 34-процентный ЕСН. Если малый инновационный и социально ориентированный бизнес получил четырехлетнюю льготу по выплате страховых взносов (они будут расти постепенно), то аптеки приравняли к обычным торговым организациям.

Гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев возмущен тем, что, с одной стороны, аптеки вроде бы считаются учреждениями здравоохранения, а с другой — платят такие же налоги, как заведения торговли.

Выросли и коммунальные платежи (в среднем на 25%). Выручка же аптечных организаций, которая измеряется в так называемых средних чеках, упала, особенно в регионах: покупательская способность населения после кризиса не восстановилась.

Аптекам ограничили рентабельность введением госрегулирования цен на лекарства первой необходимости (в соответствии с вступившим в силу 1 сентября прошлого года законом об обращении лекарственных препаратов). Наценка на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) сейчас не должна превышать 15%. "Между тем такие лекарства составляют примерно 36% аптечного ассортимента, причем самого ходового. При этом после введения госрегулирования цен власти ждали 30-процентного снижения стоимости препаратов, а реально она снизилась лишь на 3,6%",— говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина.

Согласно все тому же закону о лекарствах, теперь аптекам нельзя торговать медицинской техникой — она исчезла из перечня разрешенных к продаже товаров. То есть аптечным учреждениям не разрешили продавать термометры, тонометры, глюкометры — товары, которые многие люди ищут именно здесь.

К тому же аптеки лишились права распространять предметы и средства по уходу за детьми, точнее, за здоровыми детьми. Теперь весь детский ассортимент должен касаться исключительно лечения ребенка. Например, если это памперсы — то только для детей с энурезом. Разве что законом аптекам предоставлена возможность продавать лечебное, диетическое и детское питание.

Особенно плохи дела у государственных аптечных сетей, которые и так были убыточными, сейчас же нагрузка на них возросла непомерно, а это ведет к повышению расходов региональных бюджетов, а значит, и налогоплательщиков. Например, совсем недавно было объявлено о ликвидации сети муниципальных аптек в Челябинске. Свое решение городские власти объяснили убыточностью предприятия.

По словам госпожи Неволиной, если раньше рентабельность аптек держалась на уровне 2%, то сейчас в ряде случаев упала до -8%. Государство ограничило наценку чуть не на половину ассортимента, обязало аптеки держать минимальный ассортимент и ограничило перечень сопутствующих товаров, которые имеет право продавать аптека, при этом не предусмотрев никаких льгот. Многие аптеки оказались в тяжелом положении, те из них, что в прошлом году считались прибыльными, в первом квартале текущего года подсчитывали убытки. Немногим удалось получить кредит в банке, другие выживают за счет товарных кредитов, но если несколько раз просрочить оплату, в следующий раз можно не получить товар. Убытки фиксировались даже в период сезонного всплеска ОРВИ, когда продажи традиционно растут. Весной наступает период резкого спроса на антигистаминные и желудочные средства. А вот летом наступит мертвый сезон. Поэтому к середине лета в России ждут аптечного кризиса.

По мнению председателя экспертного совета по здравоохранению организации "Деловая Россия" Давида Мелик-Гусейнова , 90% аптек в этом году работают себе в убыток, их рентабельность колеблется от 0% до -1,5%.

Дистрибуторы же, видя ухудшение платежеспособности розничного рынка, принимают меры для защиты своего бизнеса или пользуются ситуацией в своих интересах, что понятно: сокращают сроки отсрочки платежей, манипулируют с лекарствами, которые имеют повышенный сезонный спрос, например задерживают отгрузку этих препаратов, пытаясь выбить лучшие условия оплаты со стороны аптек.

В зоне шаговой недоступности

В поисках путей выживания некоторые аптеки вынуждены были повысить цены на ассортимент, не входящий в ЖНВЛП. Однако госпожа Неволина не считает этот выход приемлемым для всех: "Надо учитывать, что покупательская способность не растет и любое повышение цен повлечет за собой снижение спроса. Поэтому аптеки стремятся оставаться в прежней ценовой динамике".

Особенно невыгодно теперь торговать дешевыми лекарствами — ценой до 100 рублей (сегодня они составляют не более 7% аптечного ассортимента).

"Мы стараемся не поднимать цены, хотя с начала года еле сводим концы с концами",— отметили в одной из подмосковных аптек. Рассматривается даже вопрос о сокращении зарплат сотрудникам.

Впрочем, есть и оптимисты. Гендиректор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов говорит: "Я думаю, что ожидание закрытия половины аптек больше выражает их желание получить льготы. В реальности же реформы, конечно, негативны для аптечного бизнеса, но не настолько страшны, насколько об этом говорится от лица представителей розничного звена. Нужно иметь в виду, что большая часть аптек и так существовала на грани рентабельности, и для них новая налоговая реформа просто усугубляет ситуацию. По моим оценкам, под угрозой закрытия находится не более 10% аптечных учреждений".

Некоторые эксперты полагают, что разорившиеся аптечные учреждения будут искать себе место в интернете. Тем более что сегодня для виртуальной торговли лекарствами не требуется даже лицензии (она выдается на конкретный юридический адрес, которого у интернет-аптек чаще всего нет). А это развязывает руки продавцам: по экспертным оценкам, до 50% продающихся через интернет препаратов — липовые.

Ряд экспертов полагает, что, поскольку в России слишком много аптек, закрытие даже половины из них не нанесет вреда потребителям. Это утверждение довольно спорно. В свое время в СССР действовали нормативы: 6 тыс. человек на одну аптеку на селе, 10 тыс. — в городе. Сегодня в Москве на одну аптеку приходится около 2,3 тыс. человек. А, например, в Германии — 1,8 тыс.

"Много аптек сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге, а вот в регионах острый дефицит аптечных учреждений. Даже в Московской области есть населенные пункты, которые обслуживает всего одна аптека",— свидетельствует госпожа Неволина.

"У нас аптечных учреждений на душу населения меньше, чем в других странах,— подтверждает Николай Демидов.— До последнего времени мы наблюдали положительную динамику прироста количества аптек. Сегодня же точно можно сказать, что большинство аптечных сетей замедлило свое развитие в последний год, а новые открытия единичные, а не массовые".

Аптечные организации считают, что без поддержки государства они не выживут. Так, "Аптечная гильдия" уже направила письма президенту, министру финансов, в Госдуму, Минздравсоцразвития, ФАС с просьбой либо сохранить ЕНВД для аптечных учреждений, либо снизить страховые взносы.

"Единственный выход из ситуации — срочно снизить ставку ЕСН. Мы подсчитали, что для того, чтобы аптека работала с рентабельностью 1,5%, ЕСН должен составлять не более 20%! Сегодня депутаты Госдумы обсуждают возможность снижения ЕСН до 26%, но аптеки это не спасет",— уверен господин Мелик-Гусейнов.

По мнению Сергея Колесникова , для спасения аптечного рынка аптеки необходимо приравнять к социально значимым объектам малого и среднего бизнеса, а для препаратов стоимостью до 100 рублей — отменить регистрацию предельных цен. Госдума рассматривает предложения президента снизить размер страховых взносов для малого и среднего бизнеса, в том числе аптек, до 26%, а может, и до 18%, говорит господин Колесников. Пока, правда, в законопроекте значится только 26%, да и то новый размер страховых взносов, если законопроект одобрят, вступит в силу с нового налогового периода, то есть с 1 января 2012 года. Впрочем, как говорит Сергей Колесников, уже в этом году у аптек, как социально ориентированных организаций, есть шанс получить компенсации по избыточным социальным взносам из бюджета. Правда, подобные поправки в бюджет еще не одобрены.

"Все учреждения здравоохранения, включая крупные коммерческие платные клиники, относятся к социальным объектам. У них есть льготы и по страховым взносам, и по ценам на аренду помещений. И при этом они вольны устанавливать любые цены на услуги! Аптеки, как торговые предприятия, этого лишены. Для начала надо рассмотреть предоставление налоговых льгот и льгот по коммунальным платежам аптекам как торговым предприятиям, рентабельность которых ограничивается государством. Во-вторых, пересмотреть перечень товаров, которые сегодня разрешено продавать аптекам. В-третьих, минимальный ассортимент, который обязаны иметь аптеки, если уж, по мнению Минздрава, должен быть, то, по крайней мере, с учетом региональных особенностей. И не следует заставлять аптеки иметь препараты сезонного спроса в наличии в течение всего года,— считает госпожа Неволина.— Если этого не произойдет, аптечный бизнес будет либо искать обходные пути уплаты налогов, либо уйдет в тень".

Эксперты уверены в том, что аптека рядом с домом не должна быть роскошью. Если не дать аптекам налоговую льготу хотя бы на три-четыре года, очень многие из них закроются, и это может иметь особенно тяжелые последствия для небольших городов и сельских поселений.

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.


«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию»,- приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у “Ъ”). Он пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» - крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.

Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил “Ъ” гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.

Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах обсуждается в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».

Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.

Против принятия законопроекта также выступает Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.

В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11–16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.

Здравствуйте.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.



 

Возможно, будет полезно почитать: