Какие буквы мягкие согласные таблица. Гласные и согласные буквы и звуки

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Часть звонких и глухих согласных образует па­ры.

При образовании согласных [р], [л], [м], [н], [j],

Глухие [х], [х"], [ц], [ч"], [ш"] не имеют парных ям звонких согласных.

Примечания.

1. Звук [j] в школьной практике обозначается [й"].

2. Звук [ш"] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных. Горизонтальная черта вверху обозначает, что звук долгий.

Парные звонкие согласные на конце слова и пе­ред глухими согласными, т. е. в слабой позиции, зву­чат как парные им глухие согласные. Такое явление называется оглушением.

Парные глухие согласные перед парными звонки­ми, т. е. в слабой позиции, звучат как парные им звонкие согласные. Такое явление называется озвончением.

Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения пе­ред гласными, перед сонорными и в.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. При произношении твердых и мягких звуков разное положение языка. Часть согласных звуков образует пары по твердо­сти-мягкости.

При написании мягкость согласных обознача­ется:

1) при помощи мягкого знака: голубь, словарь:

2) при помощи букв е, ё, ю, я, и: удалённый, липа.

Перед мягкими согласными мягкость согласных обозначается не всегда: бантик - ба[н"т"]ик.

Еще по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. § 3. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ (проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных)

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

Королевство звуков — Фонетика

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Как выучить мягкие и твердые согласные

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

Как различать звонкие и глухие согласные

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухоты. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.

Что такое глухой согласный звук

Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.

Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.

Правило оглушения согласных

В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется звонкая согласная буква, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].

Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласная оказалось перед гласной, например, гриб – гриба. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое касается случаев, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме его озвончают “по общему правилу”. Проверить, какая буква пишется, можно тем же способом: крик – крика, лот – лота.

Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].

Что мы узнали?

Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Из-за правила оглушения согласных при произнесении те согласные, которые на письме являются звонкими, переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются в конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.



 

Возможно, будет полезно почитать: