Когда сняли христа с креста. Парус на крестной мачте

Снятие с креста живописные изображения, описанной в Евангелиях сцены снятия с креста тела Иисуса Христа. «Снятие с креста» картина Рафаэля Санти, 1507 г. «Снятие с креста» картина Чиголи «Снятие с креста» картина Питера Пауля Рубенса «Снятие с… … Википедия

Питер Пауль Рубенс Снятие с креста, 1612 Kruisafneming Дерево, масло. 420,5×320 см Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Снятие с креста (картина) … Википедия

- … Википедия

Питер Пауль Рубенс … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Воздвижение Креста (Рубенс) … Википедия

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - [греч. ᾿Ιωσὴφ [ὁ] ἀπὸ ᾿Αριμαθαίας; лат. Ioseph ab Arimathea], св. прав. (пам. в Неделю жен мироносиц; пам. греч. 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф 27. 57 60; Мк 15. 43 46; Лк 23. 50 53; Ин 19. 38 42). И. А.… … Православная энциклопедия

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА - [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

ВАТОПЕД - [греч. ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου, Βατοπεδίου; Βατοπαίδιον, Βατοπέδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев. вост. побережья п ова Афон… … Православная энциклопедия

Книги

  • Снятие с креста
  • Снятие с креста , Пол Клеменс. В парке старинного французского замка найден труп молодой женщины. Через несколько дней кто-то убивает смотрителя замка. Далее убийства следуют одно за другим: погибают престарелая дама из…

Дата создания: 1612–14 годы.
Тип: масло, дуб.
Расположение: Антверпен.

Снятие с креста

Вместе с итальянским художником Караваджо , Питер Пауль Рубенс был одним из ведущих фигур в живописи барокко . Оба мастера выразили драму и тайны, лежащие в основе католической догмы, а так же были экспертами в светотени и моделировании форм. Но в то время, когда Караваджо известен неприукрашенным натурализмом, Рубенс придерживается более традиционных правил.

«Снятие с креста » является центральной панелью триптиха, который Рубенс написал для собора Богоматери в Антверпене. Это был второй запрестольный образ завершенный художником. Первый же «Воздвижение креста», датируется 1610 годом. Кроме того, он написал две другие вариации на тему снятия. Одну в 1616–1617, которая теперь находится Музее Изобразительных Искусств (Лилль, Франция), другую в 1617–1618 (Эрмитаж, Россия).

Версия из Лилля

Анализ произведения

Живописец приступил к работе сразу после длительного визита в Италию, где занимался изучением алтарей, нового стиля Караваджизма, а так же анатомическое строение (посредством скульптур ренессанса). «Спуск с креста» полон методов и приемов, почерпнутых мастером после путешествия.

Композиция центральной части триптиха основана на эмоциональном взаимодействии группы фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Спасителя. По диагонали картины расположено бледное и мускулистое тело Иисуса и его медленное снятие. Расположенные на вершине двух лестниц, на верхней части холста, двое рабочих начали процесс опускания с помощью бандажа. Они помогают святому Иоанну (в красном плаще) у подножья креста, Иосифу Аримафейскому (стоит по середине левой лестницы) и Никодиму (расположен по середине правой лестницы).

Масштабы картины (420,5*320 см), согласно руководящим принципам католического совета, должны были стимулировать благочестие и воображение зрителя, ведь учение иезуитов акцентировало особое внимание на необходимость развития способности верующего представлять библейские сцены так, будто они были абсолютно реальны. Распятие и его последствия - важный элемент христианского богословия и по сей день.

Версия из Эрмитажа

Две другие работы Рубенса на эту тему в равной степени драматичны и мастерски выполнены. Некоторые искусствоведы считают, что версия из Эрмитажа предлагает самую тяжелую и монументальную трактовку событий, благодаря небольшому количеству фигур и отсутствию фона. Шедевр из Антверпена принято рассматривать как самый «барочный» из трех.

Картина «Снятие с креста» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

СНЯТИЕ С КРЕСТА

(Матфей, 27:57-59; Марк, 15:42-45; Лука, 23:50-54; Иоанн, 19:38-40)

(42) И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - (43) пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. (44) Пилат удивился, что Он умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? (45) И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

(Мк. 15:42-45)

Суд над Христом и Его казнь - распятие - были совершены по римскому обычаю. Согласно этому обычаю, тело Христа должно было оставаться на кресте до тех пор, пока оно не сделается добычей птиц. Так описывают участь распятых древнеримские авторы - Гораций, Ювенал, Лукиан, Артемидор, Плиний, Плутарх и другие. По-иному поступали с телами умерших иудеи. По иудейскому обычаю, - пишет в «Иудейской войне» Иосиф Флавий (IV , 5, 2), - приговоренных к распятию до заката снимают и хоронят. Христос, благодаря ходатайству Иосифа Аримафейского, был похоронен по иудейскому обычаю.

Упоминание о снятии тела Иисуса с креста имеется во всех четырех Евангелиях, но у Иоа нна - с несколько большими подробностями. В живописи изображается тот момент, когда из тела Иисуса извлекают гвозди и оно постепенно опускается на землю (Пьетро да Римини, Лоренцетти ) .

Пьетро Лоренцетти. Снятие с креста (30-е годы XIV века).

Ассизи. Нижняя церковь Сан Франческо.

Некоторые средневековые богословы проводят различие между собственно отделением тела от креста и опусканием его на землю. Что же касается художников, то такая градация действий в этой сцене не влияет на именование сюжета и название картин с ним.

На картинах с этим сюжетом западные художники, как правило, изображают четырех главных участников действия: Иосифа Аримафейского, Деву Марию и Иоа нна Евангелиста и Никодима. Что касается Иосифа Аримафейского, то он только теперь открыто обнаружил свою приверженность Христу. До того он и Никодим веровали в Христа тайно. Что касается присутствия при снятии тела Христа с креста Никодима, другого члена Синедриона, то, строго говоря, синоптики о нем не упоминают, а свидетельство о нем Иоанна обнаруживает его присутствие лишь в следующей сцене - погребения тела Христа (см . ПОЛОЖЕНИЕ В ГРОБ ). Тем не менее художники, как это не раз бывало в изображении других евангельских сюжетов, допускали определенную вольность и распространяли присутствие Никодима также на сцену Снятие с креста. В таком случае мы легко идентифицируем Никодима по его традиционному атрибуту - клещам, с помощью которых он извлекает гвозди из тела Иисуса (в самых ранних образцах - из левой руки; в живописи Возрождения - из ног; см . Дуччо ).

Дуччо. Снятие с креста (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.


Иосиф Аримафейский либо стоит на лестнице, прислоненной к кресту, и сверху снимает тело (Энрико ди Тедиче, Пьетро да Римини, Дуччо, Госсарт), либо поддерживает его на земле. Для такой трактовки имелась литературная программа, заимствованная из популярных начиная с XIV века «Размышлений о жизни Христа» (« Meditationes vitae Christi ») - анонимного трактата, уже около 1400 года приписывавшегося Бонавентуре (? Псевдо-Бонавентуре; изда­тели Бонавентуры в Кваракки атрибутируют это сочинение Иоанну (Джованни) де Каулибусу, францисканскому монаху из Сан-Джеминьяно, умершему в 1376 году): «Иосиф был счастлив принять Тело Господа в свои руки». Часто можно встретить изображение того, как Иосиф Аримафейский не просто принимает тело Христа на руки, но использует пелены, чтобы спустить на них тело на землю. Иоанн Евангелист традиционно изображается стоящим - сокрушенный и отчаявшийся - несколько поодаль (Россо, Энрико ди Тедиче, Фьорентино).

Дева Мария в этой сцене часто держит правую руку Христа (Лоренцетти )

. Богоматерь предстает в этой сцене, несмотря на то что в Евангелиях о Ее присутствии при снятии тела с креста ничего не говорится. Богоматерь в действительности удалилась с Голгофы, как заключают некоторые богословы, еще до смерти Христа, вскоре после того, как Она, по наказу Иисуса, усыновила Иоа нна. С Нею, судя по всему, удалился и Иоа нн. Вскоре он, вероятно, вернулся, и произошло это перед самой смертью Христа, ибо, описывая - как очевидец - в своем Евангелии последние минуты жизни Христа, он за эпизодом усыновления непосредственно повествует о жажде, мучившей Спасителя.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Энрико ди Тедиче. Снятие с креста (XIII век). Пиза. Музей. ») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Фра Беато Анджелико . Снятие с креста (ок . 1435). Флоренция. Монастырь Сан Марко.

Россо Фьорентино . Снятие с креста (1530-е). Вольтерра. Музей.

Ян Госсарт (прозв. Мабузе). Снятие с креста (первая треть XVI века). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный – из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Страдания Христовы вспоминаются Св. Православною на неделе перед Пасхою . Неделя эта называется Страстною . Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве.

В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница , т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени , при погребальном звоне колоколов и при пении песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», – плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и .

К Страстной неделе и празднику Пасхи мы приготовляем себя постом. Пост этот продолжается сорок дней и называется Святою Четыредесятницею или Великим Постом.

Кроме того святою Православною положен пост по средам и пятницам каждой недели (кроме некоторых, очень немногих, недель в году), по средам – в воспоминание предательства Иудою Иисуса Христа, а по пятницам в воспоминание страданий Иисуса Христа.

Веру в силу крестных страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время наших молитв.

Иисус Христос, распятый на кресте, был снят с него для погребения, и в честь этого события была написана чудотворная икона. Православные верующие молятся перед ней, прося у Высших Сил защиты и покровительства.

Верующие люди знают несколько икон, на которых изображены события последних дней земной жизни Иисуса. Есть и иконы, изображающие события, произошедшие после казни Спасителя. Икона «Снятие с креста» для каждого служит символом спасения.

История иконы

Последователь Иисуса и его тайный ученик Иосиф получил разрешение у самого Пилата на то, чтобы снять Иисуса с креста, стоящего на горе Голгофа. Иосиф взял себе в помощники еще одного ученика, Никодима, и они вместе сняли тело Спасителя, чтобы похоронить его. Согласно обычаю, тело Господа было обмазано благовониями и завернуто в плащаницу. Тело положили в гроб, который поместили в пещеру, находящуюся недалеко от места казни. Это событие было отражено на иконе, которая почитается среди верующих и помогает им бороться со злом и негативом .

Описание образа

В самом центре образа на фоне креста изображено тело Христа, которое поддерживают его ученики. Рядом находятся жены-мироносицы, готовые обмазать его тело благовониями. Они находятся в левой части иконы, позади ученика Христова, Иосифа. Богоматерь изображена прильнувшей щекой к телу сына, а у подножия креста находятся два ученика, вынимающие гвозди из ног Спасителя. В русской иконописи сюжет с описанием снятия Господа с креста появился в 14 веке, о чем указано в сохранившихся рукописных источниках.

В чем помогает икона «Снятие с креста»

Перед святой иконой православные верующие молятся не только для того, чтобы попросить помощи и защиты, но и чтобы прославить Господа и его жертву. В молитве часто звучат слова покаяния в греховных делах и мыслях, просьбы о благословении на трудные дела, связанные с риском для жизни. Молятся верующие и для того, чтобы освободиться от телесных и душевных ран, обрести душевный комфорт и противостоять негативу. Нередко к молитве перед иконой прибегают люди перед сложными операциями, чтобы лечение прошло удачно. При любой сложности или для того, чтобы утвердиться в вере, перед иконой можно вознести молитвенные слова.

Где находится божественный образ

Популярность иконы росла, и сейчас списки с нее можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • Ярославская область, село Семеновское, роспись на стене церкви Пресвятой Богородицы;
  • Ярославская область, Халдеево, остатки росписи на стенах Казанской церкви;
  • Московская область, село Белоусово, роспись на стене церкви имени Михаила Архангела;
  • Костромская область, церковь в Нерехте;
  • республика Карелия, Покровская церковь;
  • город Муром, роспись в Вознесенской церкви.

Молитва перед иконой

«Господи Всемогущий, своей жертвой искупивший все грехи земные людей, в Тебя верующих и неверующих. Благослови раба своего (имя), помоги прожить достойно, избавиться от негатива, очерняющего душу, и от влияния пагубного. Спаси и сохрани, Господи, семью мою и всех живущих на земле. Заступись за слабых духом и укажи им верный путь. Аминь».

Дата празднования иконы

Икону православные верующие почитают на Страстной неделе, в Великую субботу. В это время вспоминают не только снятие Господа с распятия, но и его сошествие в ад за душами праведных мучеников.

Часто в жизни людей случаются моменты, когда без Божественной поддержки не обойтись. В трудные времена молитесь Высшим Силам и просите помощи у своих небесных покровителей . Чтобы вознести слова молитвы, не обязательно каждый раз посещать церковь. Это можно сделать дома или в дороге, главное, чтобы ваша вера была искренней, а слова шли от самого сердца. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.04.2018 03:18

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа...



 

Возможно, будет полезно почитать: