Конспект занятия «Зимующие птицы» (старшая группа). "зимующие птицы" конспект занятия в старшей группе

Птицы

Возраст детей: 5-6 лет.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 20.03.14- 01.04.14г.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:

Формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);

Воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Цель проекта:

Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц,формированию бережного отношения к ним.

Задачи:

Сформировать представления:

О жизни птиц,их разновидностях;

О строении разных птиц;

О развитии птиц;

Об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;

Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания,умения, навыки.

Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.

Расширять представление о том как описывают птиц поэты и писатели.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

Предполагаемый результат:

Выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…)

Совместные работы родителей и детей

Речевое творчество детей

Дидактические игры и пособия

Досуг «День птиц»

Образовательные области

Цели

Познание

Способствовать расширению у детей знаний и представлений об разнообразии птиц, особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания.

Активизация внимания,памяти детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.

Подвести детей к пониманию того,что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения.

Поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за птицами,

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор».

Театрализация:

«Где обедал воробей».

Речевое развитие

Содействовать:

Расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по данной теме;

развитию речевого творчества;

развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы»,

Социально-коммуникативное развитие

Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества;

Умение детей соблюдать правила связанные с ролью;

Воспитывать творческую самостоятельность;

Способствовать:

становлению самостоятельности, целенаправленности, и саморегуляции собственных действий;

развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию основ безопасного поведения в природе;

формированию эмоционального,чуткого отношения к птицам через произведения художественной литературы;

Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».

Сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор».

Театрализация:

«Где обедал воробей».

Художественно-эстетическое развитие

Способствовать:

Развитию продуктивной деятельности детей;

(использовать широкий спектр материалов и приёмов)

развитию детского творчества;

развитию эстетического восприятия;

Аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Орёл».

- конструирование из бумаги «Грачи прилетели»

Лепка «Птица»

Ручной труд «Птенчики в гнёздышке»

Физическое развитие

Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать;

Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры;

Развитию координации движений, крупной и мелкой моторики;

Комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы»

- П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Утица», «Сова».

Физминутка: «Воробей.»

Пальчиковая гимнастика

Итог проекта:

Дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.

Методы проекта:

Наблюдение,беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.

Формы реализации проекта:

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Экскурсии

Дидактические игры

Экологические викторины

Предварительная работа:

Беседы о птицах «Что мы знаем о птицах»

Чтение художественной литературы

Этапы проекта

Этапы

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов

семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы,планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта.)

Задачи:

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований –птицами. Читают предложенную художественную литературу.

Деятельностный

(непосредственная

Деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий,бесед о птицах;

Приморья;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах;

Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх. Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;

Помощь в изготовлении декораций;

Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Завершающий

(подведение итогов)

Задачи:

Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей. После презентации помещают детские работы в развивающую среду. Досуг «день птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в досуге «День птиц»

Знакомятся с продуктами детской деятельности.

Приложение

Вечер загадок

Верст не считали

По дорогам разъезжали,

А за морем бывали... (перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

Окраской - серовата,

Повадкой - воровата,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу..(иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все, же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черней,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

На месте - дворец,

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует... (воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её... (сорока)

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Грачи прилетели»

Цели:

Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.

Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивать интерес к искусству оригами.

Материал: квадратные листы бумаги (от 10 до 15 см) черного или темно-синего,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача.Ножницы, клей, цветная бумага.Краска и кисти для рисования.

1 часть. Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение.

Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.

2 часть. Воспитатель.

Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.

1.Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».

2.Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.

3.Серым цветом обозначен отогнутый угол.

4.Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.

5.Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».

6.Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

7.Вот такой получился грач!

3 часть. Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»

После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.

Физминутка : ВОРОБЕЙ

Пальчиковая гимнастика:

«Синички»

«Кормушка»

« Птички»

Комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы» (без предметов)

I Ходьба. Бег. Ходьба на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), приставным шагом в правую сторону (руки на поясе). Бег, подскоком. Ходьба. Построение в звенья.

II Комплекс общеразвивающих упражнений «Прилетели птицы»

1. «Проба крыла». Исходное положение - основная стойка, руки, вдоль туловища. Размахивать руками вверх-вниз, после нескольких движений вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

2. «Хлопки крыльями впереди». Исходное положение - стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Раскачивать руки вперед-назад с хлопками впереди. Во время хлопка говорить «Хлоп!» Упражнение повторить 8 раз.

3. «Хлопки крыльями». Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 - повернуться вправо, хлопнуть прямыми руками, сказать «Хлоп!» - вернуться в исходное положение. 3 - повернуться влево и тоже хлопнуть. Упражнение повторить 6 раз.

4. «Размах крыльев». Исходное положение- ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 - скрестить прямые руки перед собой, сказать. 3-4 - развести руки в стороны. Повторить упражнение 6 раз.

5. «Чистим ножки». Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-2 - наклониться вперед, отвести руки назад. 3-4 - вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 6 раз.

6. «Разминаем ножки». Исходное положение- основная стойка, руки на поясе. 1-2 - присесть, вытянуть руки вперед, сказать «сели». 3-4 - вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

7. «Хлопки крыльями под ногой». Исходное положение - лежа на спине. 1 - поднять прямую ногу вверх, хлопнуть под ногой, сказать «Хлоп!» - вернуться в исходное положение; 3, 4 - так же хлопнуть под другой ногой. Повторить 6-8 раз.

8. «Прыжки» Исходное положение – ноги параллельно, руки на поясе. Сделать 8 прыжков, ходьба на месте, вновь 8 прыжков. Повторить 2 раза

III Ходьба. «Петух» 1 – поднять руки в стороны (вдох), 2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). Ходьба.

Усложнение на вторую неделю.

Усложнить упражнение 3. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. 1 – наклон вперед - вниз, хлопнуть за правой ногой, 2 – исходное положение 3,4 - так же хлопнуть за левой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

Кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):

1.У меня ходули - не страшит болото.

Лягушат найду ли - вот моя забота... (цапля)

2.Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце…(ласточка)

3.Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4.На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

5.Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей...(грач)

Поэтические строки о птицах

СВИРИСТЕЛИ

Прилетели свиристели, заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свир-свир! Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья, шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти - лучше ягод не найдешь!»

СОЛОВЕЙ ТРЯСОГУЗКА

В зелени ветвей Трясогузка, трясогузка -

Соловушка-соловей Полосатенькая блузка!

Ночи на пролет Я тебя всю зиму жду,

Песни нам поет. Поселись в моем саду

Льются песни без конца, И за ставенкой резной

Лучше нет в лесу певца! Свей гнездо свое весной.

СКВОРЦЫ

Прилетели Скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

КУКУШКА

На лесной опушке слышится «Ку-ку!»

Кукует кукушка где-то наверху.

В лес густой зеленый нас зовет она.

Там березки, клены, свежесть, тишина.

Солнечные блики по траве скользят,

Алой земляники капельки горят.

Там сплетают ветки кружевной навес,

Приходите, детки, на прогулку в лес.

СИНИЦА

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

СОРОКА

Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут

«лесной газетой»?

СОВА

Сова бесшумной тенью.

Крылья распластав,

Скользит во тьме осенней

Над зарослями трав.

Спасайтесь бегством, мыши!

С совой нельзя шутить –

Она ваш писк услышит

И может вас схватить!

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

СНЕГИРИ

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо? - На березе яблоки поспели.

Подойду поближе к ней - и глазам не верится:

Стайка алых снегирей облепила деревце!

ЖУРАВУШКА

Е.Благинина

Прилетел журавушка на старые места

Травушка - муравушка густым - густа,

Ивушка над заводью грустным - грустна!

А водица в заводи чистым - чиста!

А заря над ивушкой ясным - ясна!

Весело журавушке весным - весна!

ИВОЛГА

А.Барто

Прилетает иволга в рощи позже всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

С ветром повстречается: «Как бы не унес!»

На гнезде качается в зелени берез...

Золотая иволга флейтой отвечай!

Ярким оперением, украшая лес,

Переливным пением, оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротится раньше всех певцов...

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга. Флейтой отвечай!

НА ПРУДЕ

И.Бунин

Ясным утром на тихом пруде резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде, чуть касаются влаги крылом

И на лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга,

И стоит словно зеркало пруд, отражая свои берега.

ПОДСКАЗАЛ

С.Кацубо

Плачет чайка на рассвете: - где мои скажите дети?

Обыскала все луга, все кусты и все стога

Может, хитрый ястребенок из гнезда их уволок?

Может быть, их подстерег, утащил в нору хорек?

Чайку выручил дергач! Успокоил, ты не плачь!

Видел я твоих детей: ловят в речке пескарей.

* * *

Воздух воробьиный и синичий,

Говор, гомон, свист и щебет птичий,

В легоньком пушке березы крона.

На верхушке - смелая ворона.

Первой травки выглянувший стебель,

Белый голубь в синем-синем небе.

Ручеек, бегущий по канавке

Две сороки у крыльца на лавке.

Одуванчики лежат ковром

И скворцы щебечут все кругом!

ВОРОБЕЙ

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть..

Задорный, лихой воробьишка –

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

ВОРОНА

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых, зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных - свой язык!

Пословицы и ПОГОВОРКИ

Воробей мал, да удал.

Съел кусочек с птичий носочек.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на

зеленой ветке.

И журавль тепла ищет.

Старого воробья на мякине не обманешь.

Старый ворон не каркнет мимо.

Молодость пташкой, а старость черепашкой.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза

продирает.

Всякая птица своим носом сыта.

Цыплят по осени считают.

Смолоду ворона по поднебесью не летала, не

полетит и под старость.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Далеко кулику до Петрова дня.

Одна ласточка весны не делает.

Добрая наседка одним глазом зерно видит,

другим коршуна.

Каждая курица свой насест хвалит.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Голодная птаха и зоб на стороне.

Прилетел гусь на Русь -- погостит да улетит.

Птице крылья, человеку - разум.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Басни соловья не кормят.

Наделала синица славы, а моря не зажгла.

Сорока на хвосте весть принесла.

Птицу кормом, а человека лестью обманывают.

Красна птица перьем, а человек - ученьем.

Яйца курицу не учат.

У вороны искал петух обороны.

Из пушки по воробьям не стреляют.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Наряд соколий, а походка воронья.

Птичка невеличка, да коготок остер.

Хорош павлин, да ногами худ.

Ворону знать и по перью.

Всякая птичка свои песенки поет.

Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Ворон ворону глаз не выклюнет.

Был коршун да выпорхнул.

Пуганая ворона и куста боится.

Знать сокола по полету.

Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.

Журавль межи не знает, а через ступает.

Жаворонок к теплу, а зяблица к - стуже.

Выше солнца сокол не летит.

Ждала сова галку, да выждала палку.

Коготок увяз - всей птичке пропасть.

Пешего сокола ворона бьет.

Плох сокол, что ворона с места сбила.

Гусь свинье не товарищ.

От ворон отстал, а к павам не пристал. ,

У драчливого кочета гребень всегда в крови.

Высоко летает, да где-то сядет.

Сорока стрекочет - гостей пророчит.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Усядемся на пригорке

Расскажем про птиц скороговорки!

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

Дрозд, дрозд, прост, прост

Кованый нос, железный хвост.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

Пестренькая сойка,

О весне мне спой-ка. –

Просит заинька косой. –

«Спой мне песню сойка, спой!»

Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел, пел.

Тетерева перепел.

Скок сорока, скок сорока,

Слепа с ока, крива с бока.

Скворец скроил сороконожке

Из кожи красные сапожки.

Сошьет скворец исправно в срок

Все сорок скроенных сапог.

Сова советует сове:

«Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.»

Разодрались петухи,

Закачались лопухи,

Громко лает пес Трезор...

Во дворе у нас раздор.

Откуда на проселке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

Консультация для родителей

«Зимующие птицы»

пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать

рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;

обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);

рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;

провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

Задайте ребенку вопросы:

Каких зимующих птиц ты знаешь?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

Загадайте загадки о зимующих птицах

Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… (дятел).

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её …(синичка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это... (снегири)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её …(сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

Сыграйте с ребенком в следующие игры:

«Один – много» (образование множественного числа)

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»(ворона – вороны, галка – галки и т.д.)

«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

«Четвертый лишний» (на классификацию)

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...

Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный...

Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…

Ворона – каркает, воробей -…

«Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

“Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке

"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от

кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...

Выполните с ребенком следующие упражнения:

Составьте описательные загадки о зимующих птицах

Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму

Вопросы:

Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)

Какого цвета оперение?

Какие лапки?

Чем они питаются?

Выучите стихотворения

Снегирь

Побелело за окошком:

Все в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрешка –

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть. А.Барто

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А.Барто

Воробей

Чуть живой,

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней,

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Н. Рубцов

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов

Синица

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто

Упражнения для пальчиков:

«Птицы в кормушке»

Птицы к дому подлетели

Два больших пальца обхватывают друг друга,

Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели

Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать

Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать

Соединяем пальчики вместе, изображая голову

птицы и делаем наклоны кистями рук

«Кормушка»(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зернышек!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Соколова О.Г.

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник - скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Чик - чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек - пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Светлана Сунгурова
Интегрированное занятие в старшей группе «Птицы»

План-конспект интегрированного занятия в старшей группе «Птицы » .

Цель : продолжать развивать и закреплять знания о птицах родного края .

Задачи : продолжать формировать представления детей о перелётных и зимующих птицах , расширять знания об особенностях внешнего вида, условиях жизни и повадках птиц . Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать коммуникативные навыки, связную речь, закреплять произношение звука р.

Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни птиц , желание заботиться о них.

Оборудование : презентация «Птицы » , фонограмма с голосами птиц , картинки птиц , разрезные картинки, дидактическая игра «Что за чем» , «Перелётные и зимующие птицы » .

Методы и приемы : презентация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактические игры, прослушивание звукозаписи с голосами птиц , физминутка, словесная игра «Назови птенца» , подвижная игра «Дикие или домашние» , подведение итогов.

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. А теперь давайте встанем в магический круг и произнесём наше волшебное заклинание, которое перенесёт нас в сказочный мир занятий .

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Ребята, кто поёт у на сегодня? Конечно же, птицы . Посмотрите на экран. Вы помните, какие бывают птицы ? Правильно, перелётные и зимующие.

Какие птицы называются перелётными? Почему улетают эти птицы ?

А какие птицы называются зимующими? Как они выживают холодной и голодной зимой?

Как мы можем помочь птицам ?

Ребята, подумайте, пожалуйста, а ещё какими бывают птицы , если одни живут в лесу или в городах и сёлах, но сами добывают еду, сами строят себе гнёзда. А другие птицы живут в домах , сделанных людьми, и кормит их тоже человек. Давайте на них посмотрим.

Правильно, ребята, это дикие и домашние птицы . Давайте на них посмотрим.

Ребята, чем же птицы отличаются от животных.

Конечно, птицы покрыты перьями , и они летают, у них есть крылья. Предлагаю посмотреть на экран, вот как устроена птица .

Физминутка :

Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят

Погулять они хотят и тихонько все летят.

Ребята, давайте поиграем в игру «Домашние и дикие» . Я называю птицу , если она домашняя, ручки складываем домиком над головой, а если я назову дикую птицу , качаемся, как дерево.

А теперь поиграем в игру «Перелётные и зимующие» . На столе лежат картинки с изображением птиц . Птицы перемешались и не могут правильно разделиться, поможем птицам ! Перелётных птиц нужно отнести на стол, где солнышко лежит, а зимующих на стол к снежинке. Справимся? (Дид. игра «Перелётные и зимующие» )

Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Ребята, а чем же весной занимаются птицы ?

Конечно, они выводят птенцов. Я предлагаю вам сложить карточки в той последовательности, в какой птицы действуют , чтобы до зимы успеть вывести птенцов и вырастить их. (Дид. игра «Что за чем» )

Какие все молодцы! Справились с заданием! А теперь подойдите ко мне, пожалуйста.

У меня есть пёрышко, я буду вам его передавать и называть птиц , а вы будете называть птенчиков. (Грач, ворона, галка, журавль, индюк, утка, курица, заяц, кукушка) . А вот кукушка – единственная птица , которая не делает гнездо, поэтому свои яйца подбрасывает в чужие гнёзда.

Теперь давайте сядем за стол и поможем птицам найти свои домики . (Дид. игра «Найди птице домик » )

Теперь присядем на свои стульчики и попробуем отгадать загадки про птиц .

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

(Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

В заболоченных местах,

Птица обитает ,

На одной ноге всегда,

Стоя отдыхает!

(Журавль)

А теперь посмотрите, ребята, какая ворона к нам прилетела. Какая она?

Она принесла нам подарки – это карандаш, карамель, карусель, карточка, картошка, карапуз, Карабас, картуз. Что же объединяет эти предметы? Это забавное стихотворение, которое мы с вами выучим и научимся выговаривать звук р.

На вороньем языке

Сидит ворона под окном

В дырявом башмаке

И распевает на родном

Вороньем языке :

– Каркарандаш, каркарапуз,

Каркарточка, картошка,

Каркарамель, каркарусель,

Картуз, Каркарабас.

И если кто-нибудь из вас

Картавит хоть немножко,

Пускай попробует пропеть

Хотя бы триста раз :

– Каркарандаш, каркарапуз,

Каркарточка, картошка,

Каркарамель, каркарусель,

Картуз, Каркарабас.

Ребята, о ком мы сегодня говорили? Какие бывают птицы ? Чем птицы отличаются от животных? И напоследок мы снова послушаем голоса птиц . Спасибо за занятие !

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Интегрированное занятие для подготовительной группы ЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» Интеграция образовательных областей: Цель: закрепление.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.

Интегрированное занятие первой младшей группы «Птицы» Цель: способствовать первоначальному развитию познавательной деятельности у детей в процессе ознакомления с природой. Образовательная область.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Возрастная группа: старшая Образовательные отрасти: «Познание», «Коммуникация»,.

Интегрированное занятие

Ольга Федорова

Образовательные цели : Дать знания детям о зимующих птицах , обобщающем слове птицы ; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать прилагательные, подбирать эпитеты к словам.

Развивающие цели : развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.

Воспитательные цели : формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал Картинки с птицами снегирь , воробей, синичка, сорока, дятел,ворона. музыкальное оформление звуки зимы, Чайковский "Январь", фидьм "Зимующие птицы ".семены подсолнуха, арахиса, хлеб.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели) . После прослушивания записи.

Педагог :

Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей) .

Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей) .

Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)

А, давайте, ребята, мы с вами с помощью нашего язычка покажем зимние забавы (Артикуляционная гимнастика)

Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу. Звучит музыка : звуки зимы. (Переход к основной части занятия ) . Звучит отрывок произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь» .

2. Основная часть : игры. Педагог (под музыку зачитывает стихотворение) .

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Педагог :

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют .)

Почему не поют птицы ? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте , значит, не все птички улетели.

Педагог : Давайте рассмотрим, а какие же птицы не боятся зимы и остались с нами зимовать

Рассматривание картинок Называем птицу на картинке

Ребята, почему эти птицы не поют в лесу ? (Им нечего кушать)

Куда надо лететь птичкам,что бы найти корм? (Поближе к человеку)

А зачем? (Человек их подкармливает.)

Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы ? (Зимующие .)

Д/и «Кого чем угостим?»

Как много прилетело птиц , ребята, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? Какую птицу ты хочешь угостить ? Чем? (Ответы детей.)

Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).

Педагог :

Ребята, птички наши наелись и решили немного попеть,давайте послушаем голоса

Просмотр фильма "Зимующие птицы "

Педагог : мы с вами немного погреемся, физкультминутку проведём.

Физкультминутка.

Ух, ты, зимушка – зима , закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах) .

Педагог :

Ребята, с нами остались зимовать много птиц . Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц )

Д/ и «Весёлый счёт»

1,2…5 (синица, воробей, сорока, ворона, дятел)

Педагог : (обращая внимание на мольберт)

Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру :

Д/и «Один – много» . (Игра проводится с «волшебным снежком» )

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Педагог : Ребята а есть птица которая прилетает к нам зимой, а летом мы ее не видим. Вы знаете как она называется?

Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей) . (Педагог произносит заклинание : - «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись» .)

Логоритмическое упражнение «Снегири» .

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание» : - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись» ).

Педагог Ребята этих птиц в лесу мы с вами покормили, но сколько еще птиц остались голодными , давайте сделаем и им угощение (Изготовление угощения для птиц из семечек .)

3. Итог занятия .

Педагог :

Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия .

Список литературы :

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание. - № 7.-2010.

Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду.

Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.




Публикации по теме:

Конспект занятия «Зимующие птицы» старшая группа Цель: формировать лексико-грамматическийстрой и связную речь у детей старшей группы с ОНР с использованием лексической темы «Зимующие птицы».

Цели: совершенствовать навыки изображения птиц, их пространственного положения; развивать творческое воображение; воспитывать бережное.

Цель: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами;.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы». Подготовительная группа Интеграция образовательных областей: познание коммуникация. Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: актуализировать и активизировать словарь по лексической теме: «Зима. Зимующие.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Зимующие птицы» (подготовительная группа) Конспект НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Познание» Тема: «Зимующие птицы» подготовительная группа (6-7 лет) Выполнила:.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы нашего края» (средняя группа) Программные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, дятел,.

Конспект занятия «Зимующие птицы» подготовительная группа Организационный момент: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь.

Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

Развитие речи старшая группа «Зимующие птицы» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Зимующие птицы» Выполнила: Сметанникова Анастасия Николаевна Воспитатель.

Библиотека изображений:



 

Возможно, будет полезно почитать: