Нормативный правовой акт пример. Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия, на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

3) в зависимости от срока действия, на:

неопределенно-длительного действия;

временные.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

  • 1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
  • 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
  • 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
  • 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
  • 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от индивидуальных актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество и от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы.

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законы подразделяются на:

  • а) конституцию, конституционные;
  • б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

  • 1. Основы конституционного строя.
  • 2. Права и свободы человека, и гражданина.
  • 3. Федеративное устройство.
  • 4. Президент Российской Федерации.
  • 5. Федеральное Собрание.
  • 6. Правительство Российской Федерации.
  • 7. Судебная власть.
  • 8. Местное самоуправление.
  • 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

  • а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
  • б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Совокупность законов составляет законодательство. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Подзаконные акты имеют тоже весьма важное в жизни любого общества значение, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

  • 1. Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу.
  • 2. Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
  • 3. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

4. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;

В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.

В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

В определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

В признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.


Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

Подзаконные нормативные акты

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.

Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Понятие систематизации нормативных актов

Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Сущность систематизации нормативных актов заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:

Путем издания сборника нормативных актов,

Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.

Виды систематизации нормативных актов

По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники за­конов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Инкорпорация бывает различных видов:

1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

2. В зависимости от объема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, т.е. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.

3. По источнику инкорпорация может быть официальной, т.е. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, т.е. проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения - это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж­дений. Таково, например, положение о службе в органах внут­ренних дел.

Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;

Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на длительное регулирование обще­ственных отношений.

Консолидация законодательства – это преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) - это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА - это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА - это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА - срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример - ГК РФ - это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города - акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт - это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений - «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России - законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

  • реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
  • установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ - источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида - текущие акты и кодифицированные.

Конституция - акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА - это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция - не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ - конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы - «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ - будь то автономный округ, край, область или республика - имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий - соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории - города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов - ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов - постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, - наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения - это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

НПА - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы - о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”. Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.



 

Возможно, будет полезно почитать: