Органы местного самоуправления структура. Органы местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото-рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез-ные изменения в структуру органов местного самоуправ-ления. Эти изменения касаются не только самой струк-туры таких органов, но и способов наделения их полно-мочиями, порядка их формирования.

По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк-туре органов местного самоуправления обязательным яв-лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис-ходит из обязательности разделения власти на представи-тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль-ного образования, местной администрации (исполнитель-но-распорядительного органа муниципального образова-ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из законодательства РФ, под структурой орга-нов местного самоуправления, очевидно, следует пони-мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо-вания функции и полномочия местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об-разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му-ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об-ладающие собственными полномочиями по решению воп-росов местного значения.

К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко-миссию муниципального образования, отраслевые (фун-кциональные) и территориальные органы местной адми-нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници-пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Уставом муниципального образования, имеющего ста-тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор-мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис-полняющим полномочия председателя представительно-го органа муниципального образования.


Порядок формирования, полномочия, срок полномо-чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципаль-ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель-ного органа муниципального образования) устанавлива-ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра-зованного муниципального образования или в случае пре-образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело-век — на сходе граждан) или представительным орга-ном муниципального образования и закрепляется в ус-таве муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального об-разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ-ствующей инициативы жителей вновь образованного му-ниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения струк-туры органов местного самоуправления вновь образован-ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству-ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи-телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль-ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен-ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России.

В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис-сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове-дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из-бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

При этом, полномо-чия избирательной комиссии муниципального образова-ния могут возлагаться на территориальную избиратель-ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече-нию проведения местного референдума осуществляет ис-полнительный орган государственной власти соответству-ющего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной законом инициати-вы граждан о проведении местного референдума струк-тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально-го образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправ-ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов мес-тного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муници-пального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправле-ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне-сения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов мест-ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Основу местного самоуправления составляют предста-вительные органы, так как они традиционно рассматри-ваются как наиболее значимые в системе органов местно-го самоуправления, поскольку именно через такие выбор-ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест-ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель-ным органам.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае-мыхна муниципальных выборах), который обладает пра-вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер-ритории муниципального образования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу-чае избрания не менее двух третей от установленной чис-ленности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби-рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.

Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель-ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако-нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп-ляя права местного самоуправления в решении государ-ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со-стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран-тиях избирательных прав и прав на участие в референ-думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют-ся обязательными. Кроме того, обязательность форми-рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече-нии конституционных прав граждан Российской Феде-рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Представительный орган муниципального образова-ния обладает правами юридического лица.

В его исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис-полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за-мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Законом «Об общих принципах» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит-ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из-бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района фор-мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви-жения соответствующей инициативы поддержано пред-ставительными органами не менее чем двух третей посе-лений, входящих в состав муниципального района. Ини-циатива о формировании представительного органа му-ниципального района в порядке, установленном пунк-том 1, оформляется решением представительного орга-на, расположенного в границах муниципального района поселения.

В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро-вания представительного органа муниципального райо-на закрепляется в уставе муниципального района в тече-ние одного месяца со дня начала работы соответствую-щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му-ниципального района определяется уставом муниципаль-ного района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа посе-ления, в том числе городского округа, определяется уста-вом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 че-ловек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста-новление, изменение и отмену местных налогов и сбо-ров, осуществление расходов из средств местного бюдже-та, могут быть внесены на рассмотрение представитель-ного органа муниципального образования только по ини-циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципаль-ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

1) в случае если соответствующим судом установле-но, что представительным органом муниципального об-разования принят нормативный правовой акт, проти-воречащий Конституции РФ, федеральным конститу-ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му-ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре-делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма-тивный правовой акт;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини-мается в порядке, определенном уставом муниципально-го образования;

3) в случае вступления в силу решения соответствен-но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном-ного округа о неправомочности данного состава депута-тов представительного органа муниципального образо-вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образо-вания.

Досрочное прекращение полномочий представительно-го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36 , частями 5 и 11 статьи 37 , и 74.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке , установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со , и настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • - структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • - порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

  • - может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
  • - может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и др.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в пределах полномочий:

  • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля исполнения местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Тема 27. Органы местного самоуправления

Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления

Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления

Общая характеристика органов местного самоуправления

Вопрос 1. Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления

Местное самоуправление, с одной стороны, является одной из форм осуществления народовластия (публичной власти) в Россий­ской Федерации, с другой - представляет собой независимую от государства, признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ систему власти, создаваемую для самостоятельного и под свою ответственность решения населением муниципальных образова­ний соответствующих вопросов местного значения исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.

В целях дальнейшего развития демократических процессов на муниципальном уровне и эффективного решения вопросов местного значения в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправ­ления закрепляются организационно-правовые формы (элемен­ты) осуществления местного самоуправления. Ими являются формы прямого волеизъявления населе­ния муниципального образования, выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления относятся к числу конституционно-правовых институтов. О них в разном их значении говорится в ст.ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130 - 132 Конституции РФ.

Анализ правового положения любого органа местного са­моуправления, в том числе представительного органа муници­пального образования, следует осуществлять путем последова­тельного рассмотрения таких его признаков , как:

1) функции (предмет ведения);

2) полномочия;

3) состав и порядок формирования;

4) основные формы, порядок и организация работы.

Функциональное предназначение (предмет ведения) предста­вительного органа местного самоуправления вытекает из его названия: этот орган призван представлять инте­ресы населения муниципального образования. Представитель­ская функция характерна также для Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъ­ектов РФ. Однако указанные органы в отличие от представи­тельного органа муниципального образования являются парла­ментами с характерными дня данного органа государственной власти признаками, к которым относятся:

Постоянный характер деятельности парламента и депутатов;



Оплачиваемость депутатской работы;

Неприкосновенность депутата;

Социальные гарантии деятельности депутата;

Отсутствие возможности совмещения депутатского ман­дата с другой работой;

Свободный депутатский мандат и т.д.

Народное представительство на местном уровне обеспечи­вается посредством проведения периодических свободных му­ниципальных выборов, где каждый правоспособный и дееспо­собный житель муниципального образования вправе выразить свое волеизъявление путем голосования по приемлемым кан­дидатурам.

Непосредственно путем проведения прямых выбо­ров формируется представительный орган муниципального об­разования. Для реализации функции народного представительства п. 9 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного са­моуправления наделяет представительный орган местного са­моуправления следующими исключительными полномочиями, ко­торые не могут исполняться другими органами власти.

Особенности правового статуса органов местного само­управления определяются положениями Конституция РФ о том, что они:

Согласно ст. 12 не входят в систему органов государствен­ной власти;

В соответствии с ч. 1 ст. 132 самостоятельны в решении вопросов местного значения (управления муниципальной соб­ственностью, формирования, утверждения и исполнения мест­ного бюджета, установления местных налогов и сборов, осу­ществления охраны общественного порядка и т.д.);

Согласно ч. 2 ст. 132 могут наделяться подконтрольными со стороны органов государственной власти отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.



Анализ норм Конституции РФ, а также принятых в их раз­витие федерального и региональных законов свидетельствует о двойственности (дуализме) правового положения органов местного самоуправления, которые, с одной стороны, не явля­ются государственными органами, а с другой стороны, не мо­гут быть отделены от единой системы народовластия, от реше­ния общегосударственных задач и функций, а поэтому входят в систему органов публичной власти.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципаль­ного образования органы, наделенные собственными полномочиями по ре­шению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления обретают статус юри­дического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Они от имени муниципального образования и от своего имени приобретают и осуществляют имуществен­ные и иные права и обязанности.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридиче­ское лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество. Второй признак юридического лица - самостоятельная имуществен­ная ответственность; третий - самостоятельное выступление в гражданском обороте от сво­его имени; четвертый - организационное единство, т.е. обладание устойчивой структурой, единством воли, обеспечиваемым едиными руководящими органами.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправле­ния в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и реше­ние о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридиче­ского лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

Для представительного органа муниципального образования - протокол заседа­ния представительного органа муниципального образования, содержащий реше­ние о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

Для иных органов местного самоуправления - решение представительного орга­на муниципального образования об учреждении соответствующего органа мест­ного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципаль­ного образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем законодательно установлено, что в поселениях с численностью насе­ления менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного орга­на поселения и главой местной администрации, представительный орган муниципаль­ного образования может не наделяться правами юридического лица.

Органы местного са­моуправления - это органы самоуправляющихся территориальных со­обществ, каковыми по сути являются муниципальные образования. Данные органы формируются непосредственно населением либо пред­ставителями населения (представительным органом) и несут ответст­венность за ненадлежащее осуществление своих полномочий перед жителями муниципального образования. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и госу­дарством, и оно определяется тем, что наличие органов са­моуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управле­ния, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению ин­тересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Осуществление народом своей власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния означает, что и государственные органы, и органы местного само­управления - это органы власти народа, органы, через которые народ реализует свою власть. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они соглас­но Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государствен­ной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реа­лизации народом своей власти.

Право­вое положение государственных органов и органов местного са­моуправления определяется такими признаками, как:

Функциональное предназначение (основные направления деятельности);

Властные полномочиями, т.е. совокупности прав и обя­занностей, закрепляемых в Конституции РФ и действующем законодательстве;

Структура; - основные формы работы;

Порядок формирования и реформирования.

С учетом изложенного и опираясь на представлен­ные в Законе от об общих принципах организации местного самоуправления основные термины и понятия,

Под органами местного самоуправления следует понимать из­бираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления органы, имеющие определенную структуру, наделенные властными пол­номочиями для осуществления деятельности по решению вопро­сов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций и в организационно- правовых формах, установленных законодательством.

Классификации органов местного самоуправления

Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения му­ниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большин­ства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направлен­ных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными (назначаемыми).

Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно (путем выборов и референдума) или через представителей, формиро­вание невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными ор­ганами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в хо­де непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муници­пального образования).

Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного само­управления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления о функциональном их назначении.

По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на орга­ны общей и специальной компетенции. Общей компетенцией обладают представительные орга­ны, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компе­тенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации.

Компетенция - это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления.

По способу принятия решений: коллегиальные и единоличные. Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэто­му свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного са­моуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наде­лены представительные органы. Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профес­сионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельно­сти.

Понятие органа местного самоуправления является конституционным - оно используется в ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130-132 Конституции РФ, однако непосредственно в тексте Конституции однозначно не определено, какие органы можно рассматривать в качестве органов местного самоуправления, а какие нет.

В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из приведенного определения органов местного самоуправления во взаимосвязи с положениями Конституции РФ, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, орган местного самоуправления формируется либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Посредством данного положения реализуется право граждан на осуществление своей власти как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления согласно Конституции РФ являются органами народовластия, ввиду чего при их формировании необходимо непосредственно исходить из волеизъявления населения. В Конституции РФ предусмотрено, что:

  • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
  • высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);
  • местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 130).

Формирование выборных органов местного самоуправления осуществляется непосредственно народом, а формирование нсвыборных органов осуществляется посредством представительства, т.с. связано исключительно с волеизъявлением граждан. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что организационные единицы (формирования) на местном уровне, сформированные в ином порядке, не обладают статусом «органа» местного самоуправления;

  • - во-вторых, органы местного самоуправления не могут входить в систему органов государственной власти. Так, согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Частью 4 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная особенность обеспечивает именно самоуправление, т.е. форму осуществления народом своей власти как непосредственно, так и посредством представительства;
  • - в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать полномочиями по решению вопросов местного значения. Данная особенность строится на следующих положениях Конституции РФ:
  • местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);
  • органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132);
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132).

Эта особенность заключается в самостоятельности органов местного самоуправления от органов государственной власти - наличие собственных полномочий свидетельствует о компетенционной независимости местного самоуправления от государства.

Органы местного самоуправления могут быть как единоличными, так и коллегиальными, что подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-0 , согласно которому понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления.

В данном ключе стоит определиться с понятием «должностное лицо местного самоуправления». В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведено несколько взаимосвязанных формулировок, которые в своей совокупности детерминируют рассматриваемое понятие:

  • должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
  • выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  • член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

На основе данных определений можно прийти к выводу о том, что к числу должностных лиц местного самоуправления следует относить:

  • 1) главу муниципального образования, избранного населением путем прямых выборов. При этом не имеет значения, возглавил ли он представительный орган местного самоуправления или местную администрацию;
  • 2) главу муниципального образования, избранного на должность решением представительного органа муниципального образования. В данной ситуации он автоматически выступает главой представительного органа местного самоуправления;
  • 3) главу местной администрации муниципального образования па основании заключенного трудового договора (контракта) на данную должность;
  • 4) лицо иного (помимо представительного), выбираемого на муниципальных выборах органа местного самоуправления, занимающее определенное должностное положение и обладающее властно-контрольными полномочиями. Например, таким органом может рассматриваться счетноревизионная комиссия муниципального образования и пр.;
  • 5) заместителей главы муниципального образования, руководителей структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации и других ответственных сотрудников данных подразделений.

Одновременно с этим, не могут рассматриваться в качестве должностных лиц местного самоуправления члены представительного органа местного самоуправления (так как они, несмотря на то, что являются выборными, выступают депутатами), а также технические работники и обеспечивающий работу органов местного самоуправления персонал.

Структура органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Под структурой органов местного самоуправления следует понимать совокупность органов местного самоуправления, их систему, порядок взаимодействия, а также внутреннее содержание. В структуре органов местного самоуправления можно выделить как общие элементы системы, устанавливаемые в уставе муниципального образования, так и сугубо внутренние (различные комитеты, отделы, управления и иные подразделения). Если первые из них выступают органами местного самоуправления по своему существу (сформированы непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, имеют компетенцию по вопросам местного значения и пр.), то вторые рассматриваются в качестве элементов их обеспечения.

Таким образом, существуют внешняя и внутренняя структуры органов местного самоуправления. Внешняя структура находит свое закрепление в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ (и. 4 ч. 1 ст. 44, ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), внутренняя - определяется представительным органом местного самоуправления. Ввиду того, что внешняя структура органов местного самоуправления прописана в уставе муниципального образования, а внутренняя определятся представительным органом местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что население посредством представительного органа местного самоуправления устанавливает структуру органов местного самоуправления . В данном контексте представительный орган местного самоуправления выступает «представителем» интересов и воли населения, что корреспондирует к положениям ч. 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 130 Конституции РФ.

Сам факт определения населением структуры органов местного самоуправления выступает критерием (формой проявления) учета исторических и иных местных традиций. Можно предположить, что самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления способна породить достаточное разнообразие его системы, однако это не так.

В ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют:

  • - представительный орган муниципального образования;
  • - глава муниципального образования;
  • - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • - контрольно-счетный орган муниципального образования;
  • - иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Примечательно, что сама статья имеет название «органы местного самоуправления», хотя содержательно говорит именно о структуре. Использование в тексте приведенной статьи понятия «структура», в первую очередь, означает, что в своей совокупности органы местного самоуправления представляют собой органичную взаимосвязанную систему, а не разрозненные, изолированные организационные единицы (формирования).

В продолжение этого ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением предусмотренных Федеральным законом случаев.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется (ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Определение структуры органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления в муниципальном образовании определяются его уставом в соответствии с законом субъекта РФ.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Некоторые специалисты в области муниципального права считают данные полномочия региональной власти малопонятными и неоправданными , несмотря на то, что Конституционный Суд РФ посчитал данное полномочие региональных властей не ограничивающим самостоятельность органов местного самоуправления ввиду того, что оно не затрагивает материальные полномочия муниципальной власти .

Представляется, что федеральный законодатель, устанавливая за региональной властью право установления наименования органов местного самоуправления, преследовал единственно возможную и объективно необходимую цель - унификацию наименований органов местного самоуправления в пределах субъекта РФ, в результате чего становится недопустимым многообразие наименований органов и должностных лиц муниципального образования в рамках одного субъекта РФ.

Как уже говорилось выше, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В данном ключе полномочия региональных властей (в том числе и региональных законодателей) по установлению (определению) структуры органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований серьезно ограничены. Положения законов субъектов РФ, определяющих структуру органов местного самоуправления в пределах определенного муниципального образования, рассматриваются в качестве неконституционных , однако допустимо данными законами устанавливать порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в нескольких случаях:

  • 1) при формировании конкурсной комиссии при замещении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского муниципального образования города федерального значения;
  • 2) при расторжении контракта с главой местной администрации в связи с нарушением им условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень;
  • 3) при инициировании высшим должностным лицом субъекта РФ удаления главы муниципального образования в отставку.

В муниципальном образовании наряду с представительным органом местного самоуправления могут формироваться иные коллегиальные органы местного самоуправления, однако в своей деятельности они не могут выполнять те функции, которые по закону должен осуществлять представительный орган местного самоуправления. Данное правило свидетельствует о недопустимости двойного представительства интересов населения, т.е. недопустимости создания двух представительных органов.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом местного самоуправления в пределах от двух до пяти лет. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, что дополнительно подчеркивает финансовую независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Определение структуры органов местного самоуправления осуществляется в порядке ее установления и изменения. Первая форма применяется во вновь образованном муниципальном образовании (установление), а вторая - в уже существующем муниципальном образовании.

Установление . В случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования структура органов местного самоуправления определяется:

  • 1) населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан);
  • 2) представительным органом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления в обязательном порядке закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. С данной инициативой может выступить группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования.

Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая непосредственно проводит местный референдум.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Изменение. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Таким образом, в уже существующем муниципальном образовании местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления не проводится. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

  • См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-0.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делуо проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года “Об органах исполнительной властив Республике Коми”».


  •  

    Возможно, будет полезно почитать: