Предельно допустимые уровни риска чрезвычайной ситуации. Риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера

В соответствии с п.6 ст.23 Градостроительного кодекса РФ на картах (схемах), содержащихся в документах территориального планирования (генеральных планах) городских округов отображаются границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, а также границы зон с особыми условиями использования территорий.

На основании ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Основными факторами риска возникновения чрезвычайных ситуаций являются опасности (как имевшие место, так и прогнозируемые с высокой степенью вероятности), на территории поселения и существенно сказывающиеся на безопасности населения:

Террористические;

Криминальные;

Коммунально-бытового и жилищного характера;

Техногенные;

Природные;

Эпидемиологического характера;

Экологические.

Террористические факторы

К основным факторам террористического характера на территории сельского поселения следует отнести:

Нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);

Взрывы и другие террористические акты в местах массового пребывания людей похищение людей и захват заложников;

Взрывы и другие террористические акты на транспорте, в том числе на автомобильных дорогах;

Нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

Вывод из строя систем управления силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);

Нарушение психофизического состояния людей путем программированного поведения и деятельности целых групп населения;

Внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;

Проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;

Применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

Отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

Искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

К нарушению на длительный срок нормальной жизни населения;

К созданию атмосферы страха;

К большому количеству жертв.

При террористическом акте объемы разрушения и загрязнения окружающей среды будут зависеть как от характера объекта, так и характера диверсии (взрыв, пожар, отключение электроэнергии и др.).

Криминальные факторы

Усиление криминализации всех сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь не только Красноборского сельского поселения, но и Холмского района в целом.

К основным криминальным факторам относятся:

Усиление криминального давления на жизнедеятельность поселения;

Возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;

Переход под контроль криминальных групп банков, экономических, торговых и посреднических центров;

Слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по политическим мотивам.

Реализация указанных угроз может привести:

К появлению атмосферы страха и неуверенности в обществе;

К возможности перехода реальной власти к преступным авторитетам;

К парализации экономических преобразований;

К обесцениванию демократических завоеваний.

Факторы коммунально-бытового и жилищного характера

Для нормальной жизнедеятельности Красноборского сельского поселения и его населения жизненно важное значение имеет устойчивое и надежное коммунально-бытовое обеспечение, устойчивость систем жизнеобеспечения населенных пунктов и решение жилищных проблем.

К основным факторам коммунально-бытового и жилищного характера относятся:

Повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источниках энергоснабжения;

Возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников;

Дефицит источников теплоснабжения в отдельных муниципальных образованиях;

Медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энергосберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительстве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требующих специальных технологий утилизации;

Снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей и основного энергетического оборудования;

Снижение уровня коммунально-бытовых услуг для населения (бани, прачечные, химчистки и др.);

Возрастающий уровень утечек в сетях водоснабжения, приводящий к вымыванию грунта и образованию провалов;

Старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной постройки и домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры населенного пункта.

Реализация указанных угроз может привести:

К резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях;

К деформированию жизнедеятельности поселения и функционирования экономики;

К дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня инфекционных заболеваний;

К снижению уровня жизнеобеспечения населения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засухой;

Созданию нестабильной социальной обстановки.

Следует отметить, что факторы коммунально-бытового и жилищного характера для Красноборского сельского поселения не являются определяющими в связи с недостаточным развитием инженерных сетей. Так, на территории поселения находятся только три котельных. В случае выхода из строя всех котельных без тепла останутся 1 ФАП, детский сад, школа, Дом культуры. При выходе из строя одной из котельных без тепла могут остаться 10 человек.

Не окажет большого влияния на жизнедеятельность поселения и выход из строя водопроводов, износ которых составляет 60 - 70 процентов. Даже при полном выходе из строя систем водоснабжения отдельных населенных пунктов временно (до устранения ЧС) без воды может остаться не более 250 человек. Устранение аварий, прорывов трубопроводов осуществляется ремонтной бригадой жилищно-коммунального хозяйства.

Техногенные факторы

Большинство чрезвычайных ситуаций носят техногенный характер. ЧС техногенного характера – это аварии на системах жизнеобеспечения поселения, аварии нефте- и газопроводов, складах нефтепродуктов и СУГ, пожары и взрывы на объектах экономики, аварии на транспорте. По категории аварийности большинство аварий относятся к локальным авариям.

Основным следствием этих аварий (технических инцидентов) по признаку отнесения к ЧС является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде.

По данным Паспорта безопасности Красноборского сельского поселения показатель комплексного риска для населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляет10 -8 в год. Показатель приемлемого риска для персонала и населения оценивается той же величиной - 10 -8 в год.

Подробный анализ ситуации в области ГО и ЧС по Красноборскому сельскому поселению представлен в Паспорте безопасности территории Красноборского сельского поселения и расчетно-пояснительной записке к нему. В соответствии с этим документом на территории поселения отсутствуют химически опасные, радиационно-опасные, биологически опасных и пожаро- и взрывоопасные объекты, а также гидротехнические сооружения. Чрезвычайные ситуации и аварии возможны на электро- энергетических системах и системах связи, однако, их влияние на жизнедеятельность поселения будут носить локальный характер и будет незначительным (в Паспорте безопасности даже не анализируются). С учетом протяженности автодорог возможны ЧС на транспорте, но и они будут носить локальный характер. По территории поселения проходит до 160 км автодорог, по которым доставляются ГСМ для АЗС, что тоже представляет опасность возникновения ЧС, вследствие возможной аварии и пролива ГСМ с последующим возгоранием.

К основным причинам, способствующим возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, относятся:

· накопление негативных последствий строительства и эксплуатации оборудования, агрегатов, объектов, приведших к трансформации природно-территориальных комплексов (образование карьеров, насыпи, эрозия, пучение грунтов, подтопление и т. д.);

· механическое разрушение оборудования, резервуаров, трубопроводов, скважин;

· отсутствие современных систем управления опасными процессами;

· неудовлетворительное состояние технических средств и оборудования, которое выработало свой амортизационный срок, физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности и находится в аварийном состоянии;

· отсутствие дублирующих технических систем, альтернативы замены оборудования, агрегатов на предаварийной стадии;

· нарушение сроков и периодичности диагностики, дефектоскопии, обследования и проверки потенциально опасных объектов;

· отсутствие автоматических систем контроля функционирования оборудования, агрегатов, объектов с целью своевременного выявления возможных отказов и разрушений (например, труб);

· нарушение производственной и технологической дисциплины;

· недостаточность квалифицированных кадров.

Аварии являются также следствием ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений от проектов при их реализации, отсутствия опыта работы внештатных экстремальных ситуациях.

Среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера большая доля приходится на пожары на объектах социально бытового назначения, причинами которых в основном являются нарушения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации электрооборудования и неосторожное обращение с огнем.

Таким образом, риск возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, на рассматриваемой территории, достаточно невысок. Вероятность возникновения аварий с тяжелыми последствиями и большим материальным ущербом на объектах поселения является весьма невысокой и не может привести к чрезвычайным ситуациям территориального масштаба.

Природные факторы

Согласно СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий» по оценке сложности природных условий Боровичский район, в том числе, Красноборское сельское поселение относится к категории простых.

Службами ГО и ЧС по Красноборскому проведен анализ возможных последствий ЧС природного характера (таблица 1). Наибольший ущерб могут нанести природные пожары. Заметный ущерб могут нанести и другие метеорологические явления.

Таблица 1.

Виды опасных природных явлений Ин­тен­сив­ность при­род­ного яв­ле­ния Час­тота при­род­ного явле­ния, год -1 Час­тота нас­туп­ле­ния чрез­вычай­ных ситу­аций при воз­ник­нове­нии при­род­ного явле­ния, год -1 Раз­меры зон веро­ят­ной чрез­вы­чай­ной ситу­ации, км 2 Воз­мож­ное коли­чество насе­лен­ных пунк­тов, попа­даю­щих в зону чрез­вы­чай­ной ситу­ации, тыс. чел. Воз­мож­ная чис­лен­ность насе­ле­ния в зоне чрез­вы­чай­ной ситу­ации с нару­ше­нием усло­вий жизне­дея­тель­ности, тыс. чел. Социально-экономические последствия
воз­мож­ное число погиб­ших, чел. воз­мож­ное число по­стра­дав­ших, чел. воз­мож­ный ущерб, руб.
1. Землетрясения, балл 7 - 8 нет
8 – 9 нет
>9 нет
2. Извержения вулканов нет
3. Оползни, м нет
4. Селевые потоки нет
5. Снежные лавины, м нет
6. Ураганы, тайфуны, смерчи, м/с >32 0-1 0-1 0,1 0,1
7. Бури, м/с >32 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
8. Штормы, м/с 15 - 31 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
9. Град, мм 20 - 31 0-1 0-1 До 2 0,1 0,1
10. Цунами, м >5 нет
11. Наводнения, м >5 нет
12. Подтопления, м >5 нет
13. Пожары природные, га До5 До5 0,01 До 800000

Наиболее вероятными опасными природными явлениями, способными вызвать ЧС на территории поселения являются:

Опасные метеорологические процессы и явления, такие как шквалистое усиление ветра, сильный дождь, сильный туман, сильный снегопад, сильный мороз, гололед и т.д.

Опасные природные явления, способные привести к ЧС и периодичность их проявления указаны в таблице 2 (по статистическим данным за 1995-2008 годы).

Таблица 2.

Заметные разрушения начинают наблюдаться при превышении определенного уровня воздействия природных явлений на объекты. Иллюстрацией этого могут быть данные представленные в таблице 3.

Таблица 3.

Характерным примером таких природных явлений были в 2008 году шквальные ветры сопровождающиеся лесоповалами на общей площади 225,3 га по Боровичскому, Демянскому, Крестецкому, Мошенскому, Окуловскому и Маловишерскому районам. Холмский район подвергся воздействию этого явления в меньшей степени, однако, вероятность возникновения таких ЧС существует и для Красноборского сельского поселения.

На территории поселения таких опасных процессов и явлений, как землетрясения, оползни, сели, лавины, наводнения, эрозии почвы, ураганы, смерчи, цунами – не наблюдалось.

Все ЧС природного и техногенного характера наносят или могут нанести ущерб, выражающийся в следующих видах:

Ущерб жизни и здоровью населению;

Экономический ущерб, связанный с материальными потерями, вызванными повреждениями и разрушениями производственных и непроизводственных объектов, нарушением их функционирования, затратами на предупреждение и ликвидацию ЧС;

Экологический ущерб (ущерб природной среде);

Другие виды ущерба, в т.ч. культурным ценностям, моральный ущерб и т.д.

Расчет ущерба производится по соответствующим методикам и по каждому случаю, которые подлежат раздельному учету.

Частичная компенсация ущерба производится за счет чрезвычайного резервного фонда предприятий, организаций и муниципальных образований (поселений, района).

Серьезную опасность для природной среды, экономики и населения Холмского района и Красноборского сельского поселения представляют лесные и торфяные пожары, так как земли лесного фонда составляют 75,5% всей территории поселения. На территории Новгородской области в 2008 году было зафиксировано 86 пожаров на площади в 296 га, что в 1,5 раза больше, нежели в 2007 году. Значительное число лесных пожаров было зафиксировано в области и в 2010 году.

Повышение противопожарной устойчивости лесов включает инженерные мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров и ограничение их распространения в случае возникновения:

· инженерную разведку очага пожара (характер пожара, размеры очага, направление и скорость распространения, населенные пункты, которым угрожает пожар, положение людей в зоне пожара и на пути его распространения);

· устройство заградительных полос и отсечение фронта огня от населенных пунктов и промышленных объектов;

· рассечение очагов пожаров с устройством проездов в зону горения для обеспечения тушения пожара и эвакуации населения;

· устройство проездов к водоемам, оборудование мест для забора воды и другие задачи.

ГОСТ Р 22.10.02-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Допустимый риск чрезвычайных ситуаций

Safety in emergencies. Emergency risk management. Acceptable risk of emergency situations

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 724-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- научно-исследовательскими, проектными организациями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и критически важные объекты, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта распространяются на чрезвычайные ситуации природного, техногенного (включая пожары) и биолого-социального характера.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый индивидуальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.

3.3 допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый социальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием социального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Социальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций.

4 Основные положения

4.1 При установлении допустимого риска чрезвычайных ситуаций используются следующие количественные показатели риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059 : индивидуальный риск чрезвычайной ситуации (индивидуальный риск ЧС), социальный риск чрезвычайной ситуации (социальный риск ЧС).
________________
Риск ЧС техногенного характера включает в себя пожарный риск .

4.2 Допустимый риск чрезвычайных ситуаций установлен настоящим стандартом для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты).

4.3 Фактический индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать установленного допустимого индивидуального риска ЧС для субъекта Российской Федерации.

4.4 Допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации составляет 10 год.

4.5 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.

4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска чрезвычайных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла объекта.

4.8 Индивидуальный и социальный риски ЧС следует определять с учетом функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности зданий и сооружений.

5 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций

5.1 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций для субъектов Российской Федерации приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации, год

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Город федерального значения Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Город федерального значения Москва

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Крымский федеральный округ

Республика Крым

Город федерального значения Севастополь

Библиография

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: риск, допустимый риск, чрезвычайная ситуация, оценка риска, снижение риска



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения чс и их последствий на любом опасном объекте.

Первое направление заключается в разработке организационных и технических мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т.д. объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития чс. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Подготовка объекта, обслуживающего персонала, подразделений гражданской обороны (ГО), военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления . В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспериментальными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.

Общим для обоих путей минимизации риска возникновения ЧС на опасных объектах является правовое обеспечение, механизм которого установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 07.08.2000 г.). Закон определил категорию опасных производственных объектов (ОПО),на которых:

Производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (ОВ);

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы: по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Закон регулирует вопросы эксплуатации ОПО, предупреждения аварий на них и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий. Технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, а в процессе эксплуатации - экспертизе промышленной безопасности .

Специальные требования, касающиеся промышленной безопасности, предусмотрены к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО. Так, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО не допускаются. В процессе выполнения перечисленных видов деятельности организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

При приемке в эксплуатацию ОПО проверяются соответствие этого объекта проектной документации, готовность организации к его эксплуатации и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Перед началом эксплуатации должна быть получена лицензия на эксплуатацию опасного производства.

В целях осуществления надлежащего контроля соблюдения мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для действующих и проектируемых предприятий разрабатывается декларация промышленной безопасности, в которой отражены характер и масштабы опасности объекта, выработанные мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в условиях техногенных ЧС.

Риск чрезвычайной ситуации

потенциальная возможность случайной реализации природной, техногенной и других опасностей, негативные последствия которых превосходят некоторые пределы, зависящие от масштабов последствий (локальная, местная, региональная, территориальная, федеральная).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Риск чрезвычайной ситуации" в других словарях:

    риск чрезвычайной ситуации - 3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий. Источник …

    - (риск ЧС) вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02 94.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    риск возникновения чрезвычайной ситуации - риск ЧС Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины безопасность в чрезвычайных… …

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0.02 94 EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    риск потери Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

    риск экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность экономического ущерба Ni от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины риски потерь … Справочник технического переводчика

    РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. ГОСТ Р 22.0.02 94 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Риск возникновения чрезвычайной ситуации - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К основным опасностям на территории поселения следует отнести:

  • техногенные:

Аварии (катастрофы) на автодорогах;

Аварии на химически опасных объектах;

Пожароопасные и взрывоопасные объекты;

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения);

Гидродинамические аварии.

  • природные:

Опасные метеорологические явления;

Природные пожары.

    биолого-социальные – природно-очаговые инфекционные заболевания животных и людей, массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации – опасное техногенное происшествие (авария на промышленном объекте или транспорте, пожар, взрыв или высвобождение какого-либо вида энергии), в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

на территории поселения

Аварии (катастрофы) на автодорогах.

Высокая интенсивность движения, недостаточность автомобильных развязок, неудовлетворительное состояние отдельных участков дорог, зачастую отсутствие знаков дорожного движения на наиболее опасных участках и многие другие факторы могут привести к чрезвычайным ситуациям на автодорогах на территории поселения. Так на территории поселения имеются участки дорог, представляющие опасность для движения автотранспорта и на которых наиболее вероятны аварии: перекресток Варшавского шоссе и съезд на п. Любучаны, перекресток у с. Троицкое и д. Гавриково. Основную опасность для застройки и людей несут ЧС с перевозками пожароопасных грузов на сопредельных участках Большого кольца МЖД, на участках Курского направления МЖД, Аварии на химически опасных объектах (при производстве, переработке, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Предприятия, использующие в производственных процессах различные АХОВ, опасны для населения, проживающего рядом с ними, и окружающей природной среды, поскольку на них могут возникнуть аварийные ситуации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов.

Возникновение производственной аварии с выливом (выбросом) аммиака и хлора наиболее вероятно в ходе технологического процесса при разгерметизации технологического оборудования (трубопроводов) и последующего вылива АХОВ из системы. Не исключено возникновение аварии на складах хранения АХОВ. Обстановка в зоне ЧС при таких авариях будет обуславливаться типом, количеством вылитого (попавшего в атмосферу) АХОВ, а также метеорологическими условиями.

На территории поселения имеется химически опасный объект – «Любучанский завод пластмасс» (ООО «Торговый дом ЛЗП»)

Наиболее вероятными причинами возникновения аварий на ХОО могут быть:

  • износ основных производственных фондов;
  • износ и несвоевременный ремонт технологического оборудования;
  • нарушение правил транспортирования и хранения опасных веществ;
  • несоблюдение требований безопасности при использовании АХОВ в производстве;
  • выход из строя отдельных агрегатов, механизмов, трубопроводов;
  • нарушение технологии производственного процесса;
  • низкая дисциплина производственного персонала;
  • отсутствие эффективных систем защиты;
  • низкий уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих объектов экономики.

Зоны возможного опасного химического заражения от ХОО, показаны на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для защиты населения от возможного воздействия поражающих факторов, связанных с выбросом АХОВ на территории завода должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • оповещение населения об аварии;
  • использование индивидуальных средств защиты;
  • применение антидотов и средств обработки кожных покровов.

Пожароопасные и взрывоопасные объекты.

Пожаровзрывоопасный объект - объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации на взрывопожароопасных объектах, связанные с разрушением (разгерметизацией) емкостного оборудования, при наличии источника зажигания приводят к возникновению опасных поражающих факторов - теплового излучения и взрывной волны.

На территории поселения расположены следующие наиболее крупные пожаровзрывоопасные объекты:

  • газораспределительная станция (ГРС) «Любучаны;
  • АЗС (2 шт. в с. Молоди, между д. Углешня и Красные Холмы, 1 шт. у СНТ «Высотник», между д. Дмитровка и д. Шарапова, у п. Любучаны), 2-й км. Автодороги «Старое Симферопольское шоссе- Добрыниха- Вельяминово», автодорога М-2 «Крым»

В пределах проектируемой территории существующая застройка газифицирована на 22%. Последствия ЧС на ГРС оцениваются по характеристикам оборудования и местам их установки.

ГРС отнесены к 3-му классу санитарной классификации с размером санитарно-защитной зоны 300м.

Утечка, воспламенение и взрыв топлива на участке автозаправки не несет угрозы строениям и людям за пределами территории АЗС. Наиболее тяжелые последствия на АЗС – взрыв и пожар на площадке слива с автоцистерны.

Радиусы опасных зон от пролива топлива, где будут наблюдаться различные степени повреждений зданий, зависят от объема проливаемого топлива, температуры окружающей среды и других параметров, и могут составить для сильных разрушений 35 м, для расстекления - от 100 -700 м.

В графической части раздела на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показаны места расположения пожароопасных и взрывопожароопасных объектов на территории поселения.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения).

Подобные аварии создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей на обширных территориях. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Аварии в водопроводных сетях приведут к затоплению проезжей части дорог, падению давления в водопроводной системе, перебоям снабжения водой территории.

На тепловых магистралях, проходящих по территории, возможны разрывы, что может привести к прекращению подачи тепла в здания.

Причинами аварий на объектах коммунального хозяйства в основном является физический износ коммунального хозяйства, отсутствие средств на своевременный ремонт и замену изношенных сетей и оборудования на приобретение запасных частей.

По территории поселения транзитом проходят линии электропередачи ВЛ 220 кВ. Также по данной территории проходят линии 110 и 35 кВ. Процент изношенности распределительных сетей составляет около 70 %. Предельным порогом, для обеспечения надежной работы энергосистемы, считается износ основных фондов не более 40 %.

В настоящее время на территории поселения функционируют 7 котельных, 5 из которых работают на газе.

Степень износа технологического оборудования, тепловых и водопроводных сетей обуславливают достаточно высокую вероятность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.

Гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб прудов и водохранилищ).

Гидродинамическая авария – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюза) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

На территории сельского поселения имеются гидротехнические сооружения, разрушение которых может привести к затоплению части территории населенных пунктов. Для защиты и безопасности населения от данного вида аварий необходимо проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мер.

Таким образом, исходя из анализа информации об основных факторах риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, можно сделать вывод, что территория поселения по степени опасности чрезвычайных ситуаций относится к зоне умеренного контроля, при которой необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасные метеорологические явления и процессы

Метеорологические опасные явления - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (ураган, шторм, ливень и др.):

  • · крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
  • · сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
  • · сильная жара, засуха.

Территория рассматриваемого поселения подвержена таким опасным метеорологическим явлениям, как грозы, сильные ветры, сильные дожди, град, метели, туманы, морозы, снегопады.

Перечень поражающих факторов источников природных ЧС метеорологического происхождения, характер их действий и проявлений приведен в Таблица 6.

Таблица 6

Снежные заносы

Снежные заносы

Вибрация

Источник

природной ЧС

Наименование поражающего фактора природной ЧС

Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС

Сильный ветер

Аэродинамический

Ветровой поток

Сильные осадки Продолжительный дождь (ливень)

Гидродинамический

Поток (течение) воды

Затопление территории

Сильный снегопад

Гидродинамический

Сильная метель.

Гидродинамический

Гравитационный

Динамический

Динамический

Опасные гидрологические явления

Гидрологические опасные явления - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

На территории сельского поселения Любучанское отсутствуют крупные реки.

Природные пожары

Природные пожары - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Территория сельского поселения подвержена возникновению локальных лесных пожаров. Залесенная часть поселения в пожарном отношении представляет серьезную опасность в весенний, летний и осенний пожароопасные периоды. В периоды пожарных максимумов, низовые пожары могут переходить в верховые.

При распределении по классам пожароопасности леса находящегося на территории поселения относятся к 3-4 классу. Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству, могут угрожать и населенным пунктам.

Леса поселения входят в зону наземной охраны лесов от пожаров в сочетании с авиапатрулированием. Пожарная опасность лесов зависит от породного состава лесного фонда, типа лесорастительных условий, посещаемости лесных массивов, наличия дорожной сети и других факторов.

Подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории поселения ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах.

Биолого-опасные ситуации (эпидемии)

Большая площадь земель сельского поселения может иметь благоприятную среду для развития личинок комаров, мошкары, гнуса и клещей. В местах массового скопления людей (места купания, лесопарки и т.п.) должна проводиться противомалярийная и противоклещевая обработка местности, осуществлять контроль за санитарным состоянием территории.



 

Возможно, будет полезно почитать: