Преобразованием муниципальных образований является. Порядок создания и преобразования муниципальных образований

Виды муниципальных образований.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Состав муниципальных образований в конкретных субъек­тах Федерации весьма изменчив - причины разного рода при­водят к появлению новых муниципальных образований, к уп­разднению некоторых из действующих, к изменению границ между муниципальными образованиями, к иным существен­ным изменениям их статуса. Все эти отношения требуют свое­го нормативного упорядочения.

Для описания изменений муниципально-территориально­го устройства на нормативном уровне основными являются категории "образование", "преобразование", "упразднение"; остальные категории, такие, как "объединение", "выделение", "разделение" и т. п., служат их детализации.

Образование муниципальных образований - это процесс создания самостоятельных или внутригородских муниципаль­ных образований. Данный процесс должен основываться на воле­изъявлении населения обособляемых территорий и заключается в "закладке" на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной струк­туры местного самоуправления (включающей выборный пред­ставительный орган местного самоуправления), муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе, принимаемом непосред­ственно населением обособляемой территории или ранее избран­ным представительным органом местного самоуправления, и окон­чательно - в акте государственной регистрации этого устава. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в со­став субъектов межбюджетных отношений.



Образование муниципальных образований протекает в форме: 1) объединения двух или более муниципальных обра­зований в одно новое, 2) разделения муниципального образо­вания на два и более новых, 3) выделения одного муниципаль­ного образования из состава другого, 4) выделения террито­рий из двух и более муниципальных образований с целью их последующего объединения в одно новое муниципальное об­разование, 5) придания статуса муниципального образования вновь возникшим населенным пунктам и вновь присоединен­ным к субъекту Федерации территориям.

Упразднение муниципальных образований - это про­цесс прекращения существования самостоятельных или внут­ригородских муниципальных образований. Процесс упразд­нения противоположен процедуре образования новых муници­пальных образований; его суть - в утрате действующим му­ниципальным образованием конституирующих признаков: обо­собленной муниципальной собственности, собственного бюджета, самостоятельной структуры самоуправления, вклю­чающей представительный выборный орган. Однако порядок упразднения в принципе совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании муниципальных об­разований. Здесь также необходимо первичное волеизъявле­ние населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака насе­ленности, например, по причине выезда людей в другую мес­тность. К сожалению, демографический кризис выражается в умирании целых населенных пунктов. В Свердловской области областным Законом от 7 августа 1996 г. по этой причине уп­разднено 43 населенных пункта.

Упразднение муниципальных образований может быть связано: 1) с объединением двух и более муниципальных обра­зований в одно новое, 2) разделением муниципального образо­вания на два и более новых, 3) присоединением к муниципаль­ному образованию новых территорий, населенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального образования и присоединенных к нему земель нового муниципального об­разования, 4) с вхождением земель одного муниципального образования в состав другого, 5) прекращением существова­ния местного сообщества, на базе которого ранее было со­здано муниципальное образование, 6) с утратой местным со­обществом, на базе которого ранее было создано муници­пальное образование, способности к самостоятельному суще­ствованию.

Юридически упразднение муниципальных образований должно завершаться процедурой их исключения из реестров муниципальных образований, один из которых ведется на фе­деральном уровне, а второй - на уровне субъекта Федерации. В случаях исчезновения местных сообществ или их> недееспособности (невозможность собрать сход, собрание жителей в течение длительного времени; самороспуск представительно­го органа местного самоуправления и т. д.) решения об упраз­днении соответствующих муниципальных образований, види­мо, вправе принимать органы государственной власти субъек­тов Федерации.

Преобразование муниципальных образований - это процесс существенного изменения статуса действующих му­ниципальных образований без их упразднения. В широком смысле преобразование есть любое изменение статуса муни­ципального образования, которое влечет изменение устава последнего. В узком смысле преобразование заключается в изменении территориальных рамок муниципального образо­вания. Здесь требуется не только изменение устава, но и обя­зательный предварительный учет мнения населения либо му­ниципального образования в целом, либо тех его территорий, чей статус подлежит непосредственному изменению.

Преобразование муниципальных образований в узком смысле может осуществляться путем: 1) изменения границ между сопредельными муниципальными образованиями, 2) выделения из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования, 3) выделе­ния в составе города одного или более внутригородских муни­ципальных образований, 4) вхождения в состав города на пра­вах внутригородских муниципальных образований новых тер­риторий, населенных пунктов.

К существенным преобразованиям, не связанным с изме­нением территориальных границ муниципальных образований, относятся, например: 1) перенос их центров из одних населен­ных пунктов в другие, 2) смена их наименований, наименова­ний их центров, 3) изменение административного статуса на­селенного пункта, в границах которого действует муниципаль­ное образование (преобразование поселка в город и т. д.).

Любые преобразования муниципальных образований, вле­кущие изменения их уставов, подлежат государственной ре­гистрации.

Своеобразно решен вопрос об образовании, преобразова­нии, упразднении муниципальных образований в Законе Свер­дловской области "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской об­ласти" от 12 ноября 1997 г. Данные процедуры максимально приближены областным законодателем к предусматриваемым гражданским законодательством процедурам образования, ре­организации, ликвидации юридических лиц (гл. 4 ГК РФ).

Под образованием муниципального образования понима­ется создание нового муниципального образования, не сопря­женное с преобразованием или упразднением других муници­пальных образований. Упразднение - прекращение муници­пального образования без передачи его территории, прав и обязанностей другим муниципальным образованиям в порядке правопреемства. Упразднение может иметь место только при утрате им признака населенности. Преобразование - объе­динение, разделение, выделение, присоединение муниципаль­ных образований, а также приобретение или утрата ими час­ти населенной территории. Приобретение или утрата муници­пальными образованиями части ненаселенной территории не рассматриваются как формы преобразования и осуществляют­ся в более упрощенной процедуре, чем процедура преобразо­вания. Не рассматриваются как формы преобразования пере­нос центров муниципальных образований, изменения их наи­менований.

В условиях существования сложившейся системы район­ных муниципальных образований, охватывающих собой всю территорию субъекта Федерации (а именно это имеет место в Свердловской области), изложенное толкование образования и преобразования делает процедуру образования неработаю­щей, поскольку образовать новое муниципальное образование можно только на территории субъекта Федерации, не входя­щей в состав действующего муниципального образования, а таких территорий просто нет! При данном положении вещей речь может идти только о процедурах преобразования суще­ствующих муниципальных образований. Однако в случае пе­рехода субъекта Федерации к одноуровневой модели местного самоуправления, при которой в качестве муниципальных об­разований могут выступать исключительно городские и сель­ские поселения, но не районы, приведенное толкование про­цедуры образования окажется приемлемым. Данная процедура будет необходима, например, при создании муниципального образования во вновь возникшем населенном пункте.

Формы преобразования муниципальных образований тол­куются в Законе Свердловской области следующим образом.

Объединение - слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с пере­ходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований к вновь возникшему муниципально­му образованию.

Разделение - разделение одного муниципального обра­зования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с пе­редачей его территории, прав и обязанностей вновь создавае­мым муниципальным образованиям.

Выделение - создание одного или нескольких муници­пальных образований путем выделения их из состава преобра­зуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

Присоединение - вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.

Приобретение (утрата) части населенной территории - передача одним муниципальным образованием другому муни­ципальному образованию части его территории с расположен­ным на ней поселением (частью поселения).

Таким образом, создание и прекращение муниципальных образований в ходе объединения, разделения, присоединения, выделения не рассматривается в анализируемом Законе как образование и упразднение, видимо, потому, что при преоб­разовании муниципальных образований в названных формах решаются сложные вопросы правопреемства, перехода от од­них муниципальных образований к другим прав, обязаннос­тей, что исключено при образовании, упразднении муници­пальных образований в том их значении, которое заложено в данном Законе.

Приведем фрагмент анализируемого Закона, где и опре­деляются отношения правопреемства. Следует заметить, что законодатель Свердловской области одним из первых в стране попытался поставить и урегулировать вопросы правопреемства в сфере образования, преобразования, упразднения муници­пальных образований, которые ранее по большей части нахо­дились вне правового пространства.

Разработана государственным учреждением
Ленинградской области "Государственный экспертный институт
регионального законодательства" при содействии комитета
по взаимодействию с органами местного самоуправления
Ленинградской области

Методология преобразования муниципальных образований Ленинградской области

I. Законодательство в сфере преобразования муниципальных образований

Правовые отношения в сфере преобразования муниципальных образований Ленинградской области (далее - преобразование муниципальных образований, преобразование) регулируются следующими законодательными актами:

1. Конституция Российской Федерации ;

2. Федеральный закон от 5 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ);

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);

5. Областной закон от 9 июня 2007 года N 93-оз "О местном референдуме в Ленинградской области" (далее - областной закон N 93-оз);

6. Областной закон от 31 марта 2005 года N 21-оз "О наименованиях органов местного самоуправления в Ленинградской области" (далее - областной закон N 21-оз);

7. Областной закон от 30 мая 2005 года N 37-оз "Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" (далее - областной закон N 37-оз);

8. Областной закон от 13 октября 2006 года N 113-оз "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" (далее - областной закон N 113-оз).

II. Виды преобразования

В соответствии со преобразованием является:

- объединение муниципальных образований,

- разделение муниципальных образований,

- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Особенности объединения:

- объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 , по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, либо на сходах граждан;

- объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Особенности разделения:

- разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, либо на сходах граждан;

- разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Особенности изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа:

- изменение статуса городского поселения осуществляется с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.

Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях:







- разделения муниципального района (часть 8 ).

III. Общий порядок преобразования

Общий порядок преобразования муниципальных образований определяется З .

В соответствии с указанной статьей преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инициатива населения о преобразовании реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.



IV. Подготовительные мероприятия и обеспечение публичности

Комплекс подготовительных мероприятий, направленных на реализацию процедуры преобразования и обеспечивающих ее публичность, должен включать в себя:

- анализ территориальных основ организации местного самоуправления, выявление предпосылок для преобразования и доведение основных результатов этого анализа и выводов до населения;

- предварительное изучение мнения населения по вопросу преобразования;

- информирование населения о предстоящем преобразовании, проведение разъяснительной работы с населением;

- проведение публичных слушаний.

Отработки и доведения до сведения населения требуют вопросы о наименовании, статусе и границах нового (новых) муниципальных образований, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с преобразованием, вопросы о правопреемстве, о необходимости внесения изменений в местные бюджеты, о предполагаемых сроках проведения голосования по вопросу о преобразовании, формулировка вопросов, которые подлежат вынесению на голосование.

В соответствии со вопросы о преобразовании муниципального образования подлежат вынесению на публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

V. Выдвижение инициативы о преобразовании

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-Ф З инициатива населения о преобразовании реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Согласно статье 14 Федерального закона N 67-Ф З для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению местного референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.

Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 67-Ф З.

Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

На основании статьи 7 областного закона N 93-о з решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме. В поддержку инициативы граждан по проведению местного референдума собираются подписи участников местного референдума в количестве пяти процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории проведения местного референдума в соответствии с Федеральным законом N 67-Ф З, областным законом N 93-о з, и которое не может быть менее 25 подписей.

В соответствии со статьей 8 областного закона N 93-о з каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по его проведению в количестве 20 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы его проведения.

Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

Муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона N 67-Ф З, областного закона N 93-о з и устава муниципального образования - о направлении их в соответствующий представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума;

- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона N 93-о з в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям областного закона N 93-о з, муниципальная комиссия местного референдума осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается муниципальной комиссией местного референдума в течение 15 дней со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям областного закона N 93-оз .

2. Выдвижение инициативы органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

VI. Получение согласия (выявление мнения) населения на преобразование

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-Ф З голосование по вопросу преобразования распространяется на случаи:

- объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований;

- разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений;

- изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Согласно статье 24 Федерального закона 131-Ф З голосование по вопросу преобразования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 131-Ф З.

При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросу преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Согласно статье 22 Федерального закона N 131-Ф З решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом (статьей 7 областного закона N 93-о з указанное количество подписей установлено в размере 5 процентов).

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии со статьей 11 областного закона N 93-о з в случае наличия необходимого количества действительных и достоверных подписей участников местного референдума муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума. Копия постановления муниципальной комиссии местного референдума направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.

В случае отказа в проведении местного референдума муниципальная комиссия местного референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению местного референдума копию решения муниципальной комиссии местного референдума с изложением оснований отказа.

Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Голосование должно быть проведено не позднее 90 дней и не ранее 70 дней со дня принятия решения о назначении местного референдума. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Голосование проводится в порядке, определенном статьями 61-69 Федерального закона N 67-ФЗ и статьями 33-39 областного закона N 93-оз.

Согласно статье 24 Федерального закона N 131-ФЗ голосование по вопросу преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на преобразование муниципального образования считается полученным, если за преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии со статьей 40 областного закона N 93-оз на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий местного референдума, результаты местного референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет муниципальная комиссия местного референдума. О результатах местного референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. На основании протокола о результатах местного референдума муниципальная комиссия местного референдума принимает решение о результатах местного референдума.

Муниципальная комиссия признает местный референдум состоявшимся, если в нем приняло участие более половины участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на территории проведения местного референдума.

Муниципальная комиссия признает решение принятым на местном референдуме, если за это решение проголосовало более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании.

Муниципальная комиссия местного референдума признает итоги голосования, результаты местного референдума недействительными:

- в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума;

- в случае если они признаны недействительными на части участков местного референдума, списки участников местного референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть общего числа участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе местного референдума;

- по решению суда.

Документация комиссий местного референдума всех уровней, включая подписные листы с подписями участников местного референдума, бюллетени и списки участников местного референдума, подлежит хранению в течение двух лет, а протоколы об итогах голосования и сводные таблицы комиссий местного референдума - в течение пяти лет со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума.

В соответствии со статьей 41 областного закона N 93-оз муниципальная комиссия местного референдума направляет общие данные о результатах местного референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов местного референдума.

Официальное опубликование результатов местного референдума, а также данных о числе голосов участников местного референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется муниципальной комиссией местного референдума не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Муниципальная комиссия местного референдума в течение двух месяцев со дня голосования осуществляет официальное опубликование (обнародование) полных данных, которые содержатся в протоколах участковых комиссий местного референдума и на основании которых определялись итоги голосования в участковых комиссиях местного референдума.

2. Сход граждан

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ решение о преобразовании принимается на сходе граждан в случае:

- объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований (если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек);

- разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений (если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек).

Согласно статье 25 Федерального закона N 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

3. Опрос граждан

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ мнение населения выявляется в случае:

- объединения двух и более муниципальных районов, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований;

- разделения муниципального района.

Согласно статье 31 Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

- дата и сроки проведения опроса;

- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого(предлагаемых) при проведении опроса;

- методика проведения опроса;

- форма опросного листа;

- минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета.

VII. Закон о преобразовании

Следствием принятия положительного решения о преобразовании является последующая необходимость формирования органов местного самоуправления, местного бюджета, муниципальной собственности, принятие уставов и других муниципальных правовых актов муниципальных образований, возникших в результате преобразования, решение вопросов правопреемства и ряда других вопросов.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Порядок разработки и принятия законов субъектов Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом N 184-ФЗ , конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы, подлежащие урегулированию законом субъекта Российской Федерации, определены Федеральным законом N 131-ФЗ .

Так, в соответствии с абзацем 5 части 5 , законом субъекта Российской Федерации устанавливаются:

численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования (в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления).

Кроме того, анализ норм Федерального закона N 131-ФЗ даст основания для следующих выводов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ административным центром сельского поселения, муниципального района является населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктурой, и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Ряд норм Федерального закона N 131-ФЗ (часть 2 статьи 11 , часть 7 статьи 13 , часть 1 статьи 87 и ряд других) содержит указание на то, что наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Важное значение в процессе преобразования законодательство отводит дате (дню) создания вновь образованного в результате преобразования муниципального образования, определяя эту дату своеобразной отправной точкой в данном процессе. Так, например, в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ , выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня создания вновь образованного муниципального образования. До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения данного муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания муниципального образования вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Несмотря на важность определения даты создания вновь образованного муниципального образования, законодательство при этом но останавливает, как и в каком порядке определяется данная дата.

С учетом того, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации, полагаем, что данный закон должен определять также и дату (день) создания вновь образованного в результате преобразования муниципального образования.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством законом субъекта Российской Федерации о преобразовании должны быть урегулированы вопросы о дате (дне) создания, статусе, границах, административном центре, а в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления также о численности и сроке полномочий депутатов представительного органа первого созыва, о порядке избрания, полномочиях и сроке полномочий первого главы муниципального образования (образований), созданного (созданных) в результате преобразования.

VIII. Правопреемство при преобразовании муниципальных образований

В случае невозможности осуществления органом власти властных полномочий в связи с его реорганизацией или ликвидацией, в целях непрерывного осуществления этих полномочий, должна быть обеспечена преемственность в части дальнейшего их осуществления. Преемственность обеспечивается путем передачи прав и обязанностей прежнего органа в порядке правопреемства иному, уже существующему или вновь созданному органу (органам) власти.

Одним из случаев невозможности осуществления властных или административно-распорядительных полномочий является невозможность их осуществления в связи с преобразованием муниципальных образований. В этом случае также должна быть обеспечена преемственность в части осуществления этих полномочий.

Под правопреемством муниципальных образований следует понимать переход прав, обязанностей от одного муниципального образования - правопредшественника к другому муниципальному образованию - правопреемнику.

Муниципальными образованиями - правопредшественниками выступают объединяющиеся, разделяющиеся или меняющие статус муниципальные образования. Муниципальными образованиями - правопреемниками выступают муниципальные образования, создаваемые путем объединения, разделения или изменения статуса.

Вопросы правопреемства при преобразовании муниципальных образований урегулированы частью 5 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ .

Так, до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного в результате преобразования муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления. которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием. соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

IX. Организационные мероприятия, осуществляемые при преобразовании

В соответствии со структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ .

Структура органов местного самоуправления вновь образованного в результате преобразования муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Порядок проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования регламентирован частью 5 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ .

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

2. Формирование представительного органа

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Муниципальные выборы проводятся в порядке, определенном Федеральным законом N 67-ФЗ и областным законом N 113-оз .

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ . Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представительный орган муниципального района:

- может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ ;

- может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

В случае преобразования муниципального района и досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Согласно представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность и срок полномочий представительного органа первого созыва вновь образованного в результате преобразования муниципального образования устанавливается в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), а в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума - законом субъекта Российской Федерации.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

3. Формирование иных органов местного самоуправления

1) Глава муниципального образования

В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.

В соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

- в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений исполняет полномочия его председателя.

Указанные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок избрания и срок полномочий первого главы вновь образованного в результате преобразования муниципального образования устанавливается в решении о структуре органов местного самоуправления, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), а в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного референдума - законом субъекта Российской Федерации.

Выборы главы муниципального образования проводятся в порядке, определенном Федеральным законом N 67-ФЗ и областным законом N 113-оз .

2) Глава местной администрации

В соответствии со главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Порядок назначения главы местной администрации муниципального образования определяется также статьей 5 областного закона N 37-оз , согласно которой при формировании конкурсной комиссии городского, сельского поселения Губернатор Ленинградской области вправе представить до 50 процентов кандидатов в члены конкурсной комиссии городского, сельского поселения для назначения их представительным органом городского, сельского поселения.

3) Местная администрация

В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

4. Разработка и принятие устава муниципального образования

В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 131-ФЗ проект устава муниципального образования подлежит вынесению на публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Согласно статье 44 Федерального закона N 131-ФЗ проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

5. Разработка и принятие муниципальных правовых актов

Разработка и принятие муниципальных правовых актов при преобразовании муниципальных образований должна осуществляться с учетом положений о правопреемстве, предусмотренных частью 5 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ .

В соответствии с указанной нормой до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного в результате преобразования муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Таким образом, до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов в целях решения вопросов местного значения вновь образованного в результате преобразования муниципального образования.

Указанные муниципальные правовые акты действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Соответственно, органы местного самоуправления вновь образованного в результате преобразования муниципального образования после их формирования осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения и в целях их решения осуществляют издание муниципальных правовых актов.

6. Формирование и утверждение местного бюджета

Формирование местного бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном и Бюджетным кодексом Российской Федерации .

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 131-ФЗ проект местного бюджета подлежит вынесению на публичные слушания.

Согласно статье 35 Федерального закона N 131-ФЗ утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 131-ФЗ проект местного бюджета и решение о его утверждении подлежат официальному опубликованию.

7. Формирование состава муниципальной собственности

Перечень муниципального имущества определен статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ .

В случае преобразования муниципальных образований имущество муниципального образования - правопредшественника переходит муниципальному образованию - правопреемнику в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , которым определены общие правила правопреемства, а также Федеральным законом N 131-ФЗ , в том числе с учетом положений о правопреемстве, определенными статьей 34 Федерального закона N 131-ФЗ .

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении муниципальных учреждений, предприятий и организаций ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

8. Корректировка законодательства субъекта
Российской Федерации

Преобразование муниципальных образований влечет за собой необходимость определенной корректировки законодательства субъекта Российской Федерации.

Помимо принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании потребуется изменение ряда действующих законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации.

Так, например, потребует корректировки закон субъекта Российской Федерации об установлении границ и наделении соответствующим статусом преобразуемых муниципальных образований.

Если преобразование предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года, потребуется внесение изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий год.

Возможно, потребуют отмены или корректировки законы субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, а также другие законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

9. Иные вопросы

В том случае, если представительный орган муниципального района сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, в случае преобразования поселений, входящих в состав муниципального района, потребует своего изменения в соответствии с порядком формирования представительного органа муниципального района и персональный состав указанного органа.

В данном разделе рассмотрены основные и наиболее важнейшие вопросы, решение которых требуется в процессе преобразования муниципальных образований.

Перечень рассмотренных вопросов не является исчерпывающим, поскольку в ходе реализации этого процесса могут возникать и иные вопросы, требующие своего разрешения, в том числе, связанные со спецификой каждого конкретного случая преобразования.

X. Начало функционирования вновь образованного муниципального образования

По мере их формирования к реализации своих полномочий в полном объеме приступают вновь сформированные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вновь образованных в результате преобразования муниципальных образований.

Помимо текущих задач по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий задачей вновь сформированных органов и должностных лиц местного самоуправления должна стать также реализация решений, принятых в процессе преобразования.

Приложение к Методологии. Этапы преобразования

Приложение

Этап I. Предварительный этап

1. Анализ территориальных основ организации местного самоуправления, выявление предпосылок для преобразования. Доведение основных результатов этого анализа и выводов до населения.

2. Предварительное изучение мнения населения по вопросу преобразования муниципальных образований.

3. Информирование населения о предстоящем преобразовании, проведение разъяснительной работы с населением.

4. Проведение публичных слушаний.

Этап II. Реализация инициативы

А. Преобразование по инициативе населения

1. Выдвижение инициативы.

2. Реализация инициативы.

Б. Преобразование по инициативе органов местного
самоуправления, органов государственной власти

1. Разъяснительная работа с населением: разъяснение выдвигаемых инициатив, доведение до сведения населения возможных последствий преобразования.

2. Принятие решения о выдвижении инициативы.

Этап III. Закон о преобразовании

1. Подготовка проекта закона о преобразовании.

2. Принятие закона о преобразовании.

Этап IV. Организационные мероприятия, осуществляемые при преобразовании

1. Определение структуры органов местного самоуправления.

2. Формирование представительного органа.

3. Формирование иных органов местного самоуправления (глава муниципального образования, глава местной администрации, местная администрация).

4. Разработка и принятие устава муниципального образования.

5. Разработка и принятие муниципальных правовых актов.

6. Формирование и утверждение местного бюджета.

7. Формирование состава муниципальной собственности.

8. Корректировка законодательства субъекта Российской Федерации.

9. Решение иных вопросов.

Этап V. Начало функционирования вновь образованного муниципального образования

1. Начало функционирования вновь сформированных органов местного самоуправления в полном объеме.

2. Реализация решений, принятых в процессе преобразования.


Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Вестник Правительства
Ленинградской области", N 40,
22 июля 2009 года

Создание муниципальных образований. С принятием Закона об МСУ начался переходный период, в течение которого необходимо было обеспечить реализацию его положений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. обязаны были определить границы муниципальных образований и наделить их статусом городского и сельского поселений, городского округа и муниципального района в соответствии с требованиями федерального закона.

Принятые законы субъектов Российской Федерации определили статус и наименование каждого муниципального образования, расположенного на их территории, предусмотрели описание границ каждого муниципального образования, перечень населенных пунктов, входящих в состав территории поселений и определили территориальную организацию местного самоуправления в данном регионе.

Действующее законодательство предусматривает другую возможность создания муниципального образования. Граждане, которые проживают в населенном пункте, не имеющем статуса поселения и расположенном на межселенной территории, вправе выступить с инициативой о создании нового поселения (соответствующая инициатива оформляется решением схода граждан). Кроме того, предложение о создании поселения может исходить от органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти. Решение о создании поселения может быть принято, если оно будет одобрено представительным органом муниципального района, в состав которого входит межселенная территория.

Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов РФ, которые не должны вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района или в период кампании местного референдума.

Изменение границ и преобразование муниципальных образований.

Согласно ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом. Конституционное регулирование местного самоуправления России (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ) предусматривает учет мнения населения при изменении границ территорий муниципальных образований. Изменение границ и преобразование муниципальных образований осуществляются законами субъекта РФ.

Инициатива принятия решения об изменении границ муниципальных образований или преобразовании муниципальных образований принадлежит:

  • 1) населению (в порядке выдвижения инициативы о проведении местного референдума);
  • 2) органам местного самоуправления;
  • 3) органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 4) федеральным органам государственной власти.

Преобразование муниципальных образований осуществляется в форме:

  • объединения муниципальных образований;
  • разделения муниципальных образований;
  • изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации может оказывать влияние на территориальную организацию местного самоуправления в случае изменения административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром. Одновременно осуществляется объединение городского поселения с городским округом.

Упразднение поселений допускается в случае одновременного наличия следующих условий:

  • 1) территория, на которой находится поселение, относится к категории территорий с низкой плотностью населения;
  • 2) численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек;
  • 3) на сходе граждан, проживающих в поселении, принято решение об упразднении поселения;
  • 4) инициатива упразднения поселения поддерживается решением представительного органа муниципального района, в состав которого входит поселение;
  • 5) упразднение поселения осуществляется не в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, а также не в период кампании местного референдума.

Упразднение поселения оформляется внесением соответствующих изменений в закон субъекта РФ, которым определен состав и границы муниципальных образований. С инициативой об упразднении поселения, кроме жителей самого поселения, могут выступить органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта РФ или федеральные органы государственной власти. Территория упраздненного поселения входит в состав муниципального района как межселенная территория.

Муниципальное образование может быть создано различными способами. Исторически большинство муниципальных образований возникло на основе Указа Президента РФ от 26 октября 1993 г. №1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации”. Этим Указом было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы, определены территориальные единицы, на которых должны создаваться органы местного самоуправления, и виды этих органов, в зависимости от уровня территориальной единицы.

Так, в городских и сельских поселениях с населением до 5000 человек местное самоуправление должно было осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В городских и сельских поселениях с населением до 50000 человек выборными органами местного самоуправления являлось собрание представителей, а также глава местного самоуправления (глава администрации). В городах и других поселениях с населением свыше 50000 человек органами местного самоуправления являлись собрание представителей и глава администрации, назначаемый главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, или избираемый населением глава местного самоуправления. В городах, имеющих деление на районы, округа и т.п., городскими органами местного самоуправления являлись собрание представителей и глава местного самоуправления (глава администрации). В районах в городах (округах), в присоединенных к городам городских и сельских поселениях могли быть образованы органы местного самоуправления района в городе (округа), городского, сельского поселения, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

После принятия Федерального закона 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” эти положения были выведены за рамки указного регулирования.

В настоящее время муниципальное образование создается в соответствии с законодательством субъекта РФ, например по инициативе населения соответствующей территории, выраженной непосредственно либо в форме решения соответствующего представительного органа местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. гласит, что создание муниципальных образований, наделение их статусом конкретного вида муниципальной единицы осуществляется Законом субъекта РФ (п. 2 ст. 11). Создание (образование) нового муниципального образования в современных условиях может происходить следующими путями:

  • 1) выделение населенных пунктов и прилегающих к ним территорий из существующих муниципальных образований и создание на этой основе нового муниципального образования;
  • 2) объединение существующих муниципальных образований в одно новое муниципальное образование;
  • 3) преобразование имеющихся муниципальных образований в муниципальные образования с новым статусом.

По существу, все эти варианты Федеральный закон 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” характеризует как преобразование. Под преобразованием муниципального образования ст. 13 Закона понимает объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта РФ. Право инициирования данного процесса Федеральный закон предоставляет:

населению муниципального образования;

органам местного самоуправления муниципального образования;

органам государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится муниципальное образование;

федеральным органам государственной власти.

Преобразование, инициируемое населением муниципального образования, происходит в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется соответствующими решениями этих органов.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Кроме того, объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, происходит с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение муниципального образования - поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Разделение муниципального образования - муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса муниципального образования - городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения или населения муниципального района.

Территория и границы преобразуемого муниципального образования устанавливаются законом субъекта РФ, неотъемлемыми составными частями которого являются описание границ муниципального образования и схематическая карта его территории.

Изменение территории и границ муниципального образования осуществляется путем внесения изменений в закон субъекта РФ о территории (границах) соответствующего муниципального образования.

Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с дифференцированными в зависимости от места расположения, численности и плотности населения, демографической ситуации, экологической обстановки и иных обстоятельств нормативами обеспеченности муниципальных образований землями различного целевого назначения. В составе подобных нормативов выделяются нормативы обеспеченности землями общего пользования, рекреационными зонами, землями, необходимыми для развития отдельных населенных пунктов и муниципального образования в целом, а также землями иного целевого назначения. При определении территории муниципального образования необходимо сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю.

Вопрос о ликвидации муниципального образования до последнего времени специально не отражалась в нормах Федерального закона 2003 г. Очевидно, что ликвидация муниципального образования может произойти лишь в том случае, если оно утрачивает такой свой важнейший признак, как населенность. Как неоднократно подчеркивалось в учебнике, население - главный субъект муниципального права и именно население, совокупность местных жителей, решающих вопросы местного значения, делают муниципальное образование таковым. Поэтому в случае если муниципальное образование утрачивает население, оно перестает быть муниципальным образованием.

Весьма важен вопрос о том, где находится количественный предел этого понятия - “населенность”. В нормах Федерального закона 2003 г. для его определения применяется дифференцированный подход. Для этого все территории разграничиваются Законом на территории “обычные”, территории с высокой плотностью населения, территории с низкой плотностью населения (к ним также приравниваются труднодоступные местности) и межселенные территории. Последние не являются муниципальными образованиями, поскольку в них отсутствует население. Для “обычных” территорий установлено, что минимальная численность населения для признания данной территории поселением (муниципальным образованием) должна составлять не менее 1000 человек. Для территории с высокой плотностью населения эта цифра должна составлять не менее 3000 человек, а для территорий с низкой плотностью населения, а также труднодоступных местностей - не менее 100 человек.

В соответствии с нормами Федерального закона 2003 г. ликвидация муниципального образования может быть осуществлена посредством изменения границ муниципальных образований, т.е. территория упраздняемого муниципального образования передается в состав территорий одного или нескольких соседних муниципальных образований. Однако согласно логике Федерального закона такое возможно, если она уменьшится более чем на 50% относительно минимальной численности населения муниципальных образований. В этом случае органы местного самоуправления или органы государственной власти вправе инициировать процедуру изменения границ, итогом которой станет лишение поселения статуса муниципального образования и включение его в состав другого или других муниципальных образований.

В конце концов все-таки было признано целесообразным включить в Федеральный закон 2003 г. специальную статью (ст. 13.1) “Упразднение городских и сельских поселений” (с доп. от 18 октября 2007 г.). В ней предусмотрено, что упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения соответствующего поселения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти. Инициатива населения оформляется решением, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении, а инициатива органов - их решениями. Закон субъекта РФ об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.



 

Возможно, будет полезно почитать: