Путешествие ко святителю иоасафу белгородскому. Дни прославления святителя иоасафа белгородского


Святитель Иосаф Белгородский. Чудеса у мощей

Первое обретение мощей

В сентябре 1911 года в Белгороде были великие торжества по случаю канонизации и обретения мощей святого , которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. Днем 3 сентября к мощам святого приложилась, специально приевшая по такому случаю, великая княгиня Елисавета Феодоровна. В Белгород, который был тогда тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до 200 тысяч паломников. Начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16–20 тысяч паломников. Пещерка, где хранились мощи святителя Иоасафа, вмещала не более 40–50 человек. Чтобы припасть к мощам святого угодника Божия, нужно было сутки простоять в очереди без пищи и отдыха! Да и в очередь допускали сначала паломников дальних и ближних крестных ходов, а затем уж частные лица. Но ропота не было. Это был настоящий подвиг веры и благочестия во имя святителя-подвижника Иоасафа.

Надругательство над мощами в советское время

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву, где они выставлялись в музеях.

Анастасия Цветаева (сестра Марины Цветаевой) вспоминает, как в 1924 году увидела их в музее Наркомзема в Москве. «Он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза - не видели, слава Богу!»

С целью доказать, что это мумия (при мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень), а не мощи, рядом в стеклянном гробике положили труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом здесь же лежала засохшая мертвая крыса. Но вскоре полка со стеклянным гробиком исчезла, точно ее и не было - фальшивомонетчик «плохо пахнул». Но это было не всё.

Через 10 лет Анастасия случайно разговорилась с одной женщиной об этом музее. А она, как оказалось, работала в лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского. К ним привезли мумифицированного фальшивомонетчика. «Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал Музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались - потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И Анастасия рассказала женщине начало этой истории.

Из Москвы мощи святителя Иоасафа перевезли в Ленинград. В 1970-е годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.
Второе обретение мощей

Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. Бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

Комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. Сохранились документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Пещерка Святителя Иоасафа

Когда произошло второе обретение мощей, то мощи святителя были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находились до 2011 года, пока не были перенесены в «пещерку».
Известно, что "пещерка святителя Иоасафа", в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации – до 1911 года), была засыпана и утрачена в конце 1920-х годов, когда снесли монастырь и началась застройка этого места.

В 2010 году усилиями и трудами белгородских краеведов во время археологических раскопок она была найдена. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор.

К 100-летию со дня прославления святые мощи свт. Иоасафа были вновь перенесены в место первоначального погребения святителя - склеп, получивший в народе название «пещерка». Теперь каждый паломник может побывать в пещерке и помолиться возле ее древних стен.

Длинными вереницами идут теперь богомольцы к гробнице архиерея Божия, чтобы поклониться его нетленным мощам… А целые миллионы верующих, лишенных возможности посетить Белгород, духовно идут к святой гробнице сердцем своим - своею верою. И всех объемлет святитель своею любовью: он всем является с своей благодатной помощью - и поклоняющимся его святым мощам, и духовно притекающим к ним с верою и молитвою. Прислушайтесь к тому, что говорят о святителе Иоасафе верующие люди. Они расскажут вам, как он исцелял и исцеляет тяжкие недуги, как он являлся и является в ночных видениях и старцам, и детям. И особенно много в недавнее время было благодатных явлений святого архипастыря детям. Значит их чистые сердца дороги святителю Божию…

Как при жизни своей он особенно жалел матерей с детьми, так и по смерти он не оставляет их без своего благодатного заступления. Матери чувствуют это и в скорбях своих о детях прибегают к святителю. И сколько дивных знамений Божественной помощи детям явлено по молитве святителя!

Так, например, в 1880 году у мощей святителя Иоасафа получила исцеление слабоумная девочка Ксения Фоменко. Упав однажды в воду, эта девочка перестала говорить, ноги ее ослабли; рот был у нее перекошен и из него постоянно текла слюна. Мать привела ее к гробнице святителя Божия. И после трех панихид девочка совершенно исцелилась.

Один дворянин Н. И. Дмитриев рассказывает, что лет 15 - 16 назад его четырехлетняя дочь Ольга, всегда хилая, золотушная, заболела скарлатиной. Врачи приговорили ее к смерти. Но отец слезно молился у гробницы святителя или о даровании ей скорой смерти или выздоровления. И по молитве святителя Иоасафа девочка скоро встала с постели.

Купец из города Курска Дулеев рассказывает, как он, болевший с детства и ходивший на костылях, получил полное исцеление после того, как помолился у гробницы Белгородского святителя. Жена обер-кондуктора Южных ж. д. Торопова, жившая в Обояни и потом в Белгороде, сообщила о том, как ее семилетний мальчик, не говоривший от рождения, у гробницы святителя Иоасафа получил способность говорить. Теперь этому мальчику 17 лет и он хорошо учится в Белгородском училище. Помогал и помогает святитель не только детям, но и всем верующим.

Так о святителе Иоасафе известно, что он помог одному своему отдаленному потомку освободиться от японского плена. Призвав на помощь святителя Иоасафа, русский офицер ускользнул от вражеских пуль (из книги Евгения Поселянина).

Современные чудеса
Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.
После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом.
Потом было много чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 20 ноября 2011 г. я вымолила помощь Божией Матери, приложившись к ее честному Поясу в храме Христа Спасителя. Но мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в благодатной силе которой я смогла убедиться

В православии важную роль играют те монахи, которым доверено управление епархиями. Они отвечают за все, что происходит от имени Церкви. Особым почитанием в народе пользовались те архиереи, которыми сами показывали пример святой жизни. Таким был Иоасаф Белгородский, живший в 18 в. В начале прошлого столетия он был причислен к лику святых, по многочисленным прошениям от верующих.


Начало монашеского пути

Святитель происходил из зажиточного украинского рода, родители хоть и были очень благочестивы, не планировали отдавать его в монастырь. Но однажды отец мальчика увидел во сне Богородицу, а его сын в архиерейских одеждах молился перед Ней. Тогда стало понятно, что Господь приготовил особый путь для Иоасафа Белгородского. Боясь огорчать родителей, святой долго не открывал им свое желание вести монашескую жизнь. В монастырь он поступил тайно, за что потом попросил прощения.

  • Поступил в Духовную Академию в Киеве.
  • В 1725 г. принял постриг.
  • Сначала служил преподавателем, затем был назначен игуменом одного из монастырей в Полтавской области.
  • В 1748 г. принял руководство Белгородской епархией.

Епархия находилась в упадке - духовенство бедствовало, было необразованным. Святитель прилагал все силы, чтобы исправить положение. Сам вел аскетический образ жизни, за что Господь сделал его прозорливым. Иногда по ночам святой ходил по бедным дворам, чтобы раздавать милостыню.


Чудотворный образ

Святитель часто объезжал свою епархию, проверяя, как происходит служение. Однажды во сне явилась ему Божия Матерь и сетовала на то, что ее святой образ не находит должного почитания. Во время очередного осмотра святитель действительно нашел старую икону, которую в одном из храмов использовали вместо перегородки. Сегодня этот чудотворный образ известен как Песчанская икона Божией Матери.


Кончина и почитание

Постоянные разъезды по епархиальным делам, хлопоты о воспитании духовенства подорвали здоровье архиерея. Скончался он, немного не дожив до 50 лет. Перед смертью успел съездить на родину и повидать родителей. На обратном пути святитель заболел и умер в с. Грайворон, не доехав до Белгорода. Тело пастыря было захоронено в Троицком соборе. Перед этим мощи Иоасафа Белгородского два месяца простояли в храме - священник, который должен был его отпевать, задержался в пути из-за паводка.

Останки святого сохраняли свой первоначальный вид, не издавали запаха тления. Уже через пару лет его гробница была вскрыта. Несмотря на влажность, даже одежда осталась на нем целой. Почитание началось практически сразу после кончины, были свидетельства о чудесах. Во времена гонений нетленное тело святителя было вывезено в Ленинград, где хранилось в музее. Благодаря усердию верующих, мощи остались целы. Сейчас они возвращены в Белгород.

В этом городе всегда очень любили святителя Иоасафа, даже Белгородская областная клиническая больница носит его имя. Оно было присвоено ей в 2006 г.

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл - символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время - в конце 19 - начале 20 вв.

Храмы во имя святителя

Главный храм Иоасафа Белгородского находится на месте его служения, это кафедральный собор г. Белгорода. Там покоятся останки святителя. Ежегодно с мощами совершается крестный ход по улицам города. Преображенский храм был возведен в начале 19 в. Это двухэтажное здание с высокой колокольней, в котором было 5 престолов. В 60-х годах в здании находился музей. Когда в 90-е были возвращены мощи святителя, собор вернули Церкви.

Когда молиться

Велико было почитание святителя в тех местах, где он родился и служил. За время, прошедшее с его кончины, были составлены молитвы Иоасафу Белгородскому, также тропарь, акафисты.

Показывая себя при жизни как заботливый пастырь, он остался таковым и по отшествии в небесные обители. Молиться можно в разных житейских затруднениях:

  • о поиске работы;
  • о выходе из материальных трудностей;
  • о воспитании детей;
  • о сохранении мира;
  • о добродетельной жизни.

Молитва Иоасафу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешенеие и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иоасаф белгородский - мощи, храм, молитва, иконы was last modified: Июнь 5th, 2017 by Bogolub

Икона XX в.

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился в Полтавской губернии в благочестивой семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Димитриевича Горленко. С ранних лет мальчик отличался глубокой религиозностью. Еще в детские годы он, по его словам, «возлюбил монашество». Однажды отцу мальчика было чудесное видение. Андрей Димитриевич сидел вечером на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел за горизонтом на воздухе Пресвятую Богородицу с ангелом и сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего молитвы Божией Матери. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец Иоакима имел дерзновение сказать: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Ответа не последовало, и явление кончилось. Так Господь предсказал то, что сбылось в свое время, и великий угодник Божий святитель Иоасаф с самых ранних лет встал на путь любви Христовой, любви, которая впоследствии изливалась из его сердца.

Будущий святитель окончил Киевскую Духовную академию. В 1727 году, в возрасте 22 лет, он принял монашеский постриг в киевском Братском монастыре, а десятью годами позже был назначен игуменом Мгарского Преображенского монастыря. Игумен Иоасаф проявил себя как строгий постник, усердный молитвенник и деятельный организатор восстановления обители. В сентябре 1742 года ему в тонком сне явился архиепископ Киевский Рафаил и предсказал: «Будешь архимандритом». Через два года предсказание владыки исполнилось.


Святитель Иоасаф Белгородский

Три года жизни святителя Иоасафа связаны с его служением в обители преподобного Сергия. В ноябре 1744 года архимандрит Преображенского Мгарского монастыря Иоасаф был вызван в Москву. 29 января 1745 года последовал указ о назначении его наместником Троице-Сергиевой Лавры с оставлением в должности настоятеля Мгарского монастыря. В годы служения в Лавре архимандрит Иоасаф, как и прежде, ревностно трудился на ниве Христовой. Преодолевая телесные немощи, вызванные суровой аскетической жизнью, и возрастая духом, он со всем усердием исполнял возложенные на него обязанности и явил себя надежным соработником священноархимандрита Лавры Арсения (Могилянского), архиепископа Московского. Как член Святейшего Синода владыка Арсений подолгу находился в Санкт-Петербурге и потому в деле управления Лаврой полагался на своего ближайшего помощника - наместника архимандрита Иоасафа.

Время его пребывания в Лавре отмечено значительными переменами в жизни обители. В короткий срок были восстановлены и перестроены храмы и другие монастырские здания, пострадавшие при сильном пожаре. Стараниями наместника возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок монастырская библиотека, отлит лаврский Царь-колокол весом 4000 пудов, продолжено сооружение колокольни, начато строительство церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Все это стоило колоссальных усилий. Необходимо было не только изыскать средства для выполнения масштабных работ, но и найти хороших мастеров. По делам монастыря архимандрит Иоасаф часто совершал поездки в Москву, Ростов Великий и Кострому. При его слабом здоровье и тогдашних средствах передвижения это было связано с большими нагрузками.

Архимандриту Иоасафу Лавра обязана также быстрым восстановлением храмовых росписей, пострадавших при пожаре. С этой целью отец Иоасаф пригласил в обитель насельника Межигорского монастыря иеромонаха Павла (Казановича). Под его руководством в Лавре был создан иконописный класс. По эскизам иеромонаха Павла воссоздан, в частности, интерьер главного здания Московской Духовной академии.



Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы
Троице-Сергиевой Лавры

В начале XX века настоятель Вознесенской церкви Санкт-Петербурга протоиерей Александр Маляревский, один из горячих почитателей святителя Иоасафа, писал: «Благочестивый паломник знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры! Услышишь ли бархатистый звучный благовест четырехтысячного лаврского колокола, придешь ли в восхищение при виде величественной монастырской колокольни, переступишь ли порог храма богословской науки - академического актового зала, вспомни с благодарностью беззаветно вложившего во все это свой Богом благословенный труд архимандрита Иоасафа!»

В обители преподобного Сергия отец Иоасаф прослужил до 15 марта 1748 года, когда был назначен епископом Белгородским и Обоянским.

Став правящим архиереем, владыка Иоасаф посетил все церкви, находившиеся в епархии. Святитель старался, чтобы его посещения были необременительными для приходов. Он предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян. Часто во время поездок по епархии владыка простаивал целую ночь на молитве.

Епископ Иоасаф проявлял большую заботу о духовном просвещении паствы. Владыка рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам, произносить проповеди с обличением распространенных суеверий. Епископ настойчиво требовал искоренения языческих обычаев.

Исполненный евангельской любви к ближним, святитель Иоасаф неустанно творил дела милосердия. Перед большими праздниками он посылал своего келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги. Бывало и так, что сам святитель, переодевшись, отправлялся ночью втайне помогать неимущим.


Святитель Иоасаф Белгородский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Своей подвижнической жизнью святитель Иоасаф снискал дар прозорливости. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру святитель собрал городских и окружных пастырей. Среди них он заметил одного престарелого священника, на которого устремил свой испытующий взор. Святитель задержал старца и, узнав, что тому минуло 130 лет, сказал: «Поведай мне: не опорочена ли твоя совесть каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть». Изумленный старец, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню». Но пристальный взор епископа, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, которая светилась в очах святителя, воскресили в памяти старца давно забытое прошлое... Заливаясь слезами, пал он к ногам владыки и рассказал об ужасном случае, который произошел несколько десятков лет назад. Однажды, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланцем местного помещика, который потребовал совершить литургию вторично. Но этого требования он не мог исполнить, поскольку в храме был только один престол. Никакие доводы не в состоянии были вразумить ни посланца, ни самого помещика. Под угрозою наказания священник вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле. Но услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь!»

Содрогнулся священник, однако страх перед помещиком был сильнее страха перед Богом. Оправившись от смущения, батюшка возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят» - и затем продолжал службу. С тех пор прошло уже свыше семидесяти лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь было чистое поле.

Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры с боковыми приделами
в честь Святителя Иоасафа Белгородского (левый придел)
и преподобного Серафима Саровского (правый придел)

Святитель с ужасом выслушал рассказ старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал. Ты проклял ангела Божия, хранителя места святого. Так вот причина долголетия твоего». Он велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где раньше стоял храм, и вместе со старцем отправился туда. Владыка приказал ему совершить там Божественную литургию, по окончании которой епископ подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов».


Святитель Иоасаф Белгородский

Кротко и любовно взирал епископ Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от погибели, и, наклонившись к нему, обнял его. Склонилась глава священника на плечо святителя, и, прощенный Богом, он испустил последний вздох. Святитель Иоасаф повелел здесь же, на месте бывшей церкви, совершить погребение старца и сам отпел его.

Однажды, собираясь в очередную поездку по епархии, владыка увидел во сне церковь и в ней в груде мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма». Пораженный сновидением, святитель Иоасаф при осмотре храмов стал обращать пристальное внимание на иконы Пресвятой Богородицы. В притворе небольшого храма, расположенного в предместье города Изюма, он обнаружил образ Божией Матери, используемый в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению владыки образ был помещен в киот за левым клиросом. Впоследствии эта икона Божией Матери стала называться Песчанской по названию села Пески, в которое она была перенесена из предместья города Изюма. Песчанская икона прославилась многочисленными чудесами.


Незадолго до своей кончины святитель Иоасаф с благословения Святейшего Синода отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей паствой, он сказал, что жители Белгорода уже не увидят его более живым, просил у всех прощения и, в свою очередь, сам всех простил и благословил. Свидание святителя с родителями было весьма трогательным. Отец святителя, почтенный старец, преисполненный радости, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну-архиерею и вместе с тем признавал нужным соблюсти достоинство, которое приличествует отцу. Встретив сына своего при выходе его из кареты, отец нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, владыка со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии соединились почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.


Святитель Иоасаф скончался на обратном пути в Белгород в селе Гайворон 10 декабря 1754 года. Нетление его мощей и множество чудес, совершавшихся по молитвам святителю, дали основание для прославления владыки. Канонизация епископа Иоасафа Белгородского состоялась в 1911 году. На докладе Святейшего Синода о его прославлении император Николай II начертал: «Благодатным предстательством Св. Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского».

В Троице-Сергиевой Лавре святитель Иоасаф издавна пользовался большим почитанием. В его честь в 1957 году в Трапезном храме Преподобного Сергия был освящен северный придел, в местном ряду которого помещена ростовая икона святителя. Епископ Иоасаф представлен с Евангелием в руке на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» письма монахини Иулиании (Соколовой) (середина XX в.).

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец – Андрей Димитриевич Горленко, был бунчужным, т.е. заведовал бунчуком – войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат.

Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвести С вою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу.

Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г. Киеве – матери городов Русских и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими – все это способствовало тому, что уже на 11-ом году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-ом году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, а на 18-ом году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию – подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжени и искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудною, суровою пищею.

После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Илларион, по отречении от всего мирского, великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона.
Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

В 1732 г.К иевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископа Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители.
Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным м весьма заботливым управителем Лубенской обителью. . В продолжени и управления Лубенской обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь.

Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В С.-Петербурге игумен Иоасаф удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу.

16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии.

6 августа 1748 года, в праздник преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения.

С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних. Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников от всех Белгородских и окрестных церквей. Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Долгая жизнь, преклонная старость и согбенность старца возбудили святителя к дальнейшему исследованию его жизни. Любвеобильный и кроткий архипастырь Иоасаф побуждал старца-священника раскрыть пред ним совесть свою, принести покаяние во грехах. Старец-священник рассказал как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, не смотря на то, что после проскомидии невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: «остановись, что ты делаешь?» Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь». «Я, – говорил святителю Иоасафу священник, – не рассудил и дерзновенно ответил: «ты будь проклят» и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал? Ты проклял ангела Божия, хранителя того места, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего». Ничего не сказал более тогда святитель, а оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь.

Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь. Преосвященный повелел иерею-старцу совершить проскомидию, а по окончании последней, начать и Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии, святитель подозвал старца-священника и повелел читать «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко …» все до конца. По прочтении этой молитвы, архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу.

В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Т воих служителей, не видят бо, что творят».

«В образе сем, – сказал владыка сопровождавшему его благочинному, – преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение С воего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России » Песчанской «. Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году.

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды).

Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.

Вся жизнь св. Иоасафа его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Т воего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.

Свидание св.И оасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу.

Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, роднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами: покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, ст оя у о кна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.

Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе.

Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

23 декабря Русская Православная Церковь празднует день памяти святителя Иоасафа Белгородского. 16 сентября 2011 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн встречал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который приезжал в Белгород на торжества по случаю .

К этой дате было приурочено издание книги «Прославление Святителя Иоасафа Белгородского. Документы» (2011). Об уникальном издании рассказывает настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный 19 августа 2010 г. за усердные труды на благо Православной Церкви медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.

Личный опыт: чудо святителя Иоасафа

Рассказывает Ирина Ахундова:

Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.
После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом.
Потом было много чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 20 ноября 2011 г. я вымолила помощь Божией Матери, приложившись к ее честному Поясу в храме Христа Спасителя. Но мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в благодатной силе которой я смогла убедиться.

Чудеса Иоасафа Белгородского

– Записаны ли свидетельства о других чудесах святителя Иоасафа?

– Да, многие чудеса описаны в недавно вышедшей книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы» , которую я хочу подарить Вам. Она издана нами специально к юбилею вместе с книгой «Пещерка Святителя Иоасафа» . Как и предыдущие издания о святителе, такие как «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление» , мы готовили обе книги вместе с краеведом Александром Крупенковым.

– Спасибо, батюшка. Это бесценный подарок и поистине уникальное издание.

– Да, две трети книги составляют фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода, большинство из которых публикуется впервые. Их нет даже в архивах Москвы. Подлинники находятся на Украине. Документы охватывают период с конца декабря 1908 года по октябрь 1913 года. Их след отыскался в Харькове в 2009 году. В книге есть разделы «Делопроизводство по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом святителя Иоасафа (Горленко)», «Сведения о чудесах от мощей святителя Иоасафа».

Конечно, в книгу не могли войти все случаи чудесных исцелений от его мощей. Невозможно подсчитать, сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных, стало ходить параличных и до, и после прославления святителя. У нас есть свидетельства об исцелении М.Выродовой, И.Платонова, дворянок А.Н.Поповой и Е.К.Бельской, крестьянина Р.Л.Сороколетова, мещанки М.М.Глазуновой, детей П.Абаньшина, Е.Ф.Субботиной, В.Ф.Брянцевой и Т.И.Головиной и т.д. Хочу обратить Ваше внимание на то, что, помимо рассказов людей об исцелениях, нами опубликованы отзывы о самих этих людях.

Но самое главное то, что впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди не только рассказывали о произошедших с ними чудесах, но и принимали на Кресте и Евангелии клятву, произнося очень серьезные для православного верующего слова.

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

– Отец Олег, я могу подписаться под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года. Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Канонизация Иоасафа Белгородского

– Отец Олег, наверняка в книге говорится об участии в торжествах 1911 года членов Царской семьи.

– Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Приведу лишь один случай помощи от нетленных мощей Преосвященного Иоасафа беременной женщине в 1803 году. За два месяца до родов княгиня Екатерина Друцкая-Соколинская испытывала столь жестокие беспрестанные муки, что боялась не родить и умереть. Она обещала угоднику Божию Иоасафу назвать его именем младенца мужского пола, если он родится, и если она останется живой, то прийти с ним поклониться его мощам, что и было исполнено.

На основании решения комиссии Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря 1910 года по старому стилю на докладе царь написал очень красивые слова:

«Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

– Эта пещерка существует в настоящее время?

– Да, недавно над ней возвели стеклянный купол. Пещерка для нас – это еще одно чудо. Ее нашли наши краеведы, которые правильно рассчитали место (ошиблись всего на один метр). В 2010 году в центре города начали проводить археологические раскопки. Это жилой район, рядом дом и хозяйственные постройки. Нужно было решить вопрос о частичном сносе строений.

Мало того, что этот участок земли остался незастроенным, сама пещерка уцелела благодаря тому, что оказалась ниже уровня земли. Так просил сделать святитель Иоасаф, уезжая в последний раз из Белгорода и прощаясь с его жителями. И после чуда второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались окончательно утраченными, но промыслом Божиим были возвращены в Белгород, мы являемся свидетелями еще одного чуда – чуда открытия пещерки, интерьер которой полностью восстановлен.

В ней находится старая гробница, в которой более полутора веков находились нетленные мощи. После прославления святителя мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. В 1927 году собор разрушили, и на его месте сейчас построена часовня во имя святителя Иоасафа. . Но пещерка всегда оставалась очень почитаемым местом. И такой она должна стать в наши дни. И в ней, и в часовне, где будут служить молебны с акафистом свт. Иоасафу, можно помолиться ему и попросить о помощи.



 

Возможно, будет полезно почитать: