Статья 16 ношения форменной одежды. Форменное безобразие

Начальник отдела гарнизонной службы Московской военной комендатуры Александр Буров, выступавший вчера в Мосгордуме, был исполнен праведного гнева: «Обыватель идет в военной форме, оборванный какой-то. А люди думают, что это офицер! Это нас очень беспокоит. Сейчас любой может приобрести форму, а ведь в советские времена были совсем другие порядки».

Как стать генералом

Действительно, военная форма, как и знаки отличия, свободно продаются в многочисленных магазинах армейской амуниции. И каждый желающий за сравнительно небольшие деньги может нарядиться хоть спецназовцем в краповом берете, хоть полковником ракетных войск. Хоть генералом.

В Воронежской области до сих пор вспоминают «генерал-майора Виктора Унвихина». В местный гарнизон он прибыл «по звонку из Минобороны» для важной инспекционной проверки. Впрочем, грозный ревизор оказался милым человеком, помогал местным офицерам в карьерном росте, оказывал другие услуги. Успел даже полечиться в госпитале. И лишь совершенно случайно особисты выяснили, что никакого генерала Унвихина в Российской армии не существует. Он оказался «частным лицом» Виктором Цыгановым. И хотя при аресте у него изъяли справочник с адресами и телефонами всех видных военачальников, никакого обвинения ему предъявить так и не смогли. Доказать, что за свои услуги он брал деньги, никто не смог. В итоге г-н Цыганов погасил причиненный Воронежскому гарнизону ущерб в размере 10 тыс. рублей и уехал по делам.

Действующее законодательство предусматривает за переодевание в офицера или милиционера лишь административную ответственность. Согласно статье 17.12 Административного кодекса, «незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (300–500 рублей.– «НИ») с конфискацией форменной одежды».

Милицейский карнавал

Между тем, по словам милиционеров, переодевание в стражей порядка стало едва ли не любимой забавой преступников. В 2003 году в Ярославле была остановлена машина с пассажирами в милицейской форме. Однако при проверке документов выяснилось, что к МВД эти люди никакого отношения не имеют, более того, все они не раз сидели в тюрьме за грабежи и разбойные нападения. И хотя у любителей карнавала нашли муляж пистолета, предъявить какие-либо обвинения им так и не смогли.

«Проблема незаконного использования милицейской амуниции и документов весьма актуальна, – заявил «НИ» один из сотрудников главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ. – Наши оперативники довольно часто задерживают «липовых» милиционеров, которые навещают рыночных торговцев и различных коммерсантов и под предлогом выявленных нарушений вымогают у них деньги и конфискуют товар. Да что там говорить, не так давно наши оперативники разгромили подпольный клон нашей службы. Некие дельцы зарегистрировали фирму, назвали ее «ГУСБ» и под ее вывеской начали оказывать всем желающим «юридические и консультационные услуги по обеспечению защиты против незаконных действий сотрудников правоохранительных органов». Причем эти жулики одевались в милицейскую форму. Но препятствовать появлению этих многочисленных «правоохранительных» структур мешают общая юридическая безграмотность населения и пробелы в нынешнем законодательстве».

ЗАО «Президент РФ»

Как выяснили «НИ», сегодня любой гражданин России может не только безнаказанно разгуливать в форме, но и иметь при этом соответствующее удостоверение. Например, многие интернет-сайты активно предлагают всем желающим приобрести «ксиву» ФСБ России, Министерства юстиции, МВД, ГИБДД и других не менее солидных структур. Причем на абсолютно законных основаниях.

«Регистрируется некое закрытое акционерное общество «ФСБ РФ» или общественная организация «Министерство юстиции», – рассказал «НИ» Юрий, продавец подобных «корочек». – Затем приказом гендиректора в этом ведомстве заполняется штатное расписание, создаются управления, отделы. Например, в фирме «МВД» могут существовать следственное управление, управление собственной безопасности и другие. А потом мы просто принимаем на работу человека, который хочет получить «ксиву» на должность, например, начальника отдела. А удостоверение сотрудника компании оказывается как две капли воды похожим на реальный милицейский документ. И главное, все законно».

«В России не существует контроля за наименованиями организаций. Максимум, что могут запретить регистрационные органы, – это название, в котором содержится нецензурная брань или оскорбление, – сказал «НИ» юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов. – Совершенно безнаказанно можно зарегистрировать ООО «ФСБ» или ЗАО «Президент РФ». Удостоверения сотрудников этих обществ-однодневок вполне законны».

Однако ситуация меняется, если обладатель «чужой» формы или удостоверения оказался замешан в преступлении. Тогда эти факторы становятся отягчающим обстоятельством.

«Если задержанный по подозрению в совершении преступления был одет в милицейскую форму или предоставил документы сотрудника правоохранительных органов, в первую очередь мы его тщательно проверяем, – заявил «НИ» один из оперативников МУРа. – Если выяснится, что это действительно сотрудник милиции, тогда мы передаем его коллегам из службы собственной безопасности МВД РФ. Если будет доказано, что документы поддельные, тогда человек будет отвечать по статье 327 УК РФ (изготовление и использование поддельных документов). Что касается случаев, когда частные фонды с созвучными «правоохранительными» названиями (ФэСБ, ЭМВД, ООБЭП) штампуют удостоверения и продают их всем желающим, ответственность прямо пропорциональна тому, для чего они используются. Одно дело, когда человек решил себя потешить и повесил удостоверение на стенку. Совсем другое дело, когда при помощи этого удостоверения он получил закрытую информацию или деньги».

Депутатские споры

Столичные депутаты милицейскими и военными проблемами заинтересовались. Дискуссия вчера вообще выдалась горячая.

«Вот по телевизору показывают передачу, в которой сидит в мантии адвокат Астахов и вершит правосудие, – возмутился народный избранник Валерий Шапошников и от переизбытка эмоций даже взмахнул рукой на последнем слове. – А мне люди письма пишут: Астахов откуда появился?» В итоге г-н Шапошников предложил своим коллегам рассмотреть проблему со всех сторон и разобраться со всеми людьми, которые не по праву носят ту или иную одежду.

Председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко была рассудительна: «Этот вопрос крайне актуален и имеет, в частности, морально-этический характер. Я как военнослужащий переживаю, когда идет дискредитация форменной одежды. Бесспорно, нужно продумать целый ряд моментов, чтобы упорядочить торговлю ею. Также надо учесть и те моменты, которые затронул депутат Шапошников, чтобы не могли в форме выходить кто попало».

Впрочем, депутаты так и не сказали, какие конкретно меры они собираются предпринять, чтобы изменить ситуацию. Для начала они решили изучить проблему во всех ее аспектах. Тем более, как выяснилось во время вчерашнего заседания, перечня всех существующих в России форм одежды то ли вообще не существует, то ли он находится непонятно где. А депутаты хотят решить проблему разом, не ограничиваясь пока только военной формой.

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов -


влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.


2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, -


влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.




Комментарии к ст. 17.12 КОАП РФ


1. Данной статьей устанавливаются меры административного наказания за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов. Право ношения форменной одежды военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов определяется законодательством РФ, регламентирующим порядок прохождения службы в названных органах и организациях.

Статьей 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. При этом военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ, а знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форменное обмундирование в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривается для прокурорских работников. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп.) определяет, что для сотрудников таможенных органов предусматривается ношение форменной одежды, форма которой и знаки различия устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные нормы установлены для судебных приставов, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для должностных лиц органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и некоторых других федеральных служб. Статья 25 (ч. 5) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" устанавливает, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой, образцы которой утверждаются Правительством РФ.

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере институтов государственной власти. Ношение форменной одежды со знаками различия, а также с соответствующей символикой свидетельствует о наличии определенных властных полномочий у военнослужащего, сотрудника (работника) государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Предметом правонарушения является незаконно носимая форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет появление физического лица в общественном месте (например, в организации, предприятии, учреждении, в общественном транспорте, на улице, парке, сквере, стадионе и т.п.) в форменной одежде со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа без наличия у данного лица права на ношение формы со знаками различия, с соответствующей символикой.

Как представляется, из диспозиции данной статьи не следует, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, использующее элементы указанной форменной одежды. Налицо должно быть видимое соответствие незаконно носимой форменной одежды со знаками различия, с символикой образцу, установленному нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Действие данной статьи не распространяется также на находящихся в отставке с правом ношения форменной одежды военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" значительно увеличена административная ответственность за нарушение норм комментируемой статьи.

4. Субъект административного правонарушения по ч. 1 данной статьи - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

5. Частью 2 данной статьи определен специальный состав правонарушения, предусматривающий повышенную меру административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности. Такая ответственность обусловлена прямым запретом для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов (см. ст. ст. 7 и 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.)). Если ношение частным детективом или охранником названной формы со знаками различия, с соответствующей символикой не связано с осуществлением частной детективной или охранной деятельности, последние должны привлекаться к административной ответственности в соответствии с ч. 1 данной статьи.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

Комментарий к статье 17.12 КоАП РФ:

1. Данной статьей устанавливаются меры административного наказания за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов. Право ношения форменной одежды военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов определяется законодательством РФ, регламентирующим порядок прохождения службы в названных органах и организациях.

Статьей 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. При этом военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ, а знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форменное обмундирование в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривается для прокурорских работников. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп.) определяет, что для сотрудников таможенных органов предусматривается ношение форменной одежды, форма которой и знаки различия устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные нормы установлены для судебных приставов, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для должностных лиц органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и некоторых других федеральных служб. Статья 25 (ч. 5) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" устанавливает, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой, образцы которой утверждаются Правительством РФ.

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере институтов государственной власти. Ношение форменной одежды со знаками различия, а также с соответствующей символикой свидетельствует о наличии определенных властных полномочий у военнослужащего, сотрудника (работника) государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Предметом правонарушения является незаконно носимая форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет появление физического лица в общественном месте (например, в организации, предприятии, учреждении, в общественном транспорте, на улице, парке, сквере, стадионе и т.п.) в форменной одежде со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа без наличия у данного лица права на ношение формы со знаками различия, с соответствующей символикой.

Как представляется, из диспозиции данной статьи не следует, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, использующее элементы указанной форменной одежды. Налицо должно быть видимое соответствие незаконно носимой форменной одежды со знаками различия, с символикой образцу, установленному нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Действие данной статьи не распространяется также на находящихся в отставке с правом ношения форменной одежды военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды" значительно увеличена административная ответственность за нарушение норм комментируемой статьи.

4. Субъект административного правонарушения по ч. 1 данной статьи - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

5. Частью 2 данной статьи определен специальный состав правонарушения, предусматривающий повышенную меру административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности. Такая ответственность обусловлена прямым запретом для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов (см. ст. ст. 7 и 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.)). Если ношение частным детективом или охранником названной формы со знаками различия, с соответствующей символикой не связано с осуществлением частной детективной или охранной деятельности, последние должны привлекаться к административной ответственности в соответствии с ч. 1 данной статьи.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).



 

Возможно, будет полезно почитать: