Ведение воинского учета в организации. Рекомендации по оформлению документов по воинскому учету и бронированию Изменения по ведению воинского учета в организациях

Какой бы мирной деятельностью не занималась компания, она обязана вести воинский учет. В случае необходимости это позволит военачальникам быстро мобилизовать военнообязанное население на защиту государства. Неслучайно Методические рекомендации, как проводить воинский учет в организации, разработаны Генеральным штабом Вооруженных Сил страны. В невоенное время учетная система также помогает выявлять армейских «уклонистов», избегающих срочной службы.

Нормативные ориентиры

Поступая на работу, некоторые категории граждан обязаны предоставлять военный билет в отдел кадров. Согласно 65-й статье Трудового кодекса, данный документ предъявляется военнообязанными соискателями и лицами, подлежащими призыву в армию.

Положение о ведении воинского учета разработано и утверждено российским Правительством (Постановление № 719 от 27.11.2006). В нем, в частности, говорится, что за правильность организации учетной деятельности отвечает руководитель компании (п. 9). Также документом установлены нормативы, касающиеся количества штатных работников, отвечающих за воинский учет в организации. Следует обратить внимание, что они высчитываются не из общего числа сотрудников на предприятии, а из количества работников, поставленных на учет (п.10):

  • до 500 человек – достаточно 1-го сотрудника-совместителя;
  • от 500 до 2 000 человек – нужно высвободить 1-го работника, который бы занимался воинским учетом полный рабочий день;
  • от 2 000 до 4 000 человек – нужно высвободить 2-х работников на эти цели.

На более крупных предприятиях на каждые последующие 3 000 сотрудников необходимо выделять по 1-му дополнительному работнику, занимающемуся воинским учетом.

Среди регламентирующих источников следует упомянуть и вышеназванные Методические рекомендации Генштаба, утвержденные в прошлом году – 11.07.2017. Их положения во многом повторяют содержание Постановления Правительства № 719, но в них имеется и добавочная информация. Например, в документе более детально расписаны обязанности сотрудников, ведущих воинский учет.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2018

Данная учетная деятельность подразделяется на несколько этапов. Об особенностях каждой организационной стадии следует рассказать отдельно.

1-й этап – определение ответственных лиц

Кто в организации будет заниматься воинским учетом, определяется ее руководителем. Он вправе предусмотреть в штатном расписании специальные кадровые единицы, на которые будут приниматься работники для ведения учета.

Если руководство собирается высвободить для учетной деятельности кого-то из имеющихся сотрудников (например, на условиях совместительства или перевода), оно издает приказ – об организации воинского учета, где перечисляются работники, назначенные его вести.

Когда на предприятии не менее 2-х человек занимаются воинским учетом, их объединяют в особое подразделение – военно-учетный стол.

2-й этап – выявление сотрудников, подлежащих постановке на учет

Не всех работников предприятия надо ставить на воинский учет. Это необходимо в отношении следующих категорий сотрудников:

  • молодых мужчин призывного возраста (18-27 лет);
  • военнообязанных подчиненных (возраст значения не имеет).

К последней категории относятся сотрудники, пребывающие в запасе. В частности, статус военнообязанных имеют женщины, которые приобрели военно-учетную специальность (например, выучились на военного фельдшера), а также лица:

  • прошедшие альтернативную службу;
  • освобожденные от призыва на законных основаниях;
  • зачисленные в запас после увольнения с военной службы;
  • успешно окончившие обучение на военной кафедре, и т.д.

Полный перечень военнообязанных работников представлен в п.12 Методических рекомендаций Генштаба от 11.07.2017.

3-й этап – оформление личных карточек

Чтобы правильно вести воинский учет в организации, инструкция предписывает принять от работников определенные документы:

  • призывники представляют удостоверение, подтверждающее их статус;
  • военнообязанные предъявляют воинский билет.

На их основании ответственный сотрудник заводит на «учетных» работников личные карточки.

4-й этап – разработка и ведение учетной документации

Методические рекомендации Генштаба обязывают предприятия вести объемный пакет документов по воинскому учету. В частности, помимо личных карточек , организации нужно иметь:

  • план учетной работы;
  • журнал проверок;
  • шаблоны расписок о приеме воинских документов.

Весь список требуемой документации представлен в п.39 Рекомендаций.

5-й этап – регулярное выполнение мероприятий по воинскому учету работников

Данный этап охватывает комплекс различных мероприятий, которые входят в обязанности работников, ответственных за воинский учет. Они поименованы в нескольких пунктах Постановления Правительства № 719: 30, 31, 32. В обобщенном виде учетные мероприятия можно разделить на 3 вида:

  • по обеспечению правильной постановки на воинский учет;
  • по ведению личных карточек;
  • по актуализации сведений о работниках, поставленных на учет.

За нарушение требований по ведению воинского учета ответственное лицо может быть оштрафовано на 300-1000 рублей (ст. 21.1-21.4 КоАП).

Воинский учет - это обязательная регистрация всех военнообязанных сотрудников. Разберем по шагам ведение воинского учета в организации.

Организация воинского учета и его предназначение

Ведение такого учета — обязательный и достаточно важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (ред. от 27.06.2017). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (глава 21 КоАП РФ).

Цели ведения данного вида учета сформулированы в п. 2 Положения № 719:

  1. В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который должен его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
  2. А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.

Для соблюдения этих целей государство должно обладать актуальной информацией о призывниках, и актуальность данной информации как раз обеспечивает работодатель с помощью учета данных лиц.

Задачами воинского учета являются:

  • соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
  • корректное документальное оформление учета;
  • анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.

Учету подлежат следующие категории лиц (п. 14 Постановления № 719): мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники), а также граждане, находящиеся в запасе (военнообязанные).

К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями, а также мужчин, которые:

  • находятся в запасе;
  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • завершили обучение на офицеров запаса;
  • не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
  • прошли альтернативную службу.

Не нужно вести воинский учет, например, на сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат учету офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.

Мы составили пошаговую инструкцию организации воинского учета в организации, она поможет разобраться в нюансах процедуры.

Кто занимается воинским учетом

За ведение документации по учету военнообязанных на предприятии государственной или муниципальной формы собственности отвечают:

  1. Директор организации.
  2. Начальник отдела кадров (или его заместитель).
  3. Делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС), однако в небольших организациях это нереально. Он создается, когда в учреждении работает от 2000 до 4000 человек, которые подлежат воинскому учету. В таком случае для этой работы выделяют двух человек. В небольших организациях обязанность возлагается на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные за учет выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2019 года

Помочь в ведении воинского учет в организации в 2019 году для организаций с государственной или муниципальной формой собственности призвана данная инструкция.

Шаг 1. Определяем и назначаем ответственных лиц.

Воинский учет и бронирование в организации, а также назначение лиц, ответственных за исполнение этих процедур, прописывается в приказе директора предприятия. Приказ издают каждый год. Форма этой бумаги предлагается в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.07.2017

Шаг 2. Разрабатываем план работ по воинскому учету и бронированию.

Он включает наименование каждого мероприятия, сроки выполнения, ответственных лиц и отметки об исполнении. Отметки заверяются подписью ответственного лица.

Шаг 3. Создаем журнал проверок.

Это обязательный документ, утвержденный законом. Он содержит данные о проверках в этой области, выявленных нарушениях и предписаниях для устранения нарушений.

Шаг 4. Разрабатываем положение о делопроизводстве по воинскому учету.

Документ призван упорядочить документооборот в этой сфере на государственном или муниципальном предприятии. Примерная структура положения должна включать:

  1. Общие положения (для чего предназначен документ, какие пункты в нем присутствуют и что они регламентируют).
  2. Требования к оформлению документов.
  3. Правила подготовки документов (обозначить, какие бумаги должны заверяться подписями ответственных лиц, можно ли заполнять бланки от руки).
  4. Информацию об ответственном за регистрацию, ведение и хранение бумаг по военнообязанным сотрудникам, а также его функции.
  5. Правила и порядок работы с документами (в какие сроки оформлять бумаги, когда передавать их во внешние инстанции).
  6. Порядок хранения и передачи бумаг в архив.

Шаг 5. Заполняем первичные документы при трудоустройстве.

При приеме работников в государственную организацию на них заполняют первичные документы (гл. II, п. 17 Постановления № 719):

  1. Учетные карточки (для призывников).
  2. Учетные и алфавитные карточки (для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса).
  3. Карточки первичного учета (для офицеров).
  4. Личные карточки (форма Т-2), содержащие общие сведения, сведения о воинском учете, о приеме на работу и переводах, аттестациях, повышениях квалификации, наградах, профессиональной подготовке, отпусках, социальных льготах, увольнении.

Если ранее бумаги по работникам, на которых необходимо вести учет, на предприятии не вели, эти документы заполняют на действующих сотрудников.

Шаг 6. Оформляем стенд.

Ответственные за ведение документации по военнообязанным сотрудникам лица обычно хранят справочную информацию по этому вопросу в папках. Однако лучше оформить информационный стенд. Он наглядно демонстрирует основные положения:

  • по бронированию военнообязанных;
  • о целях и задачах регистрации, ведения и хранения документации по военнообязанным работникам;
  • об обязанностях;
  • о правонарушениях;
  • и важное объявление для военнообязанных граждан

Требований по оформлению стенда нет. Вот пример, как он может выглядеть на государственном предприятии:

Законодательство о воинском учете

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях построено на «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.04.2008 и включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации, по которым ведется учет, и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Форма личной карточки работников предприятия Т-2 предложена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Наша инструкция по ведению воинского учета в организациях включает заполнение этой формы.

Как происходит проверка воинского учета

Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.

Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • личные карточки граждан, по которым ведется учет;
  • журнал проверок ведения учета;
  • расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.

При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:

  • осуществление и организацию воинского учета в компании;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.

В журнал вносятся результаты проверки ведения воинского учета

Отчетность по воинскому учету

Специалист, трудовой функцией которого является ведение воинского учета, предоставляет в военкомат следующие отчеты:

  1. По принимаемых или увольняемым сотрудникам, подлежащим воинскому учету, — в течение 2 недель.
  2. По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
  3. По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
  4. По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В п. 21 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за неведение воинского учета может нести и руководитель компании, и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Выписывает штраф уполномоченное военкоматом лицо:

  • если сотрудник государственной структуры медико-социальной экспертизы не направил в военный комиссариат в установленный срок сведения о военнообязанных сотрудниках-инвалидах — штраф в размере 300-500 рублей;
  • если сотрудник органа записи актов гражданского состояния не направил в комиссариат сведения об изменениях — штраф 300-500 рублей;
  • если ответственный за ведение документации не предоставил в комиссариат информацию о взятых на работу (либо уволенных) военнообязанных гражданах — штраф 300-1000 рублей.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан создается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Далее перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате), а также план мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Как контролируют

Контроль за состоянием работы по бронированию проводится не реже одного раза в три года.

Предприятия, осуществляющие бронирование граждан, предоставляют ежегодно в контролирующие органы доклад. Вместе с докладом они предоставляют отчет по численности и сведения об обеспечении на период мобилизации трудовыми ресурсами.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Практически в каждой организации трудятся военнообязанные сотрудники. Однако не всегда воинский учет организован в учреждении правильно. А ведь основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Сегодня расскажем, как организовать в учреждении ведение воинского учета, необходимо ли выделять работника для этого, какие документы направлять в военкоматы, а также ответим на некоторые вопросы по данной теме, волнующие наших читателей.

Нормативная база

Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);

— Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);

— Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации?

Помимо нормативных актов, регламентирующих ведение воинского учета в организациях, на основании п. 39 Рекомендаций в организациях разрабатываются (ведутся):

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

— план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

— другие документы.

Какие документы отнести к «другим», спросите вы? Отвечаем. Это всевозможные планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций), и пр.

Кого будем учитывать?

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за его состояние отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения).

Первым делом определим, кто подлежит воинскому учету. В соответствии с п. 14 Положения это:

А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

— мужского пола, пребывающие в запасе;

— уволенные с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные учреждения;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Кроме этого, необходимо учитывать женщин, имеющих военно-учетные специальности согласно приложению к Положению (оператор ЭВМ, метеоролог, синоптик, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант и пр.).

К сведению. Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

В то же время п. 15 Положения установлены категории граждан, которые не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях:

1. Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ.

2. Проходящие военную службу.

3. Отбывающие наказание в виде лишения свободы.

4. Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.

5. Постоянно проживающие за пределами РФ.

6. Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Ответственный за ведение воинского учета

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами мероприятий по учету граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части (п. 17 Рекомендаций).

Повторим, что ответственность за ведение воинского учета в организации несет ее руководитель. Конечно, эту обязанность он может делегировать работникам. Чтобы понять, нужен ли человек, который будет заниматься только ведением воинского учета, или достаточно расширить круг обязанностей кадровика, обратимся к Положению и Рекомендациям.

На основании п. 9 Рекомендаций все организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию. А пунктом 12 Положения определено, что число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

— один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

— один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;

— два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;

— один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

Если требуется двое и более работников, осуществляющих воинский учет, Положение рекомендует объединять их в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, не забывая про женщин, имеющих военно-учетные специальности.

Обратите внимание! Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Чтобы определить, кто будет заниматься воинским учетом, необходимо издать приказ по форме, приведенной в приложении 4 к Рекомендациям. Отметим, что проект этого приказа в обязательном порядке согласовывается с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет (на территориях, где нет военных комиссариатов) (п. 22 Рекомендаций). Приведем пример такого приказа.

Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница N 3»

(ГУЗ «ГБ N 3»)

Приказ N 16 об организации воинского учета граждан, и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Во исполнение федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и от 11.07.1994 N 821 «Об утверждении Основных положений по бронированию граждан Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»

Приказываю:

1. Начальнику отдела кадров Кудряшовой О. А. организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе.

2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на заместителя начальника отдела кадров Ермолаеву Г. С.

3. При временном убытии Ермолаевой Г. С. в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, возлагать на делопроизводителя Рассказову Н. Г.

Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.

4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Главный врач Свешников /Р. Э. Свешников/

С приказом ознакомлены:

Начальник отдела кадров Кудряшова, 13.08.2012 /О. А. Кудряшова/

Заместитель начальника

Отдела кадров Ермолаева, 13.08.2012 /Г. С. Ермолаева/

Делопроизводитель Рассказова, 13.08.2012 /Н. Г. Рассказова/

Согласовано с военным комиссаром Ленинского ОВК г. Саранска:

Полковник Смирнов, 20.08.2012 /Е. Б. Смирнов/

Более того, Рекомендации советуют согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

К сведению. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации

Обязанности работника, осуществляющего воинский учет в организации, устанавливаются как Положением, так и Рекомендациями. Так, в соответствии с п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:

1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:

— наличие в паспортах отметок об их отношении к воинской обязанности;

— наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.

Обратите внимание! Работники, ответственные за ведение воинского учета, определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на такой учет, а также ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет (п. 28 Рекомендаций).

Кроме этого, ответственные за ведение воинского учета на основании п. 32 Положения для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках и документах воинского учета:

— направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений);

— в случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

— направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

— представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (по форме приложения 11 к Рекомендациям), а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по форме приложения 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400);

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

— вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

— оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Примечание. Переписка по воинскому учету работников должна храниться в организации в течение трех лет (ст. 690 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

К сведению. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка по форме, установленной в приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).

Примечание. Вышеназванные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, обязательно включаются в его должностную инструкцию и трудовой договор.

Отметим, что формы отчетов, списков и уведомлений, предоставляемых работниками организации в военкоматы, а также иных документов, необходимых для работы лица, ответственного за ведение воинского учета, приведены в приложениях к Рекомендациям. Например, сообщение о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение воинского учета должен составить по форме, установленной приложением 9 к Рекомендациям. Такое сообщение составляется в двух экземплярах: один направляется в военкомат по месту жительства работника, а второй помещается в дело по переписке с военкоматом.

Сообщения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства составляются по форме приложения 13 к Рекомендациям, регистрируются в журнале исходящей документации и направляются в военкомат заказным письмом с уведомлением о вручении.

К сведению. При приеме сотрудника на работу кадровик обязан проверить документы воинского учета (военные билеты, временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу) на соответствие их паспортным данным. При обнаружении неточных или неверных сведений владельца документа отправляют в военкомат.

Необходимо заполнить раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма Т-2 ГС (МС)). Затем в двухнедельный срок нужно сообщить о приеме военнообязанных граждан в военкомат.

Личные карточки

Повторим, что в каждой организации должна быть картотека личных карточек на военнообязанных работников. Как заполнять такие карточки, рассказывать не будем, это предмет отдельной статьи. А вот порядок их хранения требует уточнения.

Итак, личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:

Первый раздел — личные карточки на офицеров запаса;

Второй раздел — на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Третий раздел — на военнообязанных запаса женского пола;

Четвертый раздел — на призывников.

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.

Если в учреждении состоят на воинском учете более 500 граждан, возможно выделение дополнительного, пятого раздела — для личных карточек военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах об их вручении. Этот раздел составляется по командам (партиям) на основании данных пп. «а» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а в командах — по алфавиту.

Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе. При этом в п. 8 раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек данных граждан ставятся соответствующие отметки:

— «снят с воинского учета по возрасту» — у граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;

— «снят с воинского учета по состоянию здоровья» — у граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья.

При увольнении граждан с работы личные карточки военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

Ответственность за нарушение правил осуществления воинского учета

Соблюдение порядка организации ведения работы по воинскому учету в организации, как и соблюдение норм трудового законодательства, обязательно проверяется. Так, в силу п. 33 Положения контроль за ведением организациями воинского учета осуществляют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, определенном Приказом N 500. Военкоматы и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях:

— с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек — ежегодно;

— в остальных — не реже одного раза в три года.

При проверке правильности воинского учета в организациях определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами требований законодательства о воинском учете.

К сведению. Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организации военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна организация. Кроме этого, военный комиссар может принять решение о возбуждении в отношении руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет, дела об административном правонарушении.

Чтобы работодателям было понятнее, за какие нарушения какая ответственность им грозит, составим таблицу.

Норма КоАП РФ Нарушение Ответственность руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет
Статья 21.1 Непредставление в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на учет Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.2 Неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение возможности своевременной явки по вызову по повестке Штраф от 500 до 1000 руб.
Статья 21.3 Непредставление в двухнедельный срок сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.4 Несообщение в двухнедельный срок сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.

Подведем итог

Любая кадровая работа требует аккуратности и пунктуальности в составлении и оформлении документов. Чтобы не вызвать претензии контролирующих органов, рекомендуем тщательно анализировать требования законодательства о воинском учете, а также внимательно отнестись к оформлению документов по его ведению.

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы () либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Все знают, что воинский учет должен вестись в каждой организации, даже если в ней только один военнообязанный. Поэтому, как ни крути, придется сначала организовать воинский учет, если его не было, а затем его осуществлять (вести документацию, сдавать отчеты и т.д.). И пусть штрафы за несоблюдение требований законодательства в области воинского учета небольшие, провоцировать их назначение все же не следует. В статье расскажем работодателям, кто должен осуществлять воинский учет в организации и какие обязанности в этой области установлены, какие работники должны состоять на воинском учете, какие сведения представлять в военкомат и какая ответственность предусмотрена для нарушителей.

Кого учитывать?

Прежде всего отметим, что воинскому учету в организации подлежат призывники и военнообязанные работники. Кто относится к таким лицам - установлено п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и п. 14 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение).

Призывники - это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнообязанные - это граждане, пребывающие в запасе. К ним относятся:
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на нее;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на нее или не призванные на нее по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

К сведению. Женщины, имеющие воинские звания , пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.

При этом установлены лица, не подлежащие воинскому учету:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- имеющие воинские звания и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Документы воинского учета

Документами, подтверждающими постановку на воинский учет, являются:
- военный билет - для граждан, пребывающих в запасе;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета, которое выдается при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности;
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (ч. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ, п. 18 Положения);
- справка, выданная взамен военного билета, которая выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).
Согласно п. 30 Положения в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы сотрудники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Примечание. Штамп об отношении к воинской обязанности проставляется на странице 13 паспорта гражданина РФ. Образец штампа установлен в приложении 8 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Рекомендации).

Кроме этого, в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, одним из требований воинского учета является установление военнообязанных и призывников при приеме их на работу.

Обратите внимание! Сведения о принятых на работу граждан, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, должны передаваться в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет. За несообщение об этом ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Порядок организации воинского учета

Порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих воинский учет, требования к хранению документов и др. установлены Положением и Рекомендациями.
Начинается организация воинского учета с определения количества сотрудников, которые будут этим заниматься. В силу п. 12 Положения, если количество подлежащих воинскому учету менее 500, то воинский учет осуществляется одним сотрудником, выполняющим эту обязанность по совместительству. Если количество военнообязанных составляет от 500 до 2 000, для осуществления воинского учета необходимо выделить отдельную ставку для одного работника, а если военнообязанных от 2 000 до 4 000, то две. На каждые последующие 3 000 работников выделяется еще по одному освобожденному сотруднику.
Если воинским учетом предстоит заниматься двум и более сотрудникам, для них следует создать отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Обратите внимание! Общее количество работников, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества находящихся на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения).

Как правило, обязанность по ведению воинского учета возлагается на кадрового работника. Согласно Положению такая работа должна дополнительно оплачиваться. Для этого не обязательно оформлять совместительство, а можно оформить расширение зон обслуживания или увеличение объема работ в порядке ст. 60.2 ТК РФ и с письменного согласия самого работника.
Затем руководитель организации, в силу п. 9 Положения, издает приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма такого приказа приводится в приложении 4 к Рекомендациям. В приказе указываются состав и обязанности работников по ведению воинского учета.

К сведению. Кандидатуры работников, занимающихся воинским учетом, а также их перемещение и увольнение рекомендовано согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации путем направления военному комиссару проекта приказа.

Если работник, осуществляющий воинский учет, временно отсутствует, руководитель организации своим приказом должен назначить на этот участок работы другого сотрудника. При этом документы воинского учета должны быть переданы вновь назначенному лицу по акту (п. 22 Рекомендаций).
В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих в организациях и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению 17 к Рекомендациям. План также согласовывается с военкоматом.

Обратите внимание! Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. При проведении контроля проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона N 53-Ф3 и Положения (п. 3 Рекомендаций).

В соответствии с п. 39 Рекомендаций помимо приказа об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, и плана работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации должен вестись журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Форма журнала приводится в приложении 1 к Рекомендациям. Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации.
Кроме этого, в организации должны иметься расписки в получении от работников документов воинского учета, а также справочная информация по воинскому учету и другие необходимые документы.
Особое внимание при проведении воинского учета уделяется личным карточкам военнообязанных работников формы Т-2 и Т-2 ГС (МС). При этом коммерческие организации могут утверждать свою форму личной карточки.
Сведения о воинском учете вносятся в разд. 2 личных карточек. Требования по заполнению этого раздела установлены в приложении 7 к Рекомендациям.
Личные карточки работников, подлежащих воинскому учету, должны храниться отдельно в специальной картотеке, которая состоит из основных четырех разделов (на запаса, на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса, на военнообязанных запаса женского пола и на призывников).
При количестве работников более 500 в картотеке создается пятый раздел. Карточки в картотеке составляются по алфавиту.
Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки.
А при увольнении с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организации и сдаются в архив.
В связи с тем, что при осуществлении воинского учета в организации ведется свой документооборот, в том числе приходится хранить соответствующие документы, личные карточки и т.д., работодатель обязан выделить для сотрудников, ведущих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность бумаг.

Обязанности работников, ответственных за воинский учет

Обязанностей у работников, осуществляющих воинский учет, довольно много, и установлены они Положением и Рекомендациями.
Начиная с приема новых работников в организацию, ответственные лица должны, как уже было сказано выше, проверять у них наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, записей в них и отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, а также наличие мобилизационных предписаний.
В случае отсутствия отметок в паспорте следует отправлять запаса, призывников, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса в военкомат по месту жительства (месту пребывания). Если военкомат в муниципальном образовании отсутствует, указанные лица направляются в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций).
Заполнение личных карточек, их ведение и хранение также осуществляются работниками, ведущими воинский учет. При заполнении карточки надо уточнять сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет. В личные карточки также должны вноситься сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания и состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.
Таким образом, если воинский учет осуществляет не кадровый работник, то личную карточку придется заполнять двум сотрудникам. Определенные неудобства возникают и с хранением: личные карточки военнообязанных должны храниться в отдельной картотеке. Некоторые специалисты предлагают вести для военнообязанных дополнительные карточки воинского учета или вторые экземпляры личных карточек. Однако пока никаких разъяснений по данному вопросу в законодательстве нет.
В обязанности работника, осуществляющего воинский учет, также входит разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, контроль их исполнения, а также информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

К сведению. Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военкомата без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с него и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и другие нарушения законодательства о воинском учете влекут для гражданина административный штраф до 500 руб. (ст. 21.5, 21.6 КоАП РФ).

В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, ответственные за такой учет сотрудники оповещают работников о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления.

К сведению. Неоповещение работников о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, или необеспечение работникам возможности своевременной явки по вызову по повестке влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Помимо обязанностей, связанных с обеспечением документооборота воинского учета и взаимодействием с военнообязанными работниками, сотрудники, осуществляющие воинский учет, должны информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Кроме этого, ответственные за воинский учет сотрудники должны сдавать в военкоматы:
- сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (по форме, установленной в приложении 9 к Рекомендациям). Срок предоставления таких сведений - две недели;
- данные об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, здоровья работников, состоящих на воинском учете (по форме приложения 13 к Рекомендациям). Срок предоставления сведений - те же две недели;
- сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по форме приложения 10 к Рекомендациям). Предоставляются по запросам военкоматов;
- списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (предоставляются ежегодно в сентябре), а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

К сведению. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих в организации граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением 16 к Рекомендациям.

Военный комиссариат по согласованию с органом исполнительной власти может установить и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках (п. 34 Рекомендаций).
Кроме этого, требуется не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета в военкоматах.

Права работников, состоящих на воинском учете

Законодательством установлены обязанности работодателя по отношению к сотрудникам, состоящим на воинском учете.
В соответствии со ст. 170 ТК РФ и ст. 6 Закона N 53-ФЗ работодатель должен освободить сотрудников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
Кроме этого, работодатель в соответствии с п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), должен возместить работнику расходы, связанные:
- с проездом к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно;
- с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, о призыве на военные сборы;
- с прохождением военных сборов;
- с вызовом военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным постановлением. В силу п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется на основании представляемых работодателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих расходы. Такими документами могут быть справка из военкомата, приказ об освобождении сотрудника от работы в связи с прохождением военных сборов, расчет среднего заработка, платежная ведомость и пр.

Подводя итог, еще раз отметим, что обязанность по сбору, хранению, обновлению и передаче в военкомат сведений о военнообязанных сотрудниках установлена законодательством и избежать ее выполнения не получится. При этом в помощь работодателям изданы методические рекомендации и другие нормативные правовые документы. Если же что-то не понятно, работодатель всегда может обратиться за разъяснениями в военкомат по месту нахождения организации.

Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"



 

Возможно, будет полезно почитать: