Восточный лунно солнечно планетный 60 летний календарь. Лунные календари на востоке презентация к уроку

안창수. 청마의 기운으로 새해 행복하세요

Уже более двадцати лет у нас в стране стало очень модным именовать года по восточному циклическому “звериному” календарю, обязательно присовокупляя к имени животного цвет, что сразу же раздвигает рамки цикла с двенадцати лет до шестидесяти.

Так что же это за календарь, в котором совершают свой бег по малым двенадцатилетним кругам внутри большого шестидесятилетнего круга эти разноцветные животные, доносящие к нам дыхание и аромат Дальнего Востока? Каковы его структура и символика, где и когда он родился, в каких странах распространен сегодня? Обо всем этом мы знаем, в основном, очень мало, а то, что знаем – суть нечто весьма туманное.

Шестидесятилетний циклический календарь родился в древнейшие времена в Китае, а знаки его применяются в этой стране для летоисчисления с начала I века нашей эры.

Холодная ночная Луна, олицетворяющая у многих народов женское, оплодотворяющее начало мира, и ее дневной антипод – яркое, опаляющее жаром Солнце – главные светила, которые определяли не только ритмы явлений природы и биоритмы человеческого организма, но и многое в духовном мире древнего человека, имели для него значение магическое и сакральное. Такими воззрениями проникнуты и космологические концепции Древнего Китая.

Вслед за Солнцем и Луной особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали планеты-гиганты солнечной системы Юпитер и Сатурн. Это побудило китайских составителей циклического календаря попытаться увязать между собой астрономические циклы движения Земли и этих четырех планет – Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Рожденный в результате таких поисков шестидесятилетний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, за основу цикла в которой принято время двух оборотов Сатурна – 60 лет. За это же время Юпитер совершает пять оборотов. Именно такой подбор чисел не случаен, ибо цифра “пять” в древнекитайской натурфилософии символизирует “пять первоэлементов” (стихий) природы.

Вообще, вся символика этого календаря является частью единой символической системы, которая в те времена пронизывала буквально все стороны жизни китайца и отражала суть его видения и восприятия мира и себя в мире. В основе древней китайской натурфилософии лежит представление о жизни как о бесконечной цепи перемен, где в непрестанном движении взаимодействуют два начала – активная мужская сила Ян и пассивная женская сила Инь – две силы природы, ее Отец и Мать, совместно творящие Жизнь. И, видимо, неправильно было бы утверждать, что Ян – начало положительное, а Инь – отрицательное, так как надо помнить, что зримым воплощением этой идеи считались Небо (Ян) и Земля (Инь), Земля-Мать, Земля-кормилица. В древней китайской “Книге Перемен” (“И Цзин”) говорится: “У Инь и Ян общие свойства, но у мягкого и твердого есть своеобразие. В этом – творческая сущность Неба и Земли “. Они одновременно и едины, и противоположны. Яркий образ слияния Неба и Земли в творческом порыве – вешний грозовой ливень. Но единство Инь и Ян, Неба и Земли – это гармония единичности и множественности. Единично и в то же время бесконечно Небо. Множественна и конечна Земля. Образ слияния Неба и Земли очень емкий. Он является также воплощением двойственности Духа и Плоти, Скрытого и Явного.

Слияние Неба и Земли породило “пять первоэлементов”, из которых складываются “десять тысяч вещей”. Чередование этих элементов – Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды – определяет все явления мира видимого и незримого. Именно такая, последовательность первоэлементов основана на теории их “взаимного порождения” (“сяншэн”).

Дерево – это Восток, Утро, Весна, Начало (дня, года, рождение жизни и т. п.), планета Юпитер. Символический цвет его – синий цвет ясного неба, сине-зеленый цвет морской воды, зеленый цвет пробуждающейся весной растительности. В древности эти цвета четко не разделялись. И, видимо, потому, что зеленый цвет не является основным, чаще всего символическим цветом Дерева называют синий.

Дерево рождает Огонь, за Весной следует Лето. Огонь – это Юг, День, Лето, планета Марс. Конечно, его цвет красный.

Огонь рождает Землю . Такое представление могло сложиться в связи с тем, что древнейшие китайцы были земледельцами. Хотя на заре своей истории собственно китайцы заселяли только бассейн реки Хуанхэ, берега которой сложены из плодородного лёсса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся желтый песок, но и в Древнем Китае имелись значительные лесные массивы, в том числе и на плодородных почвах берегов реки Янцзы, где китайцы стали широко расселяться в I тысячелетии до н. э. и в начале н. э. А так как и там они занимались земледелием, то было оно, скорее всего, подсечно-огневым, когда земля освобождалась от растительности для нужд земледелия с помощью огня и удобрялась пеплом, то есть Огонь рождал Землю.

Земля в пространственном плане занимает Середину. Это – конец лета, время жатвы, время, когда Земля отдает людям свои плоды. И потому ее символический цвет желтый – это и цвет лёсса, и цвет созревших хлебов. Планета, соответствующая Земле, – Сатурн.

Земля из недр своих рождает Металл . За временем жатвы следует Осень. Металл – это Запад, Вечер, Осень, Конец, Завершение, планета Венера. Символический цвет его – белый. Древнейший толковый словарь Эръя объясняет это тем, что осенью белоснежное рисовое зерно наполняет закрома. И если Восток символизирует начало Света, зарождение дня, утро, то Запад – вечер, предвестие ночи, начало Тьмы.

Металл рождает Воду . В чем истоки такого представления? На этот счет можно высказать много гипотез. Рискнем и мы. Добыча и обработка металлов были известны человеку с древнейших времен. И он наблюдал переход металла из твердого состояния в жидкое, подобно воде. И как в воде зарождается все живое, так и в расплавленном металле уже содержатся в зародыше все те предметы, которые создаст из него рука человека. С другой стороны, процесс обработки металла может сопровождаться выделением воды или ее паров, которые, осаждаясь, превращаются в воду. Например, оксиды металлов, которые в древности чаще всего идентифицировали с металлами, под воздействием кислот превращаются в соли металлов и воду, а это в равной мере могли наблюдать как древние китайские философы, знакомые с алхимией, так и ремесленники в процессе своего труда.

Итак, Металл рождает Воду . На смену Осени приходит Зима. Природа засыпает. Вода – это Север, Ночь, Зима, Покой, Развитие, ушедшее внутрь, планета Меркурий. Приходит день зимнего солнцестояния – и в недрах Мрака зарождается Свет. Постепенно удлиняются дни и убывают ночи, в воде просыпается и начинает развиваться семя Жизни… Близится Весна. Вода рождает Дерево , Круг замыкается…

Естественно, символу присуща многозначность и зачастую невозможно просто дешифровать его смысл. Все сущее есть единство и противостояние противоположностей, их взаимоотношение и взаимовлияние. Тепло и холод, твердое и мягкое, созидание и разрушение, без которого созидание невозможно, ибо любое новое связано с ломкой старого. Мужское и женское начала. Единство противоположностей – главнейший закон природы. Потому и любая стихия, каждый первоэлемент двойственен и сам содержит в себе мужское начало Ян и женское Инь, проявляясь в двух этих состояниях.

Принцип этой двойственности нашел свое отражение в структуре календаря, ибо положенные в его основу “пять первоэлементов” имеют десять циклических знаков, или десять “небесных ветвей”, символизирующих два состояния каждого элемента. Эти знаки получили определенные названия. Нечетные знаки “небесных ветвей” символизируют мужское, “сильное”, “активное” состояние элементов и именуются 1 – цзя, 3 – бин, 5-у, 7 – гэн, 9 – жэнь; четные – женское, “слабое”, “пассивное” их состояние и именуются 2 – и, 4 – дин, 6 – цзи, 8 – синь, 10 – гуй .

Весь шестидесятилетний цикл делился на двенадцать периодов, которые тоже имели свои знаки, представляющие собой “земные ветви” или “земные корни”: 1 – цзы, 2 – чоу, 3 – инь, 4 – мао, 5 – чэнь, 6 – сы, 7-у, 8 – вэй, 9 – шэнь, 10- ю, 11- сюй, 12 – хай .

Расположив “небесные ветви” по горизонтали, а “земные” – по вертикали так, чтобы при их пересечении образовалось шестьдесят расположенных в шахматном порядке неповторяемых сочетаний, китайские составители получили схему шестидесятилетнего цикла, который вобрал в себя и пяти-, и десятидневные циклы первоэлементов природы, и двенадцатилетний юпитерный цикл, и девятнадцатилетний лунно-солнечный, и тридцатилетний сатурный.

Очень интересно и следующее. В каждом шестидесятилетнем цикле содержится 21912 суток, и он состоит из пяти двенадцатилетних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней. Причем, если в солнечно-юпитерном двенадцатилетнем цикле всего 4380 суток, то в лунно-юпитерном их может быть от 4370 до 4401, а в каждом из двенадцати лет цикла – от 353 до 385 суток. Например, в шестидесятилетнем цикле, длившемся с 1924 по 1983 гг., в первых двенадцати годах содержалось 4371 суток, во вторых – 4400, в третьих – 4370, в четвертых – 4401, в пятых – 4370. Всего 21 912, в среднем же – 4382 суток в двенадцатилетии, или столько, сколько их содержится в двенадцатилетнем солнечно-юпитерном цикле.

Наряду с этим календарным циклом в Китае и Центральной Азии с древнейших времен применялся для летоисчисления так называемый двенадцатилетний звериный или животный цикл – Восточный Зодиак, система знаков которого связана с двенадцатилетним циклом колебания природных явлений. Напомним, что слово “зодиак” греческого происхождения, имеет тот же корень, что “зоопарк”, и на русский язык его переводят как “круг животных”. Напомним и о том, что Солнце в течение года описывает на небесной сфере траекторию, именуемую эклиптикой, последовательно переходя из одного созвездия в другое, Таких созвездий двенадцать: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Они образуют так называемый пояс зодиака и называются зодиакальными. Каждое созвездие Солнце проходит в строго определенный временной отрезок года.

В космологии Древнего Китая зодиакальные созвездия носят другие имена. На Востоке, естественно, существует множество легенд, объясняющих смысл знаков Зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.

Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом – Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда они все собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один из другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных Восточного Зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла – это год крокодила, а во Вьетнаме четвертый год – год кота, а восьмой – козы. Наиболее же распространенными следует считать такие наименования:

  1. мышь (крыса)
  2. корова (бык, вол, буйвол, як)
  3. тигр (барс)
  4. заяц (кролик, кошка)
  5. дракон
  6. лошадь (конь)
  7. овца (баран, козел)
  8. обезьяна
  9. курица (петух)
  10. собака (пес)
  11. свинья (кабан)

Конечно, люди, рожденные под знаком какого-либо животного, могут иметь и другие черты, но определяющими для них эти черты не будут. Потому и считается, что, зная год рождения человека, можно определить главные особенности его характера и даже предвидеть его будущее. Вот откуда к каждой из двенадцати “земных ветвей” шестидесятилетнего циклического календаря древние китайцы присоединили название соответствующих животных.

Ниже представлена таблица 1, иллюстрирующая схему построения этого календаря. Название каждого года двойное и формируется из следующих компонентов: первый – один из десяти знаков “небесных ветвей”, второй – один из двенадцати знаков “земных ветвей” (“корней”). Например, первый год цикла обозначается знаками “цзя-цзы” и называется годом дерева и мыши, второй – “и-чоу” – дерева и коровы, пятый – “у-чэнь” – земли и дракона, сорок четвертый – “дин-вэй” – огня и овцы и так далее. При этом пять из шестидесяти годов цикла носят имя одного и того же животного. Этот вспомогательный атрибут повторяется раз в двенадцать лет, а так как каждому году одного и того же животного соответствует свой цветовой символ, то для уточнения его места в шестидесятилетнем цикле пользуются цветовой символикой. Правда, в обиходе, когда речь заходит о чьем-либо годе рождения, китайцы прибегают к более краткому его обозначению, просто называя животное соответствующей “земной ветви”. И если китаец на ваш вопрос ответит, что он родился в год тигра, то это в равной степени может означать третий, пятнадцатый, двадцать седьмой, тридцать девятый или пятьдесят первый годы цикла. Тут уж надо догадываться по внешнему виду собеседника.

Началом циклической эры считается год мыши, соответствующий 2637 году н.э. . Эта дата связана с первым годом царствования легендарного китайского правителя Хуан Ди. Значит, к сегодняшнему дню прошло уже 77 полных циклов, и с 1984 года идет 78-й. Названия животных же были присоединены к знакам периодов или “земных ветвей” лишь около двух тысяч лет назад.

Таблица 1 Шестидесятилетний китайский календарь

Небесные ветви

Животные

З 1 13 25 37 49 Шу-мышь
2 14 26 38 50 Ню-корова
Ху-тигр
Ту-заяд
Лун-дракон
Шэ-змея
Ма-конь
Ян-овца
Хоу-обезьяна
Цзи-курица
Гоу-собака
Чжу-свинья

По вопросу происхождения Восточного звериного календарного цикла нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому Зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию. По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 o , народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии, располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тигр (первоначально барс) оказывается на них совмещенным с китайским Зеленым драконом-хранителем Востока Цинлуном и противостоящим китайскому Белому тигру-ханителю Запада Байху (см. схему).

Пояснения. Элементы, типичные для зеркал в период Хань. На квадрате Земли, в центре – ось Мира, гора Бошань, окруженная облачным узором, по краю – циклические знаки “двенадцати земных ветвей” (корней), перемежающиеся с зернами риса. На белом поле восемь столпов, соединяющих Небо и Землю, циркули (Небо), угольники (Земля), Т-образные фигуры (знаки плодородия?) и знаки стран света. По кругу – узор гор и волн – горизонт (начало Неба). Элементы, появившиеся на зеркалах в период Тан. Знаки “багуа” восемь триграмм, расположенные – “по Вэнь-вану”; снизу по часовой стрелке: Вода, Гора, Гром, Ветер, Огонь, Земля, Водоем, Небо. Двенадцать зодиакальных животных тюркского цикла. (Будучи заимствованными, они входят в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, тюркский тигр (первоначально барс) оказывается совмещенным с китайским Зеленым драконом Востока и противостоящим китайскому Белому тигру Запада.

Чтобы определить, под какими знаками шестидесятилетнего цикла находится какой-либо год григорианского календаря, нужно проделать следующие несложные операции:

  1. цифровое обозначение года разделить на 60 и определить остаток от деления;
  2. из полученного остатка вычесть 3, если это год нашей эры; если полученный остаток равен трем или менее трех, то к нему нужно сначала прибавить 60, а затем из полученной суммы вычесть 3;
  3. найденная цифра и будет порядковым номером данного года в шестидесятилетнем цикле, остается только найти ее место в таблице 1 и выписать из нее циклические знаки: сначала – стоящий над вертикальной и затем – стоящий перед горизонтальной колонкой, на пересечении которых оказалась вычисленная цифра.

Например, 1986 год. 1986:60=33 и 6 в остатке. 6-3=3. Третий год шестидесятилетнего цикла – это год “бинь-инь”, то есть год огня и тигра.

Осуществить перевод дат китайского циклического календаря в годы григорианского календаря значительно сложнее. Для этого необходимо располагать определенными знаниями и иметь под рукой таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Тем, кого этот вопрос заинтересует, можно порекомендовать обратиться к приложениям к Большому китайско-русскому словарю “Хронологические таблицы” и “Календарные обозначения”, составленным В. С. Кузесом и И. М. Ошаниным.

Узнать, под каким знаком звериного цикла находится тот или иной год, совсем просто. Для этого из года нашего летоисчисления нужно вычесть 3, полученный результат разделить на 12 и определить остаток от деления. Он и покажет порядковый номер данного года по календарю звериного цикла. Проделаем эту операцию с тем же 1986 годом. 1986-3=1983. 1983:12=165 и 3 в остатке. Третий год звериного цикла – год тигра. Как видите, все совпало.

Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления. Например, название года шестидесятилетнего цикла в Японии образуется несколько иначе, чем в Китае. На первом месте стоит название первоэлемента, к которому прибавляется суффикс родительного падежа “но” и окончание “э” в случае, когда год символизирует мужское состояние элемента, или “то”, когда год символизирует его женское состояние. Буквально эти окончания переводятся как “старший брат” и “младший брат”. К этому названию через дефис присоединяется название соответствующего данному году животного. Вот как звучат по-японски названия годов текущего звериного цикла:

  • § 2008- Цугиноэ-нэ – год (земли и) мыши
  • § 2009- Цугиното-уси – год (земли и) коровы
  • § 2010- Каноэ-тацу – год (металлаи) тигра
  • § 2011- Каното-ми – год (металла и) зайца
  • § 2012- Мидзуноэ-ума – год (воды и) дракона
  • § 2013- Мидзуното-хицудзи – год (воды и) змеи
  • § 2014- Киноэ-сару – год (дерева и) лошади
  • § 2015- Киното-тори – год (дерева и) овцы
  • § 2016- Хиноэ-ину – год (огня и) обезьяны
  • § 2017- Хиното-и – год (огня и) курицы
  • § 2018- Цугиноэ-нэ – год (земли и) собаки
  • § 2019- Цугиното-у – год (земли и) свиньи

У монголов же пять стихий заменены названиями пяти цветов (мастей): синий, красный, желтый, белый и черный. Причем, если у китайцев начальный год всякого шестидесятилетнего цикла есть год дерева и мыши, то у монголов это всегда год огня и зайца, так что монгольский шестидесятилетний круг начинается через три года после китайского, а рожденные в пределах одного малого, то есть двенадцатилетнего, цикла считались сверстниками. “Мужские” года монголы называли твердыми, а “женские” – мягкими.

Календарь звериного цикла применяется в повседневной жизни народов Китая и Центральной Азии и сейчас. В старом Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались “восьмью знаками”, сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался “тверже” года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало, и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.

В уже цитированном нами приложении “Знаки Зодиака” к этнопсихологическим очеркам В. А. Пронникова и И. Д. Ладанова “Японцы” приведены не только характеристики людей-носителей того или иного знака, но и сообщается, с кем этому знаку можно вступать в брак, а с кем не рекомендуется. Например, существует поверие, что мужчина, рожденный под знаком Мыши, женившийся на женщине-Огненной Лошади, умирает насильственной смертью. Счастье, что такая Лошадь рождается лишь раз в 60 лет. А вот для Тигра Лошадь (как и Дракон) – лучший брачный партнер.

Сегодня наука располагает рассчитанными учеными разных стран таблицами для перевода дат с циклического лунно-солнечного календаря на европейский. Мы же в заключение нашего короткого рассказа укажем даты начала всех годов текущего двенадцатилетнего цикла по европейскому календарю (табл. 2) и приведем кажущуюся нам весьма интересной таблицу традиционного китайского деления времени суток на часовые периоды (стражи) и их названия в традиционном Китае и других странах дальневосточного региона (табл. 3).

Таблица 2 Синхронистическая таблица годов текущего двенадцатилетнего цикла, второго в 78-м шестидесятилетием цикле

№ года в цикле

60-летний цикл

12-летний животный цикл Дата начала года

по европейскому

календарю

элемент цвет Состояние

элемента

25 Земля желтый Муж. Мышь, крыса 07.02.2008
26 Земля желтый Жен. Корова, бык 26.01.2009
27 Металл Белый Муж. тигр 14.02.2010
28 металл белый Жен. Заяц, кролик 03.02.2011
29 Вода Черный Муж. дракон 23.01.2012
30 Вода Черный Жен. змея 10.02.2013
31 Дерево Синий Муж. лошадь 31.01.2014
32 Дерево Синий Жен. овца 19.02.2015
33 Огонь Красный Муж. обезьяна 08.02.2016
34 Огонь красный Жен. Курица, петух 28.01.2017
35 Земля желтый Муж. собака 16.02.2018
36 Земля желтый Жен. свинья 0502.2019

Таблица 3 Традиционные представления Дальнего Востока о часовых периодах суток и их соответствии животному циклу Восточного Зодиака

Для обозначения месяцев года использовались те же двенадцать символов – “двенадцать земных ветвей”. Ими же обозначалось и время суток, которые делились на двенадцать двойных часов: с 23 до 1 часа – цзы, с 1 до 3 часов – чоу и т. д.
Часовой период Животный цикл Название часового периода (стражи) Традици-онное китайское об этом отрезке суток
Китай-ское Япон-ское Вьетнам- Корей-ское
С 23 до 1 ч. Час мыши Цзы Нэ Ти Ча Полночь
С 1 до 3 ч. Час коровы Чоу Уси Шыу Чхук Петухи
С 3 до 5 ч. Час тигра Инь Тора Зан Ин Рассвет
С 5 до 7 ч. Час зайца Мао У Мао Мё Восход
С 7 до 9 ч. Час дракона Чэнь Тацу Тхин Ин Завтрак
С 9 до 11 ч. Час змеи Сы Ма Ти Са К полудню
С 11 до 13 ч. Час лошади У Ума Нго О Полдень
С 13 до 15 ч. Час овцы Вэй Хицудзи Муй Ми Склонение
С 15 до 17 ч. Час обезьяны Шэнь Сару Тхан Син К вечеру
С 17 до 19 ч. Час курицы Ю Тори Зау Ю Закат
С19 до 21 ч. Час собаки Сюй Ину Туат Суль Сумерки
С 21 до 23 ч. Час свиньи Хай И Хой Хэ

Лунные календари на Востоке

Определение

Лунный календарь - разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.

Теория календаря

Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток. Таким образом, календарный месяц может состоять или из 29, или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны. В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В соответствии с этим, продолжительность лунного года получается равной 12 × 29,53059 = 354,36708. Значит, в календарном году может быть или 354 дня - простой год, или 355 дней - продолженный (високосный) год; а для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности лунного года необходима система вставки високосов. Для её определения можно разложить дробную часть продолжительности лунного года в цепную дробь:

Обрывая эту дробь на разных стадиях деления, можно получить следующие правила для введения продолженных годов разной точности:

Где знаменатель указывает число лет в календарном цикле, а числитель - число продолженных лет в этом цикле. Таким образом, средняя продолжительность календарного года в сутках в этих календарных системах получается:

Цикл 3/8 получил название «турецкого» и используется в турецком лунном календаре; другой цикл 11/30, используемый в мусульманском календаре и часто именуется «арабским».

Лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222-354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.

Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

К неудобству лунного календаря следует отнести тот факт, что продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29д6ч15м до 29д19ч12м. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.

Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния. Неомения отстаёт от новолуния на 2-3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарём из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введённый по какой-либо системе, будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя с той или иной точностью будет в среднем этому движению соответствовать.

Лунные календари

o Исламский календарь - лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) - даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры.

o Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Использовался в Тибете до аннексии Китаем. В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным. Начало летоисчисления буддийского календаря ведется с года ухода Будды Гаутамы в нирвану.

Интересные факты

Предметы, которые можно рассматривать в качестве древнейших лунных календарей, известны из пещер Франции и Германии ориньякского времени (32-26 тыс. лет назад). Наборы знаков на костях и рогах животных, на мелких кусках камня, а иногда и на стенах пещер представляют собой наборы полумесяцев или линий в виде Змеиного узора. Примером подобного предмета является костяная пластина из АбриБланшар. Лунный календарь возрастом 18 тыс. лет обнаружен при раскопках Ачинской палеолитической стоянки близ города Ачинска. Лунный календарь, обнаруженный в Шотландии, относится к раннему мезолиту (10 тыс. лет назад). Изображение Луны имеется на диске из Небры (ок. XVII века до н. э.).

Солнечные календари в Европе

Определение

Солнечныйкалендарь -разновидностькалендаря, восновекотороголежиттропическийгод, тоестьпериодсменывремён года.

Теория календаря

Продолжительность тропического года составляет 365,24220 суток. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять или 365 суток - обычный год, или 366 суток - високосный год. Для того, чтобы средняя продолжительность календарного года была близка к продолжительности тропического года, необходима система вставки високосов. Для её определения можно разложить дробную часть продолжительности тропического года в цепную дробь:

Обрывая эту дробь на разных стадиях деления, можно получить следующие правила для введения високосных годов разной точности:

Где знаменатель указывает число лет в календарном цикле, а числитель - число високосных лет в этом цикле. Таким образом, средняя продолжительность календарного года в сутках в этих календарных системах получается:

Поскольку тропический год определяется как период между двумя последовательными прохождениями Солнца одной и той же точки равноденствия, то, рассуждая о точности календаря, обычно говорят о точке весеннего равноденствия. Так, одним из требований к солнечному календарю является тот факт, что момент прохождения Солнцем точки весеннего равноденствия по истечении календарного цикла должен приходиться на одну и ту же дату.

Первая система високосов с одной вставкой за четыре года существовала в юлианском календаре. Так как средняя продолжительность года юлианского календаря на 0,00780 суток больше тропического, то за 128 лет накапливается ошибка в 1 день, и день весеннего равноденствия смещается к зиме. 29-летний цикл никогда не использовался. 33-летний цикл был предложен Омаром Хайямом и лег в основу персидского календаря. 128-летний цикл был предложен Иоганном Медлером в 1864 г., но не был принят ни в одном календаре.

Указанный способ организации календаря не является единственно возможным. Неоднократно предпринимались попытки улучшить юлианский календарь. Новый календарь должен был, с одной стороны, быть более точным, с другой стороны - мало отличаться от юлианского. В григорианском календаре последовательность високосов оставлена практически без изменений: добавлено правило, что високосными являются только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Таким образом, из 400 лет выбрасывается 3 лишних дня, то есть полный календарный цикл григорианского календаря составляет 400 лет, а его средняя продолжительность:

Ошибка в один день накапливается примерно за 3300 лет.

Другим вариантом улучшения юлианского календаря стал новоюлианский календарь, предложенный МилутиномМиланковичем. В этом календаре последовательность високосов такая же, как и в юлианском календаре, но введено дополнительное правило, согласно которому вековой год считается високосным, если при делении его на 900 в остатке остается 2 или 6. Полный цикл такого календаря составляет 900 лет, на протяжении которых выбрасывается 7 лишних дней. Средняя продолжительность года этого календаря составляет 365,24222 суток, что дает ошибку 1 день примерно в 50 000 лет. Этот календарь используется рядом православных церквей.

И григорианский и новоюлианский календари обладают одним существенным недостатком, по сравнению с календарями, приведенными в начале. Вставка високосного года в них производится весьма неравномерно. Из-за этого, несмотря на достаточно точную среднюю продолжительность года, день весеннего равноденствия в разные годы внутри календарного цикла может попадать на разные дни.

Также следует заметить, что создание более точных календарей не имеет смысла, поскольку из-за векового замедления вращения Земли вокруг оси число суток в тропическом году медленно уменьшается.

Солнечные календари

o Древнеармянский календарь

o Григорианский календарь

o Иранский календарь

o Календарь бахаи

o Календарь малаялам

o Китайский календарь

o Коптский календарь

o Новоюлианский календарь

o Тайский солнечный календарь

o Тамильский календарь

o Шведский календарь

o Эфиопский календарь

o Юлианский календарь

7. Восточный (китайский) календарь

Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.
Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.
За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).
Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).
Небесные ветви (непереводимо):

Jia Ji
Yi Geng
Bing Xin
Ding Ren
Wu Gui

Земные побеги и соответстующие знаки Зодиака:

zi крыса Wu лошадь
chou бык Wei овца
yin тигр Shen обезьяна
mao заяц, кролик You петух
chen дракон xu собака
si змея Hai свинья

Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию.
Китайский календарь, как и иудейский, – комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего:
- Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13.
- Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней.
Новолуние – первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском.
Номера месяцев определяются следующим образом: Определяется дата, когда долгота солнца кратна 30 градусам (0 – весеннее равноденствие, 90 – летнее солнцестояние, 180 – осеннее равноденствие и 270 – зимнее солнцестояние) Эти даты называются основными периодами (Principal Terms) и используются для определения номера месяца:

Основной период Долгота солнца (градусов)
1 330
2 0
3 30
...
12 300

Каждый месяц получает номер основного периода для этого месяца. В случаях когда месяц содержит два периода – нумерация сдвигается. Например, месяц содержит период 1 и 2 будет нумерован 1, а следующий 2. Период 11 (зимнее солнцестояние) всегда приходится на 11 месяц.
Для определения високосного годя, имеющего 13 месяцев, вычисляется число новолуний между 11-ым месяцем года и 11 месяцем следующего года. Если в интервал попадает 12 полных месяцев - это високосный год. В этом случае, по крайней мере, один месяц не будет содержать главного периода. Первый из таких месяцев и объявляется високосным. Он нумеруется таким же номером как предыдущий, но с уточнением, что это дополнительный месяц.
Все астрономические вычисления проводятся для 120 меридиана восточной долготы. Это примерно соответствует восточному побережью Китая.

7.1. Начало года

В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля.

7.2. Летоисчисление

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.
Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. Перед революцией, Сун Ят-сен (Sun Yat-sen) решил установить республиканскую альтернативу имперским эрам правления. В соответствии с китайской традицией, первый год правления Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.

7.3. История китайского календаря

В Китае календарь был священным документом, поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.
Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.
С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.
Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора,
Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.
Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.
Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

7.4. Какой сейчас год по китайскому календарю?

Текущий цикл начался 2 февраля 1984 г (китайский год 4693). Эта дата бинг-юин в 60-дневном цикле, и месяц гуи-чоу в 60-месячном цикле.

7.5. Японский календарь

Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода):

Год Животные (дзюниси) Элементы (дзиккан) Название года
1 Нэ (Мышь) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Нэ
2 Уси (Бык) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-Уси
3 Тора (Тигр) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Тора
4 У (Заяц) Хи-но-То (Младший Огонь) Хи-но-То-У
5 Тацу (Дракон) Цути-но-Э (Старшая Земля) Цути-но-Э-Тацу
6 Ми (Змея) Цути-но-То (Младшая Земля) Цути-но-То-Ми
7 Ума (Лошадь) Ка-но-Э (Старшее Золото) Ка-но-Э-Ума
8 Хицудзи (Овца) Ка-но-То (Младшее Золото) Ка-но-То-Хицудзи
9 Сару (Обезьяна) Мидзу-но-Э (Старшая Вода) Мидзу-но-Э-Сару
10 Тори (Петух) Мидзу-но-То (Младшая Вода) Мидзу-но-То-Тори
11 Ину (Собака) Ки-но-Э (Старшее Дерево) Ки-но-Э-Ину
12 И (Кабан) Ки-но-То (Младшее Дерево) Ки-но-То-И
13 Нэ (Крыса) Хи-но-Э (Старший Огонь) Хи-но-Э-Нэ

7.5.1. Летоисчисление

Это также китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждает девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считается первым годом нового правления, и с него начинается новая эпоха - период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.
Эпоха "Хэйсэй" (Мир и Спокойствие), как и правление императора Акихито, началась в 1989 году. Соответственно, 2000 год - 12 год эпохи Хэйсэй.
Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. - легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.
Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лунный календари на Востоке Гидаятханова Алиса

Лунный календарь - разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц. Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.

Китайский лунный календарь Лунный календарь в Китае, уходит своими корнями в незапамятную древность. В Китае традиционный порядок исчисления времени ведется по лунному календарю. Основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н. э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (II век до н. э. – II век н. э.), которая, тогда утвердившись, использовалась вплоть до XX века.

Изменения вида луны обусловливаемые положением ее относительно солнца и земли, называются фазы луны. Возвращение луны к прежним фазам наблюдалось во времена глубокой древности и имело значение для установления счета времени. Луна обращается вокруг своей оси с запада на восток в 29,530 суток, вследствие чего луна всегда обращена к земле одной и той же стороной. Ещё в Древнем Китае фазы луны были избранны в качестве основной единицы измерения времени. В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год. Именно по лунным месяцам ориентированы почти все традиционные праздники Китая и сопредельных с ним стран

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени.

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени. С незапамятной древности в Китае существовал счет дней по шестидесятеричному циклу, что получило большую известность на Западе как восточный календарь. На рубеже нашей эры шестидесятеричный цикл был приспособлен для счета лет. Китайская традиция вела отсчет шестидесятилетних циклов от 2637 г. до н. э., когда, по преданию, он был учрежден Хуан- ди (Желтым императором), имевшим в Китае статус как бы родоначальника китайской цивилизации. В рамках шестидесятилетнего цикла двенадцатичленный ряд ассоциировался с уже известными зодиакальными животными, а десятичленный ряд – с пятью мировыми первоэлементами, рассматриваемыми в мужском и женском аспектах. В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников, таких, как «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ; кстати, «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю – переменный, и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21–22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля.

Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений – любых других мероприятий. Персональную «карту cудьбы », мин шу, также исчисляют, применяя мантический календарь Ся.

Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (например, корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский – Кролик в зодиакальном цикле заменен Котом; тибетский – несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский – изменён принцип расчета, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями). Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведенные с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии, начиная со средневековья и до новейшего времени. В Иране лунный календарь был в обиходе крестьян и сборщиков налогов вплоть до запрета на его использование в 1925 г.


«Меня, например, откровенно смущают люди, у которых есть простые объяснения сложных процессов. Надпись „здесь могут водиться драконы“ частенько и честнее, и симпатичнее подробной физической карты местности, составленной по принципу „одна
Владимир Гуриев, 2003, Журнал «Компьютерра»

Календари стран Восточной Азии

Д ействующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и в некоторых других странах Азии 60-летний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Этот нелегкий по построению календарь усложняется еще тем, что пяти- и десятилетние циклы «элементов природы», 12-летний юпитерный, 19-летний лунно-солнечный и 30-летний сатурный циклы, о которых речь будет идти ниже, органически входящие в 60-летний циклический календарь, не имеют порядковых номеров и являются замкнутыми.

С древнейших времен в странах Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна. Это прежде всего относится к кочевникам Центральной Азии и в значительной степени объясняется образом их жизни. Каждая семья кочевника имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет. Так, каждая юрта была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение наблюдения за движением светил. Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением. Известный русский мореплаватель и путешественник по северу Сибири, один из учредителей Русского географического общества Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870) отмечал это качество у якутов: «Один якут средних лет уверял начальника Усть-Янской экспедиции лейтенанта Анжу, что ему случалось видеть, как одна большая голубоватая звезда (Юпитер) глотала другие меньшие звезды и после выплевывала. Таким образом, этот сибиряк простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера» .

Есть основание предполагать, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30° и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно- юпитерный 12-летний календарный цикл: 1) мышь (крыса); 2) корова (бык, вол); 3) тигр; 4) заяц (кролик); 5) дракон (крокодил); 6) змея; 7) лошадь; 8) овца (баран); 9) обезьяна; 10) курица (петух); 11) собака; 12) свинья (кабан).

В середине II тысячелетия до н. э. у народов Восточной Азии появилась иероглифическая письменность. К этому времени уже было накоплено немало знаний, позволяющих научно обосновывать некоторые закономерности природы. Астрономы Древнего Востока умели определять новолуния, солнечные и лунные затмения и предсказывать многие другие стихийные явления. Они, например, установили, что продолжительность лунного месяца равна примерно 29,5 суток, а солнечного года — 365,25 суток. На этой основе были составлены лунный и солнечный календари, а затем в IV в. до н.э. - лунно-солнечно-юпитерный календарь.

Периодичность движения светил

Созданию этого календаря предшествовало открытие закономерностей в соотношении лунных месяцев и солнечных лет. В частности, было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает:

365.2422 x 76=27758,7 суток,

29,5306 x 940=27758,4 суток.

Это открытие позволило составить циклический лунно-солнечный календарь, в 76-летнем периоде которого насчитывается 48 обычных лет, содержащих по 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 суток, и 28 лет, имеющих по 13 месяцев. Чтобы оперировать меньшими числами, решили все эти показатели сократить на четыре, благодаря чему образовался цикл, равный 19 годам. В каждом таком цикле 12 лет содержат по 12 месяцев и 7 лет — по 13 . В каждом таком 19-летнем цикле содержится около 6940 суток (6939,6). Тридцатый месяц называется «вставным» или «дополнительным». Он может приходиться как по лунному, так и по солнечному календарю на любое время года. Очередность годов с вставным месяцем не носит постоянного характера. На протяжении последних двух тысяч лет в китайском лунно-солнечном календаре с 19-летним циклом она менялась девять раз. В XIX и XX вв. очередность лет с вставным месяцем следующая: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19. Причем в виде исключения в текущем 19-летнем периоде, который начался в 1981 г., в китайском календаре вместо девятого года (1985) будет восьмой (1984), тогда как во Вьетнаме, Корее и Японии, которые пользуются схожей хронологией, сохранится девятый год (1985).

В странах Восточной Азии ранее классовое общество стало складываться прежде всего в Китае, где рабовладельческий строй господствовал полторы тысячи лет, начиная с XIV в. до н. э. Крупнейшим астрономическим центром Древнего Китая был город Чжоугун (современная провинция Хэнань). Здесь свыше трех тысяч лет тому назад уже имелась астрономическая обсерватория, велись и фиксировались наблюдения за планетами и звездами. Особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали самые крупные из планет-гигантов — Юпитер и Сатурн.

Хотя астрономическая наука тогда еще не располагала точными данными о времени обращения планет (считалось, что все планеты вращаются вокруг Земли), все же было определено, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12, а Сатурн — за 30 лет . Кроме того, придавая большое значение символике чисел, и особенно поискам циклов в движении космических тел, китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Так, они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять оборотов.

Такой подбор чисел соответствовал и мировоззрению китайской натурфилософии: цифра пять являлась символом пяти «элементов» природы — дерева, огня, металла, воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный). Цветовые знаки применялись также при обозначении планет и времен года. В сводном виде китайская символика «элементов» и «стихий» выглядит следующим образом:

«Элементы» природы «Стихии» Цвета Географическое направление Планеты
1. Дерево Весна Зеленый или синий Восток Юпитер
2. Огонь Лето Красный Юг Марс
3. Земля Конец лета Желтый Центр (середина) Сатурн
4. Металл Осень Белый Запад Венера
5. Вода Зима Черный Север Меркурий

Естественно, что символы «элементов» природы были использованы при составлении календаря 60-летнего цикла. В соответствии с принципами натурфилософии каждый из этих элементов обладает общностью противоположностей, так как единство противоположностей —главнейший закон природы. Поэтому и любая стихия имеет положительные и отрицательные качества. Например, огонь дает тепло, благодаря которому развивается животный и растительный мир, но может обжигать, и уничтожать. Вода питает влагой животный и растительный мир, но может и наносить ущерб, затоплять, разрушать.

Пять «элементов» имеют десять циклических знаков или десять «небесных ветвей», которые последовательно называются: цзя, и, бин, дин, у, цзы, гэн, синь, жэнь, гуй.

Кроме «небесных ветвей», имеется еще двенадцать «земных корней»: I-цзы, II-чоу, III-инь, IV-мао, V-чень, VI-сы, VII — у, VIII — вэй, IX — шень, Х — ю, XI — суй, XII-хай.

Расположив «небесные ветви» по горизонтали, а «земные корни» по вертикали, так, чтобы при пересечении образовалось шестьдесят неповторяемых сочетаний, мы получим схему 60-летнего календарного цикла китайского календаря.

Но так как в Китае и в других странах Восточной Азии бытует с древних времен 12-летний животный цикл, то каждому из двенадцати «земных корней» присуще название соответствующего животного.

Из приводимой ниже таблицы 60-летнего цикла видно, что каждый год имеет двойное название. Первый компонент — один из десяти знаков «небесной ветви» (цзя, и, бин и т.д.), второй — один из двенадцати знаков «земных корней» (цзы, чоу, инь и т. д.) Если в пределах 60-летнего периода взять любой год, например 56, то он будет изображен так: цзы вэй. Другими словами, ни один год из шестидесяти не имеет одинакового названия. Что же касается третьего компонента любого года — названия животного, то в пределах 60-летнего цикла пять из годов носят имя одного и того же животного.

Сочетания знаков 60-летнего цикла лунно-солнечно-юпитерного календаря

«Небесные ветви»
Му
(дерево)
Хо
(огонь)
Ту
(земля)
Дзин
(металл)
Шуй
(вода)
Название животного
цзя
I
и
II
бин
III
дин
IV
у
V
цзы
VI
гэн
VII
синь
VIII
жэнь
гун
Х
«Зем-
ные
кор-
ни»
1. Цзы 1 13 25 37 49 Крыса (мышь)
2. Чоу 2 14 26 38 50 Корова (бык)
3. Инь 51 3 15 27 39 Тигр
4. Мао 52 4 16 28 40 Заяц
5. Чень 41 53 5 17 29 Дракон
6. Сы 42 54 6 18 30 Змея
7. У 31 43 55 7 19 Лошадь
8. Вэй 32 44 56 8 20 Овца (баран)
9.Шень 21 33 45 57 9 Обезьяна
10. Ю 22 34 46 58 10 Курица
11. Сюй 11 23 35 47 59 Собака
12. Хай 12 24 36 48 60 Свинья (кабан)

В лунно-солнечно-юпитерных календарях животные названия тех или иных лет лишь вспомогательный атрибут.

Так как в каждом 60-летнем цикле одно и то же животное встречается пять раз с промежутками в 12 лет, то для уточнения года внутри цикла пользуются дополнительно цветовой символикой:

Мышь 1 синий 13 красный 25 желтый 37 белый 49 черный
Корова 2 синий 14 красный 26 желтый 38 белый 50 черный
Тигр 3 красный 15 желтый 27 белый 39 черный 51 синий
Заяц 4 красный 16 желтый 28 белый 40 черный 52 синий
Дракон 5 желтый (1988г.) 17 белый (2000г.) 29 черный (2012г.) 41 синий (1964г.) 53 красный (1976г.)
Змея 6 желтый 18 белый 30 черный 42 синий 54 красный
Лошадь 7 белый 19 черный 31 синий 43 красный 55 желтый
Овца 8 белый 20 черный 32 синий 44 красный 56 желтый
Обезьяна 9 черный 21 синий 33 красный 45 желтый 57 белый
Курица 10 черный 22 синий 34 красный 4 6 желтый 58 белый
Собака 11 синий 23 красный 35 желтый 47 белый 59 черный
Свинья 12 синий 24 красный 36 желтый 48 белый 60 черный

Таким образом, каждый год имеет присущее только ему условное сочетание. Например, год Дракона (5, 17, 29, 41, 53) именуется следующим образом: 5 — жёлтый дракон, 17 — белый дракон, 29 — чёрный дракон, 41 — синий дракон, 53 — красный дракон .

Так как в нашей стране до сих пор еще не публиковался этот довольно сложный и в то же время интересный и весьма распространенный среди народов Восточной Азии календарь, мы считаем целесообразным привести в качестве образца фрагмент (1996-2000) календарной таблицы, включающей период 1864-2000 гг.

Окончание.

Годы 60-летнего цикла 13 1996-1997 14 1997-1998 15 1998-1999 16 1999-2000 17 2000
Мышь Корова Тигр Заяц Дракон
Кол-во дней Кол-во дней Кол-во дней Кол-во дней Кол-во дней
1-й 29 19-II 30 7-II 30 28-I 30 16-II 30 5-II
2-й 30 19-III 29 9-III 29 27-II 29 18-III 30 6-III
3-й 29 18-IV 30 7-IV 29 28-III 29 16-IV 29 5-IV
4-й 30 17-V 29 7-V 30 26-IV 30 15-V 29 4-V
5-й 30 16-VI 30 5-VI 29 26-V 29 14-VI 30 2-VI
Вставной 29 24-VI
6-й 29 16-VII 29 5-VII 30 23-VII 29 13-VII 29 2-VII
7-й 30 14-VIII 30 3-VIII 30 22-VIII 30 11-VIH 29 31-VII
8-й 29 13-IX 30 2-IX 29 21-IX 29 10-IX 30 29-VIII
9-й 30 12-X 29 2-Х 30 20-X 30 9-Х 29 28-IX
10-й 30 11-XI 30 31-X 30 19-XI 30 8-XI 30 27-X
11-й 29 11-XII 30 30-XI 29 19-XII 30 8-XII 30 26-XI
12-й 29 9-I 29 30-XII 30 17-I 29 7-I 29 26-XII
Кол-во дней в году 354 355 384 354 354

В каждом 60-летнем цикле насчитывается по 21 912 суток, и он состоит из пяти 12-летних лунных циклов, содержащих, как правило, различное количество дней, причем если в солнечно-юпитерном 12-летнем цикле содержится 4380 суток, то в лунно-юпитерном цикле может быть от 4370 до 4401 суток, а в каждом из двенадцати лет — от 353 до 385 суток. Как видно из прилагаемой таблицы, в текущем 60-летнем солнечно-лунно-юпитерном цикле в первых двенадцати годах содержится 4371, во вторых-4400, в третьих — 4370, в четвертых — 4401 и в пятых — 4370 суток; в сумме же -21912, а в среднем — 4382, т. е. столько, сколько содержит один 12-летний солнечно-юпитерный цикл.

В текущем 60-летнем цикле совпало начало 19-летнего цикла с первым годом 60-летнего, т. е. 1924 г. по григорианскому календарю. Начала следующих 19-летних циклов пришлись на 1943, 1962 и 1981 гг. В каждом из них содержится по 6940 суток.

В таблице 60-летнего цикла, в ее левой части по вертикали, представлены цифры, указывающие на очередность лунных месяцев в каждом году. Всего год насчитывает 12 месяцев, а в некоторых годах есть еще один вставной месяц, который не имеет порядкового номера и может находиться в различных сочетаниях с другими месяцами.

В каждом 19-летнем периоде содержится двенадцать лет по 12 месяцев и семь лет по 13 месяцев. В верхней графе по горизонтали стоят цифры, обозначающие порядковый номер года в 60-летнем периоде.

Во второй графе по горизонтали (вверху) даны наименования животных, приходящиеся, на тот или иной год. В этой же графе проставлены года по григорианскому календарю. В вертикальных колонках в соответствии с каждым годом 60-летнего периода указано количество дней в том или ином лунном месяце, а внизу — итоговое количество дней, в соответствующем году.

В графах под годами григорианского календаря поставлены даты, на которые приходятся Новый год и начало последующих лунных месяцев лунно-солнечно-юпитерного календаря. При этом прослеживается закономерность — Новый год приходится на числа, находящиеся в пределах от 21 января до 20 февраля.

Так, если Новый год в 1982 г. пришелся на 25 января, то в последующие годы XX в. новогодний праздник выпадает соответственно на: 13-11, 2-11, 20-11 и т.д.

Одна из черт, отличающих лунно-солнечно-юпитерный календарь от солнечно-юпитерного 12-летнего животного цикла, состоит в том, что количество дней в году здесь непостоянно и может быть равно 353, 354, 355 или 383, 384, 385 суткам. Кроме того, в отличие от мусульманского календаря классической лунной хиджры в нем нет строгой последовательности чередования месяцев в 30 и 29 дней и могут встретиться два, три и даже четыре раза подряд месяцы в 30 суток.

Создание календарей в странах Восточной Азии, кроме прямой необходимости в летосчислении, сопровождалось целью укрепления монархического строя и утверждения авторитета китайских императоров. Дело в том, что в Восточной Азии насчитывается огромное количество эр. Эры начинались с года вступления на престол того или иного монарха, а годы его правления делились на периоды, каждому из которых придавались специальные символические названия-девизы. Поэтому датировка тех или иных событий отсчитывалась от начала правления императора, а если император имел девизы, то от начала того или иного девиза.

При пользовании лунно-солнечно-юпитерным календарем или при переводе дат этого календаря на даты лунного или солнечного календарей прежде всего необходимо знать хронологические рамки девиза, а в тех случаях, когда указано только имя императора, надо знать годы его правления. Обычно в сводных хронологиях каждой страны, кроме 60-летних таблиц, даются в алфавитном порядке имена монархов, девизы и соответствующие даты.

В Китае последним императором был Пу-и, царствовавший с 1909 по 1911 г. Отсчет времени при императоре Пу-и шел под девизом Сюань-тун.

В конце 1911 г. в стране был установлен республиканский строй, а первым президентом Китайской Республики был избран выдающийся революционер-демократ Сунь Ят-Сен.

Традиционный 60-летний календарь в несколько измененном виде сохранил свое действие, особенно в сельской местности, но в городах параллельно с ним широкое распространение получил европейский (григорианский) календарь, который стал внедряться в деловую жизнь Китая еще в середине прошлого века. <…>

Примечания:

Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю. 1820-1824 гг. М., 1948, с. 318.

Эта же закономерность была установлена в 433 г. до н. э. знаменитым афинским астрономом и математиком Метоном.

В середине II в. Птолемей в «Альмагесте» дал подсчеты видимого движения Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна и других планет с точностью до 10 мин. Значительно позже были даны более точные подсчеты, и в частности установлено, что время обращения Юпитера равно 11,862 года, а Сатурна-29,458 года.

В некоторых календарях принято чередование цветов и их оттенков: синий, синеватый, красный, красноватый, желтый, желтоватый и т. д.

Из книги: В. В. Цыбульский
«Календари и хронология стран мира», М., 1982



 

Возможно, будет полезно почитать: