Занятие по звуковой культуре речи в младшей группе «Артикуляция звука. Конспект организации непосредственно образовательной деятельности Тема: Звуковая культура речи: звук «Ф

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Воспитание звуковой культуры речи

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Отвечая на этот вопрос, проанализируем некоторые методические положения.

Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков. Так, для того чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается, в частности, правильной артикуляцией гласного звука а; плотно смыкать губы – этому способствует четкое произношение звуков м, п, б и т. п.

В образовании некоторых гласных и согласных звуков много общего, например, звуков и и з. В обоих случаях передняя часть языка напряжена и приподнята, воздух проходит через проход, созданный языком и небом (образуется гласный) или языком и альвеолами верхних зубов (образуется согласный). Или: при произнесении звуков т, д, н язык находится за верхними зубами, как и при звуках ш, ж. Положение языка при гласных и, э, подобно положению языка при артикуляции с, з.

Четкое произношение звуков о, у во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш, ж, ч, щ; произношение ф, в - свистящих з, с и сонорного л; т, д, н – шипящих и сонорных р, л.

Воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения, хотя эта задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, то есть фонематический слух, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т. п. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи. Остановимся подробнее на двух последних этапах.

Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с каким-либо реальным объектом: а-а-а – лепечет маленький ребенок, у-у-у – сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению, дает возможность в занимательной форме объяснить ребенку необходимость очередного повторения звука. Например: «Научимся рычать так же хорошо, как большой медведь (э-э-э); напомним песенку малышу-медвежонку, забывшему ее; поможем медвежонку позвать медведицу» и т. д. Разнообразие приемов повышает работоспособность детей, поддерживает интерес к осваиваемому материалу.

Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3–4 повторения). Например, воспитатель говорит: «У-у-у - сигналит паровоз. Как он сигналит? (Хоровой ответ.) А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин… Наташин…»;

Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки». В этой игре дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Воспитатель «заводит» белочку-ребенка «ключиком». «Ц-ц-ц», – произносит белочка. (Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась.)

В эти игры дети играют и вне занятий, повторяя знакомые песенки (звуки);

Использование «волшебного кубика». На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись!» – приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются (поочередно) 2–3 кубика.

Следует выделить группу приемов, в которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности:

Исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных и свистящих (с, з) звуков, целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2–3 сек.) произносить звук на одном выдохе. Можно использовать прием «вытягивания ниточки» (руки находятся впереди – на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). При этом нужно следить за позой малыша: часто, «вытягивая ниточку», дети опускают голову;

Исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басом, а игрушечного – в более высокой тональности (тоненько).

Произношением согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х младшие дошкольники овладевают, упражняясь в звукоподражаниях. Приемы, позволяющие поддерживать активность детей и обеспечивающие их работоспособность при многократном повторении одного и того же звукоподражания, те же, что и для отработки произношения изолированного звука. Так, хором и по одному малыши проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пи-и-пи-и, колокольчики – динь-дон и т. п.). Используется и «волшебный куб». Ко-ко-ко (квох-квох, кудах-тах-тах) – произносят дети, если на грани кубика изображена курица.

Следует подчеркнуть, что на данном возрастном этапе звукоподражания не столько средство активизации речи детей – эта задача была ведущей в группах раннего возраста, – сколько удобный материал для воспитания звуковой культуры речи.

Упражняя детей в отчетливом произношении звукоподражаний, легко предусмотреть задания на их различение (дон-дон и динь-дон ), на формирование темпа речи, ее интонационной выразительности (квох-квох-квох – негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах-куд-кудах - громко кудахчет она, чем-то встревоженная).

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения. Остановимся на их характеристике.

Игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.

Речевой материал для игр-инсценировок следует подбирать с учетом следующих моментов:

– звуки, трудные для произношения, сначала следует отрабатывать в словах, слоги в которых строятся по принципу «согласный + гласный», а не «согласный + согласный + гласный», так как последние трудны для трехлетнего ребенка;

– слова следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, в других – мягким (Мила – мыло, зонт – зебра);

– гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным.

Использование стихотворных строк. Воспитатель напоминает детям отрывок, затем 2–3 раза повторяет его вместе с ними. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети «пекут оладушки и приговаривают: «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки» (закрепление звука а).

Воспитатель уточняет, из какой книжки (сказки) прочитанный отрывок, напоминает ее название. (Этот прием позволяет без дополнительных затрат времени повторять с детьми программные произведения.)

Чтение небольших новых программных произведений на занятиях по звуковой культуре речи. После чтения воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют. Например, для закрепления произношения звука с целесообразно использовать народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х – стихотворение В. Берестова «Веселое лето» («Удивительный петух – сверху перья, снизу пух; хитрый хвостик вьется, в зубы не дается; девочке хохочется, ей смеяться хочется» и т. д.).

Повторение детьми слов из рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки) – Пиком, Паком, Поком. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.

Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако в целях воспитания у малышей вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, предназначенных для коллективной работы с детьми.

Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенного положения языка, губ, способствующего правильной артикуляции звука.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру.

I. Упражнение, способствующее подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и. т. д.) и в некоторой степени обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

II. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф-ф-ф – песенка ежа; ц-ц-ц - песенка белочки; пи-пи-пи - пищит мышка; бип-бип - сигналит машина и т. д.)

III. Многократное проговаривание звука (звукоподражания) детьми. Для этого педагог предлагает 3–4 звукоподражания (фу, фью, уфф; бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания воспитатель, как правило, включает в свой рассказ (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; воспроизведение заданного темпа речи, силы и высоты голоса; отработку свободного, плавного, длительного (2–3 секунды) выдоха.

IV. Закрепление звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются: рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Воспитание звуковой культуры речи В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.Большинство детей на четвертом году

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Развитие речи В современном мире основным способом взаимодействия людей является способ вербальный. Поэтому развитие речи – важнейшая задача педагогов, работающих с дошкольниками.От трех до четырех летРазвивающая речевая среда Ребенок накапливает определенный запас

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Культурализм – парадигма преобразования культуры в мир личности Наиболее кардинальной альтернативой вышеобозначенным парадигмальным установкам (прежде всего натурализму и социоморфизму) в психологии выступило направление, центральным пунктом которого является

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Развитие речи Период с 6 до 12 месяцев очень важен для развития речи. Поэтому вам необходимо создать вокруг малыша благоприятную атмосферу, в которой будут формироваться речевые навыки. Нетерпение, с которым вы ожидаете первых слов вашего малыша, вполне понятно… Но

Из книги Азбука детского здоровья автора Шалаева Галина Петровна

Развитие речи Речевые нормы Нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего ребенка с успехами деток-ровесников. Но определенные данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды, существуют и их неплохо бы знать.12 месяцев В словарном запасе крохи

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Развитие речи Речевые нормы 1,5 года Малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 40 слов. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит. Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, либо своеобразные звукосочетания

Из книги Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики автора Абашев Владимир Васильевич

Развитие речи Речевые нормы 2 года Словарь ребенка состоит из 200–400 слов и фраз из 2–3 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»). Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

3 языковые системы. 3 культуры, 3 стиля жизни Бесспорно, дети должны были испытать особые трудности с русским языком: более длинные слова, ударение смещается, есть чередования гласных и согласных, к системам склонения-спряжения добавляются особые случаи,

Из книги автора

Дефекты речи Неясная или запинающаяся речь, картавость, шепелявость и другие трудности речи часто встречаются между двумя и пятью годами, когда дети учатся говорить и выражать себя в словах В большинстве случаев это проходит, если жизнь ребенка протекает в здоровой,

Из книги автора

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая

Из книги автора

Пермь в топике русской культуры В настоящем очерке предпринимается попытка понять Пермь как одно из «общих мест» русской литературы – то есть как топос культуры с присущим ему потенциалом символических значений. Поиски Перми на карте русской культуры начнем с

Из книги автора

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования Мы не раз подчеркивали, что, обучая взрослых людей иностранному языку (а точнее, иноязычной речи,

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе .

Тема: Отчетливое произношение звуков [ф] и [ф’].

Цель: формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф’] изолированными и в разных частях слов,способствовать формированию интонационной выразительности речи;

развивать воображение;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,желание помочь окружающим.

Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.

Материалы и оборудование: корзинка,игрушка ежик и лисы,волшебный мешочек с мелкими игрушками,изображающими «еду»ежиков и то,что ежики не любят кушать,коробка с картинками одежды.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,давайте поздороваемся друг с другом,а для этого нам нужно стать в круг и произнести такие слова: «Мы веселые друзья,нам поссорится нельзя,поздоровайся со своим соседом(обними своего соседа,погладь своего соседа,улыбнись своему соседу)»

(Дети выполняют указанные действия.)

Воспитатель: Молодцы,сели на стульчики!

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой,ребята,вы слышите,там кто-то стучится.Давайте посмотрим.Никого нет,только одна корзинка.Интересно,что там.Какая-то записка.Что же в ней написано.А в ней загадка.Давайте,мы ее дружно отгадаем.

«Идет,иголки на себе несет,свернется в клубок,нет ни головы,ни ног.»Кто же это?

Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно,ежик.

Ежик: Здравствуйте,дети!

Воспитатель и дети: Здравствуй,ежик!

Ежик: Я очень рад,что попал в ваш детский сад.В подарок вам я хочу спеть песенку!

3. Видео песенки «Маленький ежик».

На спине листок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине листок несу
Самый сильный я в лесу,все,что нужно принесу!
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине грибок несу
Самый сильный я в лесу, и боюсь одну лису.
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине лису несет, песенку поет:
Фуфти-фуфти-фуфти-фу, на спине лису несу
Самый сильный я в лесу, победил саму лису...

Ежик: Ребята,вам понравилась?

Воспитатель: Да, понравилась,спасибо тебе!А мы с ребятами тебе за это хотим рассказать сказку про язычок.Послушай,пожалуйста!

4.Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Жил-был в своем домике Язычок(показать язычок).Решил Язычок погулять:посмотрел нет ли дождя(поднять к верхней губе),посмотрел нет ли луж(опустить к нижней губе).Понравилось Язычку на улице и захотелось ему побегать и поиграть(быстрые и четкие движения вправо и влево).Устал Язычок и лег отдохнуть(положить на нижнюю губу).Вернулся Язычок домой и закрыл дверь(спрятать язычок и закрыть ротик).

5.Беседа.

Ежик: Очень интересная,сказочка,спасибо!

Воспитатель: Ребята,а кто мне скажет,сколько к нам пришло ежиков в гости?

Дети: Один.

Воспитатель: Молодцы,а сколько у него лапок?

Дети: Много.

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно,а какого цвета у ежика носик.

Дети: Черного цвета.

Воспитатель: А давайте посмотрим,где у него глазки,а ушки где.

Воспитатель: А что же это такое колючие у ежика?

Дети: Иголки.

Воспитатель: Умницы,а сколько их?

Дети: Много.

6.Знакомство с новым звуком.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете какую песенку поют ежики,как они разговаривают?Давайте вместе ее споем! «Ф-Ф-Ф»

Дети: «Ф-Ф-Ф»

Воспитатель: Теперь давайте споем песенку,которую поет взрослый еж.Он ее поет громко «Ф-Ф-Ф».

Дети: «Ф-Ф-Ф»

Воспитатель: Теперь,как маленький.Он поет тихо,лаского « фь-фь-фь».

Дети: «фь-фь-фь»

7.Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Молодцы.Ребята,а еще когда ежики довольны,то они говорят «фи-фи-фи»,а когда им что-то не нравиться,то они произносят «фу-фу-фу».Так как ежик у нас в гостях,значит мы должны его угостить чем-нибудь вкусненьким.А что же он любит?А чтобы это узнать,мы поиграем с вами в игру «Водшебный мешочек».Я буду к вам подходить с волшебным мешочком в котором лежать угощения для ежика,а вы должны будете вытаскивать по одному предмету и показывать всем,при этом должны угадать,понравиться он ежику или нет.Если да,то произносим «фи-фи-фи»,если нет,то «фу-фу-фу».

Воспитатель: Итак,давайте посмотрим,что же понравилось ежику.

Дети: Грибы,яблоки!

Воспитатель: Да,давайте теперь угостим ежика.

Ежик: Ой,как вкусно,спасибо,ребятки!

Воспитатель: Пожалуйста!

Воспитатель: Скажите,а как вы думаете ежики храбрые или нет?

Дети: Храбрые.

Воспитатель: Правильно,они храбрые,но все таки и у ежей есть враги.А кто же это?

Дети: Лиса,волк.

Воспитатель: Да,лиса,волк.Если ежики испугались,то как они защищаются?

Дети: Выставляют колючки.

8.Физминутка.

Воспитатель: Верно,а давайте пока наш ежик отдыхает,мы с вами поиграем в игру «Ежики и лиса».Вы сейчас превратитесь в храбрых ежиков,станете в круг и будете шагать произнося такие слова:

«По тропинке мы идем-

Фук,Фок,Фэк.

Громко песенку поем-

Фук,Фок,Фэк.

Лучше нас лесных ежей

Фук,Фок,Фэк.

Нет на свете сторожей».

А в это время лисичка будет спать,как только вы закончите произносить слова,она проснется,а я произнесу такую фразу «Вот лисичка к ним идет,свернулись ежики в клубок, нет ни головы,ни ног.»Как только я закончу произносить слова,вы должны будете свернуться в клубок,чтобы лисичка вас не съела.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы,никог не съела лисичка,только лапки наколола.Сели на стульчики.

Воспитатель: Ребята,пока мы свами играли ежик уснул.Давайте не будем его тревожить,пусть отдыхает.А вот лисичка нам что-то хочет сказать.Ну,лисичка говори.

9.Проблемная ситуация.

Лиса: В лесу,где я живу,замело мою норку снегом,а в норке осталась вся моя одежда,может быть у вас в садике есть для меня одежда?

Воспитатель: Ну,что ребята,поможем лисичке.У меня есть коробочка,в которой лежит разная одежда.Сейчас вы по очереди будете подходить к ней и доставать и называть одежду для лисички,а остальные хором будут повторять.

Дети: Футболка.

Дети: Фартук.

Дети: Сарафан.

Дети: Гольфы.

Дети: Кофта.

Дети: Шарф.

Лиса: Какая красивая,одежда,но признаться честно,я люблю одежду в горошек.

Воспитатель: Лисичка,не расстраивайся,мы с ребятами сами сделаем тебе наряды.

10.Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята,у каждого из вас на столах лежит разная одежда: у кого-то сарафан,у кого-то шарф,у кого-то фартук,какого они цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: Да,она белого цвета,а для того,чтобы одежда понравилась лисички мы ее украсим горошком.Для этого нам не нужны кисточки,мы будем красить пальчиками.Итак,обмакнули пальчик в гуашь и примакнули к одежде.Повернулись к столам и приступили к работе.

Лиса: Какая прелесть,вот это то,что мне надо,теперь я буду самая нарядная в своем лесу!Спасибо огромное,до свидания!

11.Рефлексия деятельности.

Воспитатель: До свидания,лисичка.Ребята,а за то,что вы были такие молодцы,ежик,хоть и уснул,но про вас не забыл.Он оставил вам угощение.Всем спасибо.

Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.

Цель:

Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь;

Побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь;

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кисти рук;

Стимулировать слуховое внимание;

Активизировать дыхание.

Оборудование: ширма; игрушка - петушок; две баночки с крупой (горох и пшено); перышки из цветной бумаги на ниточках; картинки с изображениями поросенка, петуха, попугая, цыпленка.

Х О Д З А Н Я Т И Я

1.Знакомство с гостем

В о с п и т а т е л ь. Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок - кто это?

Д е т и. Петушок.

В о с п и т а т е л ь. Верно.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу - петушка - и далее говорит за него).

П е т у ш о к. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.

В о с п и т а т е л ь. И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, дети? Давайте и мы поздороваемся с петушком.

П е т у ш о к. Я так сильно спешил к вам, что не успел покушать.

В о с п и т а т е л ь. А мы тебя сейчас накормим.

Воспитатель предлагает детям покормить петушка. Достает две баночки с пшеном и горохом и дает детям послушать, как звучат эти крупы, как они отличаются друг от друга по звуку. Дети делают вывод о том, что горох звучит громко, а пшено - тихо. Потом воспитатель предлагает детям угадать, что выбрал петушок (за ширмой погреметь или горохом или пшеном). Дети по звуку угадывают, какую еду выбрал петушок.

П е т у ш о к (клюет зерно). Спасибо, ребята, что накормили меня. Я наелся, отряхнулся, и перышки у меня разлетелись. А теперь посмотрите, ребята, под свои стульчики.

Дети смотрят под стульчики и обнаруживают, что под стульчиками лежат «перышки»-поддувалочки.

Дети играют с перышками: дуют на них.

Проводится игра на продолжительность полета перышек: у кого перышко будет летать дольше, у кого - дальше. Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи, вдыхали носом, не надували щеки.

2. Артикуляционные упражнения

Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.

  1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - язычок,

Он удобно в доме лег. (Широко открыть рот).

В о с п и т а т е л ь (напоминает). Когда мы широко открываем рот, то можем спеть песенку звука «а». Давайте попробуем спеть такую песенку.

2. Двери - губы гибкие.

Могут стать улыбкою. (Изобразить улыбку).

В о с п и т а т е л ь. Ответьте мне: когда губки улыбаются, какую песенку мы можем спеть?

Д е т и (отвечают). Песенку звука «и».

3. А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. (Вытянуть губы трубочкой) .

В о с п и т а т е л ь. Вспоминайте, какой звук поют губки, когда они - трубочкой?

Д е т и. Звук «у».

В о с п и т а т е л ь. Я хочу сообщить вам, что мой язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Повторите за мной этот звук. (Дети повторяют). Обратите внимание детей на то, что язычок не может также плавно и на одной ниточке петь эту песенку, как он делал это раньше с такими звуками, как «а», «о», «у, «и». Язычок натыкается на преграду, и песенка получается глухая и не певучая.

Дети хором и поочередно произносят новый звук.

В о с п и т а т е л ь. Зато песенка нового звука отчетливо звучит, когда пищат цыплята.

3. Пальчиковая гимнастика

В о с п и т а т е л ь. Покажем клювики цыплят, при этом будем петь их песенку. (Указательный палец соединяется с большим на обеих руках, три других - прижаты вместе) .

4. Игра с петушком

В о с п и т а т е л ь. Наш петушок хочет поиграть с нами, предлагаю поиграть в игру «Заводные цыплята». Вы все будете игрушечными цыплятами. (Петушок подбегает к детям поочередно и «заводит» их, после завода ребенок должен изобразить цыпленка, спеть его песенку, поет до тех пор, пока петушок не выключит заводную игрушку).

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звуки.

5. Сказка про цыпленка

В о с п и т а т е л ь. Предлагаю вам посмотреть на доску с картинками.

- Кто изображен на этих картинках?

- Я расскажу вам про этих животных сказку, а вы внимательно слушайте. Однажды петушок, попугай и поросенок играли в прятки. Подошел к ним цыпленок и говорит: «Можно, я с вами буду играть?»

«Нет, - ответил поросенок, - мы играем только с теми, у кого имя начинается на «п» или «пь»: п - поросенок, п - попугай, пь - петушок. А цыпленок начинается на «ц». «Ну и что же, - возразил цыпленок, - зато я хорошо умею пь-пь-пищать: «Пи-пи-пи! ». Послушали животные песенку цыпленка и согласились играть с ним вместе.

- Во что играли друзья?

- Почему они сначала не хотел играть с цыпленком?

- Почему потом согласились?

- Давайте назовем еще раз главных героев: п - поросенок, п - попугай, пь - петушок.

- А какие слова вы еще знаете на звук «п»? (Ответы детей).

6. Чистоговорки

Воспитатель предлагает детям произнести чистоговорки в разной динамике - сначала тихо, потом громко.

Па-па-па - на столе крупа;

Пи-пи-пи - пирожок купи.

Прилетели птицы поклевать пшеницы.

Петушок хвалит детей, прощается и уходит.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме « Звуковая культура речи: звук и »

Участники : дети 3-4 лет.

Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Задачи:

    воспитывающие воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу;

    развивающие развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, внимания;

    обучающие продолжить отрабатывать чёткое произношение звуков а, у, о; научить детей чётко и правильно произносить звук и

Предпосылки универсальной учебной деятельности:

    коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;

    познавательные – умение определять лишнюю картинку по главным признакам из 3-4 предметов, собирать из разрезанных картинок цельное;

    регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;

    личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои возможности.

Оборудование для педагога: 15 маленьких конвертов с разрезными и целыми картинкам (изображениями иглы, ириски и индюка, арбуза), игрушка Винни-Пух, кубик с наклеенными картинками, игрушка лошадка, колокольчики, смайлики - эмоции по количеству детей (печаль, радость, удивление, злость), ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Оборудование для детей: игрушка Винни-Пух, коврик детский.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организационный момент.

Приветствие "

Педагог встречает детей.

Доброе утро, ребята! Проходите, садитесь. Ребята, мы сегодня поприветствуем друг друга необычным способом. Нужно прикоснуться одной ладошкой к ладошке соседа и назвать его имя ласково.

Прикасаюсь ладоней к соседу справа, называю его имя ласково. Далее дети повторяют.

Стук в дверь.

Интересно, кто это может быть? Воспитатель открывает дверь, берет в руки Винни-Пуха с конвертом в руках

Ребята, вы узнали кто это? (ответ детей)

«Слушаю его».

Ребята, Винни-Пух приветствует вас и просит нас ему помочь. Он затрудняется определить эмоции.

Воспитатель раздает картинки с эмоциями.

У каждого из нас картинка с эмоцией. Рассмотрим её, и каждый расскажет Винни-Пуху какая у него эмоция. У меня Винни-Пух, эмоция (называю). Каждый ребенок высказывается.

Какая эмоция встречалась больше всего?

(радость) Поднимите карточку, у кого нарисована эмоция радость. Пусть, ребята, у вас будут только радостные эмоции, веселье, смех. Всегда дарите друг другу только улыбки и позитив. « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» .

(общение, игровая)

Ситуативный разговор,

игровая ситуация, коммуника-тивная игра

Слово, игрушка Винни-Пух,

картинка с эмоцией на каждого участника

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности,

развитие эмоциональной отзывчивости

Ребёнок проявляет инициативу, обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе,
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Винни –Пух благодарит нас и приглашает поиграть с ним в волшебный кубик. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, волк, курочка, девочка с ранкой, девочка и мальчик заблудились, доктор смотрит горлышко.

"Крутись, вертись, на бочок ложись", – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением волка. Дети вспоминают, как поёт волк: "У-у-у". Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа..", если на картинке – курочка, нужно проговорить: "Ко-ко-ко" и т.д.

Молодцы, ребята! Педагог показывает им лошадку (игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: "И-и-и-и". (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог "превращает" в жеребят и "заводит" волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: "Маленькие колокольчики поют: "Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: "Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра,

пение, двигательная деятельность)

Игровая ситуация,

ситуативный разговор,

коммуника-тивная игра

Слово, двига-тельные действия, игрушка Винни-Пух, кубик с наклеен-ными картин-ками, игрушка лошадка, колоколь-чики

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие воображения.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

у ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями. Обладает развитым воображением.

Ребята, давайте отдохнём. (Надевает на детей ободок с изображение индюков и индюшат, воспитатель надевает ободок с изображение ястреба).

Индюки по травке ходят, 1

Индюшат с собою водят. 2

Громко индюки кричат - 3

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, 4

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, 5

Да боится индюков.

Движения.

    Ходьба на месте.

    Ходьба в приседе.

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

    И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

    И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Физминутка

Двигательный, действия.Ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

У ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями

Игра «Собери картинку». Ой, ребята, посмотрите. Ведь мы совсем забыли про Винни-Пуха, а он нас ждёт, потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание.

«Попробуйте собрать картинки. Как картинку соберёте, сами все сразу поймёте».

Ребята, пройдемте на полянку (садимся на коврики).

Каждому ребенку педагог, выдает конверт. В нем лежат картинки разрезанные на 4 части. (иголка, индюк, ирис, арбуз).

Дети самостоятельно собирают. После педагог, выдает целую картинку каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке?

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука и, но там есть лишняя? Это арбуз, эта картинка лишняя, так как начинается на звук «а». Правильно. Давайте их ещё раз все вместе произнесем.

Познавательное развитие (познавательная деятельность)

Логические операции (установле-нии аналогии, классификация, сравнение, обобщение)

Разрезные картинки

развитие воображения, восприятие целостного образа.

Обладает развитым воображением

Игра «Поймай звук и»

Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук «и» , должны будете хлопать в ладоши:

У, а, о, и, а, у, о, и, и, а, и, о, и, у, и, и, и, о.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Звуки, хлопки в ладоши

Развитие внимания

Проявляет любознательность, обладает развитым воображением

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Рефлексия.

Педагог: Понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Чем вы поделитесь с родителями?

Каждый из вас может выбрать смайлика (печаль, радость, удивление, злость). Я пойму в каком настроении вы уходите с этого занятия.

Дети выбранную эмоцию забирают себе.

До свидания, ребята. Дети прощаются с Винни-Пухом и воспитателем.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Слово, игрушка Винни-Пух

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Мария Аргудяева
Занятие по звуковой культуре речи в младшей группе «Артикуляция звука [О]»

Программное содержание :

Совершенствовать слуховое внимание, развивать фонематический слух. Учить детей чётко произносить гласный звук О (изолированный, в звукоподражательных словах , фразовой речи ). Развивать интонационную выразительность речи , поощрять детские импровизации.

Ход занятия:

1. Ознакомление со звуком О . «У Оли была кукла Поля. Оля очень любила свою куклу. Однажды Оля нечаянно уронила куклу на пол и у неё отбился нос. Оля горько плакала. Пришла мама, увидела беду и воскликнула О-о-о! Потом сказала : «Не плачь, Оля, мы починим куклу, приклеим ей нос»

Восп : Как воскликнула мама? (Дети отвечают : О-о-о)

2. Артикуляция звука О .

Восп : Весёлый Язычок слышал, как мама сказала О-о-о! Ему понравилась эта песенка, и он захотел её спеть. Он открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел : О-о-о! Это очень хорошая песенка,- сказал Язычок, она слышится в словах Оля, осень, осы. А теперь и вы, дети сделайте губы колесом и спойте песенку О-о-о. (Хоровые и 3-4 индивидуальные ответа) .

3. Работа с картинками : овощи, кошка, дом, повар. Произносить так, чтобы было слышно звук О . (Активизация)

4. Раздаётся горестное О-о-о. Это Поля. Что случилось, Поля? О-о-о! Что болит? Горло! Открой рот, скажи а-а-а. Да, горло красное. Я помажу лекарством. Вот и всё. Спасибо, доктор!

5. Физкультминутка : п/и «Большие ноги шли по дороге»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Где была? Далёко!

Кого ищешь? (Петю, Олю, Таню)

Сорока называет ребёнка, говорящего с ним.



 

Возможно, будет полезно почитать: