«Битва за Англию. Битва за британию

ПРЕЛЮДИЯ К ВТОРЖЕНИЮ НА БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА

В реалиях Битва за Британию свелась к борьбе за господство в воздухе над Южной, Юго-Восточной Англией и проливом Ла-Манш (с начала июля по конец октября 1940 года).

Выражение «Битва за Британию» было придумано премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем вскоре после поражения английского экспедиционного корпуса во Франции и эвакуации его из Дюнкерка в метрополию. Это пафосное название имело своей целью сплотить нацию для противодействия немецкой агрессии.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ

Военно-воздушные силы фашистской Германии (люфтваффе) всеми силами старались добиться превосходства над Истребительным командованием Великобритании. В свою очередь, английские Королевские ВВС (RAF) старались сохранить собственную боеспособность и вывести из строя как можно больше немецких самолетов. Ситуация для англичан усугублялась еще и тем, что налеты на Соединенное Королевство противник мог осуществлять не только с территории Франции, но и из Германии, Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов. Потенциально немцы и итальянцы могли совершать вылеты своей авиации на бомбежку из любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Превосходство люфтваффе над RAF было подавляющим, но не все было таким однозначным, как казалось.

БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ПВО

Во-первых, еще в марте 1939 года британской спецслужбе МИ-6 удалось добыть секреты немецкой шифровальной машины «Энигма», и англичане в основном были в курсе планов немецкого верховного главнокомандования. Во-вторых, британцы создали эффективную систему раннего предупреждения о воздушном нападении. На первой линии обороны они разместили 18 радиолокационных станций высотного контроля (РСВК), которые в основном располагались на побережье Южной и Восточной Англии. Эти станции обнаруживали вражеские самолеты на средних и больших высотах на расстоянии до 200 км, однако очень приблизительно определяли их количество. Для обнаружения низколетящих самолетов были задействованы радиолокационные станции контроля за низкими высотами (РСНКУ). Они давали возможность следить за низколетящими самолетами в воздушном пространстве на дистанции до 70 км.

Радарные станции и посты наблюдения собирали обильную информацию о воздушном противнике, которая подвергалась тщательной фильтрации, чтобы исключить дублирование и ошибки. После этого она поступала в штабы авиагрупп, потом на командные пункты секторов обороны, которые и наводили эскадрильи английских истребителей на подлетающего противника. Весь процесс передачи и обработки информации занимал не более четырех минут, за которые немецкие бомбовозы пролетали лишь около 19 км. Поэтому направленные на врага британские истребители в большинстве случаев их перехватывали. Для того чтобы отслеживать передвижение своих эскадрилий, применялся специальный радиомаяк. Он монтировался на одном истребителе в каждой эскадрилье и регулярно, каждую минуту в течение 14 секунд, передавал опознавательный сигнал, с помощью которого на земле следили за местоположением подразделения, наводя его на цель.

В-третьих, 14 мая 1940 года британцы, наконец, образовали министерство авиационной промышленности (во главе с лордом Бивербруком), которое в бешеном темпе занялось производством английских боевых самолетов.

ПЕРВАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

Самые первые налеты немецкая авиация совершила на Англию в ночь на 6 июня 1940 года (около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии), затем наступило затишье. Но после капитуляции Франции (22 июня 1940 года) ночные налеты группами до 70 самолетов вновь возобновились.

2 июля 1940 года ВВС Германии получили приказ начать кампанию против Соединенного Королевства, целью которой было уничтожение английской боевой авиации, воспрещение торгового судоходства в проливе Ла-Манш, уничтожение сооружений в портах Англии и минирование подходов к ним. 4 июля немецкие самолеты напали на британские конвои в Ла-Манше и бомбардировали морскую базу в Портленде. 10 июля бомбардировщики Дорнье Do 17 под прикрытием двадцати «Мессершмиттов» атаковали конвой «Брэд».

Считается, что первая фаза Битвы за Британию началась 10 июля, а закончилась 11 августа 1940 года. К 8 августа британское Адмиралтейство потеряло от немецких бомбовых ударов два эскадренных миноносца и 18 транспортных и вспомогательных судов. За месяц дневных налетов фашисты потопили английские корабли общим тоннажем около 40 000 брт. Истребители RAF с 10 июля по 10 августа 1940 года сбили 227 самолетов противника (потеряв 96 своих).

ВТОРАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

В дальнейшем, понимая, что атаками на английские корабли превосходства в воздухе им не завоевать, немцы изменили тактику. Теперь главными объектами атак стали британские самолеты, аэродромы, авиационные школы, предприятия, производящие самолеты, радарные станции.

С 19 августа командование RAF резко изменило тактику действий истребительной авиации — главной ее задачей стала защита собственных аэродромов. Летчикам предлагалось по возможности избегать вступления в бой с немецкими истребителями сопровождения, а нападать и уничтожать в первую очередь именно бомбардировщики. Силы английских ВВС таяли на глазах: большая часть аэродромов была сильно повреждена бомбежками, а летный состав RAF был совершенно вымотан непрерывными боевыми вылетами.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА БРИТАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Летчики-истребители британских Королевских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в Битве за Британию. Они позволили Соединенному Королевству сохранить свой суверенитет и разрушили планы Гитлера.

К началу сентября 1940 года ситуация для Англии сложилась просто критическая, потери в истребителях стали так велики, что промышленность не успевала их восполнять, а летные школы — готовить новых воздушных бойцов. И тут случилось чудо.

ТРЕТЬЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

С 7 сентября 1940 года началась третья фаза Битвы за Британию — люфтваффе оставили в покое Королевские ВВС и перешли к бомбардировкам Лондона и других густонаселенных городов Великобритании. А подоплека этих событий была такова… «Ночью 24 августа 1940 года немецкие самолеты по ошибке сбросили несколько бомб на Лондон. В следующую же ночь британские военно-воздушные силы ответили на это налетом на Берлин, в котором принимало участие 80 бомбардировщиков. Тогда взбешенный Гитлер приказал люфтваффе прекратить бомбежку наземных баз британской авиации и сосредоточиться на Лондоне… В этот самый трудный момент, когда британская противовоздушная оборона была почти преодолена и победа немцев в воздухе представлялась неминуемой, британская авиация получила возможность перевести дух и пополнить свои силы.

7 сентября немецкое командование подняло в воздух 348 бомбардировщиков под прикрытием 617 истребителей — самое большое количество самолетов с начала Битвы за Британию. С земли эта армада была похожа на огромную черную тучу, двигавшуюся к Лондону на высоте около трех километров. Большинство британских эскадрилий охраняли свои аэродромы, поэтому «Юнкерсы» и «Хейнкели» спокойно отбомбились по докам Вест-Хэма, Вуличскому арсеналу и другим промышленным объектам Лондона. Но это было еще не все. Примерно в 20 часов на столицу Британии обрушилась вторая волна бомбардировщиков, которые прекрасно ориентировались по пожарам в горящих кварталах города. В эту ночь 250 бомбовозов сбросили на город 300 тонн фугасных и 13 000 зажигательных бомб.

Но последующие бомбежки городов Великобритании проходили для немцев уже не так успешно. RAF оказывали им активное противодействие. 15 сентября 1940 года в воздушном сражении наконец наступил перелом. Около полудня большая группа бомбардировщиков «Дорнье» в сопровождении 150 истребителей прикрытия вошла в воздушное пространство Великобритании в районе Дандженесса. Почти сразу их встретили английские «Спитфайры», которые с ходу вступили в бой. Когда первые немецкие бомбардировщики оказались над пригородом Лондона, истребители прикрытия уже выработали в бою горючее, необходимое для сопровождения, и повернули назад, а пять британских эскадрилий из 12-й авиагруппы под руководством Дугласа Бадера (знаменитого английского безногого летчика) пошли в лобовую атаку на незащищенные «Дорнье». В это же время еще несколько истребительных эскадрилий атаковали немцев с других ракурсов. Немецкие экипажи стали поспешно избавляться от бомб и спасаться бегством. Через два часа атака повторилась — и снова с таким же результатом. В боях немцы потеряли 56 самолетов, а 22 машины были сильно повреждены. Потери британцев составили 20 истребителей сбитыми и 16 поврежденными.

Летом и осенью 1940-го года Военно-воздушные силы Германии провели тысячи бомбардировок, атаковав военные и гражданские объекты Великобритании. В попытке завоевать превосходство в воздухе Гитлеровские силы готовили операцию по вторжению в Великобританию под кодовым названием «Операция Морской Лев». Поначалу они бомбили только военные и промышленные объекты. Но после того как Британские ВВС ударили по Берлину ответными ударами в сентябре, немцы начали бомбить гражданские объекты. За период июль-декабрь 1940 года погибли около 23 тысяч британцев. В сражении были задействованы тысячи пилотов и экипажей в небесах над Британией, Германией и Ла-Маншем, каждая сторона потеряла более 1500 самолетов к концу года. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей августовской речи сказал о британских пилотах следующее: «Никогда за историю конфликтов не было такого преимущества малого числа над большим». Оборона Великобритании выстояла, а операция «Морской лев» отложена в октябре, хотя бомбардировки продолжались еще задолго после этого.

(Всего 45 фото)

1. Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information)

2. Немецкие бомбардировщики «Heinkel He 111» на малых высотах пролетают над волнами Ла-Манша в 1940 году.

3. Три зенитки в темноте в Лондоне 20 сентября 1940 года во время обстрела немецких самолетов. Ряды снарядов уложены за орудиями. (AP Photo)

4. Эти лондонские школьники в самый разгар учений поведения во время воздушного полета, проводимых Лондонским отделом народного образования, так как у учащихся было слишком мало времени, чтобы покинуть здания в убежища, 20 июля 1940 года. Им велели отправиться на середину классной комнаты, подальше от окон, и закрыть уши руками. (AP Photo)

5. Двухдвигательный тяжелый истребитель «Мессершмитт Bf.110», прозванный «Летающей акулой», над Ла-Маншем в августе 1940 года. (AP Photo)

6. Инверсионный след немецких и британских истребителей во время воздушного сражения в небе над Кентом вдоль юго-восточного побережья Англии 3 сентября 1940 года. (AP Photo)

7. Пожар от немецких бомб в доках на реке Темзе в Лондоне 7 сентября 1940 года. Торговые корабли лежат в лондонских доках самого серьезного порта столицы. Британские источники сообщали, что бомбардировка в ту ночь была сильнейшей в той войне. (AP Photo)

8. Огромный столб дыма от пожара в Плимуте в ноябре 1940 года после бомбардировки. (AP Photo)

9. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета «Dornier», упавшего на крышу лондонского здания 21 сентября 1940 года, после того как британские истребители подстрелили его 15 сентября. Оставшаяся часть самолета упала на станцию Виктория. (AP Photo)

10. Рабочие устанавливают параболоиды в звукоулавливатель для использования в зенитных батареях, охраняющих Англию, на заводе где-то на территории страны 30 июля 1940 года. (AP Photo)

11. Крупнейший порт для снабжения продовольствием Тилбери был целью многочисленных немецких бомбардировок. Бомбы упали на порт 4 октября 1940 года. Первая группа бомб потопила корабли на Темзе, вторая – свалила доки. (AP Photo)

12. Два немецких бомбардировщика «Ju 87 Stuka» возвращаются из операции против Великобритании на южном ее побережье во время Битвы за Британию 19 августа 1940 года. (AP Photo)

13. Бомбу вставляют под крыло британского самолета-нарушителя перед началом налет на Берлин 24 октября 1940 года. (AP Photo)

14. Фото с 90-минутной задержкой, сделанное с крыши здания на Флит-Стрит, во время обстрела Лондона 2 сентября 1940 года. Лучи прожектора справа поймали вражеский самолет. Горизонтальные отметки на фото – от звезд, а небольшие «волны» на них был образованы зенитным огнем, сотрясавшим камеру. Немецкий пилот выпустил ракету, которая оставила яркий след вверху слева, за церковью Сент-Брайд. (AP Photo)

15. Люди в укрытии на платформе и рельсах в метро станции Олдвич после раздавшихся сирен, знаменовавших начало обстрела Лондона, 8 октября 1940 года. (AP Photo)

16. Силуэт Вестминстерского дворца в Лондоне на фоне света от снарядов. (Library of Congress)

18. Грязная, но счастливая девушка радуется тому, что осталась жива, 23 октября 1940 года, после того как ее достали из-под обломков здания после атаки немецких самолетов. (AP Photo)

19. Пожарные тушат поврежденные в воздушном обстреле здания недалеко от Лондонского моста в районе Сити 9 сентября. (AP Photo)

20. Сотни людей, многие из которых потеряли свои дома в результате бомбардировок, живут в пещерах в Хастингсе, юго-восточном английском городке. Отдельные помещения в этом убежище отведены под игры и отдых, а несколько людей сделали здесь свой дом, принеся собственные кровати. (AP Photo)

21. Владелец открывает магазин с выбитой витриной после ночного обстрела в Лондоне. Надпись на табличке: «Работаем как обычно». (AP Photo)

22. Все что осталось от немецкого бомбардировщика на юго-восточном побережье 13 июля 1940 года. Самолет испещрен дырами от пуль, а двигатель свернут. (AP Photo)

23. Британские рабочие склада металлолома ломают останки немецких самолетов, подстреленных над Англией, 26 августа. (AP Photo)

24. Огромный склад металлолома немецких самолетов, подбитых над Великобританией, 27 августа 1940 года. Огромное количество подбитых немецких самолетов внесли свой вклад в национальную кампанию по сбору металлолома. (AP Photo)

25. Нацистский бомбардировщик «Heinkel He 111» над Лондоном осенью 1940 года. Внизу река Темза. (AP Photo/British Official Photo)

26. 24-летняя миссис Мэри Каучмэн прикрывает троих маленьких детей, среди которых есть ее сын, во время обстрела с воздуха 18 октября 1940 года. Дети играли на улице, когда вдруг раздались сирены. Бомбы начали падать, когда она побежала к ним, чтобы хоть как-то прикрыть собой. В ответ на похвалу она скромно сказала: «Пустяки. Кто-то же должен был защитить их». (AP Photo)

27. Два аэростата заграждения в огне, подстреленные немецкими боевыми самолетами, во время обстрела Кента 30 августа. (AP Photo)

28. Последствия обстрела с воздуха – когда-то это был знаменитый британский двухэтажный автобус. (AP Photo)

29. Разруха и разорение в районе Докленд после атаки немецких бомбардировщиков 17 сентября. (AP Photo)

30. Оставшийся один мальчик с плюшевой игрушкой среди развалин после обстрела. (Toni Frissell/LOC)

32. Один из многочисленных пожаров, начавшихся в доках Сюррея, после сильного обстрела 7 сентября. (AP Photo/Staff/Worth)

33. Пожары в Лондоне после того, как один немецкий самолет сбросил зажигательные бомбы недалеко от самого сердца города 1 сентября. (AP Photo)

34. Лондонские дети во время рождественского ужина 25 декабря в подземном убежище. (AP Photo)

35. Последствия крупной концентрированной атаки немецких самолетов на лондонский порт и промышленные районы 7 сентября. Заводы и склады серьезно пострадали, на мельницах (внизу слева) начался сильный пожар. (AP Photo)

36. Освещенное огнем здание государственного архива в Лондоне. (LOC)

37. Принцесса Елизавета (в центре) – 11-летняя наследница британского трона, дебютирует на радио, выдав трехминутную речь для британских мальчиков и девочек, эвакуированных за границу, 22 октября, в Лондоне. К пожеланиям спокойной ночи слушателям присоединилась ее сестра Маргарет Роз. (AP Photo)

38. Солдаты с хвостом самолета «Мессершмитт Bf.110», подстреленного в Эссексе, 3 сентября. (AP Photo)

39. Несмотря на бомбардировки и сирены, театр «Windmill Theatre» продолжал показывать представления для измученных войной лондонцев. На фото: артистки спят на матрасах, живут и кушают в театре. Вот типичная сцена за кулисами – одна из девушек умывается, пока другие спят на полу после выступления. (AP Photo)

41. Огромный кратер на дороге у «Elephant & Castle» в Лондоне 7 сентября после ночного воздушного налета. (AP Photo/Staff/Worth)

42. Две девочки на южном побережье Англии смотрят на пляж через колючую проволоку, возведенную в рамках оборонительной кампании. (LOC)

43. Худжница Этель Габэн, нанятая Министерством информации для зарисовки исторических военных картин, за работой среди обломков и разрухи в районе Ист-Энд 28 ноября. (AP Photo)

44. Передовой пулеметчик в носу немецкого бомбардировщика «Heinkel He 111» на пути в Англию в ноябре 1940 года. (AP Photo)

45. Мальчик среди развалин лондонского книжного магазина после воздушного налета 8 октября 1940 года читает книгу под названием «История Лондона». (AP Photo)

Заявления Черчилля о решимости английского правительства и народа продолжать сопротивление фашистская верхушка рассматривала как блеф Гитлер, упоенный победами, снисходительно ждал «поклонной» делегации из Лондона. Прошло около двух месяцев после эвакуации английских войск из Дюнкерка, но Великобритания не капитулировала. Руководство фашистской Германии приняло решение, наряду с подготовкой к высадке десанта, предпринять воздушное наступление на Британские острова и усилить морскую войну против Англии. По мнению немецко-фашистского командования, в частности Геринга, воздушное наступление даже само по себе, без высадки десанта, могло ускорить создание кризисного положения в Англии и привести к желаемой развязке.

1 августа 1940 г. была подписана директива № 17, в которой предусматривалось усиление воздушной и морской войны против Англии. Через несколько дней Геринг определил «Адлертаг» («день орла») - время начала воздушного наступления - 13 августа.

Перед немецкими ВВС ставилась задача, подавив английские военно-воздушные силы, особенно истребительную авиацию, завоевать господство в воздухе, чтобы затем обрушить бомбовые удары по промышленным и политическим центрам страны, а также портам, через которые шло снабжение Великобритании.

Осуществление воздушного наступления возлагалось на силы 2-го воздушного флота фельдмаршала А. Кессельринга и 3-го воздушного флота фельдмаршала X. Шперле. Эти флоты базировались на северном побережье Франции, в Бельгии и Голландии. Оба воздушных флота имели 1480 бомбардировщиков {328} , 760 одномоторных истребителей, 220 двухмоторных истребителей и 140 разведывательных самолетов {329} . Как известно, строительство немецких ВВС осуществлялось из расчета на их боевое применение в тесном взаимодействии с наземными войсками. Для проведения же предстоящей операции требовалась стратегическая авиация. «Хейнкель-111», «Дорнье-17», «Юнкерс-87» и «Юнкерс-88» были мало приспособлены для решения крупных задач воздушного наступления: они имели недостаточную бомбовую нагрузку и слабое вооружение. В первые же дни «битвы над Англией» немецкое командование отказалось от применения пикирующих бомбардировщиков Ю-87, которые становились легкой добычей английских истребителей.

Немецкие истребители Ме-109 имели несколько большую, чем английские истребители, скорость, хотя и уступали им в маневренности. Ме-109 были наиболее эффективны как перехватчики, а для сопровождения бомбардировщиков на дальние расстояния из-за недостаточного радиуса действия оказывались малопригодными. Двухмоторные истребители Ме-110, непосредственно предназначавшиеся для сопровождения бомбардировщиков, являлись самолетами многоцелевого назначения. Они обладали небольшой скоростью, были маломаневренны и фактически сами нуждались в прикрытии.

Все это ограничивало возможности немецкой бомбардировочной авиации. Гитлеровское командование, как правило, могло ежедневно посылать на бомбардировку южной Англии не более 300 - 400 самолетов {330} .

Двухмесячная передышка, которую Англия получила после Дюнкерка, была использована британским командованием для усиления военно-воздушных сил метрополии. На 4 июня (день вступления немецко-фашистских войск в Дюнкерк) в истребительной авиации Англии имелось 446 исправных самолетов, на 11 августа - уже 704 {331} . Значительно увеличился резервный парк английских ВВС. В результате мероприятий правительства и благодаря энтузиазму рабочих авиационной промышленности удалось резко повысить выпуск самолетов.

Истребительное авиационное командование (командующий главный маршал авиации X. Даудинг) имело в своем составе четыре авиагруппы - 10, 11, 12 и 13-ю (60 эскадрилий) {332} . Главная тяжесть борьбы с воздушным противником выпала на 10-ю и особенно на 11-ю авиагруппы, которые защищали юго-западный и юго-восточный районы страны.

Положение осложнялось тем, что первоначально английская система ПВО строилась в расчете на длительное сопротивление Франции. Налеты немецкой авиации ожидались лишь с аэродромов Германии и, возможно, Голландии. Система ПВО южного побережья Англии оставалась в это время наиболее слабой. Но именно напротив этого побережья, на французском берегу Ла-Манша, дислоцировалась основная масса немецкой бомбардировочной и истребительной авиации. Английское командование не могло рассчитывать на быстрое укрепление ПВО этого района за счет зенитной артиллерии, так как к середине августа в распоряжении командования ПВО имелось всего около 2 тыс. зенитных орудий различных калибров.

Однако большое преимущество английской системы ПВО состояло в том, что она имела на вооружении разветвленную сеть радиолокационных станций, которые, хотя и не были вполне совершенными, могли обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 160 км. Поэтому внезапность налетов, на которую особенно рассчитывало немецкое командование, была сведена к минимуму.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям. 15 августа над Англией разыгралось крупное воздушное сражение. Немецкая бомбардировочная авиация совершила 520 самолето-вылетов, а истребительная - 1270. Однако части английской ПВО оказали противнику стойкое сопротивление. Истребительное командование Англии бросило в бой рекордное количество сил - 22 эскадрильи, которые сделали 899 самолето-вылетов {333} . Ущерб, причиненный немецкой авиацией, был небольшим, а ее собственные потери значительными. Немцы потеряли 76 самолетов, англичане - 34. В течение следующего дня над Англией появились 400 бомбардировщиков и 1320 истребителей противника, 45 из них не вернулись на свои аэродромы. До 18 августа немецкие ВВС потеряли 367 самолетов, а английские - 213. С 19 по 23 августа над Англией была сплошная облачность, но с 24 августа погода улучшилась, и немецкая авиация вплоть до 6 сентября совершала около 1000 самолето-вылетов в день, в том числе бомбардировщики - 250 - 400.

Критический момент в воздушных боях над Англией наступил в сентябре. К этому времени английская авиация не была уничтожена, как того хотело гитлеровское командование, хотя ее силы были напряжены до предела. Англия продолжала сопротивляться, а ее народ не проявлял признаков пораженчества, демонстрируя стойкость и мужество.

Время шло. Подготовка к нападению на СССР принимала все более широкие масштабы. Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, прибегло к варварским формам воздушной войны. 5 сентября оно отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон. Начался второй этап воздушного наступления.

7 сентября с 8 часов вечера до 7 часов утра немецкие бомбардировщики непрерывно бомбили Лондон, сбросив около 300 тонн фугасных и 13 тыс. зажигательных бомб. Противовоздушная оборона города оказалась слабо подготовленной к отражению массированного налета немецкой авиации. Германские бомбардировщики стали регулярно появляться над Лондоном в 9 часов вечера и бомбить его до 6 часов утра. Однако перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь, а затем усилить сопротивление противнику.

8 ночь на 15 сентября немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие. Противник потерял 60 самолетов, а англичане - 26 {334} . После этого налета напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать. Расчеты нацистов на эффективность бомбардировок и подрыв морального духа английского народа не оправдывались.

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября варварским массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

Периодические ночные бомбардировки экономических центров Англии продолжались вплоть до второй половины февраля 1941 г. С середины ноября 1940 г. до середины февраля 1941 г. из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, 9 - на промышленные города в глубине Англии и 8 налетов - на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 г. стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 г. немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

В результате налетов немецкой авиации в Англии было разрушено более миллиона жилых домов, убито около 40 тыс. и ранено 46 тыс. человек. Основные жертвы понесло мирное население. Немецкой авиации не удалось нанести серьезного ущерба промышленности Великобритании. Английские военно-воздушные силы потеряли 915 самолетов {335} .

По данным английских историков, воздушное наступление против Англии с июля по ноябрь 1940 г. обошлось Германии в 1733 самолета {336} . Однако эти потери были довольно быстро восполнены. В то же время летный и штабной состав немецких ВВС получил большой опыт воздушных боев и организации бомбардировочных рейдов. Но стратегический расчет гитлеровского командования сломить путем воздушного наступления сопротивление Англии перед нападением на Советский Союз оказался несостоятельным.

Предоставляя "гарантии" малым странам, английские и французские политики отнюдь не заботились об их целостности и суверенитете. Наоборот, они хотели использовать эти "гарантии" как фактор давления на Германию в ее переговорах с Англией.

"Гарантии" английских политиков были лишь разменной монетой в торге с агрессорами, средством обмана масс, продолжением политики "умиротворения" в модифицированном виде. Вот почему Гитлера не беспокоили эти фальшивые "гарантии" Чемберлена. "Англия и Франция, - говорил Гитлер, - дали обязательства, но ни одно из этих государств не желает их выполнять... В Мюнхене мы видели этих убогих червей - Чемберлена и Даладье. Они не решатся напасть"

Кто-кто, а Гитлер хорошо знал своих политических оппонентов. "Единственное, чего я боюсь, - это приезда ко мне Чемберлена или какой-нибудь другой свиньи с предложением изменить мои решения. Но я спущу его с лестницы, даже если мне самому придется ударить его ногой в брюхо!" - восклицал он. Гитлера не удовлетворяли частичные уступки Англии и Франции: он стремился к коренному переделу мира.

Вермахт вполне готов был претворить в жизнь планы командования. В соответствии с планом «Гельб» были развернуты три группы армий в составе 8 армий (всего 136 дивизий, из них 10 танковых и 7 моторизованных) , действия которых поддерживали два воздушных флота. Предназначенные для наступления войска имели 2580 танков, 3824 боевых самолета, 7378 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше.

Что могли союзники противопоставить военной силе Третьего Рейха? Всего на Северо-Восточном фронте Франция и Англия располагали 108 дивизиями. Французские войска на этом фронте имели 2789 танков (из них 2285 современных) , 11200 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше. В британских экспедиционных силах насчитывалось 310 танков и около 1350 орудий полевой артиллерии.

Гамелен оставил в своем распоряжении 6 дивизий, из которых 3 танковые были предназначены для усиления группировки войск, выдвигающихся в Бельгию.

Военно-воздушные силы союзников имели задачу оказывать поддержку сухопутным армиям, а также осуществлять самостоятельные операции, наносить бомбовые удары по военным и промышленным объектам в тылу противника.

К началу боевых действий французские военно-воздушные силы насчитывали 1648 самолетов первой линии, в том числе 946 истребителей и 219 бомбардировщиков. Британская авиация в мае 1940 г. имела 1837 самолетов первой линии, из них более 800 истребителей и 544 бомбардировщика. В составе передовых ударных сил было 10 эскадрилий, имевших на вооружении устаревшие бомбардировщики «Бэттл» и «Бленхейм», радиус действия которых затруднял их использование с аэродромов Англии.

Для лучшей наглядности приводится таблица. Из соотношения истребительной и бомбардировочной(ударной) авиации вполне очевидно, что союзники не ставили наступательных задач. В отличии от Luftwaffe.


Для англо-французских союзников война закончилась через две недели, в Дюнкерке.

Дюнкерк был не просто поражением, Дюнкерк был катастрофой для вооружённых сил Великобритании.


"Во всем мире были убеждены, - признавал позднее британский премьер У. Черчилль, - что настал час нашей гибели". Институт Гэллапа, проведший в сентябре 1940 г. опрос общественного мнения в США, сообщал: после падения Франции более 35% граждан США были уверены в победе Германии, 32% - в победе Англии и 33% не дали ответа (Fleming P. Invasion 1940. London, 1959, p. 81-82. ). Недаром посольство США в Лондоне советовало всем гражданам США покинуть страну.

Что могла противопоставить гитлеровцам Англия тех дней? Могла ли она выстоять против решительного натиска вооруженных сил германского вермахта? Безусловно, нет. Более того, английские армии, бросившие первоклассное оружие - танки, артиллерию, боеприпасы, винтовки - на морском берегу у Дюнкерка, были, по признанию У. Черчилля, почти совершенно безоружны.

"Фактически во всей стране, - с горечью вспоминал Черчилль, - едва насчитывалось 500 полевых орудий всех типов и 200 средних и тяжелых танков". В военно-воздушных силах в боевой готовности было 446 истребителей и 491 бомбардировщик.

Нельзя не прийти к выводу, что в июле - августе 1940 г. малочисленная английская авиация с недостаточно опытным летным составом, в котором ощущалась большая нехватка, не смогла бы оказать достаточного противодействия массированным налетам германских ВВС. Потребовались бы месяцы, прежде чем английские заводы смогли бы восполнить потерянное. Собственно говоря, в июне - июле 1940 г. в Англии не было сухопутной армии в современном ее понимании. Деморализованные, обезоруженные дивизии, до Дюнкерка составлявшие костяк английской армии, требовали полного переформирования и вооружения.

Правда, летом 1940 г. на Британских островах были разбросаны маленькие гарнизоны, но их вооружение и снаряжение были весьма слабыми. К концу июня имелось всего несколько хорошо обученных дивизий и бригад. Однако вооружения и снаряжения было недостаточно даже для одной танковой дивизии.

Хотя в стране были созданы силы местной обороны, но они в лучшем случае имели винтовки устаревшего образца и пулеметы. Сотни тысяч англичан, готовых защищать свои дома, располагали лишь охотничьими ружьями, старинными мушкетами, холодным оружием, начиная от вил и кончая ножами. Английский народ был больше вооружен энтузиазмом, чем оружием.

По данным разведки германского генерального штаба, в начале августа 1940 г. английская армия располагала на побережье для обороны юга страны 13-14 дивизиями. Общая численность действующей армии оценивалась разведкой в 320 тыс. человек, армии резерва - в 100 тыс. инструкторов и 900 тыс. возможных новобранцев. Фактически, по данным Черчилля от августа 1940 г., на всем южном побережье Англии было сосредоточено 8 дивизий. Во второй половине сентября после экстраординарных мер по формированию новых соединений английское командование располагало на широком фронте южного побережья 16 дивизиями, из них тремя бронетанковыми.

Лишь в июне военный кабинет Англии принял решение о реорганизации полевой армии, которая имела бы 26 дивизий; из них всего 2 дивизии были бы танковыми. К середине августа, по английским данным, эти 26 дивизий были созданы. Но что это был за "ударный кулак" Черчилля и начальника имперского генерального штаба Аллана Брука, сменившего на этом посту генерала Айронсайда?

Гитлеровский генштаб явно переоценивал силы противника. Правда, к сентябрю 1940 г. боеспособность английской армии несколько возросла. Танковые части насчитывали в начале месяца 240 средних и 108 тяжелых машин. Количество легких танков достигло 514. Резко возрос выпуск истребителей. Вместо запланированных в июле - августе 903 истребителей было произведено 1418, т. е. в 1,5 раза больше.

Великобритания спешно готовилась к “Битве за Англию” о каких-либо наступательных действиях никто и мечтать не мог. За весь период между Первой и Второй мировой войной Британия так и смогла создать современную боеспособную армию.

После разгрома Франции Англия осталась одна лицом к лицу с Германией. В это время в английской внутренней политике произошли важные перемены. На смену Н. Чемберлену пришел лидер консерваторов У. Черчилль, который заявил, что «мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило».
Новое правительство Англии признало Ш. де Голля главой движения «Свободная Франция», выступавшего за продолжение борьбы с Германией. С де Голлем было подписано соглашение, по которому он получал военную и финансовую поддержку от Англии.
Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова (даже на стадии штабной разработки). Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточно, чтобы «поставить на колени Англию». В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. 13 августа 1940 г. Геринг объявил «орлиным днем». Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны.
Началась «битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составили 1 200 бомбардировщиков и 1 ООО истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1 800 зенитных орудий. Действия немецкой авиации стратегически приносили мало пользы: это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок. Страдало мирное население. С 7 сентября по 3 ноября Лондон испытал «блиц», за время которого на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков в день. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на г. Ковентри, основательно его разрушив. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ко-вентрированы».

В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам. На Берлин за 1940 г. было сброшено 14,6 тыс. тонн бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок от 30 октября 1940 г. гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Открылась новая страница воздушной войны - «бомбардировки по площадям», т.е. подрыв морального духа немецкого населения.
В Англии немецкие бомбардировки различной интенсивности продолжались до июня 1944 г. и привели к гибели более 60 тыс. человек. «Поставить на колени» Великобританию, как предполагал Геринг, не удалось.
Во время «битвы за Англию» итальянские войска захватили Британскую Самали, часть Кении и Судан. В сентябре 1940 г. проникли в Египет, однако были разбиты англичанами.
Перед нападением на СССР немецкое командование осуществило Балканскую операцию, в результате которой Югославия, Греция и остров Крит были оккупированы. На Дальнем Востоке Япония заняла северные районы Китая и южную часть французского Индокитая.
Таким образом, перед началом восточной кампании гитлеровская Германия и ее союзники захватили многие страны Европы, часть Северной Африки и Дальнего Востока. Экономика, вооружение и людские ресурсы покоренных стран были направлены на укрепление вермахта.



 

Возможно, будет полезно почитать: