Договоры в сфере распоряжения имущественными авторскими правами. Распоряжение исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Смежные права
Рубрика (тематическая категория) Изобретательство

В первую очередь следует отметить, что в настоящем модуле употребляется термин смежные права (на английском языке употребляется новый термин "related rights" вместо ранее употреблявшегося "neighbouring rights"). Начните ваши занятия с прослушивания звукового фрагмента͵ касающегося смежных прав.

Могли бы вы снова определить для меня понятие смежные права?

Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. По этой причине, в некотором смысле, эти два понятия всœегда являются близкими. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Οʜᴎ охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики. Давайте воспользуемся примером песни, охраняемой авторским правом, и проведем ее по различным этапам.

Предположим, что у нас есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполняет ее, и ему или ей также потребуется определœенная форма охраны. В случае если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определœенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителœей, певцов, актеров, танцоров, музыкантов и так далее.

Вместе с тем, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители записи. По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций, чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни. Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки, репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы, наряду с более очевидным и важным экономическим элементом. Мы должны иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв пиратства, так как они не получают денег, ʼʼотвлекаемыхʼʼ в пользу производителœей пиратской продукции, но затем, конечно же, их потери, их финансовые потери по цепочке распространяются на исполнителœей и авторов. Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.

Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, к примеру, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных программ, являющихся предметом вещания

Смежные права традиционно принадлежат трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.

  • Права исполнителœей признаются в силу того, что их творческое участие крайне важно для того, чтобы дать жизнь, к примеру, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
  • Таким же образом права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Смежные права для организаций эфирного вещания спортивных событий

Права организаций вещания также имеют особое значение в отношении спортивных программ. Во многих странах считается, что спортивные программы не заслуживают охраны, предоставляемой авторским правом. Существуют страны, и США является лучшим примером, которые относят футбольный матч, когда он снимается на пленку, к аудиовизуальному произведению, поскольку считается, что запись обладает достаточным элементом творчества для того, чтобы относиться к произведению. При этом во многих странах законы предусматривают, что определяющим фактором является игра, и запись не обладает элементом творчества в степени, достаточной для того, чтобы подпадать под охрану. Оператор просто следует за действием, разворачивающимся на поле, и за другими случайными событиями. Он может искусно манипулировать камерой, однако он не художник. По этой причине считается, что очень немногие вещательные передачи такого рода, в случае если они вообще существуют, заслуживают охраны.

Не правда ли, инвестиции вряд ли были бы привлекательными, в случае если бы вещательные организации, за годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных спортивных событий на определœенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или запись и продажу видеокассет с ним.

Краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых рассматриваемые группы, а именно исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания , стали обладать правом на получение смежных прав .

Первой организованной международной реакцией на крайне важно сть в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 ᴦ. Римской конвенции или, более конкретно, ʼʼМеждународной конвенции по охране прав исполнителœей, производителœей фонограмм и организаций эфирного вещанияʼʼ. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединœения к Конвенции.

Со времени принятия Конвенции в 1961 ᴦ. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Самой последней международной реакцией на эти всœе возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (ʼʼДИФʼʼ), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 ᴦ. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителœей и производителœей фонограмм , в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

Теперь, когда вы знаете о видах отдельных лиц и организаций, которые могут пользоваться охраной, охватываемой смежными правами, пора рассмотреть следующий вопрос, а именно: ʼʼчто представляют из себяэти права?ʼʼ. В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права. Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.

Смежные права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Смежные права" 2017, 2018.

  • - Смежные права

    Право интеллектуальной собственности- совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения по соз­данию и использованию произведений литературы, нау­ки, искусства, открытий, изобретений, рационализатор­ских предложений, промышленных образцов, программ­ных средств для... .


  • - Смежные права

    Зависимые произведения.......... Соавторство Объекты авторских прав 2. Субъекты авторских прав т1. Объектыавторского права - это произведения науки, литературы и ис­кусства, которые: . являются результатом творческой деятельности, то есть... .


  • - СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

    АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 1. Объекты авторского права 2. Субъекты авторского права 3. Смежные права 4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав Авторское право и смежные права – гражданско-правовой институт, который регулирует... [читать подробнее] .



  • - Смежные права изготовителя базы данных

    Изготовителем базы данных признается лицо организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих её материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или же юридическое лицо, имя или же... .


  • - Смежные права изготовителей фонограмм

    Изготовителем фонограмм признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или же... .


  • - Смежные права

    Охрана топологии интегральных схем Охрана программ для ЭВМ и базы данных Объекты охраны интеллектуальной собственности Основные понятия интеллектуальной собственности Интеллектуальная собственность ВОПРОСЫ ДЛЯ... .


  • В последнее время, когда особенно остро стоит проблема пиратства, многие обращаются к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, который неразрывно связан с понятием авторского и смежного права.

    Что такое смежные права?

    Смежными правами (или правами, смежными с авторскими) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства. Из определения с легкостью можно вычленить объекты смежного права (фонограммы, сообщения, записи и т. д.). Смежное право регулирует все ситуации, связанные с постановками, записями, передачами и исполнениями и охраняет интересы правообладателей.
    Понятие смежного права находится в прямой зависимости с понятием авторского права и является одним из важнейших институтов интеллектуального права. Право интеллектуальной собственности состоит из 4 групп прав, к которым относятся авторское, смежное, патентное и средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции.

    Выделяется три вида смежных прав:

    • права исполнителей;
    • права производителей фонограмм;
    • права организаций эфирного и кабельного вещания.

    Исполнитель, изготовитель фонограммы или баз данных, организация кабельного или эфирного вещания, публикатор произведения науки, литературы или искусства называется лицензиаром. В соответствии с лицензионным договором лицензиар предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

    Охрана смежных прав

    Законодательство охраняет даже те звукозаписи, у которых нет исполнителя. Так, никто не имеет права без разрешения правообладателя копировать диск с записью пения птиц. Другим интересным примером охраны смежных прав является тот случай, когда создатель объекта интеллектуальной собственности уже умер. В данной ситуации обладателями смежного права будут являться исполнители его музыки, а также компания, выполнившая запись выступления. Очевидно, что никто не имеет права записывать концерт без разрешения исполнителей или перезаписывать диск.

    Источники смежных прав

    Источники смежных прав те же, что и у авторского права — это законы, подзаконные акты и локальные акты.
    Стоит отметить, что смежные права охраняются не только в рамках определенной страны, но и международно. К источникам международного смежного права относятся «Римская конвенция» (Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания) от 26 октября 1961 года и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года. Данные источники обеспечивают минимальный уровень охраны смежных прав.
    В Российской Федерации смежные права охраняются Гражданским кодексом. Часть 4, раздел VII, глава 69, статья 1242, а также глава 71 ГК РФ содержат необходимую информацию по данному вопросу.

    Смежные права

    Смежные права возникли параллельно с авторскими правами. Стоит признать, что индустрия записи исполнительского искусства приобрела коммерческий размах уже в первой половине XX в. Деятельность исполнителей, публикаторов, студий записи фонограмм выходила за сферу авторского права. И поэтому законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с авторским правом). В настоящее время сфера смежных прав регулируются международными соглашениями ВИОС, в частности «договор по исполнениям и фонограммам» подписанного в Женеве 20 декабря 1996 году, и другими международными нормативно-правовыми актами, а также законодательством каждого отдельного государства.

    Источником смежного права в России является Глава 71. ГК РФ. Согласно, статье 1303, смежными правами признается права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав.

    Смежные права являются одним из тех прав, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Телевизионные шоу, концерты, спектакли, фонограммы, радио вещания и самая обычная музыка, что играет в плеерах - охрана всего этого регулируется сферой смежных прав. Смежные права или права смежные с авторскими правами тесно связаны с авторскими правами, в частности с произведениями, которые стали всеобщим достоянием.

    Статья 1304 ГК РФ устанавливает пять видов объектов смежных прав:

    · исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров -- постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

    · фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

    · сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

    · базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

    · произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

    Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

    Субъектами или обладателями смежных прав являются: исполнители различных произведений; студии производители фонограмм; организация эфирного и кабельного вещания; публикаторы; изготовители базы данных.

    В соответствии с «соглашениями по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» права исполнителей и производителей объектов смежных прав в частности фонограмм охраняется в течении, по меньшей мере 50 лет, а права организаций, по меньшей мере 20 лет. В российском законодательстве сроки действия исключительного права на такие объекты смежных прав, как фонограммы, исполнения и постановки действует в течении всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет от даты исполнения, записи или обнародования. Немного отличается сроки действия исключительных прав различных публикаторов и изготовителя программ для ЭВМ. В целом для публикаторов и публикаций необнародованных произведений защищается в течении 20 лет от даты обнародования, а программное обеспечение и базы данных защищается в течении 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. По истечению данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

    Как и объекты авторского права, смежные права имеют свой знак правовой охраны. Это значит любой исполнитель или изготовитель фонограмм вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который обычно помещается на соответствующих документах, на каждом экземпляре или на каждом футляре.

    Например:

    Sound recording copyright, 2009

    При этом под экземпляром объекта смежных прав понимаются ее копия на любом материальном носителе.

    интеллектуальный собственность патентный авторский

    Вопрос 1. Субъектами смежных прав являются:

    А. режиссеры и сценаристы

    Б. исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания

    В. только артисты-исполнители

    Вопрос 2. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами может осуществляться в случаях:

    А. прямо установленных законом

    Б. определённых договором между правообладателями и пользователями

    В. когда практическое осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно

    Г. при любых видах использования произведений и объектов смежных прав.

    Вопрос 3. Объектами смежных прав являются:

    А. кинофильмы;

    Б. фонограммы;

    В. программы для ЭВМ.

    Г. селекционные достижения.

    Вопрос 4. Кто из указанных лиц является обладателем смежных прав:

    А. композитор;

    Б. издатель газеты или журнала;

    В. артист-исполнитель.

    Г. программист

    Вопрос 5. Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (например, Российское авторское общество - РАО, Российское авторское общество КОПИРУС) создаются:

    А. лицами, использующими большое количество произведений;

    Г. коммерческими организациями.

    Вопрос 6. Что делают организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами?

    А. предоставляют лицензии (разрешения) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, собирают с пользователей вознаграждение и распределяют его между правообладателями;

    Б. осуществляют использование произведений и фонограмм, полученных для управления на коллективной основе;

    В. вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе;

    Г. контролируют условия договоров, заключаемых обладателями авторских и смежных прав при осуществлении их имущественных прав.

    К теме № 4. Патентное право.

    Вопрос 1. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами патентных прав могут являться:

    А. результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к промышленным образцам;


    Б. устройство, способ, вещество, полезная модель и промышленный образец

    В. устройство, способ, вещество, сорта растений и породы животных

    Г. устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных

    Вопрос 2. Критериями патентоспособности полезной модели являются :

    А. новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

    Б. новизна и промышленная применимость;

    В. оригинальность;

    Г. новизна, оригинальность, промышленная применимость

    Вопрос 3. Можно ли сразу без подачи заявки на изобретение в Российское патентное ведомство подать международную заявку?

    А. можно по истечении 6-ти месяцев с даты раскрытия информации

    Б. можно по истечении 4-х месяцев с даты раскрытия информации

    В. нельзя

    Г. можно, испросив разрешение компетентных органов

    Вопрос 4.

    Каким образом осуществляется оспаривание выдачи патента на изобретение или свидетельства на товарный знак?

    А. подача искового заявления в арбитражный суд

    Б. подача жалобы в Федеральную службу по антимонопольной политике

    В. подача возражения в Палату по патентным спорам

    Г. подача заявления в Третейский суд при Торгово-промышленной Палате РФ

    Вопрос 5. Можно ли получить на один и тот же объект?

    А. патент на полезную модель и промышленный образец

    Б. патент на изобретение и полезную модель

    В. патент на изобретение и промышленный образец

    Г. патент на промышленный образец и свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара

    К теме № 5. Средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг

    Вопрос 1. Что такое товарный знак?

    А. зарегистрированное в установленном порядке словесное, графическое, звуковое, световое или объемное обозначение, а также иные обозначения или их комбинации;

    Б. любой знак, нанесенный на товар или его упаковку;

    В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений.

    Г. обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

    Вопрос 2. Кто может быть обладателем прав на товарный знак?

    А. любое физическое или юридическое лицо;

    Б. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или юридическое лиц;

    В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений;

    Г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

    Вопрос 3. Можно ли использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров?

    А. Можно в условиях чрезвычайного положения;

    Б. Нельзя;

    В. Можно в исключительных случаях и лишь с согласия компетентного государственного органа;

    Г. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.



     

    Возможно, будет полезно почитать: