Храм святителя николая мирликийского у соломенной сторожки. Братства православные

Очень часто мы слышим или читаем новости, в которых упоминаются некие православные братства. Каждый из нас представляет себе при этом что-то свое: одни – в надвинутых на брови клобуках, другие – мирян в одинаковых одеждах, похожих на монашеские, с лицами, скрытыми капюшонами. Подобные ассоциации, как правило, связаны с образами из художественной литературы, в которой слово «братство» зачастую упоминается в связи с какой-либо тайной церковной деятельностью. На деле же все обстоит совсем не так.

История православных братств началась далеко не в наше время: первые подобные организации зафиксированы в XII веке, только назывались они тогда братчинами. Цель братчин была довольно-таки прозаической и совсем не тайной: разносторонняя поддержка храма, вокруг которого они организовывались. Именно поэтому самым главным днем в году у представителей православных братств того времени считался престольный праздник, который они отмечали с особенной пышностью. Братства отличало то, что они складывались из прихожан одного сословия (как правило, купцов или ремесленников), и имели предводителя – старосту, ежегодно выбираемого на собрании.

Православные братства и просвещение

Со временем деятельность православных братьев вышла за пределы одного прихода. Они начали объединяться и создавать некое подобие образовательных учреждений, впоследствии переросших в так называемые братские школы. Деятельность православных братств была особенно распространена на территории Украины и Беларуси: во Львове, Киеве, Луцке, Гомеле, Минске, Бресте, Могилеве. В связи с расширением деятельности, у православных братьев появилась необходимость иметь общую казну, содержание которой пускалось уже не только на финансовое поддержание церквей и монастырей, но и на организацию книгопечатен, выпуск церковной и богослужебной литературы, миссионерскую деятельность.

Отдельно стоит отметить вклад православных братьев в борьбу с католической экспансией в XVI веке, закончившуюся подписанием Брестской церковной унии. В те неспокойные для православия времена братства делали все возможное и невозможное, чтобы не допустить слияния католической и православной церквей. В России православные братства начали появляться лишь в начале XIX столетия, и первыми городами, где они начали свою деятельность, были Ярославль, Санкт-Петербург, Саратов и Москва.

Чем занимаются сегодняшние православные братья?

Сегодня традиция собираться в православные братства касается чаще всего молодежи. Нынешние братства носят такие названия уже скорее по традиции, так как в их состав сегодня входят и девушки.

Современные православные братья занимаются самыми разными направлениями деятельности: волонтерской (опекают больницы, хосписы, дома престарелых и детские дома), воспитательно-патриотической (на их базе часто создаются спортивные кружки православной молодежи, где подростков обучают старинным видам русского боевого искусства, а также летние лагеря для детей), просветительно-богословской (создание дискуссионных клубов).

Организовать православное братство можно при любом более-менее крупном приходе: для этого требуется взять благословение у правящего архиерея, выбрать старосту и разработать Устав, регламентирующий деятельность братства. Кроме того, у каждого братства должен быть духовник,

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Православные братства (Церковные братства ) - форма добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Целями объединений обычно является попечение о храме, защита интересов православия, а таккже благотворительная и просветительская деятельность. Первоначально братства возникли в XVI веке в Западной Руси (восточная часть Речи Посполитой , на территории современной Украины и Белоруссии).

Церковные братства в Западной Руси

Западнорусские братства в своем развитии прошли несколько ступеней. По своей основе и по своему происхождению это учреждения одного типа с древними северо-восточными братчинами , каковы, например, Иванская купецкая в Новгороде (1134 г.), Псковская, Русская, Полоцкая (1159 г.). Подобно братчинам, западнорусские братства сосредоточивались около приходского храма, о благоустройстве которого заботились и престольный праздник которого справляли особенно торжественно, причем сытился ими мед и приглашались сторонние гости. И там, и здесь выбирались годовые старосты или судьи, которые безапелляционно решали дела, возникавшие во время братских пиров. И в северной России, и в западной на первых порах братства были учреждениями односословными (купецкие братчины, братства кушнерские, то есть скорнячные, ноговичников, то есть чулочников, и т. д.). В таком виде западнорусские братства становятся известными во второй половине XV стол. (львовское в 1439 г., виленское кушнерское в 1458 г.), и их особенности закреплены королевской грамотой виленскому кушнерскому братству в 1538 г. Подобные братства, так называемые медовые, возникают и позже, в течение всего XVI и даже XVII в., причем в их деятельности на видное место выступают благотворительные цели; некоторые из них обзаводятся госпиталями и богадельнями . Одновременно с этим замечается географическое, так сказать, расширение братских интересов: виленское братство «дома пресвятой Богородицы» получает право совершать литургию на подвижном антиминсе , в каких бы странах ни случилось быть членам братства; львовское Успенское братство влияет на восстановление православной епископии во Львове и из своей среды дает епископа в лице Макария Тучанского. Некоторые братства возникают из желания братчиков получить «душевное избавление и по смерти покой, и память вечную предкам и родителям». Члены таких братств записывали имена свои и родных в братские помянники , назначали особые дни для заупокойных и заздравных литургий и обставляли особыми церемониями похороны умерших своих членов (братства Благовещенское и Николаевское во Львове).

Братчики начинают заботиться о самопросвещении через чтение священных книг. Это выдвигает в некоторых из них духовный элемент. В первые времена существования братчин и братств духовные лица были только предметом братских попечений или гостями на пирах, иногда даже наряду с католическим духовенством; теперь они являются или инициаторами братств (львовского Благовещенского), или их проповедниками, учителями. Братства приискивают в настоятели церквей и монастырей людей учительных, знающих слово Божие. Самое чтение Библии и св. отцов по уставным грамотам некоторых братств должно было происходить в домах священников или в их присутствии. Когда началась решительная борьба с католичеством и унией , когда православию грозила опасность, братства стали превращаться в религиозно-нравственные, просветительно-благотворительные учреждения, со сложным устройством, с важными задачами и с крупным церковным и политическим значением. Приняв на себя заботу о чистоте веры и о воспитании в православном населении религиозно-нравственных чувств, западнороссийские братства стремились к контролю над убеждениями и поведением не только своих членов, но и людей посторонних, не только мирян , но и духовных, не только священников , но и епископов . Переход некоторой части иерархов в унию побудил братства вступить в открытую борьбу с врагами православной церкви и принять на себя её охрану. В связи с этим братства занялись защитой и гражданских прав православных, являясь пред лицом польского правительства представителями интересов русского народа.

Часть братств стремилась к реформированию церковной жизни. Преображенское содружество малых братств , основанное ещё в 1960-е годы будущим священником Георгием Кочетковым , вызвало резкую критику со стороны большей части духовенства и других братств. Порицая церковный модернизм и экуменизм, часть братств и сестричеств подвергала критике даже священноначалие Русской Церкви, требовала «всецерковного покаяния за цареубийство» и реставрацию монархии.

Ссылки

  • на сайте

Отрывок, характеризующий Православные братства

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.
Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.

В.Н. Морозов

"Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите"
(1 Пет 2, 17).

На адрес, указанный на информационном узле Воскресенского Братства (на нашей интернетной вэб-странице), пришло много вопросов. Люди из разных городов и даже из разных стран просят объяснить, что такое православное братство и как его создать. В этом тексте я постараюсь в меру своих сил ответить на эти вопросы.

Православное братство или сестричество - это каноническая форма объединения мирян, желающих совместно послужить Богу. Т.е. послужить Богу не только в своей частной, семейной жизни, но и в жизни общественной.

Следует отметить, что в сестричества, как правило, объединяются в основном незамужние женщины, ибо общественное служение семейных женщин, по недостатку свободного времени, может негативно отразиться на заботе о своем муже и на воспитании своих детей.

Для мужчин то же не всегда полезно состоять в православном братстве, особенно для людей, неуживчивых, скандальных, страдающих явными психическими расстройствами.

1. Получение благословения на создание православного братства

Перед созданием нового православного братства необходимо сначала определиться - а нужно ли его создавать?

Если вам кажется, что для помощи другим людям и для спасения своей души вам необходимо создать или же вступить в уже существующее православное братство, то этот вопрос лучше обговорить сначала со своим духовным отцом. Только в том случае, если ваш духовный отец благословит вас на служение Богу путем создания нового братства или же участия в существующем православном братстве, только тогда вам следует браться за это серьезное дело.

После получения благословения своего духовного отца на братское служение, следует отправиться к одному из признанных всеми православных старцев (его имя вам укажет ваш духовный отец), и спросить у него, нельзя ли вступить в уже существующее православное братство. Намного легче развивать уже готовое братство, чем создавать новое. И если существующего братства старцем не будет названо, то только тогда можно будет просить его благословения на создание нового братства. При этом обязательно должны присутствовать авторитетные свидетели, которые могли бы подтвердить благословение и все наказы старца.

Далее следует спросить о духовнике новому братству (ваш духовный отец и духовник братства не обязательно должны быть одном и тем же лицом). Желательно так же получить от старца как можно больше советов, наказов, пожеланий и молитв о создании и развитии будущего нового братства.

У старца же лучше всего спросить и о названии новому православному братству. Во всяком случае, нельзя его придумывать самим, поскольку это не будет признаком вашего смирения. Если старец названия не даст, то придется его спрашивать у духовника братства, а если и духовник не даст, то у будущего старосты братства.

Позднее, когда братство докажет свою живучесть и нужность Православной Церкви и будет нуждаться в регистрации, понадобится благословение третьего человека - правящего архиерея вашей епархии. Сразу регистрировать братство - это, по меньшей мере, нескромно. Много православных братств существует только на бумаге. Я лично знаю человека, у которого зарегистрировано восемь общественных и религиозных организаций, причем - два православных братства, но в них состоят только он сам и его жена.

Поэтому вначале совершите ряд реальных дел, чтобы доказать на деле, что вы - настоящее православное братство, а уже после это регистрируйтесь в управлении юстиции, если конечно ваш владыка благословит. Церкви не нужны чисто формальные братства.

Например, наше Воскресенское православное братство без регистрации успешно развивалось более пяти лет и регистрация нам понадобилась только для принятия нас в Союз Православных Братств.

2. Поиск подходящего старосты

Найти хорошего старосту братства непросто. Прежде всего, нужно исключить из списка себя. Далее необходимо будет в него внести людей не подверженных двум наиболее распространенным среди искателей этой должности порокам: властолюбия и зависти. Поэтому и нужно было в первую очередь исключить свое имя из этого списка. Ведь если вы сами решили организовать новое братство, то у вас, как правило, эти признаки наверняка уже есть.

Самый лучший вариант получить имя старосты нового братства - это спросить его у старца, причем стараться при этом не называть своих кандидатов, а получить имя человека хорошо знакомого старцу, а вам незнакомого. Если старец вам никого не назовет, тогда можно спросить у духовника братства или же у другого старца, но во всех этих случаях желателен кандидат, ранее вам неизвестный.

Если кандидат найдется и согласится быть вашим старостой, то пусть он сам подберет себе и совет братства. Из своих людей, хорошо знакомых ему, но новых для вас. Вы же просите у нового старосты только поручений, стараясь отказываться от любых постов в новой организации. Иначе вам придется пройти через множество искушений, очень болезненно ломающих вашу гордость, а это уже будет не на пользу братству и иногда даже может привести к его развалу.

Повторяю, староста нового братства должен будет набрать себе совет из людей хорошо ему знакомых, проверенных людей, с которыми ему будет легко работать. Утвердить состав совета нового братства может только духовник вашего братства, рекомендованный старцем.

3. Три основных проблемы руководства православного братства

Надо предупредить будущего старосту братства, чтобы он был всегда готов к трудностям и не питал розовых иллюзий. Надеяться, конечно, нужно на лучшее, но готовиться к реальностям жизни в нашей разоренной перестройкой стране.

Хороших и добросовестных людей сейчас найти крайне сложно. Многие люди сегодня буквально опутаны грехом - ленью, завистью и трусостью.

Самая распространенная болезнь во всех организациях, даже в православных, это лень. Вдохновленные по началу общей идеей люди вскоре начинают пропускать важные встречи и придумывать себе для этого разные оправдания.

Поэтому очень часто старосте придется буквально понуждать участников братства к выполнению взятых на себя поручений. Ему необходимо быть готовым поначалу слышать искреннее их согласие, а потом буквально вести их за руку в нужном направлении. Христос говорил своим апостолам: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".

Часто рядовые участники братства начинают роптать и впадать в грех осуждения, когда видят, что староста "не делает для братства гораздо больше каждого из них" или же когда он "не выполняет" их различные идеи "на пользу братству".

В случае же успешного развития братства, как бы в награду за активность и неутомимость старосты, в организацию придут новые энергичные люди, способные на самостоятельное выполнение братских поручений. Правда частенько они будут вызывать сильное противодействие со стороны лентяев и перед ними может появиться опасность другой распространенной во всех организациях болезни - зависти.

Зависть второе, после лени зло в среде всех общественных, и, к сожалению, даже православных организаций.

Не только сами активисты братства могут стать предметом зависти лентяев, но и у них самих очень велика опасность проникнуться завистью друг к другу. Причем, чем человек активнее работает в братстве, тем больше ему надо опасаться заразиться этой душевной болезнью.

Особенно обостряется зависть у тех членов братства, которые не уверены в своем прочном положении в самом братстве. Вот они и пытаются снизить влияние актива на братство, его авторитет. Как правило, это делается ими для упрочнения своего положения.

Иногда зависть подкрепляется другой, третьей по своей вредоносной значимости болезнью - трусостью.

Трусость

Трусы - это питательная почва для предательства и подрыва авторитета руководства православным братством.

Если в братстве накопится достаточное количество трусов, завистников и лентяев, то попытки постоянных расколов и переворотов вам будут гарантированы.

Лучше заранее выявлять людей с этими тремя недостатками и никогда не назначать их на руководящие посты, не давать им никаких ответственных поручений.

4. Трудовые объекты братства

Трудовые объекты - это подконтрольные братству рабочие места, которые можно так же использовать и для привлечения в братство новых кандидатов.

Если у вас в братстве нет руководителей, способных обеспечить работу на своих предприятиях, то рабочие места можно попытаться создать и в самом братстве. Наиболее часто православные братства создают у себя рабочие места, занимаясь книжным делом, т.е. издательством и продажей книг, брошюр, газет и календарей. Можно так же заняться изготовлением и продажей церковной утвари. Можно заняться охранной деятельностью и организацией платных паломнических поездок.

Для этого лучше использовать только постоянных сотрудников братства, уже хорошо зарекомендовавших себя на братских трудовых объектах, т.е. серьезных и проверенных людей. При этом вы исключаете возможность провокационной или иной вредной деятельности с их стороны. И вообще - не следует допускать в администрацию братства людей, пока они не станут постоянными участниками братства, доказав при этом свое смирение и постоянство.

Контроль при подборе кандидатов на трудовые объекты должен быть постоянным, дабы не подводить людей, любезно предоставляющих братству эти места.

Лучше развиваться меньшим, но надежным коллективом.

5. Первые организационные шаги нового православного братства

Самым первым шагом нового православного братства должен быть молебен. Однако до этого первого молебна староста братства должен назвать всем участникам состав совета братства, список всех участников и назначить казначея. По окончании молебна все участники братства подходят к кресту.

Следующим шагом должно быть установление ежемесячных взносов в братскую казну всеми участниками братства, как постоянными, так и кандидатами.

Уплата ежемесячных взносов из своего заработка есть показатель серьезного отношения к братству. Всякий, отказывающийся платить хотя бы 5% своего заработка не надежен для братства и не может считаться постоянным его участником. С другой стороны - наш народ уже столько раз обманывали самым бессовестным образом, что не надо удивляться, если кандидат-новичек сначала захочет присмотреться к серьезности всего происходящего в вашем братстве, а уже потом начнет финансово его поддерживать. Средства братству понадобятся на организацию братских чаепитий, на помощь храмам, на помощь священникам и на другие нужды.

Постарайтесь не останавливать свой выбор на символах, которые могут вызвать никому не нужные дополнительные раздоры, никому не нужные ассоциации (например, свастику - так называемый "гамматический крест"). Постарайтесь так же избегать сочетания красного фона с белым кругом и центральным символом черного цвета. Это вызовет неприятную ассоциацию с гитлеровской национал-социалистической или же ленинской интернационал-коммунистической символикой.

В повседневной жизни братства староста должен регулярно спрашивать у духовника, что на данном этапе лучше всего делать братству, и на основании полученных советов и благословений - осуществлять руководство текущими делами.

6. Медовый период

Медовый период братства очень похож на медовый месяц молодоженов. Первоначальное воодушевление, энтузиазм, желание многого достигнуть с лету, этаким блицкригом. Когда же все первоначальные порывы проходят, когда наступает рутина повседневных забот, когда жизнь братства становится обычным повседневным тяглом, тогда-то и начинается настоящее несение креста всеми участниками братства во спасение своей души. А первоначально все в братстве летит как на крыльях.

В старину братства начинали с помощи своему приходу. Именно с такого служения лучше всего начинать и сегодняшнему братству. Это первая и самая важная проверка на прочность. Если братство способно еженедельно проводить дни трудовой помощи своему приходу, то впоследствии, оно будет способно выполнять и более сложные задачи. Итак, первым объектом для братского служения лучше взять один конкретный храм, желательно тот, в котором служит духовник вашего братства.

Для помощи этому храму, староста братства должен назначить ответственного за проведение трудовых дней, ответственного за сбор пожертвований для храма и ответственного за поддержание порядка во время служб.

Если трудовую помощь нельзя оказывать еженедельно, то можно это делать и реже, но желательно, чтобы каждый участник братства хотя бы раз в месяц поработал со всеми во время этих дней.

Трудовые дни желательно заканчивать духовными беседами с кем-либо из священников. Лучше выбрать специального ответственного за организацию этих бесед. Если, при этом удастся организовать еще и обед или же простое чаепитие, то успех трудовых дней можно считать обеспеченным.

Сбор пожертвований для храма лучше всего организовывать под непосредственным контролем настоятеля. Для этого следует подобрать надежных и проверенных во время трудовых дней людей, не имеющих страсти пьянства, серьезных и внушающих доверие.

Даже если братство останется чисто приходским, все равно его создание можно считать успешным. Даже в этом качестве братство будет способствовать спасению душ многих людей, а приходящие в него новые лица благодаря регулярному трудовому православному общению смогут быстрее воцерковляться.

7. Борьба за духовный рост братства

Самым главным условием развития братства, несомненно, является его духовный рост.

В отличие от неправославных организаций, где дисциплина обеспечивается исключительно страхом увольнения и материальными стимулами, в братстве все обстоит несколько иначе.

Акцентирование материальных стимулов обычно приводит к коммерциализации сознания участников братства. Это несет угрозу будущих расколов по причине дележа материальных средств, включая казну и подконтрольные рабочие места. Стимулирование страхом обычно заканчивается ожесточением униженных, готовых при этом прибегнуть к различным видам мести.

В неправославных организациях использование этих двух стимулов дисциплины успешно срабатывает потому, что они не противоречат основным идеалам и системе ценностей этих организаций, а значит, в достаточной степени они способны смирить большую часть коллектива, которая обычно заботится только о своем материальном достатке во избежание лишних проблем.

Однако православные люди не должны ставить материальное благополучие выше служения Богу. Потому, в православной среде большинство людей не слишком высоко ценят материальные блага и не слишком сильно боятся насилия над собой. Этот факт ставит под сомнение эффективность обычных методов стимулирования дисциплины, особенно, таких как страх увольнения и материальное вознаграждение.

Не отказываясь полностью от этих методов, но, используя их только как вспомогательные, особенно для людей мало воцерковленных, нужно обеспечить в братстве и более действенные мотивы - т.е. духовные.

Именно духовный рост братства обеспечит рост смирения руководства и рядовых участников, наладив при этом между ними необходимое взаимопонимание. Необходимо уяснить всем и каждому, что братство, прежде всего, создано для спасения душ, пришедших в него. Братство помогает нерадивым не отпадать от Церкви в мир внешней суеты. Братство создает православное общение душ, постоянно напоминая им о Боге. Но самое важное - братство организует православных людей и помогает им найти свое служение Богу через служение Церкви и отечеству.

Что же необходимо для обеспечения внутренней дисциплины братства?

1. У каждого участника должен быть свой духовный отец, к которому он должен ходить на исповедь не реже четырех раз в год (в каждый пост).

2. Каждый женатый участник братства должен регулярно ходить в храм всей семьей (не православная семейная обстановка будет осложнять его участие в делах братства).

К чему надо стремиться?

1. Каждый участник братства, занимающий какой-либо руководящий пост в братстве, не должен курить.

2. Каждый участник братства должен каждое воскресенье быть на церковной службе и каждый день читать полное дневное правило, а если курит, активно бороться с этой привычкой.

3. Каждый участник братства должен ежедневно читать дополнительное братское правило, утвержденное духовником братства (в нашем Воскресенском братстве, это одна глава из Евангелия и две из Апостолов).

Духовный рост в братстве может быть успешным только под внимательным контролем духовника братства. Слабый же духовный уровень братства всегда будет тормозом его дальнейшего развития.

8. Активизация внутренней жизни братства

Следующим этапом развития братства можно считать дальнейшую активизацию внутренней жизни братства.

Паломничество

Лучшим шагом к активизации братской жизни будет организация регулярных паломнических поездок, первоначально по своей области, а позже и по соседним областям. Этим должен заниматься отдельный человек, имеющий опыт в паломнических поездках и сам объездивший все окрестные места.

Частые совместные молебны

Неплохо так же собирать всех участников братства, как постоянных, так и кандидатов, на совместные храмовые службы. Это усилит духовное общение внутри братства, что очень важно для его развития.

Тренировки

Важным шагом развития жизни братства будет организация спортивных тренировок. Это поможет поддерживать физическое здоровье и бодрый дух всех участвующих, так необходимый нам для полноценной жизни в наше грустное и неуютное время.

В любом братстве найдется человек, который мог бы взять на себя организацию регулярных тренировок. Как правило, им будет работник органов, или военный, или спортсмен, или просто спортивный человек. Если в среде братства не найдется своего тренера, то тогда придется его нанимать и оплачивать из казны братства.

Зал для тренировок лучше искать в средних школах или училищах, как наиболее дешевый вариант. Наилучшей помощью в этом деле будет свой учитель физкультуры.

Не менее эффективны и тренировки по стендовой стрельбе, хотя они будут обходиться значительно дороже. В сочетании с рукопашным боем стрельба эффективно привлекает в братство энергичных людей. Я знаю одно братство, которое сумело значительно увеличить свою численность благодаря умелой организации тренировок по стендовой стрельбе.

Братская взаимопомощь

Четвертым шагом будет организация братской взаимопомощи. Для этого необходимо выбрать специального человека, который должен будет переписать все специальности участников братства и постоянно быть с ними в контакте, выявляя рабочие вакансии, помогая в трудоустройстве или же в профессиональной помощи.

Особенно ценны участники братства со следующими специальностями - водители (со своей машиной), автомеханики, компьютерные техники, мастера по ремонту холодильников и стиральных машин, сантехники. Необходимо создать подобие православной трудовой артели и постараться перейти на самообеспечение (как во времена оккупации).

Организовать братскую взаимопомощь будет непросто, однако, в случае успеха этого дела, братство значительно укрепится в своем положении.

Особое внимание необходимо уделять разумному использованию навыков этих людей, чтобы не отпугнуть их от братства излишней загруженностью. В этих случаях очень помогают тактичные действия ответственного за координацию взаимопомощи, периодическое выражение благодарности специалистам частыми недорогими подарками от всех участников братства, получающих их помощь.

Организация учета имущества

Немного окрепнув братство должно выбрать человека, ответственного за ведение и учет братского хозяйства. Он должен будет вести журнал учета имущества братства, в котором указывать какое имущество братства у кого и в каком состоянии находится. Ему придется вести учет всего - от чайников с чашками и спортинвентаря, до повязок и бирок с братской символикой, включая хоругви и иконы. Для учета литературы братства лучше назначить отдельного библиотекаря.

Борьба с пьянством и курением

Пьянство надо считать самым большим врагом братской дисциплины и поэтому с ним надо вести непримиримую борьбу. Одновременно необходимо организовать борьбу и с курением, которое то же не совместимо с православием, хотя причиняет меньше вреда, чем пьянство. Необходимо постоянно напоминать курящим участникам братства, что каждая зажженная сигарета - это каждение перед престолом сатаны.

Староста братства должен назначить ответственного за борьбу с пьянством и курением в братстве, желательно специалиста нарколога.

Он должен взять на учет всех страдающих этими страстями и наметить план действий, включающих молебны у иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", святым Ванифатию и Моисею Мурину. При этом искушаемым рекомендуется дать зарок своим духовным отцам (если отцы сочтут их готовыми к этому). Существуют и другие духовные, и медицинские средства. Главное, чтобы нашелся деятельный ответственный человек, который был бы в состоянии все это организовать.

Те же, кто с помощью братства, поборет в себе эти страсти, будут лучше относиться к братству, к своей семье и будут еще ревностнее служить Богу.

Больше общайтесь вместе

Для эффективного развития братства нужно всячески увеличивать время общения между собой. Желательно всемерно поощрять дружбу семьями и устраивать совместные вылазки активного отдыха.

Очень эффективны выезды на природу, лыжные прогулки. Можно организовать в братстве ледяной каток для молодежи. Позднее можно будет организовать и паломничества семьями.

9. Внешние контакты

Совместная работа с другими православными организациями, участие в общих делах, еще более воодушевит участников нового братства и одновременно поднимет его авторитет среди других православных организаций.

Общим делом может быть пикетирование медицинских учреждений, занимающимися абортами, пикетированием издательств непотребных газет и журналов, помощь храмам в выселении организаций, незаконно занимающих церковные помещения и т.д. и т.п.

Для координации этих действий необходимо будет выбрать серьезного участника братства, который и возьмется за организацию этих внешних контактов.

Все конфликтные ситуации с другими православными организациями, если они когда-либо возникнут, необходимо будет решать только с духовным лицом, имеющим авторитет для всех участвующих сторон. Если же конфликтующая православная организация не захочет так решать, то к авторитетному лицу нужно обращаться без нее, но его решение доводить до всех сторон. При таком подходе к решению спорных вопросов, затяжной конфликт становится практически невозможным.

Развившись до уровня участия в совместных делах с другими организациям, братству необходимо будет зарегистрироваться в органах юстиции. Регистрация понадобится, прежде всего, для вступления в Союз Православных Братств Русской Православной Церкви. Тем самым, контакты с другими православными братствами значительно расширятся, и ваше братство войдет в общую православную систему, получив, таким образом, официальное признание.

С момента вступления в Союз братство уже переходит с приходского уровня на уровень епархии.

10. Дальнейшее развитие внутренней организации братства

Епархиальный уровень требует более совершенной организации братской жизни.

Помещение

Прежде всего, братству понадобится отдельное помещение. Желательно с телефоном. Лучше всего найти помещение в центре города и поближе к станции метро. Обладание таким помещением будет хорошим показателем роста братства до епархиального уровня.

Помещение это будет необходимо для проведения оперативных совещаний, бесед с постоянными участниками братства, с новыми людьми, а так же для организации чаепитий с задушевными беседами и совместного празднования юбилеев, именин и других важных событий в жизни участников братства. В этом помещении можно будет разместить и некоторое имущество братства, такое как компьютер, принтер, ксерокс, сканер, иконы, хоругви, посуду, мебель.

В своем храме, как правило, редко удается получить такое помещение. Так может получиться только тогда, когда сам настоятель храма будет старостой вашего братства. Поэтому к поиску помещения нужно будет приложить много усилий всем участникам братства.

В большинстве случаев придется арендовать подвальное помещение в жилом доме и то, если есть знакомства в жилищных организациях. Некоторым удается найти комнату при какой-нибудь овощной или автодорожной базе, автобусном или троллейбусном парке, или же на производственном предприятии. В любом случае, аренда помещения должна быть официально оформлена, а при невозможности официального оформления, хозяин или начальник организации, сдающей вам помещение, должен быть проверенным и дисциплинированным участником братства.

Братству не рекомендуется снимать помещение в детских учебных заведениях, так как это может привести к конфликту с родителями. В вузах то же не рекомендуется создавать свою комнату, поскольку там всегда найдется достаточное количество агрессивных "умников" с ярко выраженными антихристианскими убеждениями.

Найдя подходящее помещение, важно позаботится о его оформлении, которое должно создать настроение, надолго запоминающееся приходящим людям и которое своим русским духом и христианским вселенским покоем должно будет притягивать людей, еще не утративших свои корни и не забывших как жили их деды и прадеды. Для этой цели лучше всего будет подыскать профессионального художника-оформителя.

Важнейшим шагом в дальнейшем развитии братства должно быть открытие своего информационного узла, своей страницы в интернете.

Страница в интернете жизненно необходима для улучшения связи с будущими филиалами братства в других городах и для оперативного получения информации из других братств.

Ответственные за филиалы братства в других городах смогут тогда ежедневно получать от вас последние новости, рекомендации и всегда будут в курсе событий происходящих в братстве. К тому же при наличии своего информационного узла (своей интернет-страницы) само формирование новых филиалов братства будет проходить значительно легче.

Создавая свою страницу, вы можете заимствовать опыт нахождения и обмена христианской информацией у других, более опытных коллег. Вы так же можете разместить на своей странице электронную газету с местными и мировыми новостями, взятыми из других православных узлов интернета. Эту информацию следует так же распространять среди людей, не имеющих выхода в интернет, через копирование этой информации в издаваемом братством печатном информационном листке.

Выбрав ответственного за страницу в интернете, староста братства должен помочь ему набрать свою бригаду. В нее должны входить: веб-мастер, веб-дизайнер и несколько корреспондентов, постоянно собирающих по телефону всю интересную информацию в вашем районе. Этот же коллектив, при наличии копировальной машины, сможет выпускать и печатный информационный листок.

Свою страницу по началу можно будет разместить на одном из бесплатных серверов, вроде "chat.ru", но позднее все же лучше будет пользоваться платным сервером. Тогда посетителям вашей страницы будет легче общаться по причине лучшего технического обеспечения платных серверов и более высокой скорости загрузки информации. По той же причине лучше создать две версии вашего информационного узла-журнала. Основную версию - в виде одних текстов и параллельную - с текстом и графикой. Таким образом, те посетители вашего узла, у кого связь неважная, будут быстро получать информацию без графики, а только в виде текста. Те же посетители, у кого связь получше, могут выйти с главной текстовой страницы на версию с графикой.

Для украшения графического варианта вашей страницы вы можете создать на ней фото-галерею с видами вашего города и вашего храма.

Создание филиалов братства.

Переходить к созданию филиалов братства лучше всего только после того, как будет хорошо налажено паломничество.

Наладив регулярные паломнические поездки по монастырям и храмам своей области, ответственный за паломничество сможет постепенно налаживать контакты с местными жителями, обеспечивая им при этом посильную помощь от братства. Такой помощью может стать, например, помощь в устройстве на работу в вашем городе или поселке.

Обнаружив среди новых друзей достойных кандидатов в братство и испытав их на деле, можно, в качестве кандидатского поручения, дать им задание образовать филиал братства в своем городе.

Естественно, этому филиалу нужно будет всячески оказывать братскую помощь, чем так же должен будет заниматься ответственный за паломничество, постепенно берущий на себя ответственность и за связи с другими филиалами братства.

Было бы хорошо, если бы нашелся компьютер с выходом в интернет, через который филиал сможет ежедневно давать отчет о своих действиях и получать рекомендации к дальнейшим совместным действиям (кроме закрытой информации, передаваемой через курьеров).

Чтобы все участники братства знали друг друга в лицо, желательно так же поместить фотографии старца, духовника, рядовых участников и руководства братства где-нибудь на видном месте в помещении филиала.

Крестный ход

Вскоре можно будет переходить от общих молебнов к общим крестным ходам.

Крестный ход лучше всего проводить от своего храма к центру города. Лучше это делать регулярно, то есть по определенным праздникам. Тогда члены братства и прихожане вашего храма будут его заранее ждать и к нему готовиться. Среди таких дней обязательно должны быть престольные праздники храма, дабы усиливалось общение с духовником вашего братства.

Полезно крестным ходом отмечать тезоименитство Патриарха Московского и Всея Руси, а так же тезоименитство правящего архиерея, дабы постоянно подчеркивать свое уважение к церковному начальству (даже при печальном отсутствии полного взаимопонимания с ним).

Во время крестного хода, по возможности, должны так же присутствовать представители филиалов братства из других городов. При этом они будут набираться опыта организации крестного хода и одновременно делиться информацией о своей деятельности на местах.

Охранные отряды (дружины)

Довольно скоро у вашего братства возникнет необходимость помогать в организации самозащиты не только своего храма, но и других храмов города и области, имеющих филиалы вашего братства.

Одной из наиболее распространенных проблем наших храмов на сегодняшний день стало нахождение на их территории других организаций, без законных на то оснований.

Участились так же и случаи ограбления храмов, в результате которых пропадают не только иконы, но и чаши и антиминсы. Участились случаи хулиганского поведения пьяных во время церковных служб. Постоянной стала угроза от сатанинских сект, уже прибегающих кое-где к человеческим жертвам, причем в качестве жертвы, чаще всего избираются христиане, монахи и духовенство.

В наше смутное время, государство не в состоянии решить эти проблемы, поэтому православные братства - это единственная на сегодняшний день сила, способная это сделать.

Для защиты православия от этой нечисти братству будет необходимо организовать регулярные тренировки молодых участников братства и постепенно создавать из них свои охранные отряды. Ответственный за тренировки, как правило, становится и ответственным за создание и дальнейшее развитие этих отрядов.

Помимо регулярных тренировок, в обязанности участников охранных отрядов должно так же входить:

1. Дежурство на церковных службах, если участились хулиганские выходки (с разрешения настоятелей храмов).

2. Сотрудничество с органами правопорядка в процессе освобождения незаконно занятых церковных помещений.

3. Активное участие в добровольных народных дружинах. Привлечение православных дружинников к решениям церковных проблем.

4. Активное привлечение в братство православных служащих армии и служб правопорядка. Формирование ячеек братства в их структурах. Общая совместная работа на пользу Православной Церкви.

Охранные отряды будут так же необходимы и для защиты семей прихожан вашего храма и всех участников братства.

Совместно с организацией охранных отрядов, братству так же понадобится и своя юридическая служба.

11. Поиск источников финансирования

Поиск источников финансирования можно разделить на два этапа. Начать следует с поиска доброхотов-меценатов, готовых давать деньги любой организации. Такие люди есть в каждом городе.

Во-первых, это православные предприниматели, по своему христианскому духу сами жертвующие на Церковь. Во-вторых, это недавно разбогатевшие молодые люди из "новых русских", для которых благотворительность укрепляет чувство собственной значимости. Нужно только показать им, что деньги пойдут на хорошее дело, показать серьезность вашей организации. Сделать это надо так, чтобы им было чем гордиться перед своими коллегами. Этому весьма поможет громкое имя храмов и монастырей, которым вы оказываете помощь, а так же успех ваших предыдущих дел в городе.

На деньги таких доброхотов-меценатов вы сможете выйти в на более высокий уровень организации, после чего у вас уже появится возможность привлечь и других обеспеченных людей города, заинтересованных в поддержке серьезных благотворительных организаций, включая и ваше православное братство.

12. Выход в большую жизнь

Перед нами есть пример многих замечательных православных братств из истории Православной Церкви.

Братства Западной Руси, организованные во время польского нашествия, православные братства четников Сербии, православные братства борцов за независимость Греции, антиреволюционные братства царской России и другие замечательные примеры. Эти братства много сделали для защиты Православия в те тяжелые времена, когда Церковь оказывалась под яростной атакой враждебных ей сил зла. Дружно выходили они тогда на защиту ее интересов.

Если ваше братство разовьется в сильную организацию, то и вы тогда то же сможете выступить на защиту не только своего прихода, но и на защиту Православия на уровне всего района или даже целой области. Именно защита интересов православного дела, своего народа будет вашей святой обязанностью. Ибо, только отстаивая эти интересы, вы привлечете людей в Церковь, поможете многим встать на путь спасения своей души. Те же из вас, кто считает, что православные люди не должны заниматься самозащитой, а только молиться, подобны безумцам, которые молят Бога о ниспослании им детей, не прикасаясь, при этом, к своим женам.

Следующим, после выхода в интернет, серьезным заявлением о себе будет издание братством своего информационного листка, выходящего не реже чем раз в две недели.

Издательство газеты - дело весьма дорогостоящее и поэтому без внешних источников финансирования оно вряд ли будет вам по плечу. Если таковых не окажется, то лучше газету не выпускать, а начать с небольшого информационно листка.

Издание газеты имеет смысл только тогда, когда газета не позорит собой братство. Самый же большой бич всех газет - скучность. Ведь после первой неудачи с газетой, второй раз за это дело браться будет еще труднее.

Печатная информация должна будет распространяться по всему городу. Рассчитывайте при этом на обычную читающую аудиторию, как правило, далекую от церковной жизни.

Главное - это новости, новости и еще раз новости. Причем, новости лучше всего брать из интернета, с православных информационных узлов. Люди должны видеть, что они не одиноки в своих взглядах на происходящее беззаконие. При этом размер каждого сообщения не должен превышать 10 предложений.

В наше время никто ничего не выписывает, поэтому, помимо распростронения листка по подписке, желательно всегда иметь его в продаже на центральной площади вашего города. Неплохо разносить его и по электричкам. В других городах распространением листка должны заниматься местные филиалы братства (они же должны и поставлять местные новости в редакцию, желательно через электронную почту).

Листок так же должен регулярно получать в руки каждый человек, каждый руководитель предприятия, который заинтересовался деятельностью вашего братства и может оказать ему какую-либо реальную помощь.

Позже можно будет подумать и о выходе в местный эфир. Сначала через радиостанцию, а затем и по телевидению. Однако, как правило, это станет возможно только тогда, когда у вас появятся могущественные покровители.

Участие в выборах

Выиграть выборы вам не дадут никогда, но пошуметь позволят. Это даст возможность заявить о себе в крупных и средних городах и поселках вашей области, а это уже реальное дело. Люди должны знать, что есть сила, отстаивающая интересы Православной Церкви, интересы своего народа.

Заключение

Никогда не прерывайте связи со старцами. Всегда черпайте авторитет из старческих благословений. Только Церковь обеспечит авторитет вашему братству при любом развитии событий.

Этот авторитет надо беречь, всегда опираться на него в своей жизни, а так же на принцип церковного смиренного послушания. Примером этого послушания должен являться как сам староста братства, так и все участники совета братства. Если каждое слово старца и духовника будет для старосты законом, то для братства станет законом и его слово, при этом должна исчезнуть угроза недисциплинированности, которую иногда создают разгильдяи и гордецы, зачастую выдавая это за соборность. Смирение - вот высшая добродетель братства и всех православных людей. Смирение перед Богом, смирение перед Церковью, а стало быть, и перед признанными старцами Церкви.

А кто не хочет смиряться перед Церковью, тот рано или поздно должен будет смиряться перед своими страстями, своими грехами, своим самомнением, а, следовательно, перед нечистой силой.

Поэтому лучший совет в деле создания братства, это постоянное смирение перед Богом и людьми.

Если смирения у вас не хватает, то и не беритесь тогда за создание нового братства, а, испросив у старца благословения, вступайте лучше в подходящее для вас, уже существующее и окрепшее православное братство.

История церкви

7 мин.

«Были бы братья, будет и братство». Эти слова известного церковного историка первой половины XX в. Антона Владимировича Карташева сейчас, на фоне глубокого кризиса братств в нашей церкви, звучат как укор. Напомним, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 г., а затем и в 1997 г. постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода. Это было вызвано крайней политизацией некоторых братств, а главное - руководителей Союза православных братств, не хотевших слышать ни о чем, кроме возрождения монархии и разоблачения «жидо-масонов». Такую позицию осудил даже прославившийся впоследствии крайне «правыми» книгами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, † 1996). Из-за постоянного «шума», производимого Союзом в прессе, на собраниях и т. д., пострадало все братское движение, с таким подъемом начавшееся в 1990 г.

И все же такие формы православной жизни как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только «сверху». Их основа - всегда существующие живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение. Но это желание не должно быть только эмоциональным. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства. Поэтому, возобновляя разговор о православных братствах, начатый нами еще в 1992 г. статьей С. Бычкова1., мы хотели бы познакомить читателей с двумя братскими Уставами, приложенными к его статье, но тогда в нашем журнале не опубликованными.

Предваряются Уставы краткими сведениями о принципах жизни и служения православных братств в юго-западной Руси XVII в. - Львовского, Виленского, Киевского и других, поскольку эти братства впервые стали реальной духовной силой в церкви и принесли «плод многий»2.

Предлагаем вашему вниманию несколько пояснений к публикуемым Уставам и приглашаем продолжить обсуждение этой темы на страницах нашего журнала всех, кто в этом заинтересован.

Православные церковные братства в юго-западной Руси были общества, составлявшиеся из православных южно-русской церкви для защиты от угнетения со стороны латинян и лютеран в польских владениях.

За образец и основание приняты были примеры христианской жизни первых времен и многочисленные заповеди Спасителя и апостолов о любви, какую должны иметь христиане друг ко другу (с. 2).

Братства были терпимы правительством по взаимной сообразности их с существующими гражданскими учреждениями.

Около 1458 г. ремесленники православного исповедания, принадлежа к известному цеху, стали образовывать из себя особые общества, или братства, сперва в видах благотворения, а потом, с усилением в Литве латинства, с ближайшею и преимущественною целью - поддерживать и защищать веру православную (с. 17–18).

Братства обыкновенно учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название (с. 24). Тогда же члены братства вписывали имена свои в так называемый братский каталог, или список. Каталоги эти обыкновенно начинались так: «на сие (т. е. на учреждение братства) мы все, нижепоименованные лица, люди обоих сословий, духовного и светского, согласившись одним сердцем и одними устами и целовав честной крест, каждый за всех и все за каждого, держась православия и соединившись духом пламенной любви, для соблюдения нижеписанных христианских братских повинностей и порядков, в сей братский список вписываемся» (с. 24–25) Вообще, при вступлении в братство присягали в хранении тайны, в верности и послушании (с. 28).

Обязанности членов братств:

  1. Все братчики должны были в известное время вносить в братскую кружку известное количество денег.
  2. Оказывать вспоможение обедневшим, разорившимся и вообще потерпевшим несчастье - вписным членам братства.
  3. Присутствовать, в назначенное время, при совершении службы Божией, во храме братском.
  4. Присутствовать при погребении умершего брата, провожать прах почившего до самой могилы и потом поминать его в установленные для этого дни.
  5. Заботиться о благолепии Церкви и монастырей, о содержании причта, хорошего проповедника и певчих.
  6. Заботиться о школах, типографиях, богадельнях и вообще о всех благотворительных братских учреждениях; и наконец
  7. неопустительно приходить на братские сходки или собрания - это составляло главнейшую обязанность каждого братчика (с. 31).

Общим наказанием за нарушение братских обязанностей назначался штраф или деньгами, или известным количеством воска; а в братстве Львовском виновные наказывались, кроме того, еще сидением, или заключением на колокольне (с. 32).

Старшие братчики за вину свою наказывались вдвое и втрое в сравнении с младшими (с. 33).

Запрещено было оскорблять друг друга даже малейшим словом. На обыкновенную сходку братья сходились каждую неделю, тотчас после утрени, а на главную - раз в месяц (с. 35).

Дела, подлежащие рассмотрению братских собраний: 1) по охранению благочиния и порядка в братстве; 2) по благоустройству братства; 3) касавшиеся всех православных жителей юго-западной России (с. 38).

Патриарх Антиохийский Иоаким дал Львовскому братству право «обличать и наказывать непокоряющихся истине, а пребывающих в нераскаянии - отлучать от церкви» (с. 40).

При сравнении Уставов братств XVII в. с публикуемыми ниже Уставами 20-х годов нашего века видно сходство в главном - стремлении к полному единству братьев и сестер в Церкви. «Обычная» жизнь, даже христианская, православная, церковная, видится братчиками явно недостаточной для исполнения заповедей Христа. Однако интересны и различия, часто принципиальные. Если братства XVII в., противостоящие латинству, активно строят и украшают храмы, организуют школы и т. д., то братства, созданные на заре советской атеистической власти, стараются войти в духовные глубины молитвы и таинств. При этом нельзя не увидеть, что к последнему братства подходят очень по-разному: Дмитровское - частым творением крестного знамения, чтением евангелия, соблюдением постов, причащением не реже трех раз (!) в год и т. д.

В этом традиционном благочестии дмитровские братчики оказываются гораздо ближе к своим предшественникам, жившим 300 лет назад, чем к современникам из Иоанно-Богословского братства, девиз которого - «Христос и свобода» - говорит сам за себя.

Впрочем, мы никак не хотели бы противопоставлять эти подходы - разве разделился Христос? (1 Кор.1:13) . Или, вспоминая другие слова апостола, - скажет ли глаз руке: ты мне ненадобна? (ср.1 Кор.12:21) . Свидетельством их единства служит и то, что все три типа братств в своих Уставах не стали уделять внимания «образу врага», хотя условия, в которых они жили, провоцировали это значительно больше, чем постсоветские…

Доклад на XVIII Рождественских чтениях

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

При всем том большом внимании, которое Церковь уделяет молодежному служению, ряд практических вопросов, молодежного служения, в частности создания и развития молодежных братств, остается непроговоренным и не особо проработанным.

Вашему вниманию предлагается изложение опыта молодежного служения и практических рекомендаций по созданию и развитию православных молодежных братств, нашедшие свое выражение в недавно вышедшем издании межрегиональной православной молодежной организации «Общее Дело».

Плодотворное развитие миссионерской, просветительской и социальной работы православной молодежи возможно при соблюдении основных принципов церковной жизни: соборности, сплочённости, солидарности и служения.

Духовные руководители.

Они являются живой связью между Церковью и местным молодежным братством в целом. Духовными руководителями обычно являются настоятели или клирики местных приходов, у которых есть подлинные контакты с молодежью. Главное, чтобы они действительно были рады работать с молодежью. Не следует заниматься молодежным служением тем, у кого нет внутреннего стремления и просто радости этим заниматься.

в Становлении руководителя братства можно выделить следующие главные обязанности как руководителя братства.

1. Устраивать еженедельные встречи , каждую из которых необходимо готовить, при этом важно долгосрочное планирование встреч и братских дел.

2. Видеть духовные нужды братий . Посильно помогать другим людям идти по пути спасения – всегда нелегкое дело , но это необходимо для развития вашей организации от начальной молодежной группы к крепкому православному братству.

3. Приводить новых людей в братство , пример чего должен показывать руководитель. Молодым людям бывает радостно ощущать свою принадлежность к братству, даже пока еще не будучи готовыми посещать собрания братства и полноценно участвовать в его деятельности.

4. Передавать трудные духовные вопросы духовнику братства . Возможно, в братстве будут люди, которые не могут нормально общаться с другими, приносящие им расстройства, обиды или боль. Надо попросить духовника братства уделить особое внимание таким людям.

5. Встречаться каждые 2-3 недели с духовником братства , что самоочевидно и не требует особых объяснений. Это позволяет руководителю братства более рассудительно и основательно заниматься своим служением и предотвращать возможные отклонения в жизни и развитии братства.

Привлечение в братство новых христиан

Трудно переоценить важность миссионерской работы и привлечения людей в Церковь, ибо миссия Церкви является одной из главнейших ее задач. Миссионерская деятельность прихода, готовность христиан лично свидетельствовать о православной вере – это точный показатель жизни во Христе, свидетельство о том, что в христианах, по словам апостола Павла, «изобразился Христос», что эта церковь стала живой иконой Господа (Гал.4:19).

Как проводить хорошие собрания братства

1. Задание нужного тона собрания , чтобы возникла определенная настроенность на ожидаемую встречу.

2. Время, место и продолжительность собрания . Собирайтесь там, где бы вы себя хорошо чувствовали, где была бы пристойная и дружественная обстановка. Не нужно собираться там, куда сложно добраться, а также не надо менять время регулярных собраний.

3. Рассудительность . Руководитель братства должен уметь видеть действительно актуальное и насущное для жизни братства, и вносить это на собрания и в деятельность братства.

Собрания братства – общее дело

Регулярные собрания братства являются одним из главных дел, необходимых для его нормальной жизни и роста, тем пульсом, который задает и формирует братское общество. Общая структура собрания братства – из общей молитвы через рассуждение к действию, состоящая из четырех частей: сбор (введение в собрание), служба (молитвенная), слово (вероучительное), служение (делаемое и намеченное). Предлагаемая структура братских собраний 4С не является чем-то жестко предписанным, это скорее общая схема, которая помогает утверждать в православной молодежи церковное мировоззрение. Когда растет новое братство, эта схема и ритм весьма помогут молодому руководителю, и потом, когда братство уже утвердится и сфомируется, структура может меняться.

От понимания к деланию

Сегодня просто найди нужную святоотеческую книгу, скачать из интернета записи лекций известных преподавателей и миссионеров или видеофильм о святых местах. Но как мы усваиваем то, что воспринимаем? И как мы распоряжаемся тем, что восприняли? Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. У каждого из нас свой способ и особенности познания внешнего мира, и в братстве следует учитывать это и использовать разные формы обучения.

Три главные формы обучения таковы:

1. Визуальная – через зрение, то есть с помощью схем, таблиц, диаграмм, графиков и т.п.

2. Слуховая – посредством слышания/общения, то есть лекции, беседы, дискуссии и т.д.

3. Динамическая – через делание, то есть ролевые игры, постановки и т.п.

Однако, через слух удерживается только 20% информации, через видение – 40% и посредством действия – 80%. Это может быть подытожено каким образом:

что я слышу, я забываю;

что я вижу, я помню;

что я делаю, я знаю.

Способы активного обучения

1. Постановки

Братство может взять готовые постановки (см.приложение – сказ немого кобзаря «Властелин свечей» ), а также создать свои на необходимые темы.

2. Великое сидение

Посадите кого-то в центре группы, и пусть братство задает ему вопросы по заданной теме; но давить на человека нельзя.

3. Мозговой штурм

4. Обсуждение по подготовленным вопросам

Обсуждение продвигается по заранее подготовленным вопросам-вехам.

5. Повествования

Рассказ историй из жизни с использованием иносказаний и метафор.

6. Ролевые игры

Разыгрывается сценарий, который создает ситуацию для ее дальнейшего решения или обсуждения. Ролевые игры являются хорошим способом побудить людей задуматься над вопросом и поместить некие теоретические положения в грубую реальную действительность. Пример ролевых апологетических игр (диспуты православной молодежи с католиками или харизматиками) можно найти на сайте организации Общего Дела.

7. Викторины.

Руководителю нужно рассмотреть людей в братстве, какого они типа восприятия? Как можно подготовить разные обучающие техники для вероучительной секции «Слово» братского собрания.

Нужно быть готовым к Разрешению нестроений в братстве, для чего рассмотреть шесть общих случаев:

1. Тихая группа

2. Разговорчивая группа

3. Группа застаивается

4. Группа становится слишком социальной

5. Группа проводит лишь вероучительные занятия

6. Неуместность обсуждаемых вопросов

Каждый из которых подробнее рассматривается в издании.

Что касается динамики братства на личностном уровни, здесь также можно рассмотреть ряд случаев:

Случай 1 – Болтливые спорщики

Случай 2 – Робкие люди

Случай 3 – Новоначальные

Случай 4 – Сложное возвращение

Случай 5 – Потеря веры

Естественно, во всех этих и подобных ситуациях следует обсуждать с духовником братства возможную пастырскую помощь.

Пастырские советы

Подлинная и глубокая радость православных христиан притягивает измученные души. Руководителю братства, вероятно, придется столкнуться с трудными ситуациями и посильно утешать людей. Часто (нецерковные) люди не могут видеть и знать подлинные причины своих внутренных проблем. Им пока лишь важно найти участливого слушателя, в ком они увидят отклик на рассказ о своих бедах. Такие люди могут быть еще не готовы к настоящей исповеди и глубокой беседе с духовником. Им пока нужно лишь человеческое участие в их горе.

Общие черты «потерянного» поколения:

Низкая самооценка

Безответственность

Уныние и депрессии

Суицидные наклонности

Различное насилие и давление

Алкогольная/наркотическая зависимость

Ненормальная сексуальность

Оккультная практика

Беспорядочное питание

Руководителю братства не стоит паниковать, если с чем-то из этого списка он встретится в своем служении. Не нужно особо не углубляться, но так же и не удивляться, если кто-то станет делиться тяжелой историей о чем-то подобном. Если кто-то открыл о себе такое дело, очень важно, чтобы этот человек почувствовал настоящий душевный отклик и человеческое участие в его горе, ибо после этого он будет очень раним. Главное, что должен делать руководитель братства – это:

1. слушать,

2. прояснять дело аккуратными точными вопросами,

3. молиться.

Очевидно, что такую беседу следует проводить с человеком тоже пола, и стараться избегать иной ситуации.

Нужно предложить ему/ей поговорить со священником, с духовником братства, и эту встречу готовить. И не оставлять этого человека, ибо он доверился и открыл тебе свою боль.

О духовной взаимопомощи мирян при отсутствии духовного руководства опытным духовником смотри главу «В отсутствии старцев» статьи «Духовный отец в Православии» книги владыки Каллиста (Уэра) «Внутреннее Царство» (издание «Дух i Лiтера», Киев, 2003 года, страницы 183-186).

 

Возможно, будет полезно почитать: