Муниципальный контракт. Государственный и муниципальный контракт: основные отличия Муниципальный заказчик

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525).

Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Кроме того, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Однако соответствующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами государственного или муниципального контракта на или муниципальных нужд являются заказчик и поставщик (исполнитель).

Согласно ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи является цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Та сторона, которая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В случаях, когда сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ). В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ).

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:

  • оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
  • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно ФЗ N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
  • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;
  • назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом;
  • привлечением адвоката к оказанию гражданам ;
  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми и территориальными избирательными комиссиями.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ N 44-ФЗ бюджетные учреждения часть своих закупок осуществляют на основании контрактов, заключаемых в соответствии с данным законом.

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случае закупки за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ), а также в случае, если государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случаях, если закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций, и когда закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

На указанные выше юридические лица при осуществлении ими закупок за счет бюджетных инвестиций распространяются положения ФЗ N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Государственный или муниципальный заказчик: Видео

Однако, несмотря на это, между двумя этими разновидностями контракта существует разница. Она заключается лишь в том, что уровень бюджета, из которого поставщик будет получать деньги за оказанные услуги, является различным.

Например, на уровне государства в целом или же на уровне определенного субъекта российской Федерации или на уровне муниципального учреждения действующего в том или ином субъекте РФ.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ)

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. в особо исключительных случаях возможно заключение и в устной форме.

Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

или муниципальный контракт на поставку товаров - По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для или муниципальных нужд (далее или муниципальный) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары или… … Официальная терминология или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - 1.

Заключение государственного контракта

В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения в ряде случаев: 1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт 2.

Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.(внесение денежных средств или банковская гарантия) Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.

Что такое госконракт

Проект определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525). Помимо ГК РФ, отношения по поставке для и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

и рядом других нормативных актов.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

ГК РФ содержит несколько иное определение или муниципального, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.

Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Что такое государственный муниципальный контракт?

В роли (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы власти), органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Статья 4. Государственные заказчики, муниципальные заказчики и иные заказчики

(в ред. Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

текст в предыдущей)

1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ, от 08.05.2010)

(см. текст в предыдущей)

2. В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

(часть 2 в ред.

Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Что понимается под государственным или муниципальным контрактом: п.8 ст.3

Договор, заключенный заказчиком от имени своей организации в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд

Договор, заключенный заказчиком с целью трудоустройства населения и создания большого числа рабочих мест

*Договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд

Является ли обязательным включение в государственный и муниципальный контракт условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом? ч.4 ст 34

*Да, является обязательным

Можно включить в контракт условие об ответственности поставщика, только если это крупный государственный или муниципальный контракт

Нет, не является обязательным

Если контракт заключается с физическим лицом, в контракт включается условие: ч. 13 ст.

о возможности уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу

*обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта

контракт не может предусматривать ни какое уменьшение суммы, подлежащей уплате физическому лицу

Цена контракта является: ч.2 ст 34

*является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта

может быть изменена по решению заказчика в любое время

согласовывается заказчиком и исполнителем по ходу исполнения контракта, с учетом инфляции

При исполнении государственного или муниципального контракта: допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в любой момент по решению

Ч.5 ст 95

*Не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения

Допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в любой момент по решению заказчика

Не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) без каких-либо исключений

В случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик): ч.9 ст.34

В каком порядке могут разрешаться контрактные и иные споры в сфере закупок:

Ч.8 ст.95

только в судебном

только во внесудебном

*как во внесудебном, так и в судебном

В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с: ч.1 ст 103

4, 5, 23 и 42 ч.1 ст.93

пп. 1-3 ч.1 ст.93

пп. 6 и 9 ч.1 ст.93

В случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик):ч.9 ст.34

*Освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика

Не освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней) ни при каких обстоятельствах

Освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если договорится с заказчиком

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Т радиционно за право выполнять государственные заказы (например, муниципальные) борются предприятия, так как это гарантия того, что они получат вознаграждение за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Порядок участия в мероприятиях, направленных на получение муниципального заказа, установлен Федеральном законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

Пришло время и предпринимателям обратить внимание на такое беспроигрышное сотрудничество. Это особенно актуально для тех, кто работает в рамках ограниченного спроса на свои услуги. Например, для предпринимателей, занимающихся ремонтом зданий и помещений на территории небольшого поселка (либо сельского или городского поселения), где низкая платежеспособность населения не позволяет гражданам активно пользоваться указанными услугами.

Можно привести множество аналогичных примеров, однако это вовсе не означает, что предпринимателям, работающим в более благоприятных условиях, следует пренебрегать участием в исполнении муниципального заказа.

Закон подразделяет заказы на государственные и муниципальные. Поскольку основная доля участия предпринимателей приходится именно на сферу муниципальных интересов, в статье мы не будем рассматривать государственные заказы.

Законодательство (в частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») наделило именно муниципальные власти полномочиями по обеспечению жизнедеятельности административно-территориальных единиц любого региона России. Сферы, в которых работает большинство предпринимателей (например, строительство, ремонт, торговля, бытовое и транспортное обслуживание), находятся под контролем местных властей. Последние как раз и выступают здесь заказчиками товаров, работ или услуг.

В рамках муниципального заказа осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на основании специального договора (муниципального контракта).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Для предпринимателя важно, что потребности муниципальных образований в товарах, работах и услугах финансируются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ предписывает муниципальным образованиям заключать муниципальный контракт исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. Эта норма в некотором смысле гарантирует наличие в муниципальном (местном) бюджете денежных средств, необходимых для оплаты товаров, работ или услуг предпринимателя по указанному контракту.

Таким образом, предприниматель, заключая муниципальный контракт, может быть уверен в том, что местные власти оплатят свой заказ в обязательном порядке. Конечно, нельзя исключать «опоздания» в оплате из-за несвоевременного пополнения местного бюджета.

К тому же муниципальный заказ зачастую предусматривает большие объемы поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. А это пророчит серьезный доход лицу, обслуживающему данный заказ.

Пример 1

Свернуть Показать

Предприниматель осуществляет свою деятельность в области ремонта. Он может получить заказ на проведение ремонтных работ в зданиях и помещениях нескольких муниципальных образовательных учреждений, либо муниципальных учреждений культуры, либо учреждений здравоохранения. Это уже предполагает значительный объем работы и, соответственно, полученного дохода. То же самое можно сказать и о предпринимателях, осуществляющих поставки продукции для указанных учреждений.

Вот почему предприниматели активно участвуют в исполнении муниципальных заказов. Однако каждый претендент на получение заказа должен ясно понимать свое правовое положение в указанных отношениях. Это позволит ему защитить свои законные интересы и не допустить ошибок. Размещение заказов для муниципальных нужд

Для размещения муниципальных заказов местные власти (заказчики) должны осуществлять, в частности, следующие действия по определению исполнителей, поставщиков, подрядчиков:

  • вести реестры муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
  • вести реестры недобросовестных поставщиков;
  • бесплатно предоставлять на основании заявления заинтересованного лица конкурсную документацию, начиная со дня опубликования в официальном печатном издании или на сайте извещения о проведении открытого конкурса и т.д.

Муниципальными заказчиками могут выступать:

  1. Органы местного самоуправления (представительный орган, местная администрация и т.д.).
  2. Муниципальные учреждения.
  3. Иные организации, имеющие право на получение средств ­из местного бюджета.

Закон также предусматривает возможность создания органа, уполномоченного осуществлять функции по размещению заказов для указанных муниципальных заказчиков (как правило, им является местная администрация).

Чтобы обратиться к «правильному» заказчику, предприниматель должен изучить муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок осуществления муниципального заказа. Данный нормативно-правовой акт должен быть принят в каждом муниципальном образовании и опубликован в установленном порядке для всеобщего ознакомления.

Муниципальный заказчик может привлекать на основе контракта ­специализированную организацию для:

  • разработки конкурсной документации, документации об аукционе;
  • опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
  • направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
  • иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

К сожалению, иногда муниципальный заказчик, воспользовавшись помощью специализированной организации, пытается переложить оплату за ее услуги на участника-победителя. Например, заказчик может включить в конкурсную документацию следующее требование. Победитель конкурса или единственный участник размещения заказа должен будет из собственных средств возместить расходы, связанные с консультационно-техническим сопровождением данного конкурса специализированной организацией, в размере некоторой доли от суммы заключенного контракта. Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 25 апреля 2008 г. № Д05-1502 предупреждает, что указанное требование неправомерно.

Статья 10 Закона предусматривает два способа размещения муниципального заказа:

  • проведение торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме);
  • без проведения торгов (запрос котировок, заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Проведение торгов в форме конкурса

Победителем в конкурсе становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения муниципального контракта. Кроме того, комиссия по окончании конкурса должна присвоить его заявке первый номер.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в конкурсе?

1. Заявка на участие в конкурсе является бесплатной.
Однако заказчик вправе потребовать, чтобы участник внес денежное обеспечение заявки в размере, не превышающем пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это требование распространяется на всех участников и указывается в конкурсной документации.
Если участники по требованию заказчика вносили деньги в обеспечение заявки, то победитель получит их обратно в течение 5 дней со дня заключения муниципального контракта (п. 5 ст. 29 Закона).

2. Заказчик или конкурсная комиссия не могут вступать в переговоры с участником.
Если данное требование будет нарушено, то конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.

3. Заказчик или специализированная организация публикуют извещение о проведении конкурса в официальном печатном издании муниципального образования, а также размещают его на своем официальном сайте. Это нужно сделать не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
Данное положение позволяет любому заинтересованному предпринимателю получать достоверную информацию о потребностях муниципалитета в товарах, работах и услугах, а также дает ему право принять участие в конкурсе.
При этом критерии оценки заявок на участие, указанные в извещении и в конкурсной документации, не должны отличаться. Иначе размещение заказа может быть признано недействительным, а результаты торгов будут отменены.

Пример 2

Свернуть Показать

Мэрия провела открытый конкурс на поставку продуктов питания по шести лотам. По результатам вскрытия заявок мэрия отказала в допуске к участию нескольким кандидатам. «Отвергнутые» обратились в областное Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС). Они жаловались на нарушения положения Закона в части требований, предъявляемых к участ­никам, и на необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе. УФАС рассмотрело жалобу, выдало предписание о признании размещения заказа недействительным и отмене результатов торгов. Мэрия обратилась в суд. Но судьи указали, что конкурсная документация содержит дополнительные требования о функциональных качественных характеристиках товаров (они не были указаны в извещении). Таким образом, мэрия нарушила статью 28 Закона. В итоге судьи поддержали решение УФАС (постановление ФАС ­Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А72-4013/07).

4. Для участия в конкурсе предприниматель подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией, размещенной на сайте и в печатном органе. Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в виде электронного документа. На конверте обязательно надо указать наименование конкурса. При этом сведения о себе можно не подавать.

5. Предприниматель-участник вправе изменить или отозвать свою заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
В указанном случае предприниматель получит обратно (в течение пяти рабочих дней со дня поступления его уведомления об отзыве заявки) деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки.

6. Предприниматель - победитель конкурса обязан заключить с заказчиком муниципальный контракт. Иначе заказчик может в судебном порядке заставить предпринимателя не только заключить контракт, но и возместить убытки, причиненные уклонением от заключения контракта.
Предположим, заказчик направил предпринимателю проект договора (оферту). Однако участника конкурса (а он обязан заключить договор) не устраивают условия контракта. Что же делать? Тогда он может в течение 30 дней со дня получения оферты направить организатору конкурса протокол разногласий. Если заказчик проигнорирует возражения участника (например, не пришлет согласованный вариант контракта в течение 30 дней со дня получения протокола), он будет нести ответственность по статье 445 ГК РФ. Это значит, что уже предприниматель сможет потребовать от заказчика возмещения убытков. Победитель конкурса может обратиться в суд с иском об урегулировании разногласий.
Учтите, что в ГК РФ не прописан срок, в течение которого можно обратиться в суд. Однако специалисты полагают, что в этом случае должен применяться с соответствующими изменениями срок, который указан в абзаце 2 пункта 1 статьи 445 ГК РФ. Если заказчик не прореагирует на протокол разногласий, то срок составит 60 дней со дня получения оферентом протокола разногласий. Такое мнение можно найти в публикации «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой» (под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского).
Кстати, если предприниматель-победитель подаст иск, пропустив срок для передачи протокола разногласий в суд, а заказчик не возразит против этого, то суд будет рассматривать такое исковое заявление по существу. В ином случае для рассмотрения иска не будет правовых оснований (определение ВАС РФ от 20 февраля 2008 г. № 1129/08).

Отдельно поговорим о начальной (максимальной) цене контракта. Закон предусматривает, что заказчик вправе не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок поменять сведения, указанные в извещении. То есть организатор конкурса может, в частности, указать иное количество поставляемого товара, изменить место поставки товара и место предоставления конкурсной документации. Самое главное, что он может запросто «исправить» цену. В любом случае неизменным остается предмет конкурса.

Если заказчик решил скорректировать цену контракта, то он должен в течение 5 дней со дня принятия этого решения опубликовать изменения в официальном печатном издании. Также в течение одного дня со дня принятия этого решения надо обнародовать изменения на официальном сайте. Внесение поправок в извещение (опубликование их в открытых источниках) продлевает срок для подачи заявок до 20 дней с момента обнародования (п. 4.1 ст. 21 Закона, письмо Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2008 г. № Д05-1506). В случае, когда цену изменили самым невыгодным образом, а заявка уже подана, участник может ее отозвать. Как уже упоминалось, сделать отзыв можно до момента вскрытия конвертов с заявками для участия или открытия доступа ­к поданным в форме электронных документов заявкам.

Проведение торгов в форме аукциона

Победителем аукциона становится тот участник, который предложил наиболее низкую цену муниципального контракта. Обратите внимание, что имеется Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов по поставке (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-Р). ­В частности, в списке таких товаров представлены следующие (см. Таблицу 1):

Не допускается размещение заказов на товары (работы, услуги), приведенные в упомянутом Перечне, путем проведения открытого конкурса. Однако по ним все-таки можно размещать заказ с помощью запроса котировок или у единственного поставщика при соблюдении установленных Законом условий (письмо Минэкономразвития РФ от 18 января 2008 г. № Д04-96).

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в аукционе?

1. Аукцион может проводиться в электронной форме на сайте, если начальная (максимальная) цена муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 млн рублей. Поэтому заинтересованный в заказе предприниматель должен регулярно посещать сайты хотя бы близлежащих муниципальных образований.

2. Предприниматель не должен платить за участие в аукционе. Но устроители могут потребовать от него внести деньги в обеспечение заявки на участие в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

3. Муниципальный заказчик или уполномоченная организация не вправе вступать в переговоры с участником, подающим заявку на участие в аукционе. Иначе аукцион в судебном порядке будет признан недействительным.

4. Заказчик или уполномоченная организация должны обнародовать извещение о проведении аукциона в официальном печатном издании муниципального образования и на его официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

5. Для участия в аукционе предприниматель должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, размещенной на сайте и в печатном издании.
Указанная заявка подается в письменной или электронной форме. Если участник подает электронную заявку, то заказчик (уполномоченный орган) должен подтвердить ее получение. Это также можно сделать как в письменном, так и в электронном виде в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.

6. Предприниматель вправе отозвать свою заявку в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе. В этом случае деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются предпринимателю в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

7. Предприниматель-участник вправе осуществлять аудио- и видео­запись аукциона.

Такая запись защитит права участника от злоупотреблений со стороны устроителей мероприятия, так как может быть представлена в качестве доказательства в суде.

8. Победитель аукциона обязан заключить по его результатам муниципальный контракт. В случае нарушения данного требования предпринимателю - победителю аукциона грозит та же ответственность, что и победителю конкурса при аналогичном проступке.

Запрос котировок

Запрос котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем публикации извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте муниципального образования. Победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Существуют следующие ограничения по проведению запроса котировок:

  • заказчик проводит запрос котировок цен, если производство товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, осуществляется не по конкретным заявкам заказчика. Также этот способ размещения заказа приемлем, если цена муниципального контракта не превышает 500 тыс. рублей;
  • размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок не может производиться на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Минэкономразвития РФ указывает, что размещение заказа запросом котировок относится к тому кварталу, в котором был заключен муниципальный контракт (письмо ­от 18 января 2008 г. № Д04-106).

Одноименные товары (работы, услуги) - это товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ услуг) для государственных и муниципальных нужд. Данную номенклатуру утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в области размещения заказов. Такое определение приведено в пункте 6.1 статьи 10 Закона.

Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 28 февраля 2008 г. № Д04-483 сообщает, что на сегодняшний день упомянутая номенклатура еще не утверждена. Однако ведомство указывает, что последнюю версию проекта номенклатуры можно найти в Интернете по адресу http://www.zakupki.gov.ru или на сайте МЭРТ РФ. А до момента утверждения номенклатуры Минэкономразвития РФ предлагает считать одноименными такие товары (работы, услуги), которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам. Они могут отличаться друг от друга лишь незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства. Кроме того, одноименные товары являются однородными по потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие ­в проведении запроса котировок?

1. Заказчик или уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте муниципального образования извещение о проведении запроса котировок и проект муниципального контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Если заказчик размещает заказ на сумму, не превышающую 250 тыс. рублей, то это нужно сделать не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

2. Заказчик или уполномоченный орган могут одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок направить запрос котировок лицам (в том числе предпринимателям), осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

3. Предприниматель подает котировочную заявку заказчику (уполномоченному органу) в письменной или электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Если участник подаст электронную заявку, заказчик (уполномоченный орган) обязан в тот же день в письменном или электронном виде подтвердить ее получение.

4. Не допустимо проведение переговоров между заказчиком (уполномоченным органом, котировочной комиссией) и участником в отношении поданной им котировочной заявки.

5. Победитель запроса котировок обязан заключить представленный ему муниципальный контракт. Последствия отказа аналогичны указанным для победителя конкурса или аукциона.

Заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Это наименее выгодный для предпринимателя способ размещения муниципального заказа, поскольку в данном случае муниципальный заказчик сам, по своему выбору, предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Здесь предпринимателю могут помочь либо его высокая деловая репутация, либо отсутствие конкурентов. Не следует забывать и о так называемом «местничестве», когда заключение муниципального контракта предлагается лицам, «наиболее приближенным» к заказчику.

Поскольку при размещении заказа у единственного поставщика велика вероятность коррупции, то законодательство предусматривает строгие ограничения для взаимодействия между заказчиком и поставщиком. Согласно статье 55 Закона размещение муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно в следующих случаях:

  • заказчику потребовались конкретные товары (работы, услуги) вследствие обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
    Например, в случаях, когда происходят природные катаклизмы (наводнения, землетрясения и т.д.), а также техногенные аварии (взрывы на объектах, массовые отравления и т.д.), требующие оказания срочной медицинской и гуманитарной помощи (покупки лекарств, проведения спасательных работ, возведения временного жилья, закупки предметов первой необходимости и т.д.) неограниченному кругу лиц. Поскольку проведение процедуры размещения муниципального заказа в форме конкурса, аукциона или запроса котировок требует большого количества времени (иногда до двух месяцев), законодатели разрешили в экстренных случаях прибегать к помощи единственного поставщика;
  • представлена только одна котировочная заявка или единственная заявка на участие в конкурсе (аукционе);
  • только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе ­(аукционе), признан участником конкурса (аукциона);
  • участвовал только один претендент;
  • конкурс (аукцион) признан несостоявшимся, и муниципальный контракт не заключен;
  • не подано ни одной заявки при повторном размещении заказа путем запроса котировок;
  • муниципальный заказ размещен на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
    При этом заказы на поставки одноименных товаров (работ, услуг) заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного размера. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;
  • заказчику (уполномоченному органу, специализированной организации) нужно опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса (открытого аукциона), протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона.
    Поскольку официальное печатное издание, предназначенное для опубликования муниципальных нормативно-правовых актов и иной информации, определяется уставом муниципального образования, то нельзя заказывать указанные выше публикации в изданиях, не предусмотренных уставом. Поэтому в данном случае нет необходимости в размещении муниципального заказа на издательские услуги в форме конкурса, аукциона или запроса котировок, и заказ размещается у единственного поставщика (официального печатного издания);
  • заказчик размещает заказы на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для муниципальных нужд (в случае, если исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицу);
  • заказчик размещает заказы на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений, муниципальных библиотек у издателей таких печатных и электронных изданий (в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий);
  • заказчик размещает заказ на посещение зоопарка, театра, ­кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
  • несколько муниципальных заказчиков размещают заказ на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для муниципальных нужд. При этом заказчик - организатор такого мероприятия выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном Законом;
  • заказчик размещает заказ на оказание преподавательских услуг физическими лицами.

Мы рассказали подробно о возможностях заказчика по размещению заказа у единственного поставщика. А что же может сделать поставщик, который согласован с уполномоченным органом в качестве единственного, но при этом он по каким-то причинам передумал заключать контракт? В отличие от участников торгов в виде конкурса, аукциона и размещения заказа путем запроса котировок, единственный поставщик может без ущерба для себя отказаться от заключения муниципального контракта. Дело в том, что на сегодняшний день Закон не обязывает единственного поставщика заключать контракт и не предусматривает ответственность за отказ. В этом случае заказчик просто проведет новые торги (письмо Минэкономразвития РФ от 21 января 2008 г. № Д04-120).

Муниципальный контракт

Мы уже говорили, что предприниматель-победитель обязан заключить муниципальный контракт. В отдельных случаях, при размещении заказов у единственного поставщика, допускается заключение обычного гражданско-правового договора (подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона). Однако в большинстве случаев отношения между участниками муниципального заказа строятся именно на основе указанного контракта.

Муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. По сути, указанный контракт - это обычный гражданско-правовой договор (купли-продажи, поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), заключаемый в порядке, предусмотренном ГК РФ. Но для него характерен ряд особенностей.

  1. Муниципальный контракт не может быть заключен с предпринимателем, если:
    • арбитражный суд признал предпринимателя банкротом;
    • суд приостановил деятельность предпринимателя в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
    • предприниматель предоставил заведомо ложные сведения в заявке на участие;
    • имущество участника размещения заказа находится под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
    • у участника размещения заказа имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. При этом ее размер превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности.
    Остановимся подробнее на двух последних пунктах. Приведенные выше формулировки Закона нельзя буквально применить к индивидуальному предпринимателю. Дело в том, что предприниматели не ведут бухгалтерский учет, а значит, ни о каком балансе не может быть и речи. Представляется, что требуемые данные можно найти в Книге учета предпринимателя. Ведь именно в ней отражаются имущественное положение и результаты предпринимательской деятельности бизнесмена за налоговый период.
  2. Цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Из этого правила существует лишь несколько исключений, установленных Законом (подп. 2 п. 2 ст. 55, пп. 4.2, 6.2-6.4 ст. 9).
  3. Муниципальный заказчик (если это предусмотрено конкурсной документацией) по согласованию с предпринимателем в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов установленные в контракте количество товаров, объем работ, услуг, в случае изменения потребностей муниципального заказчика или в случае, когда появляется потребность в других работах или услугах, которые не предусмотрены контрактом.
    При этом в случае поставки предпринимателем дополнительного количества товаров, выполнения дополнительного объема работ, оказания дополнительного объема услуг муниципальный заказчик по согласованию с предпринимателем вправе изменить ­первоначальную цену контракта также не более чем на десять процентов.
  4. Запрещено менять исполнителя контракта.
    Следовательно, при наступлении обстоятельств, препятствующих исполнению предпринимателем муниципального контракта (болезнь, смерть, прекращение деятельности, привлечение к уголовной ответст­венности и т.д.) действие муниципального контракта прекращается.
  5. 5. Если заказ размещается на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства), то начальная (максимальная) цена муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ. Она устанавливается исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.
  6. 6. Контрагенты могут расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  7. В муниципальный контракт обязательно включаются условия ­(стороны не вправе их менять!):
    • об ответственности предпринимателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного указанным контрактом;
      Если одна из сторон муниципального контракта не исполнила в срок обязательства по нему, то пострадавшая сторона может потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
      Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока. Неустойка (штраф, пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки ­рефинансирования ЦБ РФ.
      Однако если контрагент-нарушитель докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, то он не будет платить неустойку (штраф, пени);
    • о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (работ, услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в муниципальном контракте.
      Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом.

Заказчик должен вместе с извещением опубликовать проект муниципального контракта, чтобы потенциальные участники могли заранее ознакомиться с его условиями и определить для себя возможность дальнейшего его исполнения (с учетом указанных выше ограничений). Если заказчик не опубликует заранее проект контракта, то размещенный заказ может быть признан недействительным.

Во всем остальном, что не предусмотрено муниципальным контрактом, предпринимателю надлежит руководствоваться действующим гражданским законодательством применительно к виду заключаемого договора, а также ­общими положениями о сделках, предусмотренными частью первой ГК РФ.

На первый взгляд может показаться, что процедура участия в исполнении муниципального заказа (конкурс, аукцион) сложна и громоздка для предпринимателя. Именно это является для многих из них основным минусом такого участия. Однако в действительности все это не представляет особой сложности при условии, что предприниматель будет действовать в рамках Закона и в соответствии с требованиями муниципального заказчика.

Вместе с тем для любого предпринимателя, ставшего победителем муниципального заказа и заключившего муниципальный контракт, очевидны следующие преимущества:

  • гарантированное получение вознаграждения за результаты своей деятельности;
  • востребованность своих товаров, работ или услуг и возможность их своевременной реализации (особенно это касается товаров ­с ограниченным сроком годности);
  • своеобразная реклама своей деятельности: посредством исполнения муниципального заказа предприниматель зачастую поставляет товары, выполняет работы или оказывает услуги широкому кругу лиц, в результате чего происходит косвенная реклама его деятельности;
  • хорошие отношения с местной властью при условии надлежащего исполнения муниципального контракта (в наше время такое ни одному предпринимателю не повредит).



 

Возможно, будет полезно почитать: