Начальная школа: морфологический разбор слов.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Имя существительное
План разбора
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
Образец разбора
Тихо льется тихий Дон."
Устный разбор:
Дон-существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос что? Начальная форма-Дон;собственое,неодушевленное;муж.р.;2-е скл.употреблено в форме им.п.ед.ч.(мн.ч. не имеет) в предложении выполняет роль подлежащего.
Имя прилагательное
План разбора
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль в предложении.
Образец разбора
Коля рисовал хлеба, которые были убраны в большие 3 копны.
Устный разбор
Большие – имя прилагательное.
Во-первых, обозначает признак предмет: (какие?) хлеба. Начальная форма: большой.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: качественное. Непостоянные признаки: полное, вин.п., мн.ч.
Письменный разбор:
Большие – имя прилагательное.
I. (Какие?) хлеба. Н.ф. – большой.
II. Пост.п.: качеств.; непост.п.: полн., вин.п., мн.ч.
III. Хлеба (какие?) большие.
Имя числительное
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж).
2. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Школьный участок занимает десять 3 гектаров.
Устный разбор
Десять - имя числительное.
Во-первых, обозначает количество: гектаров (сколько?) десять. Начальная форма - десять.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, обозначает целое число. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения: занимает (что?) десять гектаров.
Письменный разбор
Десять - числит.
I. Гектаров (сколько?) десять. Н. ф. - десять.
II. Пост.п: прост., колич., целое. Непост.п: в вин. пад.
III. Занимает (что?) десять гектаров.
Местоимение
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).
Непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).
III. Синтаксическая функция.
Образец разбора
Мой 3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне 3 желательно было бы внушить его каждому 3 ... (Д. Менделеев)
Устный разбор
Мой - местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: оптимизм (чей?) мой. Начальная форма - мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное; непостоянные признаки: стоит в именительном падеже, в единственном числе, в мужскому роде.
В-третьих, в предложении является определением.
Мне - местоимение.
Во-первых, указывает на предмет: желательно было бы (кому?) мне. Начальная форма - я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак - личное; непостоянные: употреблено в дательном падеже, единственном числе.
Каждому - местоимение.
В-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма - каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: является определительным; непостоянные признаки: стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Письменный разбор
Мой (оптимизм) - мест.
1. (Чей?) мой. Н. ф. - мой.
2. Пост.: притяжательное. Непост.: в и. п., ед. ч., м. р.
3. Оптимизм (чей?) мой.
Мне - мест.
1. (Кому?) мне. Н. ф. - я.
2. Пост.: личное. Непост.: в д. п., ед. ч.
3. Желательно было бы (кому?) мне.
Каждому - мест.
1. (Какому?) каждому. Н. ф. - каждый.
2. Пост.: определительное. Непост.: в д. п., ед. ч., м. р.
3. Внушить (кому?) каждому.
Глагол
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Будущее принадлежит 3 людям честного труда (М. Горький).
Устный разбор
Принадлежит - глагол.
Во-первых, обозначает действие: (что делает?) принадлежит. Начальная форма - принадлежать.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: несовершенного вида, непереходный, II спряжения. Употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Письменный разбор
Принадлежит - глагол.
I. (Что делает?) принадлежит. Н. ф. - принадлежать.
II. Пост.п.: несов. вида, неперех., II спр. Непост.п.: в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит.
Наречие
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Ветер порывисто 3 дул.
Устный разбор
Порывисто - наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто.
Во-вторых, является неизменяемым словом.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.
Письменный разбор
Порывисто - наречие;
I. Дул (как?) порывисто.
II. Неизм.
III. (Как?) порывисто.
Морфологический разбор особых форм глагола
Причастие
План разбора
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: залог (действительное или страдательное), возвратность, время, вид.
3. Непостоянные признаки: полная или краткая форма, падеж (если есть), число, род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Первая комната была оклеена 3 по брёвнам старыми газетами (К. Симонов).
Устный разбор
Оклеена (комната) - это причастие.
Во-первых, оно обозначает признак предмета по действию (комната, которую оклеили), образовано от глагола оклеить
. Начальная форма - оклеенный.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Здесь согласуется со словом комната
и употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является именной частью составного сказуемого.
Письменный разбор
Оклеена - причастие.
I. Комната (какова?) оклеена - причастие, особая форма глагола оклеить.
II. Н.ф. - оклеенный. Пост.п: страдат., прош. вр., сов. в. Непост.п: в крат. ф., ед. ч., ж. р.
III. Комната (какова?) оклеена.
Деепричастие
План разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть лёгкий след раскаяния (М. Лермонтов).
Устный разбор
Стараясь - деепричастие.
Во-первых, оно обозначает добавочное действие (смотрел и старался заметить). Начальная форма - стараться.
Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемость.
В-третьих, в предложении является обстоятельством цели: смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.
Письменный разбор
I. (Что делая?) стараясь - деепричастие.
II. Н. ф. - стараться. Пост.п: несов. в., неизм.
III. Смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.
Морфологический разбор служебных частей речи
Предлог
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
По 3 небу метались встревоженные галки.
Устный разбор
По - предлог.
Во-первых, служит для связи главного слова метались
с зависимым существительным небу
в дательном падеже.
Во-вторых, имеет морфологический признак - неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложениях не является.
Письменный разбор
По - предлог.
I. Метались |по| небу (д.п.).
II. Морф.п.: неизм.
Союз
План разбора
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
Постоянные: сочинительный или подчинительный; простой или составной; неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.
Образец разбора
Я слыхал о тамошних метелях и 3 знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).
Устный разбор
И - союз.
Во-первых, соединяет однородные сказуемые слыхал
и знал
.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: сочинительный, простой, неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложения не является.
Письменный разбор
И - союз.
I. ═══ и ═══ .
II. Морф. п.: соч., прост., неизм.
III. Не является членом предложения.
Частица
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) разряд;
2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
А тут бы 3 влево лишь принять (И. Крылов).
Устный разбор
Бы - частица, так как:
во-первых, участвует в образовании условного наклонения;
во-вторых, является формообразующей, это неизменяемое слово;
в-третьих, не является членом предложения.
Письменный разбор
Бы - частица.
I. Образует услов. накл.
II. Морф.п.: формообраз., неизм.
III. Не является членом предложения.
Междометие
План разбора
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) тип по образованию;
2) значение;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Эй 3 , добрые люди, кто из вас дома?
Устный разбор
Эй - междометие, так как,
во-первых, выражает побуждение,
во-вторых, является непроизводным и неизменяемым словом,
в-третьих, в предложении не является членом предложения.
Письменный разбор
I. Эй - междометие.
II. Морф.п.: непроизв., выражает побуждение, неизм.
III. Не является членом предложения.
Ссылки
Литература
1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.: ил. - ISBN 5-09-008918-3 .
Морфологический разбор может вызвать затруднения, если не знать признаков частей речи. Части речи разбираются по плану: определяется начальная форма слова, по пунктам рассматриваются постоянные и непостоянные характеристики. Рассмотрим, как делать морфологический разбор для самостоятельных и служебных частей речи.
Как сделать морфологический разбор – имя существительное
- Нач. форма – Им.п., ед.ч. для имен существительных.
- Определяем пост. признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).
- Затем непост. признаки (число, падеж).
- Определяем, какую синтаксическую роль в предложении несет слово.
Как сделать морфологический разбор – имя прилагательное
- Ставим в нач. форму И.п., ед.ч., м.р.
По постоянному признаку имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
- Определяем принадлежность нашего слова к одной из групп.
Находим непост. признаки:
- Степень сравнения.
- Полная или краткая форма.
- Падеж (только для полной формы).
- Число.
- Род (только для единственного числа).
Подчеркиваем, каким членом предложения является наше слово.
Как сделать морфологический разбор – глагол
- Ставим глагол в такую форму, чтобы он отвечал на вопрос “Что делать?” или “Что сделать?”. Эта начальная форма еще называется инфинитив.
- Пост. признаки у глагола такие: вид, спряжение, возвратность, переходность.
- Непост. признаки: наклонение, время, число, лицо.
- Определяем, каким членом в предложении является глагол.
Как сделать морфологический разбор – другие части речи
Морфологический разбор других частей речи происходит по тому же плану: сначала ставим наше слово в начальную форму, затем устанавливаем пост. и непост. признаки и напоследок определяем синтаксическую роль. Нужно знать, какими признаками обладают те или иные части речи:
- Числительное. Начальная форма у числительного – Им.п. или Им.п., ед.ч., м.р.. К пост. признакам относятся: разряд по структуре, разряд по значению. Непостоянные: падеж, число (только у количественных и порядковых числ.), род (только в ед.числе). Следует отметить, что синтаксическая роль числительного в предложении определяется вместе с существительным, к которому оно относится.
- Местоимение. Начальная форма местоимения определяется в зависимости от его разряда – И.п., ед.ч., м.р (если есть). К пост. признакам местоимения относятся: разряд и лицо (только для личных). К непост.: падеж, род (если есть), число (если есть).
- Наречие. Наречие обладает такими пост. признаками, как неизменяемость и разряд по значению. У некоторых наречий проявляется непостоянный признак – степень сравнения, это тоже нужно указывать.
- Причастие. Нач.ф. – И.п., ед.ч., м.р.. Постоянно причастия могут быть действительными или страдательными, совершенного или несовершенного вида, возвратными или невозвратными, а также иметь время. Непост. признаки – это форма (полная или краткая), падеж (только для полной формы), число, род (только для ед.ч.).
- Деепричастие. У деепричастия следующие пост. признаки: неизменяемость, вид и возвратность.
Морфологический разбор служебных частей речи происходит по той же схеме. Служебные слова также обладают постоянными и непостоянными признаками, но не являются членами предложения.
Подробнее о том, как сделать морфологический разбор на примере существительного:
Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.
Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.
Морфологический разбор существительного:
1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).
3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.
4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).
5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.
Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .
Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.
Письменный разбор:
Лисята - сущ.
(Кто?) - лисята;
Н. ф. (начальная форма) - лисенок;
Нариц., одуш., муж. род;
2-е склон.;
в имен. пад., во множ. числе;
играют (кто?) - лисята - подлежащее.
Морфологический разбор прилагательного
2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.
3. Определить род прилагательного, его падеж и число.
4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.
Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».
Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.
Письменный разбор:
Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;
Н.ф. - трудолюбивый;
Женск. род, единств. число, именит. падеж;
Какая? - трудолюбивая - определение.
Морфологический разбор числительного:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.
3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.
4. Каким членом предложения является данное числительное.
Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».
Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.
Письменный разбор:
Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;
Н.ф. - пять;
Простое, количеств., в именит. падеже;
(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.
Морфологический разбор местоимения:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.
4. Каким членом предложения является данное местоимение.
Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».
Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.
Письменный разбор:
Мне - местоим.:
(Кому?) - мне;
Н.ф. - я;
Личное;
Дательн. падеж, единств. число;
Кому? - мне - дополнение.
Морфологический разбор глагола
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.
3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;
4. Каким членом предложения является данный глагол.
Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».
Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.
Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.
Письменный разбор:
Вспыхнул - глагол;
(что сделал?) - вспыхнул;
Н.ф. - вспыхнуть;
1 спряж., единств. число, 3-е лицо.
Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.
Морфологический разбор наречия:
1. Часть речи, общее значение.
2. Неизменяемое слово.
3. Член предложения.
Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».
Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.
Письменный разбор:
Быстро - наречие;
Пробегали (как?) быстро;
признак действия, неизм.;
Как? - быстро - обстоятельство.
Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.
Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018
2914 229
Содержимое разработки
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное,
одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);
несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,
Непостоянные признаки:
в … числе (ед., мн. ),
в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).
И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
в степени сравнения (для качественных);
в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
в … падеже (для полной формы),
в …числе (ед., мн.),
в … роде (для единственного числа).
III. Синтаксическая роль
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).
Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)
в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
в … числе (ед., мн.),
в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
разряд по структуре (простое/сложное/составное),
разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),
особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
Непостоянные признаки :
число (если есть),
род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
разряд по значению с доказательством:
– личное , т.к. указ. на лицо;
– возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
– притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
– вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
– относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
– неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
– отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
– определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
число (если есть),
род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
)
Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).
возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).
падеж (только для причастий в полной форме).
число (ед., мн).
род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
Неизменяемая часть речи.
Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).
Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор СОЮЗА .
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).
Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
Неизменяемая часть речи.
11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
Неизменяемая часть речи.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .
I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.
II. Признаки:
III. Не является членом предложения.
14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .
I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;