Основные этапы развития японского феодального государства и права. Глава III

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.
С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.
На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.
Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи - его чиновников, а народ - подчиняющейся им массы людей (ст. 15).
Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь - его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, - гласит ст. 3, - то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается плановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.
Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 год).
Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.
*"Свод законов Тайка" (кодекс "Тайхо рё"), обобщивший все законодательные акты этого периода с 646 по 700 г., увидел свет в 702 году. Последовавшая за "эрой Тайка" эра Ёро, 717-723 гг. (в Японии, в отличие от Китая, не признается смена династий, считается, что правит установившаяся еще в VI в. одна династия), была ознаменована новым законодательством, которое было включено в общий свод законов "Тайхо Ёро рё", важнейший источник сведений о ранних этапах японского общества и государства.
Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.
Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.
Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.
Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.
Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.
Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.
С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.
Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство со своими контрольно-регулирующими функциями, так как здесь не сложились ни влиятельная конфуцианская элита, ни сильный многочисленный корпус чиновников-администраторов вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно-экзаменационной системой.
Сказалось и традиционное засилье крупных клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов ("великих полководцев") в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.).
Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи"*.
* Мэйдзи - официальное наименование годов правления императора Муцухито (1868-1912 гг.).

История рицурё, т.е. централизованного средневекового государства Японии, начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого власть перешла от влиятельного при дворе рода Cora к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка ("Великая реформа"), что стало девизом периода правления новой династии. Престол занял представитель рода Сумэраги – Кару, который стал править под именем Котоку. "Переворот Тайка" (645 г.) – это рубеж, который отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья: заканчивается эпоха правления царей рода Ямато и наступает новая эпоха Ниппон – Япония – Страна восходящего солнца.

Специфика политогенеза. С древних времен острова Японского архипелага населяли племена кумасо и эбису. Затем, в течение нескольких веков до нашей эры, на Японские острова переселились племена маньчжуро-тунгусского, малайского и палеоазиатского происхождения с северо-востока, Индонезии, Кореи, Индокитая и островов Тихого океана. Они смешались с коренными жителями. Племена, населявшие Японские острова, жили родовыми общинами, исповедовали синтоизм – религию, основанную на почитании культа предков и сил природы, хотя каждый род имел свое божество. Согласно преданию, в VII в. до н.э. вождь Иваро, возглавлявший племенной союз тесон и идзумо на о. Кюсю, высадился на западном побережье о. Хонсю. Эти племена поселились на равнинных землях и образовали племенной союз Ямато, давший название государству и ставший центром формирования японского народа.

Предыстория феодальной государственности Японии начинается с первого государственного образования – Ямато, которое не представляло собой государства в строгом смысле. Оно было союзом племен, состоявшим из родовых общин, живших на стадии военной демократии. Во главе племенного союза стоял правитель главного рода Ямато, которого контролировали старейшины других больших родов. Все важнейшие решения принимались на собрании родов.

В III–IV вв. начинается процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннеклассового общества. Государство Ямато не было единым и централизованным. Оно представляло собой раннеклассовое государство с доминированием наиболее сильного рода, в основе которого лежали не территориальные, а кровнородственные, клановые связи. Глава самого сильного рода Ямато получил титул тэнно – "правитель, угодный Небу" или "Небесный царь". Он сосредоточил в своих руках огромную власть, являясь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа. Цари Ямато объединили бо́льшую часть территории страны, покорили в течение многолетней войны и вероломства племена кумасо и эбису, однако создать централизованное государство не смогли. Междоусобная война родов и племен подорвала могущество клана Ямато и привела к его закату.

На фоне падения значения власти царей Ямато в VI в. возвышаются дома Мононобэ и Сога. В решающем сражении 16-летний принц Сётоку-тайси из рода Сога одержал победу над Мория – вождем рода Мононобэ. Устанавливается политическая гегемония рода Сога, правившего в течение 100 лет (536–645 гг.). Объективно в формировании централизованной государственной власти была заинтересована родоплеменная аристократия, которая видела в лице государства силу, способную подавить недовольство эксплуатируемого населения. В свою очередь род Сога пришел к власти на волне поддержки беднейших слоев общины, которые надеялись на улучшение своего правового и материального положения. Принц Сётоку-тайси (572–621) пытался осуществить реформы, направленные на переход от организации общества на кровнородственных связях к политико-территориальной организации общества.

Во-первых, прежняя религия японцев – синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и родовой разобщенности, заменяется буддизмом и конфуцианством, которые заимствуются из Китая и Кореи. Они становятся государственной религией. Во-вторых, принципы государственного управления, заимствованные из буддизма (высший суверенитет правителя, уравнение подданных перед лицом единого монарха, непротивление злу, отказ от борьбы против насилия) и конфуцианства (принцип гармонии и согласия правителей и подданных, подчинение младших старшему), были положены в основу Конституции Сётоку 604 г. (Закон из 17 статей). В-третьих, были определены правовые начала формирования государственного аппарата на основе иерархического принципа в "Табели 12 рангов".

Проведению реформ препятствовала междоусобная борьба, они не были завершены, что помешало Сётоку-тайси создать сильное централизованное государство. "Переворот Тайка" (645 г.) открыл новый этап в политико-правовой истории Японии – с него начинается история феодального государства и права Японии.

Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что она основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти. Приход нового рода или клана связан с провозглашением определенного политического курса, знаменующего наступление новой эры, суть которой сформулирована в девизе или лозунге. Вследствие клановой структуры правящего класса, обусловливающей политическую раздробленность и ожесточенную борьбу за господство различных родов, домов, актуальным является стремление наиболее сильных кланов к созданию централизованного государства.

В истории организации власти и управления средневековой Японии периоды существования централизованного государства сменяются политической раздробленностью, что позволяет выделить следующие этапы и формы политико-правового развития.

Первый период – правление Тайка – "Великая реформа" (645–1192 гг.) – этап складывания раннефеодального централизованного государства в Японии. Это период политического доминирования домов Сумэраги (645–697 гг.) и Фудзивара (697–1192 гг.), которые оказывали решающее влияние на императорский дом и занимали важнейшие правительственные посты. Они провели реформы, начатые еще при Сётоку-тайси, заимствованные из Китая.

Во-первых, была осуществлена реформа правительственного аппарата для централизации его деятельности. "Великие перемены" коснулись организации власти и управления. Во главе государства теперь стоял наследственный монарх, император, носивший титул тэнно – "сын неба". Он был верховным собственником земли и налогов, собираемых в стране. При тэнно был создан Верховный государственный совет, возглавляемый канцлером. Управление страной осуществлял правительственный аппарат , состоящий из центральных и местных органов власти. Страна была разделена на управляемые губернаторами провинции, состоявшие из уездов.

Во-вторых, была введена надельная система и реформирован аграрный строй по китайскому образцу. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы крестьянам и другим лицам. Один раз в шесть лет земля подлежала перераспределению. Крестьяне (рёмин – "добрый народ") получали от государства наделы и прикреплялись к земле, хотя формально считались свободными. За пользование землей они были обязаны платить государству поземельный налог натурой и изделиями ремесла, а также нести трудовую и военную повинности. Часть земли раздавалась в привилегированные наделы (от 0,7 до 300 га): должностные, ранговые, пожалованные за заслуги. Их получатели были представителями знатных домов или чиновниками, которые, кроме того, пользовались "кормовыми пожалованиями" – известным количеством крестьянских дворов, обязанных давать им оброк и отбывать трудовые повинности. Одним из средств увеличения земельных владений было приобретение рабов, на которых полагалась треть обычного надела. Феодалы и деревенские богатеи расширяли свои владения и за счет освоения пустошей, целины; эти земли впоследствии становились их частной собственностью. Крупные земельные владения вместе с прикрепленными к ним крестьянами передавались императорским домом буддийским монастырям и синтоистским храмам. Эти владения не облагались налогом в пользу казны. Последующее развитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Были прекращены периодические переделы, и земля постепенно переходила в собственность знати и храмов, которые стремились увеличить свои владения за счет пустошей и императорских пожалований. Это привело к упадку влияния рода Фудзивара к XI в. и обострению борьбы за власть могущественных родов Тайра и Минамото. С 1159 г. между кланами Минамото и Тайра начался 40-летний период борьбы, получивший название Гэмпэй. Новым правителем страны в 1192 г. стал Ёритомо Минамото.

Второй период – военно-феодальное государство (сёгуната) – эпоха развитого феодализма, стремящегося осуществить военнополитическое объединение страны. В 1192 г. Ёритомо установил звание Сэй-и-тай Сёгун ("Великий воевода, покоряющий дикарей") и основал династию сёгунов. Основой государства стали военные собственники. Опору знати составляло военно-служилое сословие самураев. Выделяются три сёгуната в средневековой политико-правовой истории Японии.

Первый сёгунат – Минамото (1192–1333). Ёритомо Минамото в 1192 г. провел административную реформу, создав новую военно-бюрократическую систему управления. Она предполагала двоевластие: религиозные и представительские функции сохранялись за императором, а военные, административные и судебные функции концентрировались в руках сёгуна. Императорский титул формально был сохранен. При малолетних императорах по традиции были регенты из дома Фудзивара, но они тоже были лишены какой-либо реальной власти. Практически вся власть находилась в руках сёгуна. Отношения между сёгуном и феодальной знатью строились на основе вассалитета.

В Японии было две столицы – Киото и Камакура. Резиденцией императора как религиозного главы государства и местом общеяпонских религиозных церемоний по-прежнему оставался Киото. Столицей сёгуната стал город Камакура. Здесь находились правительство сёгуна – бакуфу, управление по делам самураев, высший законодательный орган и верховный суд. В провинции были направлены вассалы сёгуна (сюго), сосредоточившие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. В поместья крупных феодалов посылались специальные финансовые чиновники, в обязанности которых входили наблюдение и контроль за помещиками, их хозяйством и за взиманием налогов.

После смерти Ёритомо Минамото в 1199 г. сёгуном стал его малолетний сын Санэмото, а регентом тесть Ёритомо – Ходзё, принявший затем титул правителя (сиккэна ). Этот титул и пост сохраняли его потомки до 1333 г. Следовательно, сиккэнат представлял особую разновидность сёгуната, связанного с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне. С XIII в. до первой трети XIV в. в Японии установилось троевластие: тэнно (император), сёгун и сэссе (регент с титулом сиккэн). В 1333 г. обострилась борьба между главами знатных семей и домом Ходзё, бывшего регентом главы государства, а затем узурпировавшего власть. На сторону изгнанного правителя Годайго перешел один из военачальников Ходзё – Асикага Такаудзи, разгромивший войска Ходзё и провозгласивший себя сёгуном в 1338 г. Власть царского дома была восстановлена.

Второй сёгунат – Асикага (1338–1568), который по названию местности, где размещалась его ставка, назывался еще сёгунат Муроматти. Провозглашение Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась войной Хризантем, или войной Северной и Южной ветвей. Борьба шла между Годайго, которого поддерживал знатный вельможа Нитта Ёсисада, принадлежавший к партии "Южная ветвь", и царем Комё, за которым стоял Асикага Такаудзи ("Северная ветвь"). Междоусобица закончилась соглашением, на основании которого трон будут поочередно занимать представители обеих династий – Годайго и Комё. Подлинная власть была у сёгунов Асикага. Они жили в роскоши, и между ними шла нескончаемая борьба за власть. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, один совершил самоубийство.

В эпоху сёгуната Асикага в Японии появились первые европейцы – португальские и испанские миссионеры, активно и небезуспешно (особенно на юго-западе страны) проповедовавшие христианство, и купцы, которые ввезли в Японию первое огнестрельное оружие. К началу XVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть над страной. Усилилась феодальная раздробленность. Отдельные крупные феодалы распространяли свое господство на целые провинции. Создавались автономные княжества, не подчинявшиеся ни императору, ни сёгуну.

Третий сёгунат Токугава (1603–1867), знаменующий собой новый период в политической истории Японии – период политического объединения страны, завершенного в 1615 г. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов – Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, создание общеяпонского рынка. Началось строительство дорог между провинциями, ликвидация местных застав и др. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников – Тойотами Хидэёси (1582– 1598 гг.), прозванный из-за своей уродливой внешности Обезьяной. В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов. В 1587 г. Хидэёси издал Закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты иод угрозой смертной казни в течение 20 дней должны покинуть пределы Японии. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от национальных богов. С 1614 по 1638 г. был репрессирован 1 млн христиан.

После смерти Хидэёси между членами регентского совета при трехлетием наследнике началась междоусобица. Четыре клана влиятельных князей боролись против Иэясу Токугава – ближайшего сподвижника Хидэёси. В 1600 г. Иэясу Токугава разгромил своих противников, а в 1603 г. получил от императора Гоёдзэя звание "Сэй-и-тай Сёгун". В 1615 г. сын Иэясу – Хидэтада Токугава завершил объединение страны: феодальные княжества потеряли политическую автономию и превратились в судебно-административные округа.

Государственный строй военно-феодальной олигархии, установленной Токугавой, просуществовал 252 года. Вся полнота власти находилась в руках сёгуна. От имени тэнно (императора) издавались законы, раздавались чины, почетные звания. Тэнно почитались как наместники бога на земле, жили уединенно в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и придворные чиновники существовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем Асикага, поэтому императоры не бедствовали, как в XV в. Однако даже в Киото тэнно не был хозяином. При нем состоял представитель сёгуна – всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между тэнно и сёгуном, ставка которого располагалась в Эдо. В 1633 г. указ сёгуна Иэмицу провозгласил политику изоляции Японии: "Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплыть в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменен под страхом смертной казни". В 1867 г. 15-й сёгун Токугава – Хитобаши принужден был отречься от власти и передать ее императору Муцухито в результате буржуазной революции – революции Мэйдзи. Она открывает эру Мэйдзи исин – "эпоху великих реформ", знаменующих начало нового периода истории – эпоху Нового времени. Революция Мэйдзи открывает эпоху просвещенного правления нового императора Муцухито (1868–1912) – эпоху развития капитализма.


36. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользование определенный надел. При этом лучшие земли присваиваются родоплеменной аристократией.

Борьба отдельных родов за верховенство в племенном союзе, стремление крестьян к улучшению своего положения создали условия для захвата власти одним из влиятельных родов, период царствования которого, начавшийся в 645 г., получил название Тайка. В этот период начался процесс создания централизованного японского государства. Процесс феодализации японского общества способствовал распаду надельной системы. Новая поместная система смела все преграды на пути дальнейшего упрочения крупных феодальных владений, а следовательно и политической раздробленности стран.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямато. Опираясь на буддийскую церковь, они присвоили себе титул «сыновей неба» – императоров и превратили принадлежащую им верховную власть в наследственную. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзекан) во главе с первым министром, которому были подчинены восемь департаментов. Власть императора не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. С 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли соответственно губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы и формированию особого военно-феодального сословия самураев – профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы - исследовать процесс образования и развития феодального государства и правовых норм в Японии.

Японская цивилизация начинает свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появляются намного раньше - около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония является почти замкнутым - в культурном и политическом смысле - миром. О самом существовании народа и государства знают только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна складываются достаточно сложные отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла сюда из Китая. Однако, в последующем, японская цивилизация сформировывает собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выражаются и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию страны. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Повышенное внимание к Японии мирового сообщества объясняется, по нашему мнению, ее экстраординарной контрастностью, основанной на гармоничном сочетании культур Востока и Запада - именно этого не хватает в условиях противоборства западного и восточного мира и всемирной глобализации. Возможно, именно в Японии, с ее двух тысячелетней историей выработана концепция решения многих важных проблем для мирового содружества на современном этапе. Именно так мы объясняем актуальность данной темы и наш неподдельный к ней интерес.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЯПОНИИ

1.1 Раннефеодальное государство VI - XII вв.

С III века в Японии начинается процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации.

Уже в IV в. происходит формирование племенных союзов, и можно сказать, что со второй половины в Японии образуется раннефеодальное государство.

В V в. вождь одного из крупнейших племенных союзов Ямато совместно с вождями с других племенных групп объединили под своим верховенством большую часть территории страны, став, таким образом, представителями центральной власти. В связи с этим происходит множество изменений в социальной и политической жизни общества.

Крестьянская община становится податной: крестьяне обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесел, они несут трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах. В общине быстрыми темпами идет процесс имущественной и социальной дифференциации, о чем свидетельствует выделение из общины собственных владений родовой знати, превратившейся в феодалов. На их полях работают зависимые крестьяне из числа обедневших общинников. От рабов они отличаются тем, что являются собственниками своего имущества, их нельзя продать или безнаказанно убить. К категории полусвободных людей попадает также значительная часть корейцев и китайцев, которые на тот период были носителями более высокой культуры, в том числе более высокой техники земледелия. Часть их составляют ремесленники, которые попали под власть местных племенных вождей. По своему правовому положению они приравниваются к полусвободным земледельцам. А в 830 году выходит закон, который фактически уравнивает рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны. Однако следует отметить, что главной производительной силой в стране были крестьяне-общинники, что и предопределило то, что развитие Японии пошло по феодальному пути, несмотря на наличие в стране рабства.

В VII в. императоры Японии усиливают борьбу с аристократическими кланами, и в 645 г. происходит политический переворот, получивший название "переворот Тайка". Благодаря ему, было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара. В результате реформ Тайка вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Крестьяне сохранили право на свое имущество, орудия производства, на некоторую личную свободу, но не могли покидать свои наделы.

Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин». Наряду с наделами крестьян существуют наделы господствующего класса, однако они существенно отличаются от крестьянских земель размерами, которые зависят от титула или должности владельца. Императорский дом пользуется доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в виде жалованья делят между собой и другие представители господствующего класса, составляющие центральный и провинциальный аппарат управления и получившие привилегии высшего сословия.

В своей подавляющей части крупные феодалы - потомки родовых старейшин, превратившиеся в аристократию и получившие высшие ранги. Одновременно создается общинный аппарат государственного управления в составе центральных органов (Верховного государственного совета и подчиненных ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников). Вводится всеобщая воинская повинность.

К середине X в. в Японии завершается переход от государственной собственности с надельной системой к собственности отдельных феодалов на свои частновладельческие поместья. Члены дома Фудзивара становятся крупнейшими земельными собственниками в стране. Рост поместий феодалов приводит к краху надельной системы, к резкому сокращению числа государственных надельных дворов, к децентрализации страны, к ослаблению центральной власти.

К концу XI - началу XII в. в Японии сложились фактически три центра политического притяжения: императорский двор, домоуправление правящего клана (им на протяжении многих веков остается клан Фудзивара) и буддийские монастыри.

В 1069 г. враждебные дому Фудзивара феодалы похитили императора. В ответ на это Фудзивара возвели на престол нового императора. Так в стране образовалось два лагеря, каждый из которых претендовал на руководящее положение; такое противостояние продолжалось до 1167 г. В этих условиях все более возрастает могущество крупных феодалов, которые захватывают земли и создают свои вооруженные силы. Таким образом, в крупных поместьях появляются ленные отношения, что в итоге приводит Японию к системе вассалитета.

1.2 Период развитого феодализма XII - XVII в в .

средневековый феодальный судопроизводство законодательство

В XII в. в результате междоусобной борьбы за власть в Японии устанавливается новая форма правления - сёгунат - своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть сосредотачивалась в руках сёгуна - «великого полководца».

Центральный аппарат сегуна состоит из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинальной главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Ему отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но он не играл сколько-нибудь существенной роли в жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппозиции, что и становится одной из многих причин новых вспышек междоусобной борьбы.

К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Однако, большая часть населения - это крестьяне, живущие в феодальных поместьях. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян становится подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая от 40 до 60 % урожая крестьянина. Однако, ни в XIII, ни в XIV вв. ещё не происходит полного закабаления крестьян Японии.

С XIII - XV вв. в стране происходят важные социальные сдвиги. Это обусловлено прежде всего влиянием развития торгового оборота и расцвета городов. В городах складываются первые объединения ремесленников и торговцев, часть которых получает некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. Изменения в социальной сфере влияют и на класс феодалов. Самураи за долги теряют земельные владения, переводятся на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредотачивается в руках крупных владетельных князей («дайме»).

Японское феодальное общество делится на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. На самом дне феодального общества находится небольшая группа парий. Уже к началу XV в. японский крестьянин фактически попадает в кабальную зависимость. Он не имеет права прекращать обработку земли, выбирать себе иной род занятий, переезжать на другое место жительства. Вместе с тем в стране не прекращается борьба феодальной знати за власть. В итоге в конце XIV в. в Японии утверждается новая сегунская династия Асикага, власть которой распространяется лишь на провинции, окружающие город Киото. Остальная часть страны контролируется местными феодалами. Таким образом, Япония окончательно вступает в период феодальной раздробленности.

Старая форма феодальной земельной собственности -- мелкое поместное землевладение все более теряет свое значение, уступая место крупным феодальным латифундиям. Это сказывается на ухудшении положения тех самураев, которые были вассалами средних и менее крупных феодалов. Бесконечные междоусобные войны надолго отрывают самураев от своих вотчин; сельское хозяйство приходит в упадок, сокращается площадь обрабатываемых земель; крестьяне уходят в город в поисках заработка. Крестьянские восстания вспыхивают по всей стране, они поддерживаются низами городского населения, ремесленниками и мелкими торговцами. В этой обстановке все более усиливается тенденция централизации страны.

В 1568 -- 1582 гг. один из средних феодалов по имени Ода Нобунага достигает значительных успехов в борьбе с крупными феодалами; именно он вносит решающий вклад в дело объединения страны. В 1573 г. он свергает последнего сегуна из дома Асикага и добивается подчинения себе более половины территории Японии. Нобунага проводит ряд важных реформ: упраздняет внутри таможенные поборы, осуществляет крупномасштабное дорожное строительство, проводит перепись с прикреплением каждого крестьянина к определенному земельному участку во владениях феодалов, запрещает крестьянам иметь оружие; ограничивает права монопольных объединений купечества, упраздняет автономию городов. Однако, не смотря на это, междоусобные войны продолжаются вплоть до 1615 г., после чего в Японии всё же происходит некоторый экономический подъем.

1.3 Период позднего феодализма XVII - XIX вв.

В XVII - XVIII вв. сегунат приобретает черты абсолютического правления. В этот период происходит ужесточение методов правления, создается разветвленный полицейский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединяет страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он становится крупнейшим землевладельцем.

Токугавский сегунат проводит важные реформы, направленные на централизацию страны и упрочение феодального строя. Своеобразной конституцией феодальной Японии стал свод законов 1639 г. Прежде всего, здесь подробно говорится о правах и привилегиях различных категорий феодалов: аристократии и самураев. Верхнюю ступень феодальной иерархии занимают князья, обладавшие крупными поместными владениями, они сохраняют право суда и административной власти над всеми своими подданными. Что касается самураев, то подавляющая их часть была лишена своих ленов -- поместий и переведена на жалование натурой (преимущественно рисовым пайком). Власть стремится превратить самурайство в военно-дворянское сословие, изолировав его от всех других социальных групп.

В крайне тяжелом положении в это время оказываются крестьяне. По указу сегуната деревни были разделены на пятидворки. Из каждых пяти дворов избирался наиболее самостоятельный крестьянин, в обязанности которому вменялось следить за соблюдением установленных регламентаций и правительственных запретов. Эта система связывает крестьян круговой ответственностью.

В течение XVII в. начинается постепенное проникновение в деревню товарно-денежных отношений; рента становится смешанной, натурально-денежной. Продолжает развиваться ремесло; появляются первые мануфактуры. Значительно расширилась и внутренняя торговля. Благодаря этим факторам, в Японии начинает формироваться капиталистический уклад. Но все возрастающая эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. приводит к упадку сельскохозяйственного производства и к застою в экономическом развитии в целом. Крестьянское население быстро разоряется. Это вызывает крупные народные восстания, волны которых прокатились по всей Японии в XVIII -- начале XIX вв. С конца XVIII в. наряду с крестьянскими восстаниями вспыхивают и антифеодальные выступления городской бедноты. Феодальный строй Японии переживает глубокий кризис.

2. ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ЯПОНИИ

2.1 Источники права

Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе. Но государственной идеологий, как и в Китае, было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии.

Становление писаного права происходит в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии и норм китайского права.

Первые записи правовых норм носят характер наставлений, моральных заветов правителей своим подданным. Например, Конституция Сётоку - тайси 604 года.

В VII в. вводится надельная система, общество разделяется на ранги, что приводит к появлению новых законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «Кодекс». Они регулируют земельные отношения, содержат нормы административного и уголовного права, описывают привилегии и обязанности различных социальных групп.

Первый кодекс появляется в 702 году, он носит название «Тайхо Рё», но в 718 его переименовывают в «Ёро Рицу Рё». В последующем его станут называть «Тайхо Еро Рё». Данный кодекс стал основным источником, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии. Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода кодексов: гражданский, семейный, земельный, уголовный и др. «Тайхо Ёро Рё» был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системой.

Резкие изменения в правовой сфере происходят после установления сегуната под влиянием развала единого правового пространства. «Тайхо Еро Рё» теряет свой обще японский нормативный характер, поскольку на первый план выходят морально-правовые обыкновения («гири»), исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение гражданина во всех случаях жизни - в семье и вне ее. Они соблюдаются автоматически, под страхом осуждения со стороны общества. Гири иногда скреплялись и законодательным путем. Например, в 1232 году свет увидел сборник гирь «Уложение годов Дзёэй».

Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Но необходимо отметить, что "высочайший указ" японских императоров по мере усиления власти Сегунов с XII в. уступает место правительственным распоряжениям и правительственным инструкциям. Одним из таких правовых источников был "Кодекс годов Кэмму" (1334 - 1338 гг.), состоящий из 17 статей. В 1509 г. появился свод, состоящий примерно из 200 предписаний, инструкций и наставлений судьям. Здесь, например, говорится об ответственности за взяточничество, о цели наказания, о справедливости судейских решений. Со временем указы всё больше оттесняют кодексы на второй план.

Важным источником права является и известный "Кодекс ста статей" (1742 г.). Можно сказать, что судебный прецедент также был одним из источников феодального японского права.

В XV-XVI вв. роль обще японского права падает до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствуется своими собственными постановлениями и нормами обычного права.

Законотворчество оживляется в Японии в период третьего сёгуната Токугавы, но в это время оно было сугубо адресным, и касалось, как правило, конкретных сословий. Лишь в XVIII веке предпринимаются попытки вернуться к старым порядкам правового государства, когда сегуном провозглашается политика «твердого следования старым законам». Позитивные последствия этой политики незначительны в силу того, что знание закона считалось в то время привилегией избранных. Законы нигде не публиковались, ни коем образом не доносились до сведения народа. Во все времена в Японии действовал принцип - «следует выполнять, а не знать».

2.2 Имущественные отношения

С VII века и на протяжении многих столетий в Японии существует три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

В 645 году в результате "переворота Тайка" вводится надельная система землевладения, согласно которой монарх был объявлен верховным собственником земли. Начинает существовать, например, особый вид коронных земель под названием "дворцовые поля", которые обрабатываются крестьянами в порядке трудовой повинности. Эти земли находятся под особым контролем Министерства двора, которое определяет площадь посева, вид посевных культур и количество требуемой рабочей силы. Крестьяне же получают от монарха земельные наделы на условиях уплаты налогов и выполнения повинностей; уход с надела запрещается, из чего можно сделать вывод, что крестьяне в результате переворота превратились в государственных крепостных. Надельная система предусматривает выдачу земли мужчинам в размере двух тан (один тан составляет 0,12 гектара; 10 тан равняется одному те) и женщинам в размере 2/3 мужского надела. Закон определяет и размер крестьянского поземельного налога: с тана два снопа риса и две горсти риса в колосе (два пучка).

Правительство поощряет распашку целины крестьянами с ведома местных властей. В 723 г. распаханные и орошенные участки признаются наследственными владениями на три поколения, а в 743 г. -- навечно с правом распоряжения. Вопросы, связанные с орошением, недостаточно разработаны в японском праве; пользоваться водой полагается поочередно, в порядке расположения полей; возводить плотины, запруды можно только с разрешения властей; первоочередное право на воду имеют семьи, участвующие в сооружении оросительной системы. Что касается рабов, то рабы (частные и государственные) составляют к началу VIII в. лишь 5% населения Японии; рабовладельческий уклад в IX в. быстро склонился к упадку.

Феодальная бюрократия также получает земли (должностные наделы); в ее пользу идет и часть ренты -- налога с государственных крестьян в качестве вознаграждения за службу. Имеется несколько видов таких привилегированных наделов, размеры которых зависят от соответствующего ранга. Так, принцы крови получают по 80 те; сановники с 1 по 3 ранг -- от 80 до 34 те; чиновники с 4 по 5 ранг -- от 24 до 8 те; женщины, имеющие ранг, получают две трети. С ранговыми наделами связаны и должностные, поскольку ранги, как правило, соотносятся с должностями. При этом ушедшие в отставку по возрасту, уволенные по старости или болезни чиновники сохраняют половину должностных наделов. За особые заслуги на государственной службе выдаются наградные наделы.

В последующие века в Японии развивается крупное землевладение князей и мелкого поместного дворянства. В период расцвета японского феодализма (XIII -- XVI вв.) феодальная собственность различных групп феодалов сочетается с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, что в отличие от Индии и Китая приближает формы феодального землевладения в Японии к соответствующим формам, существовавшим в Европе.

В период позднего средневековья в Японии окончательно утверждается форма крупного условного феодального землевладения, передаваемого сегунами своим вассалам. Собственниками земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри. Примерно четвертую часть земель Японии составляют владения дома Токугава. Остальная земля составляет главным образом уделы князей.

Слабое развитие товарно-денежных отношений приводит к тому, что в средневековом имущественном праве Японии не складывается четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова.

Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбраняется лишь в отношении к буддийскому клану. Заем обеспечивается займом и поручительством.

Не получают широкого распространения и договор найма рабочей силы, так как в Японии существует трудовая повинность широкая сеть различных отработок.

2.3 Семейное право

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией, не претерпевает сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. Здесь, как и в Китае, сохранилась большая патриархальная семья, глава которой пользуется огромной властью в отношении всех членов семейной общины. Он считается распорядителем семейного имущества; в его обязанности входит составлять к определенному сроку налоговые списки и подворный реестр. Особое положение в семье занимает и старший сын, как потенциальный будущий глава двора (большой семьи), исполнитель культа предков, наследник.

Вопрос о заключении брака решается главами семей, согласие жениха и невесты не является необходимостью. Брачный возраст был установлен 15 лет для жениха и 13 для невесты. Как уже отмечалось, прямая забота о браке детей возлагается на отца, который имеет решающее слово в вопросах сватовства, помолвки и брака. Нарушение помолвки одной из сторон строго каралось. Семья невесты могла отказаться от помолвки, если жених совершил преступление, выехал за рубеж на год и дольше, либо в случае не заключения брака после помолвки в течение трех месяцев. Обнаруживаемая добрачная связь невесты (даже с женихом) являлась серьезным препятствием браку. Браки в период болезни, тюремного заключения родителей могли состояться лишь по особому их указанию, да и то без всякой пышности.

Положение жены в целом было подчиненным, хотя в то же время оставалось в известной мере довольно почетным. Женщина являлась единственной собственницей своего приданого.

В Японии разрешается расторжение брака путем развода. Поводами развода для мужа являются следующие причины: отсутствие мужского потомства, распутство жены, ее непослушание свекру или свекрови, болтливость, вороватость, ревность, дурная болезнь. Развод по инициативе жены может состояться по причинам: безвестного отсутствия мужа, прелюбодеяния мужа, добрачного сожительства невесты, тяжелого оскорбления мужем родителей жены. При этом всё приданое возвращается женщине, и наряду с этим она имеет право проживать в доме бывшего супруга. Муж может расторгнуть брак в одностороннем порядке, путем сообщения своей жене о разводе. Супружеская измена считается преступлением только для жены. Неравенство жены с мужем заключается также и в том, что мужчина может иметь наложницу.

Внебрачные дети входят в состав семьи отца, если они признаются им. Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставляется право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретает все права законнорожденного.

Основной вид наследования в Японии - это наследование по закону, согласно которому все члены семьи получают соответствующую долю имущества. Старший сын имеет право на две доли; переживший супруг -- на две доли; дочери -- на половину доли. Вдова подлежит опеке со стороны семьи мужа, закон запрещает выделять ее из двора.

Государство всемерно стремится к укреплению семьи как тягловой единицы, основанной на стойких патриархально - родовых связях.

2.4 Уголовное право

Следует помнить, что в японском средневековом праве нет четких различий между деликтом и преступлением, а также между нормами уголовного и административного права.

За государственные преступления виновные приговариваются, как правило, к смертной казни. Так, за мятеж или заговор с целью нападения на императора виновные наказываются смертной казнью через обезглавливание с конфискацией имущества. При этом к ответственности привлекаются их близкие и зависимые от них лица, имущество которых также подлежало конфискации. К примеру, в законе говорится: "если кому-либо в мятеже против государя не удалось поднять подчиненных ему людей и не удалось вовлечь в мятеж влиятельных лиц, то виновного следует казнить, а его отца и сыновей отправить в дальнюю ссылку». Конфискованное имущество делится между казной и родственниками, не обвиненными в соучастии.

Государственная измена также наказывается смертной казнью. Так, в законе говорится, что "если кто-либо замышляет государственную измену, то его надлежит повесить", а в случае совершенного преступления все виновные приговариваются к обезглавливанию.

В дальнейшем в понятие государственного преступления вносятся существенные изменения, которые заключаются в том, что в периоды развитого и позднего феодализма под государственным преступлением начинают понимать любые деяния, направленные против режима сегунского правления.

Среди преступлений против личности особое внимание уделяется самому тяжелому из них -- убийству, за которое предусматривается высшая мера наказания путем обезглавливания. Среди особо опасных преступлений - убийство родителей или родственников. Например, только за умысел убить кого-то из родственников человек приговаривается к смерти. Но вот за умысел убить свою жену виновный приговаривается всего лишь к дальней ссылке. В феодальном праве Японии различают: умышленное и неосторожное убийство, убийство в ссоре, убийство, совершенное в помощью наемного убийцы; убийство путем отравления.

Что касается ответственности за нанесение ранений, то виновный наказывается или каторжными работами, или ссылкой, или телесными наказаниями. За попытку ранить кого-либо обвиняемого наказывают сотней ударов палками.

К числу преступлений против собственности японское право относит кражу, разбой, мошенничество, вымогательство. При этом наиболее распространенные наказания - каторжные работы, ссылка, битье палками.

В периоды развитого и позднего феодализма основной целью наказания является устрашение. В системе наказаний ведущее место как и прежде занимает смертная казнь в ее наиболее мучительных видах (распятие, варение в котле, сожжение, распиливание).

Японское право закрепляет социальное неравенство и в системе наказаний. Так, "Тайхо Ёро Рё" перечисляет шесть групп привилегированных граждан: родственники монарха, его старые друзья, мудрецы, великие таланты, лица, имеющие особые заслуги и придворная знать. В отношении этих групп уголовное наказание значительно смягчается и в основном заключается в освобождении от занимаемой должности, в лишении наград и льгот, в наложении штрафа. Следует отметить, что закон предоставляет возможность откупиться от наказания. Откуп заключается во внесении в казну редкой для того времени чистой меди (в виде слитков) в размере от 1 до 200 кг. Такой выкуп в состоянии заплатить только очень состоятельный преступник. Вопрос о замене наказания выкупом решается судом, при этом существуют определенные сроки, в которые должен быть внесен выкуп. Несоблюдение сроков без уважительной причины влечет за собой привидение прежнего приговора в исполнение. Однако по наиболее тяжким преступления выкуп не допускается (государственные преступления, умышленное убийство, изготовление и хранение).

Закон предусматривает смягчение наказания в случаях явки с повинной, а также когда соучастник является подчиненным лицом при совершении должностных преступлений.

Отличительной чертой японского права можно назвать то, что оно закрепляет принципы совокупности наказаний за каждое совершенное преступление.

2.5 Судопроизводство

В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закрепляются элементы розыскного процесса. В Японии существует несколько административно-судебных инстанций. Низшая инстанция - уездное управление, следующая инстанция -- провинциальное управление, далее - Министерство юстиции, и наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.

Подсудность определяется как по месту совершения преступления, так и по его важности. Дела возбуждаются и по инициативе государства, и по заявлениям частных лиц. Большое распространение имеют тайные доносы (не анонимные!). При этом за клевету доносчику самому грозило суровое наказание. Арест некоторых категорий лиц предусматривает особую процедуру. Например, сановников 5-го ранга и выше могут подвергнуть аресту только с разрешения самого императора.

Первой стадией процесса является следствие, при этом чиновник обязан удостовериться в полноценности улик, во внимание принимаются манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного. При обвинении в тяжких преступлениях, недостаточности улик, доказательств и запирательстве подследственного разрешается подвергать пытке. Однако, за весь период следствия запрещено пытать обвиняемого более трех раз: причем между пытками должно пройти не менее двадцати дней. Большое значение в системе доказательств имеет собственное признание подследственного. Этим и объясняется сохранение в Японии пыток до 1868 года!

Следователь подлежит замене, если он находится с обвиняемым в родственных отношениях пятой степени родства или ближе, а по линии жены -- в третьей степени или ближе; а так же если в прошлом он был наставником обвиняемого.

Во время следствия обвиняемый и его сообщники находятся в тюрьме. Но и это не распространяется на высших ранговых сановников, которые до вынесения приговора не содержатся под стражей и продолжают занимать свои посты. Заключенных полагается снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами. Если следствие завершено, но не все соучастники задержаны, разрешается выносить приговор в отношении арестованных. В феодальном праве Японии того времени действует принцип "поглощения" менее тяжкого преступления более тяжким, по которому собственно и ведется следствие.

Приговор приводится в исполнение в день его оглашения. Родственники и друзья приговоренного к смерти допускаются к прощанию с ним. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако, чиновников 7 ранга и выше, а также женщин публично не казнят. Сановникам 5-го ранга и выше разрешается покончить жизнь самоубийством дома.

Для особо привилегированных (речь идет об указанных выше шести группах: родственников императора, его друзьях, высших сановников и др.) закон допускает обжалование приговора в порядке апелляции. В этих случаях дело повторно рассматривается на расширенном заседании Государственного совета с участием наиболее видных императорских советников и министра юстиции, после чего письменное заключение Совета направляется монарху, который и принимает окончательное решение по делу. Следует отметить, что приговоренный к смертной казни чиновник, попав под амнистию, тем не менее всё равно лишается права занимать свою должность.

Высшие административно-судебные органы осуществляют надзор за состоянием дел, относящихся к правосудию: за своевременностью и правильностью принятых на местах решений, за привидением в исполнение смертного приговора, за порядком и соблюдением режима в тюрьмах, за соблюдением режима на каторге, за ходом следствия, пресекая, в частности, волокиту, влекущую долгое содержание в следственной тюрьме.

В заключение следует отметить, что рассмотрение гражданских дел в Японии осуществляется в порядке искового производства, в котором действует система соответствующих видов исков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.

Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сегун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Сегунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сегунату, позволяет говорить о своеобразной автократической форме относительно централизованного государства, в котором существовала военная диктатура феодальной верхушки. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками.

Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов в XII и XIV вв. объединить её. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сегуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.). Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально - экономическое развитие Японии. Поэтому неудивителен тот факт, что безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в.

Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Что касаемо японских норм права и морали, нельзя не отметить их консерватизм, стабильность и традиционность. Именно эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу жизни их государства.

В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения. В стране совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений начинается конституционное развитие Японии. В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства"). После революции идет бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохраняются в ее экономике вплоть до начала ХХ века.

Список использованных источников

1. Бореев И. К. Вся история Японии в таблицах. - М, 2002. - 200 с.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М, 2002. - 295 с.

3. Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. М., 1998. - 403 с.

4. Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1998.

5. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов - М, Норма, 2004.- 752 с.

6. Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов - М., Изд. дел. и уч. лит-ры, 2006. - 690 с.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н. проф. Н.А. Крашенниковой. - 2-е изд., стер. - М., Норма, 2002. - 624 с.

8. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г. - 324 с.

9. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права: Учебник для вузов - М., Норма, 2001. - 603 с.

10. Общая теория права: Учеб. пособ. для юр. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - 528 с.

12. Толстогузов А.А. "Очерки истории Японии VII-XIV вв.", М., "Восточная литература" РАН, 1995. - 679 с.

13. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. 4.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1994.-272с.

14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., Фирма Гардарика, 1996.- 413с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития государства Сефевидов в конце XV-начале XVI века. Развитие производительных сил на территории современного Ирана и сопредельных областей. Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке. События войны с Турцией.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Положение Японии в V-VII веках. Формы развития землевладения в период раннего средневековья. Социальный и государственный строй Японии. Особенности правления регентов и канцлеров. Создание свода законов "Тайхорё". Характеристика японской культуры.

    реферат , добавлен 10.07.2010

    Самурай – класс общества, с оружием в руках служивший аристократии Японии. Классическая конфуцианская идея верности господину. Выделение самураев как особого сословия в период правления в Японии феодального дома Минамото. Золотой век самурайства.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2011

    История возникновения, основные черты и формы феодального землевладения в Западной Европе. Разница между феодализмом и рабовладельческим строем, этап перехода к капитализму. Роль феодального типа государства в прогрессивном развитии человечества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Характеристика германского феодального развития в XI-XIII веках, формирования городов и княжеств. Исследование социальной борьбы между разными классами и прослойками населения. Изучение территориальной раздробленности и агрессивной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2011

    История зарождения и развития цивилизации на территории современной Японии. Результаты взаимодействия японцев с высокоразвитыми цивилизациями Кореи и Китая. Внешняя и внутренняя политика государства, его международное признание, современное состояние.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Изучение истории становления раннефеодального государства Ямато. Составление "Закона 17 статей" и "Табеля о рангах" принцом Сетоку-Тайси как свидетельства о зарождении государственности в Японии. Ознакомление с развитием внешнеполитических связей страны.

    реферат , добавлен 27.06.2010

    Анализ государства и права Японии конца XIX века. Революция Мейдзи и её результаты, в частности Конституция 1889 года. Причины и ход революции. Характеристика основных буржуазных реформ Мейдзи. Процесс разработки Конституции, анализ ее содержания.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    История китайской цивилизации. Искусство и ремесла династии Шан. Формирование ментальности людей китайской цивилизации. Основные принципы "жэнь". Главные особенности даосизма. История японской цивилизации. Синтоизм как основа японского менталитета.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Особенности развития отношений России, Китая и Японии, их борьбы за сферы влияния в начале ХХ в. Военно-политический англо-японский союз 1902 г. и его роль в обострении отношений Японии с Россией. Причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.

Японская цивилизация начала ϲʙᴏе формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в ϶ᴛᴏй части Восточной Азии появи­лись намного раньше - около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения

Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым - в культурном и политическом отноше­нии - миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с кᴏᴛᴏᴩыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. При этом в последующем японская цивилизация сформировала собственную и ϲʙᴏеобразную традицию государственного и правового уклада, в кᴏᴛᴏᴩом выразились и ϲʙᴏе­образие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значитель­ным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Формирование японской государственности

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были груп­пы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной админист­рации.
Стоит отметить, что основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.) Возглавлял ее старейшина-патриарх, считав­шийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (г э к о) и «большие люди» (дай-д з и н) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом по­ложении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были до­роги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объедине­ния, и китайские летописи эпохи повествовали о японцах: «Стоит отметить - они распада-ются на более чем сто государств. Стоит отметить - они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Стоит сказать - полномо­чия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. По­степенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное госу­дарственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V- нач.VII в.) было типичным протого-сударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием.
Стоит отметить, что особенно возросло ϶ᴛᴏ влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении оча­гов государственности была велика.

Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (о к и м и) приобрел титул т э н н о («небесного государя», императора) Правитель соединял в себе и

религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представите­лей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне госу­дарственную, система социальных рангов - к а б а н э (учрежден­ная в cep.V в.) Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми - придворные, мурадзи - военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со ϲʙᴏими управляющими; число провинций достиг­ло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована пер­вая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обло­жению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственно­го принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние сопле­менники - превращаться в полуϲʙᴏбодных (т о м о б э) с закреп­лением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в ϲʙᴏи руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирова­ние чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано по­явление первых законов - 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622) Законы были не столько правовыми нор­мами, сколько ϲʙᴏдом политико-моральных поучений. При этом они были положены в основу государственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Кланы при­зывались объединиться и служить общему благу. Все население де­лилось на три класса: правители - вельможи - народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным вла­стителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китай­ским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся осно­вой правопорядка. Стоит сказать, для такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовласт­ным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к выϲʙᴏбож­дению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма услов­ного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тай­ка (645-646)

РАЗДЕЛ III

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свер­гли режим правителей Сога и установили новую императорскую ди­настию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственно­стью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сло­жилась центральная администрация. Верховное управление осуще­ствлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реаль­ную работу по текущему управлению вершил государствен­ный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции) Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, уп­равления, народных дел. Помимо ϶ᴛᴏго, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан) В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный ад­министративный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов) В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и де­ревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и воен­ной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидирова­лись родовые традиции, и управление вверялось назначенным чинов­никам.
Стоит отметить, что основой существования разветвленной государственной орга­низации стала т. н. триада обложения, известная с древне­го Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы)

По ϲʙᴏей внутренней структуре монархическое государство р и ц у р е (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Ев­ропе, новое государство стало стимулом для переформирования со­циального строя в направлении феодальных отношений.

Феодально-ленная система. Сёгунат

Централизованная власть, сложившая­ся в VII-VIII вв., была условной. Соб­ственно централизация ограничивалась

единой системой сбора налогов, ведением земельного учета и конт­ролем за наместниками провинций, кᴏᴛᴏᴩые ставились не из родо­вой знати, а из подвластных императору. Вся эта организация де­ржалась на государственно-надельной системе землепользования. Как только эта система стала распадаться, влияние центра сущест­венно ослабло.

С VIII в. наследственные наделы воинов и чиновников средних

и высших рангов стали превращаться в вотчины (сеэн) Госу­

дарственный контроль над вотчинами ослабевал (хотя налогового

иммунитета в Японии не было) К X в. в стране стали распростра­

ненными отношения типа западноевропейской коммендации (см.

§ 23), кᴏᴛᴏᴩые стали охватывать и крестьянство, и слои провинци­

ального чиновничества, и воинов многозвенной социально-правовой

иерархией. Главной обязанностью патрона в таких отношени­

ях становилась охрана от посягательств извне на его сеэн. По­

скольку переоформление надела в вотчину-сеэн требовало участия

губернаторской власти, губернаторы стали как бы условными цент­

рами таких коммендационных отношений. Губернаторские управы

делались основными органами управления и суда. Провинциальная

власть стала назначать уездную. При губернаторах стали формиро­

ваться ϲʙᴏи армии - из отрядов на провинциальном, уездном, об­

щинном уровнях.
Стоит отметить, что основные вопросы государственной деятельности

(распределение земель, налоги, воинская служба) также перешли

на провинциальный уровень. Этим была сформирована важная

предпосылка формирования феодального по внутренней структуре

государства. ;

Новой социальной опорой формирующейся власти феодальных магнатов стало сословие воинов - самураев. За счет богатею­щего крестьянства, путем наделения землей младшего чиновничест­ва, сыновей аристократии низших рангов с X в. сложилось довольно многочисленное сословие феодально обязанных воинов, несущих службу за рисовый «паек» и поместье. Самураи объединялись в от­ряды и в более крупные группы, нередко по родственному признаку. Именно такая традиционность формирования сословия в соединении с осо­бенностями синтоистской религии, национальной культуры, а также с жизненной бесперспективностью при потере сюзеренитета воспи­тала в самурайском сословии особую привязанность к феодальным морально-правовым ценностям - кодекс бусидо («путь вои­на») . Культивируемая бусидо жертвенность вассалов стала важней­шим инструментом в развернувшейся политической борьбе магна­тов.

В XI-XII вв. возникло большинство средневековых японских го­родов. Их население стало еще одним фактором в развернувшейся борьбе за сословные привилегии. С XI в. известны первые ремеслен­ные и торговые объединения - цехи (дза) Тогда же определи­лось в сословном отношении духовенство. Буддийские монастыри стали крупными феодалами, содержателями значительных вассаль­ных дружин, отрядов самураев.

Формирование феодально-сословного строя сопровождалось рез­ким падением политической значимости императорской власти. С конца VII в. императорский престол находился под контролем од­ного из крупнейших аристократических кланов - Фудзивара. С

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РАЗДЕЛ III

VIII в. клан обязал императора брать жен только из их дома. В IX в. захватил в ϲʙᴏи руки посты принца-регента и первого министра (с общим титулом секкэна) , поставив под контроль государст­венную администрацию. Государственное управление приобрело вид неофициальной диктатуры секкэнов. Стоит сказать - положение император­ской власти свелось до религиозно-придворного главенства. С кон­ца X в. под нажимом регентов императоры стали регулярно отка­зываться от престола в пользу малолетних детей, с тем ɥᴛᴏбы ре­альные полномочия власти удерживались секкэнами. Сложился ϲʙᴏеобразный институт экс-императоров (или «монашествующих императоров», поскольку правители удалялись в монастырь) Слу­чалось, некᴏᴛᴏᴩые императоры правили сами, без Фудзивара. Важно заметить, что од­нако к XI в. нити государственного управления прочно были захва­чены новой системой регентского правления.

Окончательное утверждение нового ϲʙᴏеобразного двоевластия произошло к концу XII в. После длительного соперничества не­скольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди кᴏᴛᴏᴩых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Ми-намото (1185) Глава рода был пожалован императором в ранг «ве­ликого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), се­гуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна баку-ф у перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распа­лась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придвор­ными делами и священно-религиозными правами императора. Именно такая новая государственно-политическая организация получила название сегуната. Уместно отметить, что опорой режима сегуната стала военно-служилая феодаль­ная иерархия, прежде всего сословие самураев, превратившихся в прямых (гокенины) или опосредованных вассалов сегуна.

В период Камакурского сегуната (1192-1333) императорский престол был поставлен под прямой контроль сегунов. Даже престо­лонаследие императорского дома требовало согласия и ϲʙᴏеобразного утверждения в бакуфу. Вводилась особая должность советника сегу­на при дворе (1221), кᴏᴛᴏᴩому подчинялась особая дружина и в обя­занности кᴏᴛᴏᴩого вошло «политическое покровительство» импера­тора. В XIII в. правители нового клана Ходзе инициировали раздел дома Фудзивара на 5 ветвей, кᴏᴛᴏᴩым по очереди давались звания секкэнов. Тогда же и сам императорский дом был поделен на юж­ную и северную ветви, с правом поочередного наследования престо­ла. Гарантом ϶ᴛᴏй разветвленной системы монархии выступали се­гуны. Таким образом установилась реальная военно-политическая диктатура новой власти.

Управление в рамках сегуната стало осуществляться через новую систему местных представителей: с ю г о, . кᴏᴛᴏᴩым поручались по­лицейские и военно-вассальные дела (с 1190), и д з и т о, земельных представителей по контролю за налогами, в т.ч. и в вотчинах-

Стоит сказать, что каждое княжество представляло собой самостоятельную админи­стративную единицу, в кᴏᴛᴏᴩой было ϲʙᴏе малое правительство (ки-ро) Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, за­нятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятель­ностью князей-дайме осуществляли полицейские инспек­торы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632) По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь ос­новными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты воло­стей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кро­ме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча) Как органы внутригородского самоуправления, они занима­лись водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала прак­тика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, уровню вассаль­ных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохраня­лась система традиционной монархии с собственной системой управ­ления и собственными полномочиями.

Император был номинальным главой страны. Его полномочия

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РАЗДЕЛ III

ограничивались собственным двором и религиозными делами. Со­гласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследст­венной в собственном роде. Император был обязан предоставлять се­гуну ϲʙᴏего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна - сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновре­менно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его дво­ра. В 1615 г. были установлены специальные правила для импера­торского двора, согласно кᴏᴛᴏᴩым обязанности императора направ­лялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение це­ремоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (ɥᴛᴏбы не выказывать «унижающего» поч­тения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согла­сованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак исключительно с не­вестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автоном­ное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственно­го) совета были должности первого министра, левого и правого ми­нистров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ) При этом их роль огра­ничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-об­разовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие - императора и се­гуна - составляло наиболее ϲʙᴏеобразную черту феодальной монар­хии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневеко­вым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, на­ступил и государственно-политический кризис власти.



 

Возможно, будет полезно почитать: