Особенности отличающие конституционный судебный процесс от остальных. Реферат: Конституционное судопроизводство в России

Особое значение имеет то, что новое законодательство детально урегулировало общие правила конституционного судопроизводства по подведомственным суду делам. Это способствует более эффективной деятельности Конституционного суда. Характеристика основных принципов конституционного судопроизводства была приведена выше. Закон также в главе 5, 6, 7 и 8 четко выделяет стадии производства по делам в Конституционном Суде: обращения в Конституционный Суд, предварительное рассмотрение обращений, предварительное изучение обращений, общие процедурные правила рассмотрения дел в Суде, принятие решений Конституционного Суда и подробно характеризует содержание его решений.

Закон в ст. 36 устанавливает поводы и основания к рассмотрению дела в суде. Данная статья проводит различие между понятиями «повод» и «основание». Поводом к рассмотрению дела являются обращение. Оно может быть в форме запроса, ходатайства, жалобы. Статья 37 приводит общие требования к обращению. Вообще, требования к обращениям в настоящем законе упрощены. Несмотря на это обращения как правило составляются с нарушением этих требований, что служит основанием для отказа в производстве по обращению. Обращение должны быть обязательно в письменной форме с подписью уполномоченного лица, там должны быть обязательно указаны точные данные о заявителе, указаны нормы Конституции и настоящего Закона, который дает право на обращение в Конституционный Суд, конкретные, указанные в настоящем законе основания к рассмотрению обращения и т.д. в соответствии со ст.37. Статья 38 определяет перечень документов, которые необходимо приложить к обращению.

Полученные обращения подлежат обязательной регистрации, их рассматривает Секретариат Суда. Статья 41 определяет порядок предварительного изучения обращения: Председатель Конституционного Суда поручает это одному или нескольким судьям. Предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Закон выделяет это в отдельную стадию конституционного судопроизводства. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда. Статья 43 устанавливает основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению: если разрешение вопроса не подведомственно не Суду, если обращение не является допустимым и если по предмету обращения Судом ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Производство может быть прекращено, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Исключение составляют случаи, когда в результате действия этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Обращение в Конституционный суд может быть отозвано заявителем в соответствии со ст.44, но до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда. В этом случае производство по делу прекращается.

Следующая стадия связана с деятельностью Конституционного Суда по рассмотрению конкретных дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В обоих случаях существует единый порядок их рассмотрения. Пленарные заседания созываются Председателем Конституционного Суда, а заседания палаты - Председательствующим в палате. Сначала Конституционный Суд принимает решение о назначении дела к слушанию. Это должно произойти не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Закон в ст.48 предусматривает возможность соединить в одном производстве дела по обращениям касающимся одного и того же предмета. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционный Суд, в соответствии со ст.49 назначает одного или нескольких судей - докладчиков, которые вправе требовать необходимые документы, материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы.

Участники процесса в Конституционном Суде - это стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Статья 53 дает перечень субъектов, которые выступают в конституционном судопроизводстве как стороны и их представители. Таковыми являются: заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращения; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается; представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо издавшее оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом - это первая категория представителей сторон. Вторая категория - это адвокаты или лица, имеющие учёную степень по юридической специальности. Любая из сторон может иметь не более трех представителей. Стороны, как и другие участники процесса, обладают процессуальными правами и обязанностями. Они перечислены в части 3 и 4 статьи 53 Закона, причем их процессуальные права равны.

В статьях 54-55 Закона детально урегулирован порядок проведения заседаний Конституционного Суда. Заседания могут проходить открыто, а также может быть назначено закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Статья 56 предусматривает два обстоятельства, при которых судья может быть отстранен от участия в рассмотрения дела: во-первых, если судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения и, во-вторых, если объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение в виду его родственных или супружеских связей с представителями сторон. По поводу отстранения судьи Конституционный Суд должен принять мотивированное решение. Эта норма является важной гарантией объективного, беспристрастного рассмотрения обращений, поступающих в Конституционный Суд и принятия решений, основанных на Конституции и данном Законе.

Ход самого заседания подробно изложен в статьях 57-70 Закона. Итоговое решение по делу принимается закрытым совещанием, в котором участвуют только те судьи, которые рассматривали данное дело. Там же могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу, просить других судей уточнить их позицию. Не ограничено число и продолжительность выступления судей на совещании.

Новый закон изменил положение об открытом совещании и голосовании судей по принятию решений. Теперь решение принимается только на закрытом совещании. Протокол совещания фиксирует все от начала до конца судебного заседания. Он не подлежит оглашению. Судьи и другие лица присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Это способствует объективности принимаемого решения.

Российского судопроизводства едины для всех случаев рассмотрения дел, вне зависимости от их категории. Основной закон гарантирует гражданам и организациям В случае ущемления интересов субъекты могут обратиться с исковым заявлением.

Конституционные принципы российского судопроизводства

К фундаментальным положениям, на которых базируется система защиты прав граждан, относят:

  1. Независимость.
  2. Гласность.
  3. Устность разбирательства.
  4. Равноправие сторон.
  5. Состязательность.
  6. Непрерывность заседания.

В законодательстве также установлено, что осуществляется на официальном государственном языке. При этом при необходимости к слушанию может привлекаться переводчик.

Независимость

Рассматривая принципы судопроизводства, необходимо в первую очередь отметить, что в своей деятельности лица, уполномоченные рассматривать споры, руководствуются только законом. Они не выступают от лица общественных объединений или госструктур. Кодекс судопроизводства не допускает вмешательства в ход рассмотрения дел, способного повлиять на результат. Постановления (определения и прочие акты) уполномоченных лиц должны выражать позицию, свободную от политических предпочтений. Принципы конституционного судопроизводства не допускают получения или запроса указаний по вопросам, которые приняты к предварительному исследованию или рассматриваемым КС. Любое вмешательство в работу уполномоченной структуры предполагает ответственность.

Коллегиальность

В первых инстанциях должностные лица рассматривают дела единолично. Коллегиальные разбирательства характерны для апелляционных, а также ВАС, ВС и КС. Принципы конституционного судопроизводства допускают принятие решений на пленарных слушаниях, если на них присутствует не меньше 2/3 от общего количества уполномоченных служащих, а также на заседаниях палаты при наличии не меньше 3/4 ее состава. В ходе определения кворума в расчет не принимаются лица, отстраненные от участия в разбирательстве дела, в также те, чьи полномочия были приостановлены.

Принятие решения КС

Осуществляется по установленному в законодательстве порядку. В ФЗ, регламентирующем деятельность КС, присутствует ст. 72. В ней определено, что решения принимаются открытым голосованием поименным опросом судей. Постановление будет считаться утвержденным, если за него высказалось большинство лиц, если другой порядок не установлен в законе. Если в ходе принятия решения по вопросу, касающемуся проверки конституционности правового акта, соглашения между органами госвласти, не вступившего в действие международного договора РФ голосов оказалось равное количество, оно будет считаться вынесенным в пользу соответствия оспариваемого документа Основному закону. Постановления, касающиеся споров о компетенции, во всех случаях должны утверждаться большинством. Аналогичное правило действует в отношении принятия решений о толковании Конституции. При этом большинство должно составлять не меньше 2/3 от общего числа уполномоченных лиц. Принципы судопроизводства не допускают уклонения или воздержания от голосования при принятии решений КС.

Гласность

Она выступает как общий принцип для всех Гласность означает, что рассмотрение дела осуществляется открыто, если иное не предусматривается нормами. Закон допускает проведение слушаний в закрытых заседаниях при наличии соответствующих оснований. К примеру, административное судопроизводство может касаться сведений, составляющих тайну частной жизни истца. В этом случае заявитель может ходатайствовать о закрытом рассмотрении дела. Аналогичные правила предусматриваются в кодексах гражданского, уголовного судопроизводства. КС проводит закрытые заседания в случаях, когда необходимо обеспечить сохранение тайны, охраняемой законом, безопасность граждан, защиту общественной нравственности. На таких слушаниях присутствуют только участники судопроизводства: стороны (их представители) и уполномоченные на рассмотрение дела должностные лица. Возможность присутствия иных лиц, в том числе сотрудников Секретариата КС, которыми обеспечивается нормальный ход разбирательства, определяется Председательствующим. Рассмотрение дел проводится с соблюдением общих правил, установленных законодательством. Решения, вынесенные в закрытых и открытых заседаниях, оглашаются публично.

Устность разбирательства

Рассмотрение дел осуществляется путем изучения представленных материалов и заслушиванием сторон. Данное правило распространяется на все случаи разбирательства, в том числе на уголовное, гражданское и административное судопроизводство. В ходе заседаний заслушиваются стороны дела, а также эксперты, свидетели и прочие лица. Суд оглашает суть имеющихся документов. Исключение могут составлять материалы, предоставленные уполномоченным лицам для ознакомления, или содержание которых ранее уже было изложено на заседании.

Непрерывность слушания

Законодательство устанавливает, что заседание по каждому делу должно проходить без перерывов. При этом допускается выделять время на отдых, подготовку к дальнейшему рассмотрению, устранение обстоятельств, создающих препятствие для нормального хода слушания. До вынесения решения по делу либо до отложения разбирательства судопроизводство конституционное не должно осуществляться по иным вопросам. Это правило в равной степени относится к заседаниям как Пленума, так и Палаты КС.

Равноправие и состязательность

Законодательство устанавливает для сторон одинаковые юридические возможности для отстаивания своей позиции. Данный принцип отражен в ст.123 Конституции и конкретизирован ст.53 ФЗ, регламентирующего деятельность КС. Согласно нормам, стороны могут знакомиться с материалами по делу, заявлять ходатайства, выражать свою позицию на слушании, задавать другим лицам вопросы. Закон разрешает также заявлять отзывы на возражения, которые приобщаются к документам по спору.

Конституционное судопроизводство: план

Процедура разбирательства по делу включает в себя несколько стадий. Они идут последовательно друг за другом. Следует отметить, что наличие стадий характерно и для других разбирательств. В частности, Кодекс административного судопроизводства, УПК, ГПК устанавливают четкий порядок рассмотрения дел. Этапы охватывают основные действия сторон дела, а также должностных лиц, уполномоченных на разбирательство споров. Кодекс административного судопроизводства, ГПК, УПК, а также ФЗ, регламентирующий работу КС, предусматривают следующие стадии:

  1. Внесение заявления/обращения.
  2. Предварительное изучение полученных материалов.
  3. Принятие заявления к рассмотрению или отказ в этом.
  4. Подготовка к слушанию.
  5. Рассмотрение дела.
  6. Совещание, голосование, вынесение решения.
  7. Оглашение, опубликование и вступление в действие постановления.
  8. Выполнение решения.

Сроки

Судопроизводство конституционное, как и иное другое, состоит из стадий, длительность которых ограничивается конкретными временными промежутками. Сроки прохождения материалов на том или ином этапе зависят от категории дела. На различия в продолжительности стадий влияют также законодательные положения конкретных регионов. По мнению экспертов, наиболее ограничено по срокам судопроизводство конституционное в республике Дагестан. В законе установлено, что предварительное исследование материалов должно быть завершено не позже 10-ти дней с даты регистрации обращения. После этого в пятидневный срок должен быть решен вопрос о принятии дела к разбирательству. Непосредственное рассмотрение спора начинается не позднее 10 дней после завершения предварительного исследования материалов.

Акт КС

Он представляет собой документ, фиксирующий выводы суда по результатам разрешения вопроса на заседании Пленума или Палаты. КС выносит:

  1. Постановления.
  2. Определения.
  3. Заключения.
  4. Решения.

Последние принимаются по вопросам, связанным с организацией деятельности КС.

Постановления

Назначение конституционного судопроизводства состоит в первую очередь в проверке соответствия нормативных актов положениям основного закона. Постановление представляет собой итоговое решение КС. Этим документом разрешается дело о соответствии положениям Конституции:

  1. Нормативных актов, утвержденных главой государства, Правительством, СФ, Госдумой, а также ФЗ.
  2. Конституций республик, входящих в состав РФ, уставов, законов и прочих правовых документов регионального значения, изданных по вопросам, отнесенным к ведению госструктур и совместному ведению РФ и ее субъектов.
  3. Международных соглашений, не вступивших в силу.
  4. Договоров между государственными и региональными структурами власти, а также между последними и органами местного самоуправления.

Постановлением также разрешается спор о компетенции:

  1. Между федеральными структурами власти.
  2. Между региональными и государственными органами.
  3. Между высшими институтами власти субъектов.

Кроме этого, органы конституционного судопроизводства выносят постановления по результатам проверки соответствия нормативного акта, подлежащего применению или использованного в конкретном споре, положениям основного закона.

Прочие акты

Заключение представляет собой итоговое решение КС, касающееся запроса о соблюдении предусмотренного порядка для выдвижения обвинений Президенту в госизмене или совершении другого тяжкого преступления. Все прочие акты, кроме тех, которые касаются организации работы Суда, именуются определениями. Они оглашаются в зале заседания и фиксируются в протоколе, если иное не установлено законом.

Нюанс

Судья, который не согласен с вынесенным решением по делу, может изложить свое мнение письменно. Оно будет приобщено к материалам и опубликовано вместе с принятым актом. Судья, который остался в меньшинстве в ходе голосования по какому-либо из вопросов или мотивировочной части определения, также может выразить письменное несогласие с большинством. Оно также будет приобщено к материалам и опубликовано в официальном издании.

Исполнение решений

Заключения и постановления КС публикуются в официальных источниках незамедлительно. Издание актов осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровне. Любой акт КС окончательный и обжалованию не подлежит. Постановления вступают в действие незамедлительно после принятия. Исполнение акта осуществляется после опубликования или вручения сторонам дела, если иные сроки не предусматриваются в нем самом. Акт КС обладает непосредственным действием. Для его исполнения нет необходимости предоставлять подтверждение от других должностных лиц и структур.

Юридическая сила актов

Действие постановлений КС о признании нормативных актов неконституционными не может преодолеваться повторным принятием этих же правовых документов. При этом юридические положения, противоречащие основному закону, утрачивают свою силу. Международные соглашения, признанные несоответствующими Конституции, не подлежат введению в действие и последующему применению. Решения КС обязательны для исполнения по всей территории РФ для всех судебных и исполнительных органов госвласти, территориальных структур самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц, а также физлиц и их объединений. Решения, основанные на нормативных актах, признанных несоответствующими положениям основного закона, реализации не подлежат. Они должны быть пересмотрены в случаях, установленных ФЗ. Субъекты, не исполняющие или выполняющие ненадлежащим образом, препятствующие реализации решений Конституционного суда, привлекаются к ответственности в порядке, установленном в законодательстве.

  • Принцип осуществления правосудия только судом
  • Принцип независимости судей
  • Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
  • Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
  • Принцип презумпции невиновности
  • Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
  • Принцип состязательности и равноправия сторон
  • Принцип гласности судопроизводства
  • Принцип национального языка судопроизводства
  • Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
  • Принцип охраны чести и достоинства личности
  • Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
  • Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
  • §2.4.2. Правовой статус судей
  • Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
  • §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
  • §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
  • Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
  • §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
  • §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
  • Структура Верховного Суда рф
  • Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
  • Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Мировые судьи
  • Военные суды
  • Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
  • §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
  • §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Судебные коллегии
  • §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
  • Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
  • Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
  • Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
  • Б.Паскаль
  • §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
  • §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
  • Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
  • §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
  • §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
  • Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
  • §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
  • Следственный комитет при мвд рф
  • Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
  • §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
  • §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
  • Совет Безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Органы внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральные органы государственной охраны
  • Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
  • §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
  • §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
  • §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
  • Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
  • §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
  • §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
  • §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
  • §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
  • Адвокатский кабинет
  • Коллегия адвокатов
  • Адвокатское бюро
  • Юридическая консультация
  • Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
  • §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
  • §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации
  • §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф

    Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль– это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

    Не следует смешивать понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор», хотя часть юристов считают указанные понятия тождественными. Полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы или общественные организации. Полномочиями же по осуществлению конституционного контроля – только Конституционный Суд. Если надзорный орган не вправе отменить незаконный акт, то контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия – правом отмены незаконных актов. Именно это и отличает конституционный контроль от конституционного надзора 1 .

    Конституционный Суд РФ состоит из судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

    Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно нормативные вопросы права. Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права. В данном случае речь идет о заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе:

      в пленарном заседании;

      в заседании палат.

    Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.

    В судебных заседаниях имеют право участвовать –

      Президент РФ;

      Председатель правительства РФ;

      Председатель Совета Федерации;

      Председатель Государственной Думы;

      Председатель Верховного суда РФ;

      Председатель Высшего арбитражного суда РФ;

      Уполномоченный по правам человека в РФ;

      Генеральный прокурор РФ;

      Министр юстиции РФ.

    Им предоставлено право излагать свою позицию по делу, независимо от того, являются ли они сторонами или нет.

    Законодательными новеллами о Конституционном Суде РФ стали положения, в соответствии с которыми он:

      располагает правом законодательной инициативы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению (раньше он обладал правом законодательной инициативы в неограниченном объеме);

      лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность;

      не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента;

      не может направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали бы их информировать Конституционный Суд РФ о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции РФ.

    В целях деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» 1994 года он наделен правом:

      осуществлять толкование Конституции РФ;

      рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод;

      рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле.

    Что касается индивидуальных жалоб в Конституционный Суд РФ, то основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона. Когда оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

    Благодаря возможности граждан напрямую обращаться в Конституционный Суд РФ, в последнее время было рассмотрено большое количество дел, постановления по которым имеют прямое отношение к деятельности правоохранительных органов. Например, подтверждено полномочие судов принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не с 1 января 2004 г., а с момента вступления в силу нового УПК РФ;

    Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля – то есть проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.

    Данная форма контроля введена частью 4 статьи 125 Конституции РФ. В соответствии с ней, а также статьей 101 Закона о Конституционном Суде РФ: «…суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона… обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона». Последствием внесения такого запроса является то, что с момента принятия судом решения об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливают. Возможность судов вносить запрос о конституционности законов является их правомочием оценивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека, что расширяет ответственность судей за укрепление конституционной законности в государстве и обществе.

    Новой функцией Конституционного Суда РФ стал контроль за конституционностью международных договоров России. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности договоров, подлежащих ратификации (утверждению федеральным органом государственной власти) согласно части 1 статьи 89 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституция РФ отнесла также к его компетенции разрешение дел о соответствии Конституции РФ «не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (статья 125 часть 2 пункт «г» Конституции РФ).

    Существуют договоры, вступающие в силу с момента подписания и не нуждающиеся в утверждении, которые по своему содержанию едва ли могут затрагивать Конституцию РФ. Тем не менее, в связи с подобными договорами не исключено возникновение вопроса о компетенции государственного органа или должностного лица, подписавшего договор. В этом случае Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть дело по спорам о компетенции.

    В компетенцию Конституционного Суда РФ не входят соглашения в устной форме. Однако не исключено рассмотрение вопроса о компетенции органа, заключившего такое соглашение, чтобы избежать возможного злоупотребления соглашениями в устной форме.

    Не относятся к компетенции Конституционного Суда международные соглашения, которые не являются международно-правовыми договорами. Не входят в его компетенцию и международные акты, возлагающие на Россию юридические обязательства, такие, как обязательные решения Совета Безопасности ООН, Международного Суда, арбитража.

    Важная функция Конституционного Суда РФ – разрешение споров о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в связи с заключением международных договоров России. Конституция РФ содержит лишь общие положения о компетенции государственных органов в рассматриваемой области, а закон о международных договорах установил достаточно сложное распределение полномочий. Поэтому возможность возникновения споров о компетенции остается.

    Согласно статьям 86 и 90 Закона о Конституционном Суде он устанавливает соответствие Конституции РФ порядка подписания; заключения; принятия; опубликования; введения в действие договоров.

    При решении таких вопросов международное право допускает возможность признания неконституционным и договора, уже вступившего в силу. Косвенно это признается и законом о Конституционном Суде, так как опубликование и введение в действие следуют за вступлением договора в силу. Однако ссылаться на нарушение Конституции РФ как на основание недействительности согласия на обязательность договора можно лишь в том случае, если имело место явное нарушение нормы о компетенции особо важного значения.

    Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают:

      Президент;

      каждая из палат Федерального Собрания;

      1/5 всех членов любой из палат;

      Правительство;

      Верховный суд;

      Высший арбитражный суд;

      органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

    Проблема судебного конституционного контроля в отношении международных договоров является новой и пока не нашла достаточного урегулирования и унификации ни на национальном, ни на международном уровне 1 .

    Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат должен обновляться каждые 3 года. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.

    Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

    Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ –

      разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;

      дает толкование Конституции РФ;

      дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

      принимает послания Конституционного Суда РФ;

      решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

      решает организационные вопросы.

    Руководство организацией работы в Конституционном Суде РФ осуществляет Председатель Конституционного Суда.

    Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ отдельные его функции, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.

    Судья-секретарь Конституционного Суда РФ в качестве основной своей функции осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ.

    Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ, Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

    По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение.Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов:

      постановления;

      заключения;

      определения.

    Постановление – это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ:

    федеральных законов;

    нормативных актов Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; Правительства РФ

    по жалобам на нарушение конституционных прав и других свобод, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Постановления выносятся именем Российской Федерации.

    Заключение – это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуют также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

    Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

    Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

    Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

    Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.

    Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

    Контрольные вопросы

    Конституционный судебный процесс - самостоятельный вид судопроизводства

    Конституционный судебный процесс: понятие, содержание и назначение

    Понятие конституционного судебного процесса, его особенности и соотношение со смежными понятиями

    Конституционный судебный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами конституционного права. Становление и развитие конституционного судебного процесса связаны с учреждением и функционированием органов конституционного судебного контроля - Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Поэтому можно сказать, что конституционный судебный процесс - это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых конституционным судом и другими участниками конституционного судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

    Из данного определения вытекают следующие признаки конституционного судебного процесса:

    Одним из его субъектов обязательно является конституционный

    • - действия, которые совершаются судом и участниками процесса, - юридические, конституционные судебные процессуальные действия;
    • - объектом конституционного судебного процесса являются дела, подведомственные конституционным судам.

    Термин «конституционный судебный процесс» часто употребляется наряду с такими близкими по смыслу категориями, как «конституционное правосудие», «конституционный судебный контроль», «конституционное судопроизводство», «конституционная судебная процессуальная форма».

    Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют правосудие, связанное с применением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и вынесением судебных решений, обязательных для граждан, органов власти, других субъектов права. Конституционный суд является единственным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, термином «конституционное правосудие » охватывается только деятельность конституционного суда по отправлению правосудия, а понятием «конституционный судебный процесс» - деятельность и других участников данного процесса.

    Конституционный контроль осуществляют глава государства, парламент, суды, иные органы власти. Может быть создан специализированный внесудебный орган конституционного надзора (конституционный совет, комитет конституционного надзора), решения которого носят предварительный, консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органами (парламентом).

    Первый специализированный орган конституционного надзора был учрежден в СССР в 1989 г. - Комитет конституционного надзора СССР. Он был правомочен принимать заключения о неконституционное™ актов Съезда народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Комитет не мог отменить поднадзорные ему акты. Для принятия окончательного решения он направлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, который мог отклонить их. Комитет был правомочен проверять конституционность проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда, а также законность актов Кабинета министров СССР.

    Принятие Комитетом заключения о несоответствии акта Конституции СССР приостанавливало действие данного акта. Акты, нарушающие права и свободы граждан, теряли силу с момента принятия Комитетом такого заключения.

    Комитет конституционного надзора СССР просуществовал до декабря 1991 г. и рассмотрел около 30 дел.

    Конституционный судебный контроль является разновидностью конституционного контроля, направленного на обеспечение верховенства Конституции РФ. Данный вид конституционного контроля более эффективен, потому что его осуществляет специализированный судебный орган, решения которого имеют окончательный характер и не нуждаются ни в чьем утверждении. Этот орган независим, он играет роль арбитра в системе государственной власти и защитника прав и свобод личности.

    Конституционный судебный контроль представляет собой особый род государственной деятельности, осуществляемой органами судебной власти в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и поддержания режима конституционной законности.

    В литературе приводятся разные определения конституционного судебного контроля. Так, Б. С. Эбзеев под конституционным судебным контролем понимает официальную деятельность специально уполномоченного Конституцией и иными актами органа, которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и проч. 1

    В. Б. Евдокимов фактически ставит знак равенства между конституционным судебным контролем и конституционным судопроизводством .

    Конституционное судопроизводство является самостоятельной судебной процессуальной формой наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Судопроизводство означает порядок рассмотрения в суде определенной категории дел.

    В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «судопроизводство». Судопроизводство определяется как: 1) средство, способ осуществления судебной власти; 2) порядок или процессуальная форма осуществления правосудия; 3) деятельность суда по рассмотрению и разрешению юридических дел; 4) система процессуальных правоотношений; 5) совокупность процессуальной деятельности и правоотношений; 6) единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы .

    В учебной и научной литературе даются упрощенное и развернутое определения конституционного судопроизводства.

    Под конституционным судопроизводством чаще всего понимают правовой порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции конституционного суда. В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев понимают под конституционным судопроизводством урегулированную специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между Конституционным

    Судом РФ и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел, связанных с охраной Конституции РФ 1 .

    Термин «конституционное судопроизводство» по своей сути наиболее близок к словосочетаниям «конституционный судебный процесс» и «конституционная судебная процессуальная форма». В. В. Маклаков пишет, что конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в конституционном суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении) .

    Необходимо понимать, что «конституционный судебный процесс» и «конституционный процесс» - не совпадающие понятия, а соотносящиеся как часть и целое. В конституционном праве много процессуальных норм, связанных с реализацией основных прав и свобод граждан, их обязанностей, полномочий органов власти и др. Часть процессуальных норм конституционного права связана с деятельностью Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Именно эти нормы и регулируют конституционный судебный процесс.

    Конституционному судопроизводству присущи признаки, характерные для любого вида судопроизводства : 1) государственно-властный характер; 2) формализованность; 3) наличие процессуальных стадий; 4) целенаправленность; 5) возникновение в ходе осуществления судопроизводства процессуальных правоотношений; 6) наличие системы процессуальных гарантий .

    В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство имеет ярко выраженный публично-правовой характер, представляет собой наивысшую форму судебной защиты, поскольку конституционный суд обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной, в том числе судебной, практики. Отдельные элементы конституционного судопроизводства закреплены в ст. 125 Конституции РФ (круг заявителей, наделенных правом обращения в Конституционный Суд РФ, потенциальные ответчики, предмет разбирательства и правовой характер выносимых решений). Благодаря конституционному судопроизводству обеспечивается непосредственное действие Конституции РФ.

    Процессуальные правила конституционного судопроизводства содержатся не в кодексе, а в Законе о Конституционном Суде РФ, обладающем кодифицирующим характером в силу его универсальности, полного охвата конституционно-судебных отношений, ведущей роли в закреплении статуса Конституционного Суда РФ. Содержание процессуальных норм Закона не столь подробно и точно, как в гражданском и уголовном судопроизводстве, где несоблюдение процессуальных норм влечет отмену судебного решения. Как пишет немецкий ученый А. Бланкенагель, жесткие процедурные правила в конституционном судопроизводстве нецелесообразны, так как неизбежно возникают ситуации, не предусмотренные никакими процедурными нормами, и в подобных случаях конституционный суд должен иметь право действовать по своему усмотрению 1 . Конституционный Суд РФ вправе самостоятельно формулировать недостающие процедурные элементы, новые правила процесса и уточнять некоторые его стороны в своих решениях и Регламенте.

    В ряде своих решений Конституционный Суд РФ интерпретировал нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ в отношении оснований допустимости обращения; возможности оспаривания по жалобам граждан не только законов в собственном смысле слова, но и ряда подзаконных актов; права на обращение в Конституционный Суд РФ не только граждан, но и лиц без гражданства, что свидетельствует о высокой степени судебной дискреции (усмотрения).

    В конституционном судопроизводстве, как правило, не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решаются вопросы права, сверяются акты органов власти с конституцией, ее принципами. Этим обеспечивается верховенство Конституции РФ и верховенство конституций (уставов) субъектов РФ в системе региональных правовых актов. Учитывая такую значимость конституционного судопроизводства, Н. С. Бондарь называет Конституционный Суд «судом над властью» .

    В конституционном судопроизводстве отсутствует инстанцион-ность. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают свои решения самостоятельно, Конституционный Суд РФ не может их отменить. Однако если они ориентируют правоприменителя на законодательство, противоречащее Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, подтвердив это своим решением, фактически нуллифицирует решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    Итогом конституционного судопроизводства является вынесение Конституционным Судом РФ решения, которое является окончательным и не подлежит обжалованию.

    Как отмечает сам Конституционный Суд РФ, его решения, по существу, имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как и решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как и нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам иных судов (постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П). Фактически они приравниваются, как и нормативные акты, к источникам права.

    Существуют и другие процессуальные особенности конституционного судопроизводства. В общих чертах можно сказать, что конституционное судопроизводство является не правоприменительной деятельностью в собственном смысле этого слова, а больше связано с анализом, творчеством при осуществлении конституционного контроля.

    Таким образом, конституционный судебный процесс можно определить как:

    • - систему (совокупность) процессуальных действий по отправлению конституционного правосудия;
    • Бондарь Н. С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3. С. 30.

    Отличие конституционного процесса России от других форм правосудия выражается не только в его внешних появлениях, но и в процедурных нормах, институтах и стадиях рассмотрения.

    По смыслу главы 7 Конституции РФ Конституционный Суд входит в судебную систему России. Полномочия Конституционного Суда довольно подробно прописаны в статье 125 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ», согласно которых Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных правовых актов, договоров между РФ и субъектами, между самыми субъектами, не вступивших в силу международных договоров России и компетенции между органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях. Кроме указанного Конституционный Суд обладает уникальным правом давать толкование принципов и норм Конституции РФ; по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Как видно, на Конституционный Суд законодателем возложены функции, совершенно не свойственные другим судам.

    По своей внутренней процессуальной структуре конституционное судопроизводство состоит из совокупность следующих последовательно сменяемых друг друга стадий:

    1) внесение обращения в Конституционный Суд;

    2)предварительное рассмотрение обращений;

    3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

    4) подготовка к разбирательству;

    5) непосредственно разбирательство;

    6) принятие итогового решения;

    8) исполнение решения Конституционного Суда.

    Каждая из этих стадий имеет свое предназначение. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

    Обращение в Конституционный Суд представляет собой выраженный в форме запроса, ходатайства или жалобы повод апеллирования определенных законом органов и лиц. Обращения - это своего рода судебный иск, с которым заявители обращаются в Конституционный Суд. В соответствии со ст. 37 Закона «О Конституционном Суде РФ» в обращении должны быть указаны необходимые реквизиты заявителя, позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование, перечень прилагаемых документов.



    Конституционное судопроизводство как особый способ осуществления судебной власти и самостоятельный вид судопроизводства отличается от других моделей судопроизводства формой конституционного контроля, совмещением в нем правоприменительной, правоинтерпретационной, нормотворческой деятельности. Неповторимость конституционного правосудия объясняется общеобязательностью, многократностью применения его итоговых решений, распространенностью его вердикта на всю правовую систему государства.

    Специфика этого вида судоотправления объясняется еще и тем, что решения Конституционного Суда обжалованию не подлежат, в этом формате судопроизводства не предусмотрены апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, они вступают в силу немедленно после их провозглашения. Своеобразие этого варианта судопроизводства определяется также составом суда, кругом его субъектов, неповторимостью стадий, предметом рассмотрения спора, вопросами допустимости обращений, технологией доказывания. Если уголовное и гражданское судопроизводство осуществляется на основании процессуальных нормы УПК и ГПК, то регулирование процедур конституционного судопроизводства осуществляется посредством норм Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и Регламента. Юридическая природа Регламента заключается в том, что он принимается не законодателем, а самим судом.

    Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь определенную часть поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст. ст. 66 - 67 Закона «О Конституционном Суде РФ».



    Следует отметить, что в отличие от других видов судов конституционные суды рассматривают дела только в коллегиальном порядке. Подобная форма правосудия позитивно сказывается на качестве выносимых решений, эта модель существенно уменьшает вероятность совершения ошибок, так как вердикт, выносимый конституционным судом, становится процессуальным продуктом коллективных интеллектуальных усилий. Спецификой Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов является то, что они решают исключительно вопросы права и воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

    Одной из ключевых отличий Конституционного Суда от других видов судов является наличие у него функции контроля.

    Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основным назначением конституционного контроля, в широком смысле слова, принято считать, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц противоречащих конституционным предписаниям, а так же принятие мер по устранению выявленных отклонений.

    Очевидно, что конституционный контроль возможен только там, где действуют писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными нормативными правовыми актами.

    Конституционный контроль базируется на принципах, которые несколько отличаются от принципов осуществления уголовного, гражданского, административного и арбитражного судопроизводств.

    Базовые принципы организации конституционного контроля – это, прежде всего независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, состязательность, непрерывность судебного заседания и равноправие сторон. Но есть и особенности. К примеру, среди конституционных принципов не упоминается принцип законности, это объясняется тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного правового акта, а только Конституции РФ и Федерального закона «О Конституционном Суде РФ». Нельзя не заметить, что среди конституционных принципов не упомянуты принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом.

    Данная правовая нестыковка объяснима: Конституционный Суд РФ не вершит правосудие по конкретным гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам. Он, руководствуясь названными принципами, реализует такую важнейшую функцию как конституционной контроль. Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей. Гражданин может принять участие в конституционном судопроизводстве в ограниченном правовом пространстве. Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ или ущемляющий его конституционные права и свободы.

    Своеобразие принципов организации и деятельности Конституционного суда проявляется также в том, что они иногда наполняются другим содержанием по сравнению с принципами отправления других видов правосудия. Например, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, так как вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Ни у народных заседателей, ни у присяжных, нет и не может быть такого рода знаний.

    Если в суде общей юрисдикции или военном суде судебное заседание может быть проведено в закрытом режиме, например, для охраны государственной тайны, а в арбитражном – еще и для охраны коммерческой тайны, то в конституционном суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной, профессиональной, частной жизни гражданина. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе: в пленарном или палатном заседаниях.

    На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса, к которым по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых, оспаривается. Им предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами дела, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом они наделяются равными процессуальными правами. Привилегии недопустимы, этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде.

    Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых суд формирует свои выводы по результатам разбирательства конкретного дела. В них суд подводит итог разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства, и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы суда или проведению его заседаний. Таким образом, в данной статье мною предпринята попытка фрагментарно описать те грани правосудия, которые не характерны для других моделей судоотправления.

    Несмотря на то, что конституционное судопроизводство имеет общие черты, присущие и другим формам правосудия, тем не менее, оно, как видно, обладает свойственными только для этого типа судопроизводства особенностями. Более того эти специфические черты конституционной юстиции, которые выпукло обозначают самобытность и уникальность этой модели правосудия среди других видов судопроизводства, на наш взгляд, нуждаются в самом детальном и скрупулезном научном исследовании.



     

    Возможно, будет полезно почитать: