Открытый классный час на тему день космонавтики. Классный час: «На пользу всему человечеству» ко Дню Космонавтики

Классный час ко Дню космонавтики «Дорога в космос», 5 класс

Участники : учащиеся 5-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) расширить и углубить знания учащихся об освоении человеком космического пространства;

2) воспитывать у детей чувство гордости за подвиги покорителей космоса, успехи в развитии космической отрасли в нашей стране;

3) развивать у пятиклассников умения работать в малой группе, анализировать проблемную ситуацию, обосновывать и защищать принятое решение.

Подготовительная работа

I. Учащиеся собирают и изучают материал об освоении людьми космического пространства.

II. Изготовление классным руководителем совместно с учителем информационно-вычислительной техники (ИВТ) электронных слайдов по теме классного часа.

III. Подготовка трех учащихся к выполнению роли ведущих на классном часе.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) мультимедийный проектор с экраном;

б) электронные слайды;

в) на классной доске написана тема классного часа.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный классный час: сначала одноклассники познакомят нас с интересной информацией, а потом у каждого из нас будет возможность проявить свои знания и эрудицию в практической деятельности. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Что обозначает число 12 и месяц апрель? (День космонавтики.) Раньше люди только мечтали полететь в космос, а потом эта мечта стала реальностью. К ней долго стремитесь и много над ней работали.

2. Кто скажет, почему 12 апреля отмечается День космонавтики? (12 апреля 1961 г. был совершен первый полет человека в космос.)

II. Информационная часть.

На экран проецируется звездное небо (показ иллюстрации 1).

1-й ведущий . С древних времен далекие звезды, необъятные пространства манили человека, будоражили его воображение, оставаясь загадкой. Многие ученые древности, такие как Пифагор, Аристотель, Птолемей, пытались объяснить устройство Вселенной. На одном из рисунков знаменитый древнегреческий полководец Александр Македонский изображен летящим на троне, запряженном четверкой грифонов (показ иллюстрации 2). Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал: мастерил крылья, надувал теплым воздухом шары. Наконец научился строить дирижабли, самолеты. И все для того, чтобы подняться в небо, увидеть новые миры. Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.

2-й ведущий . Только в XVI в. астроном Николай Коперник доказал, что Земля вместе с другими планетами движется вокруг Солнца. Вслед за ним Джордано Бруно утверждал о том, что звезды — это далекие солнца, и вокруг них тоже движутся планеты. В XVII в. Галилео Галилей (показ иллюстрации 3) стал первым в мире наблюдать небесные тела с помощью телескопа и совершил много удивительных открытий.

3-й ведущий. Но только XX в. приблизил человека к космосу (показ иллюстраций 4, 5).

1-й ведущий . Как же это происходило?

2-й ведущий. Гениальный русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (показ иллюстрации 6) посвятил свою жизнь созданию науки о движении ракет и межпланетных путешествиях. Он придумал многоступенчатую ракету, которая может преодолеть земное притяжение.

3-й ведущий . Советский конструктор ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королев (показ иллюстрации 7) начал трудиться в авиации, добился первого признания в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. Еще в 1931 г. вместе с последователем Циолковского Ф.А. Цандером создаст одну из первых в стране ракетных организаций — группу изучения реактивного движения, где руководит строительством и испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана. А в 1933 г. он назначается заместителем начальника Реактивного научно- исследовательского института.

1 - й ведущий . С 1946 г. до конца жизни С.П. Королев является главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз» (показ иллюстрации 8), космических кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс» (показ иллюстрации 9). Под руководством С.П. Королева запущены первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый космический корабль «Восток» (показ иллюстрации 10), пилотируемый Юрием Гагариным (1961).

2-й ведущий. Началом пути человека в космос стал запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., а уже 3 ноября 1957 г. был запущен второй спутник с многочисленными научными инструментами и с собакой Лайкой (показ иллюстрации 11).

3-й ведущий. 12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе». Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась, в Советском Союзе был запущен пилотируемый космический корабль «Восток» с человеком на борту. Человеком, проложившим дорогу в космос, стал летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич (показ иллюстрации 12).

1-й ведущий. Перед стартом космонавт № 1 (показ иллюстрации 13) сказал: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Это ответственность перед всем нашим народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим...».

2-й ведущий . Совершив полный оборот вокруг нашей планеты за 108 мин (показ иллюстрации 14), Гагарин благополучно возвратился на Землю.

3-й ведущий . Космическая эра началась. За ним последовали советские, а затем и американские космонавты. Сначала полеты космических кораблей были одиночными, а потом и групповыми. В 1965 г. 18 марта летчик-космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос (показ иллюстрации 15).

1-й ведущий . В 1971 г. было положено начало созданию пилотируемых орбитальных станций. Первой такой станцией стала выведенная на орбиту советская станция «Салют» (показ иллюстрации 16). В 1975 г. осуществился первый совместный полет советских и американских космонавтов и произведена стыковка советского корабля «Союз» с американским кораблем «Аполлон» (показ иллюстрации 17).

2-й ведущий. С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну (показ иллюстраций 18, 19) Чего они только не выдумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки. Но только с изобретением ракеты стал возможен подобный полет. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции С.П. Королева; 14 сентября 1959 г. межпланетная станция «Луна-2» (показ иллюстрации 20) достигла лунной поверхности.

3-й ведущий . В Советском Союзе ученые пошли по пути исследования Луны лунниками — автоматическими станциями и луноходами. Только до января 1974 г. к Луне и на Луну был запущен 21 аппарат. Они фотографировали поверхность этой планеты, доставляли лунный грунт на Землю (показ иллюстраций 21—23). А затем на поверхность Луны был доставлен автоматический аппарат «Луноход-1» (показ иллюстрации 24), который проработал там 10 мес., прошел более 10 км сложнейшего пути и детально исследовал поверхность на площади в 80 тыс. м2, доставляя информацию о строении Луны, прочности и химическом составе грунта, о кратерах и воронках (показ иллюстраций 25, 26). Затем исследования продолжил аппарат «Луноход-2».

1-й ведущий . Ученые США свои усилия сосредоточили на организации лунной экспедиции, т.е. полета космонавтов. В 1969 г. 21 июля члены экипажа американского космического корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин (показ иллюстраций 27,28) стали первыми людьми, ступившими на почву Луны (показ иллюстраций 29—31).

2-й ведущий . Уже через год после запуска первого искусственного спутника Земли начались полеты к Луне, а затем и другим планетам Солнечной системы: Венере (только в Советском Союзе с 1961 по 1972 г. были отправлены к этой планете 8 автоматических станций), Марсу, Юпитеру, Сатурну (показ иллюстраций 32— 36). Полеты межпланетных автоматических станций и кораблей помогли людям за несколько десятков лет узнать о планетах больше, чем за столетия астрономических наблюдений.

3-й ведущий . Изучение космоса продолжается: на борту международной космической станции космонавты проводят исследовательские работы и живут там долгие месяцы (показ иллюстраций 37, 38).

III. Практическая часть.

Классный руководитель . А сейчас, ребята, подобно тем умным, мужественным людям, которые приблизили к нам космос, мы сами постараемся приблизиться к нему. Совершим «Посадку на Луну» (показ иллюстрации 39).

Представьте, что каждый из вас является капитаном космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны (показ иллюстрации 40). На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан (показ иллюстрации 41) без экипажа. До него — 250 км (показ иллюстраций 42—43). Первая половина пути пролегает по темной стороне Луны, вторая — по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

На борту корабля имеется определенное количество предметов (показ иллюстрации 44). Вам следует поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность в пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2 — у второго по значению и так до 14-го, наименее важного для вас.

Предметы, полезные в пути

Ранжирование предметов

Коробка спичек

Пищевые концентраты

20 м нейлонового шнура

Шелковый купол парашюта

Переносной обогреватель на солнечных батареях

Коробка сухого молока

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг

Звездная карта лунного небосвода

Самонадувающаяся спасательная лодка

Магнитный компас

Сигнальные ракеты

Аптечка первой помощи

Приемопередатчик на солнечных батареях

Каждый ученик ранжирует перечисленные предметы по мере их полезности.

А теперь, уважаемые космонавты, как говорится, ум хорошо, а четыре — лучше. Сверьте свое мнение в четверках, обоснуйте и докажите друг другу правильность выбранного вами решения. Сделайте это корректно, считаясь с мнением товарища.

Происходят работа, поиск общего решения в малой группе Затем осуществляется сравнение решений малых групп с экспертным мнением.

По мнению экспертов, самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни, — кислородные баллоны и вода. На следующее место нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба (для ориентации при движении по темной стороне) и приемопередатчик (для движения по радиомаяку на светлой стороне).

Путь должен занять не менее пяти дней. Следовательно, ранжирование предметов целесообразно произвести так (показ иллюстрации 45):

Ранжирование предметов

Продукты питания, необходимые в пути

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг (необходимы для дыхания)

25 л воды (для утоления жажды)

Звездная карта лунного небосвода (для ориентации на темной стороне Луны)

Приемопередатчик на солнечных батареях (для ориентации на светлой стороне Луны)

Пищевые концентраты (для поддержания сил в пути)

20 м нейлонового шнура (может использоваться для транспортировки груза и преодоления горных хребтов)

Аптечка первой помощи (для оказания помощи при травмах и т.д.)

Шелковый купол парашюта (можно, связав стропы и получив длинную веревку, использовать для транспортировки грузов)

Самонадувающаяся спасательная лодка (может использоваться для транспортировки грузов или раненого человека)

Коробка сухого молока (дополнительный резерв питания, так как острой необходимости нет)

Переносной обогреватель на солнечных батареях (не имеет значения, так как на темной стороне не работает, а на светлой температура поднимается до 200 °С)

Сигнальные ракеты (бесполезны, так как при отсутствии воздуха гореть не будут)

Магнитный компас (не работает, так как нет магнитного поля)

Коробок спичек (без воздуха спички гореть не будут)

Мы довольно долго пробыли с вами на Луне. Давайте послушаем, о чем мечтают космонавты вдалеке от родной планеты и будем возвращаться.

Звучит песня «Трава у дома».

IV. Заключительная часть.

Классный руководитель . Посмотрите, ребята, какими знаниями должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с космосом. Как трудно бывает порой найти верное решение. А что помогает нам принимать правильные решения?

Дети. Знания.

Классный руководитель . Как можно приобрести эти знания?

Классный руководитель . Ну что ж, доброго пути! Пройдут годы, и кто-то из вас, упорный и настойчивый, по- настоящему будет покорять космические пространства, прославляя трудом свой край, свою Родину.

Литература

Авдеев Ю. Космическая азбука. М., 1994.

Волков А. Земля и небо. М., 1974.

Горшков В.С. Дети Земли. Д., 1986.

Губарев B.C., Романов А. П. Конструкторы. М., 2003

Королев С. П. Сборник статей. М., 1977.

Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей М, 2002

Шаронов В.В. Луна — первая станция в космос. М., 1995

С давних времен мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Они давно пытались покорить небо.

Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как? Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, которое открылось перед его взору сверху, что он забыл о наставлениях отца и поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Следующей попыткой подняться в небо, было изготовление воздушного шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.

Потом был создан дирижабль, а затем самолет. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И люди стали летать в воздухе. Но таинственный и не покоренный космический мир манил их к себе своей неизвестностью.

И вот наконец-то, 3 ноября 1957 года в черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над нашей планетой собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. 20 августа 1960 года в космос летали собаки Белка и Стрелка, а вместе с ними - 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы, это были первые животные, которые благополучно вернулись из космического полета. После суточного полета, они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.

12 апреля 1961 года героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в Космос, его полет в космическом пространстве продлился 108 минут. (фильм «Запуск Востока»)

Сегодня мы тоже отправляемся покорять Вселенную.

Дети делятся на команды с помощью учителя, тянут жребий с названием команды.

1 команда «Комета» .

2 команда «Спутник».

3 команда «Метеор».

А на чем мы полетим? Полетим мы на ракетах. Эти ракеты вы должны собрать сами. Перед вами геометрические фигуры, из которых вы должны собрать ракету.

Задание 1. «Юные конструкторы»

Ну, все ракеты готовы. Отправляемся?

Внимание! Внимание! Внимание! Мы с вами находимся на стартовой площадке космодрома. Через несколько секунд начнется наше космическое путешествие.

К полету все готовы?

Самочувствие хорошее?

Хорошее!

Настроение бодрое?

Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

На старт!

Все кладут руки на колени

Запустить двигатели!

Все хлопают себя по коленям и громко произносят: “Р-р-р-р!”

Включить контакты!

Все поднимают руки вверх над головой, в виде ракеты, и громко считаем:

Пять, четыре, три, два, один - пуск!

Звучит космическая музыка, меняются слайды с видами космоса.

Пока мы с вами летели в невесомости, рассыпались слова.

Задание 2. «Собери слова».

Вам ребята нужно будет собрать слова и затем записать их, кто быстрее.

ска бита луно тер ор фандр спут рит метео ход кра тик

Скафандр, луноход, орбита, спутник, метеорит, кратер.

Ребята, а кто знает, для чего нужен скафандр?

18 марта 1965 года космонавт Алексей Архипович Леонов на корабле «Восход 2», совершил первый в истории выход в открытое космическое пространство. В открытом космосе Леонов провел 12 минут 9 секунд (фильм «В скафандре над планетой»).

Задание 3. «Космические ребусы».

Сейчас каждая команда получит конверт с ребусами. За определенное время вы должны их разгадать.

«Комета»: Названия Планет.


Земля, Нептун.

«Спутник»: Названия знаков Зодиака.


Стрелец, рыбы.

«Созвездие»: Названия Планет и знаков Зодиака.


Марс, Рак.

3 февраля 1966 году произошло первое в мире прилунение беспилотной советской станции «Луна - 9». С помощью этой станции на Землю были переданы первые панорамные снимки Луны.

21 июля 1969 года произошла первая высадка человека на Луну, им стал американский космонавт Нейл Армстронг. На корабле «Апполон - 11» он доставил на Землю первые пробы лунной поверхности (фильм «На Луне»).

Ребята, представьте, что и вы высадились на Луне и встретили какое-то лунное животное или растение. Ваша задача - нарисовать и рассказать о нем.

Задание 5. «Портрет на память».

Дети получают листы бумаги и карандаши, выполняют задание и представляют свои работы.

Ребята, пришельцам очень понравились портреты, которые вы им нарисовали. Они вам приготовили космические загадки.

Задание 6. «Космические загадки».

«Комета».

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (Ракете).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (Телескоп).

Знает все наперечет

Звезды в небе … (Звездочет).

Медведь на глыбе ледяной,

Подружка в небе над волной.

Она - созвездье, он живой

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она - с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … (Медведицей).

«Метеор».

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно не заметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная ….(Черная дыра).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин).

Сегодня люди знают, что наша планета не единственная в космическом пространстве. Существует целая Солнечная система. Что такое Солнечная система. В центре Солнечной системы светит самая горячая звезда Солнце, а вокруг него на разном расстоянии вращаются восемь главных планет (фильм «Солнечная система»).

Задание 7. «Тайны Солнечной системы».

Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. Ваша задача подписать все объекты Солнечной системы.

Задание 8. « Космический кроссворд»

1. На ней можно полететь в космос. (Ракета)

2. Модель земли. (Глобус)

3. Красная планета. (Марс)

4. Явление, когда луна закрывает солнце. (Затмение)

5. В народе его называют «падающей звездой». (Астероид)

6. Естественный спутник Земли. (Луна)

7. Первый космонавт. (Гагарин)

8. Скопление звезд в группы. (Созвездие)

До сегодняшнего дня много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, в космос может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.

Из всех профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего - человеческий подвиг.

Космонавтом хочешь стать -

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Подведение итогов, награждение победителей.

Цель: Расширить представление детей о космосе, дать им общие сведения о

Космонавтике а так же, и познакомить с новыми понятиями.

Способность к развитию познавательной деятельности детей.

Оборудование:

видеоматериал о Гагарине, ИКТ презентация, Вкартины с изображениями космонавтов и

космических ракет.

Гости урока: студенты пед.училища.

Ход урока:

I . Отгадывание загадок

1.Чудо - птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд.

2.Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет)

3.Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился …

(Парашют)

4.У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут.

5.Синенькая шуба

Покрыла весь мир.

6.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать - Луна

А дочурки …

7. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

8. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

9. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня...

О чем загадки? Как называется тема нашего классного часа?

Какой праздник отмечет наша страна? (День космонавтики)

Рассказ учителя:

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть - ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.

А первым человеком,облетевшим земной шар был Юрий Гагарин.

Биография:

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года. Юрий Алексеевич Гагарин— российский космонавт, летчик - космонавт СССР полковник, Герой Советского Союза.

Совершил первый в мире полет в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут.

2.Практическая работа (изготовление модели ракеты)

IV . Космический кроссворд

1. На ней можно полететь в космос. (Ракета)

2. Модель земли. (Глобус)

3. Красная планета. (Марс)

4. Явление, когда луна закрывает солнце. (Затмение)

5. В народе его называют «падающей звездой». (Астероид)

6. Естественный спутник Земли. (Луна)

7. Первый космонавт. (Гагарин)

8. Скопление звезд в группы. (Созвездие)

Итог

Вопросы:

Как назывался космический корабль, который поднял в космос первого в мире космонавта?

Назовите число и месяц, когда отмечается День космонавтики.

Назовите имя и фамилию первого космонавта.

Кто первый отправился в космос? (собаки) Как их звали?

Разработала: Лудцева Елена Николаевна,

Учитель начальных классов,

Алтайский край, г.Бийск

Цель: расширить представления учащихся об освоении космического пространства.

Задачи: 1. Знакомить учащихся с историей освоения космоса, историей отечественной космонавтики, профессией космонавта.

2. Развивать познавательную активность, речь, моторику, внимание.

3. Воспитание чувства гордости за достижение человека в области освоение космического пространства, патриотизма.

Оборудование: презентация, листы бумаги, маркер, карточки с радиограммой, конфеты.

1. Психологический настрой:

Мы лучшие, и нет на свете лучше нас!

Мы пришли в наш светлый класс,

И проводим классный час!

Вступительная часть

У: - Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Работа над лексическим значением слов.
У. Как вы понимаете, что такое космос?
Ответы учащихся.
У:Словарь Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
С.И.Ожегов
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Первый космонавт.
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Со дня первого полета человека в космос прошло 50 лет. После Юрия Гагарина в космосе побывал 436 землянин.

Космическая орбитальная станция.
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1.Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

Как работают космонавты.
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
Животные-космонавты.
– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Собаки-космонавты.
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

Искусственные спутники.
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли?
У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.)

Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Проведение игры «Космическое путешествие»

Учитель: А сейчас у меня к вам необычное предложение. Кто из вас хотел бы отправиться в космическое путешествие? (ответы детей)

Учитель: Но сначала нужно пройти несколько испытаний. Согласны? (ответы детей).

Испытание 1. Физическая подготовка. Под музыку выполняются физические упражнения.

Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

Испытание 2. «Знатоки космоса».

    Как назывался космический корабль, на котором первый космонавт совершил полёт? «Восток»

    Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?(Алексей Леонов)

    Кто из женщин первой побывал в космосе? (В.Терешкова).

    Назовите центральное космическое тело солнечной системы? (Солнце).

    Кто был первым конструктором космических аппаратов? (С.П.Королёв).

    Как называется космодром с которого стартуют космические ракеты? (Байконур).

    Сколько казахстанских космонавтов побывали в космосе? (2).

    Кто занимался изучение звезд в древности? (звездочёты).

    Кто первыми из живых существ побывал в космосе? (Белка и Стрелка).

    Сколько минут провел в полете Ю.Гагарин? (108 минут).

Испытание 3. «Космические конструкторы».

Нарисовать с закрытыми глазами космическую ракету.

Испытание 4. «Космические радисты»

Космонавту приходится постоянно поддерживать связь с Землёй, принимать и посылать радиограммы. Здесь важно быть внимательными и хорошо знать грамоту.

Восстанови текст радиограммы:

В к-смической р-кете

С назв-нием «В-сток»

Он пе-вым на пл-нете

П-дняться к зв-здам смог.

Поёт об этом песн-

В-сенняя к-пель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Испытание 5 . «Завтрак космонавта»

Вы ведь знаете, что в космосе невесомость, и поэтому приём пищи космонавтами очень сложное испытание.

Нужно накормить друг друга конфетой с закрытыми глазами.

Испытание 6. « Угадай-ка»

Из восьми предложенных вариантов(записаны на доске) вам надо будет выбрать один и причем правильный ответ на поставленный вопрос. За правильный ответ получаете звездочку.

    Атмосфера 5.Звезда

    Астроном 6.Космос

    Вселенная 7.Небо

    Галактика 8.Планета

Звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов- галактик? (Вселенная).

Одно из названий вселенной?(Космос)

Вид космоса сквозь воздушный слой земли, но люди часто называют этим словом атмосферу?(Небо)

Громадный огненный шар, сам светится не может и известен лишь потому, что его освещают звезды(планета)

Человек, который наблюдает за небом, фотографирует, изучает жизнь звезд, и планет(астроном).

Громадный огненный шар, который излучает во все стороны свет.

Как называется наш звездный город, в котором живут солнце и планеты.

(галактика)

Толстый слой воздуха, который окутывает нашу землю. Часто этот слой называют воздушной рубашкой земли.(атмосфера)

А сейчас перед вами фамилии знаменитых людей, которые многое сделала для развития космоса.

    Ломоносов 4. Терешкова

    Королев 5. Савицкая

    Лишь благодаря этому человеку дата 12 апареля1961 года вошла в историю человечества, Он совершил первый полет, длившийся 108 минут(Гагарин)

    Первая женщина- космонавт(Терешкова)

    Первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос.

(Савицкая)

4.По инициативе этого человека в 1755 г. Создан Московский университет. Он открыл атмосферу Венеры во время наблюдения прохождения Венеры по оси Солнца. (Ломоносов)

5.Под руководством этого человека были созданы ракетоносители» Союз» « Молния».Он конструировал и испытывал крылатые ракеты. (Королев).

Испытание 7. «Составь слова»

Из слова « космонавтика» составить как можно больше слов. Оценивается кол-во слов. 1 слово – 1 балл

Испытание 8 «Нарисуй фантастическую планету»

Команды рисуют свои планеты и составляют короткий рассказ о ней. Оценивается оригинальность.

6. Заключительная часть.

Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с испытаниями. И конечно, когда подрастете, можете отправиться в космическое путешествие. Может быть, даже на Марс или Венеру. Но на какую бы далекую планету вы не полетели, не забывайте что у нас самая лучшая, планета – Земля.

Другой такой больше нет.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

7. Рефлексия.

Учитель: - Что нового вы узнали?

Что запомнилось?

Что хотели бы узнать нового?

(Если вам понравился классный час, то нарисуйте веселую звездочку, если нет - то грустную)

Учитель: Спасибо!

Вашему вниманию предлагаю разработку урока посвященного Дню космонавтики(или дню рождения Ю.А.Гагарина), с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития космонавтики и первом космонавте Земли. Заранее класс был разбит на группы, каждой из которых дано задание приготовить презентацию.

Тема Классного Часа "Знаменитая улыбка"

Цели: познакомить со становлением космонавтики и о жизнью первого космонавта Земли
Задачи:
- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения советского народа; воспитывать волю к победе на исторических примерах.
- развивающая: развивать интерес к отечественной истории. Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом, находить и отбирать требуемую информацию, отбрасывая всю постороннюю, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

“Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала
робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все
околосолнечное пространство”.

К.Э. Циолковский
Сегодня наш урок посвящается Дню космонавтики, который отмечается 12 апреля. На этом уроке мы поговорим о наиболее значимых этапах развития космонавтики.
Первая группа представляет презентацию и сообщение о Циолковском К.Э.


Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник совр. космонавтики.
1903 г. Публикация труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:
впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя;
пришёл к выводу, что твёрдые виды топлива не годится для космических полётов, и предложил двигатели на жидком топливе;
полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия;
вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения;
высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам;
проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.
О своём смысле жизни Циолковский говорил так:
“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.
Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время.
Рассказ о строительстве и испытаниях космических аппаратов под руководством С.П. Королева.
подготовила втрая группа


Королёв Сергей Павлович (1907-1966) - советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда...
Королев - пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области. Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева нашли широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, исскуственный спутник Земли, осуществлены полеты КК "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершен космический полет человека и выход человека в космическое пространство; созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос"; разработан проект КК "Союз". Не ограничивая свою деятельность созданием РН и КА, Королев, как главный конструктор осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создании РН и КА. Королев воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров.
Учёными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша, и многих других.
Всех этих ученых можно считать родными братьями хотя бы потому, что все они были верными сыновьями России и потому, что все были одержимы и проникнуты идеей освоения космического пространства.
Рассказ о запуске первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года и о полетах различных животных в космос.
представляет третья группа


04.10.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.


19.08.1960 был запущен Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.


Хэм - первый шимпанзе-астронавт. 31 января 1961 года Хэм был помещён в космический корабль “Меркурий-Редстоун 2” и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. Полёт Хэма был последней репетицией перед первым суборбитальным полётом американского астронавта в космос
Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю после орбитального полёта. Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Жаклин Кеннеди, жене президента США Джона Кеннеди.
Целью эксперимента по запуску животных в космос была проверка эффективности систем жизнеобеспечения в космосе и исследование космического излучения на живые организмы.
Рассказ о полетах в космос: первого человека - Ю.А. Гагарина
четвёртая группа
Детство


Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. В семье он был третьим ребёнком. Детей у Гагариных было четверо: трое сыновей и одна дочь.
1сентября 1941 года мальчик пошёл в первый класс, 12 октября немцы заняли деревню и учёбу пришлось прекратить. Почти полтора года Клушино была аккупирована фашистами. 9апреля 1943 года деревню освобдила красная армия и учёба возобновилась.


В августе 1951году Гагарин поступил в индустриальный техникум.



IMG]/upload/blogs/12264_529c68c60026c8dce40402e04be71a0b.jpg.jpg


25 октября 1954 впервые приходит в Саратовский аэроклуб. В 1955 закончил с отличием учёбу и совершил первый полёт на Як - 18.


9 декабря Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю его вызвали в Москву для прохождения медицинского обследования.
Годы учёбы в Оренбургском лётном училище.
пятая группа
"Оренбург дал мне крылья", - эти слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища, дороги оренбуржцам. В нашем городе бережно хранят все, что связано с годами, проведенными здесь Гагариным. На территории бывшей лётки, где располагаются теперь школа юных космонавтов и кадетский корпус - самолет "МИГ-15", на котором совершал свой первый самостоятельный полет курсант Гагарин.


Недалеко спуск к Уралу на Набережной - любимое место, где прогуливались летчики-курсанты. Минут через двадцать ходьбы - дом № 35 по улице Чичерина, где в квартире матери Валентины Гагариной некоторое время жила молодая семья. Теперь это музей-квартира. Сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Ивановна Гагарина.

По ее описанию восстановлен интерьер двух маленьких комнат.

Десь в 57-м, на октябрьские праздники, молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училища.
Среди оренбуржцев немало тех, кто хорошо помнит Гагариных


Анатолий Андреевич однокашник Ю.А.Гагарина
шестая группа Палёт к звёздам
1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на на Землю.
Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.
По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное - с помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы.
И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: "Поехали!". Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. - "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала".
Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.
Этот полет открыл перед человечеством новую эру - эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
С 23 мая 1961 года - командир отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Дублер пилота космического корабля «Союз» (Владимир Михайлович Комаров) при старте 23 апреля 1967 года.
В 1966 года Юрия Алексеевича избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов.
17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в ВВИА имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию Летчик-инженер-космонавт. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
В честь Гагарина его родной город Гжатск был перименован в Гагарин. Его имя навсегда осталось в Космосе, который он заново открыл для человечества: один из крупнейших кратеров (диаметр 250 км) на обратной стороне Луны носит имя Гагарин. И что символично - он расположен между кратером Циолковский и Морем Мечты.
В 1968 году Международная авиационная федерация учредила медаль имени Гагарина, которой награждаются лица, внесшие особый вклад в авиацию и космонавтику.

 

Возможно, будет полезно почитать: