Понятие государственной казны рф. Что такое казна? Государственная казна: определение, особенности и источники

Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

а) государственную и муниципальную казну;

б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности орга­нов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны - повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в граж­данский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.



Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество :

а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной соб­ственности;

в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

з) приобретенное по давности владения;

и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате :

Внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

Передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

Внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

Внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Отчуждения по гражданско-правовым договорам;

Обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

Потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

Совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

Передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

Передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

Передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

Вопросы и задания:

1. Перечислите проблемы нормативно-правового регулирования ипотеки (залога) в РФ.

  1. Перечислите основные положения договора залога. Какое имущество может быть предметом залога?

3. Перечислите права и обязанности залогодателя и залогодержателя. Приведите примеры.

4. В чём заключается сущность залога с оставлением заложенного имущества у залогодателя?

5. Каково назначение муниципального залогового фонда? В чём заключаются особенности ипотеки муниципальной недвижимости?

6. Перечислите назначение и состав государственной и муниципальной казны.

7. Перечислите цели и задачи использования имущества, находящегося в муниципальной казне.

8. Перечислите способы использования имущества, находящегося в муниципальной казне. В каких случаях недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны?

Глава 2.6. Система внутреннего и внешнего контроля над распоряжением и использованием государственного и муниципального имущества

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, призна­ются движимым имуществом.

Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответст­вии с законодательством можно отнести:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

в) недвижимое имущество, в том числе:

Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не за­крепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;

Объекты инженерного и коммунального назначения;

Бесхозное имущество (на период установления собственника);

Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предпри­ятий и учреждений;

г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;

д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собствен­ности, полученные за счет средств федерального бюджета;

и) иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имуще­ство, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, вы­морочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень, устанавливающий исчерпывающий состав имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, и подлежащего государственному учету, ведению и распоряжению, не определен.

В отсутствие нормативных актов, устанавливающих перечень имущества казны, документами Росимущества имущество, составляющее казну, определено как недвижимое имущество (без земельных участков), не закрепленное за государст­венными предприятиями и учреждениями, в состав которого входит имущество, ра­нее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов при­ватизированных предприятий, включающее в себя объекты нежилого назначения, изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте), и объекты жилого фон­да, подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения, помещения (жилые и нежилые), со­оружения, в том числе: взлетно-посадочные полосы, дороги, причальные стенки, инженерно-технические коммуникации, объекты незавершенного строительства, выморочное имущество.

При этом в Росимуществе отсутствует единое мнение по этому вопросу. Так, в письме Росимущества от 15 июня 2005 года в адрес собственных территориальных управлений приведен исчерпывающий перечень «объектов учета реестра, составляю­щих государственную казну Российской Федерации, это: а) земельные участки, нахо­дящиеся в федеральной собственности; б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты, находящиеся в федеральной собственности; в) находящиеся в фе­деральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ, а также имеющееся у них имущество, не вошедшее в уставный капитал; г) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе пере­данное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям».

1.3. Правовые основы функционирования государственной казны России.

Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном про­гнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федера­ции» определены цели и содержание системы государственных прогнозов, а также об­щий порядок их разработок. В частности, данным Законом определена обязательность наличия показателей функционирования и развития государственного сектора эконо­мики, в том числе оценки эффективности использования федеральной собственности, а также формирование программы повышения эффективности использования феде­ральной собственности, что в полной мере относится и к федеральному имуществу го­сударственной казны Российской Федерации.

Двухуровневая система документов, определяющих показатели развития государ­ственного сектора экономики в соответствии с нормами указанного закона, заключает­ся в следующем. К первому уровню отнесены документы, определяющие стратегию развития (стратегический уровень), ко второму уровню - детализирующие так­тику (тактический уровень).

Анализ действующей нормативно-правовой базы показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующая вопросы формирова­ния, учета, распоряжения и управления активами казны; не определено понятие государст­венной казны России, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний. На уровне субъектов Российской Федерации законы о казне, как отдельного инсти­тута, действуют в 7 регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и г. Москве. В нормативных правовых актах ря­да субъектов Российской Федерации (Краснодарского и Красноярского краев) и муници­пальных образований (в основном, Московской области) отражены основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о казне, определяющие казну путем пере­числения объектов, не входящих в муниципальную казну. В указанных нормативных актах в составе имущества казны отсутствует исчерпывающий перечень видов имущества. Ре­альный состав казны можно определить только путем анализа реестра имущества, в кото­ром не всегда есть раздел «имущество казны». Отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам.

При этом термин «муниципальная имущественная казна» в актах муниципальных органов власти зачастую четко не сформулирован. В то же время при регулировании вопросов, касающихся муниципальной казны, и законодательство, и практика идут по пути разделения средств бюджета и имущества, составляющих муниципальную казну. В большинстве муниципальных нормативных актов не указывается орган, принимаю­щий принципиальное решение о совершении сделки. Указанные проблемы были рас­смотрены в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Реализация прав и полно­мочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации».

Нормативные правовые акты, определяющие порядок использования и распоряже­ния имуществом казны соответствующего уровня не только не увязаны между собой, но и не корреспондируют с документами федерального и муниципального уровней, в том числе в процедурах учета большинства видов активов. В частности, не обеспечен единый государственный учет месторождений полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным. Сведения о таких месторождениях должны предоставлять на федеральный уровень соответствующие органы субъекта Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным процедуры формирования казны на уровне субъектов и муниципальном уровне не рассматривались в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия.

На федеральном уровне казна рассматривается как хранилище имущества. В част­ности, статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государст­венную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Фе­дерации.

Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая отдельные вопросы государственной казны, насчитывает свыше 30 различных документов, включая: Граж­данский кодекс Российской Федерации; отраслевые кодексы; международные договоры и соглашения; Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024; федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, о федеральном бюджете на соответствующие годы; Федеральную адресную инвестиционную про­грамму; прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующие годы, утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, и другие нормативные акты Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации, Минэкономразвития России и Росимущества.

Институциональными проблемами на федеральном уровне являются отсутствие го­сударственного института казны, отсутствие закона, регламентирующего оборот феде­рального имущества казны, и, соответственно, отсутствие стратегий формирования каз­ны в части большинства видов ее активов.

В Российской Федерации отсутствуют как обоснованная оценка текущего состоя­ния, так и прогноз (на 15-20 лет) потребностей в ресурсах отраслей, регионов и соци­ально-экономической системы в целом. Такая оценка, в частности, формируется на ос­нове использования балансовых методов анализа экономики (межотраслевого, регио­нального, муниципального и других видов балансов), однако исходные данные для ис­пользования указанных методов в Российской Федерации отсутствуют. «Предполагает­ся, что предварительные результаты балансовых методов по оценке состояния эконо­мики России будут получены только в 2011 году» .

2. Оценка состояния государственной казны России в современных условиях.

2.1. Источники формирования государственной казны России.

Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, иму­щество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности, имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами, объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформле­ния банкротства, имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности, природные ресурсы, земля, шельф, вода. Указанные элементы каз­ны могут использоваться, расходоваться, приватизироваться, передаваться на возмезд­ной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организа­циям, ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти, ответ­ственных за формирование и (или) использование казны.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:

  • а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
  • б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
  • в) недвижимое имущество в том числе:
    • - здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
    • - объекты инженерного и коммунального назначения;
    • - бесхозное имущество (на период установления собственника);
    • - имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
  • д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
  • и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.

В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.


Введение.

В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только эко­номного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности госу­дарства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспече­ние безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущест­во (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Россий­ской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (фор­мированию) таких активов.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны при­водится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе зна­чение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой - перераспределение государ­ственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами госу­дарственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользова­ние и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов акти­вов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функ­ции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При форми­ровании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состоя­ния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, норма­тивно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и веде­ние баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве само­стоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.

1. Теоретические аспекты государственной казны России.

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.

В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны – «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» 1 .

В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.

Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:

1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством

расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуют­ся доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.

2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием соци­ально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государ­ственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключаю­щийся в сохранении и создании новых рабочих мест.

3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государствен­ную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные ка­питалы хозяйственных обществ.

4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики пуб­лично-правового образования (обеспечительная мера).

5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности ор­ганов государственной власти публичного субъекта, государственных унитар­ных предприятий и учреждений.

6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным ка­зенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляе­мых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглаше­ний о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджет­ной системы Российской Федерации и т.д.).

7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного уча­стия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:

    рост социально-экономического уровня жизни населения;

    пополнение бюджетов соответствующих уровней;

Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;

Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного го­сударственного имущества;

Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.

Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства

должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ре­сурса необходимо:

    четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъек­тами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;

    учет потенциального имущества, который должен производиться на основе со­циально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспек­тиву включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов со­циального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения по­тенциального имущества.

Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социаль­но-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным орга­низациям социального блока.

При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:

    поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;

    переход к новой модели управления государственной собственностью, основан­ной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необхо­димым функциям государства;

    качественное повышение эффективности управления федеральной собственно­стью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утра­тившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.

1.2. Структура государственной казны России.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о коли­честве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к каз­не, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федераль­ного Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении феде­рального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и по­следний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информа­ционного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Фе­дерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении феде­рального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)» 1 .

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Граж­данским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федера­ции, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного ре­зерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных ва­лютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и не­движимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государст­венной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, косми­ческие объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, призна­ются движимым имуществом.

Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответст­вии с законодательством можно отнести:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

в) недвижимое имущество, в том числе:

Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не за­крепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;

Объекты инженерного и коммунального назначения;

Бесхозное имущество (на период установления собственника);

Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предпри­ятий и учреждений;

г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;

д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собствен­ности, полученные за счет средств федерального бюджета;



 

Возможно, будет полезно почитать: