Порядок составления описания границ. Порядок и особенности описания местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ указанных территорий и зон Терри

Границы единиц кадастрового деления должны проходить по основным ориентирам местности:

На суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

На море – по внешней границе территориального моря;

На судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки;

На несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки;

На озерах или иных водоемах – на равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема;

На водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией границы проходившей на местности до ее затопления;

На мостах, плотинах и других сооружений проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения границы на воде.

В случае изменения очертания берегов или уровня воды, а также при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону, граница, проходящая по реке, озеру или иному водоему, не перемещается.

Описание прохождения границ допускается в удобной форме и виде, позволяющем понимать, что граница проходит по этому объекту без уточнения точного местоположения, например, по реке, по железной дороге, по краю леса, по оси автомобильной дороги.

Для составления описания используется дополнительная информация: списки поселений, списки автомобильных и железных дорог, списки рек, списки улиц, материалы по установлению границ населенных пунктов и муниципальных образований.

В зависимости от произведенного кадастрового деления территории, составляются реестры, списки, своды, каталоги координат границ единиц кадастрового деления, в которых отражаются кадастровые номера и наименования кадастровых округов, районов, кварталов, дается текстовое описание прохождений отрезков границ. При наличии координат поворотных точек границ составляются каталоги координат и оформляются приложением к реестрам.

Законченное деление территории кадастрового района на кадастровые кварталы является основой постановки расположенных в их границах земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением последних в установленном порядке кадастровых номеров.

В соответствии с нормативными документами по всем 73 кадастровым районам составлены схемы кадастрового деления. На схемах кадастрового деления кадастровых районах показаны границы и номера кадастровых кварталов (блоков, массивов).

В качестве кадастровых блоков рекомендовано выделять территории городских районов, других крупных планировочных единиц, территории внутрирайонных муниципальных образований (сельсоветов). Блоки покрывают всю территорию района (города) без разрывов.

Массивами могут быть территории сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий или их части (в зависимости от количества вкрапленных в них других землевладений и землепользований), крупные и средние населенные пункты, территории садоводческих товариществ и т.п.

Кварталы могут включать в себя небольшие населенные пункты, кварталы городской и поселковой застройки, территории сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий (или их части). Кадастровый квартал можно считать оптимальным по размерам, если существующие в границах кадастрового квартала земельные участки однородны по размерам и конфигурации (т.е. площади и количество точек поворота границ отдельных земельных участков отличаются меньше чем в 10 раз), а общее количество узловых и поворотных точек границ земельных участков находится в пределах до 200 единиц.

Для обеспечения государственного кадастрового учета земельных участков, состоящих из нескольких обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенное в более чем в одном кадастровом квартале создаются:

В каждом кадастровом районе один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового района;

Для землепользования, границы которого проходят через несколько кадастровых районов – один условный кадастровый квартал в округе с границами, проходящими по границе кадастрового округа, наименованием «Алтайский краевой» и кадастровым номером 22:00. После утверждения схемы расположения кадастровых кварталов на территории каждого кадастрового района, составлялось описание границ кадастровых кварталов.

По окончанию работ по составлению и утверждению схемы кадастрового деления кадастрового района формируется «Дело кадастрового деления», включающее следующие документы:

Титульный лист;

Опись документов в деле;

Утвержденная схема кадастрового деления;

Реестр кадастровых блоков;

Реестр кадастровых массивов;

Реестр кадастровых кварталов;

Описание прохождения границ кадастрового района;

Описание прохождения границ кадастровых кварталов;

Каталог координат точек границ кадастровых кварталов.

Кадастровый номер – это индивидуальный номер, присваиваемый земельному участку, предоставленному в собственность, владение, пользование отдельному физическому или юридическому лицу. Этот номер сохраняется за участком до тех пор, пока он существует как целый объект. Основным требованием, предъявляемым к формированию кадастрового номера, является то, что кадастровый номер земельного участка должен быть уникальным для всей территории РФ.

Уникальность кадастрового номера означает, что в пределах России не может быть двух земельных участков с одинаковыми кадастровыми номерами, как и не должно быть и двух кадастровых номеров одного и того же участка.

В основу принципа кадастрового номера земельного участка положена структура кадастрового деления территории.

Иерархическая структура кадастрового номера состоит из четырех уровней и представляется в общем виде как:

А: Б: В: Г (4)

Где А – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового округа (субъекта Российской Федерации); Б – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового района (города или сельского административного района, входящего в состав субъекта Российской Федерации); В – составной номер кадастрового квартала, подразделяемый на В 1 , В 2 , В 3 , где В 1 – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового блока; В 2 – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового массива; В 3 – двухразрядное десятичное число, задающее порядковый номер кадастрового квартала; Г –число, задающее номер земельного участка.

Если при кадастровом делении территории не выделены кадастровые блоки или массивы, то в кадастровом номере земельного участка их «место» обозначается цифрами ноль (00).

Правила присвоения кадастровых номеров

Земельным участкам

Правила и порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам, установленные правительством РФ, являются едиными и обязательными для всех органов кадастрового учета на территории Российской Федерации.

Присвоение кадастрового номера земельному участку осуществляется в процессе государственного кадастрового учета после проверки представленных документов о его межевании, материалов о ранее учтенных земельных участков, анализа дежурной кадастровой карты квартала.

Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела государственного реестра земель кадастрового района, в котором содержатся сведения об этом земельном участке.

При присвоении кадастрового номера учитывается тип земельного участка.

Типы земельных участков

Можно выделить несколько типов земельных участков.

Простой земельный участок – это земельный участок, который представлен одним площадным объектом, имеющим замкнутые границы.

Несколько обособленно расположенных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Земельные участки, представляющие собой единое землепользование . В единые землепользования могут быть объединены земельные участки, находящиеся у одного правообладателя в едином виде права и предоставленные для единого разрешенного использования . Как правило, такие участки предоставляются по одному правоустанавливающему документу. В единые землепользования могут быть объединены земельные участки, которые предоставлялись для одного объекта недвижимости, или для единого недвижимого комплекса (например земельные участки, занятые производственно-технологическими комплексами электростанций и электросетевыми комплексами).

Земельные участки, входящие в состав единого землепользования, могут быть условными и обособленными.

Условные земельные участки отдельны друг от друга условной линией кадастрового деления. По таким земельным участкам проходят, как правило, линейные объекты, которые используются в качестве базисных линий при проведении кадастрового деления. Такие участки расположены в разных кадастровых кварталах, и граница кадастрового квартала является смежной границей между такими земельными участками.

Обособленные земельные участки – это земельные участки, которые не имеют смежных границ. Это отдельные площадные объекты, объединенные в единое землепользование. Такие земельные участки могут быть расположены как в пределах границ одного кадастрового квартала, так и в разных кадастровых кварталах.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2016, N 0001201610070029);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2018, N 0001201806280022).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2582; 2005, N 30, ст.3098; 2006, N 50, ст.5279; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3616) и пунктом 5.2.28.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 6, ст.888; N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, ст.2424),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Министр
Э.Набиуллина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 июля 2011 года,
регистрационный N 21318

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее - объекты землеустройства).
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

2. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - установленная система координат).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 .

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 ; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- одного замкнутого контура (полигона);

- нескольких замкнутых контуров (полигонов);

- отрезков прямых или ломаных линий.
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

- по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

- в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.1. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - ..

6.2. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ..

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" .
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4038.


При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" раздела "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ;

абзац утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

9. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная записка;

- документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

- карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
(Пункт дополнительно включен с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Заместителю министра экономического развития Российской Федерации

Заместителю министра регионального развития Российской Федерации

О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в ГКН

В настоящее время разработка, учет и действие территориальных зон регулируется сферами градостроительства, кадастра и землеустройства.

В соответствии с Градостроительным кодексом границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая утверждается в рамках Правил землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектом землеустройства и для них должна быть составлена Карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости » сведения о территориальных зонах также вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

При этом, с одной стороны, в соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости утвержденным постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон в установленной для ведения ГКН системе координат.

С другой стороны, карты градостроительного зонирования, в составе которых утверждаются территориальные зоны, разрабатываются на территории городских округов в местных городских системах координат. Серьезным препятствием для внесения границ территориальных зон в ГКН является отсутствие открытых ключей (параметров) пересчета из местных городских систем координат в местные системы координат, используемые для ведения ГКН. Оптимальный легитимный способ пересчета границ территориальных зон в систему координат, используемую для ведения ГКН для муниципальных образований не предусмотрен и пересчет возможен лишь при заказе этих работ организации, имеющей соответствующие лицензии, что почти вдвое увеличивает стоимость разработки Правил землепользования и застройки. Такие затраты не под силу абсолютному большинству муниципальных образований.

Второй значимой проблемой является вопрос соотношения позиционной точности положения границ территориальных зон и границ земельных участков . Градостроительным кодексом не установлены требования к точности координатного описания границ территориальных зон (ПЗЗ могут разрабатываться на основе генплана , а это масштаб отдо 5 000) и к их правовой определённости (границы могут проходить по линиям магистралей, улиц, проездов разделяющим транспортные потоки противоположных направлений), что противоречит другой норме кодекса о невозможности отнесения земельного участка к различным территориальным зонам (земельные участки элементов улично-дорожной сети, оформляемые в муниципальную собственность всегда будут относиться к двум территориальным зонам). В такой ситуации точный перевод границ территориальных зон полностью лишён смысла.

Третья проблема. Средняя квадратическая ошибка определения границ земельных участков устанавливается инструментально и составляет 10 см. Средняя квадратическая ошибка определения границ территориальных зон определяется аналитически и может составлять более 60 см (например, в случае если такая граница определяется по плану масштаба 1:2000). Таким образом, можно считать допустимым, если одна из поворотных точек земельного участка на 0,5 метра заходит на территориальную зону. Подобным образом ситуация обстоит и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Наши предложения:

1) Исключить территориальные зоны из состава объектов землеустройства (ФЗ «О землеустройстве»).

2) Росреестру обязать кадастровые палаты безвозмездно производить пересчет координат в упомянутых случаях.

3) Минэкономразвития России и Минрегиону России принять правила установления территориальных зон при разработке схем градостроительного зонирования и допустимые значения расхождения пространственного положения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий с границами земельных участков.

4) Минэкономразвития России и Минрегиону России для обеспечения совместимости данных, поступающих в ГКН из различных источников, установить единую систему требований к описанию всех пространственных объектов, размещение сведений о которых предусмотрено в ГКН. Система требований должна предусматривать получение и хранение первичных данных в государственной геоцентрической системе координат и определять единые точностные требования к координатному описанию объектов.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас изложить свою позицию по обозначенным проблемам и организовать совместную рабочую группу представителей ГИС-Ассоциации, Минэкономразвития России и Минрегиона России для их решения.

С уважением,

президент
ГИС-Ассоциации

руководитель комитета ГИС-Ассоциации

«Территориальное управление и градоустройство»

  • Государственный надзор
    • Государственный земельный надзор
      • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного земельного надзора
      • Административный регламент
      • Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства
      • План проведения проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора
      • Планы и результаты административных обследований
      • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства
      • Статистика
    • Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии (государственный геодезический надзор)
      • Нормативно-правовые основания осуществления государственного геодезического надзора
      • Административный регламент
      • План проведения проверок
      • Сведения об итогах проведения проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области геодезии и картографии
    • Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Статистика и аналитика
      • Нормативные правовые акты
      • Административный регламент
      • План проведения проверок
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Сведения об итогах проведения проверок
    • Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
      • Статистика и аналитика
      • Нормативные правовые акты
      • Административный регламент
      • План проведения проверок в сфере саморегулируемых организаций
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
      • Сведения об итогах проведения Росреестром проверок саморегулируемых организаций оценщиков
      • Типичные юридические ошибки, допускаемые при выполнении государственной функции
    • Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
      • Административный регламент
      • Анкета для проведения Росреестром опроса представителей саморегулируемых организаций
      • Нормативно-правовые акты
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора
      • План проведения проверок
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
      • Сведения об итогах проведения проверок
      • Статистика и аналитика
      • Типичные юридические ошибки, допускаемые при исполнении государственной функции
    • Лицензионный контроль
      • План проведения проверок
      • Сведения об итогах проведения проверок
    • Обзор обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора)
    • Профилактические мероприятия
      • Профилактические мероприятия, проведенные Росреестром в 2017 году
    • Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
      • Нормативно-правовые основания
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадо
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
    • Общественное обсуждение проектов документов по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
    • Нормативные документы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
    • Перечень обязательных требований
    • Типичные нарушения обязательных требований
  • Кадастровая оценка
    • Государственная кадастровая оценка
      • Сведения об исполнении запросов о формировании и предоставлении перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
      • Модуль автономной проверки отчетов об определении кадастровой стоимости
      • Информация о результатах исполнения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, которыми наделено ФГБУ «ФКП Росреестра» приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210
      • XML-схемы, используемые при проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
      • Информация о проведении государственной кадастровой оценки в 2018 году
    • Фонд данных государственной кадастровой оценки
      • Как подать замечания к промежуточным отчетным документам
    • Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
      • Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
      • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра
      • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах
    • Полезная информация
      • Как оспорить результаты определения кадастровой стоимости
      • Определение кадастровой стоимости вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых изменились характеристики, в период между датами проведения последней и очередной государственной кадастровой оценки
      • Порядок проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ
      • Порядок проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ
      • Предоставление бюджетным учреждением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости
      • Рассмотрение бюджетным учреждением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
      • Расчет налога на имущество физических лиц на сайте ФНС России
      • Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости
    • Документы
  • Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Геодезия и картография
    • Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации
    • Наименования географических объектов
      • Государственный каталог географических названий
      • Законодательство Российской Федерации о наименованиях географических объектов
      • Информационные бюллетени изменений наименований географических объектов
      • Работы в области наименований географических объектов
    • Геодезическое обеспечение территории Российской Федерации
      • Геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений
      • Создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса
    • Картографическое обеспечение территории Российской Федерации
    • Работы по топографо-геодезическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки государственной границы Российской Федерации
    • Геодезическое и картографическое образование
    • Нормативно-правовое регулирование
    • Ведомственные картографо-геодезические фонды
    • Федеральный фонд пространственных данных
      • Единицы учета материалов и данных фондов, передаваемых заявителям
      • Работы по созданию и ведению федерального фонда пространственных данных
  • Государственное управление в сфере использования и охраны земель
    • Землеустройство
      • Нормативные правовые акты
      • Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации
    • Государственный мониторинг земель
      • Нормативные правовые акты
      • Состояние земель России
  • Обеспечение кадастровой деятельности
    • Кадастровым инженерам
    • Государственный реестр кадастровых инженеров
      • Внесение сведений в государственный реестр кадастровых инженеров
      • Предоставление сведений из государственного реестра кадастровых инженеров
    • Апелляционные комиссии
    • Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
      • Включение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
    • Комплексные кадастровые работы
      • Извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на территории субъектов Российской Федерации
      • Извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ
    • Наиболее распространенные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, расположенных на территории более одного кадастрового округа
    • Распоряжения "О создании апелляционных комиссий по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при управлениях Росреестра по
    • Изменения законодательства в сфере кадастровой деятельности с 01.07.2016
  • Международная деятельность
    • Деятельность Межгосударственного совета по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли государств-участников СНГ
    • Обзор деятельности Росреестра, проводимой в рамках международного сотрудничества
    • Участие в деятельности международных организаций
    • Участие в международном проекте «Инфраструктура пространственных данных Арктического региона»
    • Семинар рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской Экономической Комиссии ООН «РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ»
    • Межведомственное взаимодействие
  • Взаимодействие с образовательными организациями
    • Подготовка арбитражных управляющих
      • Общая информация
      • Правовые основания
      • Перечень соглашений Росреестра с образовательными организациями по вопросам подготовки арбитражных управляющих
      • Вопросы по ЕППАУ
      • Бланки, образцы заявлений
      • Порядок уплаты (реквизиты) и размер госпошлины для лиц, сдавших теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих комиссиям с участием должностных лиц центрального аппарата Росреестра
      • Примерное соглашение о сотрудничестве Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в решении задач подготовки (переподготовки) арбитражных управляющих
  • Об описании и установлении границ объектов землеустройства

    Управления Федерального агентства

    кадастра объектов недвижимости по

    субъектам Российской Федерации

    ФГУ «Земельная кадастровая палата» по

    субъектам Российской Федерации

    В связи с вступлением в силу «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу 17.05.2008, опубликован в «Российской газете» № 4662) Роснедвижимость сообщает.Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ

    Указанным Федеральным законом отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом под объектом землеустройства понимается - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

    Из вышесказанного вытекает, что в рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ:

    Субъектов Российской Федерации;

    Муниципальных образований;

    Населенных пунктов;

    Территориальных зон;

    Зон с особыми условиями использования территорий.

    Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

    До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих порядков Роснедвижимость рекомендует принимать во внимание следующее.

    1. Описание местоположения границ объектов землеустройства.

    1.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства включает следующие этапы:

    1) подготовительные работы;

    2) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее – карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

    3) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

    4) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

    5) сдачу землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    1.2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

    1.3. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

    1.4. Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе (разгруженная топографическая карта (план), ортофотоплан и т.п.) на которой рекомендуется отображать:

    1) наименование документа (карта (плана) границ соответствующей территории);

    2) границы существующего административного деления;

    3) границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется;

    4) устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек;

    5) используемые условные обозначения и численный масштаб;

    6) реквизиты согласования и утверждения;

    7) сведения об исполнителе работ (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; подпись, печать, дата составления документа).

    Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

    1.5 Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

    Пояснительной записки;

    Списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

    Списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

    По отдельным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами, может дополнительно составляться текстовое описание прохождения границы, которое уточняет ее положение на местности (например, граница от точки 5 до точки 8 проходит по правому берегу реки Серебрянка).

    1.6. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

    Если положение границ определялось по установленным нормативам, (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

    1.7. Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке.

    Координаты поворотных (характерных) точек по остальным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ могут определяться картометрическим или фотограмметрическим методами. Значения среднеквадратических ошибок в определении координат рассчитываются в зависимости от применяемого метода и масштаба картографического материала или материалов дистанционного зондирования.

    Если граница территории, например, населенного пункта, должна проходить по границе земельного участка, но в кадастре отсутствует описание местоположения границы указанного земельного участка, то при описании местоположения границы соответствующей территории рекомендуется одновременно проводить инвентаризацию земель с целью определения декларативного положения такой границы земельного участка. В дальнейшем по мере проведения кадастровых работ указанные границы территории будут уточнены.

    На основании материалов инвентаризации земель рекомендуется на графической части карты (плана) указывать кадастровые номера земельных участков, а в текстовой части приводить перечень земельных участков с указание их кадастровых номеров и местоположения.

    1.8. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства, брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов. Рекомендуется в начале тома размещать оглавление (содержание), а на обложке и титульном листе указывать название объекта землеустройства, по которому выполнено описание местоположения его границ, исполнителя работ и место для размещения реквизитов утверждения. Графическая часть может не брошюроваться, а представляться в виде приложения.

    1.9. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    Согласующие подписи и печати ставятся непосредственно на графической части.

    1.10. Карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

    Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или орган местного самоуправления, рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

    1.11. Территориальный орган Роснедвижимости рассматривает карту (план) границ соответствующей территории в порядке, установленном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным.постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514

    Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

    Пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации или границы муниципального образования или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

    Отсутствие пояснительной записки;

    Отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

    Отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

    Несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

    Границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

    Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

    1.12. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории, утверждает карту (план) границ соответствующей территории в установленном порядке путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

    1.13. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    1.14. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

    Копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

    Картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

    Список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

    Текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

    2. Установление на местности границ объектов землеустройства.

    2.1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.

    По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.

    2.2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляются по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.

    Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.

    Заместитель руководителя В.С. Кислов

    Мирошниченко С.Г.

    В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

    При этом в соответствии со ст. 1 Закона о землеустройстве объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

    Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определен Правительством Российской Федерации.
    Так в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

    При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
    1. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.
    2. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
    3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
    4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
    5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

    В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее – Требования).

    Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения.

    В соответствии с частью 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее – Положение), органом местного самоуправления представляется в орган кадастрового учета выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

    Согласно части 2 Положения представление в орган кадастрового учета документов на бумажных носителях допускалось до установления Минэкономразвития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.

    Формат таких документов установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости». Описание формата документов размещено на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Государственные услуги\Государственный кадастровый учет недвижимого имущества\ Бланки, XML-схемы».

    Таким образом, документы, предназначенные для внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости, должны предоставляться в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.



     

    Возможно, будет полезно почитать: