Промышленная безопасность. Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью Статьи по промышленной безопасности охране труда

В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».
В силу этого Система охрана труда - промышленная безопасность, по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.
Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач:
1). Обеспечение безопасных условий труда.

2). Обеспечение безвредных условий труда.
3). Поддержание работоспособности работников.
4). Предупреждение аварий.
5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.
Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности.
Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом.
Для эффективного управления системой охрана труда и промышленная безопасность, как и организацией в целом, необходимо иметь:
- организационную структуру (органы управления);
- нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);
- ресурсы (людские, материальные, финансовые).

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью


Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность – соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал.

Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности

Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности.
В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления:
- высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности);
- среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.);
- младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры).
Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования.
Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные:
- за охрану труда;
- за пожарную безопасность;
- за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений;
- за производственный контроль;
- за электрохозяйство;
- за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением;
- за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин;
- за газовое хозяйство;
- за безопасную перевозку опасных грузов;
- за взрывные работы и т.д.
Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности.
Права должностных лиц должны быть зафиксированы в:
- положении о структурном подразделении;
- должностной инструкции;
- трудовом договоре.

Структура управления охраной труда и промышленной безопасностью

Специальные функции управления системой охрана труда и промышленная безопасность (определение актуальных проблем, стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др.) – возлагаются на специальные структурные подразделения (специалистов соответствующей квалификации). В крупных организациях создаются следующие службы.

Служба производственного контроля организации

В организациях, подконтрольных Ростехнадзору, службы производственного контроля создаются в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО). (Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263).
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:
- на одного из заместителей руководителя для организации с численностью занятых на ОПО менее 150 человек;
- на специально назначенного работника для организации с численностью занятых на ОПО от 150 до 500 человек;
- на руководителя службы производственного контроля для организации с численностью занятых на ОПО более 500 человек.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
- высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.
Основной задачей производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, для чего в организации проводится:
- анализ состояния промышленной безопасности;
- разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение требований промышленной безопасности, предотвращение инцидентов, аварий, несчастных случаев;
- организация всестороннего контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:
- осуществлять свободный доступ на опасные объекты в любое время суток;
- знакомиться с необходимыми документами;
- участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности;
- участвовать в деятельности комиссий по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
- вносить руководителю организации предложения о поощрении работников.
В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадают с мероприятиями по промышленной безопасности, службы охраны труда и промышленной безопасности могут представлять собой единую структуру, например отдел ОТ и ПБ.

Служба охраны труда организации

Служба охраны труда образуется в организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ст. 217.
У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего специальную подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско – правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной численности работников службы следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 и более – коэффициент 1,4. В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более. В отдельных отраслях расчет численности производится в соответствии с Типовыми положениями о системе управления охраной труда.
В соответствии с Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам на службу охраны труда и промышленной безопасности может быть возложено до 56 обязанностей, в том числе:
- выявление и оценка опасных и вредных факторов;
- анализ, оценка, прогноз состояния безопасности, травматизма, профессиональной заболеваемости;
- координация в разработке текущих и перспективных мероприятий (планов) по охране труда;
- организация проверок, контрольных испытаний оборудования и средств безопасности;
- организация медицинских осмотров, обучения, аттестации работников;
- участие в комиссиях по приемке объектов, по расследованию несчастных случаев, аварий, профзаболеваний;
- разработка, участие в разработке, согласование инструкций по безопасности работ, должностных инструкций, технологической документации;
- пропаганда и информация по охране труда.
Права службы охраны труда:
- контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда;
- выдавать руководителям структурных подразделений обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;
- вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда.
Типовые положения о системе управления охраной труда в отдельных отраслях могут предоставлять больше прав для функционирования службы.

Специальные структурные службы

Служба оперативного (диспетчерского) управления создается в организациях с особо сложными, опасными (вредными) производствами. Данная служба обеспечивает оперативное руководство производственным процессом, координацию деятельности служб, цехов и других структур, организует оперативное устранение инцидентов. Одна из главных функций – обеспечить выполнение специальных мероприятий в случае возникновения аварии (по спасению людей, оповещению спасательных служб и других организаций согласно плану ликвидации аварии).
Аварийно – спасательная служба создается в организациях, имеющих опасные производственные объекты (ОПО). Порядок создания, статус, функции и другие вопросы по таким службам регулируются ФЗ № 135 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. Порядок создания и функционирования этих служб в организациях угольной отрасли регулируется Положением о вспомогательной горноспасательной службе на предприятиях по добыче угля, утв. Минтопэнерго РФ 18.09.97 г.
Кадровая служба принимает участие в разработке локальных нормативных актов (трудовых договоров, правил внутреннего распорядка, инструкций по охране труда, должностных инструкций и др.), в аттестации рабочих мест, в проведении социальных мероприятий (соцстрахование, определение компенсаций, организация медицинских освидетельствований), работает с персоналом.
Функциональные службы. Это службы главного механика, главного технолога, главного энергетика и другие, а также специализированные участки (цехи) по ремонту, наладке и ревизии оборудования, КИП, которые выполняют ряд задач (требований) по специальным направлениям системы ОТ и ПБ.

Коллегиальные органы управления охраной труда
и промышленной безопасностью в организации

К коллегиальным органам управления системой охрана труда и промышленная безопасность относятся:
- комитет (комиссия) по охране труда;
- комиссия по проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности;
- комиссия по аттестации рабочих мест;
- комиссия по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
- комиссия по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний.
Комиссии создаются приказами (распоряжениями) руководителя. Представители сторонних органов и организаций (профсоюзов, инспекций и др.) включаются в состав комиссий по согласованию.

Комитет (комиссия) по охране труда

В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.
Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию. Порядок их деятельности определен «Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, учреждениях и организациях с численностью работников более 10», утв. постановлением Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64.
Комитет (комиссия) по ОТ организует:
- совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
- проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, а также информирование работников о результатах указанных проверок;
- сбор предложений к разделу коллективного договора по охране труда.

Комиссии по проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности

Комиссии организации образуются приказом руководителя организации по согласованию с местными органами Управления Ростехнадзора и Государственной инспекции труда по Кемеровской области.
Комиссия состоит из председателя (руководителя, его заместителя, главного инженера), членов комиссии (главных специалистов, по охране труда - специалистов службы ОТ, по промышленной безопасности - специалистов службы ПК, командира аварийно-спасательной службы), секретаря. Для организаций, эксплуатирующих ОПО, подконтрольные Ростехнадзору РФ, в состав комиссии включаются:
- представитель горно-технического отдела Ростехнадзора;
- представители органов по труду местного самоуправления;
- государственной инспекции труда.
По согласованию принимают участие представители выборного профсоюзного (иного уполномоченного) органа, в т.ч. доверенные лица по охране труда. В крупных организациях могут быть образованы подкомиссии.
К аттестации в данной комиссии допускаются:
- рабочие – после обучения охране труда;
- руководители и специалисты среднего и младшего звена управления (по промышленной безопасности - младшего звена управления).
О проверке знаний работники должны быть извещены не менее чем за 5 (7) дней. Проверка знаний производится индивидуально в письменной, устной или компьютерной форме. Проверку может проводить комиссия в составе не менее 3 человек. Результаты оформляются протоколом. Руководителям и специалистам выдается соответствующее удостоверение, у рабочих производится запись в личную карточку.

Комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов

Эти комиссии создаются приказом руководителя организации по мере необходимости. Представители профсоюзных и надзорных органов включаются в комиссию по согласованию. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются соответствующими нормативными и методическими документами:
- при приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов на основании СНиП 3.01.04-87;
- при приемке в эксплуатацию зданий и сооружений после текущих и капитальных ремонтов на основании Положения о проведении планово - предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений и Положения «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений».

Комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда

Создается приказом руководителя организации. Задачи и порядок деятельности комиссий определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и Методическими указаниями «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда». Возглавляет комиссию главный инженер. В состав комиссии включаются специалисты службы охраны труда, отдела труда и заработной платы, главные специалисты, руководители подразделений, медработники, представители профсоюзных организаций. Комиссия разрабатывает план мероприятий по проведению аттестации. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда комиссией разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор.

Комиссии по расследованиям несчастных случаев, аварий, инцидентов и профзаболеваний

Комиссии по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний создаются в установленных случаях или приказом руководителя организации, или территориальным органом Ростехнадзора РФ. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются:
- по расследованию несчастных случаев на производстве в соответствие со ст. ст. 227-230 ТК РФ, Постановлением Минтруда РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73;
- по расследованию профзаболеваний Положением о расследовании и учете профзаболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967);
- по расследованию аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением ГГТН РФ от 08.06.1999 № 40).

Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность должны своевременно и грамотно выполнять свои функции, оперативно реагировать на устранение возникающих несоответствий, тесно взаимодействовать для обеспечения охраны труда и промышленной безопасности в соответствие с действующими нормативными документами.

Охрана труда - подготовка к аттестации в Ростехнадзоре руководителей организаций промышленности, специалистов служб охраны труда, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в организациях промышленности.

Онлайн тестирование для самоподготовки руководителей и специалистов по системе Олимпокс к аттестации. Обучающие курсы для ознакомления на сайте Профитесты Олимпокс , позволяют проводить дистанционную самоподготовку руководителей и специалистов по охране труда. Для тестирования необходимо выбрать требуемый курс и начать подготовку.

Каталог курсов Олимпокс по охране труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями.

В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно - на первое лицо предприятия.

В состав системы охраны труда входят следующие элементы (Охрана труда не включает в себя промышленную безопасность):

  • Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
  • Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
  • Электробезопасность - состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
  • Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.
    корректировка: Пожарная безопасность не относится к компетенции Минтруда. Это сфера МЧС. МЧС нормирует, контролирует и проверяет.
  • Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
  • Управление безопасностью труда - организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
  • Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

постановляет:

Утвердить представленный Управлением экономики и международной деятельности Госстроя России Свод правил СП 12-136-2002 "Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ", разработанный Федеральным государственным учреждением "Центр охраны труда в строительстве" Госстроя России и Аналитическим информационным центром "Стройтрудобезопасность", и применять его в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве.

Председатель
А.Шамузафаров


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 декабря 2002 года,
регистрационный N 4026

Свод правил СП 12-136-2002 "Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ"

Своды правил по проектированию и строительству

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

РЕШЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРОЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


Дата введения 01.01.2003

1. Область применения

Настоящий свод правил определяет порядок разработки, состав и содержание решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности, а также устанавливает порядок разработки и содержание решений по охране труда и промышленной безопасности в проектно-технологической документации по организации строительства и производству работ (проектах организации строительства и проектах производства работ).

2. Нормативные ссылки

3. Общие положения

3.1. Проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР) разрабатываются с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности.

Выполнение работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, а также строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов осуществляется на основе решений по охране труда и промышленной безопасности, разрабатываемых в составе организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.).

3.2. Руководящими и справочными материалами для учета требований, а также разработки решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР являются:

требования нормативных правовых и нормативно-технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной безопасности;

типовые решения по безопасности труда, справочные пособия и каталоги технологической оснастки и средств защиты работающих;

инструкции заводов - изготовителей машин, оборудования, оснастки, применяемых в процессе работ;

ранее разработанная документация по организации строительства и производству работ.

3.3. Для обеспечения безопасных условий работ при строительстве объекта до начала выполнения основных работ в ПОС и ППР предусматривается выполнение подготовительных работ.

В частности, до начала строительства объекта должны быть выполнены следующие общеплощадочные подготовительные работы:

ограждение территории стройплощадки;

размещения санитарно-бытовых зданий, производственных и административных зданий и сооружений за пределами опасных зон;

устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;

освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод и перекладка коммуникаций;

устройство крановых путей, монтаж крана, устройство площадки для складирования строительных материалов и конструкций.

Выполнение основных работ на объекте разрешается при условии необходимой подготовки строительной площадки.

3.4. Безопасность решений при строительстве объекта в ПОС и ППР обеспечивается за счет выполнения следующих условий:

сокращения объемов работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов за счет применения новых проектных решений, обеспечивающих возможность применения более безопасных методов выполнения работ;

определения безопасной последовательности выполнения работ, а также необходимых условий для обеспечения безопасности при совмещении работ в пространстве и во времени;

выбора и размещения строительных машин и средств механизации с учетом обеспечения безопасных условий работы;

оснащения рабочих мест необходимой технологической оснасткой и средствами малой механизации;

выбора безопасных методов и приемов выполнения работ;

разработки решений по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов при строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов.

4. Порядок разработки и содержание решений, разрабатываемых в ПОС и ППР с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности

4.1. Порядок разработки и содержание решений в ПОС и ППР определяется строительными нормами и правилами.

4.2. ПОС разрабатывается генеральной проектной организацией с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

ПОС разрабатывается в составе проектной документации на полный объем строительства для увязки решений по организации строительства с принятыми в рабочем проекте объемно-планировочными и конструктивными решениями проектируемых зданий и сооружений.

4.3. На стадии разработки ПОС проводятся все необходимые согласования, связанные со строительством объекта.

Принятые в ПОС решения по учету требований охраны труда и промышленной безопасности служат основой для определения сметной стоимости строительства и утверждаются заказчиком.

4.4. Исходными данными для учета требований охраны труда и промышленной безопасности в ПОС являются:

объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений с разбивкой здания или сооружения на отдельные блоки (секции);

условия возведения объекта, требующие совмещения производства работ в пространстве и во времени, что вызывает необходимость применения особых мер по защите окружающей среды или строителей;

данные по обеспечению строительства энергетическими ресурсами, водой и т.д.;

сведения об условиях обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями;

особые условия строительства, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;

имеющийся опыт возведения подобных объектов.

4.5. Учет требований охраны труда и промышленной безопасности осуществляется при подготовке следующих видов документации в составе ПОС:

а) календарном плане, в котором определяются сроки и очередность проведения подготовительных мероприятий и строительства объекта с выделением работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов или связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;

б) строительном генеральном плане (стройгенплане) с размещением строящихся зданий и сооружений, существующих и подлежащих сносу строений, существующих и перекладываемых коммуникаций, размещением временных зданий и сооружений, временных и постоянных дорог, мест для подключения временных коммуникаций, размещения опасных производственных объектов, расположенные вблизи стройплощадки объекты, требующие применения защитных мероприятий;

в) технологических схемах, определяющих последовательность и совмещение работ при возведении зданий и сооружений с учетом обеспечения безопасности производства работ;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия потенциально опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для принятых решений.

4.6. Для строительства особо сложных зданий и сооружений в составе ПОС разрабатываются с учетом требований безопасности труда рабочие чертежи на специальное оборудование, приспособления и оснастку, в том числе:

специальная опалубка (несъемная, скользящая);

крепления стенок котлованов и траншей;

оснастка для строительства подземных сооружений способом "стена в грунте", прокладка подземных трубопроводов;

защитные устройства при строительстве, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов вблизи существующих зданий.

4.7. При реконструкции действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений дополнительно к требованиям, изложенным в п.п.4.4, 4.5, необходимо:

определение состава работ, выполняемых в период, не связанный с остановкой действующего производства, и работ, связанных с частичной или полной его остановкой;

определение очередности и порядка совмещенного выполнения строительных работ с эксплуатацией опасных производственных объектов, с указанием участков работ, где работы ведутся с выполнением особых мероприятий по защите строителей и работников действующего производства.

4.8. ППР на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ ППР разрабатывают организации, выполняющие эти работы.

По заказу строительных организаций ППР могут разрабатываться специализированными организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

4.9. В зависимости от сроков строительства и объемов работ по решению строительной организации ППР разрабатывается на строительство объекта в целом или отдельных его частей.

На строительство особо сложных объектов (или их частей) ППР может разрабатываться в составе проектной документации, при включении его заказчиком в перечень проектных работ.

4.10. ППР утверждается руководителем организации, выполняющей работы, и передается на строительную площадку за 2 месяца до начала выполнения предусмотренных там работ.

ППР на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего предприятия, здания и сооружения согласовывается с организацией заказчиком.

4.11. Исходными данными для разработки решений в ППР являются:

проект организации строительства;

необходимая рабочая документация;

материалы и результаты технического обследования подлежащих реконструкции эксплуатируемых зданий и сооружений, а также требования к выполнению строительных работ в условиях действующего производства;

существующая в организации база механизации;

особые условия строительства, связанные с возникновением зон постоянно действующих и потенциально действующих опасных производственных факторов.

4.12. Учет требований безопасности труда осуществляется при подготовке в ППР следующих видов документации:

а) календарном плане производства работ, в котором устанавливается последовательность выполнения работ, с выделением работ, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией опасных производственных объектов, а также указанием производства совмещенных работ;

б) стройгенпланах, разрабатываемых на подготовительный и основной периоды строительства с расположением: ограждения стройплощадки и участков работ; строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений; месторасположения подземных коммуникаций; опасных зон вблизи строящихся зданий, мест строительства, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов, мест работы экскаваторов и другой строительной техники; мест установки грузоподъемных кранов и других строительных машин, а также зоны ограничения их работы; мест размещения санитарно-бытовых и производственных зданий и сооружений; мест складирования строительных материалов и конструкций; автомобильных дорог и проходов работников; мест установки пожарных гидрантов, щитов с противопожарным инвентарем, мест курения;

в) технологических картах (схемах) (с использованием соответствующей типовой документации) на выполнение отдельных видов работ, результатом которых являются законченные конструктивные элементы, а также части здания, сооружения, содержащих план и разрез той части здания, где будут выполняться работы, а также схемы организации стройплощадки и рабочих мест с указанием: требований по подготовке места работы и выполнению предшествующих работ, обеспечивающих необходимый фронт и безопасные условия выполнения работ; методов и последовательности производства работ с разбивкой здания на захватки (ярусы), определением необходимых средств механизации и технологической оснастки, определением способов подачи и мест хранения материалов, конструкций и изделий;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для выполнения работ.

5. Порядок разработки и содержание решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР

5.1. К разработке проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР необходимо привлекать специалистов, имеющих опыт производственной работы и прошедших обучение и проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Указанные лица несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям охраны труда.

5.2. Состав и содержание основных проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР определяется:

, зарегистрированный Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862;

, принятый и введенный в действие , зарегистрированный Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880;

, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98 (в государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР);

другими нормативными правовыми актами, указанными в приложении А.

5.3. Решения по охране труда и промышленной безопасности могут приводиться в составе документации, указанной в 5-м разделе, или в виде отдельных конкретных решений. В качестве обоснования для разработки указанных решений рекомендуется приводить соответствующие нормы и правила охраны труда и промышленной безопасности.

5.4. При разработке решений по охране труда необходимо выявить зоны действия опасных производственных факторов, связанных с технологией и условиями производства работ. При этом опасные зоны, связанные с применением грузоподъемных кранов, должны определяться в ПОС, а остальные в ППР.

Производственные и санитарно-бытовые помещения необходимо размещать на стройгенплане за пределами опасных зон.

5.5. При размещении на строительной площадке башенных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются согласно СНиП 12-03 , попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места временного или постоянного нахождения работников и других лиц на территории строительной площадки или жилые, общественные здания, транспортные магистрали за ее пределами, необходимо предусматривать решения по безопасности труда, исключающие возможность возникновения там опасных зон, включая:

оснащение башенных кранов средствами для искусственного ограничения зоны их работы;

применение вблизи строящегося здания защитных экранов.

5.6. При организации рабочих мест в зонах возможного действия опасных или вредных производственных факторов необходимо предусматривать решения по охране труда, в том числе:

размещении их вблизи перепада по высоте 1,3 м и более, вблизи строящегося здания, в местах перемещения краном груза, расположении по одной вертикали, в котлованах и траншеях, где возможно выделение вредного газа, вблизи электроустановок;

выполнении работ с применением грузоподъемных кранов и транспортных средств в зоне ЛЭП, вблизи котлованов и траншей.

5.7. При строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов в ПОС и ППР предусматриваются решения по промышленной безопасности, в том числе при:

производстве работ грузоподъемными кранами и подъемниками;

производстве буровзрывных работ;

строительстве подземных сооружений.

5.8. При расположении рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более технологические карты должны содержать решения по предупреждению падения человека с высоты, которые связаны с определением конструкции и места установки необходимых средств коллективной защиты - защитных (страховочных или сигнальных) ограждений, а также средств подмащивания и лестниц для подъема на рабочие места.

В связи с тем, что применяемые ограждения являются временными и перемещаются вместе с рабочими местами, они делаются, как правило, инвентарными. При их отсутствии ограждения должны изготавливаться по месту из лесоматериала или металла.

В целях сокращения размеров ограждаемых участков необходимо предусматривать первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов, лестничных маршей и площадок), а также установку лестничных маршей.

В отдельных случаях, предусмотренных СНиП 12-03 , работы могут выполняться с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего требованиям государственных стандартов и имеющего сертификат аттестации. В этом случае в технологической карте должны быть указаны места и способы крепления предохранительного пояса.

При выборе способа крепления предохранительного пояса следует учитывать зону работы. В случае, если зона работы ограничена и не требует частого перемещения, предохранительный пояс может крепиться к элементам конструкций. В случае, если зона работы значительна и требует свободного перемещения работника, предохранительный пояс следует применять в комплекте со страховочным устройством.

5.9. Основными критериями, определяющими выбор необходимого типа средства подмащивания, классификация и общие технические требования которых определены государственными стандартами, являются месторасположение зоны работ, трудоемкость работ, а также максимальная нагрузка от работников, материалов, инструмента.

В зависимости от размеров зоны работы может возникнуть необходимость перемещения работающих по горизонтали, вертикали или по горизонтали и вертикали. В первом случае следует применять переставные (с массой до 15 кг) или передвижные подмости. Во втором случае подъемные подмости - люльки. При необходимости перемещения зоны работы по вертикали и горизонтали в случае значительной трудоемкости работ необходимо применять стоечные леса, а при незначительной трудоемкости - подъемники.

При необходимости расположения на подмостях материалов и оборудования необходимо указать максимально допустимую нагрузку и характер ее распределения.

5.10. Для защиты людей от падающих предметов небольшой массы применяются защитные настилы или козырьки.

В соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил защитные козырьки должны устраиваться при возведении кирпичных зданий, а защитные настилы - при выполнении работ по одной вертикали.

5.11. В целях предупреждения падения перемещаемых краном строительных конструкций и материалов, а также их падения в процессе монтажа или при складировании в технологических картах следует указать:

средства контейнеризации или тара для применения штучных и сыпучих материалов, а также бетона или раствора, предупреждающие падение груза при его перемещении и обеспечивающие удобства подачи к месту работ;

способы строповки и грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), обеспечивающие подачу элементов конструкций при монтаже и складировании в положении, близком к проектному;

порядок и способы складирования конструкций и оборудования;

способы временного и окончательного закрепления конструкций при монтаже.

5.12. При разработке грунта и производстве работ в котлованах и траншеях необходимо предусматривать меры по предотвращению обрушения грунта. Для этого, исходя из требований строительных норм и правил, необходимо в ППР с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ и нагрузки от строительных машин и складируемых материалов определить крутизну откосов выемки или указать проект крепления стенок траншеи.

В ППР необходимо определить места установки ограждений выемок, переходных мостиков и лестничных маршей для прохода людей через выемку и спуска в котлован, а также предусматривать меры безопасности при разработке грунта в местах пересечения траншей подземными коммуникациями.

5.13. При выполнении отделочных или антикоррозионных работ в закрытых помещениях с применением материалов с вредными или пожароопасными свойствами в соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил необходимо в ППР предусматривать применение естественной или искусственной вентиляции, а также применение работниками средств индивидуальной защиты.

В местах применения окрасочных составов, образующих взрывоопасные пары, следует предусматривать решения, соответствующие ППБ-01 .

5.14. В целях обеспечения электробезопасности в соответствии с требованиями СНиП 12-03 в ППР необходимо предусматривать:

указания по устройству временных электроустановок, выбору трасс и определению напряжения временных силовых и осветительных электросетей, месторасположению вводно-распределительных систем и приборов;

указания по заземлению металлических частей крановых путей и металлоконструкций грузоподъемных кранов, другого оборудования с электроприводом, металлических строительных лесов, металлических ограждений токоведущих частей;

дополнительные меры безопасности при производстве работ в действующих установках.

5.15. При выполнении работ с применением мобильных строительных машин и транспортных средств исходя из требований СНиП 12-03 необходимо предусматривать:

определение на стройгенплане путей перемещения и мест установки мобильных машин на территории стройплощадки и местонахождения создаваемых ими опасных зон;

места установки машин и транспортных средств вблизи выемок и траншей, которые должны определяться с учетом обеспечения устойчивости откосов и крепления выемок;

определение специальных мер безопасности при выполнении работ с применением машин и транспортных средств в охранной зоне линии электропередачи.

5.16. При производстве работ грузоподъемными кранами или подъемниками исходя из требований ПБ 10-382 и других правил безопасности в ППР должны быть заложены решения по выполнению следующих требований охраны труда и промышленной безопасности:

устанавливаемые краны или подъемники должны соответствовать условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;

при установке кранов или подъемников необходимо соблюдать безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасные расстояния приближения к строениям и местам складирования строительных конструкций, деталей и материалов;

обеспечение безопасной совместной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях;

указаны подъездные пути и места складирования грузов, порядок и габариты их складирования;

мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран или подъемник;

соответствующий требованиям государственных стандартов проект кранового пути при перемещении крана по крановым путям.

5.17. При выполнении горных работ и строительстве подземных сооружений исходя из требований правил безопасности в ППР должны быть следующие решения по выполнению требований промышленной безопасности:

определены способы разработки породы, а также временного и постоянного крепления подземных выработок, с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ;

выбраны средства механизации для разработки, погрузки и транспортирования породы, средства для доставки материалов и конструкций, средства механизации для сооружения постоянной крепи;

определены схемы и составлены проекты вентиляции подземных выработок;

определены схемы и составлены проекты откачки воды;

разработаны мероприятия по предупреждению аварий;

разработаны мероприятия по обеспечению целостности и сохранности подземных и надземных коммуникаций и сооружений.

Приложение А. Перечень нормативных правовых актов, на которые имеются ссылки в настоящем Своде правил

Приложение А

1. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80 . Зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862.

2. СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" . Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123 . Зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880.

3. ПБ 10-382-00 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" . Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98. Не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

4. ПБ 13-407-01 "Единые правила безопасности при взрывных работах" . Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3 . Зарегистрированы Минюстом России 07.06.2001, регистрационный N 2743.

5. ПБ 03-428-02 "Правила безопасности при строительстве подземных сооружений" . Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 01.11.2001 N 49. В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 24.12.2001 N 12467-ЮД.

6. ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации . Утверждены МВД России 14 декабря 1993 года с изм. и доп. Зарегистрированы Минюстом России 27.12.93, регистрациооный N 445.


Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 4, 27.01.2003

В журнале «Охрана труда в вопросах и ответах» № 9/2013 (с. 19) был опубликован ответ эксперта на вопрос о распределении обязанностей в области промышленной безопасности между сотрудниками отдела охраны труда и промышленной безопасности (в т. ч. и о названии самого отдела) на предприятии после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н. На этот ответ пришло много комментариев и замечаний, которые показывают, что данная ситуация требует более подробного освещения.

Выдержки из коллективного письма от наших читателей – специалистов по охране труда из г. Пензы мы опубликовали в предыдущей "Теме дня" . Здесь же мы предлагаем вашему вниманию мнение эксперта журнала "Охрана труда в вопросах и ответах", кандидата технических наук, зав. кафедры охраны труда и безопасности технологических процессов ВГАУ им. Петра I М.А. Елагиной.

Читайте также:

  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов ФЗ №116

Сегодня на практике в штатных расписаниях многих российских предприятий существуют не указанные в квалификационном справочнике должности, например, «менеджер по охране труда», «руководитель отдела по охране труда, промышленной безопасности и экологии», «инженер по промышленной безопасности», «инженер по охране труда и пожарной безопасности» и т. п. При этом на работников возлагаются самые разнообразные должностные обязанности. Это не вызывает вопросов и замечаний ни у надзорных органов, ни у пенсионного фонда.

Исключение составляют случаи, когда название должности работника, выполняющего определенные функции, закреплено федеральными законами или подзаконными нормативными актами. Сложившаяся ситуация с наименованием должностей (и должностными обязанностями) работников с области охраны труда в целом и в области промышленной безопасности, в частности, является вопросом трудовых отношений.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ): «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ».

Исходя из этого, рассмотрим, что говорится об охране труда и о промышленной безопасности в ТК РФ. Понятия «промышленная безопасность опасных производственных объектов» и «промышленная безопасность» в ТК РФ не рассматривается. Однако в кодексе есть специальный раздел – раздел X «Охрана труда», в ст. 209 которого приводятся основные понятия.

Таким образом, факт, что охрана труда – система всех мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является утверждением ТК РФ. Реализацию этих мероприятий в той или иной мере осуществляют все подразделения организации. На этом принципе основана система управления охраной труда в организации.

Если мы обратимся к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), то не увидим никаких противоречий с ТК РФ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также – организации, эксплуатирующие ОПО) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Там же, в ст. 1 Закона № 116-ФЗ, дается определение промышленной безопасности.

Таким образом,

  • во-первых, правильное понятие «промышленная безопасность ОПО», иные наименования – просто сокращения;
  • во-вторых, промышленная безопасность обеспечивает защищенность личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.

То есть определены четкие границы ответственности в определенной зоне ответственности – аварии и их последствия.

Важно: «охрана труда» в совокупности системы всех мероприятий направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а «промышленная безопасность ОПО» – на защиту жизненно важных интересов личности и общества (т. е. всех граждан в отдельности, включая работников и общества в целом) от аварий на ОПО и их последствий.

Обратимся к ТК РФ: устанавливает ли он требования по обеспечению защищенности работника от аварий и их последствий, что и кого ТК РФ обязывает делать по этому поводу и в каком его разделе приводятся эти требования?

В разделе X «Охрана труда» (ст. 212) говорится следующее. Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций и пр.

Все вопросы обеспечения промышленной безопасности производственных объектов входят в состав обязанностей работодателя в области охраны труда.

Более того, согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно ст. 215 ТК РФ машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Закон № 116-ФЗ устанавливает государственные нормативные требования охраны труда к работодателям в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда”» привел требования ЕКС в соответствие с требованиями ТК РФ, и взамен исключенных должностей «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» ввел должности «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда».

Квалификационная характеристика каждой должности в ЕКС имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Должностные обязанности специалиста по охране труда предусматривают в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО следующее:

  • участие в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;
  • участие в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации;
  • осуществление контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации и пр.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к специалисту по охране труда в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые он должен применять при выполнении должностных обязанностей.

Это в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО:

  • национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда;
  • требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
  • методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками;
  • производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства;
  • виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах;
  • правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ и пр.

В связи с тем что объем необходимых знаний специалиста по охране труда очень значителен и должностные обязанности многоплановы, предъявляются серьезные требования к уровню его профессиональной подготовки, которые изложены в разделе «Требования к квалификации» ЕКС.

Необходимо отметить, что требуемое для специалиста по охране труда высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность»* предусматривает изучение таких дисциплин, как «Трудовое право», «Промышленная безопасность» , «Пожарная безопасность», «Промышленная экология», «Производственная санитария и гигиена труда», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление безопасностью труда», «Экономика безопасности труда» и целый ряд других (в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов).

Все это еще раз подтверждает, что понятие «охрана труда» – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Вывод I: обеспечение «промышленной безопасности ОПО» является составной и неотъемлемой частью обеспечения «охраны труда» работников как неотъемлемой части общества.

Теперь следует разобраться, работники каких должностей и структур должны заниматься в организации решениями вопросов охраны труда (в т. ч. промышленной безопасности ОПО)? Статья 217 ТК РФ обязывает работодателя создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда в зависимости от численности организации и специфики деятельности. В действующей нормативной документации нет информации о создании службы, отвечающей за обеспечение промышленной безопасности производственных объектов.

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

Вывод II: обеспечивать соблюдение требований охраны труда (в т. ч. промышленной безопасности ОПО), а также осуществлять контроль за их выполнением должны службы охраны труда или специалисты по охране труда.

Вывод III: специалист по охране труда должен профессионально владеть всеми вопросами обеспечения безопасности работников в процессе трудовой деятельности

Распределять обязанности в области охраны труда (по вопросам промышленной безопасности, пожарной безопасности и пр.) между специалистами по ОТ следует исходя из специфики деятельности организации, а также с учетом квалификации и стажа работы специалистов.

То есть на разных специалистов по охране труда можно возложить разные должностные обязанности.

Пример

Руководитель организации или руководитель службы охраны труда может возложить на одного из специалистов по охране труда обязанности по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности ОПО и осуществление контроля за их выполнением (в части, касающейся соблюдения государственных нормативных требований охраны труда).

В соответствии с требованиями Закона № 116-ФЗ и согласно п. 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 (далее – Правила), в организациях, эксплуатирующих ОПО, должна функционировать служба производственного контроля (или должен быть назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля). Согласно п. 9. Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на ОПО отрасли;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

То есть налицо разные квалификационные требования к специалисту по охране труда , занимающемуся вопросами обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности ОПО и осуществлением контроля за их выполнением (в рамках требований ТК РФ), и к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля .

В первом случае работа имеет организационно-практическую направленность, во втором – инженерно-техническую.

Пример

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО, участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования (п. 11 Правил).

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, решением руководителя организации рекомендуется возлагать:

  • на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, если численность занятых на ОПО работников составляет менее 150 человек;
  • на специально назначенного работника, если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;
  • на руководителя службы производственного контроля, если численность занятых на ОПО работников составляет более 500 человек (п. 8 Правил).

Вывод IV: в организациях, эксплуатирующих ОПО, в зависимости от численности занятых работников в соответствии с требованиями ТК РФ, Закона № 116-ФЗ и Правил должны быть служба охраны труда и служба производственного контроля или специалист по охране труда и должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля.

Эти две службы, поименованные в соответствии с требованиями ТК РФ и Правил, по решению руководителя могут существовать раздельно или могут быть объединены в один отдел , департамент и пр., названный по усмотрению руководителя. В любом случае эти две службы должны функционировать в тесной взаимосвязи, поскольку производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью (п. 4 Правил) и составной частью системы управления охраной труда.

Насколько эффективной будет эта работа, зависит от грамотного распределения должностных обязанностей работников на основе требований ТК РФ, ЕКС и Правил.

СТЛТ_ТС-Доп-Ф01


Приложение № .

к договору № от Место для ввода даты.г.

Требования

в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии


Общество с ограниченной ответственностью «СИБУР Тольятти» / Акционерное общество «Тольяттисинтез» (ОГРН __________)

,



«…» / укажите статус

,

далее по тексту настоящих Требований именуемое «Общество», и

… «…» / укажите полное наименование и ОГРН (ОГРНИП)

,

выступающее в рамках Договора как

«…» / укажите статус

,

далее по тексту настоящих Требований именуемое «Контрагент», установили следующее:

Введение

Общество уделяет повышенное внимание вопросам охраны труда, промышленной безопасности и экологии (далее – ОТ, ПБ и Э) и требует от своих контрагентов по любым видам гражданско-правовых договоров (поставщиков, покупателей, подрядчиков, заказчиков, исполнителей, арендаторов и т.д.) и привлекаемых ими третьих лиц (субподрядчиков, субарендаторов, субисполнителей и т.д.) следовать данной политике и обеспечивать самые высокие стандарты в области ОТ, ПБ и Э.

Указанные в настоящем Приложении требования распространяются на всех контрагентов Общества, их сотрудников и иных привлеченных контрагентами юридических и физических лиц и их сотрудников в целях исполнения договоров, заключенных между контрагентами и Обществом.

Контрагент обязан осуществлять деятельность, связанную с исполнением заключенных договоров с Обществом, с соблюдением требований действующего на территории Российской Федерации законодательства в области ОТ, ПБ и Э, а также требований политик и внутренних нормативных актов Общества в области ОТ, ПБ и Э (правил, инструкций, положений, стандартов и т.д.).

Контрагент обязан принимать все обоснованные меры предосторожности, направленные на охрану окружающей среды в процессе исполнения своих обязательств по договору, и стремиться к предотвращению или минимизации любого негативного воздействия на окружающую среду.

Контрагент обязан осуществлять деятельность, проведение которой требуют условия договора, при наличии разрешительной документации, предусмотренной законодательством об охране окружающей среды.

В случае выявления Обществом в результате проверки или иным образом, фактов несоблюдения Контрагентом требований ОТ, ПБ и Э, Общество и Контрагент согласуют план мероприятий и сроки устранения таких нарушений. Невыполнение Контрагентом плана мероприятий является основанием для отказа Общества от исполнения договора, заключенного с Контрагентом, в одностороннем порядке.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ), Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): все работники Контрагента, привлекаемые для осуществления деятельности, должны быть обеспечены СИЗ и СИЗОД, необходимыми для безопасного выполнения работ и использовать их во время нахождения на производственной территории Общества.
1 Ключевые правила безопасности

Контрагент непосредственно (постоянно) перед исполнением обязательств по договору обязан ознакомить своих работников и иных привлекаемых лиц с ключевыми правилами безопасности (КПБ), установленными на территории Общества.

Все лица, привлекаемые Контрагентом для выполнения работ, обязаны соблюдать КПБ Общества, которыми ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

сокрытие информации об авариях, пожарах, инцидентах, фактах производственного травматизма, фактах нарушения технологического режима;

проведение работ повышенной опасности без наряда-допуска;

отключение или нарушение целостности блокировок и других устройств обеспечения безопасности на действующем оборудовании без соответствующего письменного разрешения;

нахождение на территории Общества в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

курение на территории Общества вне специально отведенных для этой цели мест;

использование открытого огня вне специально отведенных для этих целей мест, если это не предусмотрено нарядом-допуском;

выполнение работ без средств индивидуальной защиты, выданных работодателем и необходимых для безопасного выполнения работ;

игры и опасные развлечения с оборудованием, инструментами, приспособлениями.

Несоблюдение работниками Контрагента КПБ Общества является грубым нарушением трудовой дисциплины, данная обязанность работников Контрагента должна быть закреплена в соответствующих внутренних документах контрагента (локальных актах, должностных и рабочих инструкциях, трудовых договорах).

Во всех без исключения случаях за нарушение любого из КПБ Общества работник Контрагента должен быть немедленно отстранен от выполнения работ на территории Общества.

Нарушение КПБ работником Контрагента (привлеченного контрагентом лица) дает Обществу право требовать уплаты штрафа в соответствии с условиями, установленными заключенным с Контрагентом договором и настоящим Приложением.
2 Транспорт Контрагента (привлеченных им лиц)

Все транспортные средства, используемые Контрагентом при исполнении своих обязательств по договору, должны быть оборудованы следующим:

аптечкой первой помощи;

огнетушителем;

передними и задними зимними шинами в течение зимнего периода;

ремнями безопасности.

Контрагент должен обеспечить:

обучение и достаточную квалификацию водителей;

проведение регулярных технических осмотров транспортных средств;

заезд на территорию производственных установок только по письменному разрешению Общества.
3 Обучение персонала

Прежде чем приступить к осуществлению деятельности на территории Общества работники Контрагента должны:

пройти вводный инструктаж, который проводится специалистами ОТ и ПБ Общества;

пройти первичный инструктаж в подразделении (на месте осуществления деятельности).

Все работники Контрагента и работники привлеченных им лиц, в том числе их руководители, должны иметь документы, подтверждающие обучение и аттестацию (проверку знаний) в области охраны труда и промышленной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности и соответствующие осуществляемым видам деятельности.

Порядок обучения, инструктирования по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должен соответствовать требованиям «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением от 13.01.2003г. №1/29 Минтруда и соцразвития РФ и Минобразования РФ.

Организация и порядок обучения, проведение инструктажей, проверка знаний и допуск рабочих к самостоятельной работе на опасных производственных объектах должны соответствовать требованиям «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20-07), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. №37.

Порядок обучения, аттестации и допуска специалистов к работе на опасных производственных объектах должен соответствовать требованиям «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-07), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. №37.

При заключении договора Контрагент должен подготовить и предъявить представителю Общества копии документов об обучении, проверке знаний (аттестации) в области охраны труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды рабочих и специалистов, привлекаемых к выполнению работ.
4 Соблюдение трудовой дисциплины персоналом Контрагента и привлеченных им лиц

Контрагент обязан:

– перед началом рабочей смены и допуском работников к работе провести оценку состояния работников (освидетельствование водителей транспортных средств) на наличие внешних признаков алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– не допускать к работе, отстранять от работы по требованию Общества работников Контрагента (а в случае привлечения иных лиц – их работников), появившихся на рабочем месте (объекте осуществления деятельности) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Контрагент обязан направить Обществу копию приказа об отстранении работников от работы;

– не допускать пронос на территорию Общества веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение, при выявлении таких случаев изымается пропуск, и соответствующий персонал в последствии не допускается к работам на территории Общества.
5 Требования к оборудованию

В целях обеспечения эффективного и безопасного осуществления деятельности, а также исключения простоев в ходе исполнения обязательств по договору, Контрагентом должно применяться оборудование надлежащего качества, отвечающее требованиям соответствующих государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов, имеющее паспорта, сертификаты, инструкции, разрешительные документы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами РФ. По требованию Общества Контрагент обязан представить Обществу документы (паспорта, сертификаты соответствия и пр.), подтверждающие соответствие оборудования, применяемого для выполнения работ, установленным требованиям.

Использование Контрагентом оборудования должно осуществляться в соответствии с его целевым назначением, с соблюдением установленных правил эксплуатации и техники безопасности, требований действующего законодательства РФ.

Все оборудование, используемое Контрагентом, должно быть пригодно к использованию и поддерживаться в безопасном, рабочем состоянии.

Эксплуатация оборудования, механизмов, инструмента в неисправном состоянии или при неисправных устройствах безопасности (блокировочные, фиксирующие и сигнальные приспособления и приборы), а также с превышением рабочих параметров выше паспортных запрещается.

При использовании инновационного оборудования (вновь разработанного и обладающего принципиально новыми потребительскими свойствами и/или техническими характеристиками) Контрагент должен убедиться в полноте инструкций по безопасной эксплуатации и своевременно ставить в известность Общество и предприятие-изготовителя об имеющихся недостатках в инструкциях либо о конструктивных недостатках оборудования.

При обнаружении в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации несоответствия оборудования требованиям правил технической эксплуатации и безопасности оно должно быть выведено из эксплуатации.

Дальнейшая эксплуатация оборудования разрешается после устранения выявленных недостатков.

Контрагент обязан соблюдать и выполнять все методики Общества, регулирующие отбор, размещение, эксплуатацию и техобслуживание оборудования, кроме случаев, когда у Контрагента имеются собственные методики, одобренные Обществом.

Ремонтные и любые другие работы на оборудовании, не связанные с использованием данного оборудования по прямому назначению, не должны начинаться, пока не будут выполнены требования стандартов Общества в области ОТ, ПБ и Э.

Размещение оборудования на месте проведения работ заранее согласовывается с представителем Общества.

Работники Контрагента, допускаемые к работе с оборудованием, должны иметь необходимые навыки, квалификацию и пройти соответствующее обучение.

Контрагент несет ответственность за эксплуатацию всего оборудования в соответствии с действующим законодательством РФ и договором.
6 Размеры штрафов к Контрагенту, а равно и к привлекаемым им к исполнению договора третьим лицам, за нарушения требований в области ОТ, ПБ и Э:






Размер штрафа, руб.

1

Обнаружение на территории Общества работников Контрагента в состоянии алкогольного, наркотического, токсического, психотропного или иного опьянения, проноса или хранения на территории Общества веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое, токсическое, психотропное или иное опьянение (за исключением случаев выявления указанных фактов непосредственно работниками Контрагента с письменным уведомлением об этом Общества в течение 24 часов с момента выявления)

30 000

2

В случае обнаружения сокрытия Контрагентом от Общества информации об авариях, пожарах, инцидентах, фактов производственного травматизма, нарушения технологического режима, загрязнения окружающей среды произошедших при исполнении договорных обязательств

50 000

3

Проведение Контрагентом работ повышенной опасности без необходимого наряда-допуска

30 000

4

Отключение или нарушение целостности блокировок и других устройств обеспечения безопасности на действующем оборудовании Контрагента или Общества без соответствующего письменного разрешения

30 000

5

Курение работников Контрагента на территории предприятия Общества вне специально отведенных для этой цели мест

30 000

6

Использование работниками Контрагента на территории Общества открытого огня вне специально отведенных для этих целей мест, если это не предусмотрено нарядом-допуском

50 000

7

В случае привлечения Контрагентом к выполнению договорных обязательств третьих лиц без соответствующего согласования кандидатуры с Обществом

50 000

8

В случае обнаружения на территории или на объектах Общества работников Контрагента, осуществляющих работы без соответствующих СИЗ, СИЗОД (за каждый случай в отношении одного СИЗ, СИЗОД)

15 000

9

В случае обнаружения на объектах Общества работников Контрагента, осуществляющих работы без соответствующих квалификации и аттестации

30 000

10

В случае сокрытия Контрагентом от Общества фактов происшествий при исполнении договорных обязательств либо уведомления с опозданием более чем на 24 часа с момента обнаружения происшествия

30 000

11

В случае слома опоры, обрыва ЛЭП, механического повреждения трубопроводов, пропарочных стояков и подземных коммуникаций, происшедших на объектах и (или) территории Общества по вине Контрагента, помимо иных выплат, связанных с прямыми и косвенными потерями Общества от данного происшествия

30 000

12

Невыполнение отдельных конкретных разделов и (или) требований Правил устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, соответствующих характеру выполняемой работы (оказываемой услуги)

30 000

13

Отсутствие ответственного лица (руководителя работ) в месте исполнения договорных обязательств, связанных с повышенной опасностью, выполняемых по наряду – допуску

50 000

14

Невыполнение отдельных конкретных требований действующего на территории Российской Федерации законодательства в области ОТ, ПБ и Э и требований внутренних нормативных локальных актов Общества в области ОТ, ПБ и Э (методических указаний, инструкций, положений, стандартов и т.д.)

30 000

15

Нарушение правил безопасности при ведении газоэлектросварочных работ (включая межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ-020-2001) и Раздела 9 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве

30 000

16

Выполнение работником производственных операций:

– без прохождения вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, целевого);

– с просроченной периодической проверкой знаний либо не аттестованного;

– при отсутствии удостоверения у работника на рабочем месте


50 000

17

Невыполнение требований Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ – 016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)

30 000

18

Несоблюдение требований безопасности при производстве работ на высоте (не применение необходимых страховочных поясов, лестниц, ограждений и т.д.)

30 000

19

Невыполнение требований Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г., при производстве работ, оказании услуг, выполнении отдельных операций на территории и (или) на объектах Общества

30 000

20

Неустранение в установленные сроки ранее выявленных и (или) зафиксированных нарушений (по каждому нарушению)

30 000

21

Невыполнение за свой счет сбора, утилизации, вывоза, сдачи в установленном порядке твердых бытовых отходов, отработанных автомобильных шин и других отходов производства и потребления, образовавшихся при исполнении договорных обязательств, если это предусмотрено договором

50 000

22

Загрязнение территории Общества нефтепродуктами (ГСМ)

30 000

23

Несанкционированная свалка отходов (за единичный факт зафиксированного нарушения)

30 000

24

Начало выполнения работ, оказания услуг по договору в отсутствие разрешительной документации, предусмотренной законодательством об охране окружающей среды

50 000

25

Несвоевременное принятие и (или) непринятие мер по минимизации и (или) устранению вреда, причиняемого и (или) причиненного в результате исполнения договорных обязательств компонентам природной среды

50 000

26

Нарушение требований транспортной безопасности (не пристегнутый ремень безопасности, отсутствие или неисправность ремней безопасности, превышение скоростного режима, движение без ближнего света, заезд на территорию производственных установок (цехов) без письменного разрешения Общества, а также нарушение правил ПДД водителями транспортных средств или пешеходами)

30 000

27

Нарушение порядка и маршрута движения транспортных средств по территории Общества

30 000

28

Нарушение требований СТП ТКС 47-МУ05-03 «Методические указания. Инструкция по организации безопасного движения пешеходов по территории Предприятия»

5 000

29

Нарушение технологии погрузки металлолома, указанной в технологической карте, в части соблюдения габаритов погрузки

30 000

30

Отсутствие назначенного ответственного лица при погрузке и транспортировке металлолома по территории Общества

15 000

31

Несоблюдение требований Общества по размещению вагонов-бытовок

30 000

За нарушения требований контрольно-пропускного и внутриобъектового режима:




Наименование нарушения за каждый факт совершения которого Контрагент уплачивает Обществу штраф

Размер штрафа, руб.

1

Проход на территорию Общества в неустановленном месте

500

2

Использование чужого пропуска для входа-выхода на территорию или с территории Общества и отдельно стоящие объекты Общества

5000

3

Проведение кино, фотосъемки на территории Общества без письменного разрешения заместителя генерального директора по безопасности, либо лица, его замещающего

5000

4

Внос (вынос), ввоз (вывоз) и использование любой радиоэлектронной аппаратуры (приемники, магнитофоны, плейеры, ноутбуки, нетбуки и т.д.), фото-, кино-, видеоаппаратуры и электронных носителей информации (кассеты, дискеты, лазерные диски, флэшкарты и т.д.), без соответствующего разрешения

1000

5

Наличие при себе либо в ручной клади холодного и (или) огнестрельного оружия

10 000

6

Попытка хищения с территории Общества материальных ценностей, оценочная стоимость которых не превышает 1000 рублей

15 000

7

Попытка хищения с территории Общества материальных ценностей, оценочная стоимость которых превышает 1000 рублей

100 000

8

Проведение митингов и иных общественных мероприятий на территории Общества

10 000

9

Игра в карты и другие азартные игры на территории Общества

2 000

10

Занятие торговлей и другой предпринимательской деятельностью на территории Общества без надлежаще оформленного договора

5 000

11

Распространение информационных материалов, фотографий, репродукции, объявлений, листовок, вырезок из газет и журналов и т.п. в местах, не согласованных с Обществом

1 000

12

Грубое отношение к сотрудникам охранного предприятия, нецензурная брань в их адрес

1 000

13

Утеря, порча электронного пропуска и (или) его невозврат в течение 3-х дней с момента прекращения исполнения договорных обязательств

500

14

Неисполнение иных требований Инструкции по контрольно-пропускному и внутриобъектовому режиму Общества

500

При повторном нарушении установленный размер штрафа увеличивается в 2 (два) раза. В случае неоплаты штрафа по п. 13 выдача новых пропусков Контрагенту будет приостановлено до полного погашения задолженности.
7 Порядок применения штрафов

Факт нарушения, установленного настоящим Приложением, фиксируется односторонним актом (протоколом), составляемым сотрудниками Общества либо сотрудниками охранного предприятия, с которым у Общества заключен договор. Оплата штрафов производится Контрагентом на основании выставленной претензии. Размер штрафа может также быть удержан путем зачета из суммы денежных средств, причитающихся к выплате Контрагенту.



 

Возможно, будет полезно почитать: