Сценарий развлечения для дошкольников "мы тоже имеем права". Сценарий мероприятия «Путешествие в страну прав и обязанностей

Жармакова Алия Темирбаевна

Воспитатель

ГККП «Ясли-сад «Ботакөз» при отделе образования Шортандинского района

Цель: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Ведущий: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Но у меня нет никакого волшебного способа. Может нам кто -нибудь поможет? (показ на кувшин)-стучит по нему. Из кувшина «появляется» Старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч: Куда мой кувшин занесло? (смотрит по сторонам) Что за чудные дети тут собрались?

Ведущий: Старик Хоттабыч, это дети детского сада тебя встречают.

Старик Хоттабыч: (думает) Детский сад? Это место мне не знакомо.

Ведущий: хочешь Хоттабыч ребята тебе песню споют, и ты узнаешь, что такое детский сад.

Старик Хоттабыч: С удовольствием послушаю.

Дети исполняют песню.

Старик Хоттабыч: Вот, что такое детский сад! Понятно ….. одно только не понятно, зачем вы меня из кувшина позвали?

Ведущий: мы с ребятами хотим отправиться в путешествие, но незнаем никакого волшебного способа. Может ты Хоттабыч, с нами отправишься, вед ты волшебник.

Старик Хоттабыч: С вами? О, нет, мои дорогие детки, с вами мне никак нельзя, я назначен хранителем Великой книги.

Ведущий: Что эта за книга?

Старик Хоттабыч: О,эта книга непростая, она вам знакома. Вы перелистаете страницы, и поймете о чем она. А поможет нам в этом волшебная палочка. Надо ею взмахнуть, один раз чихнуть и сразу поймете о чем она.

Ведущий: Вот спасибо чародей,

Всех ты выручил детей!

Ну, что поверим в волшебство волшебной палочки? Глаза закрыли, один раз чихнули!

(дети сделали, открыли глаза, а Хоттабыч стоит на месте)

Что такое?

Старик Хоттабыч: Вас много, а палочка одна. Дорогие дети, вам нужно очень дружно волшебством заниматься. Крепче глазки закрывайте и в чудеса поверьте.

(дети закрывают глаза и один раз чихают)

На ковре появляется сундук.

Ведущий: Хоттабыч, что это?

Старик Хоттабыч: Это сундучок.Палочкой машет и достает конверт, а в нем загадка.

Всех по-разному зовут:

Кот –Мурлыка,

Пес –Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво- Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое…..(имя).

Правильно. Первое право каждый имеет право на имя.

Ведущий: Кто дает имя детям? Зачем нам имя?

Ответы детей.

Игра «Шляпа знакомств»

Дети сидят на своих местах. Поочередно им одевается шляпа и они называют свое И.Ф.О.

Старик Хоттабыч: молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушино право на имя.

Ведущий: а как называется документ куда записывают родители ваши Ф.И.О.

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Старик Хоттабыч: взмахивает своей палочкой.

(Дети дружно закрывают глаза и один раз чихают.)

На ковре спит мальчик.

Ведущий: ребята, кажется, этот мальчик что-то говорит во сне, давайте послушаем.

Антошка: Не хочу картошку копать: чего пристали?

Ведущий: Кто это ребята? Да, это Антошка, давайте его разбудим.

Антошка: Эй, вы кто такие? Чего меня будете?

Ведущий: (гладит голову): не вредничай. А мы с ребятами предлагаем тебе помочь нам разгадать какую книгу хранит Старик Хоттабыч.

Антошка: А картошку копать не будем? Нет? Тогда ладно.

Старик Хоттабыч: Здоровается с Антошкой. Взмахивает палочкой и достает из сундука второй конверт. Дает ведущему.

Ведущий: Открывает, в нем ребус « 7я» .

Здесь задание: нужно разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано? Правильно, это слово «семья».(показ картинки)

Антошка: Как эта мама похожа на мою маму! Я даже соскучился по ней и по папе тоже.

Дидактическая игра «Назови родственников»

Давайте дадим детям имя.

Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

А как можно назвать маму и папу одним словом?

Кем приходится Маша своим родителям?

У мамы и папы есть мама, кем она приходится для Миши и Маши?

У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

Кто Миша дедушке?

Кто Маша бабушке?

Как назвать группу людей, живущих вместе?

Ведущий: у наших детей есть право на семью, на заботу и любовь.

Старик Хоттабыч:в змахивает палочкой и достает конверт и дает Антошке.

Антошка: читает загадку:

Мама работала

Папа трудился,

А я в детском садике все находился

Все, кто устал от работы нелегкой

Имеют право на….. (отдых)

Ооо,я люблю отдыхать!

Ведущий: как ты отдыхаешь?

Антошка: я лежу, гуляю, дома телевизор смотрю. А вы ребята как отдыхаете?

Ответы детей.

Ведущий: это третье право-право на отдых.

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт и дает его ведущему.

Ведущий: читает загадку

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у в хода стоят тапки…..(дом)

О каком праве пойдет речь? Четвертое право –право на жилье.

Игра «Построй замок»

Старик Хоттабыч: взмахивает палочкой и достает конверт, дает ведущему.

Ведущий: читает загадку

Чтобы вырасти успешным,

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим,

Недостаточно питаться

Мы использовать должны,

Право на (показ картинки)…..образование.

Игра « Собири ранец»

Ведущий: ребята, вы знаете, что мы имеем право на медицинское обслуживание, на лечение.

Антошка: ой, ой, ой от ваших прав у меня разболелась голова.

Старик Хоттабыч: нужно вызвать врача.

Ведущий: ребята, как вызвать врача?

– Алло, срочно нужна ваша помощь, ждем Вас.

Звучит музыка, вбегает Айболит, осматривает детей.

Айболит: больше гулять на улице. А ты грызи морковку, в ней много витаминов. Не сиди долго возле телевизора. Ну, где больной? Осматривает Антошку.

Витамины нужны для здоровья, а что еще нужно делать,чтобы быть здоровым?

Ответы детей: заниматься физкультурой.

Айболит: Закаляйся, детвора

В добрый час- физкульт

Дети: УРА!

Показ аэробики Айболита с детьми.

Айболит: ну мне пора. Срочный вызов. Всем пока.

Антошка: Ну, вот я и выздоровил.

Ведущий: Ребята давайте вспомним все наши права:

– право на имя

– право на семью

– право на отдых

– право на жилье

– право на образование

– право на медицинское обслуживание

Показ картинки –право на игру

Старик Хоттабыч: эти все права ребята я и храню в этой Великой книге, называется она КОНВЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ.

Показ книги.

Звучит песня «Детство», дети и танцуют.

Прощание с Антошкой и Стариком Хоттабычем.

Мероприятие "Права ребёнка - доступно и интересно". Цель: познакомить учащихся с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. В этот день оформляются книжные выставки "Правовёнок" и "Закон и Ты", плакаты с высказываниями: "Я имею право на образование", "Я имею право на медицинское обслуживание", "Я имею право на жизнь", "Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком". Объявляется заранее конкурс рисунков "В каждом рисунке право" и проводится опрос читателей "Мои права в библиотеке". Они знакомятся с издательской продукцией библиотеки: буклет "Твои права, ученик!"; буклет "Детское право на сайте"; список книг "Книги о праве"; памятка "Мои права в библиотеке". Вывешиваются рисунки ребят, участвующих в конкурсе. Слайд 1-2 Здравствуйте, дорогие ребята! Знаете ли вы, что 20 ноября, люди всего мира будут отмечать Международный день прав ребенка, ведь права есть не только у взрослых, но и у вас - у детей. Права ребёнка Как у всех других людей, Есть права у малышей, Мысли есть свои и взгляды, Это взрослым помнить надо. Детям с самого рожденья Требуется уваженье. Крохи без него страдают И безудержно рыдают. Дети требуют вниманья, Состраданья, пониманья Бесконечного прощенья За плохое поведенье. Деток нужно угощать, Это так легко понять. Жизнь без вкусностей скучна, Очень грустная она. Про подарки не забудьте, Здесь внимательнее будьте, Детям нужно всё на свете, Без подарков плохо детям! Нужно с детками играть, Нужно сказки им читать, С ними нужно говорить, Чтобы им мудрее быть И напомним заодно - Бить детей запрещено, Это просто преступленье, Это над детьми глумленье. Целовать их нужно чаще, И подольше, и послаще, Чтобы глазки их сверкали, Чтобы ранки заживали. Чтобы взрослым не грубили И ответственными были, Чтобы добрыми росли Им нужна гора любви! А Лопатина. Слайд 3-6 Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права, где учитывались бы чисто детские проблемы и заботы. Права детей закрепили в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребёнка (1959 г.) и Конвенция о правах ребёнка (1989 г.) Она была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. А что это за организация - ООН? (расшифровка аббревиатуры - Организация Объединенных Наций). Это такая международная организация, которая заботится о ваших правах, друзья. История: Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Это было почти сто лет тому назад. В то время еще существовала торговля детьми и детский труд. Поэтому необходим был документ, который запрещал бы это делать всем людям на свете. В 1959 году ООН (Организация Объединенных Наций) приняла Декларацию прав ребенка, в которой были записаны десять прав-принципов, необходимых для благополучия детей. Но время шло и люди поняли, что нужно разработать новый документ, который бы подробнее рассказывал, с помощью каких мер нужно защищать права детей. С 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, разработала Конвенцию о правах ребенка. По сравнению с Декларацией, где было 10 коротких положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью ребенка в обществе. Конвенция - документ особого значения. В этом документе каждый ребенок впервые провозглашен полноценной и полноправной личностью. В нем специально говорится о необходимости особой заботы государства и общества о детях-сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Документ про меня Есть документы разные, Серьёзные и важные. Один из самых главных - Конвенция о детях. И соблюдать должны её Все взрослые на свете. Зачем конвенция нужна? Чтоб самый юный гражданин Не находился бы один; Чтоб помощь получал всегда, Когда случится с ним беда. Когда рождается малыш, Его обязаны назвать. Должны ухаживать за ним И никогда не обижать. Играть, учиться, отдыхать Хотят все дети на планете. Об этом каждый должен знать И их права не нарушать! Зачем конвенция нужна? Чтоб под защитой были дети. И соблюдать её должны Все взрослые на свете! Илья Сайгин, 5-й класс г. Москва Слайд 7-8 Одно из самых важных прав человека - это право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живёт. А если родился слабым, больным - сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребёнок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим учёным или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым - помогать. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорождённых, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет. > Вспомните слова поэта: " В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян- Так велел-де царь Салтан. Из какой сказки и кто так жестоко обошёлся с новорождённым и его мамой? ("Сказка о царе Салтане...) > В какой сказке нарушается право на жизнь сразу семи детей? ("Волк и семеро козлят") Слайд 9 Все вы имеете ещё одно право - право на имя. У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся. Все вместе назовите, пожалуйста, свои имена! (дети хором называют свои имена) Пользуйтесь этим правом, своим именем, и не давайте повода называть себя прозвищем. И не обзывайте других. Слайд 10 Каждый имеет право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. Оказывается, есть ещё люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, другого цвета кожи. Ещё в древности люди заметили, что у каждого человека свой характер и свои взгляды. А значит все дети разные и имеют право быть такими, какие они есть. Народная мудрость говорит о том, что "нельзя всех стричь под одну гребёнку". Это же прекрасно, что все дети разные, а не одинаковые! Слайд 11 Имеет право на медицинский уход Нужно заботиться о своём здоровье. Заниматься зарядкой, больше гулять на свежем воздухе, чтоб в дальнейшем не тратиться на дорогие лекарства. Слайд 12 Имеет право на отдых и досуг Ты имеешь право гулять, играть, смотреть мультики, писать стихи, сказки, страшилки, рисовать и т.д. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? Мачеха с утра до ночи заставляет её трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать а играх и забавах её сестёр. (Золушка) Слайд 13-14 Имеет право на бесплатное образование В какой сказке мальчику предоставляется право на образование, но он не воспользовался им? ("Буратино"). Внимание! В странах Африки 40 миллионов детей лишены право посещать начальную школу. Слайд 15-17 Государство заботиться о детях России. А заботятся о своих собственных детях мамы и папы. Они отвечают за ваше здоровье, воспитание и безопасность. Потому что у каждого ребенка есть право иметь семью. Вы знаете, ребята, что в американском штате Огайо действует такой закон: если ребенку запрещают прыгать по лужам, то его родители могут быть наказаны. Мамы, папы всей страны Это знать давно должны Есть права у их детишек Например, на чтенье книжек. Также на заботу, ласку И на жизнь, как будто в сказке, Еще право быть счастливым В нашем самом лучшем мире! Слайд 18-21 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Встречаются такие воспитатели, учителя, родители, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми. Посмотри на картинку и вспомни, чей это приказ: "Свесть Царевну в глушь лесную, И, связав её, живую, Под сосной оставить там На съедение волкам!" В чём провинилась Царевна? Как ты считаешь, имеют они право так жестоко наказывать? ("Сказка о мёртвой царевне") В каких ещё сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ("Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотой ключик"). Слайд 22 Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы. В каких сказках маленькие герои используются в качестве дешевой рабочей силы? ("Буратино", "Чиполлино"). Внимание! По оценкам Международной организации труда, в Африке насчитывается 80 миллионов работающих детей. Слайд 23-24 Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и уважение. Слайд 25-27 Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых. Слайд 28 Чтоб ребёнка защищать и воспитать, самых лучших специалистов требуется назначать. Слайд 29-31 Все вы, ребята, имеете право на свое собственное мнение. Вы имеете право высказывать свои мысли вслух, но в то же время уважать убежденья других. Слайд 32 Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни. Дети должны иметь еду, одежду и жильё. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на нарушение прав на неприкосновенность жилища? (герои сказок "Теремок", "Три поросенка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"). Внимание! По оценкам ООН, в мире около 150 млн беспризорных детей в возрасте от 3 до 18 лет. Приблизительно 40% этих детей не имеют жилья. А если у вас с братом или сестрой один письменный стол на двоих? Как вы его делите? (ответы детей: один ящик одного, другой - второго) И это правильно - у каждого должна быть своя личная территория. Да, каждый ребенок имеет на собственность, на личную территорию! Будь-то шкаф, личный компьютерный, секретный дневник. Каждый из вас имеет право на свою территорию Детства. Снаружи смотришь - Дом, как дом, Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках Вдоль стены Вместились сказки старины: И Черномор, И царь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом? Попробуй угадай! (ответы детей) Каждый ребенок имеет право быть Читателем Детской библиотеки! Неслучайно эта встреча сегодня проходит под девизом "Я - Читатель! Я имею Право!" Нам очень интересно было узнать, что вы знаете о своих читательских правах. С этим вопросом мы обратились к вам ответить на вопросы анкеты "Мои права в библиотеке". И были очень удивлены вашими ответами, главным из которых был следующий: "Я имею право брать книги домой". Именно здесь, в библиотеке, вам предоставляется возможность читать газеты и красочные журналы, великолепные, с яркими иллюстрациями книги, будь то классика или фантастика, познавательная литература или развлекательная, готовиться к занятиям, повышать свой кругозор, общаться со своими сверстниками, отдыхать и играть. Имеете право на участие в литературных конкурсах. Вы имеете право на информацию. Вы имеете право узнавать о том, что тебя интересует. Вам очень приятно брать в руки книги новые, чистые, без жирных пятен. Открывая книгу, хочется увидеть страницы целыми, без пометок - и на это мы все имеем Право. Но, есть такие безжалостные читатели, которые действуют по принципу: "после меня, хоть потоп". Вырванные страницы, вырезанные тексты и картинки. И неслучайно мы оформили такую выставку, на которой представлены книги, побывавшие в руках таких читателей. Книжную выставку "Хочу читать, но не могу" представляют читатели. На выставке - книги и журналы с вырванными страницами и вырезанными иллюстрациями. Слайд 33-34 Цитата: "Дети, будьте бдительны, права свои знайте, хорошими людьми растите!" Слайд 35-36 Помни! Ты всегда не прав, если ты не знаешь прав. Помимо прав, вы, ребята, имеете и обязанности. Конвенция представляет вам большие гражданские права. Но гражданин должен не только пользоваться правами, но и выполнять обязанности перед государством. Конвенция даёт вам право требовать уважения к себе, защищать ваше достоинство, ваши взгляды. Но для того, чтобы вас уважали, вы должны заслужить уважение - своим трудом, поведением, знаниями. Никакая Конвенция не может заставить людей уважать лентяя, грубияна. Вы согласны с этим? Конвенция даёт вам право учиться бесплатно, ходить в школу. Но никто не даёт вам право не ходить в школу, пропускать уроки, плохо учиться. Вы имеете право на своё мнение, у вас есть право быть выслушанным. Но где, когда и в какой форме вы можете выразить своё мнение? Примеры: Например: Один мальчик очень плохо вёл в библиотеке, ему было сделано несколько замечаний, но он продолжал недостойно себя вести, не соблюдая правил поведения в библиотеке. Результат - было предложено покинуть читальный зал. Он сказал, что мы нарушаем его права? (Заслушиваются мнения детей) Ребята, наша библиотека живет по своим законам и правилам. Все они записаны в Правилах пользования библиотекой (папка " Законы нашей библиотеки"; памятка "Добро пожаловать в библиотеку!") Например: Ребята дружили очень давно, доверяли друг другу свои тайны. Затем между ними произошла большая ссора. Один из мальчиков с насмешкой в классе при всех ребят рассказал об одной из тайн бывшего друга. Правильно ли он поступил? Вас учат в школе и дома быть честными, законопослушными, верными в дружбе и проявлять уважение к другим людям. Но в жизни мы порой убеждаемся, что многие живут совсем по другим моральным принципам. Они думают, что можно обманывать и жульничать, воровать, бить, и т.д. Перед вами стоит свой выбор, как жить дальше. До свидание! Литература: 1. В. Антонов. Изучаем права ребёнка. - М.: Вита-пресс, 1997 2. Гайворонская, Т.А. Ты имеешь право... О некоторых пунктах Конвенции о правах ребенка / Т.А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. - 2002. - №3. - С. 4-8. 3. Лаврова, С.А. Первоклассные истории о правах / С.А. Лаврова. - Екатеринбург, 2003. - 80 с., ил. 4. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. - М.: амрита-Русь, 2008 5. Усачев, А.А. Приключения маленького человечка. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А.А. Усачёв. - М. : Самовар, 1994. - 94 с., ил. 6. Право быть ребёнком // Клёпа. - 2011. - №6. - С. 14-15 Для составления сценария был использован материал Центральной городской детской библиотеки, г. Лесной

ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Я рада встрече с вами. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в сказочную страну, а в какую именно вы узнаете позже. Впереди вас ждут занимательные вопросы, игры и много полезной информации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

2 ученик.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас –

Мы с тобой из разных рас.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я,

И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, в какую страну мы оправимся. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей. У каждого из вас на парте есть буклет в котором записаны эти права.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

5 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

6 ученик.

Будь всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен,

С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

7 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки –

Все люди на планете.

На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав –

Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

Какие желания были у Жени?

У неё было право выбора?

На что она потратила последний лепесток?

Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –

Права у всех равны.

14 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Каждый из вас гражданин! Это означает, что у вас есть права и обязанности. Они записаны в Конституции.

Что такое Конституция?

Когда отмечают День Конституции жители нашей страны? (Ответы детей)

Конституция – это документ, в котором излагаются права и обязанности граждан, проживающих в России.

Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

- 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

- какие обязанности есть у школьников.

Выберите предложения, не подходят для нашего дружного коллектива (все задания на слайдах)

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. 15 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

16 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!

Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Говоря о правах, мы должны помнить об обязанностях, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей Республики, в том числе ребенок.

Обратимся к статье 20 обязанностей ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели : обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

В Конституции, законах, указах и т. п.

Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

Не все знают права детей.

Не считают детей полноценными людьми.

Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.



 

Возможно, будет полезно почитать: