Сценарий вечера: "Современный этикет". Методическая разработка интеллектуальной игры-путешествия для старшеклассников на тему "этот удивительный этикет"

«Что такое этикет» - Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово "этикет". Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

«Воспитанный человек» - Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

«Игры по этикету» - А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток - свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

«Леди и джентльмен» - Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: "Леди и джентльмены". Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

«Этикет поведения за столом» - История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

«Этикет для детей» - Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

Всего в теме 23 презентации

Тема «Правила знакомства»

Форма проведения: ролевая игра.

Цель:

Ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;

Обсудить некоторые правила этикета.

Подготовка

Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:

Подобрать ребят, желающих разыграть сценки;

Отработать и отрепетировать сценарий;

Продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;

Подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.

Вводное слово учителя

Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.

Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.

Учитель : Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.

СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»

Действующие лица:

Мама — Елена Ивановна

Папа — Петр Павлович

Их сын Сергей

Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя

Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея

Дедушка — Павел Николаевич

Действие первое «Привет, именинник!»

Не сиди дома — выходи в люди!

М. Генин

В центре класса стоит стол, накрытый скатертью, Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.

Звонок в дверь.

Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.

Серёжа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!

Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!

Настя: Это тебе от нас подарок.

Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.

Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.

Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.

Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.

«Стоп-кадр» №1. «В чём бестактность»

Учитель : Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность?

Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.

Памятка №1 «Правила для гостей к хозяев дома»

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—-15 минут по непредвиденной причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.

Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.

Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы и др.).

Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.

Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.

Действие второе «Мы такие вежливые...»

...Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.

М. Гении

Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.

Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:

По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.

На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей. Ребята повторяют сценку.

Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.

Ребята весело приветствуют друг друга.

Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.

Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.

Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.

Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.

Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.

Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.

Мама говорит, что она управится сама.

Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.

Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.

Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп- кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».

Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»

Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена

Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.

Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.

Вадим: А где же виновник торжества?

Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.

Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.

Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.

Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.

Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.

Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?

Лена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.

Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.

Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.

Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.

Илья подает руку Вадиму, называет свое имя.

Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.

«Стоп-кадр» № 2 «Правила знаем и применяем»

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.

Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.

О. Уайльд

Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?

Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.

Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.

Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.

Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимноприятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.

Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2.

Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету»

Обожаю хорошо воспитанных людей!

Они никогда не ответят грубостью на вашу брань...

М. Генин

Младших по возрасту представляют, или они сами представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.

Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.

Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.

При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.

Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной. В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.

Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.

Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.

Заключение

Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.

М. Генин

Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни и они не будут у них держаться как бы «про запас».

Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо. Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.

Беседа на тему: «Из истории этикета»

Цель: формировать представление о том, что такое этикет и необходимость жить по правилам этикета.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет Средневековья

Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало . Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Обычай рукопожатия

Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так

как ее могут просто не принять.

Этикет в Египте

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .

В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе .
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры. Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: «Этикет делает королей рабами двора».

Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету . Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или " Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе . Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.

История этикета в далёком королевстве

У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер , чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.


- Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя. В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня . Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ .

Этикет в Библии

Уважай и думай о других – вот главное правило вежливости и воспитанности .
Об этом говорится и в
Священном Писании : «Возлюби ближнего своего…» .

Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.

Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.

Этикет в сказках


Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джованнино Периджорно .

Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.

А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.

Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.

Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.

Что такое ЭТИКЕТ -
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения ?
Как знакомиться ? Как есть ?
Как звонить ? Как встать ? Как сесть ?
Как здороваться со взрослым ?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет.

Уважая людей, нужно любить и свой народ, и свой язык, и свою национальную культуру. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое - приветствие .

Обычаи приветсвий

Как люди приветствуют друг друга?
У каждого народа существуют свои
обычаи приветствовать друг друга , но международный этикет по сути одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде.

Англичанине приветствуют знакомого вопросом « How do you do? » - (буквально «Как ты действуешь?»), французы приветсвуют : « Comment ca va? » - («Как оно идет?»), немцы приветсвуют - « Wie geht"s? » («Как идется?»).
Итальянцев ход дел знакомого вовсе не интересует, он при встрече воскликнет: « Come sta? » - «Как стоишь?», китаец поинтересуется: « Ел ли ты сегодня? », зулусы констатируют: « Я тебя увидел !», гренландцы просто скажут: « Хорошая погода !», а индейцы навахо оптимистично воскликнут: « Все хорошо! ». Персы посоветуют: « Будь весел! », арабы приветствуют : « Мир с тобой! », а евреи – « Мир вам ». Самые распространенные приветствия у монголов: « Как ваш скот? » и « Как кочуете? ». В Малайзии спрашивают: « Куда ты идешь? » (на что расплывчато отвечают:«Погулять»). Знаменитый « Салам! » означает « Мир тебе! » (как и «Шалом»).

Жители Тибета приветствуют так: при встрече снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. В Иране здороваются: « Будь весел! », грузины приветствуют словом « Гамарджоба! » - «Будь прав!», или «Побеждай!».

Японцы скажут: « Коннитива » - «вот день», «день настал», горцы Памира и Гиндукуша приветствуют друг друга пожеланием « Бди! », «Не знай усталости!», вайнахи - пожеланием «Будь свободным!». Китайцы в прежние времена, встречая и приветствуя друга, пожимал руку себе самому. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг к другу носами.

Жители племени масаи в Африке перед тем, как приветствовать друг друга, плюют на руки. Эскимосы , приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Латиноамериканцы обнимаются. Самоанцы обнюхивают друг друга.
А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы таким образом желают выздоровления, мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо.

Многое могут сказать жесты: у нас большой палец, поднятый вверх - все хорошо, а у шведов - остановите машину; у нас поглаживание подбородка - удовольствие, а у итальянцев - разговор затянулся; у нас кивок головой вверх-вниз - да, у болгар - нет.

Сейчас мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.


1. Кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).

2. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым : женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина - мужчине; начальник - подчинённому).

3. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть за стол первым ?
(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

4. Кто кого должен пропустить : тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

5. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

6. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).

7. При разговоре по телефону кто здоровается первым ?
(Позвонивший, представившись).

8. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?
(Позвонивший).


9. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

10. Как надо есть хлеб?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

11. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?
(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).

12. Как едят бисквит, пирожные , слоёные пирожки и пироги?
(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).

13. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

1. Уважай и думай о других. Ты не лучше всех.

2. В общении со всеми употребляйте вежливые слова и улыбайтесь.

3. У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая душа и сердце.

4. Учащийся поддерживает чистоту и порядок не только на своём рабочем месте, но и в своей голове.

5. Нельзя мешать другим, громко разговаривать, шуметь, где бы ты не находился.

6. Умей принять помощь, совет и замечание другого человека.

7. Сначала подумай - потом делай.

8. Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под «взглядом» этого человека.

Мы думаем невозможно даже взрослому человеку запомнить все правила этикета. Но выглядеть культурным, воспитанным человеком поможет всегда выдержка, терпимость и добродушие.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Уметь уважать человеческое в каждом, кто живёт и трудится рядом с тобой - это самое большое человеческое мастерство».
Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета .

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои обязанности.

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

Беседа на тему: «Из истории этикета».

Воспитатель: Димова А.А.

с. Великовечное

2017 г.

Входить в столовую нужно организованно, не спеша и тихо.
Не толкайся и не кричи. СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК.
Входить в столовую в верхней одежде запрещено.
Перед едой всегда нужно вымыть руки с мылом .
Не разговаривай во время еды и не отвлекай одноклассников.
За столом не балуйся хлебом, не крутись и не мешай соседу.
СТАРАЙСЯ ВСЁ СЪЕСТЬ!

Не выноси из столовой булочки, пирожки, конфеты, йогурт, фрукты. Всё съедай за своим столом.
После еды не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
Если ты покушал и встал, задвинь свой стул к столу после себя.
Прояви уважение к труду работников столовой , убери за собой посуду.
Убирай со стола, если ты ДЕЖУРНЫЙ.
Если ты все съел первым, спокойно подожди остальных учащихся.
Уходя,
скажи спасибо тем, кто тебя накормил: повару , посудомойщице .

Этикет в вопросах и ответах

Игра-викторина включает набор из 24 карточек с вопросами и вариантами ответов к ним. Варианты проведения:

1. Если вы хотите воспользоваться материалами игротеки для целей педагогической диагностики, то в этом случае необходимо без специальной подготовки предложить ребятам вытянуть карточку и выбрать ответ (игра проводится индивидуально либо по группам). На основе анализа полученных ответов осуществляется более точный отбор методических приемов работы по данной теме.

По прошествии некоторого времени диагностический эксперимент можно повторить, сравнив полученные результаты.

2. В этом варианте проведение игры-викторины представляет собой итоговый этап самостоятельной подготовки учащихся. Для этого следует подготовить предложенные ниже карточки (скопировав, увеличив, размножив, создав несколько комплектов) и реализовать одну из предложенных моделей:

Команды дают ответы на листочках;

Ответы дают отдельные игроки: капитаны команд или их представители;

Представители одной команды берут карточки из конверта для другой;

Комплекты карточек используют в рамках тематических часов: «Общение» или «Я + Ты», «На улице в общественном месте», «В театре, музее, кино», «Подарки» и др.

3. Руководитель игровой программы достает из колоды одну из карточек и вручает ее какому-либо участнику. Тот вслух читает вопрос, варианты ответов на него и выбирает из них тот, который считает правильным. Если ответ неверный, ведущий может привлечь всех присутствующих к поиску правильного ответа, может и сам наводящими вопросами конкретизировать ситуацию, чтобы подвести ребят к правильному ответу.

4. Игра на самопознание. Правильные ответы можно поместить на обороте карточек. В этом случае подросток сам может проверить, правильный ли вариант ответа он выбрал.

Ответы:

1 — А; 2 — А; 3 — А; 4 — Б; 5 — Б; 6 — Б; 7 — Б; 8 —В; 9 —Г; 10 —А; 11—А; 12 —Б; 13—А; 14 —Б; 15 —Б; 16 —В; 17 —А; 18 —А; 19 — В; 20 — Б; 21 — В; 22 — В; 23— Б; 24 - Б.

1. Как здороваются юноша и девушка?

A) Первой подает руку девушка. Б) Первым подает руку юноша.

B) Лучше ограничиться кивком головы.

Г) Лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?

A) Обязательно.

Б) Не обязательно, но желательно.

B) Если Вы молоды — обязательно.

3. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

Б) Только знакомясь с девушкой.

B) По своему усмотрению.

4. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?

A) Сделать вид, что не расслышали.

Б) Поблагодарить

B) Извиниться.

5. Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

A) Не нужно; наоборот — поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.

Б) Если входящий следом за Вами недалеко, дверь нужно придержать.

B) Если идущий за Вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он пройдет, чтобы открыть ему дверь — Ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление.

6. В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать?

A) Скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на Вас скуку?

Б) Постараться скрыть и подавить зевоту, осторожно массируя переносицу и крылья носа.

B) Зевота — не порок, главное, постараться при зевоте не открывать рот.

Г) Не надо мучиться — лучше открыто, но в мягкой форме сказать собеседнику, что он Вам наскучил.

7. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?

A) Представить родителей друзьям.

Б) Представить друзей родителям.

B) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине — пускай познакомятся сами.

8. Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

A) Догнать, извиниться и поздороваться.

Б) Сделать вид, что все в порядке.

B) При следующей встрече все объяснить и извиниться.

9. Возможна ли громкая беседа на улице?

A) Да, если Вы встретились с друзьями, которых давно не видели.

Б) Да, если Вы не привлекаете внимания других людей.

B) Да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать громко.

10. Как лучше реагировать на комплименты?

A) Скромно поблагодарить.

Б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.

B) Скромнее: усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику.

Г) Ответить комплиментом.

11. В каком порядке юноша и девушка садятся в транспорт?

A) Сначала, с помощью юноши, садится девушка, а потом — ее спутник.

Б) Сначала в транспорт входит юноша, как бы прокладывая дорогу девушке, а она — за ним.

B) Если в транспорте много народа, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно и потерять друг друга.

12. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

A) Конечно, правильно. Почему же не воспользоваться предложенной помощью?

Б) Неправильно, дамскую сумочку нужно было оставить при себе.

B) Вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ни за что ничего ему не отдаст. Независимость — прежде всего!

13. В каком порядке юноша и девушка садятся в автомобиль?

A) Юноша открывает дверцу и пропускает девушку, а затем садится сам.

Б) Юноша садится сам и помогает девушке войти в автомобиль.

B) Юноша и девушка садятся одновременно с противоположных сторон.

14. В каком порядке юноша и девушка выходят из автомобиля?

A) Юноша открывает дверцу и выпускает девушку, а затем выходит сам.

Б) Юноша выходит из машины и, подав руку, помогает выйти девушке.

B) Юноша и девушка выходят одновременно с противоположных сторон.

15. Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе?

A) Конечно, нет, нужно делать вид, что Вы в курсе дел и все понимаете: поддакивать, кивать головой и т. д.

Б) Лучше с достоинством промолчать.

B) Лучше признаться в своей неосведомленности — воспитанные люди Вас поймут.

16. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

A) И юноше, и девушке — обязательно.

Б) На усмотрение юноши и девушки.

B) Юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая или большая шляпа (шапка).

Г) Девушке — обязательно, юноше — только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать).

17. Если юноша сидит за рулем, должен ли он помочь девушке сесть в машину?

A) Да, он должен выйти, открыть дверцу и помочь девушке сесть.

Б) Достаточно изнутри открыть дверцу.

B) В ответственный момент, когда юноша готовится к поездке, девушка должна действовать самостоятельно.

18. Куда деть руки во время беседы?

A) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными.

Б) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу его пиджака и т. д.

B) Если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди.

19. Является ли книга универсальным подарком?

A) Да, книгу можно подарить в любом случае.

Б) Книгу можно подарить в большинстве случаев, кроме свадьбы, новоселья, важного семейного юбилея.

B) Является, если это новое, красиво оформленное издание.

20. Можно ли во время беседы потирать нос, лоб, почесывать шею, затылок и т. д.?

A) Можно, если это помогает сосредоточиться.

Б) Нельзя, даже если это помогает сосредоточ иться.

B) Можно, но только с помощью носового платка.

21. Следует ли делать дарственную надпись на книге?

B) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.

22. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

A) Нельзя.

Б) Нежелательно.

B) Можно — в знак одобрения декораций.

23. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?

A) Красные розы и утюги.

Б) Носовые платки и острые, режущие предметы.

B) Набор восковых свечей и сломанную подкову.

Г) Постельное белье и сантехнику.

24. Каковы по этикету сроки возврата денежного долга?



 

Возможно, будет полезно почитать: