Современные ритуалы. Языческие обряды на Руси: обычаи и ритуалы славян

За время существования магии возникло очень много определений магии. Да и сама магия, в свою очередь, бывает очень разной. Одно из самых распространенных определений магии дал ей Алистер Кроули — «Магия это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей используя методы не признаваемые современной наукой». (Подробнее…)

Некоторое время из магии делали некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Это породило множество сказок и ложных течений. Смешно сказать некоторые люди считают, что достаточно щелкнуть пальцами и получить то, что хотелось. Это ошибочное определение .

Магия — это чародейство, волшебство, колдовство, основанное на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов.

В конечном счете, это может внести серьезные изменения в реальный мир. Например, вы совершаете магический ритуал, чтобы раздобыть денег. Ваша Воля заключается в том, чтобы разбогатеть.

Вы выходите на прогулку, и хотя обычно вы идете налево, что-то заставило вас повернуть направо, где вы встречаете старого друга, который возвращает вам долг. Подобных примеров можно привести много.

В настоящее время принято мнение, что то чем называется магия, по ряду причин неизвестна современному большинству людей . Они уверены, что магия это сверхъестественное колдовство, доступное только людям с паранормальными способностями, или же что это полнейшая выдумка.

Любовная магия включает в себя воздействия, направленные на усиление взаимосвязей между двумя людьми . Здесь и создание (подпитка) эмоций, чувств, приносящих радость взаимного общения, и гармонизация отношений, и воздействия, направленные на устранение соперников. (Подробнее…)

Любовная магия способна гарантировать верность партнера, помочь замужеству (или женитьбе), справиться с одиночеством, привлечь в вашу жизнь любимого или любимую.

Воздействие любовной магии поможет убрать негатив из вашей жизни, устранить венец безбрачия.

Очень сильно влияние биополя сказывается на различных предметах, длительное время служивших человеку, и особенно на его личных вещах.

В случае перехода к новому владельцу эти предметы могут оказать благоприятное или неблагоприятное действие, в зависимости от того, какое влияние было оказано на них биополем хозяина. (Подробнее…)

Вещи владельца, который погиб “у них на глазах”, могут приносить несчастье. Золото и драгоценности, полученные насильственным путем, никогда не приносят удачи.

Зная эти свойства вещей, опытные преступники обычно закапывают добытое грабежом в землю, чтобы освободить их от биополя бывшего владельца. Однако, несмотря на такие меры, награбленное частенько приносит им несчастье. Ведь стрессовые поля не снимаются землей.

К процессу вызова духов многие люди относятся крайне скептически, причем, практически все они никогда не участвовали в спиритических сеансах, не знают, как проводятся такие ритуалы и какими могут быть их результаты. А ведь вызов духа – это не просто магический обряд, позволяющий поговорить с потусторонними сущностями, это еще и прекрасный способ взглянуть на самого себя со стороны, выявить собственные психологические и жизненные проблемы . (Подробнее…)

Некоторым из этих ритуалов уже несколько сотен, если не тысяч лет, и в истории сохранилось множество примеров, указывающих на то, что люди с глубокой древности умели общаться с духами и получать от них помощь и необходимую информацию. Думаю, Вам приходилось слышать о шведском ученом Эмануэле Сведенборге, родившемся в 1688 году и умершем в 1772-м. Его умение входить в контакт с душами умерших потрясало воображение современников.

Однажды сама королева Швеции решила проверить его способности и попросила кое-что спросить у своего недавно погибшего брата. Сведенборг через некоторое время принес королеве ответ, а заодно описал в мельчайших подробностях ее последнюю встречу с покойным братом, которая происходил без свидетелей. Королева от потрясения даже потеряла сознание.

Самостоятельное проведение магических обрядов требует от человека особенно тщательной подготовки и правильного настроя.

Если вы решили заниматься колдовством, то должны понимать, что это мощная сила, управлять которой может лишь человек с хорошей энергетикой. Если вы слабы духом, то магия вам не поддастся, а скорее наоборот – сделает своим рабом. (Подробнее…)

На протяжение всей жизни человека сопровождают ритуалы . Это набор определенных действий, который используется неизменным в какой-то ситуации. Самым простым и знакомым нам всем является ритуал приветствия.

Близко к ритуалам стоят обряды. Коротко их можно определить как набор ритуалов для особых случаев . Обряды проводятся в важных жизненных ситуациях. Общеизвестны свадебный обряд, обряд при помолвке, при рождении ребенка, поминальный обряд. Ритуалы входят в состав обрядов. Есть также особые обряды и ритуалы. Они связаны с магией.

Черная, белая магия, заговоры и другие известные виды практической магии и колдовства в наше время являются не только высокодоходными видами бизнеса, но к тому же широко доступны и несведущим людям.

Книг о магии и эзотерике имеется в наличии огромное количество. Люди, имеющие личные проблемы и либо не имеющие желания решать их честным путем, либо не знающие, на что они могут себя обречь, нередко самостоятельно читают заклинания и заговоры магии либо обращаются к бабкам колдуньям.

  • Белая магия — магия, направленная на совершение добрых дел и защиту от сил зла.
  • Черная магия — магия, связанная с обращением к злым духам для причинения вреда (порчи) и совершения злых дел.

Чем отличаются черная и белая Магия? Наверное, все зависит от применяющего. Нож может служить как инструментом для хирурга и защиты от нападения, так и для угроз и убийства.

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.


9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Ритуал - точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую "магическую" подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?

Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни - аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.

По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой - в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.

Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы "ритуальные" чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали "нелепые" привычки ребенка, а активно участвовали в них.

Откуда возникают ритуалы?

Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы - в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание - расстилание постели - чтение сказки - поцелуй на ночь - мама гасит свет и выходит из комнаты).

Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.

Зачем ребенку нужны ритуалы?

Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.

Какие бывают ритуалы?

«Классика жанра» - чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:

  • повтор любимой сказки или истории - ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
  • чтение сказки с мамой перед отходом ко сну - что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
  • прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) - сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
  • раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке - противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.

Существуют и не такие очевидные примеры:

  • ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
  • без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
  • слишком часто моет руки.

Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку "для сна", в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть... Если у малыша есть "его" кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может "пропасть" аппетит.

Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?

Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).

Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию - привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто "стороннее" или абстрактное.

Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше - не меньше), психологи советуют время от времени играть в "разбросаем вещи" или "битву подушками".

Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем - исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и "ритуальные" привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал - его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.

Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: "крайние" проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.

Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:

«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам - научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет - что-то принесет», «мимо магазина идем - без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. - сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.

Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие - получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» - определенной моделью поведения».

Каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткуда. Корни любой нации мира, отголоски минувшей истории составляют неповторимую канву, в которую вплетены судьбы людей. Уникальные обычаи, устоявшиеся традиции и даже самые невероятные и экзотические обряды составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды - неотъемлемая сторона жизни. Часть из них пришла к нам из религий, другая - из огромного множества примет, преданий, верований и суеверий. Познакомимся с сущностью и глубинным смыслом некоторых традиций жителей России.

Венчание: трогательное таинство

Язычество как первая религия славян подарило нам Масленицу, великолепные и святочные гадания. Традиционно русские свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» - период от Рождества до Масленицы.

В Прощеное воскресенье - последний день гуляний - все просили прощения друг у друга, освобождаясь от накопившихся обид, одаривали родных. Кульминация праздника - сожжение чучела как символа заканчивающейся долгой зимы. «На богатый урожай» пепел развеивали над полями. Жгли костры из соломы и ненужных старых вещей, чтобы освободиться от всего лишнего. Вечером блинами поминали умерших родственников.

Христианская Пасха

Христианство даровало нам замечательный праздник святой Пасхи. Разнообразны обычаи народов разных стран в праздновании этого дня. Не будем останавливаться на православных церковных обрядах. Они величественны и красивы. Рассмотрим традиционно бытовые обычаи. Пример обрядовых действий, наиболее распространенных в России, - выпечка пасхальных куличей и окрашивание яиц, символы бессмертного тела Христова, которые освящают в храмах. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты.

Утром после всенощных бдений и прохождения крестных ходов вокруг церквей начинается празднование чудесного воскрешения Христа. Люди поздравляют друг друга словами "Христос воскрес!", получая ответ "Воистину воскрес!" и обмениваясь освященными куличами и яйцами. Название этого обычая - Христосование. Эти традиционные обряды настолько распространены, что пасхальным угощением обмениваются не только верующие, но и атеисты.

На свете существует немало обрядов. Обычаи, пример которых приведен в статье, являются наиболее распространенными в России.

Приветствие . Лучше, если данный ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. К примеру, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия бывают касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, к примеру, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всœегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и чувством легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всœегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по крайне важности). Часто – в форме притчи.

9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всœегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Οʜᴎ также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (к примеру, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определœениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определœенных действий".

b. "...... - ϶ᴛᴏ своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, ᴛ.ᴇ. выступают в значении других".

c. "...... - ϶ᴛᴏ не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всœегда и при всœех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "В случае если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом принято понимать подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они бывают предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.



 

Возможно, будет полезно почитать: