Святые Константин и Елена: иконы и портреты. Святая равноапостольная царица Елена

Ц арица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).

Святая Елена
(Чима да Конельяно, 1495 год).

Радостные вести принес всем христианам четвертый век от Рождества Христова. Во главе Римской империи встал Константин, первый император, который запретил гонения последователей Господа. Христианам разрешили открыто исполнять свои обряды и вернули отнятые церкви. Никому не воспрещалось крестить детей в истинную веру, напротив - Константин был рад каждой новой спасенной душе. Многие подданные империи с удивлением понимали, что христианская религия является подлинной, а ее таинства привлекали гораздо больше, чем языческие обычаи. Столицей Римского государства стал христианский Константинополь, на его престол император рядом с собой усадил свою мать, Елену. Ту самую женщину, которой он и был обязан вере в Господа…

… 326-й год от Рождества Христова, Константинополь…

Семьдесят шесть лет исполнилось Елене. Другие женщины в ее возрасте только и делали, что сидели дома, тихо дожидаясь окончания жизненного пути. Но царица была не из таких. Елена каждый день приходила к своему сыну Константину, а тот с радостью прислушивался к ее советам, потому что царица была мудрой, благочестивой и обладала ясным умом, несмотря на преклонные годы. Однажды утром Елена попросила сына отпустить ее в Иерусалим.

Елена:
Сын мой! Настало время нам расстаться. Я должна поехать в святые земли. Мне во сне было видение. Я должна вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми. Найду я и крест, на котором распяли Господа нашего. Знаю, возраст мой уже не тот. Но не бойся - пока своего дела не исполню, не призовет меня Господь.

Жалко было императору расставаться с царицей-советчицей, но Господней воле он перечить не мог, да и не хотел. Раз уготована такая судьба его матери, значит, так тому и быть. Недолго Елена собиралась в путь. Взяв с собой верных слуг и друзей, отправилась она в Иерусалим - именно там, по преданиям, проходила земная жизнь Иисуса Христа.

Прибыв в древний город, Елена вместе с иерусалимским патриархом Макарием начала расспрашивать местных христиан и иудеев, где спрятан Крест Господень, и где ученики похоронили тело Иисуса на три дня, что прошли до его воскресения. Молва о чудесной царице, которую шепотом называли «святой», быстро распространилась по всей округе. Мужчины и женщины с радостью помогали Елене в ее поисках. И вот один иудей указал царице на храм языческой Венеры, который построил император Адриан.

Мужчина:
Соседка! Соседка! Ты дома? Слыхала ли, какое чудо произошло у капища?

Женщина:
Какое еще чудо?

Мужчина:
Та самая царица, что из Константинополя приехала, сейчас повелела снести и стены, и нечестивые статуи, да срыть землю под ними. И тут открылось нам всем диво - в скале пустая гробница. Царица как увидела ее, так у нее слезы из глаз побежали и говорит она - копайте, друзья мои, знаю, что мы на верном пути.

Женщина:
Что же то за гробница была?

Мужчина:
Снова копать начали, только поодаль. Тут из-под земли пошел запах, сладостный такой, что всем захотелось возрадоваться. А на месте том нашли три креста, в землю зарытые, вот как!

Женщина:
Три креста? Господи, благослови, да неужели же это те самые?.. Под жертвенником были?

Мужчина:
Женщина в толпе была тяжелобольная, у нее и ноги уже усохли, она ходить не могла. Так вот к ней кресты стали подносить по очереди - и на третьем исцелилась она, совсем исцелилась!

Вера подсказала Елене, что пустая гробница - это и есть Гроб Господень, а Животворящий Крест - тот самый, на котором распяли Спасителя. Рядом же нашли четыре гвоздя и титло с полустертой надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Часть креста и два гвоздя Елена взяла с собой в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, чтобы люди, которые приходили бы в город, могли поклониться святым реликвиям и уверовать в Господа. А на святом месте приказала построить Храм Гроба Господня. После она повелела воздвигнуть еще два храма - один в Вифлееме, где родился Иисус Христос, а второй - на Елеонской горе, откуда Спаситель вознесся на небеса.

Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу - не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира.

ЕЛЕНА СВЯТАЯ - византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная.

Про-ис-хо-ж-де-ние Елены Святой не-из-вест-но, как и то, бы-ла ли она за-кон-ной же-ной императора Кон-стан-ция I Хло-ра , от ко-то-ро-го ро-ди-ла сы-на (около 274 года), бу-ду-ще-го императора Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го. По не-ко-то-рым дан-ным, Кон-стан-ций Хлор зна-чи-тель-но поз-же ро-ж-де-ния Кон-стан-ти-на всё же уза-ко-нил брак с Еленой Святой, од-на-ко по при-ка-зу императора Ди-ок-ле-тиа-на ро-ди-те-ли Кон-стан-ти-на бы-ли раз-ве-де-ны. Став им-пе-ра-то-ром, Кон-стан-тин воз-вёл Елену Святую в сан ав-гу-сты. Из-вест-но, что Елена Святая, бу-ду-чи хри-сти-ан-кой, спо-соб-ст-во-ва-ла рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва, по край-ней ме-ре, в восточной час-ти Римской им-пе-рии. Около 326 года Елена Святая об-ре-ла в Ие-ру-са-ли-ме на Гол-го-фе Крест Гос-по-день и ос-но-ва-ла на этом мес-те храм Гро-ба Гос-под-ня. По окон-ча-нии его строи-тель-ст-ва Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день был тор-же-ст-вен-но вне-сён в этот храм и во-дру-жён на Гол-го-фе. В честь это-го со-бы-тия пра-во-слав-ная цер-ковь ус-та-но-ви-ла празд-ник Воз-дви-же-ния Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня, ко-то-рый от-но-сит-ся к чис-лу ве-ли-ких и празд-ну-ет-ся 14(27) сентября. Кро-ме упо-мя-ну-то-го хра-ма, Елена Святая по-строи-ла на Свя-той зем-ле ещё несколько хра-мов, в том числе на Еле-он-ской го-ре, в Виф-лее-ме и в Хев-ро-не у Мам-врий-ско-го ду-ба. По-ки-нув Па-ле-сти-ну в 327 году, по до-ро-ге в Кон-стан-ти-но-поль Елена Святая спо-соб-ст-во-ва-ла строи-тель-ст-ву пер-во-го хри-сти-ан-ско-го монастыря Святого Кре-ста в Айия-сма-ти (остров Кипр). Пе-ред смер-тью при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг. Вме-сте с сы-ном Кон-стан-ти-ном при-чис-ле-на Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых в чи-не рав-но-апо-столь-ных, па-мять со-вер-ша-ет-ся 21 мая (3 ию-ня).

Из-вест-но, что ны-не од-на часть мо-щей Елены Святой на-хо-дит-ся в церкви «Жерт-вен-ник Не-бес-ный» (Рим), дру-гая - в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Па-риж).

Ико-но-гра-фия

Елену Святую пред-став-ля-ют в одея-нии ви-зантийских им-пе-рат-риц, с дра-го-цен-ным пла-том-ло-ром, в вен-це, ино-гда её гла-ву под вен-цом по-кры-ва-ет плат. Наи-бо-лее ран-ние ви-зантийские изо-бра-же-ния Елены Святой пред-став-ля-ли со-бой круг-лую скульп-ту-ру (не-со-хра-нив-шие-ся ста-туя Елены Святой на фо-ру-ме Кон-стан-ти-на в Кон-стан-ти-но-по-ле, пред-по-ло-жи-тель-но конец IV века, и пар-ные ста-туи святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, VIII век). В ран-них мо-заи-ках эти свя-тые воз-де-ты-ми ру-ка-ми под-дер-жи-ва-ли ме-даль-он с Кре-стом (в хра-мах Святой Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, 870-е годы, и Ай-ва-ли-Ки-лис-се в Кап-па-до-кии, X век). В даль-ней-шем пре-об-ла-да-ние по-лу-чи-ла ком-по-зи-ция с мо-ну-мен-таль-ным кре-стом, флан-ки-ро-ван-ным фрон-таль-но рас-по-ло-жен-ны-ми фи-гу-ра-ми свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны (фре-ска нар-тек-са церк-ви монастыря Со-ро-ка му-че-ни-ков в Ве-ли-ко-Тыр-но-во, Бол-га-рия, около 1230 года; фре-ски Мар-тирь-ев-ской па-пер-ти в Со-фий-ском со-бо-ре в Нов-го-ро-де, 2-я половина XI века). Изо-бра-же-ния свя-той встре-ча-ют-ся в сю-же-те «Об-ре-те-ние Кре-ста Гос-под-ня» (ми-ниа-тю-ра «Сло-ва Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 879-882, Национальная библиотека, Па-риж), по-лу-чив-шем рас-про-стра-не-ние в сирийском, западно-ев-ропейском и по-стви-зан-тий-ском искусстве (фре-ски церк-вей - Святого Кон-стан-ти-на в Кри-ца-Ме-ра-бе-лу на острове Крит, 1354-1355; Святого Кре-ста в Айия-с-ма-ти на острове Кипр, 1494, мас-тер Фи-липп Гуль). В русской ико-но-пи-си фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой ста-ли обя-зательной при-над-леж-но-стью ико-но-гра-фии Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня. По-сле при-не-се-ния в Рос-сию из Па-ле-сти-ны кре-ста, за-ка-зан-но-го в 1656 году пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном для Кре-ст-но-го монастыря на Кий-ост-ро-ве Бе-ло-го моря, воз-ник сю-жет «Кий-ский крест с пред-стоя-щи-ми», где по сто-ро-нам кре-ста бы-ли на-пи-са-ны свя-тые Кон-стан-тин и Еле-на, царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич и ца-ри-ца Ма-рия Иль-и-нич-на, а так-же ко-ле-но-пре-кло-нён-ный пат-ри-арх Ни-кон.

Тип «ре-ли-к-ва-ри-ев Ис-тин-но-го Кре-ста», на ко-то-рых при-сут-ст-во-ва-ли рель-еф-ные фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, был рас-про-стра-нён в ви-зантийском искусстве, а за-тем про-ник в Западную Ев-ро-пу: 2 ма-лень-ких ре-ли-к-ва-рия-трип-ти-ха с час-ти-ца-ми Ис-тин-но-го Кре-ста, при-ве-зён-ные в 1154 году из Кон-стан-ти-но-по-ля аб-ба-том Ви-баль-дом, со-ста-ви-ли центральную часть бо-лее круп-но-го трип-ти-ха, бо-ко-вые створ-ки ко-то-ро-го ук-ра-ше-ны сце-на-ми из ис-то-рии об-ре-те-ния Кре-ста Е. (XI-XII века, Библиотека и му-зей П. Мор-га-на, Нью-Йорк). С кон-ца Сред-не-ве-ко-вь​я в Ев-ро-пе Елена Святая изо-бра-жа-ет-ся как од-но из дей-ст-вую-щих лиц сю-же-та «Ис-то-рия Ис-тин-но-го Кре-ста», литературной ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ла «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. По-чи-та-ние Кре-ста, про-по-ве-дуе-мое ни-щен-ст-вую-щи-ми ор-де-на-ми, спо-соб-ст-во-ва-ло ут-вер-жде-нию в изо-бра-зительном искусстве жи-во-пис-ных цик-лов на эту те-му (фре-ски А. Гад-ди в церкви Сан-та-Кро-че во Фло-рен-ции, 1380-1390-е годы, и Пье-ро дел-ла Фран-че-ски в церкви Сан-Фран-че-ско в Арец-цо, 1452-1464; пре-дел-ла по-лип-ти-ха Ми-ке-ле ди Мат-тео Лам-бер-ти-ни, около 1427 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция). В искусстве Воз-ро-ж-де-ния и ба-рок-ко встре-ча-ют-ся изо-бра-же-ния Елены Святой в императорской ман-тии и ко-ро-не с кре-стом, ми-ниа-тюр-ным зда-ни-ем церк-ви или гвоз-дя-ми (Дж.Б. Чи-ма да Ко-нель-я-но, 1495, Национальная га-ле-рея ис-кус-ст-ва, Ва-шинг-тон; Л. Кра-нах Стар-ший, 1525, Ху-дожественный му-зей, Цин-цин-на-ти; ста-туя А. Баль-джи, 1639, со-бор Святого Пет-ра, Рим). В ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельных сю-же-тов изо-бра-жа-ют-ся «Ви-де-ние святой Еле-ны» (П. Ве-ро-не-зе, 1570, Национальная га-ле-рея, Лон-дон) и «Об-ре-те-ние Ис-тин-но-го Кре-ста» (П.П. Ру-бенс, 1602, со-бор в Гра-се; Дж.Б. Тье-по-ло, около 1745 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Иллюстрации:

Елена (+ ок. 327), равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого.

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила "мерзских и суетных идолов мертвенная служения" и не замедлила принять Христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.

Святая равноапостольная царица Елена возымела благочестивейшее желание на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям - в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына.

Почитание

Тело ее первоначально было положено в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой, чьим именем и поныне называют сотни тысяч девочек - в память о мудрой царице и великой святой - покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был совершен молебен перед мощами святой царицы Елены.

Лишь недавно православные христиане Парижа обнаружили, что рядом с ними находится эта святыня. Молебен стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Православные христиане, услышав, что святые останки царицы Елены находятся в центре Парижа, не знали поначалу, насколько достоверны эти сведения. Но затем историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Обретение мощей равноапостольной царицы Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, дает новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всем православном мире.

История христианства знает множество людей, посвятивших свою жизнь Господу и совершивших множество святых дел. Одна из них — Елена Равноапостольная Константинопольская царица, мать императора Константина, человека, который сыграет определяющую роль как в судьбе молодой христианской религии.

Елена прославилась и другими подвигами. Её обширная деятельность и великие совершения сделали царицу почитаемой наравне с апостолами.

Житие

Местом рождения будущей императрицы был портовый город Дрепан, расположенный в римской провинции Вифиния. Судьба не одарила девочку знатным происхождением — её отец был владельцем постоялого двора. В Дрепане Елена и росла, работая в гостинице своего отца.

Её судьба изменилась благодаря случаю. Однажды мимо гостиницы проезжал известный римский военачальник. Он приметил миловидную девушку, работавшую там. Её красота и благородство души произвели на военачальника неизгладимое впечатление. Он решил взять Елену себе в жёны. Военачальником оказался Констанций Хлор – будущий император Рима. Елена согласилась выйти за него замуж.

С этого времена она оказалась втянута в бурную политическую жизнь Римской империи. Несмотря на неспокойное время, Елена жила счастливо в браке и родила сына, которого назвали Константин. Спустя некоторое время после рождения сына обстоятельства вынудили Елену покинуть царский дворец.

Император Диоклетиан разделил империю на четыре части, предложив Констанцию править одной из них. Для укрепления родственных связей с римской знатью Констанций женился на представительнице царской семьи – Феодоре, падчерице императора Максимина, отошедшего от управления империей. Елена оказалась удалена от двора на пятнадцать лет.

В 306 году умер Констанций Хлор. Новым императором провозгласили Константина, сына Елены. Константин вернул свою мать из изгнания. Вновь оказавшись при дворе, Елена приобрела большое расположение у римского народа.

Константин глубоко уважал Елену как мать и как добродетельную женщину. Елена была удостоена таких почестей, что её называли августой и василисой – титулами римских императоров. Изображение Елены чеканили на золотых монетах. Константин доверил своей матери распоряжаться казной по собственному желанию.

Обретение креста царицей Еленой

На склоне лет Елена вознамерилась совершить паломничество в Палестину, к месту жизни Христа. Даже в старости обладая острым умом и быстротой молодого тела, Елена направилась на восток. В Палестине ей предстояло совершить великое дело – отыскать Крест, на котором был распят Христос.

Предание об обретении святого Креста Еленой дошло до нас в двух версиях. Первая из них гласит, что Крест был найден под храмом Афродиты. При его разрушили, под его обломками нашли три разных креста, табличку, снятую Креста Спасителя и гвозди. Как определить, который из трёх крестов является подлинным, придумал Макарий, епископ Иерусалима. Он решил приложить каждый крест к больной женщине. Бог явил истинный Крест, когда женщина обрела здоровье, прикоснувшись к нему. Те, кто присутствовал при этом событии, воздали хвалу Господу, а епископ Макарий поднял Крест, показав его всем.

Согласно второй версии, Елена обратилась за помощью к иерусалимским иудеям. Старый еврей, которого звали Иуда, указал на святилище Венеры. Елена приказала уничтожить храм. При проведении раскопок обнаружили три креста. Святой Крест нашли с помощью чуда: рядом несли покойника, и когда к его плоти поднесли Святой Крест, мертвец ожил. Иуда перешёл в христианство и стал епископом.

В путешествии Елена не переставала проявлять лучшие качества своей натуры. Проезжая мимо городов, императрица осыпала дарами местное население. Елена не отказывала никому, кто обращался к ней за помощью. Не забывала Елена и про церкви, которые украшала богатыми драгоценностями.

Она посещала храмы даже в самых маленьких городах. Елена появлялась в скромной одежде, смешиваясь с толпой. Кроме этого, ей приписывается постройка большого числа церквей на святой земле. Также Елена возвела множество больниц.

Возвращаясь из паломничества, Елена сделала остановку на Кипре. Видя, как местное население страдает от змей, она повелела привезти на Кипр кошек.

Елена основала здесь монастырь Ставровунь.

Святая Елена Равноапостольная, в чём помогает

После смерти Елена стала почитаемой христианской святой, покровительницей и помощницей в земных делах. За содействием к святой Елене Равноапостольной может обратиться всякий, кто желает добиться материального процветания.

Также святая Елена помогает тем, кто решил начать важное дело, добиться карьерного роста или успеха на политическом поприще. Помимо этого, культ святой Елены имеет большое значение для крестьян.

Не случайно Еленин день приходится на 3 июня – время, когда заканчивается посадка хлеба. Святой Елене воздаются молитвы о защите посевов и увеличении урожайности.

Значение иконы святой Елены

Иконы с изображением Елены появились в Византийской империи. Иконописцы старались передать как её высокий прижизненный статус, так и особое расположение Господа к Елене.

Иногда её изображали рядом с императором Константином – её сыном и помощникам в добрых делах. Это подчёркивало необыкновенное согласие, царившее в семье святой. На иконах Константин находится с левой стороны, Елена – с правой. На них одеты короны. Рядом с ними изображен крест. Иногда царица держит гвозди.

Если Елена изображается одна, то сзади неё находится Иерусалим. Она стоит рядом с Крестом Спасителя, смотрит в небо. Елена одета как византийская императрица.

На современных иконах царица изображается одна с крестом в правой руке. Он символизирует страдания и великий совершения Елены. Левая рука указывает на крест, или раскрыта.Этим иконописцы показывают, что для каждого человека Господь уготовил определённую задачу, которую он должен исполнить.

Молитва святой Елене Равноапостольной

Святой Елене Равноапостольной молятся, когда нуждаются в принятии верного решения. Также у Елены просят помощи в обретении и упрочении веры, благополучии в семье и на работе, в излечении от болезней. Молитву можно произносить дома, около иконы или в храме.

Предпочтительно молиться в церкви, в которой есть икона святой Елены, либо частица её мощей. В христианской традиции не существует четкой формулы обращения к святой Елене. Тем не менее, текст молитвы можно найти в специальных сборниках.



 

Возможно, будет полезно почитать: