— У кого возникла идея проведения таких вечеров? — Как вы полагаете, литература должна воспитывать.

Учебник может быть использован при изучении дисциплины БЖД в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей.
Изложены сведения о чрезвычайных ситуациях. Описаны мероприятия по защите населения и персонала предприятий от поражающих факторов, рассмотрены нормативно-правовая база, организация системы гражданской защиты, а также вопросы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций. Дано представление о необходимом минимуме медицинских знаний для оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в результате возникновения несчастного случая на производстве или в других условиях. Уделено внимание порядку и правилам оказания первой помощи пострадавшим. Приведены основные сведения об обороне государства, Вооруженных Силах Российской Федерации, воинской обязанности и военной службе как особом виде федеральной государственной службы. Освещены вопросы организации и содержания допризывной подготовки учащейся молодежи к военной службе.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Радиоактивное загрязнение территорий.
Беспорядочное распределение радиоактивных веществ (РВ) на ограниченной площади вследствие выброса их в атмосферу и последующего оседания на поверхность земли или иных причин носит название радиоактивное загрязнение территорий. Происходит оно в результате ядерного взрыва, аварии на ядерной энергетической установке или из-за безответственного хранения и халатного обращения с РВ в медицинских и научных учреждениях и промышленности.

При первичном загрязнении наиболее крупные частицы РВ оседают на землю в ближайшем окружении источника загрязнения; мелкие частицы в виде пыли разносятся потоками воздуха и осаждаются на поверхностях объектов; самые мелкие частицы в виде аэрозолей переносятся радиоактивными облаками на далекие расстояния и затем попадают на землю и в органы дыхания человека и животных.

Содержание
Предисловие
Раздел I ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика
1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1.2.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами
1.2.2. Радиоактивное загрязнение территорий
1.2.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами
1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера
1.4. Чрезвычайные ситуации военного характера
1.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом
Глава 2. Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
2.1. Виды защитных мероприятий
2.2. Защита населения, персонала предприятий и материальных ценностей от пожаров
2.3. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации
2.4. Ликвидация химического заражения территории
2.5. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях
2.6. Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов
Глава 3. Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
3.1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
3.2.1. Организация и функционирование РСЧС
3.2.2. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС
Глава 4. Первая медицинская помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве и в чрезвычайных ситуациях
4.1. Общая характеристика поражений организма человека от воздействия опасных факторов
4.2. Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи
4.3. Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма
4.4. Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях
Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 5. Основы военной безопасности Российской Федерации
5.1. Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан
5.2. Организация обороны Российской Федерации
Глава 6. Вооруженные Силы Российской Федерации
6.1. Русская военная сила - от княжеских дружин до ракетно-космических войск
6.2. Назначение и задачи Вооруженных Сил
6.3. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами
6.4. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008 - 2020 гг
Глава 7. Воинская обязанность в Российской Федерации
7.1. Понятие и сущность воинской обязанности
7.2. Воинский учет граждан
7.3. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
7.4. Призыв граждан на военную службу
Глава 8. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации
8.1. Военная служба - особый вид государственной службы
8.2. Воинские должности и звания военнослужащих
8.3. Правовой статус военнослужащих
8.4. Права и обязанности военнослужащих
8.5. Юридическая ответственность военнослужащих
8.6. Социальное обеспечение военнослужащих
8.7. Начало, срок и окончание военной службы
8.8. Увольнение с военной службы
Глава 9. Исполнение обязанностей военной службы и альтернативной гражданской службы в Российской Федерации
9.1. Прохождение военной службы по призыву
9.2. Военная служба по контракту
9.3. Альтернативная гражданская служба
Раздел III ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 10. Государственные и воинские символы, традиции и ритуалы Вооруженных Сил
10.1. Государственные и воинские символы России
10.2. Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России
10.3. Воинские традиции - память поколений
10.4. Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
Глава 11. Основные направления подготовки учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации
11.1. Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе
11.2. Военно-профессиональная ориентация молодежи
11.3. Военно-патриотическое воспитание будущих воинов
11.4. Физическая подготовка и здоровый образ жизни - залог успешной военной службы
Глава 12. Психологическая подготовка молодежи к межличностным взаимоотношениям в воинском коллективе
12.1. Общая характеристика межличностных взаимоотношений между военнослужащими
12.2. Сущность, виды и характеристика конфликтов в воинских коллективах
12.3. Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. Правила неконфликтного поведения военнослужащих
Нормативно-правовые акты
Список литературы.

Геннадий Константинович Сапронов (1952, г. Иркутской области – 14 июля 2009) - журналист, издатель.

Г.К. Сапронов: биографическая справка

После окончания средней школы в 1969 приехал в Иркутск поступать на отделение журналистики Иркутского госуниверситета . Трижды испытывал судьбу и в 1971 стал студентом. Два года до этого работал на заводе им. Куйбышева токарем, а затем плотником. После окончания университета работал секретарем Кировского райкома комсомола.

С 1979 по 1985 работал заместителем, а потом редактором газеты «Советская молодежь ».

С 1985 по 1991 был собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» по Восточной Сибири, а следующий год был собкором «Комсомолки» в Монголии.

Кроме многочисленных газетных публикаций написал две книги, изданные в Восточно-Сибирском книжном издательстве: «Степень вины» о трагической судьбе семьи Овечкиных и «Диалоги о Сибири» - цикл острых полемических бесед о проблемах Сибири с известными и авторитетными земляками, среди которых В. Распутин, В. Астафьев. Публиковался во многих центральных печатных изданиях, публицистических сборниках.

В 1991 организовал издательскую фирму «Офсет», с 1999 выпускал продукцию под маркой «Издатель Сапронов».

Был членом Ассоциации книгоиздателей России.

В библиотеках города очень много книг, изданных Геннадием Константиновичем. Исключительное качество художественного и полиграфического исполнения - характерная черта книжной продукции. «Издатель Сапронов» работает в тесном творческом содружестве с лучшими мастерами книжной графики. Это позволяет выпускать подарочные издания, каждое из которых вызывает восхищение поклонников литературы. Достижения в искусстве оформления книг «Издателя Сапронова» неоднократно отмечались дипломами Российской ассоциации книгоиздателей, престижных национальных конкурсов.

За годы существования издательства вышли в свет более 100 наименований замечательных литературных произведений. Среди них нет однодневок, выпущенных на злобу дня. «Издатель Сапронов» был верен высокой нравственной традиции современной российской прозы и публицистики. Всероссийская слава к Геннадию Сапронову пришла в последние годы, когда он занялся издательской деятельностью: выпустил практически все произведения и письма Виктора Астафьева, полное собрание сочинений Валентина Распутина, критика Валентина Курбатова, произведения Евгения Носова, Василя Быкова, Леонида Бородина, Евгения , Льва Аннинского - имена этих выдающихся мастеров слова составляют основу творческих достижений издательства.

В.Г. Распутин предельно кратко и ёмко сказал о Г.К. Сапронове: «У Геннадия Сапронова был талант печатать книги…». И это действительно так. Геннадий Константинович Сапронов был из той категории людей, кто свою жизнь создаёт собственным трудом и талантом.

Г. Сапронов лауреат Всероссийских конкурсов «Искусство книги», «Лучшие книги года» (На Санкт-Петербургском международном книжном салоне в 2008 были подведены итоги 17-го конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». Событием 2007 признано собрание сочинений писателя Валентина Распутина в четырех томах. Победу в этой номинации издатель Геннадий Сапронов поделил с коллегой из Тобольска Аркадием Елфимовым, выпустившим «Чертежную книгу Сибири, составленную тобольским сыном Семеном Ремезовым в 1701 году». Через год, по итогам конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги 2008 года», в номинации «Лучшее издание классической художественной литературы» лауреатом конкурса стал издатель Геннадий Сапронов за выпуск книг в серии «Литературные вечера «Этим летом в »), «Артиада народов России» и других.

Геннадий Сапронов: я издаю то, что с удовольствием читаю сам

В мире бизнеса, где всем правят прибыль и рентабельность, книгоиздательство не самая привлекательная сфера. И не мудрено: новые имена возникают на литературном горизонте весьма редко, а все успешные авторы давно подписали пожизненные контракты со «своими издателями». Может показаться, что серьёзные книгопечатные фирмы есть лишь в Москве и Питере. Но это заблуждение. Геннадий Сапронов много лет занимается книгоизданием, живя при этом в провинции и утверждая, что задыхается в столице от ненужной суеты.

Фолианты, выпущенные им, с поразительной регулярностью признаются ассоциацией книгоиздателей России лучшими книгами года. Сапронов не только успешный менеджер, собравший потрясающую команду профессиональных редакторов, художников, дизайнеров и полиграфистов. Он сам активно участвует в литературном процессе: занимается составлением сборников, пишет вступления к книгам.

- Кем вы мечтали стать в дет.стве?

Мечты были простые, а чёткого осознания пути, стези, дороги, видения себя в чём-то не было. К старшим классам стало понятно, что у меня гуманитарный склад. Я начал больше читать, наверное, потому что влюбился. Появились попытки слова, звучащие обычно, превратить в рифму, в образы. Появилась сентиментальность, хотя, пожалуй, она не возникает просто так - это либо есть в характере человека, либо нет. Тогда понял, что писать тексты - это моё. И после школы приехал из Черемхова в Иркутск поступать на отделение журналистики. Мне было невдомёк, что нужно иметь свои публикации, которых у меня, конечно, ещё не было. Но отступаться от намеченного не в моём характере, и я решил, раз не получается на журналистику, пойду просто на филфак. И провалился на первом же экзамене - на сочинении. Как у всех пацанов в школе, русский язык у меня был не выше, чем на тройку. Так вместо учёбы в университете пошёл работать на завод им. Куйбышева токарем, затем плотником. На следующий год была ещё одна попытка поступить на филфак, на этот раз я засыпался на английском. Стать студентом удалось с третьего раза. В это же время появляются мои первые робкие публикации в газете «Совет.ская молодежь». Помню, меня отправили написать очерк о школьниках из деревни Большая Речка, которые помогали убирать урожай. Сейчас даже смешно об этом вспоминать, а тогда это было волнительно.

- То есть вы себя видели журналистом и никем другим…

Да. Как мудро говорят: профессия - наиболее короткий путь к познанию мира. Я выбрал журналистику. Не скажу, что это короткий путь, но именно он позволил мне лучше узнать себя и даже удовлетворить свои духовные и нравственные потребности. Не жалею, что закончил именно это отделение и много лет проработал в журналистике.

Был собкором, писал про Восточную Сибирь, Читу, Якутию. Благодаря журналистской работе, я познакомился с удивительными и талантливейшими людьми, а с некоторыми, как с Виктором Петровичем Астафьевым, даже посчастливилось подружиться. Когда же пришло рыночное время, я понял, что журналистика в том виде, в котором она нужна новому времени, мне неинтересна. Это не то, чему меня учили. И я ушёл из профессии.

- Тогда вы стали книжным издателем, а почему не создали свою газету или журнал?

Дело не в том, пишешь ты или занимаешься организацией бизнеса. Если ты человек творческий, то это всегда найдёт отражение в твоей работе. Конечно, жить в физическом смысле, кормить семью приходится другими делами. Одним издательским хлебом жив не будешь. У меня тоже есть бизнес, приносящий доход, а не моральное удовлетворение. Но именно благодаря этому занятию создаётся определённый плацдарм для творческой работы. А на просторы медиа-бизнеса, как теперь говорят, я возвращался. Издавал газету «Зелёная лампа». В течение трёх лет свет увидели 36 номеров, за каждый из которых мне не стыдно. Издание финансировал бюджет, когда такая возможность была исчерпана, всё прекратилось. Мы хорошо начали и достойно ушли.

- Книгоиздательство для вас - бизнес?

В некотором смысле, конечно и бизнес, и производство - со складами, типографиями, бумагой. Одновременно - и рынок с вложенными средствами и желанием их вернуть с прибылью. Хотя первые мои издательские шаги были провальными. На заре 90-х я наивно полагал, издав книгу Виктора Астафьева, что за ней тут же выстроится очередь. А в реальности первый тираж попросту украли.

Кого издавать для меня вопроса не было, конечно Астафьева.

- Для вас важно быть лично знакомым с издаваемым автором?

Нет. Например, с Игорем Петровичем Золотусским мы познакомились лишь на днях, но это не мешало мне ранее издавать его вещи. Конечно, колоссальный импульс на старте дал мне Астафьев, я его считаю своим духовным отцом. И очень горжусь тем, что при жизни Виктор Петрович назвал меня своим издателем. Это самая высокая оценка моей работы. Кроме того, Астафьев познакомил меня со многими современными писателями и критиками, составляющими золотой фонд нынешней российской культуры. Это Валентин Яковлевич Курбатов, Михаил Николаевич Кураев, Лев Александрович Аннинский, Алексей Варламов и многие другие.

- Что является для вас определяющим при выборе произведения для издания?

Прежде всего, я ориентируюсь на качество текста, который должен быть написан хорошим русским языком. И обязательное условие - чтобы автор был близок мне по духу, вызывал уважение. Писатели вольны кому угодно передавать на публикацию свои тексты. Но я рад, что многими из них выбор делается в мою пользу.

Мой принцип в книгоиздательстве прост: я издаю то, что сам хочу купить, прочитать и поставить на полку в домашней библиотеке.

- Сколько книг вышло под маркой издательства «Сапронов»?

За все годы существования - около ста. Я не гонюсь за количеством. В год выходит с десяток названий. Это скорее штучное издательство.

- А как в вашем издательском деле главным художником стал Сергей Элоян?

Сергей не просто художник. Он практически половина меня самого. Не будь его, я бы точно не стал издателем. Может быть, это некий закон парности. Мы познакомились на первой моей серьёзной издательской работе в 2000 году, когда делали сборник «Вернитесь живыми». Сергей до этого не занимался книжной графикой. Но я предложил ему попробовать. Многие меня от этого отговаривали, утверждая, что Элоян такой фантасмагоричный, а военная проза, мол, требует крайней степени реализма. Тем не менее, я попросил Серёжу сделать мне обложку для этой книги. Он выполнил и что называется, не попал. Причём создал не просто набросок, а готовое произведение - красочное и очень детальное. Я попросил переделать. Через неделю он принёс новый вариант, столь же скрупулёзно исполненный. И снова это было не то. Мне стало неудобно перед ним и страшно, что придётся отказаться от сотрудничества. Он сделал третий вариант. Я с внутренним холодом ждал результата. И вот как раз этот рисунок стал сто.процентным попаданием. Тогда я сказал Серёже, что теперь он может делать так, как ему кажется правильным, поскольку основную идею он ухватил точно. С тех пор самые значимые издания мы делаем только совместно. Элоян - единственный художник, из тех что я знаю, прочитывающий произведение от начала до конца и лишь затем приступающий к иллюстрированию.

Мы очень волновались, делая астафьевскую «Царь-рыбу», это последняя книга, на издание которой я получил благословение Виктора Петровича. Сейчас эта книга пережила второе издание, причём заказ поступил от красноярцев. Они привыкли одаривать ей высоких гостей, поэтому второе издание стало поистине художественным, оформительским и полиграфическим шедевром.

- Что даёт вам участие в книжных ярмарках?

Осенью планирую показаться на Московской книжной ярмарке, представить там книги, изданные в подарочном формате. Не думаю, что почерпну там что-то полезное, поскольку данное мероприятие более всего напоминает базар на нескольких гектарах отведённой площади. А вот на «Non/fiction» - ежегодной ярмарке интеллектуальной литературы, проходящей также в столице, - собирается в хорошем смысле полиграфический бомонд. Там можно перекинуться словом с представителями видных издательств, посетить интересные презентации. Это сгусток издательского мира России. Именно на этой ярмарке расширяется кругозор, приобретаются столь важные в издательском деле контакты. На ней нет места зависти, напротив - есть возможность поучиться друг у друга.

- Изменилось ли книгоиздательство с тех пор, как это ремесло получило развитие?

Оно идет по пути совершенствования. Всё больше становится возможностей для проявления творчества. Теперь прекрасные тексты требуют не менее достойного полиграфического оформления, чтобы появилось произведение искусства в виде книги.

- Вы согласны с утверждением, что читатель умер, остался потребитель книжной продукции?

Нет, и никогда не соглашусь. Человек же не ест книги, а именно читает. Тогда какой же он потребитель? Он именно читатель.

- Вы можете сказать, кто ваш читатель?

Может, это не скромно, но мой читатель - это те люди, которые приходят на литературные вечера «Этим летом в Иркутске». То есть все те, кто читает хорошую качественную прозу.

- У кого возникла идея проведения таких вечеров?

Она коллективная. Её авторы - директор драмтеатра Анатолий Стрельцов, писатели и Валентин Курбатов, а также я. Очень важно, что данная идея была поддер.жана департаментом по культуре. В 2007 году эти вечера были приурочены к юбилеям Валентина Распутина и Александра . В Иркутск по этому случаю приехали писатель и сценарист Михаил Кураев, директор музея-заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой.

- Вы верили в успех вашей затеи?

Нет. В прошлом году мы шли вслепую и даже не рассчитывали получить такой отклик. Формат литературных встреч необычен сам по себе. И вначале нам казалось, что сложнее всего будет собрать зал. Мы не представляли, что драмтеатр будет заполняться до отказа, что люди столь проникновенно станут слушать и задавать очень верные и важные вопросы.

- Что изменилось в литературных вечерах в этом году?

Во-первых, мы чувствуем большую ответственность за то, что делаем. Во-вторых, увеличился список участников. Он пополнился поэтом Владимиром Костровым, прозаиком Игорем Золотусским, достаточно молодым, но уже очень известным писателем Алексеем Варламовым.

- Как вы полагаете, литература должна воспитывать?

Наверное, нужно просто брать книгу и читать. Если она повысит вашу образованность или заставит задуматься о какой-то проблеме - чудесно. Если развлечёт, расслабит - тоже хорошо. В любом случае приобщение к литературе полезно - так сохраняется язык, а он, в свою очередь, является основой нации.

Алёна Сабирова. Аи Ф в Восточной Сибири

«Издатель Сапронов» - одно из самых успешных и известных частных издательств России . Достижения издательства неоднократно отмечались наградами престижных книжных выставок.

Продукция под маркой «Издатель Сапронов» начала выпускаться с 1999 года. За годы существования издательства им было выпущено более 100 наименований литературных произведений таких авторов, как Виктор Астафьев , Валентин Распутин , Лев Аннинский , Леонид Бородин , Василь Быков , Евгений Носов , Валентин Курбатов , Дмитрий Сергеев . Характерная черта книжной продукции издательства - высокое качество художественного и полиграфического исполнения, что позволяло выпускать качественные подарочные издания. Оформление книг иркутским художником Сергеем Элояном неоднократно отмечалось дипломами Российской ассоциации книгоиздателей , престижных национальных конкурсов . Среди подарочных изданий были: «Царь-рыба» Виктора Астафьева, четырёхтомник Валентина Распутина и его «Прощание с Матёрой », «Земля у Байкала», «Сибирь, Сибирь… » , а также письма дирижёра Евгения Колобова - «Маэстро Евгений Колобов» . Издательство выпустило также альбомы Юрия Селивёрстова и Сергея Элояна. С диском классической музыки была издана книга «Созвучие».

Редактором издательства была Агнесса Фёдоровна Гремицкая; основателем и владельцем Геннадий Константинович Сапронов (1952-2009) . В интервью одной из иркутских газет Г. Сапронов сказал:

Стремлюсь создать книгу, которую сам хочу купить и поставить на полку, даже если бы не я был её издателем. Я работаю в своё удовольствие, издаю тех авторов, которые мне интересны не потому что я такой привередливый, просто хочу делать то, что нравится, то, что возбуждает творческий азарт. Моё издательство – это мои книжки, мой круг авторов: В.Астафьев, В.Распутин, В. Курбатов, Л.Аннинский, Е.Носов и другие. Моя команда, мой взгляд на вещи, мой вкус. Здесь всё штучно и, поверьте, не так уж легко и просто

Издательство регулярно принимало участие в выставках «Нон-фикшн» .

Вклад, который внёс основатель издательства Г. К. Сапронов в развитие книжного дела России получил должную оценку в 2014 году на районном уровне:

«…10 октября в истории отечественной культуры произошло уникальное событие. Впервые в России библиотеке было присвоено имя издателя: в Иркутске появилась библиотека № 4 им. Геннадия Сапронова.»

Напишите отзыв о статье "Издатель Сапронов"

Комментарии

Источники

Ссылки

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Издатель Сапронов

– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.

Помимо прочего, его жизнь была доказательством, что традиционный русский интеллигент способен достойно выполнять свои обязанности даже сегодня. В начале 90-х он ушел из журналистики в бизнес – для того чтобы на выручку издавать в Иркутске коммерчески обреченные книги. Он не печатал попсу. Он с исключительным качеством издавал Астафьева и Распутина. Не каждая из его ста книг, но многие стали произведением искусства. Евгений Носов, Василь Быков, Виктор Некрасов, Юрий Казаков, Алексей Варламов, Леонид Бородин, Валентин Курбатов, Игорь Золотусский, Евгений Евтушенко.

Геннадий всегда корил себя, рассказывая, как надорвался Астафьев, работая над последней прижизненной книгой – «Пролетный гусь». Не знаю, мне кажется, Астафьев раньше бы сошел в могилу, если б Сапронов не взялся его издавать. Именно от Астафьева впервые услышал об этом светлом человеке, а потом лично вполне убедился в данных ему превосходных характеристиках.

Надписывая мне свою последнюю книгу – «Виктор Астафьев. Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952–2001 годы» («Новая» писала о ней и публиковала из нее отрывки), Геннадий назвал ее самой дорогой для него. Тираж разошелся за три недели, вызвав редкий резонанс. В Челябинске в ходе организованного «Единой Россией» собрания предложили расстрелять Сапронова, опубликовавшего эти письма с нелицеприятными высказываниями в адрес Сталина, Жукова, нашей армии и нашего народа.

Геннадий отшучивался: уйду в партизаны. И успел подготовить и запустить второе, дополненное издание писем Астафьева.

Через неделю мы должны были встретиться на Байкале и пойти на Ушканьи острова – взглянуть на лежбища нерпы. Он был жизнерадостен и полон сил. Несмотря на тяжесть последних дней – только что Сапронов «отвел», как говорят в Сибири, похороны Ангары. Прощался с родной рекой Валентин Распутин, а Геннадий сопровождал его вместе с группой документалистов – фильм о последнем сибирском классике делает руководитель студии «Остров» Сергей Мирошниченко. Путешествовавшие по реке от Байкала до Кодинска прошли три рукотворных моря – Иркутское, Братское и Усть-Илимское и останавливались почти в каждом селе, попадающем в зону затопления Богучанской ГЭС – в зону уже четвертого на Ангаре мертвого моря. И всюду их ждали и встречали люди, не верящие в обреченность их родины. Похороны Ангары затянулись на 12 дней. Потом Распутин заехал в Красноярск. И шесть дней назад, в Овсянке, родном селе Астафьева, Сапронов долго разговаривал «под камеру» с Мирошниченко. О жизни, поколении, России, о своем сыне, которого просто так убили вечерние прохожие.

Геннадий шесть дней назад сказал, быть может, и избитую фразу, но в нее хочется верить: «Смерти нет».



 

Возможно, будет полезно почитать: