Упражнения краткие страдательные причастия. Причастие причастный оборот задания

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

тем «Причастие» и

Выполнил ученик 8 класса Бугаев Никита

Руководитель учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

1.2 Аннотация

В текущем учебном году мы писали проверочную работу по теме «Правописание причастий и деепричастий». Учителем были предложены вопросы, проверяющие знания суффиксов глагольных форм, обособления причастных и деепричастных оборотов, упражнения на исправление стилистических ошибок, а также творческие задания, проверяющие умения употреблять глагольные формы в речи.

1. 24% учащихся без ошибок пишут суффиксы причастий и деепричастий, 36% допускают 1-2 ошибки, 28% допускают 3-4 ошибки, 12%-5 и более ошибок (см. Приложение 1);

2. 36% учащихся правильно обособляют причастные и деепричастные обороты, 44% допускают 1-2 ошибки, 16% допускают 3-4 ошибки, 4% - 5 и более ошибок (см. Приложение 2);

3. 40% учащихся не допускают грамматических ошибок в употреблении причастий и деепричастий, 44% учащихся допускают 1-2 ошибки, 16% допускают 3-4 ошибки (см. Приложение 3).

Кроме того, автор провёл наблюдение за устной речью одноклассников и пришёл к выводу, что только 48% учащихся активно используют причастия и деепричастия. Наблюдения были проведены на уроках истории, географии, биологии, обществознания, экономики, литературы во время устных ответов, а также на переменах во время неформального общения. Автором отмечено, что в общении между сверстниками глагольные формы употребляются очень редко, что обусловлено, вероятно, тем, что причастия «составляют принадлежность книжной речи и почти не встречаются в бытовой речи» (1,с.89). Деепричастие также «распространено в книжной речи и не характерно для устной речи» (1, с. 96) (см. Приложение 4, 5).

Таким образом, мы пришли к выводу, что изучение глагольных форм в орфографическом, грамматическом и пунктуационном отношении представляет трудность для учащихся 6-го класса. К сожалению, уроки повторения в 7 классе, попутное повторение орфографии в 8 классе показали, что данные темы недостаточно усвоены ребятами. Кроме того, нами были проанализированы демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ, в которых широко представлены вопросы, связанные правописанием и употреблением глагольных форм. Значит, наблюдение за изучением глагольных форм представляет научный интерес. Почему большое количество учащихся испытывают затруднения при изучении глагольных форм, как можно помочь в решении данной проблемы - вот круг вопросов, на которые автор попытался ответить в своей работе.

Анализируя данные вопросы, автор пришел к выводу, что тот практический материал, на котором отрабатываются орфографические, пунктуационные и грамматические навыки, не вызывает у подростков 12-13 лет интереса. Мы предположили, что освоение содержания курса русского языка по темам «Причастие» и «Деепричастие» будет более эффективным, если данные глагольные формы рассмотреть в текстах современной детской литературы, наиболее интересной и близкой учащимся 6-8 классов.

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован учащимся 6-7 классов, изучающим темы «Причастие» и «Деепричастие» в школьном курсе русского языка, а также учащимся 8-9 классов, повторяющим данные темы.

1.4 Цель проекта

Целью данного практико-ориентированного проекта является создание комплекса упражнений при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие» на материале романа Т.Крюковой «Вот так цирк!» в виде раздаточного материала и буклетов для самостоятельной работы учащихся 6,7 и 8 классов.

1.5 Задачи проекта

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить научную лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) разработать комплекс упражнений по формированию орфографических, грамматических и стилистических навыков правописания и употребления причастий и деепричастий;

3) провести опытную работу с использованием разработанного комплекса упражнений и теоретически обосновать результаты исследования.

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Предполагаемый

результат

подготовительный

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, выдвинуть гипотезу, определить практическую направленность проекта.

Ознакомление под руководством учителя с результатами проверочной работы по теме «Особые формы глагола», определение причины невысоких результатов одноклассников, проведение анкетирования среди одноклассников «Почему я испытываю затруднения при изучении причастий и деепричастий» (Приложение 11

Определение содержания, практической направленности и новизны проекта.

планирование

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной и методической литературой.

Изучение научной литературы о природе причастий и деепричастий, анализ упражнений, представленных в УМК под ред. С.И.Львовой.

Познакомиться с историей вопроса об изучении особых форм глагола в современной лингвистике и методике, изучить систему упражнений в УМК под ред. С.И.Львовой, определиться с планом работы по решению проблемы.

разработка

проекта

Чтение романа, составление карточек с заданиями, обсуждение составленных карточек с одноклассниками. Опытно-экспериментальная работа среди учащихся 7, 8, 9 классов и обсуждение полученных результатов с учителями.

Составление и первичное апробирование карточек с заданиями, буклетов.

Сбор отзывов учащихся и учителей о составленном комплексе упражнений.

Корректировка материалов с учетом пожеланий и отзывов учащихся и учителей.

оформление

результатов

Оформить составленные упражнения в виде карточек; в виде дидактического материала.

Редактирование и оформление карточек и дидактического материала в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся.

Оформление портфолио практико-ориентированного проекта.

Представление презентации проекта на городском теоретическом семинаре учителей русского языка и литературе.

презентация материала

Уточнение условий публикации и подготовка работы к публикации в соответствии с положением о публикации.

Публикация комплекса упражнений в электронном СМИ «Педагогический мир».

оценивание

Изучить критерии оценки практико-ориентированных проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся общеобразовательных учреждений г.Брянска.

Анализ и самоанализ созданного проекта, полученных результатов.

Получить отзыв о работе руководителя проекта, консультанта, учащихся гимназии.

Составить самоанализ работы.

1.7 Методы работы над проектом : изучение и анализ лингвистической и методической литературы для определения теоретической и практической базы проекта; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, тестирование.

1.8.1 Комплекс упражнений при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие» на основе романа Т.Крюковой «Вот так цирк!»

Лингвостилистические упражнения

Упражнение 1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Причастия и деепричастия запишите поморфемно, графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

1. На пустыре словно по ман_вению волшебной палочки вырос огромный ш_тёр увеша(н,нн)ый г_рляндами флажков и разноцветных лампочек. 2. Здесь были навесы и пом_щения для животных разрисова(н,нн)ые в_гончики где хранится рекв_зит и переод_ваются артисты и три маленьких в_гончика-домика. 3. Небо было св_нцовым капли шлепали по лужам вспучивая пузыри которые лопались уступая место новым.

Упражнение 2. Прочитайте вслух каждое предложение, следя за правильной интонацией предложений с обособленными обстоятельствами. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте словосочетания дееприч.(гл.сл.) + сущ., дееприч, (гл. сл.) + нареч.

1. Об…зумев от страха и (не)ожида(н,нн)ости Лис помчался (во)круг стола пес с лаем пр…следовал его по пятам. 2. Тигрица х…дила вокруг утлого убеж…ща Даньки пробуя его лап…й на прочность. 3. Братец Лис обл…гче(н,нн)о вздохнул но тут к…рниз (не)выдержал и Лис запутавшись в зан…веске шлепнулся на пол.

Упражнение 3. Прочитайте текст. Выпишите из него причастия и деепричастия приёмом поморфемного письма. Выполните синтаксический разбор 2 и 4 предложений.

В домике у бабушки Банни было удивительно уютно. На полочках красовались искусно расписанные тарелки и пузатые кувшины, наполненные до краёв. На окнах висели накрахмаленные кружевные занавески, а пол был застелен цветастыми связанными вручную половичками. В углу стояла кровать с горой подушек и подушечек, а над кроватью в вырезанных из липы рамочках висели фотографии всей крольчиной родни. Пока Данька разглядывал убранство домика, Бабушка Банни хлопотала возле сплетённого из ивы стола, расставляя маленькие тарелочки и раскладывая крохотные вилочки и ложечки.

Упражнение 4. Прочитайте текст. Выпишите из него причастия и деепричастия приёмом поморфемного письма. Какие средства выразительности помогли автору создать комический эффект?

Вдруг дядя Лева увидел Сосиску.

Это еще что за гость? - сказал он, нагнувшись к котенку.

Даньку бросило в холодный пот. Он с тоской подумал о том, что будет, когда дядя Лева обнаружит сидящего у него под кроватью гостя. Но Даньке повезло, под кровать дядя Лева не полез. Он взял Сосиску на руки, но бессовестный кот вырвался и, спрыгнув на пол, нахально посмотрел на Даньку, громко мяукнув, и направился к нему. Данька сделал страшную рожу, надеясь на то, что Сосиска испугается и убежит. Но тут кот остановился, повел ухом и, крадучись, пошел в противоположную сторону, к шкафу.

Упражнение 5. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте как одиночные причастия и деепричастия, так и причастные и деепричастные обороты. Составьте схему и выполните полный синтаксический разбор 1 предложения.

1.Данька отрезал кусок сыра, пододвинул его к Грымзе и та, взгр…м…здившись на сахарницу пр…ступила к трапезе. 2.Данька сделал себе бутерброд пр…двинул табурет и забравшись на него с ногами, сел за стол (на) против Грымзы. 3.И друзья открыв дверцу увидели что находятся на лесной опушке залитой ярким полуде(н,нн)ым солнцем.

Упражнение 6. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из текста причастия и деепричастия вместе с глаголами, от которых они образованы.

Образец: Взволнованный - взволновать

1 вариант. Каким с точки зрения лексики является слово дрессирокусник? Какова его стилистическая роль? Запишите поморфемно 2-3 деепричастия или причастия.

Данька ра(с,сс)казав Бублику и Грымзе о своем д..говоре с папой и мамой решил тотчас же пр…ступить к реп..тиции нового номера но тут возникли первые трудности. Чтобы стать дрессирокусником , нужно было иметь волшебный цилиндр из к…торого можно достать все что угодно и Черный Ящик.

П..йдемте п..смотрим может быть они сейчас никому не нужны? Тогда их можно взять на чуть(чуть) а потом вернуть на место, - тихонько прошептав сказал Данька.

Бублик поч..сал за ухом и махнув хв..стом сказал:

Не-е меня туда не пускают я и не суюсь. Мое место во дворе.

2 вариант. дух перехватило . Какова его стилистическая роль? Подберите синонимичные фразеологизмы. Запишите поморфемно 2-3 деепричастия или причастия.

Черный Ящик выглядывавший (из)под груды разнообразного циркового хлама был на месте но как назло возле него стояла гимнастка Милочка и оживле(н,нн)о б..седовала с осв..тителем. Ничего х…рошего от этого ждать не прих…дилось. Весь цирк знал что у них любовь и Милочка может проб..лтать так целый час. Данька вздохнув побрел в сторону гр…мерной фокусника. Тут ему повезло. Ц..линдр черный и бл..стящий, стоял на туалетном столике сверкая начище(н,нн)ым боком. У Даньки дух перехватило. Он схватил начищенный ц…линдр и бросился из гримерной едва не ст…лкнувшись нос к носу с дядей Левой. Хорошо еще что он успел быстро нырнуть обратно.

3 вариант. . Определите значение фразеологизма во весь дух. Какова его стилистическая роль? Подберите синонимичные фразеологизмы

Запишите поморфемно 2-3 деепричастия или причастия.

Выждав пока дядя Лева пр..йдет Данька решил пр…дпринять вторую решающую попытку. П..глядывая по ст…ронам он снял с себя курт..чку и накрыл ею ц..линдр потом выгл..нув в к…ридор осмотрелся. Путь был свободен. Данька настороже(н,нн)ый на цыпочках вынося свою бе..ценную ношу пронес цилиндр по к..ридору и только оказавшись за пр..делами шатра п..мчался во весь дух.

Увидев хозяина Бублик рад..стно закрутил хвостом. Данька поставил свой груз на землю сдернув с него куртку. Бублик и Грымза ахнули увидев черный блестящий цилиндр фокусника.

Упражнение 7. Из текста предыдущего упражнения выпишите все предложения с причастиями и деепричастиями. Составьте схемы этих предложений. Причастия и деепричастия записывайте поморфемно.

Упражнение 8. Редактирование текста: исправьте ошибки и расставьте знаки препинания .

Данька дастал из целиндра пушистово белого кролика с красными раскосыми глазами, такого апититного и упитаного, что у Братца Лиса аж слюнки потикли. Не долго думая, Братец Лис развизал Братца Кролика и тот, ни мешкая, умчался в лес вместе с кроликом из целиндра в котором вы навирняка узнали Фокуса-Покуса. Раньше Братец Лис очень огарчился бы, упусти он двух кроликов сразу но сейчас он не обратил на это никакого внемания.

Упражнения по реконструкции фрагментов из текста

Упражнение 1. Подберите синонимы к деепричастиям и деепричастным оборотам, перестроив предложения с ними в простые предложения с однородными членами или в сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными. Сколько синонимов имеет каждое предложение? Когда вы употребите деепричастия и деепричастные обороты, а когда - их синонимы?

1.Небо было свинцовым, капли шлепали по лужам, вспучивая пузыри, которые лопались, уступая место новым. 2.Некоторые капли садились на окно вагончика, а потом стекали вниз, рисуя на стекле блестящие дорожки. 3.Данька сидел возле окна и пальцем водил по стеклу, пытаясь догнать то одну, то другую каплю.

Упражнение 2. Перестройте конструкции с однородными членами в предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Что изменилось? Сделайте вывод.

1.Луна, как большой серебряный фонарь, висела над цирком и освещала шатер. 2.Некоторое время беглецы в нерешительности топтались в тени и размышляли, что делать. 3. Он взял Сосиску на руки, но бессовестный кот вырвался, спрыгнул на пол, нахально посмотрел на Даньку, громко мяукнул и направился к нему.

Упражнение 3. Подберите к данным предложениям синонимичные с деепричастиями или деепричастными оборотами. Всегда ли различаются синонимы разных придаточных в сложноподчиненном предложении? В каких случаях следует использовать предложения с деепричастными оборотами, а когда - с их синонимами (придаточными частями)?

1.Фокус-Покус сидел на туалетном столике и нервно постукивал по полям цилиндра передними лапками. 2. И друзья открыли дверцу и увидели, что находятся на лесной опушке, залитой ярким полуденным солнцем. 3.Пес остановился, тявкнул пару раз для отстрастки, схватил цилиндр и был таков. 4.Когда Бублик вместе с цилиндром прибежал к имениннику, тот уже успел наскоро прибраться, застелить стол чистой скатертью и поставить тарелки с угощением.

Упражнение 4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст. Запишите с соблюдением пунктуационной нормы, графически объясните постановку знаков препинания.

1.Данька решил приступить к делу тотчас же. 2.Воодушевленный успехом Данька попробовав забросить в стакан ложку его постигла неудача. 3.Ждать пока мама уйдет из дома, пришлось недолго. 4.К сожалению, кускового сахара в доме не нашлось, но Данька решив что для начала можно обойтись и без сахара начал упражняться. 5.Сначала все шло просто замечательно. 6.Данька налил в стакан воды поставив его себе на голову подошел к столу и взял ложку. 7.Вспомнив папин номер он достал из шкафа стопку тарелок стакан и ложку. 8.Стакан стоял так ровно что вода ни капельки не пролилась. 9.Он с энтузиазмом принялся репетировать. 10.Стакан свалился на пол окатив Даньку водой и вдобавок ко всему разлетелся вдребезги.

Упражнения по развитию речи

Упражнение 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Как вы думаете, что произошло дальше? Определите тип речи. Продолжите текст. Какие средства связи между предложениями вы используете? Подчеркните.

Данька наспех закончив переодеваться побежал к папе. Тот репетировал новый номер. На голове у папы стоял стакан чая а в руках мелькали ложка и кусочки сахара. Жонглируя папа время от времени ловко забрасывал в стакан кусочек сахара а когда сахар кончился, в стакан тихонько звякнув опустилась ложечка. Потом папа взял блюдца и продолжал подбрасывать и ловить их. В это время стакан. . .

Упражнение 2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тип речи. Как вы думаете, что произошло дальше? Продолжите текст. Какие средства выразительности вы используете? Подчеркните тропы и фигуры, придуманные вами.

Данька взял котенка на руки и друзья направились к шатру. Ночью от шатра веяло таинственностью. Железные столбы поддержившие брезент в темноте казались стволами невиданных деревьев, на которых, как сказочные звери, примостились черные силуэты прожекторов. Посередине зияла непривычно пустая и темная арена. Скамейки лестницей уходили в темноту. Казалось, из-за занавеса вот-вот выскочит кто-то страшный.

Данька не чуя под собой ног бросился через арену за кулисы, а оттуда по коридору к заветной комнате. Бублик следовал за ним по пятам. Данька поспешно вставил ключ в замочную скважину и повернул его. Замок щелкнул и дверь открылась. В дальнем углу комнаты стоял Черный Ящик. Данька, Бублик и Сосиска мигом залезли в него и захлопнули дверцу.

Алле-оп! - радостно крикнул Данька в предвкушении нового приключения.

Упражнение 3. Прочитайте и спишите отрывок. Как вы думаете, что произошло дальше? Допишите текст, дополнив его своими рассуждениями. Причастия и деепричастия записывайте поморфемно.

Люди снуют туда-сюда: кто тащит чемоданы в камеру хранения, кто торопится на поезд, носильщики катят о огромные тележки, груженные разным скарбом, возле киосков и палаток толпятся пассажиры, желающие купить мороженое и лимонад, женщины в белых фартуках ходят вдоль вагонов, предлагая вареную картошку, кукурузу, яблоки, груши.

Посторонись! - кричал носильщик, толкая перед собой тяжелую тележку, доверху нагруженную коробками, чемоданами и тюками.

Данька отскочил с дороги и, оглянувшись, увидел, что незнакомый котенок побежал за ним прямо под колеса…

Упражнение 4. Прочитайте текст. Как окружающие отнеслись к болезни Даньки? О каком отношении к герою это свидетельствует?

Проведите стилистический эксперимент: прочитайте текст без причастий и деепричастий. Что изменилось?

Сделайте вывод о стилистической роли причастия и деепричастия в речи.

Данька, обессиленный, сел на постели и протер глаза. В вагончике тускло горел скучающий ночничок. Рядом с диваном сидела мама и дремала, положив голову на стол. Она так устала за день, что заснула сидя. Возле дивана, тихонько повизгивая, суетился Бублик. Увидев, что Данька очнулся, Бублик вильнул хвостом и, обрадованный, выскользнул из вагончика. Данька вылез из-под одеяла, натянул башмаки и, еле волоча ноги от слабости, пошел за убежавшим Бубликом.

Упражнение 5. Прочитайте текст. Как вы думаете, почему мальчик хотел обмануть родителей? Как вы относитесь к поступку героя? Проведите стилистический эксперимент: прочитайте текст без причастий и деепричастий. Что изменилось? Сделайте вывод о стилистической роли причастия и деепричастия в речи.

Полежи, я сейчас за папой сбегаю. Может, "Скорую" вызвать? - мама направилась к двери.

У едва дышащего больного тут же появился прилив сил. Он открыл глаза и, усевшись на диване, с тревогой спросил:

Укол делать будут?

Мама застыла на пороге и, прищурившись, пристально посмотрела на Даньку.

Смотря где у тебя болит. Если справа, то будут непременно, а если слева, то уколы не нужны.

У меня слева болит. Не надо "Скорую", наверное, обойдется без уколов, - кротко произнес Данька, прижав руку к сердцу.

Нет, боюсь, что без уколов никак не обойтись. По-моему, у тебя слишком опасная болезнь, угрожающая твоей жизни.

Какая? - испугался Данька.

Воспаление хитрости. А теперь выкладывай, с чего это ты вдруг расхворался?

Мам, если я уеду к бабушке, неужели ты не будешь скучать?

Упражнение 6. Вдумчиво прочитайте отрывок из текста. Определите тип речи. Прочитайте текст ещё раз, а затем перескажите его. Как вы думаете, что произошло дальше? Как мальчик оказался в джунглях? Выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами, подчеркнув их как члены предложения.

Вдруг Данька услышал глухое рычание, прерываемое треском ветвей. Он посмотрел в ту сторону, откуда доносился рык, и увидел в нескольких метрах от себя большую тигрицу, настороженно обнюхивающую воздух. Она смотрела на Даньку янтарно-желтыми глазами и нервно била хвостом, видно, прикидывая, что это за неведомый зверь и как с ним поступить. Тигрица, вновь издав глухой рык, шагнула вперед, отчего у Даньки пропала охота продолжать знакомство с любопытствующим тигриным семейством. Он осторожно попятился к Черному Ящику, не спуская глаз с тигрицы. Та снова медленно, но решительно направилась к нему.

Э-эй, мне, кажется, пора, - сказал Данька и вмиг оказался в Черном Ящике.

Тигрица сделала прыжок. Данька едва успел захлопнуть за собой дверцу, как возле Черного Ящика раздалось грозное рычание, и тяжелая лапа ударила о стенку, чуть не опрокинув ящик.

Упражнение 7. Выделите причастия, причастные обороты с определяемыми словами. Сделайте вывод о роли причастий в создании точного и выразительного описания состояния человека.Какие тропы создаются при помощи причастий?

Данька наспех закончив переодеваться и побежал к папе. Тот репетировал новый номер. На голове у папы стоял стакан чая, а в руках мелькали ложка и кусочки сахара. Жонглируя, папа время от времени ловко забрасывавший в стакан кусочек сахара останавливался, но за тем продолжал, а когда сахар кончался, в стакан, тихонько звякнув, отправлялась ложечка. Потом папа взял блюдца и продолжал подбрасывать и ловить их. Все это время стакан с чаем стоял у него на голове, и ложечка тихо позвякивала, но из стакана не пролилось ни одной капли.

Некоторое время Данька стоял и завороженно наблюдал за папой, а в перерыве подошел к нему и решительно сказал:

Папа, сегодня четверг. Ты тут репетируешь и не знаешь, что дождь только что кончился. Ты же сам обещал научить меня жонглировать после дождичка в четверг.

Вместо ответа папа рассмеялся:

Знаешь, это просто поговорка такая - "после дождичка в четверг". Ты сначала немножко подрасти.

Упражнение 8. Выпишите причастия, причастные обороты с определяемыми словами. Сделайте вывод о роли причастий в создании точного и выразительного описания состояния природы. Укажите причастия, употреблённые в переносном значении. Подберите к ним синонимы.

С самого утра лил дождь. Небо было свинцовым, капли шлепавшие по лужам, вспучивая огромные пузыри, которые лопались, уступая место новым. Некоторые капли садившиеся на окно вагончика собирались вместе, а потом стекали вниз, рисуя на стекле блестящие дорожки. Данька, сидевший возле окна и пальцем водил по стеклу, пытаясь догнать то одну, то другую каплю. Скоро это ему надоело. Жалко, что в такую погоду нельзя гулять.

Данька хотел было пойти в шатер, побегать по скамейкам, но передумал. Он знал, что из шатра его быстро прогонят. Репетиции идут в любую погоду, а больше всего взрослые не любят, когда им мешают во время работы.

Дождь шел и шел. Казалось, ему не будет конца. День грозил быть очень скучным.

Упражнение 9. Выпишите деепричастия, деепричастные обороты. Сделайте вывод о роли деепричастий в создании точного и выразительного описания действий главного героя. Какие фигуры использовались в данном тексте? Сделайте вывод о роли деепричастий в создании фигур речи.

Данька деловито надел резиновые сапоги и плащ с капюшоном. Капюшон, свисавший почти до подбородка, мешал, и Данька видел только собственные ноги. Рукава плаща были подкатаны, зато внизу, он висел, как мешок, скрывая Даньку по щиколотки. В плаще Данька был похож не на мальчика, а на большой кулек с ручками.

Собравшись, Данька вышел во двор и направился к шатру. Первым ему встретился дядя Лева.

Дядя Лева, а сегодня, случайно, не четверг? - обратился к нему Данька.

Кажется, четверг, а что? - спросил дядя Лева.

Мне для дела надо, - важно ответил Данька.

Ишь какой деловой, ну, ну, - усмехнулся дядя Лева, очевидно, направляясь под навесы к клеткам.

"Вот повезло, что сегодня четверг! Теперь бы только дождь кончился," - подумал Данька, сдвинув капюшон.

Упражнение 10. Прочитайте текст. Определите тему, идею данного текста. Составьте психологический портрет представленного героя. Какова роль причастий и деепричастий в создании психологического портрета?

Возле шатра раскинулся цирковой городок. Здесь были навесы и помещения для животных, разрисованные вагончики, где хранится реквизит и переодеваются артисты, и три маленьких вагончика-домика.

В одном из них жил всегда улыбающийся дрессировщик дядя Лева. На публике его звали Лев Беркасов. Он предпочитал жить в вагончике, а не в гостинице, как другие артисты, чтобы быть поближе к своим питомцам-зверям. Дядю Леву нельзя было спутать ни с кем. Он был огромного роста. Его лицо украшали залихватские усы. Ходил он слегка пружинящей походкой в неизменных кожаных штанах, и вообще был чем-то похож на гусара, подмигивающего глазами и подергивающего усами. Даже хищники любили своего дрессировщика, а уж о мальчишках и говорить нечего. Каждый их них мечтал быть хоть чуточку похожим на дядю Леву.

Упражнение 11. Прочитайте текст. Составьте план. Назовите ключевые слова. Напишите небольшое сочинение по теме «Что бы я сделал, если бы оказался на месте Даньки?»

На следующий день Данька набил карманы сахаром и пошел дрессировать Бублика, но четвероногого друга на месте не оказалось. Данька пару раз обежал вокруг шатра и опять вернулся к клеткам. Куда запропастился Бублик? Чтобы скоротать время, Данька достал из кармана кусок сахару и сунул его через прутья обезьянке.

Ты опять тут вертишься? Я тебе все уши оборву! - услышал он громогласный окрик.

Данька понял, что сегодня дядя Лева не в духе. Вообще-то дядя Лева был добрый и отходчивый, но иногда, как говорится, на него находило, и тогда он метал громы и молнии. Данька быстро сообразил, что сейчас ему возле клеток делать нечего и прошмыгнул к выходу. Дядя Лева едва не схватил его за рукав, но Данька вывернулся и что есть духу помчался прочь.

Упражнение 12. Попробуйте составить небольшой текст 5-7 предложений на тему «Что бы я посоветовал Даньке?»

Упражнение 13. Составьте текст на тему «Если бы я стал великим циркачом, то…»

Упражнение 14. Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы. Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

Данька прикидывал, кого ему дрессировать. Сначала он хотел заняться львами, но заглянув в холодильник, понял, что дрессировку львов ему не потянуть: трех котлет было маловато. И тут Даньку осенило. Лучше всего дрессировать свинку Чуню. Во-первых, она жила в отдельном загончике, и Даньке разрешалось ее навещать. А во-вторых, Чуня была не привиредой, и ела все, что Даньке удавалось утащить из холодильника. Чуня была признанной артисткой. Она вывозила на арену тарантас с собачками и умела раскланиваться. Данька решил научить ее здороваться. Он дрессировал Чуню уже несколько дней. Вчера ему показалось, что по команде "дай лапу" Чуня готова была протянуть ему свое копытце, когда совсем некстати появился дядя Лева и дрессировку пришлось прекратить. Хорошо еще, что к этому времени Чуня успела съесть все, что Данька принес, и дядя Лева не видел, что он кормит ее в неположенное время.

Упражнение 15. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл. Запишите, разбивая текст на абзацы.

Данька выбежал во двор. В душе его клокотала обида. Странные эти взрослые, с ними никогда нельзя говорить серьезно. Вечно они со своими поговорочками, так что и не узнаешь: то ли они шутят, то ли говорят всерьез. Ну и пусть! Он уже тысячу раз видел, как папа репетирует. Ничего в этом трудного нет. Он еще папе покажет, на что способен! Ждать, пока мама уйдет из дома, пришлось недолго. Данька решил приступить к делу тотчас же. Он достал из шкафа стопку тарелок, стакан и ложку. К сожалению, кускового сахара в доме не нашлось, но Данька решил, что для начала можно обойтись и без сахара. Он с энтузиазмом принялся репетировать. Сначала все шло просто замечательно. Данька налил в стакан воды, поставил его себе на голову, подошел к столу и взял ложку. Стакан стоял так ровно, что вода ни капельки не пролилась. Воодушевленный успехом, Данька попробовал забросить в стакан ложку, но тут его постигла неудача. Стакан свалился на пол, окатив Даньку водой, и вдобавок ко всему разлетелся вдребезги.

1.9 Отзыв о проекте

Убедившись в актуальности выбранной проблемы, обозначив цели, задачи, содержание и основные этапы работы над проектом, Никита прежде всего подробно изучил лингвистическую литературу и УМК под ред. С.И.Львовой, включающий не только учебник, но и дополнительную литературу для учителя и учащихся.

В результате проделанной работы Никита пришел к выводу, что при изучении глагольных форм необходимо обратиться к такому материалу, который был бы интересен сверстникам. Автор данной работы -увлеченный читатель. Поэтому составляя упражнения, способствующие формированию и закреплению орфографических и грамматических навыков, автор обратился к творчеству известной современной детской писательницы Тамары Крюковой. Дидактический материал составлен на материале романа «Вот так цирк!» Обращение к современной детской литературе решает, на наш взгляд, и еще одну задачу: приобщение подростков к чтению детской литературы.

Научная новизна данного проекта заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность изучения глагольных форм в 6-7 классах на основе дидактического материала, составленного на текстах современной детской литературы.

Практическая значимость проекта заключается в следующем: разработан комплекс упражнений, использование которого позволяет обогатить словарный запас и повысить коммуникативную активность учащихся на уроках русского языка при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие».

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» В.С.Легоцкая

1.10 Лист сопровождения проекта

Педагогической целью руководства данным проектом является организация проектной деятельности учащихся, обучение работе с научной литературой, а также профессиональная ориентация учащихся .

В основу проекта была положена практическая проблема, поэтому результатом стал реальный продукт, готовый к внедрению: комплекс упражнений при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие» на материале романа Т.Крюковой «Вот так цирк!» в виде дидактического материала для учителя и буклетов для самостоятельной работы учащихся.

Описание процесса исполнения

На этапе изучения лингвистической и методической литературы автором было выявлено следующее.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Так, Л.В.Щерба рассматривает причастие в разряде прилагательных, а деепричастия относит к наречиям. Ученый считает, что признаки глагола как бы временны в причастии, они могут исчезать утрачиваться, тогда как признаки прилагательного устойчивы. Точно так же и деепричастие нередко теряет глагольность и легко превращается в простое наречие. (2, с. 141). Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного - склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Такой взгляд отражен в Академической грамматике, вышедшей в 1970 г. под редакцией профессора Н.Ю.Шведовой, в двухтомной академической «Грамматике - 80». (3, с. 238). Есть и ещё одна точка зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Академик В.В.Виноградов в книге «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» рассматривает причастие как «категорию гибридных глагольно - прилагательных форм». (4, с.227). Деепричастие также считает «гибридным грамматическим типом, внедряющимся в категорию наречия», и рассматривает деепричастие как «смешанную глагольно - наречную категорию».(4, с.306).

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках и справочниках для школьников по русскому языку. Например «Школьный справочник по русскому языку под ред. П.А.Леканта рассматривает причастия как «особые формы глагола, сочетающие глагольные свойства с признаками прилагательных».(5, с. 165). Такую же точку зрения представляет энциклопедия «Русский язык» из серии «Золотой фонд» классических энциклопедий и энциклопедических словарей»: «Причастие (калька лат. Participium ) - неспрягаемая глагольная форма, обладающая категориальными свойствами глагола и прилагательного и обозначающая процессуальный признак лица или предмета». (6, с.382). Как «неспрягаемую форму глагола, обозначающую признак предмета по его действию» рассматривает причастие и «Школьный словарь-справочник» под ред. В.Д.Стариченок. (7, с.215). Аналогичную точку зрения представляет и учебник русского языка М.М. Разумовской и др., (8, с.124), М.Т.Баранова и др.). (9, с. 87).

Другие авторы, например, Бабайцева В.В. и Чеснокова Л.Д. считают, что «причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола» (10, с.142). Деепричастие авторы данного учебника также относят к самостоятельной части речи, «которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом - сказуемым» (10, с.147).

На этапе изучения причастия и деепричастия в УМК под ред. С.И.Львовой было выявлено следующее.

В УМК под редакцией С.И.Львовой причастие и деепричастие рассматриваются как глагольные формы, «совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи» (11, с. 57). Распознавание деепричастий и причастий авторы проводят на основе структурно-семантического и грамматического анализа. Для того чтобы научиться различать причастия и деепричастия, предлагается запомнить суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются эти слова (11, с.36). Большинство упражнений предлагают учащимся распознавать причастия и деепричастия по суффиксам.

Следующим шагом в изучении глагольных форм является понятие о причастном и деепричастном оборотах. Большое внимание в упражнениях уделяется различению причастных и деепричастных оборотов, а также «интонационно правильному чтению предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами» (12, с.60).

На заключительном этапе изучения глагольных форм авторы учебника особое внимание уделяют «формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения». (12, с.9). Поэтому завершают знакомство с причастиями и деепричастиями вопросы культуры речи: «Правильное употребление деепричастий», «Правильное употребление причастий», «Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении», «Деепричастие и причастие в тексте». Упражнения этих разделов формируют навыки правильного употребления деепричастий и причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами, навыки правильного построения предложений с деепричастными и причастными оборотами. Тексты упражнений помогают учащимся видеть роль деепричастий и причастий в достижении точности и выразительности текстов разных стилей.

Большим подспорьем для учащихся является книга Львовой С.И. «Люби и знай родной язык: Практикум по русскому языку. 6 кл.», которая является дополнением к учебнику и призвана помочь школьнику «не только совершенствовать свои знания и умения по основным разделам школьного курса, но и овладеть секретами хорошей речи (письменной и устной), развивать способность понимать речь других людей» (13, с.3).

Далее автор пособия в разделе «Учимся читать» предлагает учащимся работу с лингвистическим текстом, с которым сначала нужно познакомиться, а затем обдумать его содержание, настроение, которое необходимо передать голосом, мимикой, интонацией. Затем выбрать наиболее подходящий тон речи и выразительно прочитать текст. Выписать глаголы, определить их форму. Объяснить, как связано название стихотворения с формой глаголов, которая преобладает в тексте. Сделать вывод.

Продолжает пособие раздел «Учимся говорить», раскрывающий секреты содержательной, правильной и выразительной речи. Начинает раздел упражнение, которое проверяет знание наклонения и образование глаголов. Оно предлагает, используя схему, рассказать о том, как образуются и применяются формы наклонения глаголов. Подтвердить свой рассказ примерами.

Интересным пособием для шестиклассников является книга Львовой С.И. «Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся» из серии «За страницами школьного учебника». Книга содержит много интересных и полезных сведений о деепричастии и причастии, предлагает разнообразные словесные игры, лингвистические сказки о происхождении глагольных форм.

Изучив лингвистическую и методическую литературу мы пришли к выводу, что материал, на основе которого изучаются темы «Причастие и деепричастия как особые формы глагола», не всегда интересен учащимся. Помогают дополнительные пособия и практикумы для учащихся (такие, например, как в УМК под ред. С.И.Львовой). Однако эти пособия не всегда доступны ребятам. Как следствие, потеря интереса к изучаемым темам и снижение орфографической и пунктуационной грамотности.

Этап проектирования включал в себя не только чтение романа Т.Крюковой, составление комплекса упражнений в виде раздаточного материала и их корректировка с учетом отзывов учащихся и учителей, издание буклетов для самостоятельной работы учащихся, но и опытно-экспериментальную работу. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.

Об эффективности разработанной системы упражнений говорят следующие результаты.

В анкетировании принимало участие 27 учащихся 7а класса, 26 учащихся 6а класса, 29 учащихся 8а класса, 28 учащихся 8б класса, 29 учащихся 9б класса. Результаты следующие: (127 учащимся из 139 нравятся упражнения, созданные автором на материале романа «Вот так цирк!». Это 91,3% учащихся.

Предлагая упражнения, мы заметили, и это отмечали учителя нашей гимназии, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к изучению темы «Особые формы глагола».

Предложив диагностирующую контрольную работу, мы получили следующие результаты: 43% учащихся без ошибок пишут суффиксы причастий и деепричастий, 31% допускают 1-2 ошибки, 14% допускают 3-4 ошибки, 12% допускают 5 и более ошибок (Приложение 6). Количество пишущих без ошибок увеличилось на 19%.

56% учащихся правильно обособляют причастные и деепричастные обороты, 32% допускают 1-2 ошибки, 9% допускают 3-4 ошибки, 3% допускают 5 и более ошибок (Приложение 7). Количество учащихся, которые правильно обособляют причастные и деепричастные обороты, увеличилось на 20%.

59% учащихся не допускают грамматических ошибок в употреблении причастий и деепричастий, 39% учащихся допускают 1-2 ошибки, 2% допускают 3-4 ошибки (Приложение 8). Количество учащихся, не допускающих грамматических ошибок в употреблении причастий и деепричастий, увеличилось на 19%.

Количество учащихся, используемых причастия и деепричастия в устной речи, возросло до 73%.

Решение предложенных заданий, по замечаниям учителей нашей гимназии, благотворно сказалась на формировании у ребят устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение уроков развития речи с использованием предложенных автором упражнений помогло заинтересовать школьников не только вопросами, связанными с изучением темы «Особые формы глагола», но и современной детской литературой, в частности, творчеством Т.Крюковой.

По замечаниям автора, созданные им упражнения «снимают» традиционность урока, оживляют мысль, формируют интерес и уважение к предмету, современной детской литературой, развивают интеллектуальные и познавательные способности учащихся, чувства и эмоции, воспитывают культуру общения.

На этапе оценивания был проделан самоанализ работы над проектом. Автор пришел к следующим выводам. Изучение глагольных форм в орфографическом, грамматическом и пунктуационном отношении представляет трудность для учащихся всех классов. Учитывая важность данной темы в курсе русского языка, нами была предложена собственная система упражнений по теме «Особые формы глагола» на материале романа Т.Крюковой «Вот так цирк!». Опытно-экспериментальная работа, проведенная автором под руководством учителя с учащимися 6-9 классов, показала, что систематическое включение созданных упражнений способствует повышению орфографической и пунктуационной зоркости, развивает интеллектуальные способности, пробуждает интерес к чтению современной детской литературы.

Библиографический список

1. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1973.

2. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.- М., 1957.

3. Академическая грамматика русского языка. http://rusgram.narod.ru/1576-1595.html

4.Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учеб пособие для вузов.-М.: Высш. шк., 1986.

5.Школьный справочник по русскому языку. Под ред. П.А.Леканта. -М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.

6.Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н.Караулова. -М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

7. Стариченок В.Д. Русский язык. Школьный словарь- справочник. -Мн.: Интерпресссервис,2002

8. Русский язык:- Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др.- 4-е испр. и доп.- М.: Дрофа, 2000.

9.Русский язык: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / М.Т.Баранов и др. - 14-е изд, перераб.-М.:Просвещение, 1989.

10. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Просвещение,1992.

11.Львова С.И. Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2007.

12. Львова С.И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. - М.: Мнемозина, 2009.

13. Львова С.И. Люби и знай родной язык: Практикум по русскому языку. 6 кл. - М.: «Русское слово» 2001.

14. Львова С.И. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. -М.: Дрофа, 2002.

Цели урока:

  • образовательная: повторить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; правописание «не» с причастием; закрепить умения и навыки правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте;
  • воспитательная: выработать навыки взаимодействия в группе;
  • развивающая: развивать речь, словарный запас, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся о правилах групповой работы, орфографические словари, учебники.

Ход урока

Технологическая карта урока

В классе сформированы 4 группы. Каждая группа получает свою тему:

  1. Причастный оборот.
  2. «Не» с причастием.

I. Стадия вызова.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята знакомятся с памятками, лежащими на партах:

  1. Общайся в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работай активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Будь вежлив и доброжелателен к партнерам.
  4. Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.

Урок требует специального оборудования. Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 4 группы по 4-5 человек, чтобы никто из учеников не сидел спиной к доске.

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг».

Каждый участник в группе выполняет свою роль: лидер – тот, кто руководит обсуждением, дает слово членам группы высказать свое мнение по очереди; фиксатор – тот, кто записывает идеи; иллюстратор –тот, кто записывает незнакомые слова, проводит словарную работу; репортер – тот, кто излагает классу.

Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из 4 частей.

Этап 1.

Учебное задание №1

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Часть I.

Правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные суффиксы действительных причастий настоящего времени-ущ-, -ющ-, -аш-, -ящ-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Сраж…щийся взвод, хлоп…ая хозяйка, трепещ…ий листок, волну…ая новость, стел…ийся туман, пряч…ийся ребенок, та…ий снег, кача…ийся паром, хлещ…ие брызги.
  2. Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер.

Часть 2.

Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

  1. Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
  2. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
  3. Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
  4. Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

Часть 3.

Образование действительных причастий. Согласование причастия с определяемым словом. Место зависимого слова.

Упражнение. Замените предложения сочетаниями «Существительное + действительное причастие» (настоящего и прошедшего времени) с зависимым словом.

Запомните: зависимое слово при причастии ставится в том же падеже, в котором оно стоит при глаголе.

Образец:

Девочка ухаживает за цветами

Девочка, ухаживающая за цветами.

  1. Летчик управляет самолетом.
  2. Знатный строитель руководить бригадой каменщиков.
  3. Рабочие Мирного добывают алмазы.
  4. Ученые наблюдали за полетом космического корабля.
  5. Члены кружка проводили опыты по физике.

Часть 4.

Правописание падежных окончаний действительных причастий.

Упражнение. Просклоняйте словосочетания «Действительное причастие настоящего и прошедшего времени + существительное». Составьте 4-5 предложений (по выбору).

Победившая группа, соревнующийся отряд, развевающееся знамя, борющиеся спортсмены.

Учебное задание №2

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнить данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Правила правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Волну…мый, контролиру…мый, поддержива...мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прислушива…мый, вед…мый, нес…мый.
  2. Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…ый, движ…мый, слыш…мый.

Часть 2.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите. Обозначьте суффиксы причастий.

Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

Запомните: при помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать(-ять).

  1. Вызвать – вызванный; послать, указать, собрать.
  2. Посеять – посеянный; засеять, потерять, обстрелять.
  3. Настроить – настроенный; получить, проверить, просмотреть, выполнить.
  4. Застеклить – застекленный; привезти, привести, испечь.
  5. Одеть – одетый; застегнуть, забыть, закрыть, разбить.

Часть 3.

Образование действительных или страдательных причастий. Согласование причастия с определяемым словом.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные или страдательные причастия и согласуя их с определенными сущесвительными. Перескажите содержание отрывка «В музее П.И. Чайковского».

В домике (стоять) на окраине Клина, расположен музей Чайковского. Здесь хранятся личные вещи композитора, бережно (охранять) работниками музея. Материалы, (собрать) в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского. Экскурсанты, (посещать) музей, слушают здесь бессмертную музыку Чайковского. Оперы, (создать) великим композитором, знают и любят во всем мире. (А. Васильев).

Часть 4.

Полные и краткие страдательные причастия. Согласование кратких страдательных причастий с существительными.

Упражнение. Запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов. Обозначьте суффиксы. Составьте 4-5 предложений.

Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.

  1. Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
  2. Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
  3. Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
  4. Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.

Учебное задание 3

Вспомните образование причастного оборота и правила расстановки знаков препинания при нем. Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

  1. Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
  2. Вскоре появился и медвеженок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
  3. Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
  4. Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Часть 2.

Упражнение. Спишите текст «Горки Ленинские». Расставьте запятые в предложениях с причастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают трудящиеся всего мира. Здесь Дом – музей В.И. Ленина. Дом – музей посещают люди приезжающие со всех концов Советского Союза. В комнатах музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья Ульяновых. Прямо дверь ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона.

С волнением осматривают люди места связанные с жизнью великого вождя.

Часть 3.

Упражнение. Вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.

  1. Я получил письмо от друга живущ… в городе.
  2. Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
  3. В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь якутского народа.
  4. В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.

Часть 4.

Упражнение. Запишите предложения, вставляя причастный оборот в трех вариантах:

  1. Чтобы было две запятых.
  2. Чтобы было одна запятая.
  3. Чтобы не было запятой.

Обозначьте суффиксы в причастиях. Определите, какое это причастие (действительное или страдательное).

Образец: собака, встретившая нас, залилась громким лаем. Громким лаем залилась собака, встретившая нас. Встретившая нас собака залилась громким лаем.

  1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
  2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
  3. Дочь лесника увидела небольшого лосенка (собиравшая землянику).

Учебное задание 4

Вспомните правописание «не» с частями речи: с существительным, прилагательным, глаголом, причастием.

Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание «не» с частями речи. Составьте 4-5 предложений.

  1. Говорить (не)правду, увидеть (не)ряху.
  2. (Не)правдивый рассказ, (не)ряшливый вид.
  3. (Не)знать ничего, (не)навидеть ложь.
  4. (не)выполненная работа, (не)доумевающий взгляд.

Часть 2.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните суффиксы причастий. Объясните правописание «не» с причастием. Составьте 4-5 предложений.

  1. (Не)прочитанная, а просмотренная книга.
  2. (Не)вызубренные, а осознанные знания.
  3. (Не)законченное, а начатое сочинение.
  4. (Не)отравленная, а забытая телеграмма.

Часть 3.

Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.

  1. Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
  2. Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
  3. Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.

Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.

Часть 4.

Упражнение. Просклоняйте следующие словосочетания: неосвещенная дача, несобранный урожай, незаконченное представление. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 6 предложений.

Полные страдательные причастия с «не» переделайте в краткие. Объясните правописание «не» с кратким страдательным причастием.

Этап 2.

После того как в группах закончили задание, приглашаются эксперты. Каждая экспертная группа получает правильные ответы. Эксперты отвечают на вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные и страдательные причастия? Для чего нужно знать спряжение глаголов? Как правильно выделять на письме причастный оборот? Как правильно писать «не» с причастием?

Задание для экспертной группы 1

  1. Как нужно отличать причастие от глагола?
  1. Правильно определите вид глагола. Помните, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
  2. Чтобы образовать причастия настоящего времени, надо сначала найти форму 3 лица множественного числа:

Слышать – слышат – слышащий;
Видеть – видят – видящий;
(от глаголов II спряжения)

  1. Образуйте от возвратных глаголов причастия. Помните, что от глаголов на «-ся» образуются также возвратные причастия, имеющие частицу «-ся».

Задание для экспертной группы 2

  1. Определите, что обозначает страдательное причастие? Чем отличается от действительного?
  2. Образуйте страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса: «ем» (от глаголов I спряжения); «им» (от глаголов II спряжения).
  3. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов «-нн-», «-енн-», «-т-».
  4. Образуйте краткую форму страдательных причастий. Помните, что в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква «н».

Задание для экспертной группы 3

Запомните порядок выделения причастног оборота:

  1. Найдите в предложении прчастие.
  2. Найдите слова, которые зависят от него.
  3. Определите, где стоит слово, к которому относится причастие.
  4. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, поставьте запятую.
  5. Если предложение продолжается после причастного оборота, поставьте еще вторую запятую.

Задание для экспертной группы 4

Правописание «не» с причастием.

1. Пиши «не» с причастием слитно, если:

  • «Не» является приставкой (непрочитанная книга);
  • Причастие без «не» не употребляется (неодумевающий взгляд).

2. Пиши «не» с причастием раздельно, если:

  • Есть противопоставление (не прочитанная, а просмотренная книга);
  • Есть зависимое слово (не прочитанная мною книга);
  • Краткое страдательное причастие (книга не прочитана).

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, исправляя ошибки в выполненных заданиях.

Этап 4.

Групповая отчетность.

Каждая группа готовит презентацию своего материала. Выступающие рассказывают о том, над какой темой работали, какое задание выполнили, к какому выводу пришли, что они хотели бы пожелать другим командам.

III. На стадии рефлексии учащиеся должны составить сводную таблицу по теме «Причастие».

Сводная таблица примерно может быть такой:

Действительные Страдательные Причастный оборот «Не» с причастием
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Слитно Раздельно
1. –ущ-

Пишут - пишущ ий.

2. Читают–читающ ий.

Слышать – слышащ ий.

Видят – видящ ий.

1. -вш-

Прочитал – прочитавш ий

2. нес – несш ий

1. –ем–

Уважаем ый

2. –им

руководим ый

1. -нн-

Прочитанн ый

2. -енн-

Увиденн ый

забыт ый

Книга, прочитанная мною, очень интересная.

Очень интересная книга, прочитанная мною.

Прочитанная мною книга очень интересная

Не-приставка.

Непрочитанная книга.

Не-часть корня.

Недоумевающий взгляд.

Есть противопоставление.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Есть зависимость.

Не прочитанная дома книга.

Прчастие краткое.

Книга не прочитана.

Обучение в сотрудничестве на уроке имеет много преимуществ перед традиционными уроками: каждый ученик в группе работает активно, повышается его ответственность перед товарищами, учащиеся работают сообща, помогая друг другу. Подобная совместная учебно – познавательная деятельность эффективна именно на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.

Использованная литература:

  1. С.В. Столбунова. «Как построить нетрадиционный урок русского языка», М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006 г.
  2. Проблема современного литературного образования, Якутск, 2005 г.
  3. А.Д. Семенова. «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», Якутск, 2005 г.

Разноуровневые задания по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот и знаки препинания при нем». Урок – закрепление по таксономии Блума.

Знание

1 Продолжи предложение:

Причастие - это...(особая форма глагола)

В предложении причастие относится … (к существительному)

Причастие с зависимыми от него словами называется…(причастным оборотом)

Причастный оборот обособляется на письме…(когда находится после определяемого слова)

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом…(он обычно на письме не обособляется)

Понимание

1.К данным причастиям подобрать определяемые слова, вставив их перед причастным оборотом и после него.

Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами; освещенный лучами осеннего солнца; одетые в багряную листву.

2 Составьте алгоритм «Выделение причастного оборота на письме».

Пример.

( Найти причастный оборот

Найти определяемое слово

Определить место определяемого слова по отношению

к причастному обороту

перед ПО после ПО

обособляется не обособляется)

Применение

1.Переписать предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.

1.Узкая длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас шорохе я услышал голос с берега.

2 Заполните таблицу, выписав из предложений причастные обороты вместе с зависимыми словами.

Причастные обороты обособляются

Причастные обороты не обособляются

    К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. На растущих в саду деревьях поселились птицы. 3. Серебрится река озаряемая луной. 4. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю. 5. Высушенный за лето ковыль чуть слышно шелестит под слабым южным ветерком. 6. Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой. 7. Высоко в поднебесье кружил орел на неподвижно раскинутых крыльях. 8. В светлеющем сумраке постепенно вырисовывалось бушующее соприкосновение моря с берегом.

Анализ

Проанализируйте тексты и определите, к какому стилю каждый из них относится. Сделайте вывод об употреблении причастных оборотов в речи.

    Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РК «Об образовании».

    Знаком «Алтын белгі» награждаются учащиеся:

а) показавшие примерное поведение и имевшие годовые итоговые оценки «5» по всем предметам учебного плана;

б) прошедшие итоговую государственную аттестацию за курс среднего общего образования на оценки «отлично»;

в) становившиеся победителями республиканских (международных) олимпиад.

В отличие от ранее изученных животных, называемых беспозвоночными, хордовые имеют внутренний скелет. В самом простом виде он представляет собой хорду – плотный упругий стержень, идущий от головы до хвоста.

Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил. Прочного снегу не было, но кристаллический иней, густо посеребривший все вокруг, лежал на дороге, корневищах, нагроможденных по обочинам, деревьях, кустах. Деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз темно – багровыми и ярко – зелеными листьями.

В минувшую среду в Казахстанском пресс – клубе состоялась встреча с писателем Ролланом Сейсенбаевым. Г – н Сейсенбаев презентовал возглавляемый им международный клуб Абая, существующий с 2000 года, и рассказал о его деятельности. Целью клуба является популяризация творческого наследия, оставленного Абаем Кунанбаевым.

Синтез

Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.

1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.

2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.

1. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)

2. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.

Оценка

Творческая работа. Написание сочинения-миниатюры «Море».

Учащимся предлагаются задания на выбор.

    Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.

    Составьте текст по данному началу, используя причастные обороты. (по картине «Девятый вал»): Страшны валы воды во время шторма на море. Но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А ) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А ) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А ) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А ) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Самостоятельная работа № 1.

1). Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1. чернеющая пропасть 6. мокрый снег
2. черная ночь 7. синее небо
3. белого снега 8. поспевающий крыжовник
4 спелый крыжовник 9. лаявшая собака
5. теплый дождь 10. темный горизонт

2). Найти словосочетания «прилаг.+ сущ.»

1. стоящий мальчик 6. болотная вода
2. засеянное поле 7. горячая печь
3. летящая птица 8. спеющая ягода
4. светлое небо 9. мелкий брод
5. собранные грибы 10. последний лист

3). Найти словосочетания «прич. + определяемое слово»

1. служащие родине 6. рассказанного стариком
2. растаявшие льдины 7. скошенные косой
3. построенные арендаторами 8. исследованной местностью
4. с обрадованными ребятишками 9. прочитавшего книгу
5. разбросанные ребенком 10. светящиеся окна

4). Найти словосочетания «прич. + зависимое слово»

1. разведанная геологами 6. дремлющего океана
2. освещенная луной 7. замешанные в преступлении
3. обнаруженного противника 8. пенящиеся струи
4. расчищенная школьниками 9. колеблющиеся от ветра
5. в написанных словах 10. стоящей лампы

5). Найти словосочетания с действительным причастием

1. написанная учеником 6. проверенная учителем
2. распиленная плотником 7. плескавшиеся волны
3. ведущая в парк 8. построенный дом
4. посаженные весной 9. покрашенный краской
5. опрокинутый котенком 10. летящим самолетом

6). Найти словосочетания со страдательным причастием

1. на пестреющем лугу 6. сидящая девочка
2. о движущемся предмете 7. засыпанные аллеи
3. опавшие с тополя 8. у потревоженных птиц
4. отнятая игрушка 9. рассказывающие о путешествии
5. разлившаяся по небу 10. борющийся за свободу

Самостоятельная работа № 2.

1). Спиши, вставив пропущенные буквы

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.

8). Спиши, вставив пропущенные буквы

Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

Самостоятельная работа № 3.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Самостоятельная работа № 4.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.

С 2 словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Самостоятельная работа № 5.

Спиши, расставляя запятые.

Осенний лес.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком.

Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые желуди.

Самостоятельная работа № 6.

Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.

1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

Самостоятельная работа № 7.

Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки. 2. Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя. 5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе.



 

Возможно, будет полезно почитать: