Вступил в силу новый регламент «пожарных» проверок. Что изменилось? Что проверяет пожарная инспекция Пожарная проверка на предприятии

Проходим проверку пожарной безопасности – пошаговая инструкция

Проверка пожарной безопасности - неотъемлемая составляющая любого вида предпринимательской деятельности, без разницы - связана она с производством или с обслуживанием клиентов. Если у вас есть помещения, использующиеся в бизнесе, то пожарный инспектор обязательно нанесет вам визит, а в ряде случаев от его решения будет зависеть сам факт осуществления вашей деятельности в качестве ИП, ООО или ОАО. Поэтому перед началом регистрационных действий обязательно ознакомьтесь с действующими противопожарными нормами и постарайтесь их соблюдать уже на этапе создания производства или организации обслуживания клиентов.

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года , с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте - №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно - Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация - не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.

В частности, по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности - это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать - предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).

Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное - о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его - в конце данной статьи.

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений;
  • материалы отделки стен, полов и потолков;
  • наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов;
  • состояние решеток на окнах - они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены;
  • наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования;
  • общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления;
  • наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре;
  • наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек);

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности


По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях - и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).

Ключевые проблемы :
На каком основании проводится проверка пожарным инспектором?
Что будут проверять инспекторы?
Как проходит проверка Госпожнадзора?

На каком основании проводится проверка пожарным инспектором

Работодатели традиционно беспокоятся из-за проверок трудовой инспекции. Но визит инспекторов Госпожнадзора может принести не меньше хлопот.

Вот основные документы, которыми руководствуются инспекторы:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290);
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
Приказ МЧС России от 25 марта 2009 г. № 182 «Об утверждении свода правил «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору) (утверждены МЧС России 3 июля 2014 г.).
Есть и другие подзаконные нормативные акты, которые определяют требования пожарной безопасности в отдельных отраслях и на производствах. Например, на морском транспорте, в больницах, жилых домах и помещениях, в многофункциональных зданиях и комплексах.

Порядок действий и правила проведения проверок работодателей определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон), а также Положением о федеральном государственном пожарном надзоре. Закон установил виды проверок, сроки, в которые они должны быть завершены, и их периодичность.

Работодателям нужно помнить, что плановая проверка пожарных может проводиться не чаще одного раза в три года. Однако бывают и внеплановые проверки, причиной для которых может служить жалоба или произошедший у работодателя пожар, а также повторные. Последний вид проверок используется в случае, если в ходе первичного визита инспекторов работодателю было выдано предписание.

Основанием для проверки является распоряжение руководителя территориального подразделения Государственного пожарного надзора.

Что будут проверять инспекторы

В ходе инспекторских проверок работодателей пожарных будут интересовать документ по пожарной безопасности и ее фактическое состояние на объектах.

Вот основной перечень документов, которые потребуют пожарные:

1. Приказы:

об установлении противопожарного режима;
о назначении ответственного за пожарную безопасность;
об обеспечении пожарной безопасности в праздничные дни;
о порядке уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
о запрете курения;
об определении и оборудовании мест для курения;
о порядке обесточивания электрообрудования в случае пожара.
2.Положение о проведении инструктажей по пожарной безопасности.

3.Программы вводного и первичного инструктажей по пожарной безопасности.

4.Инструкции о мерах пожарной безопасности - общеобъектовой, в офисах, производственных помещениях и на других объектах работодателя.

5.Акты:

о результатах проведения практической отработки планов эвакуации;
о проведении практического занятия по эвакуации из здания;
проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий;
технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре;
о приемке в эксплуатацию автоматических систем пожаротушения;
технического обслуживания автоматических систем пожаротушения;
проверки соответствия выполненных работ по огнезащите нормативным требованиям;
проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов;
проведения дня пожарной безопасности.
6.Журналы:

учета инструктажей по пожарной безопасности;
по учету противопожарных тренировок;
по учету противоаварийных тренировок;
осмотра складов, лабораторий, кабинетов и других помещений перед их закрытием по окончании работы;
тренировочных занятий с работниками при эвакуации людей при пожаре;
учета первичных средств пожаротушения;
проверки огнетушителей;
технического обслуживания огнетушителей;
проведения испытаний и перезарядки огнетушителей;
проверки и испытания пожарных рукавов;
проверки пожарных гидрантов, насосов и щитов.
7. Сертификаты пожарной безопасности на:

применяемые в отделке материалы;
противопожарные двери.

Если вы еще не назначили ответственного за пожарную безопасность, воспользуйтесь образцом приказа и сделайте это сейчас.

Проверяя фактическое состояние пожарной безопасности, инспекторы будут интересоваться наличием планов эвакуации на всех этажах здания (если оно многоэтажное), знаков пожарной безопасности, знаков эвакуационных выходов, первичных средств пожаротушения, автоматических средств пожаротушения и дымоудаления, средств пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре. Будет проверен внутренний пожарный водопровод, если он необходим.

Проверят, не загромождены ли эвакуационные выходы. Подвалы и чердаки тоже заинтересуют инспекторов. Там изучат захламленность горючими предметами. Посмотрят, имеются ли глухие решетки на окнах, аварийное освещение, электрические фонари у ответственных за пожарную безопасность.

Пожарных также будет интересовать, в какую сторону открываются двери, особенно на эвакуационных выходах. Если они открываются внутрь - претензий не избежать.

Как проходит проверка Госпожнадзора

Наверное, многим знакома картина: человек в форме МЧС идет по территории организации, а рядом с ним, виновато улыбаясь и заискивающе заглядывая в глаза, идут два-три сотрудника проверяемой организации. Как нетрудно догадаться, это - инспектор Госпожнадзора, которого сопровождают ответственный за пожарную безопасность, главный инженер, юрисконсульт или другие работники с аналогичным статусом.

Однако плановая проверка начинается с того, что работодатель за три дня до начала инспектирования получает уведомление. Затем появляется инспектор. Он должен предъявить удостоверение и решение руководителя территориального подразделения Госпожнадзора. В нем указаны: организация, которую инспектируют, основания для проверки, ее сроки и фамилия проверяющего. Сверьте сведения об инспекторе с данными из его удостоверения. Если они совпадают, его можно впустить на территорию организации. В том случае, когда приходит несколько инспекторов, все они должны быть перечислены в решении (распоряжении).

Без распоряжения или с неверно внесенными в него сведениями о проверяемой организации и самом инспекторе вы вправе не впускать проверяющего.

Обычно пожарные начинают инспекцию с проверки имеющихся документов. Изучив документацию и зафиксировав замечания, пожарный отправится по территории организации. Имейте в виду, у пожарных - широкий круг полномочий.

Они вправе:

Беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (Пункт 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290)).
Обследуя территорию организации, пожарные будут придирчиво осматривать эвакуационные выходы, противопожарные двери, люки, приямки, крыши, чердаки и подвалы. Все это может сопровождаться измерением размеров проходов, лестничных пролетов, ограждений на крышах и т. д. Разумеется, не обойдут вниманием и огнетушители.

Советует
Татяна ТРЕТЬЯКОВА, юрист ИХ «Финам» (Москва)
В ходе проверки, пожарные инспекторы могут проводить замеры эвакуационных выходов, эвакуационных лестниц, ограждений крыш и пр. При этом они часто пользуются обычными рулетками. Однако для измерений должны быть использованы специальные сертифицированные и прошедшие поверку измерительные приборы. Поэтому факт замеров рулетками можно использовать в суде, чтобы оспорить претензии, выдвинутые со стороны пожарной инспекции.

Инспектор наверняка потребует открыть все встретившиеся ему на пути двери. Отговорки о том, что нет ключа к замку, не помогут. Вы обязаны пустить его во все помещения.

Электрощиты, проводка, освещение, плафоны на лампах. Все это будет пристально изучено.

По результатам осмотра документов и территории инспектор составит акт проверки. На его основании составляется протокол об административном правонарушении. Может ли случиться так, что протокол не составят? Такие ситуации - из области фантастики. Проверок, в ходе которых не обнаруживают нарушений, почти не встречается.

Иногда протокол оформляют прямо на территории организации. Но чаще представителя работодателя приглашают в инспекцию, где в его присутствии составят документ. При этом за каждое нарушение составляется отдельный протокол.

Здесь нужно проявить внимательность и настойчивость. Если вы с чем-то не согласны, требуйте внести свои замечания в протокол. Если вы этого не сделаете, доказать в суде неправомерность действий пожарных будет значительно сложнее.

Кроме протокола инспектор выдаст предписание, где перечислит нарушения и укажет сроки для их устранения.

Финальный документ проверки - постановление о привлечении к административной ответственности. В нем указывают место, время и состав правонарушения. То есть перечисляют те нормы Кодекса об административных правонарушениях, которые нарушены, а также описывают, в чем выразилось нарушение.

Как минимизировать размер возможного штрафа? Поскольку инспектор - тоже человек, то с ним не нужно конфликтовать. Наоборот, старайтесь в ходе проверки создать дружелюбную атмосферу. В такой ситуации есть шанс, что проверяющий закроет глаза на мелкие нарушения и устно попросит их устранить. Особенно, если это первая проверка или подобное нарушение первое. Конечно, речь не идет об отсутствующей пожарной сигнализации, если она обязательна в помещении.

Если договориться с инспектором полюбовно не удалось, остается надеяться на процессуальные нарушения с его стороны.

Так, в акте, протоколе и постановлении должны быть указаны конкретные нарушения, а также места, где они обнаружены. В протоколе и постановлении инспектор должен указать нарушенные пункты закона и других нормативных правовых актов, устанавливающих правила пожарной безопасности. Не забывайте вносить свои замечания как по процедуре проверки, так и по ее результатам. В дальнейшем все это вы сможете использовать в суде, если решите обжаловать решение инспектора.

Однако не стоит возлагать большие надежды на то, что ошибки в составлении протокола или постановления приведут к полной отмене наказания. Если нарушения фактически имелись, можно рассчитывать только на минимальный размер штрафа, установленный Кодексом об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение правил пожарной безопасности для организации варьируется от 150 000 до 200 000 рублей (ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ). За то же правонарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 6000 до 15 000 рублей. Если же речь идет о нарушениях на морском, железнодорожном, внутреннем водном или воздушном транспорте, инспекторы могу прибегнуть к наказанию по статье 11.16 Кодекса об административных правонарушениях. Данной нормой для должностного лица предусмотрен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей.

Назначить штраф меньше, чем предусмотрено статьей Кодекса об административных правонарушениях суд не может. Административный закон не предусматривает возможность выбора наказания ниже низшего предела.

Ответы на ваши вопросы

Каким требованиям должно соответствовать место для курения?

Не могу найти в нормативных актах требования, которые предъявляются к месту для курения. Каким образом его нужно оборудовать?
Дмитрий ЖАВОРОНКОВ, инспектор по кадрам (Красногорск)

В нормативных актах об оборудовании мест для курения сказано не много. Так, в части 2 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» говорится, что допускается курить:

на открытом воздухе в специально отведенных для этого местах;
в изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции;
в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Места для курения должны быть обозначены знаками «Место для курения» (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390)).

Нельзя располагать места для курения ближе, чем 10 метров от мест хранения ила.

Дополнительные требования по выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, а также в изолированных помещениях должны быть установлены Госстроем России совместно с Минздравом России. Но в настоящее время они не приняты.

Чем регламентируется состав материалов для отделки путей эвакуации?

Готовимся к визиту пожарного инспектора. Хотим уточнить, нужными ли материалами отделаны пути эвакуации. Каким документом это регламентируется?
Андрей КУЛЬЧЕВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Требования к огнестойкости материалов, используемых в облицовке путей эвакуации, установлены пунктом 4.3.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171).

Так, на путях эвакуации не допускается использовать материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лифтовых холлах, на лестничных клетках;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лифтовых холлах, на лестничных клетках;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
При этом каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Когда нужно создавать пожарно-техническую комиссию?

Инспектор Госпожнадзора в ходе проверки потребовал приказ о создании у нас пожарно-технической комиссии. Прав ли он?
Тимур ИСАЕВ, специалист по охране труда (Улан-Удэ)

По общему правилу руководитель организации вправе создавать такие комиссии для предупреждения пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей2. Однако в отдельных отраслях могут быть установлены обязывающие правила. Например, в энергетике действуют Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*). Данным документом на руководителей организаций возложена обязанность создавать такие комиссии. Аналогичные документы есть в сельском хозяйстве, черной металлургии, железнодорожном транспорте.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:
1 Основные нормативные акты, которыми руководствуются пожарные инспекторы в ходе проверок: законы «О пожарной безопасности» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2 В ходе проверки пожарные интересуются большим количеством локальным нормативных актов по пожарной безопасности и фактическим состоянием дел. При этом они вправе входить в любые помещения в организации.

3 Перед проверкой проверяйте документы инспекторов и распоряжение о проведении проверки. Если в него внесены другие фамилии или неверный адрес организации, проверяющим можно отказать.

4 Минимизировать размер штрафа можно, если в ходе проверки поддерживать дружелюбную атмосферу, быть внимательным при составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности. И не нужно стесняться высказывать свои возражения.

Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Проверка требований пожарной безопасности

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постарались кратко рассказать о проведении пожарной проверки, а также рассмотреть основные требования к объектам, соблюдение которых обязательно.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или просто арендаторами. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть (пользоваться, распоряжаться) имуществом, в том числе руководители организаций, лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица.

Штрафы за нарушения довольно внушительные и могут сильно «ударить по карману». Например, за нарушение требований к эвакуационным выходам размер штрафа может составлять от трех до четырех тысяч рублей для граждан, от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. для юридических лиц (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Дистанционное . Тел. 8-800-775-09-71 тел. 8-960-472-42-44

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее - ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или внеплановая, она всегда проводится только в выездной форме.

Как долго длится проверка?

Общий срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом срок проверки малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а микропредприятия - 15 часов в год.

Если плановая проверка связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки.

В этом документе обязательно должно быть указано:

  • наименование органа ГПН;
  • вид проверки (плановая или внеплановая);
  • дата выдачи документа;
  • Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень мероприятий по контролю;
  • список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

  • распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);
  • пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

Необходимые документы

После официального знакомства инспекторы приступают непосредственно к проверке. В большинстве случаев они начинают с изучения документов.

Итак, какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и представлены инспектору? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила). В соответствии с положениями данного Постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также документы, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями разд. XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Так, в ней могут быть отражены:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта;
  • перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в т.ч. за сообщение о возникновении пожара, организацию спасания людей, за оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте и т.д.

Если на объекте есть пожаровзрывоопасные и пожароопасные помещения категории В1 производственного и складского назначения, то данная инструкция утверждается для каждого из них.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при обнаружении пожара, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения, как проводить противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму и т.д. Данные положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета:

  • проверок пожарной безопасности (типовая форма, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141);
  • проведения противопожарных инструктажей;
  • проверок наличия и технического состояния огнетушителей;
  • технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и др.

Инспекторы проверяют журналы очень тщательно, поэтому в них должны содержаться сведения о том, когда проводились проверки или инструктажи, результаты проведенных мероприятий, а также присутствовать подписи ответственных лиц и лиц проинструктированных.

Все вышеперечисленные документы должны быть надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется.

Помимо этого, могут понадобиться и другие документы. Так, если в помещении на одном этаже одновременно находятся более 10 человек, то в организации должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации, на которых обозначены места хранения огнетушителей.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то помимо плана эвакуации обязательно наличие инструкции о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. Практические занятия по данной инструкции необходимо проводить каждые полгода, следовательно, нужен и журнал учета проведения подобных мероприятий.

Также лучше всего иметь в наличии приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц на случай неисправности системы оповещения о пожаре либо ее отсутствия на объекте.

Это основные документы, которые проверяются. Стоит отметить, что в ходе проведения осмотра объекта список документов, подлежащих проверке, может увеличиться. Причины этого мы рассмотрим далее.

Осмотр объекта

При осмотре объекта инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому проверяемой фирме (предпринимателю) лучше всего отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.

Основные требования к содержанию объекта закреплены в Правилах. Так, план эвакуации должен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации помещений, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Присутствие огнетушителей на объекте обязательно, поэтому инспектор проверит их наличие, количество, состояние и места расположения. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в соответствии с Правилами и Приложениями 1 и 2 к ним. Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер, а запускающее (запорно-пусковое) устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. На пломбе отражается ее индивидуальный номер и дата последней перезарядки. При этом огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. Обратите внимание, что в зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

На всех этажах на самом видном месте должны быть прикреплены таблички с телефонным номером вызова пожарной службы, а также знаки пожарной безопасности, обозначающие местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, ключей и т.д. Таблички с телефоном пожарной службы также размещаются в складских, производственных помещениях, местах открытого хранения веществ (материалов) и технологических установок. Если же в организации есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, нагревательное оборудование), то рядом с ним необходимо повесить знаки безопасности. Помимо этого, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках размещаются обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Инспекторы проверят и общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Если в помещениях присутствуют деревянные конструкции или отделка произведена из горючих материалов, то они должны быть обработаны огнезащитным составом. Проверка состояния такой пропитки производится организацией в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, а при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже одного раза в год. Данные действия фиксируются в соответствующем акте (протоколе), который инспектор попросит предъявить для проверки.

Что же касается эвакуационных выходов, то они должны обозначаться светящимся табло с надписью белого цвета «Выход» на зеленом фоне. При этом двери должны открываться по ходу движения эвакуационного потока легко и без ключей. Путь к данному выходу всегда необходимо держать свободным. Обратите внимание, что в помещениях, где одновременно пребывают 50 и более человек, обязательно наличие нескольких эвакуационных выходов.

Если на окнах установлены решетки, то они должны открываться изнутри, а не быть «глухими». На дверях в производственные помещения лучше всего установить доводчики, а если установлены противопожарные двери, то также необходимо иметь в наличии сертификат на них, который инспектор обязательно спросит. Стоит отметить, что проверка работоспособности противопожарных дверей организуется не реже одного раза в квартал, о чем составляется протокол.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны находиться в исправном состоянии, а проведение эксплуатационных испытаний данных сооружений организуется не реже одного раза в пять лет. После проведения испытаний составляется протокол, который может затребовать инспектор.

Помимо этого, проверяется состояние электросетей и электробезопасности. Например, исправность аварийного освещения, наличие электрических фонарей, присутствие на электрощитах маркировки и замков (в организации обязательно должна храниться исполнительная схема), наличие времянок, скруток в проводах и электропроводки с поврежденной изоляцией. Инспектор может потребовать представить протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств, договор на обслуживание электросетей. Запрещается использовать чайники, микроволновые плитки, кипятильники в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Если на объекте есть наружное противопожарное водоснабжение и внутренний противопожарный водопровод, то его проверка организуется два раза в год (весной и осенью). По результатам проверки составляется акт, который представляется инспектору. Кроме того, пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Обратите внимание, что не реже одного раза в год необходимо производить перекатку пожарного рукава и фиксировать это в протоколе. Пожарный шкаф, в котором размещается пожарный кран, должен быть сделан из негорючих материалов, а его дверца открываться не менее чем на 90 градусов. На дверце должны присутствовать надпись «ПК», порядковый номер пожарного крана и номер телефона пожарной службы.

Также если в организации установлены системы и средства противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты и т.п.), то их исправность необходимо проверять не реже одного раза в квартал и составлять соответствующий акт. Помимо этого, в организации должна храниться документация на такие установки (договоры на покупку, установку, обслуживание, инструкции, а также копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих компаний).

Наличие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации нужно только на тех объектах (зданиях, сооружениях), которые подпадают под Нормы пожарной безопасности (НБП 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.

Если на объекте запрещено курить, то при входе в здание и на остальной территории должны располагаться знаки «Курить запрещено». Если же курение разрешено, то для этого выделяются и оборудуются специальные места. В «курилках» обязательно наличие огнетушителя (ящика с песком), пепельницы из негорючего материала, искусственного освещения, знака «Место для курения», информации о вреде курения. Отделка полов, стен, перекрытий, сидячих мест «в курилке» должна быть выполнена из негорючих материалов либо обработана огнезащитным составом.

Это основные моменты, на которые пожарные инспекторы обращают пристальное внимание. При этом при осмотре объекта они вправе производить отбор образцов продукции, проб.

Руководителю организации либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре объекта. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении. Также присутствие наблюдателей при осмотре не даст инспекторам возможности «приписать» лишние нарушения.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.

Также в акте указываются:

  • Ф.И.О. и должность инспектора;
  • данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
  • дата, время, продолжительность проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
  • перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

«- Вам письмо из МЧС. - Что там? - Нас ждет проверка МЧС… - Что делать?»

Раз в три года проводится плановая проверка организации по вопросам защиты от распространения огня. К визиту инспектора Государственного пожарного надзора (ГПН) лучше подготовиться заранее. За три дня (или раньше) до ее начала к вам придет заказное письмо с копией соответствующего распоряжения. Основание:

  • истечение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
  • изменение класса пожарной безопасности;
  • истечение трех лет с момента последнего визита представителя ГПН.

Периодичность проверки МЧС регламентируется Федеральным законом. Как не ударить лицом в грязь и избежать штрафов?

Сроки и полномочия

Чтобы начать ревизию, у инспекторов ГПН на руках должны быть соответствующие документы: заверенная копия распоряжения и удостоверение. По закону, длительность плановой процедуры до 20 рабочих дней. При особых обстоятельствах ее срок может увеличиться еще на 20 рабочих дней. Но для этого нужны веские основания (необходимо провести исследования, экспертизу, завести расследование и так далее). Как только вы получаете уведомление о плановом визите надзора, не паникуйте и спокойно готовьтесь к предстоящему событию.

Что проверяет пожарный инспектор?

Осмотр объекта и подготовка документации

В процессе планового мероприятия инспектор проверит наличие утвержденных документов, осмотрит помещения и может взять образец продукции вашей компании. На всех этапах руководителю или ответственному за пожарную безопасность организации лучше присутствовать. Это нужно хотя бы для того чтобы инспектор мог показать и объяснить нарушения, если они будут выявлены. Вам будет проще понять их природу и способы устранения. К моменту проверки вы обязаны предоставить:

  1. Журнал о проведенных инструктажах с подписями сотрудников.
  2. Приказы о запрете курения, назначении ответственного за пожарную безопасность, содержании эвакуационных выходов.
  3. Копии справок для ответственного и охраны о необходимом минимальном обучении пожарной безопасности.
  4. Техническую документацию (акты проверки, отчеты, договора, расчеты, схемы).

Требования при проверке

Требования при проверке МЧС основываются на законодательных и нормативных актах. Важно, чтобы нормам соответствовали:

  • планы эвакуации людей;
  • акты о состоянии огнетушителей;
  • документация по и их обслуживанию;
  • система оповещения;
  • исправность пожарной сигнализации и так далее.

Отдельных документов требуют деревянные конструкции, вентиляционные ходы, сцена, кровля, электрика, подтверждающих проведение противопожарной обработки конструкций.

Очень важно, чтобы эвакуационные входы и выходы, коридоры, подвал, чердак не были загромождены посторонними и тем более горючими предметами и ветошью. Состояние электропроводки и вентиляции необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, регулярно проводить профилактические мероприятия и подтверждать их актами выполненных работ и отчетом. Ведение конструктивного диалога, знание законов, элементарное спокойствие и уверенность помогут уменьшить количество выявленных нарушений и штрафных санкций.



 

Возможно, будет полезно почитать: