Закон об образовании права ребенка в доу. Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию

Когда ребенок отправляется в детский сад, родители испытывают настоящий стресс. Они не знают, как примут чадо в новом коллективе, как к нему будут относиться воспитатели, будет ли он нормально питаться и играть.

Главная проблема заключается в том, что далеко не все понимают, что даже самый маленький ребенок является полноценным гражданином страны. Соответственно, он может рассчитывать на защиту государства с первых дней своей жизни независимо от того, где он находится. Поэтому прежде, чем начать обучение в дошкольном образовательном учреждении, будет полезно посетить организацию и внимательно изучить информацию, которая должна быть представлена в уголке права ребенка в детском саду. Рассмотрим подробнее некоторые важные пункты.

Зачисление в ДОУ

Некоторые родители предпочитают довольствоваться той мизерной информацией, которую им предоставляет администрация детского сада. Однако очень важно знать свои права и права малыша. В первую очередь, при посещении ДОУ каждый родитель может уточнить как квалификацию воспитателей, так и план проводимых занятий и развлекательных мероприятий.

Однако на юридическую консультацию для родителей не всегда есть деньги, особенно если учесть, сколько на сегодняшний день стоит подобное обучение. В этом случае рекомендуется ознакомиться с отзывами других родителей о выбранном ДОУ.

Кроме этого, родители имеют право посетить учебное заведение во время занятий и убедиться, что они проходят в нормальном режиме. Также, говоря о правах ребенка в детском саду, стоит отметить, что его отцу и матери должна быть предоставлена возможность лично побеседовать с каждым из преподавателей и ознакомиться с их документами.

Предварительно рекомендуется ознакомиться с договором. В нем должна быть предоставлена исчерпывающая информация. Также в обязательном порядке в контракте прописываются права ребенка в детском саду. Данные условия можно разделить на две категории.

Право на развитие творческих способностей

В этом случае речь идет о том, что, помимо режимных занятий, тихого часа и прогулок, ребенку должна быть предоставлена возможность для реализации своих талантов. Это означает, что в ДОУ обязательно должны проводиться занятия, направленные на развитие умственного и логического мышления малыша.

Более того, данные права ребенка в детском саду рекомендованы правительством РФ. При этом разработаны Федеральные программы, которым обязаны следовать все ДОУ без исключения. Если представитель детского сада заявляет, что они не обязаны предоставлять подобные услуги, то это является грубым нарушением закона. В этом случае речь идет об ущемлении прав ребенка в детском саду. Для родителей это может быть явным поводом для обращения в высшие инстанции. Подробнее с данными условиями можно ознакомиться, прочитав Закон об образовании.

Кроме этого, в процессе ведения общих программ педагоги обязаны сохранять индивидуальность ребенка. Таким образом, к любому малышу должен быть найден дифференцированный подход, который поможет развить его таланты и индивидуальные способности.

Право на игры и отдых

Как известно, в юном возрасте малыши намного лучше усваивают информацию в игровой форме, поэтому очень важно, чтобы преподаватели ДОУ давали малышам такую возможность развивать не только свои интеллектуальные, но и творческие способности.

Также права ребенка в детском саду включают в себя возможность социализации. Дети только учатся взаимодействовать с коллективом, поэтому руководство образовательного учреждения не может лишать их этой возможности. В процессе игр с другими учениками малыши воспитывают в себе нравственность и другие необходимые качества.

Кроме этого, говоря о том, какие права имеет ребенок в детском саду, стоит отметить, что занятия обязательно должны чередоваться с отдыхом и другими развлечениями, не требующими умственного напряжения. Если после дня в детском саду малыш приходит домой уставшим и абсолютно без сил, то это говорит о том, что педагоги заведения не справляются со своими обязанностями. Тем самым они не выполняют свои должностные инструкции.

Права на жизнь и здоровье

Данная гарантия является основополагающей. Для того, чтобы данное право было реализовано, требуется обязательное выполнение целого ряда мероприятий, посвященных правилам безопасности и прочим инструкциям, которые дети должны знать.

Кроме этого, в ДОУ обязательно должен присутствовать медик, который сможет предоставить малышам необходимую помощь в случае недомогания или травмы. Если в образовательном учреждении отсутствует такой специалист, то это говорит о нарушении прав ребенка в детском саду.

Разумеется, против малыша не могут совершаться какие-либо противоправные действия, которые могут нанести ему физический или психологический вред. В этом случае речь идет уже не о нарушении, а о более тяжком преступлении. Если воспитатель угрожает, незаслуженно наказывает, оскорбляет или бьет ребенка, то в этом случае он должен понести уголовную ответственность за свои действия.

Право на защиту интересов

В первую очередь, в процессе обучения должны учитываться нужды и интересы самих малышей, а не преподавательского состава ДОУ. Таким образом, дети должны находиться под постоянным присмотром и чувствовать себя комфортно на протяжении всего дня в детском саду.

Педагоги должны следить за тем, чтобы в образовательном учреждении всегда был позитивный микроклимат, положительно влияющий на настроение детей. Кроме этого, важен и психологический комфорт. Это означает, что малыш должен чувствовать себя в детском саду так же хорошо, как и дома. На первых порах новые ученики испытывают стресс, поэтому руководство ДОУ не должно препятствовать их нахождению на занятиях и других мероприятиях.

Также желательно, чтобы в образовательном учреждении была возможность посещать консультации для родителей. Это поможет донести до них важную информацию о том, как подготовить малыша к посещению ДОУ.

Кроме этого, руководство детского сада обязательно должно следить за тем, чтобы все продукты, которые даются детям на завтрак, полдник и обед, соответствовали нормам питания. Вся пища должна готовиться на качественном оборудовании с выполнением всех необходимых гигиенических мер.

Помимо всего прочего, при первом посещении родители будущего ученика имеют полное право подробно изучить меню столовой, объемом стандартной порции и качеством используемых продуктов.

Однако далеко не всегда сотрудники образовательных учреждений выполняют свои обязанности. Самое печальное, что некоторые родители не осознают, что данные действия носят противоправный характер.

Примеры нарушения прав

В первую очередь стоит сказать, что каждый ребенок должен иметь возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. При этом родители малышей должны знать всю необходимую информацию о защите прав ребенка в детском саду.

Например, администрация ДОУ не имеет права отказать юному ученику в обучении из-за отсутствия мест. Даже если ребенок не зарегистрирован по месту жительства, он имеет полное право осуществлять обучение по месту своего фактического нахождения.

Также нередки случаи, когда администрация дошкольного учреждения отказывается зачислять ребенка по причине отсутствующих у него прививок. Нужно понимать, что решение о том, что малышу требуется вакцинация, принимается исключительно его родителями на законных основаниях.

Также сотрудники ДОУ не могут запретить ребенку посещать те или иные факультативные занятия (например, спортивные секции), если у малыша нет соответствующей формы. Ношение формы в образовательном учреждении не является обязательным. По закону, администрация вправе только порекомендовать использование той или иной одежды.

Имеет ли право детский сад отчислить ребенка, если он не посещает ДОУ на протяжении продолжительного срока (до 90 дней)? Если родители предоставили соответствующее заявление, в котором объясняются причины непосещения учреждения, то никто не может препятствовать продолжению обучения.

Кроме этого, в некоторых ДОУ существует практика, согласно которой они не принимают на обучение малышей, которые не приучены к горшку или ведут себя слишком активно. Независимо от того, подвижный ребенок в детском саду или он пока не научился сам себя обслуживать, администрация не имеет никакого права производить подобный отсев.

Если представители учебного заведения ведут себя некорректно и не соблюдают закон, то в этом случае необходимо предпринимать соответствующие меры.

Что делать, если права ребенка нарушаются

В первую очередь, необходимо удостовериться, что малыш действительно столкнулся с несправедливостью со стороны преподавателей. Современные дети нередко фантазируют и выдают желаемое действительным. Поэтому стоит воздержаться от прямых вопросов.

Лучше всего присмотреться к поведению малыша. Если он сильно изменился после посещения детского сада, стал угрюмым или пугливым, то возможно у него проблемы с воспитателем или с другими детьми. Но как выяснить точно?

Побеседовать с другими родителями

В столь юном возрасте дети не способны договариваться о выдуманных фактах. Поэтому стоит позвонить другим родителям и спросить, не заметили ли они изменений в психологическом или физическом состоянии своих чад.

Если и другие дети жаловались на агрессивное поведение со стороны воспитателя, то это является верным признаком того, что их права действительно нарушаются.

Ролевые игры

Чтобы выяснить, как с малышом обращаются в детском саду, достаточно в игровой форме попросить его показать, как проходит его день. Например, можно предложить ему сыграть роль воспитателя и попросить копировать манеру поведения реального педагога. Как правило, в дошкольном возрасте дети зеркально отражают манеры и основные поведенческие привычки людей, поэтому будет не сложно составить мнение о сотрудниках детского сада.

Кукольный театр

Если ребенок стесняется вживаться в роль воспитателя или боится самостоятельно рассказать о чем-то плохом, то для этого можно использовать куклы. При этом нужно попросить малыша сыграть роль мишки или динозавра, который рассказывает о своем пребывании в садике.

В процессе подобной реконструкции малыш не будет осознавать, что именно он произносит слова. Для него это будет ожившая игрушка. Благодаря этому можно будет узнать множество интересных фактов о процессе обучения в ДОУ.

Наблюдение

Для того чтобы сделать выводы о работе сотрудников организации, можно невзначай посетить ДОУ во время прогулки или занятий. При этом стоит присмотреться к поведению воспитателей. Если они ведут себя агрессивно и кричат на детей, то оставлять такое поведение без внимания не стоит.

С другой стороны, воспитатель, который отчужденно смотрит в сторону, пока детки толкают друг друга, также является серьезным проступком.

На основе всех этих данных можно сделать выводы о работе образовательного учреждения. Если они не справляются со своими обязанностями, то необходимо переходить к активным действиям.

Как защитить права дошкольника

В первую очередь, необходимо поговорить с директором ДОУ. Если беседы не дали положительного результата, то в этом случае стоит поднять вопрос на очередном родительском собрании. Если и это не помогло, то необходимо составить официальное требование на имя администрации заведения.

Следующий этап - обращение в государственные органы. Жалоба может быть направлена в прокуратуру. При этом нужно приложить заявление, которое ранее было направлено дирекции ДОУ.

Как правило, после этого начинается служебное расследование, и все виновные несут наказание.

Зная права и обязанности детей в детском саду, можно защитить их от грубого обращения.

Права ребенка в детском саду. Консультация для родителей — все самое интересное и полезное на сайт

Отдавая малыша в детский сад, немногие родители задумываются о юридических тонкостях. Между тем маленький человечек с рождения имеет права, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка. Основываясь именно на этом международном документе, страны-участники Конвенции разрабатывают собственное законодательство. И знать основные положения таких документов будет абсолютно нелишним.

Право на жизнь

Возможно, у некоторых эти слова вызовут улыбку и недоумение. Но это право ребенка указано в Конвенции первым. Государство обязано обеспечить условия для выживания и здорового развития ребенка. Надеемся, о выживании речь идти не будет, а вот здоровое и разностороннее развитие чада - главная задача дошкольного учреждения любой формы собственности.

Здесь также нелишне упомянуть о детях с умственными или физическими отклонениями. Выбрасывать их за борт жизни, игнорировать их потребности, препятствовать общению с окружающим миром - грубейшее нарушение прав. Обычный детский сад не имеет права отказать в приеме ребенку-инвалиду и должен обеспечить ему подходящие условия для пребывания в учреждении.

Как родитель вы имеете право требовать от администрации переоборудования помещений с учетом потребностей ребенка, например, установку перил вдоль стен в группе для самостоятельного передвижения.

Право на услуги здравоохранения

Ребенок, посещающий детсад, имеет право на квалифицированную, а главное - своевременную медицинскую помощь. Если малыш заболел, персонал учреждения обязан немедленно проинформировать родителей и по согласованию с ними принять меры, способствующие скорейшему восстановлению состояния здоровья ребенка.

Однако наряду с этим родители должны знать, что в обязанности сотрудников детского сада не входит лечение ребенка, в т.ч. и контроль приема препаратов в случае наличия хронических заболеваний, требующих постоянной медикаментозной коррекции. Максимум, что может сделать персонал - дать ребенку симптоматическое средство ( , поноса, проч.), предварительно обсудив данный момент с родителем, либо вызвать бригаду скорой помощи для немедленной госпитализации малыша.

Отдельная животрепещущая проблема для многих родителей - это прививки. Без письменного согласия родителей ребенку не имеют право делать вакцинацию. Равно как и отказывать ребенку в посещении дошкольного учреждения в случае отказа родителей от прививок - независимо от причины отказа.

Право на образование

Независимо от возраста ребенка в распорядок его дня обязательно включаются развивающие занятия. Они могут быть самыми разными, но при этом должны соответствовать следующим принципам:

  • разностороннее развитие талантов ребенка, его умственных и физических способностей;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание уважения к родителям ребенка, к стране его проживания и происхождения, к ценностям этих стран, а также к ценностям стран с другим жизненным укладом;
  • понимание и терпимость к другим народам, людям других национальностей, верующим различных конфессий;
  • бережное отношение к окружающей среде.

Если ребенок принадлежит к национальному или религиозному меньшинству, ему никто не может запретить пользоваться родным языком и собственной культурой, а также проповедовать свою религию и исполнять ее обряды.

Право на отдых и досуг

Играя, ребенок учится жить, поэтому нельзя лишать его возможности участия в играх и развлекательных мероприятиях. Также сотрудники детского сада должны содействовать предоставлению возможностей для культурной жизни и занятий искусством. Это вовсе не обозначает, что нельзя пресекать вдохновенное творчество по расписыванию обоев. Но альтернативный вариант сесть за стол с альбомом и красками малышу обязательно следует предложить.

Право свободно выражать собственное мнение

Если у маленького человечка есть к персоналу какие-либо просьбы, жалобы или претензии, их ни в коем случае не следует игнорировать. Нельзя отказать ребенку в желании посетить туалет только по той причине, что по плану массовое усаживание на горшок планируется через 20 минут. Или заставлять есть рисовую кашу, если она ему не нравится. Сюда же относятся не только физические потребности, но и право ребенка на поиск, получение и передачу какой-либо информации или идеи. Если воспитателю задается вопрос, что это за цветок или куда убежала кошка, следует обязательно удовлетворить детское любопытство.

Право на уважение

Жестокое обращение с ребенком подразумевает не только физическое наказание, но и моральное унижение его человеческого достоинства. К сожалению, это право нарушается у нас чаще всего. Если на вашего ребенка повышают голос, обзывают его, поднимают на него руку, запирают в темной комнате, запугивают, пресекайте подобное поведение персонала незамедлительно.

Присматривая за детьми, персонал не имеет права заниматься посторонними делами. Читать книгу, болтать по телефону или сплетничать с коллегами во время прогулки, не обращая внимания на детей, абсолютно недопустимо.

Право на питание

Полноценное питание - обязательное условие для полноценного физического развития ребенка, поэтому нужно постоянно контролировать рацион ребенка. Если вы заметите, что ребенка кормят некачественными продуктами или плохо приготовленной едой, принимайте меры.
А как поступить, если ребенку можно кушать не все, например, у него на ряд продуктов или диета по медицинским показаниям? В таком случае вы имеете право обсудить с персоналом вопрос приготовления блюд, которые не нанесут вред здоровью ребенка, и ребенку должны готовить отдельно. Возможно, полностью выполнить все ваши требования не удастся, но компромисс найти можно. Например, если ребенку нельзя есть курятину, и вы заменяете ее мясом кролика, вряд ли учреждение обеспечит вам наличие крольчатины. Но приготовить суп на воде, а не на мясном бульоне вполне можно договориться.

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть .

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – .

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.
Важно ! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

С самого рождения и до 18 лет каждый ребенок обладает рядом индивидуальных прав, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, на практике эти права часто нарушаются, а нарушители остаются безнаказанными просто потому, что ребенок не жалуется. Поэтому родители должны, в частности, следить, не нарушаются ли права ребенка в детском саду .

Конвенция о правах ребенка - не единственный документ, в котором изложены права ребенка. В каждой стране есть свои нормативные документы, содержащие перечисление основных прав ребенка . В Российской Федерации это, к примеру, Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании». В них изложены в том числе и права ребенка в детском саду.

Так, ребенок имеет право на здоровье . Это означает, что дошкольные учреждения должны иметь возможность оказать ребенку медицинскую помощь, если возникнет такая необходимость.

Также у всех детей есть право на развитие физических и творческих способностей . В дошкольном заведении за реализацию этого права отвечает педагогический коллектив. В детском саду дети не должны только играть - им необходимы творческие занятия, которые помогут развить способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.

Грубым нарушением прав ребенка является жестокое обращение с детьми . Встречается оно, кстати, чаще, чем вам кажется. Дело в том, что под жестоким обращением подразумевается не только физическое и сексуальное насилие, но и психическое (эмоциональное).

К эмоциональному насилию относится, в частности, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, словесные угрозы, невыполнение взрослым своих обещаний, ложь, преднамеренная изоляция ребенка (физическая или социальная).

В детском саду ребенок рискует столкнуться практически с любым видом эмоционального насилия: к сожалению, некоторые воспитатели позволяют себе повышать голос на воспитанников , нелестно о них отзываться. Да и родители иногда самым эффективным методом воспитания считают повышение голоса.

К сожалению, некоторые считают такие методы воспитания привычными и нормальными. Однако не следует забывать, что это нарушение прав ребенка . Маленькие дети очень впечатлительны, так что постоянно кричащий на них воспитатель может нанести им серьезную психологическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка тоже считается жестоким обращением с детьми. В детском саду забота о ребенке возлагается на коллектив дошкольного учреждения, а это значит, что он и отвечает за удовлетворение нужд воспитанников. Так что воспитатель-«пофигист», занимающийся собственными делами, пока дети предоставлены сами себе, нарушает права вашего ребенка.

За тем, как соблюдаются права ребенка в детском саду, должны следить родители . Важно убедиться, что в выбранном вами дошкольном детском учреждении работает квалифицированный персонал, который знает свое дело и может обеспечить комфортное пребывание ребенка в детском саду, а также необходимые условия для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Родители имеют полное право интересоваться рабочим порядком, режимом дня и учебной программой детского сада , и этим правом не нужно пренебрегать: вы должны быть на 100% уверены, что права вашего ребенка не нарушаются. Общайтесь с другими родителями и обязательно прислушивайтесь к вашему ребенку: если он жалуется, не нужно сразу предполагать, что он все выдумал.

Что делать, если кто-нибудь из педагогов или воспитателей нарушил права вашего ребенка , скажем, оскорбил его или даже отвесил подзатыльник? Начните с заявления на имя директора дошкольного учреждения, он обязан рассмотреть его и принять соответствующие меры. Если директор проигнорировал заявление, а действия педагога нанесли значительный вред ребенку, вы можете обратиться в правоохранительные органы.

В мае начинается очередной набор в муниципальные детские сады. Попадание ребенка в список на зачисление и радость, и стресс, и, в первую очередь, родителей волнует вопрос комфортности пребывания ребенка в учреждении. Стоит знать, что при поступлении в детский сад ваш малыш имеет внушительный список прав, регулируемых рядом нормативных документов: от Конвенции по правам ребенка до Семейного кодекса РФ. Что это за права и как проследить, соблюдаются ли они в вашем саду - расскажем в нашем материале.

Права ребенка

Долгие десятилетия дети были фактически бесправными существами, которых можно было физически наказывать и воспитывать жесткими методами фрекен Бок. Сейчас ситуация формально иная, и любой ребенок в дошкольном учреждении имеет ряд базовых нерушимых прав:

Право на эмоциональный комфорт

Малыш, особенно в первые недели посещения сада, испытывает стресс от незнакомой обстановки и разлуки с родными. Задача воспитателя в данном случае - помочь ему адаптироваться и создать атмосферу, в которую ребенок будет стремиться. Если малыш утром в саду плачет и не хочет вас отпускать, но при этом тянется к воспитательнице, согласен пойти к ней «на ручки», а вечером иногда не хочет уходить - это первые признаки того, что все в порядке и эмоциональная атмосфера в группе благоприятна для малыша.

Право на сохранение жизни и здоровья

Безопасность - одна из базовых потребностей любого человека, поэтому на территории сада должны быть соблюдены элементарные требования: отсутствие наледи на ступеньках и сосулек на крыше, хорошо закрепленные качели и «лазилки», очищенная от опасного мусора территория для прогулок. Сюда же относится «тихий час» в режиме дня сада, обязательное наличие в саду медработника, аптечки и четко отлаженный механизм оказания первой помощи, если она, чего доброго, потребуется вашему малышу.

Право на развитие способностей

Занятия физкультурой, танцами, рисование и лепка, конструирование, обучение счету и письму - все эти занятия, соответствующие возрасту вашего ребенка, должны обязательно входить в распорядок дня в саду. Конкретный перечень занятий зависит от коллектива и оснащения сада (например, в некоторых учреждениях есть бассейны, балетные студии, где-то воспитатели дополнительно обучают английскому языку и т.п.), также за отдельные виды образовательных услуг может потребоваться дополнительная - как правило, невысокая - оплата.

Право на свободную игру

Игра - практически основная деятельность дошкольника, через игру дети развиваются и познают мир. В распорядке дня сада обязательно должны быть часы, свободные от занятий, когда дети под присмотром воспитателя играют в настольные или ролевые игры. Грубым нарушением этого права является, например, коллективный просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Право на полноценное питание

В детском саду дети обязательно получают четырех? или пятиразовое горячее питание. Меню при этом должно быть разнообразным, продукты - свежими, а порции - достаточными. Если ваш ребенок имеет пищевые особенности - например, аллергии или непереносимость отдельных продуктов, - то вы должны своевременно проинформировать об этом персонал сада, и его меню будет скорректировано.

Право на равноправное отношение

Все дети имеют свои особенности характера, но они не должны вести к предвзятому отношению со стороны воспитателя. Ситуация, когда за один и тот же проступок ребенка ласково журят, а другого при этом отправляют в угол на полдня, является нарушением прав ребенка.

Право на защиту интересов и потребностей

Обеспечение нужд малыша в детском саду - первоочередная задача персонала. Сюда входит целый перечень задач: начиная от наличия чистого постельного белья и полотенец и заканчивая походом в туалет по первой же просьбе ребенка. В данном случае распространенный вариант несоблюдения права - когда воспитатель отправляет детей в спальню на «тихий час», запрещая шуметь, а сам садится читать книгу или пьет чай с коллегами.

Право на защиту от жестокого обращения

Шлепки, обзывания, крики, нотации, тычки и прочие «воспитательные приемы», которые отдельные педагоги старой школы до сих пор почитают вполне действенным инструментом, как раз и подпадают под определение жестокого обращения с ребенком. Сюда же относятся ситуации, когда малыша обижают другие дети, а воспитатель никак не вмешивается в процесс, считая, что подопечные сами разберутся.

Обязанности родителей

Чтобы права ребенка в детском саду соблюдались должным образом и малыш мог чувствовать себя комфортно с первого дня, родители тоже обязаны выполнять ряд условий:

С первого дня обеспечить ребенка всем необходимым для посещения детского сада. Как правило, это два комплекта удобной сменной одежды, носки, спортивная форма, чешки, качественная вторая обувь, расческа, игрушка «для сна», одежда и обувь для прогулок по сезону. В частном саду к списку могут добавиться полотенце, зубная щетка, постельное белье.

Своевременно и в полном объеме оплачивать пребывание и питание ребенка в детском саду. В настоящий момент плата составляет 146 рублей в сутки, из этой суммы 15 рублей составляют плату за содержание и вносятся вне зависимости от посещаемости, остальная часть денег идет на питание и оплачивается по фактическому времени пребывания в саду.

Соблюдать режим работы учреждения. Как правило, муниципальные сады работают с 7:00, прием детей производится до 8:00 ? 8:30, забирать ребенка в период адаптации нужно около 13:00, в обычное время - не позднее 19:00.

Соблюдать режим дня ребенка вне сада, на каникулах и в отпуске. Сами сотрудники садов подчеркивают важность своевременного подъема - не позднее 7:30, обязательного дневного сна с 13:00 до 15:00 и отхода ко сну не позднее 22:00.

Как проверить соблюдение прав ребенка?

К сожалению, ни один родитель не может неотлучно находиться в детском саду рядом с ребенком, чтобы проконтролировать соблюдение всех его прав. Однако проверить, какие порядки царят в выбранном вами саду, все же можно.

Понаблюдайте со стороны за тем, как проходит прогулка в детском саду. Насколько внимателен воспитатель, следит ли он за детьми или поглощен общением с коллегами? Насколько безопасна площадка, на которой дети гуляют (особенно болезненно этот вопрос стоит, конечно, в частных садах)? Как ведут себя воспитатели - кричат на детей или разговаривают спокойно даже с шалунами?

Проанализируйте стиль общения заведующей на родительском собрании. Насторожить вас должна либо чрезмерная строгость и критика всего и вся, начиная с непослушных детей и заканчивая нерадивыми воспитателями, либо излишняя слащавость и сюсюканье. Если заведующая четко рассказывает о распорядке сада, режиме питания, занятиях, сдержанно хвалит успехи детей и готова ответить на все ваши вопросы - поводов для беспокойства, скорее всего, нет.

Попросите на этапе заключения договора с садом показать вам группу и познакомить с воспитателем и нянечкой. В группе оцените состояние туалетов, спальню, количество и состояние игрушек в игровой. Уточните, индивидуальный ли шкафчик у каждого ребенка, изучите меню (оно должно быть в группе в свободном доступе). Обратите внимание также на различные доски почета, уголки с фотографиями ребят, выставки их рисунков и поделок - все эти детали говорят о том, что к детям здесь относятся с уважением и интересом.

Узнайте, насколько вовлечены в процесс родители. Общие субботники, обязательное присутствие на утренниках и праздниках, шитье костюмов на конкурсы и изготовление поделок вместе с детьми, с одной стороны, отнимают родительское время, с другой - служат показателем открытости сада и заинтересованности его в развитии детей и укреплении семейных отношений.

Самый главный индикатор для вас - состояние ребенка. Ежеутренние капризы могут быть связаны с ранними подъемами, но если вы замечаете повторяющиеся жалобы, синяки и отметины на коже ребенка или тревожащие изменения в его поведении (вспышки агрессии, любое необычное поведение, которое длится больше двух недель после адаптационного периода) - это повод для визита в сад и разговора с воспитателем или заведующей. Помните, что несмотря на обилие формальных прав у ребенка, сам отстоять их он не может, так что это целиком и полностью ваша зона ответственности.

Татьяна Выводнова



 

Возможно, будет полезно почитать: