Чрезвычайные ситуации при транспортных происшествиях. Чрезвычайные ситуации на транспорте

ТЕМА 3 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Лекция 4

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обуславливается наличием в хозяйстве страны большого количества радиационно-, химически-, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, падением производственной и технологической дисциплины.

Число техногенных ЧС из года в год растёт, усугубляются последствия и масштабы их воздействия, сохраняется высокая степень опасности от аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и масштабам. Необходимо учитывать, что все они являются непосредственным результатом деятельности человека.

По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

· аварии на химически опасных объектах;

· аварии на радиационно опасных объектах;

· аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

· аварии на гидродинамических объектах;

· аварии на транспорте;

· аварии на коммунально-энергетических сетях.

Техногенная авария - это чрезвычайное событие, возникающее по техногенным причинам (производственным, конструктивным, технологическим и эксплуатационным), а также из-за внешних воздействий, заключающихся в повреждении, выхода из строя, разрушения технологических устройств и сооружений.

По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

· с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);

· на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);

· на гидродинамических объектах;

· на транспорте.

Крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют техногенными катастрофами .

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоёмкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.


Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей. Большинство из подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

· наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

· наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

· столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

· опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП:

· в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

· при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

· не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

· если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

· при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;

· по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

· выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

· в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

· вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

· избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если всё же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причём не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

· на эскалаторе;

· на платформе;

· в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

Кафедра мировой экономики.

Слайд 2

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

Слайд 3

Классификация

  • Слайд 4

    Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

    Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на автодорогах в результате аварий и катастроф ежегодно в мире погибает более 300 тыс. человек, получает ранения около 8 млн. человек.

    В России ежегодно регистрируется более 160 тыс. ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тыс. человек, становятся инвалидами 180-190 тыс. человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей.

    Слайд 5

    ДТП в России

    Количество ДТП и пострадавших в России

    Слайд 6

    Причины ДТП

    1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

    2. Превышение скорости движения.

    3. Неисправность транспортного средства.

    4. Плохое состояние дороги.

    5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

    6. Наезд на пешехода.

    7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

    8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

    Слайд 7

    Если вы попали в аварию

    Сохраняйте самообладание в любой ситуации;

    Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

    Покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

    Отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

    Вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков.

    Слайд 8

    Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

    ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

    Слайд 9

    Требования безопасности на авиационном транспорте

    Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

    Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

    Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

    Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

    Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по

    земле, взлете и посадке.

    Слайд 10

    Авиационных аварии и катастрофы в 2009 году

    • 09.01.2009 - Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009
    • 15.01.2009-Авиакатастрофа в Махачкале 15 января 2009
    • 15.01.2009 -Посадка Аэробуса на Гудзон (2009)
    • 03.02.2009-Катастрофа Ми-24 в Пугачёве 3 февраля 2009
    • 12.02.2009-Авиакатастрофа в Буффало 12 февраля 2009 года
    • 25.02.2009 -Катастрофа Боинга-737 в Амстердаме 25 февраля 2009 года
    • 10.05.2009 -Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009
    • 20.05.2009 -Катастрофа С-130 в Индонезии 20 мая 2009 года
    • 01.06.2009-Катастрофа A330 над Атлантическим океаном 1 июня 2009 года
    • 30.06.2009-Катастрофа A310 возле Коморских островов 30 июня 2009 года
    • 15.07.2009-Катастрофа Ту-154 под Казвином 15 июля 2009
    • 22.07.2009-Катастрофа Ми-8 близ Котова 22 июля 2009 года
    • 24.07.2009-Катастрофа Ил-62 в Мешхеде 24 июля 2009
    • 06.11.2009-Авиакатастрофа Ту-142 над Татарским проливом
    • 28.11.2009-Авиакатастрофа MD-11 в Шанхае 28 ноября 2009
  • Слайд 11

    Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

    В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

    Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров,

    работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по желез-

    ной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

    Слайд 12

    Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте

    Сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

    Пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

    Наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;

    Воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

    Слайд 13

    Действия после железнодорожной аварии

    Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы;

    Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.;

    Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние;

    Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового.

    Слайд 14

    Заключение

    В России ежегодно в ДТП погибает около 26 тыс. человек. За 1997-2007 гг. в ДТП погибло 350 254 человека. С 1997 по 2000 годы в авиации ВВС произошло 26 авиационных аварий и катастроф, более 500 серьезных авиационных инцидентов. За этот период в авиационных происшествиях погибли около 150 человек.

    Поэтому для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

    Посмотреть все слайды

    Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская - о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену. поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.
    По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.
    - 23 сентября 1923 г. - в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.
    - 30 января 1934 г. - на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.
    Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки, судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.
    - 21 февраля 1922 г. - американский дирижабль "Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек, находившихся на борту. 34 человека погибли.
    - 20 декабря 1923 г. - во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль "Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.
    - 25 мая 1928 г. - катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший, рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом "Красин”.
    - 4 октября 1930 г. - во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

    На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

    Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете , в крейсерском полете , при посадке .

    Авиапроисшествия при взлете

    27 марта 1977 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет "Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.
    - 25 мая 1979 г. - авиакатастрофа в чикагском аэропорту "0"Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.
    - 13 января 1982 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.
    - 24 января 1988 г. - самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.
    - 20 января 1995 г. - в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.
    - 27 сентября 1995 г. - на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось.
    -9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.
    В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.

    Авиапроисшествия в крейсерском полете

    Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф. Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера. В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.
    "Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).
    В ноябре 1996 г. в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.
    В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета. Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа.

    Март 1974 г. - в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.
    - 25 октября 1978 г. - над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.
    - 12 августа 1985 г. - вблизи г.Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.
    - 9 мая 1993 г. - над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.
    - 3 января 1994 г. - под г. Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек.
    - 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли.
    - 16 июня 1995 г. - вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек.
    - 28 августа 1995 г. - в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.
    - 6 декабря 1995 г. - потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. Предполагаемая причина катастрофы - потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях.
    - Февраль 1996 г. - над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу "Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.
    - 17 июля 1996 г. - через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу "Боинг-747”. Погибли 230 человек.

    Авиапроисшествия при посадке

    24 июня 1975 г. - “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе. В результате катастрофы погибли 112 человек.
    - 28 декабря 1978 г. - при заходе на посадку в аэропорту г. Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы - нехватка топлива. Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены.
    -20 августа 1980 г. - в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия). От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек.
    - Ноябрь 1980 г. - при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”. Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано.
    - Май 1988 г. - в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина. Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа" погибли.
    - 16 марта 1995 г. - при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек.
    - 25 октября 1995 г. - в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек.
    - 12 декабря 1995 г. - разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы. Четыре летчика погибли.
    Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты:
    - 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены.
    - 2 марта 1981 г.- вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли.
    - 10 мая 1994 г. - частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г. Лос-Анджелеса (США). Два человека погибли, трое были ранены.
    - 30 октября 1994 г. - в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год. Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета. Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли.
    -10 марта 1995 г. - в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека.
    - 24 сентября 1995 г. - в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек.
    - 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26. Погибли 8 человек.
    - 10 мая 1996 г. - в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.

    Покорив воздушное пространство, человек полетел в космос. Для этого были созданы принципиально новые летательные аппараты - космические корабли. Несмотря на их повышенную надежность, без катастроф не обошлось и здесь:
    - история помнит трагедию 30 июня 1971 г. с космическим кораблем “Союз-11” и гибель летчиков-космонавтов Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пацаева.
    - через несколько минут после взлета 27 января 1986 г. взорвался американский космический корабль "Челленджер”. Семь членов экипажа погибли.

    Общественный транспорт плотно вошел в жизнь современного человека и стал восприниматься как обыденное явление. Многие начали забывать, что транспорт, особенно общественный имеет повышенный уровень опасности. Он предназначен для перевозки большого количества людей на различные расстояния. Городской транспорт функционирует в пределах городской черты. Это автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро и трамваи. Большая часть пассажирского потока перекладывается именно на них. Техническим средствам свойственны поломки, замыкания проводов, возгорания. Кроме того, не исключены аварии из-за чрезвычайных происшествий на дороге. Различные опасные ситуации, в которых могут пострадать не только пассажиры в салоне, но и пешеходы, зависят от вида транспорта.

    Наиболее распространенные причины аварий на общественном транспорте:

    • Столкновения с другими участниками на дороге;
    • Технические поломки, включая утечки газа, бензина;
    • Резкое торможение;
    • Затопление транспорта водой при падении в водоем;
    • Удары электрическим током;
    • Возгорания;
    • Схождение с рельсов.

    В метрополитене опасность также представляет эскалатор, на котором люди могут получать травмы, из-за не соблюдения рекомендуемых правил безопасного использования, а также столпотворения и баловства.

    Как обезопасить себя

    Не получить травму в процессе поездки поможет соблюдение профилактических действий. К сожалению, не во всех маршрутных средствах и местах остановки общественного транспорта можно ознакомиться с тем, как необходимо себя вести, чтобы избежать увечий.

    Правила довольно просты. Для того чтобы не стать жертвой нападения или грабежа следует избегать остановок, на которых никого нет. Особенно, если время позднее и само место плохо освещено. Если вы заходите в безлюдный пассажирский салон, то старайтесь расположиться рядом с водителем или кондуктором. Выбор останавливайте на одиночных сиденьях, чтобы к вам не мог подсесть посторонний человек.

    Втискиваться в сильно переполненный транспорт крайне опасно. Лучше опоздать в пункт назначения, чем получить травму и провести пару недель на больничном, а так же не забывайте о карманных воришках. Не стойте рядом с входными дверьми, на подножке или ступеньках. Ели вашу одежду зажало, сообщите водителю.

    Следите за детьми. Часто малыши играют во время поездки с дверьми, и при внезапном их открытии оказываются придавленными или получают травмы. Особенно часто прижимаются руки детей из-за того, что ребенок находится без контроля.

    Сумка не должна находиться за спиной. Пользуясь электричкой, выбирайте вагон с большим количеством людей. Стоять в тамбуре опасно. При наличии в салоне агрессивной или пьяной группы людей, лучше пересесть от них подальше или поменять вагон.

    Выходите из транспорта только, когда он полностью остановился. Не запрыгивайте в салон при движении. Если вы стоите, держитесь за поручни или спинки сидений. Не надейтесь на то, что сможете удержать равновесие при резком торможении. Старайтесь не располагаться на близком расстоянии с острыми или режущими предметами (трости, зонты).

    Ходить по салону во время движения также опасно. Как бы вам не хотелось немного поспать во время дороги, лучше этого делать. Человек во сне или сразу после него не сможет быстро включиться в изменившуюся ситуацию. Его движения будут замедленными и своевременно среагировать правильно на опасность не сможет.

    Действия при аварии

    • При столкновении следует сгруппироваться. Крепче возьмитесь за поручни. Встаньте удобнее и противодействуйте возможному падению.
    • Если Вы сидите, то используйте пол в качестве опоры для ног. Скрестите руки над головой и наклоните ее к груди.
    • Если автобус падает на бок, а вы сидите у окна, то как можно скорее положите на стекло сумку или пакет. Это ослабит удар, и предохранит лицо от возможных осколков.
    • Покидайте транспорт, используя аварийные выходы (они указаны в салоне).

    По-возможности помогайте раненным пассажирам, а также детям и пожилым людям покинуть аварийное транспортное средство. В электротранспорте при повреждении проводов безопаснее всего находится сидя. К поручням и корпусу в этой ситуации прикасаться запрещается. Выходить следует прыжком, используя обе ноги одновременно. Это необходимо, чтобы не попасть под воздействие электрического тока в результате шагового напряжение.

    Как спастись из горящего и тонущего транспорта

    Заметив первые признаки возможного пожара в салоне движущегося транспорта – немедленно сообщите кондуктору. При его отсутствии свяжитесь с водителем.

    Если возгорание небольшое, то справиться с ним можно с помощью любых подручных средств. Это может быть земля, песок, сок, молоко, вода. Сохраняйте спокойствие. Эмоции в таких ситуациях мало помогают. В большинстве видов общественного транспорта под сиденьями есть огнетушитель. Используйте его.

    Важно: убедитесь, что огнетушитель не порошкового типа, так как использование в замкнутом пространстве может иметь негативные последствия.

    При сильном задымлении первоочередной задачей должна стать защита органов дыхания. Здесь используйте части верхней одежды (воротник, ворот свитера, шарф) либо увлажните любую ткань.

    Если двери не открылись автоматически, используйте специальные кнопки. Выбивайте окна, предназначенные для выхода из транспорта в таких случаях. Покидать транспорт необходимо без паники. Не толкайте других людей, не хватайте их за руки, не ставьте подножки. По правилам сначала следует дать выйти из горящего салона детям, пострадавшим и людям пожилого возраста.

    Больше всего пугают людей аварии общественного транспорта, связанные с его падением в воду и последующим затоплением. Здесь также нужно придерживаться лишь определенной схемы действий.

    • Пока транспорт находится на поверхности воды, следует выбираться через окна.
    • Если вы не успели выбраться из салона до полного затопления, то освободитесь от тяжелой верхней одежды. Сделайте несколько глубоких вдохов и выплывайте через окно, так как дверь из-за разницы давления открыть будет очень тяжело, и вы потеряете много сил, которые вам понадобятся для всплытия.
    • Быстрее достичь поверхности поможет толчок от корпуса, поэтому постарайтесь оттолкнуться ногами от транспорта.
    • Окажите помочь людям, которые не умеют плавать или с трудом держатся на воде.

    Оказавшись на берегу, дождитесь врачей и пройдите медицинский осмотр.

    Правила поведения в метрополитене

    К зонам наибольшей опасности в метро относят:

    1. Турникет . Это специальное устройство, которое ограничивает проход людей для проверки оплаты проезда. По правилам пользования запрещается проходить турникет толпой. К травмам может привести, если вы предпримете попытку перепрыгнуть его.
    2. Эскалатор . Запрещается самостоятельно останавливать или блокировать его движение. Садиться на ступени, также не рекомендуется ставить тяжелые вещи. Не бегите по эскалатору, не толкайте людей, не перепрыгивайте через ступени – это зачастую приводит к телесным повреждениям.
    3. Перрон . Нельзя стоять у края платформы. Обычно зона опасности обозначена ограничительной желтой линией.
    4. Вагоны состава .

    Аварии в метрополитене могут быть вызваны различными причинами.

    Это могут быть:

    • Столкновения поездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
    • технические поломки;
    • перебои в подаче электричества;
    • съезд с рельсов;
    • взрывы в случаи перевозки опасных веществ;
    • противозаконных действий пассажиров.

    Ознакомьтесь также с другими материалами

    ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    П Р И К А З

    08.07. 2004г. г. Москва № 329

    Об утверждении критериев информации

    о чрезвычайных ситуациях

    В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334, от 30 декабря 2003г. №794, приказом МЧС России от 07 июля 1997г. №382 (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. № 07-02-1277 от 12.08.97г.) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций п р и к а з ы в а ю:

    1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

    2. Начальникам региональных центров по делам ГОЧС, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ, при ведении статистического учета и представлении данных о чрезвычайных ситуациях по формам 5/ЧС, 7/ЧС-9/ЧС табеля срочных донесений МЧС России (приказы МЧС России от 25.06.96г. № 427, от 09.02.97г. № 66 и от 30.12.03г. № 774) руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.

    3. Признать утратившими силу критерии информации о ЧС (приложение №1 к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97г. № 382).

    4. Настоящий приказ довести до заместителей министра, начальников департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам ГОЧС, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке.

    5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И. Фалеева.

    С.К. Шойгу

    Приложение

    к приказу МЧС России

    № 329 от 8.07.2004

    КРИТЕРИИ

    ИНФОРМАЦИИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС

    1. Техногенные чрезвычайные ситуации

    1.1 Транспортные аварии (катастрофы)

    А. Общие критерии*)


    1. Число погибших - 2 чел. и более

    2. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ.

    предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту - организациям) - 500 МРОТ.

    1.1.1 - 1.1.2 Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена.

    2. Повреждение вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

    3. Перерывы в движении:

    1.1.3 -1.1.4 Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов.

    1. Аварийный розлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более.

    2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз**).

    3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель - любой факт аварии(катастрофы).

    4. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.

    5. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.

    1.1.5 - 1.1.6 Авиационные и ракетно-космические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов.

    1. Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) - любой факт падения, разрушения.

    1.1.7 Аварии (катастрофы) на автодорогах, (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы).

    1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы - любой факт аварии.

    2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

    *) Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

    **) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС


    3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

    4. ДТП*) с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек.

    1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах.

    1. Любой факт крушения поездов.

    2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

    3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).

    4. Перерывы в движении:

    на главных путях железнодорожных магистралей -6ч и более;

    на метрополитене - 30 мин. и более.

    5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

    6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

    7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте - любой факт аварии.

    8. Прекращение движения на данном участке на 12 часов в следствие ДТП - решение от отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

    9. ДТП*) с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек.

    10. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

    1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах.

    Любой факт разрыва.

    1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах.

    Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т более.

    1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа.

    Вылив нефти 20 т и более.

    *) Исключая пожары при ДТП

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС

    1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)*

    А. Общие критерии

    1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения.

    1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения.

    1. Число погибших - 2 чел и более.

    Число госпитализированных - 4 чел и более.

    2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

    1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях.

    1. Число погибших - 2 чел и более.

    Число госпитализированных - 4 чел и более.

    2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

    1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. жележнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт).

    1. Число погибших - 2 чел и более.

    Число госпитализированных - 4 чел и более.

    2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

    1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения.

    1. Число погибших - 2 чел и более.

    Число госпитализированных - 4 чел и более.

    2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

    1.2.6. Пожары на объектах другого назначения.

    1. Число погибших - 2 чел и более.

    Число госпитализированных - 4 чел и более.

    2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

    Любой факт пожара или взрыва.

    1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах.

    Пожары (взрывы) в метрополитене - любой факт пожара или взрыва.

    1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

    1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой отечественной войны - решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

    2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта - любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

    1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов).

    1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов - любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).

    2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта - решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГОЧС.

    *) Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации» применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС

    1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно-химических опасных веществ (АХОВ)

    А. Общие критерии

    1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении).

    1.3.2. Образование или распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.

    1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГОЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГОЧС с учетом местных условий.

    2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 раз и более*).

    3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.

    4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.

    5. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    6. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ

    организации - 500 МРОТ.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ.

    Любой факт выброса токсичных веществ.

    1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами.

    Любой факт аварии.

    1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ.

    1. Обнаружение (разливы) ртути - превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30-49 раз в течении 8 часов, или в 20-29 раз в течении 2-х суток.

    2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

    1.3.6 Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ**).

    1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа).

    Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

    1.3.8. Аварии с розливом нефти и нефтепродуктов.

    Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.

    *) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.

    **) Для отраслей ТЭК «Внезапные выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ».

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС

    1.4. Аварии с выбросом (или) сбросом (угрозой выброса, сброса)

    радиоактивных веществ (РВ)

    А. Общие критерии


    1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.

    2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.

    3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического заражения) в 100 и более раз.

    4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.

    5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл.6.1-6.3).

    6. При выполнении условий:

    измеренная мощность дозы гамма излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками - более20 мкГр/ч на расстоянии 1м;

    измеренная мощность дозы гамма-излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора - более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч - решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС с учетом местных условий.

    7. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число пострадавших - 4 чел. и более.

    8. Прямой материальный ущерб:

    гражданам- 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    1.4.1. Аварии на АЭС.

    1. Измеренная мощность дозы гамма излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м³.

    2. Измеренная доза мощность дозы гамма-излучения территории промплощадки и санитарно-защитной зоны более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 274 Бк/м³.


    3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7Бк/м³.

    1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения.

    1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м³.

    2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода -131 более 275 Бк/м³.

    1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла.

    1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м³.

    2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода -131 более 275 Бк/м³.

    3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7 Бк/м³.

    1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами.

    Любой факт выброса и (или) сброса РВ.

    1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ.

    Любой факт выброса РВ.

    1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке.

    Любой факт аварии.

    1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения.

    Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение.

    1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок.

    Любой факт обрушения.

    1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО).

    Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО - более 5 мкГр/ч.

    Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м - более 100 мкГр/ч.

    1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

    Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ - более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ - более 100 мкГр/ч.

    1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса)

    патогенных для человека микроорганизмов.

    А. Общие критерии

    1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях).

    1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ.

    2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГОЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов.

    Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов.

    1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов.

    Любой факт угрозы (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов.

    1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

    А. Общие критерии


    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    1.7. Аварии на энергетических системах.

    А. Общие критерии


    1. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб гражданам - 100 МРОТ, организациям - 500 МРОТ.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения.

    1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременными перерывами электроснабжения основных потребителей и населения.

    Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на сутки и более.

    1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

    Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГОЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий.

    1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

    А. Общие критерии


    1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения

    населения в жилых кварталах на сутки и более.

    2. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    3. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ.

    1.9. Аварии на очистных сооружениях .

    А. Общие критерии


    1. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ;

    организации - 500 МРОТ.

    3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

    2. Природные чрезвычайные ситуации.

    2.1. Опасные геофизические явления.

    А. Общие критерии

    2.1.1. Извержение вулканов.

    1. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ;

    организации - 500 МРОТ.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    2.1.2. Землетрясения.

    Землетрясение - 5 баллов и более.

    2.2. Опасные геологические явления

    А. Общие критерии

    2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи.

    1. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ;

    организации - 500 МРОТ.

    3. Разрушение почвенного покрова на площади 10 га и более.

    4. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более.

    2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород.

    2.2.3. Абразия.

    2.2.4. Эрозия, склонный смыв.

    2.2.5. Курумы.

    2.3. Опасные метеорологические явления

    А. Общие критерии


    1. Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ;

    организации - 500 МРОТ.

    3. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    2.3.1. Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч.

    Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек. и более;

    на побережье морей и горных районов - 35 м/сек. и более.

    2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом).

    Количество осадков - 50 мм и более за 12 час. и менее, в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 час. и менее.

    2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь).

    Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее.

    2.3.4. Продолжительные сильные дожди.

    Количество осадков 100 мм и более за период более 12 час., но менее 48 час.

    2.3.5.Очень сильный снег.

    Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 часов

    2.3.6. Крупный град.

    Диаметр градин 20 мм и более.

    2.3.7. Сильная метель.

    Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости 500 м.

    2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря.

    2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах

    Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега - 35 мм и более.

    2.3.10. Сильный туман.

    Видимость 50 м и менее.

    2.3.11. Сильный мороз.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.3.12. Сильная жара.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.3.13. Заморозки*).

    2.3.14. Засуха.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

    2.3.15.Сход снежных лавин.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления

    А. Общие критерии


    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2.Прямой материальный ущерб:

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 балов и более) сильный тягун в морских портах.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.4.2. Обледенение судов.

    Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/час) и более.

    2.4.3.Сгонно-нагонные явления.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.4.5 Отрыв прибрежных льдов

    Любой отрыв льдин с людьми

    *)"Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях передается после перехода средней суточной температуры через 10º С весной и до перехода ее через 10º С осенью.

    Наименование источника ЧС

    Критерии отнесения к ЧС

    2.5 Опасные гидрологические явления

    А.Общие критерии


    1.Число погибших - 2 чел. и более

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2.Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ; организациям - 500 МРОТ.

    3.Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    2.5.1 Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень).

    Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.

    2.5.3. Раннее ледообразование.

    Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных территориальных органов.

    2.6. Природные пожары

    А. Общие критерии


    1.Число погибших - 2 чел. и более.

    Число госпитализированных - 4 чел. и более.

    2.Прямой материальный ущерб:

    гражданам - 100 МРОТ; организациям - 500 МРОТ.

    Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

    2.6.1. Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах.

    1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов - 25 га и более; для авиационной охраны лесов - 200 га и более.

    2.Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами ГОЧС в зависимости от местных условий.

    3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

    3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола).

    Каждый случай особо опасного заболевания.

    3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94).

    2. Умерших в течении одного инкубационного периода 2 чел. и более.

    3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии.

    1. Групповые заболевания -10-50 чел. и более.

    2. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

    3.1.4. Отравления людей.

    Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора.

    3.1.5. Эпидемии.

    Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.

    3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

    3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония.

    1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

    2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).

    3.2.2. Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.).

    1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 10 голов и более (эпизоотия).

    3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной этиологии.

    Каждый случай болезни.

    3.2.4. Массовая гибель рыб.

    Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

    3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители

    сельскохозяйственных растений и леса

    3.3.1. Массовое поражение растений болезнями и вредителями.

    Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 100 га и более.

    3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями.

    Решение об отнесении случаев болезни леса к ЧС принимается органами управления по делам ГОЧС на основании данных, представляемых территориальными органами.

    4. Крупные террористические акты

    А.Общие критерии


    1. Число погибших - 5 чел. и более. Число госпитализированных - 10 чел. и более.

    2. Прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ.



     

    Возможно, будет полезно почитать: