Что такое локально нормативные акты. Локальные акты: виды, назначение, порядок принятия

Локальный нормативный акт организации (ЛНА). Что это?

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ (ЛНА) — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями ) и иными требованиями к будущим своим работникам.

Принимаемые работодателями локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (). Важнейшими локальными нормативными актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда , предусматривающие ознакомление работников с требованиями по охране труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т. д.

К числу наиболее важных ЛНА .относятся инструкции по охране труда , в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте , о существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают ЛНА в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

ЛНА необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата.

К ним относятся, например, приказы о приеме на работу, переводе на др. работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель принимает ЛНА, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников, по согласованию с этим органом.

В частности, в таком порядке принимаются графики сменности (), системы оплаты труда (), правила внутреннего трудового распорядка (), инструкции по охране труда ().

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

Локальные нормативные акты – документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы ст. 13 ТК РФ.

Важнейшими актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда, предусматривающие ознакомление работников с требованиями охраны труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т.д.

К числу наиболее важных актов относятся инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций.

Коллективный договор – одна из форм локального правотворчества, осуществляемая в целях установления автономной системы условий труда в организациях и повышения её эффективности.

Инструкция по охране труда – локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные обязанности работников организации по выполнению требований охраны труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников.

Локальное соглашение – локальный нормативный акт, устанавливающий принципы регулирования по отдельным направлениям социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателя на уровне отдельной организации в пределах их компетенции.



Работодатель принимает локальные нормативные акты как единолично, так и с учётом мнения представительных органов работников.

Без учёта мнения (единолично) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.д.

По общему правилу с учетом мнения представительного органа работников принимаются:

-локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования ст. 162 ТК РФ;

-графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 103 ТК РФ;

-локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) ст. 135 ТК РФ;

Правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 189, 190 ТК РФ.

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и т.п.

Не подлежат применению нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения учёта мнения представительного органа работников ст.8 ТК РФ.

Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их действия. Акты, принятые с нарушением установленного порядка учёта мнения представительного органа работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Заключение

Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права.

В современной учебно-научной литературе источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием, нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений, результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права, различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.).

Создание в России рыночной экономики требует разработки прочной правовой базы, которая гарантировала бы основные трудовые права работников.

В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, интеграции национальной экономики в мировую систему важной задачей становится реформа трудового законодательства. В стране наблюдается бурный процесс обновления действующего трудового законодательства.

Надо полагать, что и в дальнейшем структура занятости будет меняться, что приведет к появлению новых нестандартных форм организации труда, к которым невозможно будет применять Трудовой кодекс в полном объеме, и понадобятся специальные правила для регламентации особых видов трудовой связи.

Следует отметить и противоположную тенденцию - исключение из сферы действия трудового права отношений по прохождению государственной гражданской службы. В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" трудовое законодательство применяется к государственным гражданским служащим по "остаточному" принципу - в части, не урегулированной Законом о государственной гражданской службе.

В качестве итога выделим основную, на наш взгляд, тенденцию развития трудового законодательства - это поиск адекватных правовых механизмов для достижения установленных в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целей в условиях становления постиндустриального общества с его новыми социальными технологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. ФКЗ от 25.03.2004 № 1 - ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 дек.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 07.01.2002 №197-ФЗ (в ред. 30.06.2006 № 90-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1.

3. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9.12.1971 (в ред. ФЗ от 30.04.1999)// Вед. ВС РСФСР. - 1971. - № 50 (утратил силу - 07.01.2002 № 84-ФЗ).

4. Анисимов А.Л. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде// Трудовое право. - 2008. - № 3 (97).

5. Анисимов Л.Н. Трудовой договор, трудовые отношения// Трудовое право. - 2008. - № 4 (98).

6. Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников. – М.: «Трудовое право», 2007. – 104 с.

7. Викторов И.С. Современное состояние трудовых прав граждан// Трудовое право. - 2007. - № 4 (86).

8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: ТК Велби, 2006. – 496 с.

9. Ершова Е.А. Спорные теоретические и практические правовые вопросы заключения трудового договора// Трудовое право. - 2007. - № 3 (85).

10. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.

11. Кочеткова М.А. Трудовые права работника. – М.: ИКФ «ЭKMOC», 2002. – 288 с.

12. Миронов В.И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации - М.: ЗАО «Интел-Синтез», 2002. - 768 с.

13. Орловский Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому Кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 550 с.

14. Петров А.Я. Трудовой договор – институт современного российского трудового права и его совершенствование//Трудовое право. - 2008. - № 1

15. Снежко О.А. Проблемы судебной защиты трудовых прав// Трудовое право. - 2007. - № 9 (91).

16. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ТК Велби, 2002. – 320 с.

17. Трудовое право: Учебник/Под ред. Ф.Г. Мышко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с.

Размещено на Allbest.ru


Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право, 2007. № 10. С. 4.

Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л., Белицкая И.Я., Корякина Ю.С. Кадровое делопроизводство (правовые основы). Практическое пособие // Инфра-М., 2008. С. 53.

Правоведение. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Абдуллаева М.И. // М., Магистр-Пресс, 2004. С. 44-45.

См. «право вето» ст. 107 Конституции РФ.

Предприятия или организации, неважно к какой форме собственности они относятся, создаются свои локальные нормативные правовые акты. Это могут быть стандартны, положения, уставы, инструкции или инструкции по охране труда, а также профессиональные стандарты и иные документы.

Понятие локального нормативного акта

Само по себе слово «локальный» говорит, что это документ внутренний и может быть применен лишь для предприятия, разработавшего его.

Нормативные акты подразделяются на:

  • обязательные для разработки, к таковым относятся: утвержденное штатное расписание, графики отпусков, инструкции по охране труда, правила распорядка на предприятии;
  • изданные по решению руководства данного предприятия: положение о премировании сотрудников, положение по проведению медосмотров, журналы ознакомления с нормативной документацией.

Но при любых обстоятельствах важно учитывать, что эти были разработаны в соответствии с законодательной базой, чтобы не возникало противоречий. Документы обязательны для исполнения как для руководителей, так и для подчиненных.

В трудовом законодательстве представлено регулирование отношений сотрудника и работодателя, и более подробно эти моменты излагаются в локальных актах. Это общеустановленный документ для всех руководителей. Согласно некоторым определениям локальным нормативным актом считаются:

Документы, в которых не один раз повторяются правила поведения работников на рабочих местах и на территории предприятия.

В документе подробно изложены нормы трудового права, принимаемые работодателем в соответствии с государственными нормативами.

К особенностям разрабатываемого документа относятся:

  • изменения вносятся работодателем;
  • сведения, указанные в документе, не должны противоречить закону;
  • утверждение документа осуществляется в виде инструкции, положения или стандарта, при этом в ряде случаев акт согласовывается с председателем первичной профсоюзной организации;
  • с разработанным и утвержденным документом обязательно нужно ознакомить работника под подпись;
  • юридическую силу имеет со дня утверждения;
  • в случае прекращения срока действия или отмены его работодателем утрачивает силу.

Порядок принятия локальных актов

Этапы принятия локальных нормативных актов

Каждый локальный нормативный акт принимается и для этого он проходит несколько этапов:

  1. Руководством организации принимается решение о разработке локального документа, то есть это может быть учтено законодательной базой, а именно в нормативных документах четко прописано, что ЛНА должен быть отдельно разработан и принят и без этого деятельность организационной структуры будет нарушена. А также работодатель может самостоятельно принять решение о разработке документа, так будет удобнее работать.
  2. Принимается решение о том, кто будет разрабатывать документ или конкретно какая служба. Например, если это инструкция по охране труда, то это специалисты по , а если документ связан с внутренним распорядком на предприятии, то разработка ЛНА поручается отделу кадров. И так далее, по направлению деятельности.
  3. Далее, разрабатывается проект нормативного документа на основании норм или Правил, а также иных документов. Разрабатывает лицо, изучившее всю документацию. При этом за основу можно взять типовой акт.
  4. После локальный нормативный документ отдается на проверку руководителю. Если имеются замечания или спорные вопросы, то они решаются в рабочем порядке, если таковые отсутствуют, то можно переходить к следующему этапу.
  5. Прохождение юридической экспертизы обязательно. Для этого документ отдается на проверку в юридический отдел, на предмет замечаний в плане оформления или на соответствие требований законодательства при их наличии. После в документ вносятся изменения или дополнения.
  6. Подготовленный акт проходит согласование заинтересованными лицами и представителем профсоюза выдается мотивированное мнение.
  7. Утверждение документа руководителем предприятия.

Какая информация содержится в документе

Чтобы правильно подготовить локальный нормативный правовой акт, рекомендуется утвердить документ, в котором четко прописать, что должно быть отражено в первом. Обычно разработкой занимаются представители юридических отделов, так как экспертиза проектов осуществляется конкретно у них.

При этом учитывается:

  1. Требования по делопроизводству, а именно какие параметры листа необходимо задать, какой размер шрифта нужно выбрать, образец бланка и порядок согласования.
  2. Далее, следует определить, каким документом утверждается локальный нормативный акт, а именно приказом или распоряжением по предприятию, так как сам по себе он существовать не может и просто будет в отрыве от принятых документов.
  3. Затем, следует определить, какие разделы содержит документ, здесь важно тщательно продумать все возможные нюансы, чтобы ничего не упустить.
  4. Порядок согласования тоже должен быть определен, чтобы было понятно, что далее делать после разработки, кто должен согласовывать первым, а кто последним.

Если все вопросы, касающиеся разработки и согласования подробно описаны, то в процессе работы над документом не должно быть неразрешимых проблем.

Раздел «Общие положения»

Основания принятия локального нормативного акта

В первом разделе локального нормативного документа «Общие положения» следует изложить:

  • цель принятия документа (должна быть четко и лаконично сформулирована, например, в целях выполнения законодательства или правил промышленной безопасности);
  • далее, следует указать, на основании каких нормативных актов разрабатывается этот документ, их необходимо перечислить и указать название, от какого числа были приняты, а также их номер;
  • на какую сферу деятельности документ распространяется и кто его должен обязательно выполнять.

Это самый первый раздел нормативного документа, принимаемого предприятием или организацией, он не должен быть большим, в нем необходимо изложить основную информацию.

Основная часть

Это главная часть нормативного документа, в которой необходимо указать:

  1. Направление сферы распространения. Например, проведение , как правильно должна выдаваться специальная одежда или СИЗ, какое время отводится на работу, а какое на отдых и иное.
  2. Порядок действий сотрудников. Здесь четко указывается алгоритм действия работников, то есть, что сотруднику той или иной организации предписывается выполнять от начала и до конца. Это основной момент, который необходимо знать всем, и нарушать это никак нельзя.

Вся информация, указываемая в этом разделе, должна быть взята из основополагающих источников, например, из правил или иных нормативных документов, при этом не нужно делать поблажки и немного снижать степень ответственности, а вот ужесточить в большую сторону, напротив, можно, это зависит от решения руководителя, главное, не нарушить при этом прав человека.

Это самый объемный раздел в локальном нормативном акте, так как содержит основную массу информации.

Раздел «Права и обязанности»

В этом разделе стоит четко установить, какие права и какие обязанности у работника и . То есть следует перечислить, что должен выполнять сотрудник и на что он имеет права. Это необходимо с юридической точки зрения, чтобы в случае возникновения спорной ситуации несложно было решить последнюю.

Если обстоятельства сложиться таким образом, что придется обратиться в суд, то правильно изложенные права и обязанности помогут определить исход дела. Это раздел имеет юридическую силу и должен быть грамотно составлен.

О разделе «Ответственность»

Этот раздел является последним при разработке локального нормативного документа и в нем излагается сотрудников в случае несоблюдения требований настоящего ЛНА. Она устанавливается в зависимости от степени тяжести случившегося, то есть может быть административной или уголовной, а также дисциплинарной.

Без этого раздела нормативный акт не может быть принят, хотя содержание его небольшое.

Общие требования к оформлению

Требования к оформлению ЛНА

Специальных требованию к документа не существует, но все же некоторые общепринятые правила имеются, главное, применить требования к документам по делопроизводству.

К таковым относятся:

  1. Написать наименование организации. Указать следует в четком соответствии с уставными документами, причем неважно, на каком языке они написаны. Можно одновременно указать на русском и иностранном языках.
  2. Указать полностью наименование документа: Положение, Устав, Инструкция или Стандарт предприятия.
  3. Дата, когда зарегистрирован документ и номер документа.
  4. Указать место, где был разработан документ.
  5. Все визы согласования ЛНА, в том числе с органом первичной профсоюзной организации.
  6. Какие приложения у локального акта имеются.
  7. Нумерация страниц производится по порядку, при этом цифра «1» на первой странице не прописывается, а последующая нумерация начинается с цифры «2».
  8. Утверждение проставляется в правом углу сверху, а напротив ставится подпись должного лица о согласовании.
  9. Приказ, которым утвержден нормативный документ, издается на установленном бланке предприятия или организации.
  10. При необходимости присваивается гриф секретности данному документу.

Ознакомление с документом и хранение

После того как издан нормативный акт, его необходимо зарегистрировать в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Документ вступает в юридическую силу со дня его принятия. Дальнейшие действия работодателя — это ознакомление работников с документом.

  • подготовить список работников, чтобы не пропустить подписи ни одного сотрудника и направить его параллельно с ЛНА по подразделениям;
  • можно предоставить работнику право расписаться непосредственно на самом документе, если так более удобно.

Главное, помнить, что ознакомление с ЛНА обязательно каждому сотруднику, иначе он будет знать содержание документа и к нему будет сложно применить при нарушениях с его стороны.

Оригиналы документов, как правило, хранятся в одном месте, это отдел кадров или канцелярия, а копии с ознакомлением непосредственно в подразделении у ответственного работника, назначенного распорядительным документом.

Изменения или дополнения вносятся непосредственно по мере изменений в законодательстве.

В данном видео пойдет речь о документах, которые являются обязательными для любой компании:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Запоминаем Регламент (от франц. reglement, regle — правило) — правила, устанавливающие время проведения мероприятий, порядок осуществления деятельности, ограничивающие определенными пределами; регламентация — процесс установления правил и контроля за их соблюдением с целью упорядочения и рационализации деятельности. Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, не смешивать с бланком — стандартным листом бумаги, на рабочем поле которого размещаются символические графические знаки и ограничительные линии, служащие ориентирами при оформлении.

Локальный нормативный акт — это юридический документ, содержащий нормы трудового права, направлен-ный на регулирование трудовых и иных, связанных с ними, отношений и принятый в установленном порядке в пределах своей компетенции и полномочий работодате-лем в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями. Унификация документов (от лат. uni — один, facere — делать) — установление единообразия в оформлении документации, приведение документации к единой форме. Преамбула — (от франц. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, мотивы и цели его издания.

Записываем

Изучаем

1. Уровни нормативно-правового регулирования деятельности по управлению персоналом :

- государственный:

Федеральные законы, регламентирующие отдельные стороны трудовых отношений, в том числе охрану труда. Основные нормы трудового права содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации;

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

- организационный — локальные нормативные акты организации (ЛНА).

Нормативно-правовое обеспечение управления обеспечивает следующие преимущества организации:

1) позволяет руководителям, установившим четкие правила, не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления;

2) позволяет комплексно представлять систему управления организацией: где заканчивается и начинается очередная зона полномочий и ответственности, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности;


3) позволяет описать способы (технологии) достижения намеченных целей;

4) точно отражая деятельность конкретного сотрудника, позволяют избегать конфликтов и споров;

5) не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

2.Деятельность организации регулируется различными документами. Внешняя деятельность — взаимодействие с государственными органами, партнерами, общественными организациями — регулируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой организация функционирует, а также ее учредительными документами. Внутренняя деятельность регулируется локальными нормативными актами, перечень которых определяет сама организация.

Принципиальный подход к разработке и принятию ЛНА сформулирован в ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель может принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

3. Систему локальных нормативных актов (ЛНА) организации, создающих нормативно-правовую основу управления персоналом, составляют документы:

Основополагающие (устав и др.);

Организационные (штатное расписание, должностные инструкции, положения и т.п.);

Процедурные (положения, инструкции, порядок, расписания, графики и др.),

Распорядительные документы (приказы, распоряжения и др.);

Информационные документы (акты, докладные и служебные записки, протоколы и т.д.)

4. С целью повышения управляемости организации необходимо регламентировать деятельность субъектов и процессы деятельности.

Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (работники) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах.

Процессы деятельности — это различные направления, в рамках которых субъекты выполняют свою работу, используя выделенные для этого ресурсы. Для регламентации процессов применяются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов работники кадровых служб играют ведущую роль как специалисты, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать понятные тексты.

5. Перечень и назначение локальных нормативных актов:

Делаем выводы

1. Для эффективного управления персоналом необходимо регламентировать внутреннюю деятельность организации. Необходимость урегулирования порядка управления персоналом возникает в организации в процессе ее роста и развития деятельности. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и у работников появляется возможность воспользоваться недоговоренностями.

2. Нормативно-правовое обеспечение управления персоналом организации составляет многоуровневая система законодательных и нормативных документов, отражающих систему международных, российских правовых, корпоративных и этических норм, правил и регуляторов деятельности.

3. Локальные нормативные документы, разрабатывающиеся в организации, представляют собой систему документов, являющихся основой управления персоналом. Значимость и статус локальных нормативных актов организации существенно повысились, так как в условиях рыночной экономики , децентрализации управления трудовыми отношениями только государственные законодательные и правовые акты не в со-стоянии обеспечить необходимую полноту правового регулирования многоплановой деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

4. Локальные нормативные акты, содер-жащие нормы трудового права, призваны:

Конкретизировать положения трудового законодательства актов с учетом особенностей труда в организа-ции;

Повышать гарантии, предоставленные работникам нормативными правовыми актами вышестоящего уровня;

Устанавливать требования к условиям труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

5. Специалисты кадровых служб руководят процессом разработки и мониторинга организационных документов.

Выполняем

Задание 1. Найдите в Трудовом кодексе РФ статьи, в которых упомянуты локальные актам работодателя. Какие именно и в связи с чем они упоминаются? Какие локальные акты работодатель может принимать?

Единолично;

С учетом мнения представительного органа работников;

По согласованию с представительным органом работников;

Совместно с представительным органом работников?

Задание 2. Впишите в таблицу недостающие элементы

Задание 3. Приведите примерылокальных нормативных актов соответствующих форм

Задание 4. Составьте схемуклассификации нормативных актов по уровням и видам


Задание 5. Узнайте, какие локальные нормативные акты есть в организации — месте Вашей работы (практики)? Что они регламентируют?

Улыбнитесь!

«Принцип Простых Правил: необходимо дать людям ясные правила, четкие границы и обеспечить их структурой, в рамках которой они могут сотрудничать друг с другом с достаточной свободой…»

ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Запоминаем Модель — условный образ объекта изучения или управления, отражающий его основные характеристики (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные элементы и т.п.); моделирование — метод познания на основе создания модели. Структура (от лат. structura — строение) — внутреннее устройство чего-либо, скрытое внешней формой; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность.

Принцип гуманности (от лат. humanus — человеческий, человечный) — требование при разработке локальных нормативных актов руководствоваться признанием человека высшей ценностью, имеющего права и свободы. Принцип научности — требование соблюдать научно-методические подходы к созданию регламентирующих документов при разработке локальных нормативных актов. Принцип законности — требование строго соблюдать правовые нормы и положения при разработке локальных нормативных актов.

Записываем

Изучаем

1. Технологиярегламентирования деятельности по управлению персоналом


2. Принципы разработки, определения содержания и структуры локальных нормативных актов.

Принципы Сущность
Гуманности Документы должен повышать и закреплять социальный и профессиональный статус работника
Системности В системе локальных нормативных актов, наряду с их определенной иерархией, можно выделить документы, имеющие равноправное значение и независимое действие
Концептуальности Каждый документ должен соответствовать общим принципам, подходам к реализации кадров ой политики
Преемственности Документы должны иметь свое логическое продолжение
Обновляемости Документы должны своевременно пересматриваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий и законодательства

3. Требования к локальным нормативным актам органи-зации:

Не противоречить Трудовому кодексу, иным феде-ральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

Не содержать норм, ухудшающих по-ложение работников по сравнению с трудовым законодательством, нормативными актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти), законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.

Если документы приня-ты с нарушением этих требований, они являются недействительными и не подле-жат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

4. Этапы работы при создании локальных нормативных актов:

1. Выявление потребности и изучение состояния правового регламентирования данного вида кадровых отношений;

2. Принятие решения о необходимости локального акта и разработка его концепции;

3. Определение вида документа, разработка структуры и основного содержания проекта локального нормативного акта;

4. Финансово-экономическое обоснование документа;

5. Юридическая экспертиза локального акта;

6. Согласование проекта документа с заинтересованными лицами;

8. Официальное рассмотрение проекта акта, его оформление, подписание, вступление в законную силу;

9. Доведение содержания локального нормативного акта до работников;

10. Контроль за реализацией документа.

5. Структура локальных нормативных актов включает следующие элементы:

Целевое предназначение документа;

Четкое определение предмета регулирования;

Место данного документа в системе локальных нормативных актов и его законодательная база;

Задачи, условия и формы реализации регламентируемой деятельности;

Критерии оценки эффективности деятельности.

Делаем выводы

1. Локальные нормативные акты служат средством уточнения и детализации общих норм права применительно к деятельности конкретной организации, призваны регламентировать осуществление мер управлению персоналом.

2. Локальные нормативные акты являются формой выражения и придания легитимности кадровой политике организации.

3. Локаль-ные нормативные акты, определяющие условия труда, по общему правилу должны приниматься с учетом мнения работников, так как в них проявляется двуединость регулирования трудовых отношений: сочетание договорных начал с локальным нормотворчеством представительного органа работников.

4. Каждый локальный нормативный акт может иметь свою структуру и включать разделы, связанные со спецификой содержания.

5. Совершенствованию процесса разработки локальных нормативных актов в организации способствуют корпоративные стандарты, устанавливающие требования к качеству документов.

Выполняем

Задание 1. На схеме технологии регламентирования управления персоналом (п. 1) найдите и подпишите цель, задачи, принципы, методы и результаты деятельности.

Задание 2. Создайте схему этапов разработки локальных нормативных актов

Задание 4. Создайте схему структуры ЛНА.


Задание 5. Проанализируйте извлечение из документа с точки зрения соответствия содержания принципу законности.

Улыбнитесь!

Анекдоты про управление персоналом

Директор фирмы приглашает к себе одного из служащих.

Я слышал, - говорит он, - что вы постоянно молитесь о повышении зарплаты. Это правда?

Правда, господин директор.

В таком случае я должен вам сказать, что ваше желание никогда не сбудется.

Почему же, господин директор?

Потому что я не люблю, когда мои служащие обращаются в вышестоящую инстанцию через мою голову.

Очень тактичный начальник не знает, как сообщить секретарше, что она уволена...

Маша, Вы так великолепно справляетесь со своими обязанностями, что я даже не знаю, что бы мы делали без Вас. Но с понедельника мы все-таки попробуем...

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 4

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.

Локальные акты: общие положения

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с ними, осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, все локальные нормативные акты организации являются частью системы трудового законодательства.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты) для своей деятельности, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями <1>.

<1> Статья 8 ТК РФ.

Примечание. Обратите внимание, что работодатели - юридические лица должны утверждать локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа работников, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия (ст. 8 ТК РФ).

Исходя из положений ТК РФ различают два вида локальных нормативных актов:

  • акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса);
  • акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Разновидности локальных актов

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ - локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение - локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера .

Положение - локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция - локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила - локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

  • штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1)). Обязательно для составления в организации;
  • должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием (Единый тарифно-квалификационный справочник). Обязательны для составления, если должностные обязанности не урегулированы в трудовых договорах;
  • приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
  • положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ). Обязательно для составления;
  • положение о коммерческой тайне <2>. Обязательно, если в трудовом договоре указано, что работник должен сохранять коммерческую тайну;
  • положение о порядке ведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ);
  • положение о комиссии по трудовым спорам. Должно быть принято по согласованию с представительным органом работников в установленном порядке (ст. 372 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Обязательны для составления;
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ). Обязательны при наличии сменной работы;
  • положение об оплате труда и стимулирующих выплатах (разд. VI ТК РФ). Обязательно, если вопросы оплаты труда не урегулированы в трудовых договорах;
  • график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление N 1). Обязателен для составления;
  • инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Обязательны для составления.
<2> Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

В случае отсутствия обязательных локальных нормативных актов организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ. В частности:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок

Остановимся подробнее на некоторых локальных нормативных актах, разрабатываемых в организации, а именно на штатном расписании, правилах внутреннего трудового распорядка и положении об оплате труда.

Прежде чем принять работника, организация должна составить и утвердить штатное расписание . Оно применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением).

Штатное расписание - это организационно-распорядительный документ, в котором оформляются структура, штатный состав и численность организации, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов, а также возможных надбавок для каждой из должности.

Штатное расписание составляется по форме N Т-3 в соответствии с Постановлением N 1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер, но, несмотря на это, желательно применять ее в работе, поскольку она содержит все необходимые реквизиты.

В форме N Т-3 предусмотрен реквизит "Личная подпись главного бухгалтера". Исходя из Закона о бухгалтерском учете <3> в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации. Руководитель несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций <4>.

<3> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.11.2011).
<4> Письмо Минфина России от 19.05.2005 N 07-05-04/11.

Изменения в штатном расписании можно оформлять двумя способами:

  • изданием приказа (распоряжения) руководителя организации о соответствующем изменении;
  • утверждением нового штатного расписания.

Если у организации есть филиалы или представительства, она может сделать либо одно штатное расписание на всю организацию, либо отдельный документ на каждое подразделение. Руководитель филиала назначается приказом руководителя головной организации и действует, как правило, по доверенности, выданной руководителем головной организации <5>. Таким образом, полномочия начальника утверждать штатное расписание в филиале могут быть закреплены в этой доверенности или в учредительных документах организации.

<5> Абзац 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ.

Штатное расписание служит документом, в котором обобщены данные по расходам на заработную плату, а также количеству работников организации. Благодаря наличию штатного расписания кадровая служба знает, сколько у нее остается вакансий (при необходимости приема новых работников штатное расписание можно изменить или дополнить), а в случае увольнения какого-либо работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ есть возможность доказать в суде, что у организации не было возможности его трудоустроить, что увольнение было законным и не была нарушена норма о преимущественном праве на оставление на работе <6>.

<6> Статья 179 ТК РФ.

Обратите внимание, что так называемую "вилку" <7> для окладов нельзя указывать в штатном расписании, так как согласно ст. 22 ТК РФ оплата должна быть равной за равный труд. Поэтому, если в одном подразделении существуют две (или более) штатные единицы по одной должности, например "учитель истории", напротив каждой такой должности в этой графе должен указываться одинаковый размер оклада. Возможность же выплачивать заработную плату (а не должностной оклад) в большем размере одному из работников может быть реализована путем установления ему надбавок или иных доплат.

<7> "Вилка" - это введение по определенной должности не твердого оклада, а минимального и максимального его размера.

Все суммы и условия оплаты должны быть прописаны в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). При указании конкретной суммы заработной платы, а также частей, из которых она состоит, и ознакомлении с локальными нормативными актами, регламентирующими порядок ее начисления и систему оплаты труда в организации, нет необходимости знакомить работника со штатным расписанием.

Обратите внимание, что работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) <8>.

<8> Пункт 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с пп. "а" ст. 71 разд. 1.2 "Организационные основы управления" Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения <9> штатные расписания организации по месту разработки и утверждения имеют постоянный срок хранения.

<9> Утвержден Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя <10>.

<10> Статья 189 ТК РФ.

Правила внутреннего распорядка должны быть разработаны в соответствии с ТК РФ и распространяться на всех работников предприятия <11>.

<11> Статьи 15, 56 ТК РФ.

Правила внутреннего распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору <12>.

<12> Статья 190 ТК РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка обычно включают в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Порядок приема на работу.
  3. Основные обязанности работников.
  4. Основные права работников.
  5. Основные права и обязанности работодателя.
  6. Режим рабочего времени.
  7. Время отдыха.
  8. Меры морального и материального поощрения.
  9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
  10. Заключительные положения.

Одним из основных разделов правил внутреннего распорядка является раздел "Рабочее время", который может включать следующие составные элементы:

  • вид и продолжительность рабочей недели;
  • продолжительность ежедневного рабочего времени;
  • график рабочего дня;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и праздничные дни;
  • работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с правилами внутреннего распорядка работник должен выполнять трудовые обязанности в течение рабочего времени. В него включаются не только периоды, когда работник непосредственно исполняет трудовые функции, но и периоды, которые стороны определяют сами, например время приема-передачи смены.

Положение об оплате труда

Положение об оплате труда - локальный нормативный акт организации, который утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Положение об оплате труда также разрабатывается в соответствии с ТК РФ. В нем организация прописывает систему оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях <13>. Условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.

<13> Статья 135 ТК РФ.

Должностные оклады (тарифные ставки) администрация устанавливает в соответствии с должностью и квалификацией работника и с утвержденным штатным расписанием. По сути, штатное расписание является неотъемлемой частью положения об оплате труда.

Рекомендуем в положении об оплате труда предусмотреть порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При формировании положения об оплате труда работодателю следует установить конкретные размеры повышенной оплаты труда. Это необходимо для случаев выполнения работы в условиях, отличающихся от нормальных. Например , в повышенном размере должна производиться оплата:

  • труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
  • труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  • труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);
  • сверхурочных работ (ст. 152 ТК РФ).

В положении об оплате труда можно описать систему премирования и депремирования, хотя работодатель имеет право разработать и утвердить в организации два отдельных документа - положение об оплате труда и положение о материальном стимулировании, разграничив в каждом из них расходы на оплату труда за фактически отработанное время и расходы на материальное стимулирование труда сотрудников.

Стимулирование труда - это вознаграждения и премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели (сложность работы, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей), вознаграждение за выслугу лет. Премирование возможно только при достижении определенных производственных показателей.

Производственные показатели премирования могут пересматриваться по мере необходимости по согласованию с представительным органом работников.

Под депремированием понимается снижение размера премии или лишение премии в полном размере коллективов структурных подразделений организации, а также конкретных работников. В зависимости от значимости производственного упущения, повлекшего за собой причинение организации убытков, премия может не выплачиваться в полном размере или выплачиваться в определенном проценте от суммы, подлежащей выплате.

В перечень производственных упущений, за которые работники могут лишиться премии полностью или частично, можно, например, включить:

  • упущения, связанные с обязанностями работника, предусмотренными должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия;
  • ненадлежащее хранение вверенных материальных ценностей или совершение хищения;
  • прогул, а также появление на работе в нетрезвом состоянии либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов непрерывно или суммарно в течение рабочего дня, распитие спиртных напитков в рабочее время;
  • утрата, повреждение и причинение ущерба имуществу предприятия или иное причинение ущерба виновными действиями работника.

Недействительность локальных нормативных актов

Исходя из иерархии нормативных правовых актов закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями <14>.

<14> Статья 8 ТК РФ.

Недействительными являются также локальные акты, принятые работодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения представительного органа работника, когда на работодателя возложена соответствующая обязанность.

В таких случаях должны применяться законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, улучшающие положение работника в сравнении с локальным нормативным правовым актом работодателя, не имеющим должной юридической силы.

Ю.Н.Калмыкова

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"



 

Возможно, будет полезно почитать: