Что значит маркировка. Обозначение и классификация шин
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Сегодняшнее многообразие наименований и товаров требует от потребителя умения различать продукцию, а также определять её основные характеристики до последующего приобретения. В данном деле может помочь маркировка продукции, с помощью которой производитель может пометить свой товар.
Согласно действующему законодательству РФ производитель имеет право помечать свой продукт любыми возможными способами. При этом его не должны вводить в заблуждение вопросы, качающиеся свойств товара. Это значит, что в маркировке продукции должна содержаться только достоверная и проверенная информация. Разумеется, данный способ, выбранный для пометки товара производителем, не должен представлять определенную опасность для производителя. И производитель, и продавец, имеет право помечать продукцию с помощью специальной эмблемы либо знака.
Информация для потребителей может предоставляться на следующих носителях:
Этикетка;
Кольеретки;
Вкладыши;
Контрольная лента.
Продавец или производитель обычно выбирает конкретный способ пометки товара. В определенных случаях ГОСТ предусматривает применение определенного вида маркировки.
Виды маркировки продукции
Согласно типу предоставляемой информации, выделяют следующие виды маркировки продукции:
Экологическая;
Потребительская;
Подтверждающая;
Предупредительная;
Транспортная;
Защитная.
Потребительскую маркировку в большей степени можно назвать маркетинговым инструментом. Сведения, содержащиеся на ней, обычно включают в себя руководство по эксплуатации, а также подробное перечисление преимуществ товара, его удобства, экономической выгодности и иной информации субъективного характера.
В экологической маркировке содержатся также сведения относительно экологической безопасности материала, из которых изготовлена продукция. Также, она может являться свидетельством соблюдения определенных соглашений международного уровня производителем по вопросам охраны окружающей среды.
Предупредительная маркировка продукции включает такие важные сведения, как правила эксплуатации, безопасного применения и использования продукта. Также, в подобную пометку могут включаться сведения о специфике использования товаров.
Согласно основным положениям ГОСТ, с помощью маркировки могут подтверждаться сведения об основных свойствах продукции, которые закреплены на основании определенного документа. В данном случае маркировка в обязательном порядке должна иметь ссылку на подобные документы.
Законодательство закрепляет право производителя на защиту своей продукции от подделок. Это можно делать с помощью нанесения на товар оригинального знака, который подтверждает его происхождение.
В транспортной маркировке продукции указывается информация, в каком положении нужно осуществлять транспортировку товаров.
Пищевая продукция
Законодатель уделяет несколько больше внимания пищевым продуктам в плане разработки соответствующих актов, которые регламентируют правила предоставления информации.
Например, согласно ГОСТу, в маркировке продуктов питания должны содержаться все сведения, полезные для производителя: срок годности, состав, масса продукта, условия хранения, производитель и так далее. Маркировка должна оформляться хорошо считываться и оформляться на русском языке.
Товары непродовольственного вида
По ГОСТ 1.9-95 маркировка продукции непродовольственного вида должна доносить до своих потребителей следующие сведения о товаре:
Правила эксплуатации и свойства товара;
Данные производителя;
Условия гарантии;
Срок эксплуатации и дата выпуска;
Наличие сертификата либо иных подобных документов, которые свидетельствуют о соблюдении производителем всех нужных норм производства;
Комплектность товара.
Маркировка с наличием важных эксплуатационных данных не должна легко повреждаться и выдерживать условия эксплуатации товара без ущерба для считываемости.
Также в понятие маркировка продукции входит документация, которая выдается потребителю непосредственно при покупке товара: кассовые документы, талоны, чеки.
Производители поставщики продукции часто задаются вопросом, как сделать маркировку продукции. Для ответа, нужно рассмотреть несколько основных терминов.
Знаки соответствия
Знак соответствия либо знак РСТ наносится непосредственно на товарный ярлык, упаковку либо этикетку к продукции. В результате, данный знак предоставляет информацию покупателю продукции о том, что она сертифицирована и в полной мере отвечает всем требуемым стандартам качества, и на нее имеется сертификат соответствия. Общеизвестным является то, что выделяют два вида сертификации продукции: добровольная и обязательная сертификация.
Продукцию либо оборудование, подлежащее процедуре обязательной сертификации согласно техническому регламенту, маркируют специальным знаком обращения на рынке. Знак соответствия техническому регламенту наносится на ту продукцию, в отношении которой уже действует технический регламент, а также был получен сертификат соответствия согласно данному техническому регламенту (ТР).
Знак ЕАС. Знак обращения товаров на рынке таможенного союза
Этим знаком соответствия маркируют продукцию, которая подлежит декларированию либо обязательной сертификации соответствия согласно требованиям технических регламентов Таможенного Союза. Этот знак предоставляет потребителю информацию о том, что на данную продукцию была оформлена декларация Таможенного Союза или сертификат.
Любая продукция на упаковке имеет набор не всегда понятных знаков, надписей и даже кодов. Это маркировка товара, которая является наиболее удобным способом для доведения информации до потенциального покупателя о его изготовителе, а также качественных и количественных характеристиках. Кроме этого, она позволяет отслеживать перемещение продукции на любом его этапе.
В этой статье мы поговорим о том, что же представляет собой маркировка, какая она бывает, а также о том, как по ней определяется страна происхождения товара. Кроме этого, мы попытаемся разобраться в штриховой кодировке продукции.
Что такое маркировка и каковы ее задачи
Маркировка – это нанесение на упаковку, этикетку, ярлык, бирку или контрольную ленту товара определенной информации о его изготовителе, дате и способе изготовления, предназначении, качестве, способе транспортировки, хранения и другой важной информации. Она выполняет четыре основные функции:
- информационную;
- идентифицирующую;
- эмоциональную;
- мотивационную.
Информационная функция является основной. Она включает основополагающую и потребительскую информацию, дублирующую сведения, внесенные в товаросопроводительные документы. Благодаря именно этой функции потребителем без особого труда определяется страна происхождения товара, предприятие-изготовитель, назначение продукции и др.
Идентифицирующая роль маркировки заключается в том, чтобы производитель, покупатель или транспортная компания могли определить местонахождение перевозимой продукции, где бы она ни была, в любое время. Чтобы это стало возможным, соответствующая маркировка товара вносится в электронные системы, позволяющие отслеживать его нахождение.
Эмоциональная и мотивационная функции также рассчитаны на потребителя. Они дают ему возможность оценить упаковку, прочесть поясняющие тексты и, в итоге, мотивируют на покупку.
Виды маркировки продукции
Маркировка, в зависимости от места ее нанесения, классифицируется на производственную и торговую. Первый вид – это текст, рисунок либо другие знаки, нанесенные на упаковку товара его изготовителем. Носителем такой маркировки могут быть:
- этикетки;
- ярлыки;
- бирки;
- вкладыши;
- клейма;
- штампы;
- контрольные ленты и др.
Торговая маркировка – это также текст, знаки, условные обозначения, рисунки, нанесенные все тем же изготовителем на упаковку, товарные, кассовые чеки, а в некоторых случаях и на сам товар. Главное ее отличие от производственной заключается в том, что ее информационная функция по большей мере связана с указанием данных о производителе, а не о продукции.
Структура маркировки
Обязательная маркировка товара состоит из:
![](https://i0.wp.com/businessman.ru/static/img/a/22080/236110/24376.jpg)
Текст
Текст – наиболее распространенный и важный элемент как производственной, так и торговой маркировки. Он, как форма письменной информации, характеризуется высокой степенью доступности данных о продукции независимо от субъекта рыночных отношений. Тексту присущи все функции маркировки, но в наибольшей степени – информационная и идентифицирующая. Он всегда есть на упаковке и может быть написан на любом из языков или даже на нескольких. При помощи него потребитель может узнать, кем был произведен товар, из чего он сделан, каков адрес производителя и др.
Рисунок
Рисунок, в отличие от текста, может не всегда присутствует в маркировке. Он чаще встречается на производственном обозначении товара, нежели торговом. Его отличает высокая степень доступности и понимания, а выполняет он больше мотивационную и эмоциональную функцию.
Но бывают и исключения, когда на этикетку товара наносятся рисунки, информирующие о его правильной эксплуатации.
Информационные знаки
Информационные знаки – это обозначения, используемые для определения совокупных или отдельных характеристик продукции. Они в основном характерны для производственной маркировки. С их помощью происходит определение страны происхождения товара, его категории, качества, эксплуатационных характеристик и др. Однако расшифровать их в некоторых случаях могут только профессионалы. Информационным знакам свойственны такие признаки, как:
- краткость;
- наглядность;
- узнаваемость;
- выразительность.
Краткость обуславливается тем, что в качестве знаков здесь выступают отдельные слова, цифры, буквы, рисунки, символы. Выразительность и наглядность характеризуются цветом, формой, сочетанием определенных символов, соответствующим необходимым эстетическим требованиям.
Что касается узнаваемости, то она достигается путем использования общепринятых символов, для расшифровки которых не требуются специальные познания.
Классификация информационных знаков
Информационные знаки делятся на:
![](https://i1.wp.com/businessman.ru/static/img/a/22080/236110/24378.jpg)
Последний информационный знак является обязательным для всей продукции, которая идет на экспорт. На нем мы остановимся более детально, так как штрих-код используется для всех внешнеторговых сделок. Кроме того, с помощью такого обозначения даже непрофессионалу можно кое-что узнать о приобретаемом товаре.
Маркировка продукции при помощи штрих-кода является наиболее распространенным видом ее автоматической идентификации наряду с магнитной, цифровой, звуковой и радиочастотной. Система кодирования основывается на принципе шифрования алфавитно-цифровых обозначений в виде чередования штрихов с пробелами, которые имеют различную ширину.
Полностью расшифровать штрих-код можно лишь при помощи специального сканирующего устройства, считывающего символы, нанесенные в соответствии с едиными правилами и техническими условиями. Он наносится на поверхность транспортной или потребительской упаковки практически всех отечественных и импортных товаров при помощи типографской печати или посредством приклеивания этикетки или ярлыка с ним. Отсутствие такого информационного знака на продукции существенно снижает его конкурентоспособность, а продать ее в некоторых случаях практически невозможно. Это в первую очередь связано с тем, что предприятия, где товародвижение автоматизировано, просто не принимают не маркированный соответствующим образом товар.
История штрих-кода
Линейное кодирование, являющееся прообразом штрихового, было придумано и воплощено в жизнь в США в 1930 годах. За Америкой последовала Канада и Германия. С того времени появилось много разновидностей региональных, национальных и различных по типу штриховых кодов. Это, конечно, упрощало товародвижение, однако приносило ряд неудобств для внешнеторговых сделок, ведь чтобы расшифровать код другой страны, требовалось специальное оборудование с соответствующим обеспечением.
В 1977 году в Европе была создана ассоциация товарной нумерации EAN, в которую входили 12 государств. Когда к ней начали присоединяться неевропейские страны, эта система получила статус международной. Сегодня EAN объединяет более 100 организаций по штриховому кодированию из многих стран мира, которые являются ее членами. В их числе и Российская система идентификации «Юнискан», куда входят более пяти тысяч предприятий и организаций. Она выдает коды предприятиям и организациям, причем не только российским и представителям СНГ, но и других государств.
Структура штрих-кода
Штрих-код представляет собой рисунок, состоящий из чередующихся штрихов темного цвета и светлых пробелов различной ширины. Единицей этой ширины принято считать самый тонкий штрих или пробел (0,33 мм). Каждая цифра, несущая информацию, закодирована при помощи семи модулей, в каждый из которых входят два штриха и два пробела. В начале и конце кода размещены краевые длинные штрихи, которые определяют границы сканирования. Каждый из кодов EAN начинается и заканчивается старт-стоповым знаком 101.
Виды штриховых кодов
В зависимости от вида товара, для его идентификации применяются два вида кодировки: товарная и технологическая. Первый вид предназначен для определения производителя продукции, а вторые – для установления объектов хранения, деталей, тары, материалов, узлов и др.
Международная система штрихового кодирования EAN предусматривает следующие типы штрих-кодов:
- EAN-8;
- EAN-13;
- DUN-14.
Два первых типа могут наноситься на сам товар, его упаковку, ярлыки или этикетки. При помощи DUN-14 маркируется исключительно транспортная тара продукции.
Наиболее распространен код EAN-13. Это его мы видим практически на всех покупаемых нами товарах. EAN-8 используется для маркировки малогабаритных упаковок, там, где EAN-13 занимал бы места более чем одну восьмую от печатной площади тары.
Префикс и страна-производитель товара
Для того чтобы понять, как осуществляется кодирование, рассмотрим пример маркировки товара стандартным кодом EAN-13. Он состоит из тринадцати разрядов, т. е. 13 цифр под рисунком. Стоит сразу оговориться, что, вопреки распространенному среди потребителей мнению, будто бы в первых двух цифрах зашифрована страна происхождения товара, это не так. Вернее, не всегда так.
Дело в том, что эти первые цифры, именуемые префиксом, присваиваются ассоциацией EAN и указывают не на государство, а на национальную организацию товарной нумерации. Соответственно, предприятие, которое находится в одной стране, может быть зарегистрировано в любой и даже в нескольких национальных организаций. Например, российская фирма, занимающаяся выпуском продукции на территории России, может быть зарегистрирована в НО товарной нумерации Испании, и тогда первые цифры кода будут соответствовать ей (84) не «Юнискану» (460).
Но это, скорее, исключение, нежели правило. В большинстве случаев префиксом все-таки обозначается страна происхождения товара. Поэтому нелишним будет узнать о первых цифрах кодов хотя бы для самых крупных государств-поставщиков товаров в Россию. Но об этом немного позже. Сейчас давайте рассмотрим, что же означают остальные цифры.
Другие цифры в коде
За префиксом следует число (7 разряд включительно), которое является кодом предприятия, которое, собственно, и произвела маркировку. После него идет цифра (с 8-го по 12 разряд), указывающая на код самого товара, т. е. его категорию. Последняя цифра (13 разряд) – контрольная.
Коды некоторых государств, поставляющих продукцию в Российскую Федерацию
Чтобы определение страны происхождения товара не вызывало сложностей, можно запомнить или записать коды государств, которые являются крупнейшими поставщиками продукции в Россию. Вот некоторые из них:
- Австрия – 90, 91.
- Болгария – 380.
- Великобритания – 50.
- Венгрия – 599.
- Германия – 400, 440.
- Гонконг – 489.
- Индонезия – 899.
- Израиль – 729.
- Италия – 80, 83.
- Китай – 690.
- Куба – 850.
- Португалия – 560.
- Польша – 590.
- Словения – 383.
- США, Канада – 00, 09.
- Тайвань – 47.
- Турция – 869.
- Франция – 30, 37.
- Чехия – 859.
- Хорватия – 385.
- Швеция – 73.
Используя подобные знания, теперь вы точно будете знать, штрих-код какой страны нанесен на купленный вами товар. Но как бы там ни было, его наличие – это уже свидетельство того, что перед вами продукция, которая прошла сертификацию и соответствует определенным требованиям качества.
В России вводится обязательная маркировка товаров - с 2019 года , для некоторых категорий прямо сейчас. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других - только создается: идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но очень скоро станет обязательным для всех участников рынка.
МойСклад поддерживает проект по маркировке и участвует в пилотах. Зарегистрируйтесь в сервисе, чтобы подключиться к эксперименту вместе с нами. Присоединившись к пилоту сейчас, вы выиграете время, чтобы научиться работать по новым правилам, прежде чем за их нарушение начнут штрафовать. Регистрация в МоемСкладе бесплатная.
- Маркировка ювелирных изделий (скоро)
- Маркировка парфюмерных товаров (скоро)
- Маркировка шин (скоро)
Как работает обязательная маркировка товаров
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды , по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.
- Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки - и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
- Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
- Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них - обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.
Пилотные проекты по маркировке - подготовительный этап. Участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится на все товары. Сначала технологию опробовали на спиртном и шубах. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 маркировка товаров тестировалась для сигарет и обуви.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Что произойдет после окончания пилотов? Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится - нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:
- С 1 марта 2019 - сигареты.
- С 1 июля 2019 - обувь.
- С 1 декабря 2019:
- духи и туалетная вода,
- шины и пневматические резиновые покрышки,
- одежда из натуральной или композиционной кожи,
- женские и детские вязаные блузки,
- верхняя одежда - женская и мужская,
- белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
- фотокамеры и лампы-вспышки.
К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.
Если вы реализуете товары, подлежащие обязательной маркировке в России, - подключайтесь к системе уже сейчас! Во время пилотных проектов нет ни штрафов за нарушения, ни платы за генерацию кодов. Вы успеете перестроить свои бизнес-процессы и обучить кассиров работать по-новому без риска заплатить за ошибку. А мы поможем вам освоиться: в МоемСкладе все готово к работе с кодами маркировки.
Закон о маркировке товара
Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.
Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.
Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.
После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара - его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.
Как устроен код маркировки?Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix , а для лекарств - QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.
Коды маркировки генерирует оператор системы - ЦРПТ. Планируется, что генерация их для маркировки товаров в 2019 году станет платной - после того, как закончатся эксперименты. Плата будет браться однократно за каждый идентификатор. Размер ее установит новый закон о маркировке товара, который будет разработан по результатам пилотного проекта.
Во время пилотов коды выдаются бесплатно. Это хорошая возможность научиться работать с маркировкой: пока участники ни за что не платят, их не штрафуют за нарушение порядка работы, и можно переходить на новые правила в своем темпе.
Что меняется для розничного магазина
Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.
Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.
Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю - включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.
Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования - чтобы считывать коды, - а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой: например, МойСклад.
Мы участвуем в действующем пилотном проекте по маркировке сигарет , и наш сервис полностью готов к работе: и учетная система, и кассовые приложения. Вы сможете прямо в МоемСкладе принимать и отправлять в системы электронного документооборота сопровождающие товар документы с информацией о кодах маркировки, считывать и проверять эти коды в кассовой программе, заводить номенклатуру как табачную продукцию, сообщать оператору пилота о движении товара.
Для участия в пилоте нужно:
Маркировка товаров с 2019 года: последние новости
- С 1 марта 2019 обязательной станет маркировка сигарет (с 1 января 2018 она работает в тестовом режиме). Она коснется всех, включая импортеров. Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>
- С 1 июля 2019 станет обязательной маркировка обуви . Ее тестируют с июня прошлого года.
- Для ряда других товаров маркировка станет обязательной в декабре 2019. В списке пока только несколько категорий: парфюмерия, шины и пневмопокрышки, некоторые виды одежды и белья, фототовары. Но в будущем их станет больше: предполагается, что к 2024 году система отслеживания распространится вообще на все товары.
Подпишитесь на МойСклад, чтобы узнавать последние новости о маркировке товаров с 2019 года. Это бесплатно.
Посмотрите запись вебинара о маркировке, который мы провели в феврале 2019. Мы пригласили экспертов из ЦРПТ и вместе с ними разобрали, как подготовить бизнес к новым требованиям: какое понадобится оборудование, во сколько обойдется подключение, как будут проходить таможню импортные товары, что делать с немаркированными остатками на складах, а также многие другие вопросы.
Скачайте презентации МоегоСклада и ЦРПТ с вебинара. Остались вопросы? Ищите ответ : эксперты подробно разобрали все, о чем спросили слушатели вебинара.
Чтобы получить доступ к другим полезным материалам по маркировке и получать новости по теме, зарегистрируйтесь в МоемСкладе. Это бесплатно.
Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.
Маркировка
Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:
- информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
- идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
- эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.
Виды маркировок
Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:
- маркировка от производителя (производственная);
- маркировка от торгового представителя (торговую).
В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.
Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.
Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .
Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;