Что значит маркировка. Обозначение и классификация шин

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 - на­руж­ный диа­метр;
10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
R - ра­ди­аль­ная ши­на;
15 - по­са­доч­ный диа­метр.



Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
“All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
“PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” - все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах


1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Сегодняшнее многообразие наименований и товаров требует от потребителя умения различать продукцию, а также определять её основные характеристики до последующего приобретения. В данном деле может помочь маркировка продукции, с помощью которой производитель может пометить свой товар.

Согласно действующему законодательству РФ производитель имеет право помечать свой продукт любыми возможными способами. При этом его не должны вводить в заблуждение вопросы, качающиеся свойств товара. Это значит, что в маркировке продукции должна содержаться только достоверная и проверенная информация. Разумеется, данный способ, выбранный для пометки товара производителем, не должен представлять определенную опасность для производителя. И производитель, и продавец, имеет право помечать продукцию с помощью специальной эмблемы либо знака.

Информация для потребителей может предоставляться на следующих носителях:

Этикетка;

Кольеретки;

Вкладыши;

Контрольная лента.

Продавец или производитель обычно выбирает конкретный способ пометки товара. В определенных случаях ГОСТ предусматривает применение определенного вида маркировки.

Виды маркировки продукции

Согласно типу предоставляемой информации, выделяют следующие виды маркировки продукции:

Экологическая;

Потребительская;

Подтверждающая;

Предупредительная;

Транспортная;

Защитная.

Потребительскую маркировку в большей степени можно назвать маркетинговым инструментом. Сведения, содержащиеся на ней, обычно включают в себя руководство по эксплуатации, а также подробное перечисление преимуществ товара, его удобства, экономической выгодности и иной информации субъективного характера.

В экологической маркировке содержатся также сведения относительно экологической безопасности материала, из которых изготовлена продукция. Также, она может являться свидетельством соблюдения определенных соглашений международного уровня производителем по вопросам охраны окружающей среды.

Предупредительная маркировка продукции включает такие важные сведения, как правила эксплуатации, безопасного применения и использования продукта. Также, в подобную пометку могут включаться сведения о специфике использования товаров.

Согласно основным положениям ГОСТ, с помощью маркировки могут подтверждаться сведения об основных свойствах продукции, которые закреплены на основании определенного документа. В данном случае маркировка в обязательном порядке должна иметь ссылку на подобные документы.

Законодательство закрепляет право производителя на защиту своей продукции от подделок. Это можно делать с помощью нанесения на товар оригинального знака, который подтверждает его происхождение.

В транспортной маркировке продукции указывается информация, в каком положении нужно осуществлять транспортировку товаров.

Пищевая продукция

Законодатель уделяет несколько больше внимания пищевым продуктам в плане разработки соответствующих актов, которые регламентируют правила предоставления информации.

Например, согласно ГОСТу, в маркировке продуктов питания должны содержаться все сведения, полезные для производителя: срок годности, состав, масса продукта, условия хранения, производитель и так далее. Маркировка должна оформляться хорошо считываться и оформляться на русском языке.

Товары непродовольственного вида

По ГОСТ 1.9-95 маркировка продукции непродовольственного вида должна доносить до своих потребителей следующие сведения о товаре:

Правила эксплуатации и свойства товара;

Данные производителя;

Условия гарантии;

Срок эксплуатации и дата выпуска;

Наличие сертификата либо иных подобных документов, которые свидетельствуют о соблюдении производителем всех нужных норм производства;

Комплектность товара.

Маркировка с наличием важных эксплуатационных данных не должна легко повреждаться и выдерживать условия эксплуатации товара без ущерба для считываемости.

Также в понятие маркировка продукции входит документация, которая выдается потребителю непосредственно при покупке товара: кассовые документы, талоны, чеки.

Производители поставщики продукции часто задаются вопросом, как сделать маркировку продукции. Для ответа, нужно рассмотреть несколько основных терминов.

Знаки соответствия

Знак соответствия либо знак РСТ наносится непосредственно на товарный ярлык, упаковку либо этикетку к продукции. В результате, данный знак предоставляет информацию покупателю продукции о том, что она сертифицирована и в полной мере отвечает всем требуемым стандартам качества, и на нее имеется сертификат соответствия. Общеизвестным является то, что выделяют два вида сертификации продукции: добровольная и обязательная сертификация.

Продукцию либо оборудование, подлежащее процедуре обязательной сертификации согласно техническому регламенту, маркируют специальным знаком обращения на рынке. Знак соответствия техническому регламенту наносится на ту продукцию, в отношении которой уже действует технический регламент, а также был получен сертификат соответствия согласно данному техническому регламенту (ТР).

Знак ЕАС. Знак обращения товаров на рынке таможенного союза

Этим знаком соответствия маркируют продукцию, которая подлежит декларированию либо обязательной сертификации соответствия согласно требованиям технических регламентов Таможенного Союза. Этот знак предоставляет потребителю информацию о том, что на данную продукцию была оформлена декларация Таможенного Союза или сертификат.

Любая продукция на упаковке имеет набор не всегда понятных знаков, надписей и даже кодов. Это маркировка товара, которая является наиболее удобным способом для доведения информации до потенциального покупателя о его изготовителе, а также качественных и количественных характеристиках. Кроме этого, она позволяет отслеживать перемещение продукции на любом его этапе.

В этой статье мы поговорим о том, что же представляет собой маркировка, какая она бывает, а также о том, как по ней определяется страна происхождения товара. Кроме этого, мы попытаемся разобраться в штриховой кодировке продукции.

Что такое маркировка и каковы ее задачи

Маркировка – это нанесение на упаковку, этикетку, ярлык, бирку или контрольную ленту товара определенной информации о его изготовителе, дате и способе изготовления, предназначении, качестве, способе транспортировки, хранения и другой важной информации. Она выполняет четыре основные функции:

  • информационную;
  • идентифицирующую;
  • эмоциональную;
  • мотивационную.

Информационная функция является основной. Она включает основополагающую и потребительскую информацию, дублирующую сведения, внесенные в товаросопроводительные документы. Благодаря именно этой функции потребителем без особого труда определяется страна происхождения товара, предприятие-изготовитель, назначение продукции и др.

Идентифицирующая роль маркировки заключается в том, чтобы производитель, покупатель или транспортная компания могли определить местонахождение перевозимой продукции, где бы она ни была, в любое время. Чтобы это стало возможным, соответствующая маркировка товара вносится в электронные системы, позволяющие отслеживать его нахождение.

Эмоциональная и мотивационная функции также рассчитаны на потребителя. Они дают ему возможность оценить упаковку, прочесть поясняющие тексты и, в итоге, мотивируют на покупку.

Виды маркировки продукции

Маркировка, в зависимости от места ее нанесения, классифицируется на производственную и торговую. Первый вид – это текст, рисунок либо другие знаки, нанесенные на упаковку товара его изготовителем. Носителем такой маркировки могут быть:

  • этикетки;
  • ярлыки;
  • бирки;
  • вкладыши;
  • клейма;
  • штампы;
  • контрольные ленты и др.

Торговая маркировка – это также текст, знаки, условные обозначения, рисунки, нанесенные все тем же изготовителем на упаковку, товарные, кассовые чеки, а в некоторых случаях и на сам товар. Главное ее отличие от производственной заключается в том, что ее информационная функция по большей мере связана с указанием данных о производителе, а не о продукции.

Структура маркировки

Обязательная маркировка товара состоит из:


Текст

Текст – наиболее распространенный и важный элемент как производственной, так и торговой маркировки. Он, как форма письменной информации, характеризуется высокой степенью доступности данных о продукции независимо от субъекта рыночных отношений. Тексту присущи все функции маркировки, но в наибольшей степени – информационная и идентифицирующая. Он всегда есть на упаковке и может быть написан на любом из языков или даже на нескольких. При помощи него потребитель может узнать, кем был произведен товар, из чего он сделан, каков адрес производителя и др.

Рисунок

Рисунок, в отличие от текста, может не всегда присутствует в маркировке. Он чаще встречается на производственном обозначении товара, нежели торговом. Его отличает высокая степень доступности и понимания, а выполняет он больше мотивационную и эмоциональную функцию.

Но бывают и исключения, когда на этикетку товара наносятся рисунки, информирующие о его правильной эксплуатации.

Информационные знаки

Информационные знаки – это обозначения, используемые для определения совокупных или отдельных характеристик продукции. Они в основном характерны для производственной маркировки.
С их помощью происходит определение страны происхождения товара, его категории, качества, эксплуатационных характеристик и др. Однако расшифровать их в некоторых случаях могут только профессионалы. Информационным знакам свойственны такие признаки, как:

  • краткость;
  • наглядность;
  • узнаваемость;
  • выразительность.

Краткость обуславливается тем, что в качестве знаков здесь выступают отдельные слова, цифры, буквы, рисунки, символы. Выразительность и наглядность характеризуются цветом, формой, сочетанием определенных символов, соответствующим необходимым эстетическим требованиям.

Что касается узнаваемости, то она достигается путем использования общепринятых символов, для расшифровки которых не требуются специальные познания.

Классификация информационных знаков

Информационные знаки делятся на:


Последний информационный знак является обязательным для всей продукции, которая идет на экспорт. На нем мы остановимся более детально, так как штрих-код используется для всех внешнеторговых сделок. Кроме того, с помощью такого обозначения даже непрофессионалу можно кое-что узнать о приобретаемом товаре.

Маркировка продукции при помощи штрих-кода является наиболее распространенным видом ее автоматической идентификации наряду с магнитной, цифровой, звуковой и радиочастотной. Система кодирования основывается на принципе шифрования алфавитно-цифровых обозначений в виде чередования штрихов с пробелами, которые имеют различную ширину.

Полностью расшифровать штрих-код можно лишь при помощи специального сканирующего устройства, считывающего символы, нанесенные в соответствии с едиными правилами и техническими условиями. Он наносится на поверхность транспортной или потребительской упаковки практически всех отечественных и импортных товаров при помощи типографской печати или посредством приклеивания этикетки или ярлыка с ним. Отсутствие такого информационного знака на продукции существенно снижает его конкурентоспособность, а продать ее в некоторых случаях практически невозможно. Это в первую очередь связано с тем, что предприятия, где товародвижение автоматизировано, просто не принимают не маркированный соответствующим образом товар.

История штрих-кода

Линейное кодирование, являющееся прообразом штрихового, было придумано и воплощено в жизнь в США в 1930 годах. За Америкой последовала Канада и Германия. С того времени появилось много разновидностей региональных, национальных и различных по типу штриховых кодов. Это, конечно, упрощало товародвижение, однако приносило ряд неудобств для внешнеторговых сделок, ведь чтобы расшифровать код другой страны, требовалось специальное оборудование с соответствующим обеспечением.

В 1977 году в Европе была создана ассоциация товарной нумерации EAN, в которую входили 12 государств. Когда к ней начали присоединяться неевропейские страны, эта система получила статус международной. Сегодня EAN объединяет более 100 организаций по штриховому кодированию из многих стран мира, которые являются ее членами. В их числе и Российская система идентификации «Юнискан», куда входят более пяти тысяч предприятий и организаций. Она выдает коды предприятиям и организациям, причем не только российским и представителям СНГ, но и других государств.

Структура штрих-кода

Штрих-код представляет собой рисунок, состоящий из чередующихся штрихов темного цвета и светлых пробелов различной ширины. Единицей этой ширины принято считать самый тонкий штрих или пробел (0,33 мм). Каждая цифра, несущая информацию, закодирована при помощи семи модулей, в каждый из которых входят два штриха и два пробела. В начале и конце кода размещены краевые длинные штрихи, которые определяют границы сканирования. Каждый из кодов EAN начинается и заканчивается старт-стоповым знаком 101.

Виды штриховых кодов

В зависимости от вида товара, для его идентификации применяются два вида кодировки: товарная и технологическая. Первый вид предназначен для определения производителя продукции, а вторые – для установления объектов хранения, деталей, тары, материалов, узлов и др.

Международная система штрихового кодирования EAN предусматривает следующие типы штрих-кодов:

  • EAN-8;
  • EAN-13;
  • DUN-14.

Два первых типа могут наноситься на сам товар, его упаковку, ярлыки или этикетки. При помощи DUN-14 маркируется исключительно транспортная тара продукции.

Наиболее распространен код EAN-13. Это его мы видим практически на всех покупаемых нами товарах. EAN-8 используется для маркировки малогабаритных упаковок, там, где EAN-13 занимал бы места более чем одну восьмую от печатной площади тары.

Префикс и страна-производитель товара

Для того чтобы понять, как осуществляется кодирование, рассмотрим пример маркировки товара стандартным кодом EAN-13. Он состоит из тринадцати разрядов, т. е. 13 цифр под рисунком. Стоит сразу оговориться, что, вопреки распространенному среди потребителей мнению, будто бы в первых двух цифрах зашифрована страна происхождения товара, это не так. Вернее, не всегда так.

Дело в том, что эти первые цифры, именуемые префиксом, присваиваются ассоциацией EAN и указывают не на государство, а на национальную организацию товарной нумерации. Соответственно, предприятие, которое находится в одной стране, может быть зарегистрировано в любой и даже в нескольких национальных организаций. Например, российская фирма, занимающаяся выпуском продукции на территории России, может быть зарегистрирована в НО товарной нумерации Испании, и тогда первые цифры кода будут соответствовать ей (84) не «Юнискану» (460).

Но это, скорее, исключение, нежели правило. В большинстве случаев префиксом все-таки обозначается страна происхождения товара. Поэтому нелишним будет узнать о первых цифрах кодов хотя бы для самых крупных государств-поставщиков товаров в Россию. Но об этом немного позже. Сейчас давайте рассмотрим, что же означают остальные цифры.

Другие цифры в коде

За префиксом следует число (7 разряд включительно), которое является кодом предприятия, которое, собственно, и произвела маркировку. После него идет цифра (с 8-го по 12 разряд), указывающая на код самого товара, т. е. его категорию. Последняя цифра (13 разряд) – контрольная.

Коды некоторых государств, поставляющих продукцию в Российскую Федерацию

Чтобы определение страны происхождения товара не вызывало сложностей, можно запомнить или записать коды государств, которые являются крупнейшими поставщиками продукции в Россию. Вот некоторые из них:

  • Австрия – 90, 91.
  • Болгария – 380.
  • Великобритания – 50.
  • Венгрия – 599.
  • Германия – 400, 440.
  • Гонконг – 489.
  • Индонезия – 899.
  • Израиль – 729.
  • Италия – 80, 83.
  • Китай – 690.
  • Куба – 850.
  • Португалия – 560.
  • Польша – 590.
  • Словения – 383.
  • США, Канада – 00, 09.
  • Тайвань – 47.
  • Турция – 869.
  • Франция – 30, 37.
  • Чехия – 859.
  • Хорватия – 385.
  • Швеция – 73.

Используя подобные знания, теперь вы точно будете знать, штрих-код какой страны нанесен на купленный вами товар. Но как бы там ни было, его наличие – это уже свидетельство того, что перед вами продукция, которая прошла сертификацию и соответствует определенным требованиям качества.

В России вводится обязательная маркировка товаров - с 2019 года , для некоторых категорий прямо сейчас. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других - только создается: идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но очень скоро станет обязательным для всех участников рынка.

МойСклад поддерживает проект по маркировке и участвует в пилотах. Зарегистрируйтесь в сервисе, чтобы подключиться к эксперименту вместе с нами. Присоединившись к пилоту сейчас, вы выиграете время, чтобы научиться работать по новым правилам, прежде чем за их нарушение начнут штрафовать. Регистрация в МоемСкладе бесплатная.

  • Маркировка ювелирных изделий (скоро)
  • Маркировка парфюмерных товаров (скоро)
  • Маркировка шин (скоро)

Как работает обязательная маркировка товаров

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды , по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

  • Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки - и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
  • Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
  • Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них - обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Пилотные проекты по маркировке - подготовительный этап. Участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится на все товары. Сначала технологию опробовали на спиртном и шубах. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 маркировка товаров тестировалась для сигарет и обуви.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Что произойдет после окончания пилотов? Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится - нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:

  • С 1 марта 2019 - сигареты.
  • С 1 июля 2019 - обувь.
  • С 1 декабря 2019:
    • духи и туалетная вода,
    • шины и пневматические резиновые покрышки,
    • одежда из натуральной или композиционной кожи,
    • женские и детские вязаные блузки,
    • верхняя одежда - женская и мужская,
    • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
    • фотокамеры и лампы-вспышки.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Если вы реализуете товары, подлежащие обязательной маркировке в России, - подключайтесь к системе уже сейчас! Во время пилотных проектов нет ни штрафов за нарушения, ни платы за генерацию кодов. Вы успеете перестроить свои бизнес-процессы и обучить кассиров работать по-новому без риска заплатить за ошибку. А мы поможем вам освоиться: в МоемСкладе все готово к работе с кодами маркировки.

Закон о маркировке товара

Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара - его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.

Как устроен код маркировки?

Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix , а для лекарств - QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.

Коды маркировки генерирует оператор системы - ЦРПТ. Планируется, что генерация их для маркировки товаров в 2019 году станет платной - после того, как закончатся эксперименты. Плата будет браться однократно за каждый идентификатор. Размер ее установит новый закон о маркировке товара, который будет разработан по результатам пилотного проекта.

Во время пилотов коды выдаются бесплатно. Это хорошая возможность научиться работать с маркировкой: пока участники ни за что не платят, их не штрафуют за нарушение порядка работы, и можно переходить на новые правила в своем темпе.

Что меняется для розничного магазина

Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.

Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.

Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю - включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.

Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования - чтобы считывать коды, - а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой: например, МойСклад.

Мы участвуем в действующем пилотном проекте по маркировке сигарет , и наш сервис полностью готов к работе: и учетная система, и кассовые приложения. Вы сможете прямо в МоемСкладе принимать и отправлять в системы электронного документооборота сопровождающие товар документы с информацией о кодах маркировки, считывать и проверять эти коды в кассовой программе, заводить номенклатуру как табачную продукцию, сообщать оператору пилота о движении товара.

Для участия в пилоте нужно:

Маркировка товаров с 2019 года: последние новости

  • С 1 марта 2019 обязательной станет маркировка сигарет (с 1 января 2018 она работает в тестовом режиме). Она коснется всех, включая импортеров. Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>
  • С 1 июля 2019 станет обязательной маркировка обуви . Ее тестируют с июня прошлого года.
  • Для ряда других товаров маркировка станет обязательной в декабре 2019. В списке пока только несколько категорий: парфюмерия, шины и пневмопокрышки, некоторые виды одежды и белья, фототовары. Но в будущем их станет больше: предполагается, что к 2024 году система отслеживания распространится вообще на все товары.

Подпишитесь на МойСклад, чтобы узнавать последние новости о маркировке товаров с 2019 года. Это бесплатно.


Посмотрите запись вебинара о маркировке, который мы провели в феврале 2019. Мы пригласили экспертов из ЦРПТ и вместе с ними разобрали, как подготовить бизнес к новым требованиям: какое понадобится оборудование, во сколько обойдется подключение, как будут проходить таможню импортные товары, что делать с немаркированными остатками на складах, а также многие другие вопросы.

Скачайте презентации МоегоСклада и ЦРПТ с вебинара. Остались вопросы? Ищите ответ : эксперты подробно разобрали все, о чем спросили слушатели вебинара.

Чтобы получить доступ к другим полезным материалам по маркировке и получать новости по теме, зарегистрируйтесь в МоемСкладе. Это бесплатно.

Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.

Маркировка

Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:

  • информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
  • идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
  • эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.

Виды маркировок

Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:

В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.

Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.

Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .

Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .



 

Возможно, будет полезно почитать: