Как получить лицензию на управление многоквартирными домами: требования, документы, алгоритм. Однодомовые тсж не будут подлежать лицензированию Нужна ли лицензия для работы тсж

Жилищный Кодекс РФ в его новой редакции не включает в себя понятия управления многоквартирным домом.

Собственно управление МКД – это совместные самостоятельные действия собственников , направленные на обеспечение функционирования общедомовых коммуникации, а также использование придомовой территории и общей собственности.

Жильцы в праве выбирать свой способ управления. Этот выбор зависит от количества квартир, платежеспособности участников ТСЖ, их финансовой дисциплинированности. Кроме того, стоит учитывать наличие на территории местонахождения объекта компаний, способных взять на себя управление жилья.

Если договора со сторонними организациями не заключаются, жители самостоятельно организуют управление домом.

Совет! Для самостоятельного управления домом нужны люди, имеющие экономические и юридические знания, обладающие личностными качествами, необходимыми для взаимодействия с госструктурами.

Органы управления

Особенности управления домом при помощи ТСЖ подробно регламентированы статьей 161 ЖК РФ . Непосредственное управление домом, в котором организованно ТСЖ, может осуществляться путем принятия решений общим собрание членов товарищества и правлением ТСЖ. Также, за отдельную плату, жильцы могут воспользоваться услугами управляющей компании.

Общее собрание

Это высший орган принятия решений в ТСЖ, в который входят все собственники.

К компетенции общего собрания относят:

Иные вопросы и компетенции включаются в Устав также с согласия собрания.

Справка! Уведомление о проведении Общего собрания вручается собственникам лицом, инициирующим созыв членов, в письменном виде. Каждый должен получить уведомление лично под расписку или заказным письмом з 10 дней до назначенной даты.

Уведомление должно содержать сведения о лице, инициирующем собрание, о месте и времени проведения, а также о повестке дня. Собрание считается состоявшимся при условии присутствия не менее 50% членов. Только в этом случае возможно принятия решения по повестке дня, при этом, согласие с решением должны высказать не менее двух третей присутствующих.

Правление товарищества

Правление ТСЖ является избираемым исполнительным органом. Его полномочия, периодичность созыва заседаний, сроки, на которые оно избирается, также определяются Уставом организации. Члены правления избираются на общем собрании, путем голосования.

В обязанности и полномочия правления входит:


Состав

В него могут входить собственники, лица с которыми заключены договора на управление товариществом. Количество членов зависит от общего числа собственников. Главным условием является нечетность числа лиц, входящих в орган. В составе обязательно определяются бухгалтер и секретарь.

Из числа лиц избирается ответственное, организующее работу органа лицо – председатель правления. После утверждения кандидата на эту должность, в Единый реестр юрлиц подаётся заявление для определения его прав действия от имени товарищества. Срок полномочий составляет 2 года.

Обратите внимание! Должность председателя и членов правления товарищества является оплачиваемой.

Председатель все свои действия (подпись платежных документов, совершение сделок) производит без доверенности от имени собственников. Он обязан контролировать ход работ по ремонту и обслуживанию имущества многоквартирного дома, ведение технической документации и бухгалтерской отчетности.

Председатель несет ответственность за организацию работы правления, состояние делопроизводства. Он также отчитывается перед собранием собственников за свою деятельность, деятельность управляющего и управляющей компании.

На эту должность может претендовать только человек, обладающий психологической устойчивостью, так как в ходе работы ему необходимо будет решать спорные вопросы, испытывать давление со стороны жильцов и внешних организаций. Товарищество должно за счет собственных средств обеспечить обучение председателя на специальных курсах для получения сертификата.

Председатель – главная фигура в управлении МКД. От его грамотных и умелых действий зависит благополучие существования всех жильцов. Именно он ответственен за осуществление решений правления, непосредственно контактирует с управляющей компанией и другими государственными органами.

Важно! Законами РФ не предусмотрена ответственность председателя за убытки, возникающие при неэффективном управлении общим имуществом. В связи с этим, Уставом необходимо определить размер и порядок взыскания.

Для регламентации деятельности и осуществления контроля над ней, должна быть разработана инструкция по работе Председателя. Размер оплаты труда председателя определяется собранием собственников и, как правило, составляет от 5 до 10 процентов от общей суммы расходов и доходов ТСЖ.

По окончании сроков полномочий председателя, он сдает всю документацию, отчитывается за свою деятельность. Общим собранием выбирается новый кандидат, который в свою очередь набирает новый состав правления. Если действия предыдущего руководителя и его команды признаются удовлетворительными, тот же состав может быть избран на новый срок.

Порядок и форма отчета председателя перед собственниками не определяется законодательством РФ, поэтому он должен быть закреплен в Уставе.

Делопроизводство

Правление обязано вести следующие документы:


Управляющая компания

Зачастую Председатель не может или не хочет оставить свою основную работу для осуществления деятельности в товариществе. В этом случае возникает необходимость привлечь стороннее лицо для управления многоквартирным домом.

УК — коммерческая организация, с которой товарищество может заключить договор на управление МКД . При такой форме управления, все необходимые работы будут проводиться профессионалами управляющей компании, имеющими для этого специальные технические возможности.

Задачами управляющей компании является поддержание систем дома в рабочем состоянии для того, чтобы жильцы находились в комфортных условиях. Перечень обязанностей компании составляется общим собранием и правлением.

Совет! Прежде чем выбрать управляющую компанию, узнайте о её деятельности в сфере ЖКХ, ознакомьтесь с отзывами о ней. Чтобы выбрать из нескольких претендентов, попросите каждого составить план развития дома и предложения о методах улучшения его обслуживания.

После выбора компании с нею составляется договор. Её услуги оплачиваются из общих средств ТСЖ.

Заключение договора

Заключение договора с управляющей компанией – обязательное условие сотрудничества с нею.

Типового договора не существует и многие управленцы пользуются этим, заключая договора на выгодных для себя условиях.

Документ регламентирует порядок предоставления услуг по содержанию и ремонту общеквартирного имущества, коммунальных услуг и прочих направлений по организации жизнедеятельности ТСЖ.

Договор с УК заключается исключительно на добровольной основе собственников , с их согласия на общем собрании.

Управляющая компания не вправе навязывать свои условия, не совпадающие с интересами жильцов. Для утверждения условий договора, свое согласие должно выразить большее количество членов товарищества.

В договор управления необходимо включить пункты:

  1. Список имущества, передаваемого в управление.
  2. Перечень работ по содержанию, ремонту общедомового имущества.
  3. Список предоставляемых жильцам коммунальных услуг.
  4. Порядок определения стоимости работ и услуг.
  5. Порядок выполнения контроля за деятельностью УК.

Нельзя подписывать договор в случае отсутствия в нем следующих пунктов:

  • Перечень имущества многоквартирного дома.
  • Список работ и услуг ЖКХ.
  • Ответственность управленцев за неисполнение условий договора.
  • Порядок и сроки рассмотрения жалоб, запросов членов ТСЖ.
  • Право жителей дома контролировать показания общедомовых приборов учета.

Договор с организацией заключается на срок от года до пяти лет, в простой письменной форме. Копия договора должна быть на руках у собственников жилья для осуществления контроля над работой УК.

К договору в обязательном порядке следует приложить техпаспорт здания с описанием его оборудования, оснащения коммуникациями и их состоянием.

Справка! Жилищным Кодексом РФ устанавливается обязательное обеспечение свободного доступа к информации о деятельности управляющей компании, порядка установления тарифов на коммунальные услуги.

Роль ревизионной комиссии в товариществе

В структуру ТСЖ обязательно должен входить контролирующий орган. Функции контроля ТСЖ исполняет ревизор или ревизионная комиссия. Она осуществляет контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизии предоставляются общему собранию собственников.

Ревизионная комиссия только знакомит собственников с результатами проверки деятельности органов управления. В случае несогласия с результатами их работы, члены ТСЖ могут потребовать смещения правления и возмещения причиненных убытков.

Требуется ли ТСЖ лицензия?

Лицензирование деятельности ТСЖ не предусмотрено законом. Исключение составляет деятельность по обслуживанию инженерных сетей. В частности, без лицензии товарищество не может осуществлять добычу воды.

Кроме того, местные власти могут принять подзаконные акты, предусматривающие получение разрешения на другие виды деятельности и осуществлять проверку деятельности правлений ТСЖ.

Согласно 19 главе ЖК РФ , управляющие компании обязаны получать лицензию на осуществление собственной деятельности. Таким образом, УК, с которой заключается договор собственниками жилья, должна быть обязательно лицензированной .

Надзор государства

Деятельность товарищества собственников контролируется государством. До недавнего времени, органы госконтроля не занимались проверкой деятельности товариществ и в этой сфере возникало много проблем. Сейчас надзор за деятельностью органов самоуправления в сфере эксплуатации жилфонда взят под контроль органами прокуратуры.

Важно! Прокурорский надзор деятельности ТСЖ и его правления осуществляется по жалобам граждан о нарушении органами самоуправления прав собственников жилья. Такие жалобы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Прокуратура проводит проверку деятельности правления и управляющей компании ТСЖ и в случае выявления нарушений, обращается от имени граждан в суд.

Органы прокуратуры могут подавать исковые заявления по коллективным жалобам. Отдельный собственник должен подавать иск самостоятельно, за исключением тех случаев, когда такое обращение невозможно по каким-либо причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность гражданина).

Кроме проверок по жалобам граждан, прокуратура также проводит внеплановые проверки деятельности органов самоуправления по поступившим сигналам о правонарушениях.

Основную долю нарушений несут в себе неправильно составленные положения и договора по деятельности организаций.

В случае нарушения прав собственников жилья в многоквартирном доме правлением или управляющей компанией, жильцы подают коллективную жалобу в органы прокуратуры, в которой описывают факты нарушений, сведения о недобросовестности исполнения обязанностей председателя или управляющего.

Организация управления товариществом собственников жилья – сложный и строго регламентированный процесс. От того, насколько грамотно он ведётся, зависит комфорт жильцов многоквартирного дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

До января 2015 года лицензия на управление МКД не требовалась, а сами дома плохо контролировались государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который подписан президентом РФ. Согласно ему все ООО и ИП, желающие заниматься ведением хозяйства жилых зданий, для осуществления этой деятельности должны получить специальный документ - лицензию на управление МКД.

Как выглядит лицензия на управления МКД

В соответствии с ФЗ № 255 от 21.07.14 с 01.01.15 УК несут административную ответственность за недобросовестное исполнение требований предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 01.05.15 они могут работать только после того, как получат соответствующее разрешение.

Лицензия на управление МКД — официальный допуск к реализации предпринимательской деятельности УК, выписывается органами ГЖН без ограничений по сроку.

Разрешения, которые получают компании, функционирующие в отрасли ЖКХ, являются действительными только на географической территории того субъекта РФ, на которой они были выдан.

На лицевой стороне лицензии обозначено наименование ее и обладателя, точная дата выдачи, государственный номер, полное название органа, который ее выписал. Документ представлен в формате А4.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия разрешения и наименование комиссии, его выдавшего.

Информацию о выпущенных разрешениях вписывают в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и сводную федеральную базу лицензий на управление МКД.

Эти сведения носят открытый характер, публикуются на официальных ресурсах органов ГЖН субъекта РФ в интернете и на сайте уполномоченного федерального учреждения.

Если в течение одного года хозяйствующую организацию или ее руководителя в ходе судебных процессов дважды и более привлекали к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖН, то информация о таких многоквартирных домах удалятся из реестра лицензий на управление МКД и сама компания их больше не обслуживает.

Если произойдет ситуация, когда в течение одного года суммарный метраж таких помещений достигнет отметки в 15 % и выше от общих площадей МКД, которые числятся за данной УК, то орган ГЖН подаст на нее иск в суд с требованием аннулировать лицензию этой организации.

Нужна ли лицензия на управление МКД для ТСЖ

Данным видам организаций нет необходимости проходить процедуру лицензирования, так как это не предусматривает законодательство нашей страны.

Исключением можно назвать только одну сферу — услуги в содержании инженерных сетей. Например, без получения лицензии кооперативы не могут заниматься добычей водных ресурсов.

Помимо этого, региональные органы власти имеют право принять подзаконные акты, которые будут предусматривать получение разрешения на иные виды деятельности.

Получение лицензии на управление МДК в 3 этапа

Принятое законодательство в нашей стране подразумевает то, что лицензия на управление МКД будет выписываться при содействии двух властных структур:

  • территориального органа ГЖН;
  • региональной лицензионной комиссии.

Задача первого органа состоит в том, чтобы принять заявление с дополнительными документами соискателя разрешения на его получение и по итогам их изучения отправить лицензионной комиссии свое заключение о том, возможно ли удовлетворить просьбу претендента или же придется дать отрицательный ответ.

А региональная лицензионная комиссия выносит вердикт о выпуске лицензии на управление МКД. На его основании ГЖН оформляет документ и выдает его руководителю управляющей организации.

Всю процедуру получения лицензии можно разделить на три стадии.

Этап 1. Определяемся с услугами

Разрешение в данной ситуации необходимо для деятельности по обслуживанию многоквартирного дома, которая будет реализовываться в соответствии с требованиями договора содержания жилья, изложенными в статье 162 ЖК Российской Федерации. Данное соглашение составляется и подписывается после того, как руководитель управляющей компании получает лицензию на управление МКД.

Главный список работ по обслуживанию жилых зданий:

  • содержание многоквартирных домов и осуществление ремонта общего имущества;
  • оказание коммунальных услуг;
  • сбор денежных средств с собственников помещений за содержание здания и за проведенные ремонтные работы;
  • организация аварийного обслуживания домов и восстановительная деятельность по ликвидации ситуаций с разрушением частей строения и оборудования;
  • облагораживание придомовых территорий;
  • ведение и хранение документации;
  • прочие виды услуг.

Этап 2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

Если вы только в планах хотите открыть свой бизнес-проект, то вам необходимо оформить ООО или зарегистрировать ИП и гарантировать выполнение лицензионных условий. Если вы решили вести деятельность сложного уровня - обслуживание МКД, при этом у вас несколько учредителей, то следует выбирать ООО. В той ситуации когда бизнес-проект уже работает и вы хотите попробовать себя в управлении МКД, то вам следует внести корректировки в ОКВЭД ООО/ИП, а также проанализировать соответствие принятым нормам.

Для предоставления услуг управления домом компания должна выполнять лицензионные условия:

  • прохождение государственной регистрации в роли ИП/ООО на территории России;
  • наличие у директора управляющей компании квалификационного документа в соответствии со статьей 202 ЖК Российской Федерации;
  • отсутствие у руководителя организации непогашенной судимости за правонарушения в экономической отрасли, за тяжкие уголовные преступления;
  • обеспечение открытого доступа к сведениям о ключевых показателях деятельности организации, о реализованных работах по содержанию, ремонту многоквартирных домов, о порядке и условиях их осуществления, о ценовой политике компании, о стоимости ресурсов, требующихся для предоставления коммунальных услуг в соответствии с ПП РФ от 23 сентября 2010 года № 7231;
  • отсутствие у соискателя аннулированных лицензий на управление МКД в соответствующем реестре;
  • гарантирование выполнения правил оказания коммунальных услуг собственникам и арендаторам помещений многоквартирных домов в соответствии с ПП РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Важно обратить внимание на получение квалификационного документа, так как эта процедура нуждается в заблаговременной подготовке и отнимает достаточно большое количество времени.

Квалификационный аттестат выдается только после сдачи специального экзамена. В него входит проверка знаний и требований законодательной документации Российской Федерации, которые применяются в реализации предпринимательской деятельности, имеющей отношение к содержанию многоквартирных домов. Для получения допуска на сдачу такого экзамена в отделение ГЖИ или на адрес лицензионной комиссии необходимо направить специальное заявление.

Оно предоставляется лично директором управляющей компании или его официальным представителем. При подаче заявления необходимо иметь паспорт (удостоверение личности). Форма данного экзамена — прохождение теста на ПК. Всего в нем представлено двести вопросов. Для тестирования конкретного человека программа отбирает сто любых заданий из общего списка.

Каждый вопрос имеет узкий уровень специализации, для того чтобы верно дать на него ответ, необходимо владеть достаточно серьезными знаниями в сфере ЖКХ. Проходной бал начинается с отметки в 86 %. На выполнение теста дается два часа. Если директор компании успешно справляется с заданием, то он получает квалификационный аттестат, срок действия которого пять лет. Экзамен проводится государством бесплатно.

Этап 3. Подаем документы, необходимые для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию на управление МКД, в местный компетентный государственный орган необходимо направить специальное заявление (бланк заявления).

К нему необходимо приложить следующий пакет документов:

  • копию устава управляющей компании, которую необходимо заверить у нотариуса;
  • копию документа о государственной регистрации ИП или ООО;
  • копию свидетельства о регистрации корректировок, если такие проводились;
  • копию квалификационного диплома соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на пост директора управляющей компании-соискателя лицензии;
  • квитанцию, которая подтверждает оплату госпошлины в размере 30 тыс. руб.

Дополнение: изначально необходимо выяснить список приложений в местном лицензирующем органе перед тем, как подать заявление, так как в некоторых ситуациях требуется предоставить только выписку из ЕГРЮЛ.

Всю документацию можно передать несколькими способами:

  • личный поход в лицензирующий орган или визит официального представителя заявителя;
  • заказным письмом почтой России с уведомлением о получении;
  • через электронные ресурсы; все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Заявление с приложениями принимаются только в том случае, если есть их опись, на дубликате которой проставлена отметка о точной дате получения данного пакета. Копия описи со входящим штампом направляется соискателю либо его официальному представителю тем способом, которым документы были предоставлены в лицензионную комиссию. После принятия заявления государственным органом заключение о выдаче разрешения на управление МКД будет озвучено в течение одного месяца. За это время лицензионная комиссия проверяет всю документацию, которая была ей предоставлена.

Получив лицензию на управление МКД, компания имеет полное право приступить к выполнению своих рабочих обязанностей. Информацию обо всех многоквартирных домах, которые находятся в ведении данной организации, следует опубликовать на официальном ресурсе в Интернете.

В ситуации когда произошли какие-либо перемены, - подписание другого договора, аннулирование старого - управляющая компания должна внести корректировки на свой официальный ресурс в Интернете в течение трех дней, а также оповестить о любых новых обстоятельствах орган ГЖН.

Не следует забывать и о возможных различных (по графику и внеплановых) проверках на выполнение условий лицензии на управление МКД. Если в деятельности обслуживающей компании будут обнаружены какие-либо правонарушения, то ее разрешение может быть аннулировано.

Когда лицензия на управление МКД подлежит переоформлению

В ФЗ от 4 мая 2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» зафиксированы ситуации, в которых разрешение на управление МКД необходимо переоформлять. Это следующие случаи:

  • преобразование формы юридического лица;
  • смена наименования организации (фамилии, имени, отчества, реквизитов документации, которая удостоверяет личность ИП);
  • смена географического местонахождения или изменение адреса регистрации юридического лица;
  • коррективы в списке оказываемых услуг или реализуемых работ, которые имеют непосредственное отношение к лицензируемому виду деятельности.

Таким образом, если управляющая компания поменяла свои юридические географические координаты, то об этом следует сообщить в Государственную жилищную инспекцию и переоформить лицензию на управление МКД. Если организация не выполнит это условие, то к ней будут применены штрафные санкции за нарушение лицензионных требований в соответствии со статьей 14.1.3 КоАП Российской Федерации. Штраф для юридического лица может быть размером до 250 000 руб.

В иных ситуациях, если поменялся фактический адрес, телефонный номер компании, ее локальный устав и т. д., проходить процедуру переоформления лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД не нужно. Эти данные не влияют на получение разрешения, а значит, не вызывают вышеуказанных последствий.

Порядок процедуры переоформления лицензии на управление МКД зафиксирован в статье 18 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99. Для этого организации необходимо направить запрос в органы регионального государственного жилищного надзора, подкрепляя его требующейся документацией. Список необходимых приложений закреплен в пункте 6-м ПП Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

  • копии учредительной документации юридического лица, которые прошли процедуру заверения у нотариуса;
  • копия квалификационного документа руководителя управляющей компании (соискателя лицензии);
  • копия приказа о назначении на должность соискателя лицензии;
  • подробная опись вышеуказанной документации.

Копия описи с отметкой о том, в какой конкретно день было принято заявление в государственную жилищную инспекцию, вручается руководителю управляющей компании (соискателю лицензии) лично либо отправляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Если указанное заявление было составлено с ошибками или пакет приложений не соответствует требованиям, то ГЖИ в течение трех дней с момента получения документации поручает лицензиату внести в нее корректировки и ликвидировать погрешности. На это у соискателя есть один месяц.

Перед отправкой пакета документов в государственную жилищную инспекцию необходимо оплатить государственную пошлину — 5 тыс. руб.

Вся процедура переоформления разрешения растягивается приблизительно на сорок пять дней: 30 из них отводится на проверку соискателя на соответствие лицензионным требованиям , а 15 дней — на вынесение вердикта уполномоченным органом.

Необходимо понимать и то, что при переоформлении разрешения на обслуживание МКД управляющей организации может быть отказано в его выдаче. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ № 99 основанием для вынесения отрицательного заключения могут послужить:

  • ложные или неточно указанные данные в предоставленном пакете документов;
  • несоответствие личности соискателя лицензионным условиям;
  • ранее аннулированное разрешение на управление МКД.

Если же компания утеряла или испортила имеющийся документ, то в соответствии со статьей 17 № 99 ФЗ она может запросить его копию. Дубликат на получение лицензии УК на управление МКД изготавливается за три рабочих дня, а размер государственной пошлины составляет 5 тыс. руб. на 2017 год.

Внесение изменений в лицензию по управлению МКД и соответствующую запись в реестре

Согласно ст. 198 ЖК РФ ситуации, когда список многоквартирных домов подвергся корректировке в связи с подписанием, аннулированием соглашения об обслуживании, а эту деятельность осуществлял лицензиат, директор управляющей компании в течение трех рабочих дней с момента изменения договорных отношений обязан прописать эту информацию на официальном ресурсе в сети Интернет для обнародования, а также отослать эти сведения в ГЖН.

Согласно вышеуказанному приказу новые данные фиксируются в соответствующей базе органом ГЖН РФ. Основанием для этого служит предъявленное предприятием или его официальным представителем заявление о корректировке информации в реестре лицензий на управление МКД, которое содержит следующие сведения:

  • географическое местоположение многоквартирного дома (его адрес);
  • причины для подписания или аннулирования договора содержания здания с управляющей организацией;
  • копию действующего договора обслуживания многоквартирного дома;
  • информация о лицензиате.

В этом заявлении может быть прописан только один многоквартирный дом, т. е. для каждого здания формируется свой документ.

Данное заявление также комплектуется следующими приложениями:

  • копия протокола ОСС, включающего сведения о принятом решении: определении метода содержания многоквартирного дома управляющей организацией, подписание договора обслуживания с директором УК о смене способа хозяйствования или аннулирование имеющегося соглашения;
  • копия протокола конкурсного мероприятия по выбору компании для руководства жилым зданием, согласно которому ее директор признан победителем данного тендера;
  • копия договора содержания, составленного между директором организации и собственниками помещений в доме, а в ситуации когда лицензиат был выбран путем организованного конкурсного мероприятия, — копия соглашения по обслуживанию, которое подписано заявителем;
  • копия акта приема-передачи различной документации, непосредственно имеющей отношение к содержанию многоквартирного дома, должностному лицу, которое взяло на себя эти обязанности, если уволенная УК подает заявление на удаление здания из реестра лицензий на управление МКД;
  • документ, который подтверждает законность действий официального представителя компании, в ситуации когда он имеется, заключенный в соответствии с законодательством РФ;
  • подробная опись представляемой документации с указанием названия и реквизитов каждого приложения и количества страниц, которая заверена подписью самого лицензиата.

Заявление и описанная выше документация рассматриваются за 10 рабочих дней.

Внесение корректировок в реестр лицензий на управление МКД обладает высоким уровнем значимости для управляющей компании. Она, согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ, может приступать к выполнению своих обязанностей только тогда, когда изменения будут проведены по базе.

В каком случае лицензия на управление МКД может быть аннулирована

Согласно статье 20 Федерального закона № 99 существует три реальные причины для того, чтобы аннулировать лицензию на управление МКД:

  • подача держателем заявления о том, что работа по данному виду деятельности остановлена;
  • ликвидация юридического лица или ИП;
  • решение, вынесенное в судебном порядке, о прекращении действия разрешения.

Основание аннулирования лицензии прописано в части 1-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная процедура осуществляется следующим способом: лицензионная группа выносит вердикт и отправляет его в орган государственного жилищного надзора, который на базе этого заключения формулирует иск в суд, а в ходе судебного процесса принимается решение о прекращении действия лицензии на управление МКД.

В части 2-й статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации зафиксированы причины для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ. Таким поводом может быть назначение в течение одного года двух и более административных наказаний за бездействие или исполнение не должным образом предписаний, а также удаление из базы информации о МКД, в которых суммарный метраж помещений находится на отметке не менее 15 % от всей площади обслуживаемых организацией зданий. Из этого можно сделать вывод о том, что государственная жилищная инспекция обладает правом лишить компанию лицензии на управление МКД и без решения суда.

Если вы находитесь на пороге удаления из реестра обслуживаемых 15 % помещений или не должным образом осуществляете руководство МКД, и вы готовы заявить себе об этом честно и начать что-то менять, главное — не допустите паники. Рассмотрим все ступени процесса аннулирования лицензии на реализацию деятельности по управлению МКД. Данный механизм подробно описан в части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Самое первое, что вы получите в ситуации выполнения лицензионных условий не должным образом — предписание ГЖН. А точнее, предписания, так как в течение одного года ГЖН обязан как минимум дважды выдать требование о ликвидации нарушений в работе по одному или целому ряду МКД, которые находятся под руководством управляющей компании.

Вторая стадия наступает в той ситуации, если вы в установленный период не реализовали указания ГЖИ или подошли к ним халатно. В данном случае в ходе судебного процесса должностному лицу управляющей компании будет назначено административное наказание за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний органов государственного жилищного надзора.

Только после этого ГЖИ имеет право исключить из реестра лицензий субъекта РФ информацию о помещениях, в отношении которых управляющая компания совершила нарушение регламентированных условий.

Если ситуация развивается так, что из базы уходит 15 % от суммарной площади зданий, лицензионная комиссия озвучивает вопрос о подаче иска на УК в суд о прекращении действия лицензии на управление МКД. ГЖН, который получил соответствующий вердикт от комиссии, обращается с заявлением в суд с просьбой об аннулировании вышеуказанного разрешения.

Пример. У компании из Волгограда аннулировали лицензию на управление МКД.

В течение всего 2016 г. УК многократно за ненадлежащий уровень содержания общего имущества в МКД привлекалась к административному виду ответственности за невыполнение предписаний ГЖИ.

В отношении организации было возбуждено шестнадцать дел об административных правонарушениях. Все завершилось тем, что компания потеряла приблизительно 20 % площадей от суммарной величины зданий, которые находились под ее руководством. Для лицензионной комиссии это явилось главным основанием для того, чтобы применить в отношении УК самую крайнюю меру. Суд принял решение аннулировать лицензию на управление МКД.

В соответствии с пунктом 5-м статьи 198 ЖК РФ, если в течение одного года УК дважды и более была привлечена за невыполнение или выполнение ненадлежащим образом предписаний Государственной жилищной инспекции в одном МКД, информация о данном доме удаляется из базы лицензий.

Если суммарный метраж помещений в подобных исключенных строениях составит 15 % и более от всей площади зданий, обслуживаемых организацией, разрешение на управление МКД будет отозвано. Управляющая компания из нашего примера руководила только одним домом, в связи с чем удаление последнего из базы лицензий привело к автоматическому аннулированию разрешения на деятельность.

Управляющая компания должна продолжить руководить МКД до того момента, пока владельцы помещений не найдут новую организацию или пока следующая УК определится по итогам открытого конкурса.

В связи с этим вам необходимо найти поддержку в лице собственников дома, ведь они могут выступить в роли вашего спасательного круга на стадии принятия решения комиссии ГЖН об исключении сведений о здании из реестра лицензий на управление МКД.

В соответствии с частью 7-й статьи 198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев после того как лицензионная комиссия сообщила собственникам помещений о том, что дом может быть исключен из реестра лицензий, они имеют право организовать общее собрание и на его основании вынести вердикт о продолжении или о завершении сотрудничества с данной управляющей компанией.

После встречи владельцев им дается три дня на то, чтобы уведомить о принятом решении государственную жилищную инспекцию. В данной ситуации сведения о доме не удаляются из реестра лицензий на управление МКД.

Мнение эксперта

Обязанности УК при исключении МКД из реестра

Елена Шерешовец ,

член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ»

При удалении МКД из реестра лицензий у управляющей компании появляется обязанность на должном уровне выполнять требования по обслуживанию дома, предоставлению сервиса, осуществлению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне России. Подобные требования зафиксированы в части 3-й статьи 200 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания обязана надлежащим образом выполнять работу по руководству МКД до момента образования обязательств в соответствии с:

  • договором управления МКД в том случае, если УК призвана общим собранием собственников или отобрана по итогам организованного органом местного самоуправления конкурса;
  • соглашением по ведению хозяйства МКД, заключенным компанией с ТСЖ, ЖК и ЖСК;
  • договором предоставления услуг, осуществлением ремонтных работ общего имущества в МКД, договором РСО, зафиксированным в части 1-й и 2-й статьи 164 ЖК РФ.

В ситуации формирования в МКД жилищного объединения управляющая компания должна выполнять функции по обслуживанию здания до фактической государственной регистрации ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Обязанность руководить домом до момента решения его дальнейшей судьбы появляется у хозяйствующей организации только в том случае, если произойдет удаление информации о жилом здании из реестра лицензий на управление МКД и строение не появится при внесении корректировок в эту базу.

Какая предусмотрена ответственность за управление МКД без лицензии

В КоАП РФ уже закреплена норма, которая устанавливает ответственность за ведение ИП без лицензии, когда такое разрешение обязательно на основании статьи 14.1.

Но на законодательном уровне также введено и положение, которое имеет непосредственное отношение к безлицензионной деятельности по руководству МКД согласно статье 14.1.3 КоАП РФ. Аргументировать это можно тем, что руководство домом обладает высоким социальным значением, а следственно, и повышенным уровнем ответственности компаний и ИП. Таким образом, штрафные санкции по статье 14.1.3 КоАП РФ значительно серьезней.

Когда УК реализует действия по управлению МКД с невыполнением лицензионных условий, она может быть привлечена к административному виду ответственности в соответствии с частью 2-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Если обратить внимание на список таких требований, зафиксированный в статье 193 ЖК РФ, то можно вычислить то, что штрафные санкции по части 2-й статьи 7.23.3 КоАП РФ будут применены лишь в двух ситуациях.

  1. При отсутствии у директора управляющей компании квалификационного документа или при условии, когда он был признан недействительным.
  2. При наличии у директора УК непогашенной судимости за преступные деяния в экономической отрасли, а также за тяжкие уголовные преступления.

Иные условия лицензии вряд ли формируют рассматриваемое правонарушение. Например, требование о том, что обслуживающая компания должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в России. Данный вопрос проверяется еще на стадии выдачи первичного разрешения на обслуживание дома.

Еще одно условие для получения возможности вести такую деятельность — за прошедшие 3 года претендент не должен иметь аннулированных лицензий на управление МКД в федеральном реестре. Если же таковое имело место, то право на работу заканчивается в тот день, когда вводится соответствующая информация в реестр согласно Жилищному кодексу РФ. В связи с этим управление домом в той ситуации, когда срок действия разрешения истек, необходимо рассматривать как другое нарушение законодательства — ведение предпринимательской деятельности по руководству МКД без лицензии, т. е. зафиксированное в части 1-й статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Последнее лицензионное условие — выполнение организацией требований по раскрытию информации, прописанных в части 10-й статьи 161 ЖК РФ. Отдельной статьей 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за игнорирование положений по обнародованию сведений управляющей компании.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что организация, обладающая рабочим разрешением, не подвергается наказанию за руководство каким-то определенным домом, информация о котором была удалена из реестра лицензий на управление МКД согласно части 5-й статьи 198 Жилищного кодекса РФ, несмотря на то, что этот факт можно расценивать как основание для остановки деятельности компании по обслуживанию этого здания.

Также следует сказать о том, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по статье 14.1.3 КоАП РФ как юрлицо.

Статья КоАП РФ

Диспозиция

Санкция

Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии"

  1. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирного дома без получения на это действие лицензии, если она носит обязательный характер.

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 250 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юридических лиц в размере от 150 до 250 тыс. руб.

2. Реализация деятельности предпринимателя по содержанию многоквартирных домов с игнорированием лицензионных условий за исключением тех ситуаций, которые прописаны в статье 7.23.1.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 250 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 250 до 300 тыс. руб.

Статья 7.23.3 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД"

2. Неисполнение прописанными в части первой статьи должностными лицами требований, предусмотренных нормами деятельности предпринимателей в сфере обслуживания многоквартирных домов, в срок аннулирования лицензии или прекращения ее действия в той ситуации, если указанные лица обязаны должным образом осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Административные штрафные санкции на должностных лиц в размере от 100 до 200 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на индивидуального предпринимателя в размере от 150 до 300 тыс. руб. или отстранение от деятельности в данной сфере сроком до трех лет

Административные штрафные санкции на юрлиц в размере от 150 до 500 тыс. руб.

Прописанные в данной таблице правонарушения необходимо относить к длительным, так как их суть заключается в том, что УК на протяжении значительного периода времени не выполняет должным образом свои непосредственные обязанности, также организация работает без получения разрешения и пренебрегает лицензионными условиями. Временной период привлечения к административному виду ответственности руководителя управляющей компании считается с того дня, как были обнаружены нарушения законодательства в ее деятельности.

Информация об эксперте

Е. В. Шерешовец, директор компании «КИТ», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, заведующая кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. «КИТ» - некоммерческое партнерство саморегулируемая организация управляющих недвижимостью «Качество. Инновации. Технологии». Деятельность НП СРО УН «КИТ» направлена на развитие профессионалов, управление эксплуатацией жилищного фонда, защиту интересов и законных прав членов партнерства.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходима ли получать лицензию ТСЖ с одним 2 подъездным домом в 78 квартир. ТСЖ работает с 1988 года с момента сдачи дома в эксплуатацию. Спасибо.

Нужна ли лицензия на чистку вентиляционных систем?

Существует ли обязательное лицензирование деятельности риэлторов?

добрый день,мне человека посоветовала знакомая как риэлтора который очень опытный и готов помочь, в приобретении жилья по военной ипотеке,в итоге оказалось,что человек преследовал только свои интересы а не наши,хотел на варится на нас и на продавце...

Какова процедура создания ТСЖ и насколько это выгодно?

Добрый день, хочу создать ТСЖ, интересует как создать его, на сколько это выгодно в какой программе работать в 1с или иная организация? Заранее благодарен за ответ Роман Зайдуллин, респ. Башкортостан

Лицензирование ук

Наша управляющая организация не получила лицензию на управление домами ОМСУ проводят собрания по выбору способа управления и предлагают временную управляющую организацию с лицензией которую они своим постановлением назначили. Собственники против...

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Создание ТСЖ

Здравствуйте! Управляющей компании, обслуживающей наш дом, отказали в получении лицензии. Поэтому я хочу организовать собрание собственников квартир и принять решение об учреждении ТСЖ. После того, как мы проведем собрание и примем это решение,...

Создание тсж при арестованных квартирах

Добрый день! В моем новом доме 300 квартир. 10 квартир пока под арестом. (двойные продажи, судебное разбирательство уже 3-ий год) Т.е. права собственности на них ни у кого нет. Домом управляет УК, которая не справляется со своими обязанностями....

20 Февраля 2015, 16:42, вопрос №734597 Дарья, г. Санкт-Петербург

Перечень вопросов по созданию ТСЖ

1. Какими сферами деятельности может заниматься ТСЖ, кроме управление жилым фондом? Гостиничной например может? 2. ТСЖ может являться учредителем другого юридического лица? 3. Организуя ОСС в очной форме, на данном собрание может быть принято...

Поэтому, исходя из этого подхода, собственникам квартир даже кажется удобнее, чтобы было создано Товарищество из владельцев недвижимости, где не будет от них требоваться посещения собраний, участие в принятии решений. Однако не все так рассуждают, есть неравнодушные жильцы домов, их немало – они могут либо становиться членами Товарищества, если организацией будет совершен переход на ТСН, либо же ходатайствовать за то, чтобы оставить ТСЖ как есть. Как правило, практика показывает, что если речь идет об одном многоквартирном доме, то не имеет смысла создавать общество собственников недвижимости. А если домов несколько, их жильцы согласны между собой на объединение усилий по благоустройству, тогда лучше формировать Товарищество из владельцев жилья.

Лицензия для тсн

Иными словами, ТСЖ является одним из видов ТСН. Вся путаница в организационно-правовых формах товариществ пошла после вступления в силу 1 сентября 2014 года поправок в Гражданский Кодекс РФ, устанавливающих ТСН как орган управления МКД. В то же время, Жилищный Кодекс РФ устанавливает ТСЖ как форму домоуправления.


Но ФНС России на сегодняшний день не регистрирует ТСЖ, так как этой организационно-правовой формы уже нет в ГК РФ. Те же собственники, которые создали в своём доме ТСН, не могли управлять им, поскольку Жилищный Кодекс возлагает эту функцию на ТСЖ.

Внимание

Возникла правовая коллизия, которую Минстрой попытался разрешить в своём письме № 10407-АЧ/04 от 10.04.2015 года «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с регистрацией товариществ собственников жилья». В этом документе говорится, что ТСЖ как форма домоуправления остаётся и перерегистрировать её в ТСН не нужно.

Legart

Поскольку в любом многоквартирном доме может быть только один орган управления. Подробнее о договоре управления читайте в этой статье 2146 0 ТСЖ или ТСН: в чём разница Прежде чем понять, необходимо ли автоматически включать всех собственников жилья в созданное в доме товарищество, необходимо понять, чем отличается ТСЖ от ТСН.

Под ТСН подразумевается добровольное объединение собственников помещений в здании, МКД, дачных домах, на садоводческих, огороднических или дачных земельных участках, созданное для совместного владения, использования и распоряжения общим имуществом (п.1 ст.123.12 ГК РФ). Товарищество собственников недвижимости включает в себя ТСЖ и другие специализированные потребительские кооперативы, деятельность которых регламентирована ФЗ №66 от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Форум бурмистр.ру — форум о жкх (управление многоквартирными домами)

Например: - вопросы аренды помещений; - обеспечение сохранности общего имущества; - приумножение общего имущества его развитие; - содержание общественного имущества; - вопросы общественного характера, взаимодействия людей; - работа со сметой для установления платы за коммунальные, ремонтные, административные, охранные и прочие услуги каждому собственнику и другое. Руководящее лицо Председатель Управляющий Обратите внимание! Деятельность и того, и другого вида управленческой формы должна обязательно вестись на основании Устава.

Но в ТСН есть возможность ввести какие-либо нужные дополнительные структуры исполнительного характера. К примеру, это может быть сервис по ремонту электричества в домах и зданиях, всего, что с этим связано.

Почему тсн-тсж не нужна лицензия на управление многоквартирным домом

Если среди квартир в доме есть такие, которые не используются под жилое помещение, а применяются с целью бизнеса, то в этом случае регистрируют Товарищество собственников недвижимости. Такое часто может происходить тогда, когда в доме на первых этажах имеются магазины и прочие организации.

Структуры ТСН или ТСЖ отличаются между собой по масштабности функций, налогообложению, ключевыми участниками собраний, от которых зависит принятие тех или иных решений и другими признаками. Когда есть некоммерческие, жилые помещения в многоквартирном доме, то функции управленческой силы осуществляют собственники жилья.
Когда же в объединение будут входить нежилые помещения, коммерческие образования недвижимости, либо земля, тогда благоустройством и содержанием общего имущества, выделенного по таким объектам, занимаются члены Товарищества собственников недвижимости.

Вопрос-ответ

  • Открытая система отчетности перед собственниками за проделанную работу и планируемые мероприятия по деятельности организации. Любому владельцу предоставляется возможность проверить даже финансовые движения по Товариществу.
  • Минусы ТСН выражены в следующих недостатках:
  • мнение большинства не учитывается, принимается во внимание только мнение участников-членов объединения;
  • в виду того, что ТСН – это юридическое лицо, то в любой момент организации вправе объявлять себя банкротом, что может сказаться негативно на доходности собственников, которые имели выгоду с деятельности Товарищества.

Обратите внимание! Товарищество владельцев и собственников любой недвижимости не несет никакой ответственности за те обязательства, которые должны исполнять его участники – члены объединения.

Разница между тсж и тсн

Инфо

ТСН же является некоммерческой организацией, не преследующей получение прибыли: «Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.


Товарищества собственников недвижимости Статья 123.12.

Что такое товарищество собственников недвижимости (тсн)

Жилищного кодекса (ЖК) и Гражданского кодекса (ГК) из которых любой желающий увидит, что для ТСН лицензия не нужна: Статья 161 ЖК. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом 2.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ) 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.» Как мы видим, из ч.
2. ст. 161 ЖК следует, что ТСЖ не является управляющей организацией. «Статья 192.

Тсн против тсж: что лучше?

Также в документе необходимо указать место нахождения ТСН, предмет и цели его деятельности, состав и компетенцию органов товарищества и порядок принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или большинством голосов. ФЗ №133 от 23.05.2015 года «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и в Федеральный закон «О политических партиях» внёс изменения в абз.1 п.1 ст.54 ГК РФ. Эти изменения гласят, что поскольку ТСЖ относится к разновидности организационно-правовой формы ТСН, то с 23 мая 2015 года при регистрации ТСЖ в наименовании нужно указать ТСЖ, в уставе прописать, что ТСЖ создается в организационно-правовой форме — ТСН. Иными словами, теперь в уставе ТСН и ТСЖ можно писать наименование не только «товарищество собственников недвижимости», но и «товарищество собственников жилья».

Тсж или тсн: в чем разница, что лучше и как правильно

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина? Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей. Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии? Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления. Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии? Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения? Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии.

Лицензия тсн

Вот за всем этим и следит общественная организация ТСЖ. Для её функционирования существуют свои статьи в Жилищном Кодексе РФ. Многоквартирное управление может осуществляться по-разному. В основном существует 3 способа, с помощью которых можно регулировать все дела по благоустройству многоквартирным зданием.

Эти способы законны и отражены в ч.2 ст.161 ЖК РФ:

  1. Непосредственная забота о доме жильцами.
  2. Создание Товарищества собственников жилья с главенствующей единицей – председателем.
  3. Жилищный, либо потребительский кооператив.
  4. Управляющая организация.

Управленческий способ, а также общество ТСЖ имеет свою специфику – система регулярных планируемых и внеплановых собраний членов, оплата членских взносов, протоколирования хода собраний и вынесения их решений. Такие собрания организовываются с соблюдением порядка, зафиксированного в ч.3 ст.161 ЖК РФ.

Лицензия для тсн

РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.Таким образом, если лицензия управляющей организации не аннулирована, это означает, что законных оснований для принятия подобных мер воздействия не наступило.

Несколько лет назад получение лицензии на управление многоквартирными домами стало новой темой в сфере ЖКХ.

Все пункты были расписаны в законодательстве.

Правительство предусмотрело достаточно понятную процедуру, но на практике возникают различного рода вопросы.

Попробуем разобраться в данной теме, чтобы процесс лицензирования прошел успешно.

Лицензия на управление многоквартирными домами открывает допуск к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ.

На лицевой стороне документа указывается:

  1. Название лицензии.
  2. Данные лицензиата.
  3. Номер и дата выдачи.
  4. Наименование органа, выдавшего лицензию.

Документ имеет формат А4.

С обратной стороны записываются:

  1. Район действия.
  2. Местонахождение УК.
  3. Сведения о лицензионной комиссии.

Информация о выданных лицензиях ведётся в реестре по субъектам и в федеральной базе на сайте Госжилинспекции . Данные носят публичный характер.

Кто выдает и срок действия

Лицензионная комиссия и Государственный Жилищный Надзор – структуры, которые занимаются выдачей разрешительных документов. Органом ГЖН в каждой области является жилищная инспекция . Есть регионы, где изменено название инспекции по усмотрению областного законодательства.

Комиссии создаются самостоятельно во всех регионах. В неё должно входить не более 30% представителей городских властей и законодательного собрания . 70% — это члены общественных организаций, имеют прямое отношение к жилищно-коммунальному хозяйству .

По некоторым вопросам жилищная инспекция и лицензионная комиссия — это два взаимодополняющих и взаимозаменяемых органа. Действуют согласованно при решении о выдаче, отказе, аннулировании лицензии на управление многоквартирными домами и во время проведения мероприятий по контролю и надзору за действиями УК.

Жилищные инспекции действуют достаточно давно. Как работает инспекция и осуществляет контроль над действиями УК, большинству граждан известно. Собственники жилых помещений, в случае разногласий с управляющей компанией, обращаются в инспекцию с различными жалобами на действия руководства.

Справка! Лицензионные комиссии – это одно из последних нововведений Жилищного законодательства и в деятельности УК. В Законодательстве условия и полномочия расписаны достаточно просто, но на практике возникают сложности при взаимодействии с лицензионной комиссией. Оспаривать действия сложно и очень хлопотно по времени.


Члены комиссии выполняют возложенные обязанности в соответствии с законом.

Чтобы совершать определённые действия, требовать выполнения обязательств, надо уметь разбираться в сфере ЖКХ. С другой стороны, деятельность лицензионной комиссии достаточно общая и в некоторых случаях — формальная.

В Законодательстве сформулированы два требования к кандидатам в члены комиссии:

  • обязательно наличие высшего образования;
  • стаж работы не менее двух лет в сфере ЖКХ.

Внимание! С января 2018 года лицензия выписывается органами Госжилнадзора сроком на пять лет. Основанием служит заявление соискателя, успешное прохождение экзамена, представленный пакет документов и решение комиссии. Ранее лицензия оформлялась бессрочно. Разрешения считаются действительными и распространяются исключительно в том регионе, где была получена лицензия.

Законодательная база в сфере лицензирования деятельности УК

Весь комплекс вопросов по лицензированию представляет собой отдельные части и освящается в законодательстве. Выпущено много федеральных законов, к которым прилагаются законы субъектов. Например, административные регламенты, принятые во исполнение требований законодательства.

Лицензирование регулируется нормативными актами:

  • ЖК, раздел X . Расписаны основные вопросы, но не затрагиваются все нюансы лицензирования;
  • Постановление Правительства от 28.10 2014г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» ;
  • ФЗ от 04.05.2011 N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» ;
  • Приказ Минстроя от 28.10.2014г. N 657 , N 658 .

Кому необходима: виды работ по обслуживанию МКД

Самый главный вопрос при подаче документов, кто может быть соискателем лицензии и кто должен сдавать квалификационный экзамен.

УК обязана заключить договор с жильцами. А чтобы заключить договор на обслуживание многоквартирного дома, надо иметь лицензию.

Примеры работ, подлежащие лицензированию:

  • сбор обязательных платежей;
  • содержание и плановый ремонт дома;
  • документооборот и сохранность документации;
  • работы на придомовой территории по благоустройству;
  • предоставление услуг по соглашению с компаниями ЖКХ;
  • аварийное обслуживание и контроль над нормальным функционированием жилого здания.

Нужна ли ТСЖ?

Лицензирование устанавливается для управляющих компаний. ТСЖ и ЖСК относятся к некоммерческим организациям. Соответственно, лицензия не требуется. Они могут жить спокойно до определённого времени, пока законодатель не решит изменить ситуацию.

Требования к соискателям

На основании Постановления разработаны и утверждены основные требования к соискателям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • отсутствие судимости и дисквалификации;
  • соблюдение правил предоставления услуг в МКД;
  • лицензия не должна быть аннулирована по инициативе комиссии;
  • регистрационные документы УК имеют соответствующий код деятельности по ОКВЭД;
  • предоставление финансовой отчётности и других документов, свидетельствующих об удовлетворительной работе УК.

Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата

Сдачи экзамена и получение аттестата – процесс долгосрочный.

Управляющие проходят тестирование на знание Жилищного законодательства и проверку жилищной инспекции.

Общественные деятели, представители сферы ЖКХ и ветераны отрасли принимают решение о выдаче документа.

Рассматривается несколько подразделов в общем плане, связанные со сдачей экзамена:

  1. Подача заявления на прохождение экзамена.
  2. Экзаменационная процедура.
  3. Ожидание результата и получение аттестата.

Свидетельством об успешной сдаче экзамена служит квалификационный аттестат.

С этим и другими документы соискатель обращается в органы ГЖН с заявлением о предоставлении лицензии.

В некоторых регионах предоставляется возможность познакомиться с вопросами экзаменов и пройти пробное тестирование.

Законодатель не определил, какое количество представителей должно пройти экзамен. Вопрос численности рассматривается на местах. Но для того, чтобы была взаимозаменяемость, рекомендуется, как минимум, два представителя: руководитель и его заместитель.

В форме компьютерного тестирования разработано 200 вопросов и три варианта ответов. Надо выбрать правильный вариант. При регистрации на экзамен каждый получает индивидуальный код, согласно которому предоставляется уникальный набор из ста случайных вопросов. Экзаменуемый последовательно отвечает на вопросы в течение двух часов без возможности возврата к предыдущему заданию.

УК могут не сдать экзамен. Тогда будет отказано в выдаче лицензии. В итоге, многоквартирные дома останутся без коммунального присмотра, жильцам которых не повезло с управляющими компаниями. В течение 15 дней после официального уведомления городской администрации, должно состояться собрание собственников жилья для принятия решения о переизбрании УК.

Осторожно! Если собственники не смогут определиться, городские власти самостоятельно подберут управляющую компанию путём открытого конкурса без участия жильцов многоквартирного дома.

Порядок действий

  1. Заявление о допуске к экзамену.
  2. Проверка в реестре дисквалифицированных лиц (от 3 до 10 рабочих дней).
  3. Уведомление о допуске к экзамену (15 рабочих дней).
  4. Регистрация на экзамен и проведение экзамена.
  5. Протокол о результатах формируется автоматически, но подписывается в течение 3 рабочих дней.
  6. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней с момента проведения экзамена. Уведомление отправляется электронным способом.

Внимание! Количество попыток не ограничивается, плата не взимается. Если экзамен не назначается и в этом нет вины соискателя, можно упредить ситуацию: написать требование-претензию, обжаловать бездействие должностных лиц лицензионной комиссии в прокуратуре.

Стоимость


За лицензию надо заплатить госпошлину:

  • получение первичной лицензии — 30 000 рублей ;
  • переоформление — 5 000 рублей ;
  • выдача дубликата — 5000 рублей .

Если воспользоваться услугами посреднической организации, которая все заботы возьмёт на себя, расходы увеличиваются от 15000 руб. до 85000 руб .

Документы

  1. Заявление от соискателя.
  2. Учредительные документы.
  3. Квалификационный аттестат.
  4. Приказ о назначении на должность.
  5. Платёжное поручение об уплате госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Алгоритм действий для получения лицензии условно можно разделить на два больших этапа: сдача квалификационного экзамена и подготовка документов на получение лицензии.

Срок оформления лицензии: 45 рабочих дней, если документы не возвращались на доработку.

Соискателю направляется уведомление о допуске и приглашение на экзамен. С момента подачи заявления до проведения экзамена должно пройти не более 15 дней. На интернет-ресурсах региональных администраций расписан регламент работы жилищных инспекций и действия соискателя на получение лицензии по управлению МКД. В представленных блоках имеется точная информация по основным направлениям:

  • дата очередного экзамена;
  • работа лицензионной комиссии;
  • сбор необходимых документов и формы, которые необходимо заполнить.

После успешной сдачи экзамена:

  1. Составляется заявка на получение лицензии.
  2. Документы рассматриваются соответствующим органом.
  3. Проводится внеплановая проверка.
  4. В итоге, заявитель получает лицензию на управление многоквартирными домами.

Казалось бы, всё просто, законодатель подробно расписывает каждый из этапов. Но детализация иногда приводит к некоторой путанице, смешивая и заменяя одно понятие другим. Отказы, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет, в некоторых ситуациях по суду признаются недействительными.

Способы подачи документов

Наблюдается тенденция переводить всю отчётность в электронную форму. Поэтому, наиболее удачный способ подачи документов на оформление лицензии — через сайт Госуслуг.
Также можно воспользоваться стандартными и привычными вариантами:

  • отправить по почте;
  • подать бумаги в МФЦ;
  • лично отнести в лицензионную комиссию;
  • воспользоваться услугами представителя или через доверенное лицо.

Важно! Бумаги для должностных лиц в государственный орган отправляются таким образом, чтобы на руках оставался документ, подтверждающий отправку. Если заявка подаётся в электронном виде, желательно, продублировать заказным письмом по почте с описью вложения, либо доставить лично через канцелярию со штампом о приёме документов. Это является основанием и доказательством отправки документов.

Порядок переоформления и продления

Старые образцы полежат переоформлению. Документы с оконченным сроком действия должны быть продлены. Процедура проходит на основании заявления и документов в срок от двух дней после проведения проверки и не позже тридцати дней после регистрации заявления. Готовится мотивированное решение.

Лишение и аннулирование: основания

Инициатором лишения и аннулирования права на осуществление деятельности, согласно жк рф, может быть как контролирующий орган, так и заявитель.

В первом случае основанием служит:

  • приказ о несоответствии лицензионным требованиям и представление в комиссию фальсифицированных документов;
  • привлечение к административной ответственности за невыполненные ранее предписания ГЖН.

Если инициатором выступает управляющий, основанием аннулирования лицензии является заявление лицензиата. В течение десяти дней издаётся приказ о прекращении предпринимательской деятельности. За три последующих дня решение доводится до сведения инициатора.

Последствия работы без разрешения

Управление многоквартирным домом без лицензии наказывается, в зависимости от состава нарушения:

  • по ст.14.1.3 КоАП : грозит административный штраф от 50000 до 250000 руб., исправительные работы до 10 суток ;
  • по ст. 171 УК : арест до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет либо налагается штраф до 1000 МРОТ .

Полезное видео

Подробно о нюансах лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами смотрите в данном видео:

Процесс от подачи заявления до получения лицензии до сих пор сопряжён с множеством спорных вопросов. С принятием законодательных актов, было много сказано о лицензировании на управление многоквартирными домами.

Прежде чем участвовать в процедуре разрешения на лицензионную деятельность, необходимо разобраться во всех тонкостях процесса сбора и подачи документов, подготовиться к успешной сдаче экзамена на получение аттестата и пройти проверки комиссии.



 

Возможно, будет полезно почитать: